Отличительные особенности
Техника с завода МТЗ выпускается на базе тракторов «Беларусь». Устройства производят во вспомогательных цехах. На сегодняшний день это крупный комплекс, выпускающий большой ассортимент качественной техники.
Первый мотоблок вышел в продажу в 1978 году. Его называли пешеходный трактор. Его быстро оценили по достоинству, отметив отличное качество обработки земли.
ВАЖНО!
Главной отличительной особенностью мотоблоков является наличие тракторного шасси, за счет чего с помощью него можно перевозить прицепы с крупногабаритным грузом.
Устройства способны развить скорость до 10 километров в час благодаря четырем передним передачам. Для более простых работ предусмотрена скорость 2,5 км/ч. Управление осуществляется удобной рулевой колонной. Элементы, контролирующие движение, расположены в верхней части конструкции.
Предусмотрено три модификации фрезы размером 42, 60 и 70 сантиметров. Мотоблоки оснащены четырехтактными карбюраторными двигателями с трехлитровым баком для топлива.
Мощность составляет от 5 до 8 лошадиных сил в зависимости от модели. За счет настройки мощность можно использовать не только навесные детали, но и мельнички и циркулярки.
Механическая шестеренка и многодисковая фрикционная коробка передач замкнутого типа обеспечивают качественную трансмиссию.
Эффективная работа поддерживается постоянным наличием масла в муфте сцепления. Оборудование можно дополнить быстросменными дополнительными деталями.
Машина легко справляется со вспашкой земли, обработкой картофеля, кошением травы и другими задачами. Блокировка колесных блоков и внутренний вал отбора мощности обеспечивают комфортную работу.
При разработке машины инженеры учли специфику российской местности, а также разные виды почвы. Благодаря этому устройство оснащено коробкой передач, позволяющей работать на тяжелых землях.
Прочный многозубчатый дифференциал повышает надежность мотокультиватора, а удобная рулевая колонка и широкие колеса — проходимости и управляемость.
Органы управления
Управление машиной осуществляется через жёстко соединённую с общим корпусом КПП и ведущего моста колонку с двумя рукоятками. Рукоятки снабжены ручным выжимным рычагом управления муфтой сцепления и рукояткой регулировки подачи топлива с тросовым приводом. Для удобного управления в реверсном режиме, колонку с рукоятками можно развернуть в противоположном направлении, например, для работы с роторной косилкой или шнековым снегоуборщиком.
Снегоуборщик с МТЗ 09Н
На верхнем крае колонки установлены два рычага переключения передач и рукоятка включения блокировки дифференциала. Одним рычагом пользуются для выбора скорости, другим для переключения направления движения «вперёд-назад». Последние версии машины оборудованы датчиком, блокирующим электросеть зажигания при включённой передачи.
Включение вала отбора мощности осуществляется рычагом, размещённым непосредственно на корпусе трансмиссии при механическом включении в зацепление зубчатого блока, соединяющего привод.
Старт двигателя осуществляется ручным тросовым устройством, передающим вращательный импульс непосредственно на коленчатый вал двигателя.
Технические характеристики
Параметр | Описание |
Марка двигателя | GX270 (Honda, Япония) |
Масса | 176 кг |
Номинальное тяговое усилие | 100 кгс |
Передние передачи | 4 |
Задние передачи | 2 |
Скорость передний ход/ задний ход, км/ч | 2,6-11,4/3,0-5,35 |
Дорожный просвет, мм | 295±5 |
Колея мотоблока, мм | 450±30, 600±30,700±30 |
Размеры мотоблока | 1780 х 846 х 1070 |
Максимальный вес прицепа | 650 кг |
Максимальный радиус поворота при колее 450 мм | 1 м |
Максимальная вертикальная нагрузка, действующая на сцепное устройство мотоблока от массы груженого прицепа | 50 кг |
Мощность | 9 л.с. |
Частота вращения коленчатого вала | 3600 об/мин |
Расход топлива | 319 кВт/ч |
Топливо | А-92 ТУ 38.001.165 |
Топливный бак | 6 л |
Масленый картнер | 1,1 л |
Маслянная ванна трансмиссии | 3,5 л |
Температура, при которой допустимо использование мотоблока | -20-+300С |
Модификация двигателя модели Беларус МТЗ-09Н
Различают следующие модификации двигателя, которыми оснащают Беларус МТЗ-09Н – это Honda GX270 и китайские альтернативы. Наиболее распространенной является модель с четырехтактным двигателем Honda, который имеет мощность 9 л.с., один цилиндр и максимальное количество оборотов 3600 в минуту.
