MAN Lion`s Coach — Лучший туристический автобус 2022 года

Путешествие под знаком Льва

Андрей Филиппов, фото автора

Производитель:MAN Truck & Bus AG
Модель:MAN Lions Coach R07 и MAN Lions Coach R08
Начало продаж в России:2017 г.

Все-таки «конвейерные» тесты, когда журналисты один за другим сменяются за рулём – это не мой формат. Пять минут на понимание машины и километровый круг на спортивном треке – ничтожно мало! Ты только-только начал свыкаться с габаритами, с управлением, мало-мальски адаптировался на своём рабочем месте, а тебя уже подталкивают к выходу, мол, прокатился сам – дай погонять и другому. А ведь речь идёт о новинке, которую ты, в принципе, видишь в первый раз! А если это ещё и так любимый тобой автобус, то и вовсе беда…

Сдругой стороны, за такой короткий промежуток ты не успеваешь притереться к машине, и всё впечатление складывается только на первичных эмоциях «нравится – не нравится», «удобно – не удобно». Оценка получается более честная – безусловно, объективная – сомнительно. Скорее, это шанс понять, а достойна ли вообще новая модель, чтобы ей уделяли столько внимания? Забегая вперед – если речь о новом MAN Lions Coach, то более чем достойна.

Обновление? Новинка!

На самом деле наши постоянные читатели уже знакомы с новым пассажирским «Львом» – предпремьерный показ состоялся летом прошлого года, о чём мы рассказали на страницах журнала. Теперь же пришло время вживую протестировать модификации, предназначенные для российского рынка.

Начнём с того, что ООО «МАН Трак энд Бас РУС» полностью окунуло журналистов в атмосферу междугородных перевозок, предоставив в рамках пресс-тура «Путешествие под знаком Льва» возможность прокатиться по маршруту Москва – Санкт-Петербург на MAN Lions Coach R07 в роли пассажиров. Да, салон не был заполнен на 100%, но желание пообщаться с коллегами как-то само собой позволило полностью сымитировать реальную поездку на маршруте с длинным плечом, включая споры с бурной жестикуляцией и хаотичное перемещение по салону.

Как пассажир сразу отмечу отличную шумо- и виброизоляцию. Всё общение происходит спокойным голосом, а если не хотите, чтобы кто-то, сидящий за два ряда, вас услышал, то придётся перейти на шепот. При этом ни на холостом ходу, ни при интенсивном разгоне, ни на разбитой дороге ничего не дребезжит и не зудит. Пожалуй, это первый раз на моей памяти, когда я не делаю никакой скидки на то, что салон полупустой, а под колёсами «полуасфальт».

В целом по салону к новинке претензий нет. Автобус был представлен с планировкой 49 мест, с туалетом и кухней. При такой компоновке места для коленей достаточно на всех рядах, включая галёрку. Даже мой любимый тест «откинь спинку, зажми соседку» был пройден без вопросов. Багажные полки удобны, а система кондиционирования очень быстро охлаждала салон.

Зато есть замечания к дизайнерам, причём сразу по двум пунктам.

Во-первых, у тех, кто сидит на первом ряду, прямо по центру стекла проходит широченная непрозрачная полоса – снаружи стильно, а изнутри… Туристский автобус говорите?..

Во-вторых, как выяснилось опытным путём, изгибы крышки моторного отсека, которая ради красоты окрашена в чёрный цвет (возможно окрашивание в цвет кузова), так преломляют яркий солнечный свет, что буквально слепят тех, кто едет сзади. Красиво, но не очень безопасно. Остаётся надеяться, что наша дорожная грязь быстро сведет отражение на нет.

Разумеется, есть изменения и на водительском месте. Например, теперь бесполезно топать по полу в поисках кнопки настройки рулевой колонки – её сменила клавиша с внятной символикой на левом «подоконнике». Прямо под ней – мини-джойстик управления зеркалами (браво эргономистам!), ведь реально это два действия, которые связаны одной цепочкой при обустройстве за рулём.

Кроме того, изменилась в лучшую сторону эргономика передней панели в целом. Да и количество различных ёмкостей для мелочей и подстаканников увеличилось в разы. В реальной жизни такие бонусы ценятся гораздо больше, чем тактильные ощущения от нового пластика или обивки сидений.

А вот то, что не очень понравилось – планировка спального отсека. Он довольно узкий и имеет расширение только в месте, где должна быть голова водителя. Хотя по его оснащению претензий нет, даже крючочки для одежды в количестве трёх штук предусмотрены.

