внешние ссылки
- Wikimedia Commons содержит медиа-категорию для Ярославского моторного завода
. - Сайт ОАО «Автодизель » (на английском языке) — (на русском языке)
- Сайт ЯМЗ-дизель ( на русском языке)
- История ЯМЗ- дизеля на avtomash.ru (на русском языке)
авторитетный контроль |
|
- Данные: Q261015
- Мультимедиа: Автодизель (Ярославский моторный завод)
Награды[ | ]
В 1949 году за разработку двигателей линейки ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206 была вручена Сталинская премия.
В 1966 году завод награждён орденом Ленина.
В 1972 году заводу за разработку линейки двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238 и ЯМЗ-240 присуждена Государственная премия СССР.
В 1975 году завод награждён орденом Октябрьской Революции.
В 1976 году присуждена Ленинская премия за создание и освоение производства двигателей для тракторов «Кировец» К-700 и К-701.
В 2003 году вручена Премия Правительства за разработку и освоение производства дизельных двигателей многоцелевого назначения, впервые в России соответствующих международным стандартам по экологии.
Продукция[ | ]
Двигатель ЯМЗ-240М. Музей ОАО «Докучаевский флюсо-доломитный комбинат»
Продукцией завода являются:
- дизельные силовые агрегаты;
- дизельные электроагрегаты;
- капотированные силовые установки.
Двигатели ЯМЗ устанавливаются на более 300 моделей транспортных средств, производимых в Белоруссии, России и Украине. Основные потребители: ОАО «Уральский автомобильный , ООО «ЛиАЗ», РУПП «БелАЗ», ОАО «Электроагрегат», ООО «Слобожанская промышленная компания».
Кроме того, на ЯМЗ выпускали лицензионные 2,1-литровые 109-136-сильные турбодизели OM646, которые в 2013—2018 гг. устанавливались на фургоны и микроавтобусы Mercedes-Benz Sprinter (W909), известные как «Спринтер Классик».
использованная литература
- https://www.army-guide.com/rus/firm2078.html
- ↑ ab
Лебедев // Канунников С. В. Отечественные легковые автомобили. 1896—2000 гг.. — М.: За рулём, 2007. — 496 с. - Эйсмонт М. Гражданское общество: Рабочие ЯМЗ и Путин — Газета «Ведомости » № 119 (2637), 1 июня 2010 г. (на русском языке)
- https://www.oldrussiancars.com/category/trucks/kraz-221/
- Эта работа содержит производный перевод « Ярославский моторный завод » из английской Википедии, выпущенный ее издателями под лицензией GNU Free Documentation License и лицензией Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0 Unported License .
- Эта работа содержит производный перевод русской Википедии « Ярославский моторный завод », выпущенный его издателями под лицензией GNU Free Documentation License и Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0 Unported License .
грузовые автомобили
В период с 1925 по 1951 год ЯМЗ
выпускал грузовики всех типов.
Довоенные модели
- Я-3 (1925-1928, нелицензионная копия грузовика Белый ТАД)
- 4-й (1928-1929)
- 5-й (1929-1934)
- 11-й
- 12-й (1943-1946)
- 13-й
- ЯГ-3 (1932-1934)
- ЯГ-4 (1934-1936)
- ЯГ-5
- ЯГ-6 (1936-1942 гг.)
- ЯГ-7 (1939 г., прототип)
- ЯГ-10 (1932 г.)
- ЯГ-12 (1932 г., четырехосный грузовик, опытный образец)
- ЯС-1 (1935-1936, самосвальный вариант ЯГ-4)
- ЯС-3 (1936-1942, самосвальный вариант ЯГ-6)
- ЯС-4 (1939 г., опытный образец, самосвальный вариант грузового автомобиля ЯГ-7)
- ЯСП (1934 г., полугусеничный вариант на базе Я-5. Опытный образец.)
Послевоенные модели
- ЯАЗ-200
(производство перенесено на завод МАЗ , 1947-1950 гг.) - ЯАЗ-205
(производство перенесено на завод МАЗ , 1945-1946 гг.) - ЛЕТО-210
(1951-1958) - ЯАЗ-214
(производство перенесено на завод КрАЗ , 1956-1959 гг.) - ЯАЗ-218
(прототип самосвала, 1954 или 1957 г.) - ЯАЗ-219
(производство перенесено на завод КрАЗ , 1957-1959 гг.) - ЯАЗ-221
(производство перенесено на завод КрАЗ , 1957-1958 гг.) [ 4 ] - ЛЕТО-222
- ЯАЗ-225
(производство перенесено на завод МАЗ , 1949 г., позже переименован в МАЗ-525) - ЯАЗ-226
(прототип)
автобусов
- Я-6
(автобусный вариант Я-5, выпускался в 1929-1932 гг.) - ЯА-2
(прототип 1932 г.) - ЯА-3
Троллейбусы
- ЯТБ-1 (1936 г.)
- ЯТБ-2 (1937 г.)
- ЯТБ-3 (1938 г.)
- ЯТБ-4 (1938 г.)
- YaTB-4a (1941)
- ЯТБ-5 (1941 г.)