Двигатель Kipor KG280
Двигатель Honda GX270
Двигатель Лифан LF177
С целью удешевления на модели устанавливают китайские двигателя Kipor KG280 и Lifan LF177, которые сходны по своим характеристикам. Однако отзывы о таких моторах в большей мере негативные, так как моторесурс значительно снижен. Отечественные моторы УД-15 и УД-25 отличаются экономным расходом топлива, но сложностью конструкции и, соответственно, сложным проведением ремонта.
Еще одной альтернативой являются модели с чешским мотором Motor Jikov GH1509, однако они не пользуются такой популярностью, как вышеперечисленные агрегаты.
Бренды –аналоги модели Беларус МТЗ-09Н
Сложно подыскать аналог такому знакомому и надежному агрегату, как Беларус МТЗ-09Н но, тем не менее, посоревноваться в работе могут машины бренда ЗУБР, Нева, Кентавр или китайский Grasshopper.
Достоинства и недостатки
Главное преимущество мотокультиватора заключается в наличии бензинового двигателя, способного работать при топливе любого качества.
Среди других достоинств техники можно выделить следующие:
- Универсальность. Их можно дополнять различными элементами российского и зарубежного производства. Это позволяет существенно увеличить многофункциональность.
- Простая конструкция. Благодаря этого можно ремонтировать агрегат самостоятельно.
- Эксплуатация в разных условиях. Машины прекрасно справляются со своей работой независимо от условий среды. Они рассчитаны на использование в средней полосе России, поскольку почта и топография этой местности наиболее подходит для узлов техники.
- Экономичность. Это обусловлено использованием горюче-смазоных материалов. При этом их качество не сказывается на работоспособности мотора.
- Современность. В ассортименте производителя несколько модификаций модели. Каждая из них отличается привлекательным внешним видом. Несмотря на долгий выпуск машин, современные агрегаты изготовлены с учетом последних тенденций.
Из недостатков потребители выделяют следующие:
- сложное переключение режимов работы из-за несинхронной трансмиссии;
- затрудненный поворот при перевозке грузов из-за несовершенной блокировки дифференциала;
- сложный доступ к креплениям усложняет подключение заводского навесного оборудования;
- высокая стоимость агрегатов по сравнению с аналогичной техникой от других производителей;
- большая масса устройства, из-за чего оператору приходится выполнять значительные физические нагрузки, особенно при проведении работ на неподготовленном участке.
Оснащение и устройство модели
Мотоблок Беларус 09н имеет мощный бензиновый мотор на 9 л.с. объемом 270 см3. В зависимости от конкретной модификации, машина может поставляться с двигателями различных отечественных, китайских японских и производителей других стран.
Агрегат оснащается двумя колесами с пневматическими шинами. Диаметр колес зависит от установленного двигателя.
Коробка передач механическая, ступенчатая с шестернями, которые находятся в постоянном зацеплении. Имеет 4 передних передачи и 2 задних.
Рычаги, переключающие режимы работы, органы управления (газ и сцепление) расположены на рулевой штанге вместе с рычагом управления блокировкой дифференциала.
Также МТЗ 09 имеет вал отбора мощности, используемый в качестве привода для навесного оборудования, такого как кормоизмельчитель, насос или циркулярная пила.
Крепление для сцепки оборудования универсально и дает возможность присоединять навесы даже от прошлых моделей мотоблока.
Двигатель
В интернете можно найти множество отзывов владельцев МТЗ 09Н насчет двигателей старого образца УД-15 или УД-25, которые на данный момент не актуальны и их можно поменять. Сейчас чаще всего вместо них устанавливают моторы Honda или Lifan.
Двигатель Honda GX270 ставится на мотоблок МТЗ 09Н на заводе и считается эталоном для подобной техники, рекомендуемым для установки на замену старым.