MAN LION’S COACH ЭФФЕКТИВЕН В ДОРОГЕ

Хотите без больших затрат реализовать свою бизнес-идею и нуждаетесь в оснащении, которое будет не только ультрасовременным, но и максимально функциональным и рентабельным? В таком случае технически и внешне усовершенствованный MAN Lion’s Coach станет респектабельным и абсолютно надежным решением для вашего автопарка. Высокоэффективный туристический автобус, который всем демонстрирует силу и мощность, но при этом экономичен и экологичен.

Когда рентабельность может быть восхитительной

Разработанный для решения ежедневных задач наших клиентов, MAN Lion’s Coach воплощает в себе эффективность до мельчайшей детали. Успех автобуса в рабочих буднях основан на том факте, что предприниматели, водители и пассажиры в одинаковой степени восхищаются им. Для руководителя автопарка важна высокая степень экономичности благодаря максимальной эксплуатационной готовности, водители и пассажиры ценят первоклассный комфорт.

Дела житейские

Традиционный вопрос: «А что вы доработали для российского рынка?» – не вызывает у представителей MAN замешательства. Особенности «нашей» комплектации в первую, да и во вторую очередь связаны с утеплением, ибо где ещё найдешь маршруты, в которых можно выехать из города с температурой +2 °C и через 12 часов приехать в –27 °C? Загибаем пальцы: обогреваемое ветровое стекло и зеркала, обогреваемые фильтр Separ и фильтр тонкой очистки топлива, обогреваемое кресло водителя и дополнительная печка для него же. Кроме того, установлена более мощная климатическая установка и проведена изоляция багажного отсека.

С учётом того, что MAN Lions Coach позиционируется (кстати, вполне заслуженно) не только как междугородный, но и как туристический, для него предусмотрели увеличенные межсервисные интервалы. Теперь автобус может пройти без замены масла 140 000 км, а сажевый фильтр рассчитан на 850 000 км – справедливо для двигателей Euro 6 (в Европе такие интервалы применяются. В России из-за низкого качества топлива параметры снижаются). С учётом, что заехать «на шару» в сервис у нас не всегда получается, такое предложение очень смахивает на подарок – приятный подарок…

Стоит отметить и пневматическую подвеску с возможностью изменения уровня дорожного просвета. Тот, кто попадал на наши ЖД переезды в глубинке и понтонные переправы с неимоверными перепадами высоты, оценят такую функцию по достоинству.

САМЫЙ НАСТОЯЩИЙ MAN. НОВЫЙ LION’S COACH.

Внимание, фанаты MAN! Туристический автобус и автобус дальнего следования MAN Lion’s Coach теперь выпускается в суперактуальном дизайне.

Его новый, еще более впечатляющий внешний вид излучает силу и эффективность. Технические новинки тоже обращают на себя внимание. Оптимизированная трансмиссия и инновационные вспомогательные системы гарантируют еще большую мощность двигателя при меньшем расходе. Новый 13-метровый вариант дополняет ассортимент MAN Lion’s Coach для повышения эффективности вашего автопарка.
На этого льва можно положиться. Благодаря большому опыту компании MAN в производстве коммерческих автомобилей и широкому ассортименту услуг автобус Lion’s Coach отличается максимальной эксплуатационной готовностью и тем самым оптимальными коэффициентами нагрузки.

Убедитесь сами в идеальной комбинации проверенных временем и инновационных элементов в концепции автобуса.

Еще мощнее и экономичнее в новом исполнении

В ответ на требования нового стандарта защиты при опрокидывании компания MAN поставила своей целью усовершенствовать хорошо зарекомендовавшие себя решения. Результат говорит сам за себя. Благодаря запатентованной технологии MAN новый каркас теперь может принять на себя на 50 % больше энергии опрокидывания. Таким образом значительно повышается степень защиты водителя и пассажиров. Взгляд в моторный отсек также показывает, что экономичность здесь важнее всего. Оптимизированная трансмиссия в сочетании с топливосберегающими вспомогательными системами увеличивают мощность и экономичность автобуса Lion’s Coach во время движения.

Полностью светодиодные фары Lion‘s Coach повышают активную безопасность

Новые передние фары сразу привлекают внимание — теперь они полностью выполнены по светодиодной технологии, как и задние фары. Фонари ближнего и дальнего света стали светить дальше и на 50 % ярче. Уровень безопасности повышается, а эксплуатационные расходы снижаются. Недавно разработанная, чрезвычайно легкая заслонка моторного отсека также демонстрирует сочетание инновационного дизайна и экономичности. Ее черная лакированная поверхность не только визуально продлевает вниз заднее стекло, но и отлично подходит для размещения рекламы. За счет отказа от стали коррозия больше не представляет проблем.

