Мичуринский автобус ЗАО (Мичуринский завод по производству автобусов)

Координаты: 52°54′46″ с. ш. 40°29′32″ в. д. / 52.91278° с. ш. 40.49222° в. д. / 52.91278; 40.49222 (G) [www.openstreetmap.org/?mlat=52.91278&mlon=40.49222&zoom=14 (O)] (Я)

ЗАО «Мичуринский автобус»
Тип Закрытое акционерное общество
Основание 1951
Расположение Мичуринск, Тамбовская область (Россия)
Ключевые фигуры Куликов Владимир Павлович — генеральный директор
Отрасль машиностроение
Продукция автобусы
Число сотрудников 200
Материнская компания ЗАО «Росавтомаш»
Сайт [www.mbus.ru s.ru]

К:Компании, основанные в 1951 году

ЗАО «Мичуринский автобус»

(Мичуринский авторемонтный завод, МАРЗ) — завод по производству автобусов в городе Мичуринске Тамбовской области.

История предприятия

Решение о строительстве авторемонтного завода в Мичуринске было принято сразу после второй мировой войны, в 1946 году. Уже в 1951 году завод начал выпуск первой продукции. С 1955 году на базе Мичуринского авторемонтного завода осуществлялся капитальный ремонт автобусов ЗИС-127, ЗИЛ-158 и ЛАЗ-695. Качественный скачок в развитии предприятия произошел в 1993 году, когда завод организовал собственное производство автобусов ЛАЗ-695Н и их модификаций[1].

Автобусы собственной конструкции предприятие изготовляет с 1995 года. Первой была модель МАРЗ-5266, на базе ЛиАЗ-5256. Позже появились ещё три модели, давшие основу нескольким модификациям «среднего» и «большого» класса.

Наступление экономического кризиса в 2008 году тяжело сказалось на положении предприятия. В начале 2009 года завод выпускал три автобуса в месяц вместо прежних 15. Произошло значительное сокращение рабочего персонала, из 320 человек, работавших на предприятии, осталось 200[2].

В 2009 году ЗАО было признано банкротом и в 2011 году ликвидировано [3].

В 2014 году украинская компания City Transport Group (владелец автобусного завода ЛАЗ), объявила о намерении создать на площадях бывшего завода предприятие по сборке автобусов, троллейбусов и спецтехники [3].

Об автобусном заводе

Решение о строительстве авторемонтного завода было принято в 1946 году. Уже в 1951-ом начался выпуск первой продукции. С 1955-го на базе Мичуринского авторемонтного завода выполнялся ремонт автобусов ЗиС/ЗиЛ и ЛАЗ. В 1993-ом было организовано собственное производство модели ЛАЗ-695Н и их модификаций. Выпуск машин собственной конструкции и торговой марки – МАРЗ – начался в 1995-ом. Первой моделью был автобус МАРЗ-5266, созданный на базе ЛиАЗ-5256. Затем появились еще три модели, на базе которых создавались модификации разного назначения.

Экономический кризис 2008 года тяжело сказался на деятельности предприятия. Объемы производства и количество работающих на заводе сотрудников сократилось. В результате в 2009 году завод признан банкротом, в 2011-ом – ликвидирован. Несмотря на прекращение деятельности продукция предприятия продолжает вызывать интерес пользователей Интернета, поэтому далее представлены автобусы МАРЗ.

Видео

Продукция завода

Сейчас предлагается четыре унифицированных автобуса марки МАРЗ, оборудованные агрегатами отечественного производства: городские двухдверные 42191 и трёхдверные варианты 52661/5277 длиной 10,4 и 11,9 м общей вместимостью 88 и 110 пассажиров соответственно, а также созданные на их базе пригородные машины 42191 и 5266 на 35 и 45 посадочных мест. Они комплектуются дизельными двигателями ЯМЗ-236НЕ и ЯМЗ-236НЕ2 V6 заднего расположения (230—235 л. с.), механической 5-ступенчатой коробкой передач и пневматической подвеской.