- мощность — 9 л.с.;
- объем — 270 см3;
- частота вращения вала — 3600 об/мин.
Lifan LF177 производится в Китае выступает как более дешевая альтернатива Хонде, а по заявленным характеристикам они идентичны. Можно найти большое количество положительных отзывов.
Клапаны
Недостаточно одной установки хорошего двигателя. За его состоянием нужно следить и проводить регулировку клапанов из-за меняющегося в них зазора во избежание дорогостоящего ремонта двигателя.
При большом зазоре в двигатель не поступает нужное количество бензина и он начинает издавать шумы.
Если возникли сомнения, проверьте и установите верный зазор при помощи лезвия для бритья, ширина которого должна быть от 0,1 до 0,15 мм — именно такие цифры у клапанов в нормальном состоянии.
Регулировка клапанов
- Немного открутите гайку и подложите лезвие под клапан.
- Пару раз проверните маховик — лезвие не должно мешать его движению, но и зазора быть не должно.
Карбюратор
При сбоях в работе двигателя, когда он не выдает нужную мощность, сделайте настройку карбюратора. Также делать это рекомендуется и после зимнего перерыва, чтобы не произошло поломок при выполнении работ.
Болтовые соединения могли ослабнуть при нахождении мотоблока без эксплуатации в течение долгого периода времени.
Регулировка карбюратора
Затяните болты, регулирующие максимальный и минимальный газ, до упора, затем открутите их на пол оборота.
Включите максимальное количество оборотов при помощи рычага управления. РАБОТА ДВИГАТЕЛЯ ПРИ ЭТОМ НЕ ДОЛЖНА ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ.
При помощи винта, отвечающего за положение дросселя, настройте обороты на холостом ходу — шумов при этом не должно быть.
Настройте подачу горючего в карбюратор при помощи топливных винтов. Если их закрутить, подача топлива уменьшится, есть приоткрутить — увеличится.
Правильная настройка карбюратора
Наиболее простой способ убедиться в правильной работе мотоблока — проверить состояние свечей, являющихся «лакмусовой бумагой» двигателя. Если они чистые — все хорошо, если нет — ищите сбои и проводите ремонт.
Сцепление
Сцепление мотоблока МТЗ Беларус 09Н отвечает за передачу переключения от рычага к КПП, поэтому от его исправности зависит работоспособность машины. Владелец должен уметь производить регулировку сцепления для правильности его работы.
Как определить проблемы со сцеплением
- Если мотоблок ведет и при полностью выжатом рычаге он пытается тронуться, это значит, что регулировочный винт ослаб и его следует затянуть.
- Если все наоборот (сцепление отпущено, а нужное количество оборотов не достигается или мотоблок стоит на месте), винт необходимо ослабить.
Часто владельцы считают, что самостоятельная настройка сцепления — сложный процесс, однако на видео можно заметить, что это достаточно просто.
Регулировка сцепления на мотоблоке
Обкатка
Всем новоиспеченным владельцам Беларуса 09 следует в первую очередь произвести его обкатку. Многие с удивлением и непониманием относятся к этой процедуре: зачем такому мощному мотоблоку нужна обкатка? Но, ознакомившись с инструкцией и отзывами, становится понятно, что делать это обязательно.
Обкатка — залог долгой беспроблемной работы мотоблока. Во время этой процедуры его детали становятся на место, притираются друг к другу и смазываются.
Давайте ознакомимся с важными правилами:
- Во время первой обкатки мотоблок ни в коем случае нельзя использовать на полную мощность и с навесным оборудованием.
- Затем производится обкатка с навесным оборудованием, но не для выполнения работ, а для увеличения веса мотоблока.
- Далее уже можно использовать машину в поле, но работы для начала выполнять вполсилы: для примера — максимальное погружение плуга составляет 20 см, а во время обкатки — 10 см.
Видео обкатки МТЗ 09Н
Каждый владелец должен понимать принцип включения и выключения ВОМ и разобраться с этим на стадии обкатки, т.к. от количества передаваемых оборотов зависит скорость работы навесного оборудования.
КПП
Мотоблок оборудован 6-ступенчатой коробкой:
- 4 передних передачи;
- 2 задних.
