ЯМЗ-236 – дизельный шестицилиндровый двигатель, предназначенный для больших грузовых автомобилей и автобусов. Пришедший на смену ЯАЗ-204 и ЯМЗ-206 мотор является более экономичным и с новой четырехтактной компоновкой (вместо двухтактной у предшественников). Двигатель стал частью масштабной дизелизации советского коммерческого транспорта в 1960-ых. Тогда ЯМЗ-236 считался весьма современным благодаря высоким удельным показателям.
Было несколько модификаций данного мотора, в том числе восьмицилиндровые версии, а также с турбонаддувом. Самые мощные версии устанавливали на большегрузные автомобили МАЗ, Урал, трактора К-700, бронетранспортеры, строительную технику и т. д. Более того, самые тяжелые автомобили оснащались 12-цилиндровыми ЯМЗ-240, построенными на базе того же ЯМЗ-236.
Сколько масла заливать в двигатель ЯМЗ 236
Конструкция ЯМЗ-236 включает механический ТНВД и непосредственный топливный впрыск. ТНВД и впускные распредвалы располагаются в развале блока цилиндров, на которые приходится по два клапана (на каждый цилиндр). Ход поршня составляет 140 мм, также предусмотрен нижневальный клапанный механизм OHV. V-образный дизель с 90-градусным расположением цилиндров снабжен жидкостным охлаждением и может иметь разную мощность. В базовом 150-сильном варианте имеет обозначение ЯМЗ-236Г Версия на 165 л. с. – ЯМЗ-236НБ, а на 175 л. с. – ЯМЗ-236ДК. Самые мощные модификации ЯМЗ-236БЕ2 и ЯМЗ-7601 выдают 250 и 300 лошадиных сил соответственно.
Дизельные двигатели с 1962
ЯМЗ-236, 11,0 л (150-250 л. с.), объем масла – 24 (атмосферный) и 28 (турбированный) л, допуск – API-CC; индекс вязкости – ГОСТ 25371; вязкость кинематическая – ГОСТ 33. Летом заливают масло М-10-Г2К; а летом следует использовать М-8-Г2К.
Устройство ЯМЗ 236
V-образный ДВС представляет стандартную конструкцию на 6 цилиндров с развалом 90 градусов. В изначальном варианте, система непосредственного впрыска топлива сочетается с атмосферной воздушной магистралью. Для увеличения производительности изготовитель монтирует на агрегат турбонагнетатель.
Коленчатый вал мотора толкает шатуны попарно, что позволяет силовому агрегату работать ровно и сохранить требуемую эффективность.
Размеры 11 литрового агрегата внушительные, что накладывает некие ограничения на транспорт применения. Моторы обычно ставят на тяжелые грузовики, трактора и автобусы.
Схема ЯМЗ 236
Принцип работы ЯМЗ 236
Функционирование двигателя ЯМЗ стандартно для большинства нижневальных конструкций. Привод распределителя выполнен шестеренный с штангами толкателей. Подобная конструкция громоздка и тяжела. Достоинством является повышенная надежность.
Привод КПП подключается к мотору через стандартный маховик.
Порядок зажигания ЯМЗ 236
Приведен на фото выше.
Отзывы
Кирилл, Тула. У меня списанный армейский Урал с дизелем ЯМЗ-236, который переваривает любую солярку. Но уже не соответствует современным экологическим нормам, поэтому этот трудяга работает у меня на даче, там у меня большое хозяйство плюс подработка (помощь соседям, так сказать). Советский дизель вывозит любые грузы, и для этого вовсе не обязательно повышать обороты до максимальных.
Николай, Екатеринославль. Езжу на грузовике МАЗ с таким мотором. Не могу сказать, что проблем совсем нет с ним. Да, он очень тяговитый и простой в ремонте, поскольку лишен капризной электроники. Но вот именно непредсказуемая частота ремонтов и портит всю картину. Осмотр подкапотного пространства необходим перед каждым выездом, и к тому же у меня междугородные грузоперевозки.
Неисправности мотора ЯМЗ 236
Надежный агрегат полюбился многим водителям за свою неприхотливость и простоту эксплуатации. Основные проблемы начинаются у мотора, если техника эксплуатируется без должного обслуживания и ухода.
При правильной эксплуатации и соблюдении регламента производителя, ДВС выдерживает серьезные перегрузки и длительные прогоны без обнаружения неполадок. Турбо. Технические характеристики мотора с установленной нагнетателем практически идентичны атмосферным модификациям. Основное отличие заключается в установке турбины и замене поршневой группы на более выносливую.
Такие агрегаты выделяются повышенной мощностью и крутящим моментом, что позволяет более эффективно работать на нагруженных ТС и тракторах.
История и характеристика ЯМЗ 238
Ярославский моторный завод выпускает целую линию двигателей, прообразом которых можно считать ЯМЗ 238. Выпуск этого двигателя начат в 1962 году. Он стал улучшенным вариантом собиравшегося ранее ЯМЗ 236 (шестицилиндрового), однако еще долгие годы оба силовых агрегата продолжали активно использоваться паралельно друг с другом. У семейства много общих черт: конструктивные особенности, принципы работы, аналогичные технические показатели. Позже появились ЯМЗ 530 — четырех- и шестицилиндровые рядные моторы, как дизельные, так и газовые.
Моторы ярославского завода служат на мощных грузовиках МАЗ, Уралах, КрАЗ, тракторах и комбайнах, речных и морских катерах, а также дизельных электростанциях. Благодаря своей надежности и неприхотливости двигатель до сих пор остается востребованным, его производство продолжается. Новейший вариант ЯМЗ-238/Евро-0 Турбо отличается наличием турбины. Помимо иных конструктивных улучшений он оснащен жидкостно-масляным теплообменником и топливным насосом высокого давления.