Их особенностями являются полностью оцинкованные стальные кузова с усиленной антикоррозионной обработкой, передняя и задняя панели из стеклопластика, вклеенные стёкла и оригинальная форма передних световых приборов. В последние годы завод пытается отойти от устоявшегося внешнего вида своих автобусов, предлагая для 12-метровых пригородных и междугородных автобусов 42191-01 и 5277-01 более современные обтекаемые кузова с повышенным расположением салона и багажными отсеками, новым более округлым стилем передней облицовки, световых блоков и зеркал заднего вида.

Средний класс

  • МАРЗ-42191, городской автобус для эксплуатации на городских и пригородных маршрутах

средней интенсивности по дорогам I и II категорий.

  • МАРЗ-42191-01, пригородный и междугородный автобус на базе городского МАРЗ-42191,

для эксплуатации на ближних и среднемагистральных маршрутах по дорогам I и II категорий.

Большой класс

  • МАРЗ-5277, городской автобус для эксплуатации на городских и пригородных маршрутах

большой интенсивности по дорогам I и II категорий.

  • МАРЗ-5277-01, пригородный и междугородный автобус для эксплуатации на маршрутах средней протяжённости. Изготовлен на шасси городской модели.

Модельный ряд

Предприятие предлагало несколько унифицированных автобусов марки МАРЗ, оборудованные агрегатами отечественного производства: городские двухдверные 42191 и трёхдверные варианты 52661/5277 длиной 10,4 и 11,9 м общей вместимостью 88 и 110 пассажиров соответственно, а также созданные на их базе пригородные машины 42191 и 5266 на 35 и 45 посадочных мест. Они комплектовались дизельными двигателями ЯМЗ-236НЕ и ЯМЗ-236НЕ2 V6 заднего расположения (230—235 л. с.), механической 5-ступенчатой коробкой передач и пневматической подвеской.

Их особенностями являлись полностью оцинкованные стальные кузова с усиленной антикоррозионной обработкой, передняя и задняя панели из стеклопластика, вклеенные стёкла и оригинальная форма передних световых приборов. В последние годы завод пытался отойти от устоявшегося внешнего вида своих автобусов, предлагая для 12-метровых пригородных и междугородных автобусов 42191-01 и 5277-01 более современные обтекаемые кузова с повышенным расположением салона и багажными отсеками, новым более округлым стилем передней облицовки, световых блоков и зеркал заднего вида.

МАРЗ-5266 / МАРЗ-52661

В 1995 году МАРЗ начал производство модельного ряда автобусов собственной конструкторской разработки, одними из которых стали МАРЗ-5266 (пригородный) и МАРЗ-52661 (городской).

МАРЗ-52661 является городским пассажирским автобусом большой вместимости. Он отличается простотой конструкции, высокой прочностью как шасси, так и кузова, а также тем, что оснащается ярославским двигателем ЯМЗ-236. Дизель установлен на специальной раме, которая в случае необходимости выдвигается, облегчая тем самым доступ к нему.

Автобус МАРЗ-5266. Фото Википедия

За восемь лет серийного производства автобус перетерпел некоторые изменения в дизайне. Первые автобусы МАРЗ-52661 были несколько угловатыми, во многом походили на львовский аналог – ЛАЗ-5252. При этом они имели три поворотные двери, две из которых – передняя и задняя – были узкими, одностворчатыми. У последних же модификаций автобуса корпус стал более плавным, а все три двери – двустворчатыми.

Далее представлены характеристики МАРЗ-5266 и 52661.

Базовые характеристики

  • Тип кузова. Цельнометаллический, сварной, облицовка из оцинкованной стали.
  • Габариты кузова, мм. (ДхШхВ). 11863х2500х3040.
  • Общее количество мест, в том числе посадочных. 73, в том числе посадочных 45/117, в том числе посадочных 28.
  • Тип сидений. Совмещенные мягкие с поручнями.

Технические характеристики

  • Тип топлива. Дизель.
  • Емкость топливного бака, л. 240.
  • Снаряженная и технически допустимая масса, кг. 9300 и 17900/9000 и 16000.
  • Рулевой механизм. 64299 с распределителем (типа МАЗ) и гидроусилителем ЦГ70-280.
  • Тормоза. Барабанные.