Скорость движения составляет от 2,6 км/ч на 1 передаче до 11,4 км/ч на четвертой. Таким образом, каждый владелец может выбрать оптимальную скорость для каждого вида работ.
При езде задом Беларус-09Н может развивать скорость до 5,35 км/ч.
Как устроена коробка передач
Ремонт коробки
Если при работе слышен шум в редукторе, первое, что нужно сделать, — проверить количество масла. Если его недостаточно, следует долить.
Уровень масла следует проверять перед каждой поездкой. При использовании без него коробка передач может быть серьезно повреждена. Выбор масла следует производить в соответствии с инструкцией по эксплуатации.
Если со смазочными элементами все в порядке, но шум не ушел, то, скорее всего, вышли из строя шестерни трансмиссии. Их необходимо немедленно заменить. Запрещается работать с неисправными шестернями, так как они могут рассыпаться, и вся трансмиссия может пострадать.
Часто бывает, что передача не включается, а именно 4. Причина банальна. Включается она нечасто и только во время самой сложной работы. Следовательно, в самом рычаге может быть недостаток смазки. Чтобы решить эту проблему, смажьте его маслом на ночь. Никаких уплотнений нет, и масло должно течь и свободно смазывать. Если проблема не исчезнет, вам нужно будет полностью разобрать и смазать все части контрольной точки.
Электричество
Беларус 09Н стандартно оснащен обычным стартером. Это не очень удобно, так как в зимний период сложно запустить. А если учесть наши холодные зимы, это становится совершенно непростой задачей.
Вот почему электростартер стал более распространенным. При желании мотоблок можно переоборудовать под него.
Переоборудование на электростартер
- Для этого требуется генератор, который обеспечивает электрический ток для электрического запуска. Для этих целей хорошо подойдет автомобильный генератор.
- Затем старый стартер снимается и на его место устанавливается электрический и подключается к генератору.
Видео установки генератора
Многих владельцев интересует тема света. По умолчанию фары отсутствуют. И разместить их можно только при установке генератора. Напряжения генератора хватает и на стартер, и на свет.
Видео установки фар и их подключения к генератору
Навесное оборудование
Мотоблок МТЗ Беларус 09Н можно дополнить следующими устройствами:
- Фрез. Позволяет подготавливать почву к посадке культур, перемешивая слои почвы и удобрения. Подходит для обработки легкого и среднего грунта, но не эффективна на целине. Перемалывает растения с землей, делая их однородными.
- Плуг. Предназначен для использования на плотной почве, где фрезе не справится. Обрабатывает землю и создает бороздку, а также используется для присыпки поднятого грунта. Проникает глубоко в почву, перемешивая все слои.
- Борона. Измельчает почву после вспашки участка плугом, обеспечивая более комфортные условия для проведения дальнейших работ.
- Окучник. Устройство предназначено для облегчения ухода за саженцами и минимизации ручного труда. Повышает качество и скорость обработки участка мотоблоком. Земля отбрасывается при прохождении рядов на растения, за счет чего удается устранить сорняки.
- Снегоуборщик. Похож на изогнутую лопату с наклоном в сторону. При движении сгребает снег в сторону. Расстояние выброса снега составляет от 3 до 6 метров в зависимости от мощности двигателя.
- Картофелесажалка. Отличное решение для тех, кто выращивает культуру в больших объемах. За короткий срок собирает большое количество картофеля, исключая ручной труд. Особого внимания заслуживает вибрационная модель, поднимающая корнеплоды с глубины до 20 см и отделяющая от него комки земли за счет вибрации.
- Косилка. Оборудование облегчает скос травы и уборку зерновой культуры. Есть роторные и сегментные устройства. У первых предусмотрено вращение ножей, а вторых — движение в горизонтальном направлении. Роторные наиболее эффективно справляются со скосом травы.
- Адаптер. Стандартный мотоблок — это конструкция на одной оси, оснащенная двумя колесами. При этом управление происходит при помощи рук человека, который идет сзади. Для обработки больших участков можно использовать адаптер. Он присоединяется к агрегату, упрощая его помещение и делая работу более комфортной.
- Прицеп. Мощность мотокультиватора позволяет перевозить грузы до 650 кг. В связи с этим целесообразна покупка прицепа.