Техобслуживание и ремонт ЯМЗ 238
Сервисное обслуживание двигателя ЯМЗ 238 рекомендовано проводить через 20 000 — 25 000 км пробега. Давление масла при проверке должно давать показатели 4-7 кгс/см2 на прогретом двигателе. Показатель одинаковый для атмосферных и турбо-систем. Смена смазочных материалов необходима при ТО по графику, а также при появлении потеков, дыма, стуков при работе мотора, при этом ёмкость различных систем различается, как и сроки замены.
Ознакомиться с технологией обслуживания силовых агрегатов можно в руководстве по ремонту и эксплуатации, разработанному заводом-изготовителем. В комплекс обязательных операций при проведении ТО двигателя внутреннего сгорания ярославского завода входят следующие манипуляции:
- замена масла;
- проверка и замена фильтров: фильтр тонкой очистки,
- фильтр грубой очистки,
- фильтры очистки топлива,
- экофильтр системы выхлопа,
- воздушный фильтр;
Характеристика заправочных емкостей ЯМЗ 238
Для двигателя ЯМЗ 238 используется смазочная система смешанного типа с «мокрым» картером.
Уточнить, сколько масла потребуется залить в двигатель ЯМЗ 238, можно ориентируясь на размеры заправочных емкостей агрегата. В частности, система смазки обладает объемом 32 л масла.
Система охлаждения мотора без радиатора требует 20 л смазочных материалов. Топливному насосу достаточно 0,2 л, емкость воздушного фильтра — 1,4 л. Регулятора у 238 модели в отличие от 236, нет.
Измеряется объем масла в двигателе ЯМЗ 238 при помощи специального щупа с о и «минимум». За один раз заливают 24-28 л, при том что рабочий объем системы смазки этого силового агрегата достигает 32 л. если в ходе работы давление масла в системе оказывается повышено более, чем до 520 кПа (5,2 кгс/кв.см.), происходит возврат излишек смазочных материалов по масляной магистрали и одновременная очистка фильтрами.
Регламент замены масла в ДВС
Опытные автомобилисты и специалисты рекомендуют менять масло в двигателе ЯМЗ-238 каждые 10-15 тыс. км. При отказе от своевременной замены моторного масла возникают различные технические неполадки. Рассмотрим их более подробно:
- В отработанном масле недостаточно полезных и защитных свойств, чтобы эффективно отводить тепло, защищать двигатель от коррозии и смазывать детали надлежащим образом. При отсутствии качественной смазки возникает сухое трение между компонентами ДВС, они перегреваются, выходят из строя и расплавляются
- Увеличивается расход топлива, появляются различные звуки и вибрации.
- По каналам двигателя распространяются продукты износа и грязевые отложения.
ЯМЗ-236 – широко распространенный дизельный двигатель, которым оснащаются грузовики и спецтехника. Мотор существует с 1960-х в различных модификациях и остается актуальным благодаря многочисленным модернизациям. При рабочем объеме 15 литров его мощность составляет от 180 до 420 л. с. Согласно данным за 2014 год, ЯМЗ-238 уступил место более современным двигателям ЯМЗ-656/658, однако по-прежнему выпускается в разборном виде, а его комплектующие поставляют для раннее выпущенных автомобилей: МАЗ-500/503/504/509/516 (180 л. с.), МАЗ-5335 (180-300 л. с.), Урал 4320 (230 л. с.), ЛиАЗ-5256 (230 л. с.), МАЗ-104 (230 л. с.) и т. д.
Каталог двигателей
ЯМЗ-236Б – современный дизельный д.в.с. для грузных автомобилей большой грузоподъемности и спецтехники, выпускающийся на Ярославском моторном заводе (ЯМЗ). Соответствует экологическим стандартам ЕВРО-0.
Основные характеристики
ЯМЗ-236Б – четырехтактный двигатель с воспламенением от сжатия. Вид топлива – дизельное топливо. V-образное расположение цилиндров, угол развала цилиндров — 90º, число цилиндров — 6.
Двигатель может комплектоваться жидкостно-масляным теплообменником, механизмом гашения крутильных колебаний и отбора мощности.
Технические характеристики
содержание .. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 .. ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА двигателей ЯМЗ-236М2, ЯМЗ-238М2 — часть 5 Коробка передач Заправочные емкости Показатели | Модели двигателей | |||||
ЯМЗ-236М2 | ЯМЗ-238М2 | ЯМЗ-238АМ2 | ЯМЗ-238ВМ | ЯМЗ-238ГМ2 | ЯМЗ-238КМ2 | |
Заправочные емкости, л | ||||||
Система смазки (без радиатора) | 21 | 29 | 29 | 28 | 29 | 29 |
Система охлаждения (без радиатора) | 17 | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 |
Воздушный фильтр | 1,4 | 0,85 | — | — | 0,85 | 0,85 |
Муфта опережения впрыска | 0,16 | 0,16 | 0,16 | 0,16 | 0,16 | 0,16 |
Коробка передач | 5,5 | 5,5 | 5,5 | — | — | — |
Рис. 1. Схема нумерации цилиндров: А — двигатель ЯМЗ-236М2; В — двигатель ЯМЗ-238М2; С — правый ряд цилиндров; D — левый ряд цилиндров
содержание .. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ..
* без заправочного объёма радиатора
** масса сухого двигателя
Применение
Двигатель ЯМЗ-236Б предназначен для установки на гусеничные тракторы, вездеходы, экскаваторы и другую дорожно-строительную технику.