Характеристики шасси

  • Колесная формула. 4х2.
  • Колесная база, мм. 5830/5990.
  • Клиренс/дорожный просвет, мм. 310.
  • Шины. 295/80R22.5/280R508.
  • Колеса. 7,00-20.
  • Сцепление. Сухое, однодисковое.
  • Антиблокировочная система тормозов (ABS). Отсутствует.

Характеристики двигателя/силового агрегата

  • Модель. ЯМЗ-236НЕ-2/ЯМЗ-236М2.
  • Тип. Дизельные.
  • Количество и расположение цилиндров. 6V.
  • Нормы экологической безопасности. Евро-2.
  • Рабочий объем, л. 11,5/11,15.
  • Мощность двигателя, кВт (л.с)/мин. 173 (235)/132(180).
  • Максимальный крутящий момент, Нм/мин. -/667.
  • Расположение двигателя. Заднее.
  • КПП. 5/1 ЯМЗ-236П.
  • Подвеска. Зависимая пневматическая.
  • Контрольный расход топлива при 60 км/ч, л/100 км. 22.
  • Максимальная скорость, км/ч. 90.

Видео

МАРЗ-4251/МАРЗ-4251-01

Мичуринский автобус МАРЗ-4251 принадлежит к первому классу пассажирской техники, предназначен для перевозки пассажиров по городским и пригородным маршрутам.

Китайское шасси Dongfeng со 140-сильным двигателем Yuchai (лицензия Ford) соответствует возложенным на него задачам и в автобусном варианте отвечает российским требованиям по экологии, шуму, тормозам и многим другим параметрам. Не подкачал и мичуринский кузов: обзорность с места водителя, планировка салона, размещение поручней и элементов пассивной безопасности тоже соответствуют действующим законодательным актам.

Учитывая все пожелания, отмеченные на двух первых опытных образцах, на заводе решили переработать весь каркас кузова с целью уменьшения площади остекления, а заодно чуть наклонить стойки кузова внутрь автобуса, чтобы он своими прямыми углами не напоминал обувную коробку. Более того, доработанный автобус образца 2008 года получил новые пластиковые маски спереди и сзади.. По сравнению с основными конкурентами новый автобус имеет достаточно низкую цену, а многие потребительские свойства на уровне или даже лучше. В том числе небольшой уровень пола относительно дороги за счет применения колес меньшей размерности, две полноценные автоматические двери для входа-выхода пассажиров, рациональную планировку салона без дополнительных ступеней и пандусов внутри, экономичный дизельный двигатель (Евро-3) и большую общую пассажировместимость.

Мичуринский автобус МАРЗ-4251-01 принадлежит к первому классу и предназначен для перевозки пассажиров по пригородным маршрутам.

Базовые характеристики

  • Тип кузова. Вагонной компоновки.
  • Каркас кузова сварен из прямоугольных низколегированных стальных труб.
  • Боковые панели – оцинкованный стальной лист.
  • Передняя и задняя панели – из стеклопластика.
  • Арки колёс и подножки – из стеклопластика.
  • Днище, колёсные арки и полости труб обработаны антикоррозийными материалами.
  • Габариты кузова, мм. (ДхШхВ). 7539х2360х3056.
  • Количество и тип дверей. Две автоматические одностворчатые двери.
  • Общее количество мест, в том числе посадочных. 48-56, в том числе посадочных 16-22/43, в том числе посадочных 25.

Технические характеристики

  • Тип топлива. Дизель.
  • Емкость топливного бака, л. 105.
  • Технически допустимая масса, кг. 9400.
  • Нагрузка на переднюю/заднюю ось от технически допустимой массы, кг. 3000/6400.
  • Минимальный радиус разворота, м. 8,2.
  • Тип рулевого управления. «винт-шариковая гайка-рейка».
  • Тормозная система. Рабочая – двухконтурная, пневматическая, с АБС (Wabco). Стояночная – задний тормоз с приводом от пружинных энергоаккумуляторов. Вспомогательная – моторный тормоз.

