Универсальным устройством, способным выполнять большое число функций и отличающееся невысокой ценой, является мотоблок Ока. Благодаря возможности применения дополнительного оборудования техника используется повсеместно. Механизированная небольшая техника все чаще стала появляться в сельскохозяйственной сфере. Такая тенденция связана с желанием уменьшить ручной труд и ускорить процессы, связанные с обработкой почвы и заготовкой сена. Одним из таких механизированных устройств является мотоблок Ока, выпускаемый в России. Это приспособление уже много лет применяется в сельском хозяйстве как в больших фермерских хозяйствах, так и на огородах дачников.
Назначение
Мотоблок применяется для широкого спектра задач в сельскохозяйственной отрасли:
- вспахивание грунта;
- культивация и боронирование;
- убирание сорняков и других небольших растительных объектов.
Если использовать вспомогательные навесные приспособления, то можно выполнять другие коммунальные и транспортные работы:
- перевозка груза;
- сенозаготовка;
- приборка газона;
- уборка снега;
- приборка тротуарных дорожек;
- посадка и копание картофеля.
Мотоблок Ока со щеткой
Уникальность «Угры»
«Угра» может похвастаться тем, чего нет больше вообще ни у какого другого мотоблока в принципе. Мотоблок «Угра» изначально стал выпускаться с парой ВОМ. Скорее всего, проектировщики такой техники предвидели возможность оснащения их детища адаптером АМПК-1. Конвейерное производство этого комплектующего было запущено по истечению девяти лет после выхода первой партии мотоблоков «Угра» — три года назад.
«Адаптер» на простом языке – это приводной водительский модуль.
Что представляет собой АМПК-1. Если говорить простыми словами, это платформа, включающая сиденье и ходовую часть. Что-то похожее на адаптер АМПК-1 выпускалось ранее на базе техники других производителей. Однако только в нашем случае крутящий момент передается на адаптер, а мотоблок после сцепки с адаптером становится средством передвижения с полным приводом. То есть в итоге получается мини-трактор. Адаптер делает доступной установку любого пассивного навесного оборудования, применяемого на базовом мотоблоке. Плюс к этому – человеку не приходится «выгуливать» мотоблок во время полевых работ.
А еще к адаптеру АМПК-1 можно присоединить самый крупный мотоблочный прицеп и перевозить грузы от 500 кг, так как за счет полного привода тяговое усилие увеличивается в два раза. Иные владельцы умудряются «Угрой» с адаптером даже застрявшие немаленькие автомобили вытаскивать из «плена».
Мотоблоками «Угра», в оснастке которых есть адаптер АМПК-1, могут похвастаться некоторые почитатели рыбалки и охоты. Для таких потребителей рассматриваемая техника заменяет квадроцикл. Удивляться этому не приходится. Ведь речь идет о самом доступном на рынке полноприводном 4-колесном транспортном средстве.
Вес АМПК-1 составляет 80 кг. Его основные конструктивные элементы:
- тормозная система со стояночным тормозом;
- универсальная сцепка, позволяющая устанавливать навесное оборудование;
- система, поднимающая агрегаты;
- педальная система, опускающая агрегаты на землю.
По причине присутствия в оснастке мотоблока АМПК-1 позволяет заключить, что «Угра» – это уникальный мотоблок. Нет альтернативной техники, у которой бы крутящее усилие передавал на колеса дополнительный модуль.
Технические характеристики
Широкие возможности использования обусловлены следующими характеристиками мотоблока Ока МБ 1д1м10:
- масштаб обрабатываемой площади – 72-113 см;
- максимальная глубина культивации – 32 см;
- параметры – 150х61х105 см;
- вес – 100 кг;
- дорожный просвет – 14 см;
- транспортная колея – 31 см, 59 см (можно регулировать);
- наименьший радиус поворота – 1,1 м;
- диапазон рабочей температуры воздуха — -20-+35°С.
Технические свойства данной техники позволяют выделить ее среди остальных мотоблоков такой серии. Устройство отличается наибольшей глубиной обработки.