И тишина…

Время, время, время! Адаптация на месте водителя проходит в режиме «вот тебе «подсадной» автобус, лети, а то опоздаешь». Ситуация знакомая всем, кто работает на маршрутах, так что дополнительные разъяснения тут излишни.

Плюхаюсь в кресло, спинку вертикально, сдвигаюсь к рулю и… зависаю. Хм, а двигатель работает или его надо запускать? Ни дрожи, ни звука – полнейшая тишина. Похоже, «капсуляция» действительно работает! Хорошо хоть приподнявшаяся стрелка тахометра даёт подсказку, что мотор заведён и можно ехать.

А вот дальше началось самое интересное, потому как ощущения от автобусов оказались разными, от слова «совсем». Первый круг на «трёхоснике» прошёл как по маслу, т.е. будто я каждый день из года в год хожу на нём в рейсы, – настолько всё предсказуемо как в плане динамики, так и чувства габаритов. Машина пишет кривые словно циркулем, позволяя контролировать процесс по боковым зеркалам: ты прямо физически ощущаешь, как задние колёса идут по самой кромке асфальта, бросаешь взгляд в зеркало – всё точно. Тепловозный разгон, накат, уверенное торможение интардером ZF практически до полной остановки.

В зависимости от исполнения передняя оптика может быть линзованная или светодиодная

Пересаживаюсь на «двухосник» и… а где заметный прирост в динамике, 12-метровик вроде как легче? Впрочем, на реальной трассе, когда выйдешь на обгон, разница, безусловно, почувствуется – это же не трек. А вот замедление «R07» мне показалось просто «никаким» на фоне «R08», т. е. ты вроде щёлкаешь рычагом интардера, но автобус как летел, так и летит, а потом, когда ты судорожно включаешь максимальное замедление, вдруг начинает резко осаживаться. Разные настройки? Показалось?

Пришлось совершать пару заездов, концентрируясь только на торможении, да ещё снова пересаживаться на «трёхосник», чтобы проверить свои ощущения. К концу пятого проезда трассы выяснилась бессмысленность процесса – я адаптировался, и оба автобуса у меня стали тормозить там, где нужно, и так, как нужно.

Говорю же: краткосрочные заезды не дают правильной картинки – требуйте дополнительное время!

В остальном MAN Lions Coach шикарен. Комфортен, понятен и невероятно тих. Даже при интенсивных разгонах мотора практически не слышно, а при остановке периодически бросаешь взгляд на тахометр – не заглох ли?

Ведь тишина… Семимильными шагами

Казалось бы, с премьерного показа нового MAN Lions Coach не прошло и года, а автобус уже вовсю собирает призы. В 2022 году «междугородник» победил в конкурсе Busworld Awards Competition, завоевав приз Grand Coach Award, а также получив награды в номинациях Comfort и Design. А 9 марта 2022 года лайнер завоевал премию iF Design Award – одну из престижнейших на международном дизайнерском форуме iF International Forum Design в категории «Автомобили/ Транспортные средства/ Мотоциклы». Для понимания: 63 (!) эксперта в области дизайна выбирали из 6402 заявленных участников, представлявших 54 страны мира. Вот это масштаб!

А ещё MAN Lions Coach является одним из номинантов конкурса «Лучший коммерческий автомобиль года в России» в категории «Туристический/ междугородный автобус». Разумеется, пока полный перечень претендентов на престижную награду держится в секрете, но на моей памяти никаких серьёзных конкурентов, действительно подходящих под суть номинации, в этом году у него не предвидится…

Технические характеристики автобусов MAN Lion`s Coach R07 и MAN Lion`s Coach R08

МодельR07R08
Габаритные размеры, мм (ДхШхВ)12 101х2550х384513 901х2550х3845
Полная масса, кг18 00023 920
Снаряжённая масса, кг10 000–14 70012 800–18 000
Пассажировместимость, чел.
  • в т.ч. сидящих
49 4957 57
Вместимость багажного отсека, м311,713,2 *
Допустимая нагрузка на 1-ю/ 2-ю оси, кг7100/11 5007100/11 500/5320
Двигатель:
  • тип
  • рабочий объём, cм3
  • мощность, л.с.
  • крутящий момент, Н·м
MAN D2676 LOH 26 (EEV) Турбодизель, I-6, 12 419 440 при 1800 мин-1 2100 при 930–1350 мин-1
Коробка передач:
  • тип
  • количество ступеней вперед/ назад
TipMatic Автоматизированная 12/1
ПодвескаПневматическая, с электронной системой регулирования ECAS
Тормозная системаПневматическая, электронно-управляемая с дисковыми тормозными механизмами с ABS, ASR, EBS
Колёсная формула4х26х2
Минимальный радиус поворота, м10,411,1
Вместимость топливного бака, л525

* Без WC и доп. топливных баков.