Характеристики шасси

  • Марка. Dongfeng EQ6710KSD.
  • Ведущий мост. Задний.
  • Колесная формула. 4х2.
  • Колесная база, мм. 3800.
  • Тип сцепления. Сухое, однодисковое, диафрагменное вытяжного типа.
  • Шины. Бескамерные, 8,25 R16.
  • Антиблокировочная система тормозов (ABS). Присутствует.

Характеристики двигателя/силового агрегата

  • Модель. Cummins, ISDe 140-30.
  • Тип. Дизельный, с турбонаддувом и промежуточным охлаждением.
  • Количество и расположение цилиндров. 4, рядное.
  • Нормы экологической безопасности. Евро-3.
  • Рабочий объем, л. 4,5.
  • Мощность двигателя, кВт (л.с)/мин. 103 (140).
  • Максимальный крутящий момент, Нм/мин. 450.
  • Расположение двигателя. Заднее.
  • КПП. DF-17KD, механическая, 5-ступенчатая, с синхронизаторами на 1-2-3-4-5 передачах.
  • Подвеска. DANA DF, зависимая, рессорная, с двумя телескопическими амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости.
  • Контрольный расход топлива при 60 км/ч, л/100 км. 16,5.

МАРЗ-5277/МАРЗ-5277-01

МАРЗ-5277 – автобус класса I для перевозки пассажиров по городским маршрутам. На базе автобуса выпускался по спецзаказу МАРЗ-5277 «Библиобус».

Автобус МАРЗ-5277-01. Фото Википедия

МАРЗ-5277-01 – автобус класса II для перевозки пассажиров по пригородным и междугородним маршрутам. Особенностью являлись полностью оцинкованные стальные кузова с усиленной антикоррозионной обработкой, передняя и задняя панели из стеклопластика, вклеенные стёкла и оригинальная форма передних световых приборов. В последние годы завод пытался отойти от устоявшегося внешнего вида своих автобусов, предлагая более современные обтекаемые кузова с повышенным расположением салона и багажными отсеками, новым более округлым стилем передней облицовки, световых блоков и зеркал заднего вида.

Базовые характеристики

  • Тип кузова. Несущий, цельнометаллический, вагонной компоновки.
  • Габариты кузова, мм. (ДхШхВ). 11953х2500х3060.
  • Количество и габариты дверей. Три двухстворчатые распашные, формула – 1-1-1/две одностворчатые, формула – 1-0-1.
  • Общее количество мест, в том числе посадочных. 100, в том числе посадочных 23+1/70, в том числе посадочных 45+1.

Технические характеристики

  • Тип топлива. Дизель.
  • Емкость топливного бака, л. 240.
  • Технически допустимая масса, кг. 18000/16410.
  • Нагрузка на переднюю/заднюю ось от технически допустимой массы, кг. 6760/11240 / 5580/10830.
  • Рулевой механизм. Csepel C-500.
  • Тип рулевого управления. С гидроусилителем.
  • Тормозная система. Рабочая – двухконтурная, с разделением на контуры по осям, разжимные механизмы кулачковые. Стояночная – тормозные механизмы ведущего моста с приводом от пружинных энергоаккумуляторов. Запасная – функцию аварийного тормоза выполняют пружинные энергоаккумуляторы, действующие на заднюю ось.

Характеристики шасси

  • Ведущий мост. Задний. RABA A-518.75-3300 или КААЗ 20-2400012.
  • Колесная формула. 4х2.
  • Колесная база, мм. 5830.
  • Тип сцепления. ЯМЗ, однодисковое сухое, фрикционного типа.
  • Шины. 295/80 R22,5.

Дополнительные характеристики

  • Вентиляция. Естественная, через люки и форточки.
  • Система отопления. Воздушная, использующая тепло охлаждения двигателя.
  • Объем багажного отсека, куб.м. 3,8 (у междугородней версии).
  • Расположение багажного отсека. Под пассажирским салоном.