- Утяжелитель и грунтозацеп. Обеспечивают эффективно сцепление с грунтом, за счет чего проще обрабатывать большую площадь. Грунтозацепы выполнены в виде обода, который крепится вместо колес. По периметру обода находятся пластины, обеспечивающие эффективное сцепление. Утяжелители подвешивают на мотоблок или навесное оборудование, чтобы предотвратить неравномерную обработку грунта.
Назначение мотоблока
Производство мотоблоков на Сморгонском агрегатнном заводе освоено в 1992 году. Первая модель называлась Беларус 05.
Выпускаемые компанией сельхозпомощники, сразу завоевали покупателей за функциональность, надежность и стоимость.
Дальнейшим развитием этого направления стало разработка и выпуск мотоблока следующего поколения, который получил обозначение Беларус МТЗ 09Н.
МТЗ Беларус 09Н универсальное техническое средство для производства сельхозработ, который крайне необходим для маленьких фермерских хозяйств или частников обрабатывающих небольшие земельные участки (2-5 га).
На таких участках невозможно или дорого привлекать трактора, в том числе и их малогабаритные версии.
Конструкция мотоблока, в том числе модификация Беларус 09Н 02 характеризуется одной колесной оси, на которой крепится двигатель обеспечивающий агрегат необходимой энергией.
Комплектуется сменным навесным оборудования позволяющего выполнять разнообразные работы. Выпускаемая модификация под обозначением МТЗ 09Н с двигателем Хонда способна выполнять следующие сельзозработы:
- обработка почвы;
- вспашка с помощью специально выпускаемого плуга;
- культивирование,
- боронование,
- окучивание,
- посадка сельхозкультур (особенно эффективна посадка картофеля с применением специальной картофелесажалки);
- уборка сельхозкультур, в том числе картофеля с использованием картофелекопалки.
Используя многообразное прицепное и навесное оборудование выполняют:
- косят траву;
- роют канавы;
- подстригают газоны;
- подметают территорию;
- убирают снег;
- перевозят грузы;
- перекачивают воду.
Инструкция по эксплуатации
Мотоблок просто в использовании, но для продления срока службы стоит внимательно следить за его состоянием:
- осматривать на наличие неполадок перед каждым использованием, в том числе проверять надежность болтовых соединений;
- после работ убирать частички земли или снега, чтобы предотвратить появления ржавчины;
- проводить забор топлива на высоте 2 сантиметра, чтобы предотвратить попадание пыли со дна бака в топливную систему;
- контролировать наличие масла, чтобы избежать преждевременный износ техники;
- использовать масло 10W-30, которое обеспечивает эффективную работоу мотоблока в любой сезон;
- перед сменой масла слить остатки предыдущего топлива, залить промывку и дать машине поработать на холостом ходу;
- использовать топливо М-10В2 или М-10Г2 в летний период, М-8Г2 — в зимний;
- заливать полный объем масла.
Цены нового и б/у
Мотоблоки 09-Н нельзя купить напрямую с завода, они продаются у официальных дилеров и в розничных магазинах. Цена на @Беларус [email protected] сильно зависит от региона поставщика, средняя стоимость нового агрегата составляет:
- 09Н-01 (Хонда) – 80400 руб.,
- 09H-02 (Вейма) – 73150 руб.,
- 09H-02 (Вейма на 13 л.с.) – 82000 руб.,
- 09R-02 – 67200 руб.
Купить б/у МТЗ 09Н довольно сложно, потому что предложений, которые могут говорить о надежности и долговечности мотоблока, очень мало — его все еще не хотят продавать. Еще есть возможность найти тяжелые агрегаты, их стоимость будет в среднем 39 тысяч рублей. Чаще всего продают старые МТЗ-05.
Несколько слов о производителе
Многие люди знают предприятие «МТЗ» и покупают его изделия. Ведь оно производит и продаёт сельскохозяйственное оснащение на протяжении многих десятков лет. Товары от Минского тракторного завода могут конкурировать по качеству с импортными аналогами. А их цена невелика, что радует потребителей. Это касается и мотоблока «Вейма». И продукция служит долго, надёжно выполняя все необходимые работы. А ещё фирма производит детали для техники, чтобы в случае поломки можно было заменить устаревшие элементы.