Звезда и лев: в Польше показали новый MAN Lion’s Coach

Star, как известно, «звезда». А lion — «лев». Вот я и отправился на польский завод, который раньше назывался Star: там состоялась презентация лайнера MAN Lion’s Coach следующего поколения. И уже в сентябре он придет в Россию!

На лужайке польского города Стараховице перед заводом, куда нас привезли, — трехосный военный грузовик Star социалистических времен. Такие здесь собирали когда-то, но предприятие уже давно принадлежит немецкому концерну MAN, и делают здесь не грузовики, а автобусы. Немцы часть цехов снесли, оставшиеся обновили до евроуровня, оснастили современным оборудованием и производят тут около полутора тысяч городских и пригородных автобусов в год.

Я же приехал сюда для знакомства с «туристом» MAN Lion’s Coach нового поколения: его, как и предыдущее, будут делать в турецкой Анкаре, а европейской публике покажут на октябрьской выставке Busworld в бельгийском Кортрейке. Но еще раньше, в начале сентября, автобус приедет на московский салон Комтранс! Пока же показ был предварительным: машины заперли наглухо, и пришлось ограничиться презентацией на экране.

Судя по всему, кузов в целом остался прежним — но дизайн основательно обновили, а начинку перелопатили. В придачу к трем вариантам по длине, которые были прежде, появился еще один, 13-метровый и двухосный, — у него, кстати, самые крупные багажные отсеки (14,3 м³). А больше всего пассажиров (до 61 человека) вмещает самая длинная версия — 14-метровая и трехосная.

Традиционный мановский дизель серии D26 немного «подкрутили» (он развивает до 500 л.с.), коробка-«робот» (на мощных версиях она входит в стандартную комплектацию) переключается еще более точно, а передаточное число главной передачи уменьшено с 3,15 до 2,73 — что позволяет не только сократить расход топлива, но еще больше задушить шум и вибрации.

В салоне — индивидуальные освещение и вентиляция с новой бесступенчатой регулировкой, персональные ­USB-разъемы и даже держатели для планшетов, чтобы удобно было смотреть фильмы в дороге. Водителю тоже стало комфортнее: он получил современные ассистенты безопасности.

Более глубокие изменения спрятаны в каркасе: там интегрированы элементы из высокопрочной стали, а дуги ­безопасности сзади и в области центральной стойки выполнены по типу «труба в трубе». Это следствие новой директивы ЕС, которая требует большей энергоемкости. Наконец, автобус получил светодиодные фары (они в два раза ярче галогенных) и задние огни.

Цену, естественно, не сообщают, но, к примеру, за 12-метровый Lion’s Coach прежнего поколения в Германии просили 245 тысяч евро.

Похоже на Москву? Но это Варшава, а «сталинская высотка» — местный дворец культуры и науки. Перед ним — шеренга автобусов Neoplan Tourliner, на которых журналистов со всей Европы возили на презентацию

И вот что интересно: ­судя по увиденному, новый «лев» вплотную приблизился к своему собрату — автобусу Neoplan Tourliner (люксовая марка Neoplan тоже принадлежит концерну MAN, и журналистов привезли из Варшавы в Стараховице как раз на Турлайнерах). Конечно, различия между марками остаются — скажем, Neoplan заточен под индивидуальные исполнения, — но агрегатная база идентична, дизайн-центр один, и завод-изготовитель тоже.

Neoplan Tourliner на польской заправке Lukoil

Вслед за «львиным лайнером» мановцы готовят обновление городской модели Lion’s Сity — как раз ее делают в Стараховице. Судя по эскизам, она обещает быть очень эффектной!

Что же касается лайнера Lion’s Coach, то у нас будут предлагаться версии с 440-сильным двигателем Евро-5 и «роботом» AS Tronic. Предшественник пользовался в России спросом: с 2010 года реализовано 199 двухосных машин Lion’s Coach и 153 трехосных. В основном у нас продаются четырехзвездочные варианты, но есть также трех- и ­пятизвездочные (на их долю приходится 25%). Правда, в последние годы поставки сократились, а в нынешнем году было продано только пять трехосников. А вот у городского Lion’s City практически нет шансов на нашем рынке, и даже не из-за высокой цены: закупка импортных автобусов для муниципальных нужд запрещена.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]