Характеристики двигателя/силового агрегата

  • Модель. ЯМЗ-6563.10.
  • Тип. Четырехтактный дизельный с турбонаддувом и промежуточным охлаждением воздуха.
  • Количество и расположение цилиндров. 6V.
  • Нормы экологической безопасности. Евро-2.
  • Рабочий объем, л. 11,15.
  • Мощность двигателя, кВт (л.с)/мин. 169 (230) при 2100 об/мин.
  • Максимальный крутящий момент, Нм/мин. 882 при 1000-1300 об/мин.
  • Расположение двигателя. Заднее продольное.
  • КПП. ЯМЗ-2361-81, трехходовая пятиступенчатая.
  • Подвеска передней-задней оси. Зависимая, пневматическая, с 2 телескопическими гидравлическими амортизаторами и регулятором положения кузова-Зависимая, пневматическая с двумя регуляторами положения кузова, с четырьмя гидравлическими телескопическими амортизаторами.

Видео

МАРЗ-42191/МАРЗ-42191-01

МАРЗ-42191 – автобус класса I для перевозки пассажиров по городским маршрутам.

Автобус МАРЗ-42191. Фото Википедия

МАРЗ-42191-01 – автобус класса II для перевозки пассажиров по пригородным и междугородним маршрутам.

Базовые характеристики

  • Габариты кузова, мм. (ДхШхВ). 10553х2500х3060.
  • Количество и тип дверей. Две двухстворчатые распашные/две одностворчатые.
  • Общее количество мест, в том числе посадочных. 80, в том числе посадочных 26+1/60, в том числе посадочных 37+1.

Технические характеристики

  • Тип топлива. Дизель.
  • Емкость топливного бака, л. 240.
  • Технически допустимая масса, кг. 16340/15680.
  • Нагрузка на переднюю/заднюю ось от технически допустимой массы, кг. 5510/10830 / 5100/10580.
  • Рулевой механизм. Csepel.
  • Тип рулевого управления. С гидроусилителем.
  • Тормозная система. Рабочая – двухконтурная, с разделением на контуры по осям, разжимные механизмы кулачковые. Стояночная – тормозные механизмы ведущего моста с приводом от пружинных энергоаккумуляторов. Запасная – функцию аварийного тормоза выполняют пружинные энергоаккумуляторы, действующие на заднюю ось.

Характеристики шасси

  • Ведущий мост. RABA A-518.75-3300 или КААЗ 20-2400012.
  • Колесная формула. 4х2.
  • Колесная база, мм. 4810.
  • Тип сцепления. ЯМЗ, однодисковое сухое, фрикционного типа.
  • Шины. 295/80 R22,5.
  • Антиблокировочная система тормозов (ABS).

Дополнительные характеристики

  • Вентиляция. Естественная, через люки и форточки.
  • Система отопления. Воздушная, использующая тепло охлаждения двигателя.

Характеристики двигателя/силового агрегата

  • Модель. ЯМЗ-6563.10.
  • Тип. Четырехтактный дизель с турбонаддувом и промежуточным охлаждением воздуха.
  • Количество и расположение цилиндров. 6V.
  • Нормы экологической безопасности. Евро-3.
  • Рабочий объем, л. 11,15.
  • Мощность двигателя, кВт (л.с)/мин. 169 (230) при 2100 об/мин.
  • Максимальный крутящий момент, Нм/мин. 882 при 1000-1300 об/мин.
  • Расположение двигателя. Заднее.
  • КПП. ЯМЗ-2361-81, трехходовая пятиступенчатая.
  • Подвеска. Передняя – зависимая, пневматическая, с 2 телескопическими гидравлическими амортизаторами и регулятором положения кузова. Задняя – зависимая, пневматическая с двумя регуляторами положения кузова, с четырьмя гидравлическими телескопическими амортизаторами.

Ссылки

  • Армения ЕрАЗ¹
    Белоруссия 140-й ремонтный завод • АМАЗ • Амкодор • БАРЗ • БелАЗ • БелДжи • Белкоммунмаш • ГАРЗ • ГЗТО¹ • МАЗ • МАЗ-MAN • МЗКТ • МоАЗ • Неман • Форд-Юнион¹ • Юнисон¹
    Грузия Дельта • КАЗ¹ • ТТРЗ
    Казахстан Азия Авто • АгромашХолдинг • АРКЗ¹ • KPI • СарыаркаАвтоПром
    Киргизия БАСЗ • ТАвЗ²
    Латвия AMO Plant • Dartz Motorz • Ford-Vairogs² • OSC • RAF¹ • REAF¹ • РОМЗ¹ • Руссо-Балт¹ • Baltijas Džips Ltd.¹
    Литва KAG¹ • VFTS¹
    Молдавия Днестр-Авто²
    Россия 101 ЦАРЗ² • 172 ЦАРЗ • АвтоВАЗ • АвтоКубань¹ • Автоспецоборудование • Автотор • Альтерна • АМЗ • АМУР (УАМЗ) • Аремкуз¹ • АТУЛ¹ • BAW-RUS Motor Corporation • БАЗ • БЗКТ • БРМЗ² • ВИС • ВАРЗ • ВЗМО² • Волжанин • ГАЗ • ГЗСА • ГолАЗ • Дервейс • ЕлАЗ • ё-Авто¹ • ЗИЛ • ЗМА • ИжАвто • Ижорский завод • ИАСЗ • КАТАСИ¹ • КАвЗ • КАМАЗ • Комацу-Рус • КЗКТ¹ • Красный Путиловец • Лессельмаш² • ЛиАЗ • МАДИ • МАРЗ • Маруся Моторс¹ • МЗСА • ММЗ • Москвич¹ • НАМИ • НефАЗ • ОЗТП • ПАЗ • Псковавто • Рено Россия • РИАТ² • РоАЗ² • РАСЗ • РосЛада • РМЗ • САЗ • СеАЗ² • СемАР • Соллерс • ТагАЗ • Тонар • ТМЗ • УАЗ • УралАЗ • Уралец² • ЦАРМ¹ • ЧебАРЗ • Чеченавто • ЯМЗ • Яровит
    Таджикистан ЧАЗ² • Худжанд-ЗИЛ²
    Туркменистан не имеется
    Узбекистан GM Powertrans Uzbekistan • GM Uzbekistan • GM Uzbekistan Khorezm • Land Rover Uzbekistan¹ • MAN Auto-Uzbekistan • Ravon • SamAuto • UzAutoSanoat • UzDaewoo²
    Украина Авиакон² • Автомаш² • Автотехника • Автотехнология • Анто-Рус¹ • Богдан • БАЗ • ВЕПР • Випос² • ВОЭЗ² • ГалАЗ • ГАРЗ • ДАБ² • ДАЗ • Доброта² • ДУАЦ • ЕАРЗ² • Еврокар • ЗАЗ • ЗЛК • ЖБТЗ • ЗЭЗТС² • ИВЕКО-Мотор Сич² • ИВЕКО-Украина² • ИЗАА² • КамМотор¹ • КАРЗ МОУ² • КБТЗ • КЗЭТ² • КМЗ² • КрАЗ • КрАСЗ¹ • ЛАЗ² • ЛАСЗ¹ • ЛБТЗ • ЛуАЗ • ЛЭК¹ • МеМЗ • НБТЗ • ОдАЗ¹ • Практика • Реформ • САРБ² • СБМ • СЗМ² • Скиф¹ • СКЭМ • Стасюлевич¹ • Стрый Авто² • Укравтобуспром • Украинская бронетехника • Фотон¹ • ХАДИ • ХАСЗ¹ • ХАРЗ • ХЗСМ • ХЗТМ • ХКБМ • Черкасский автобус • ЧАЗ² • ЧЗСА² • ЧРЗ² • Электронтранс • ЮМЗ²
    Эстония Combat Armoring Group • Esttec¹ • TARK¹ • TARTS² • VIHUR¹
    ¹ не функционируют, ² производство автомобилей прекращено

Отрывок, характеризующий Мичуринский автобус

– За что вы меня благодарите? – За то, что не просрочиваешь, за бабью юбку не держишься. Служба прежде всего. Спасибо, спасибо! – И он продолжал писать, так что брызги летели с трещавшего пера. – Ежели нужно сказать что, говори. Эти два дела могу делать вместе, – прибавил он. – О жене… Мне и так совестно, что я вам ее на руки оставляю… – Что врешь? Говори, что нужно. – Когда жене будет время родить, пошлите в Москву за акушером… Чтоб он тут был. Старый князь остановился и, как бы не понимая, уставился строгими глазами на сына. – Я знаю, что никто помочь не может, коли натура не поможет, – говорил князь Андрей, видимо смущенный. – Я согласен, что и из миллиона случаев один бывает несчастный, но это ее и моя фантазия. Ей наговорили, она во сне видела, и она боится. – Гм… гм… – проговорил про себя старый князь, продолжая дописывать. – Сделаю. Он расчеркнул подпись, вдруг быстро повернулся к сыну и засмеялся. – Плохо дело, а? – Что плохо, батюшка? – Жена! – коротко и значительно сказал старый князь. – Я не понимаю, – сказал князь Андрей. – Да нечего делать, дружок, – сказал князь, – они все такие, не разженишься. Ты не бойся; никому не скажу; а ты сам знаешь. Он схватил его за руку своею костлявою маленькою кистью, потряс ее, взглянул прямо в лицо сына своими быстрыми глазами, которые, как казалось, насквозь видели человека, и опять засмеялся своим холодным смехом. Сын вздохнул, признаваясь этим вздохом в том, что отец понял его. Старик, продолжая складывать и печатать письма, с своею привычною быстротой, схватывал и бросал сургуч, печать и бумагу. – Что делать? Красива! Я всё сделаю. Ты будь покоен, – говорил он отрывисто во время печатания. Андрей молчал: ему и приятно и неприятно было, что отец понял его. Старик встал и подал письмо сыну. – Слушай, – сказал он, – о жене не заботься: что возможно сделать, то будет сделано. Теперь слушай: письмо Михайлу Иларионовичу отдай. Я пишу, чтоб он тебя в хорошие места употреблял и долго адъютантом не держал: скверная должность! Скажи ты ему, что я его помню и люблю. Да напиши, как он тебя примет. Коли хорош будет, служи. Николая Андреича Болконского сын из милости служить ни у кого не будет. Ну, теперь поди сюда. Он говорил такою скороговоркой, что не доканчивал половины слов, но сын привык понимать его. Он подвел сына к бюро, откинул крышку, выдвинул ящик и вынул исписанную его крупным, длинным и сжатым почерком тетрадь. – Должно быть, мне прежде тебя умереть. Знай, тут мои записки, их государю передать после моей смерти. Теперь здесь – вот ломбардный билет и письмо: это премия тому, кто напишет историю суворовских войн. Переслать в академию. Здесь мои ремарки, после меня читай для себя, найдешь пользу. Андрей не сказал отцу, что, верно, он проживет еще долго. Он понимал, что этого говорить не нужно. – Всё исполню, батюшка, – сказал он. – Ну, теперь прощай! – Он дал поцеловать сыну свою руку и обнял его. – Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне старику больно будет… – Он неожиданно замолчал и вдруг крикливым голосом продолжал: – а коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно! – взвизгнул он. – Этого вы могли бы не говорить мне, батюшка, – улыбаясь, сказал сын. Старик замолчал. – Еще я хотел просить вас, – продолжал князь Андрей, – ежели меня убьют и ежели у меня будет сын, не отпускайте его от себя, как я вам вчера говорил, чтоб он вырос у вас… пожалуйста. – Жене не отдавать? – сказал старик и засмеялся. Они молча стояли друг против друга. Быстрые глаза старика прямо были устремлены в глаза сына. Что то дрогнуло в нижней части лица старого князя. – Простились… ступай! – вдруг сказал он. – Ступай! – закричал он сердитым и громким голосом, отворяя дверь кабинета. – Что такое, что? – спрашивали княгиня и княжна, увидев князя Андрея и на минуту высунувшуюся фигуру кричавшего сердитым голосом старика в белом халате, без парика и в стариковских очках. Князь Андрей вздохнул и ничего не ответил. – Ну, – сказал он, обратившись к жене. И это «ну» звучало холодною насмешкой, как будто он говорил: «теперь проделывайте вы ваши штуки».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]