Характеристики двигателя
Силовой агрегат модели предусмотрен для разных тяговых условий в зависимости от состояния почвы. Модель оснащается мотором Lifan серии 168F-2A. Основные характеристики мотора:
- мощность – 6,5 л.с.;
- тип – 4-тактный бензиновый;
- скорость движения – 3,6-9 км/час;
- вид редуктора – цепной;
- число скоростей (перед./зад.) – 2/2;
- вал отбора мощности – 3000 об/мин;
- охлаждение – воздушное;
- тип сцепления – ременное.
Обязательно почитайте: Адаптер для мотоблока Нева: чертежи самодельного устройства
Мотоблок имеет шкив отбора мощности. Резцы для почвы расположены на оси, замещая колесные пары. Предусмотрена электронная система зажигания. Менять масло в двигателе необходимо через 25-30 часов эксплуатации. Но при пользовании новой техникой, следует произвести замену после 5 часов. В коробке передач масло меняется через 100 часов.
Двигатель мотоблока Ока
Расход топлива
Мотоблок считается очень экономичным в плане расхода топлива. Объем бака составляет 3,6 л. Расход топлива равен примерно 1,4-1,5 л/час.
Рейтинг ТОП-7 лучших моделей
Место | Наименование | Цена |
ТОП-7 лучших мотоблоков Ока | ||
1 | КаДви Ока МБ-1Д1М10 | 25 000 ₽ |
2 | КаДви Ока МБ-1Д2М16 | 39 000 ₽ |
3 | КаДви Ока МБ-1Д1М7 | 43 000 ₽ |
4 | КаДви Ока МБ-1Д2М17 | 47 000 ₽ |
5 | КаДви Ока МБ-1Д2М14 | 40 000 ₽ |
6 | КаДви Ока МБ-1Д1М15 | 38 000 ₽ |
7 | КаДви Ока МБ-1Д1М11 | 25 000 ₽ |
Устройство
Мотоблок МБ 1д состоит из таких частей:
- мотор;
- редуктор;
- сцепление;
- органы управления;
- колеса.
Главным отличительным качеством техники является утяжеленная рама, которая совместно с редуктором позволяет обрабатывать целинную почву. Также имеется вал отбора мощности, который служит еще для установки навесных приспособлений. Руль техники может быть снят, что облегчает транспортировку. Глушитель техники находится в горизонтальном положении, и также может быть снят. Имеются специальные крылья, способствующие защите комплектующих частей от пылевых частиц, грязи. Колеса оснащены пневматическими шинами.
Пробуем разобраться
«Ока» чуть ли не самый утилитарный и простой мотоблок на рынке. Именно таким его создавали еще при СССР. «Угра» считается свежей разработкой, ставшей доступной на рынке в 2009 г. Конструкторы калужского завода реализовали в своей разработке львиную часть того, что с успехом используется в популярных мотоблоках аналогичного класса.
Если изучать технические характеристики, то эти две модели очень похожи, а по некоторым цифрам и вовсе идентичны. По компоновке и развесовке все почти одинаково. Да еще и выпускаются «Ока» и «Угра» на одном предприятии.
Обкатка двигателя
При приобретении нового мотоблока требуется произвести обкатку двигателя. Принципы обкатки мотоблока Ока с двигателем Лифан:
- продолжительность обкатки – 30 часов;
- глубина обработки почвы за один проход – 10 см (в 2-3 приема);
- использование рычага дроссельной заслонки – не более 2/3 хода;
- длительность непрерывной операции по обработке почвы – не более 2 часов;
- проверка масла в моторе и редукторе – перед началом работы в обязательном порядке.
Если не соблюдать данные принципы, то может произойти разрушение шатунно-поршневого модуля, заклинивание мотора и износ редуктора.
Мотоблок Ока с тележкой
История создания мотоблока
Мотоблоки ОКА — это потребительское название мотоблоков, выполненных на основе производимого в восьмидесятых годах МБ-1, компактного до 100кг сухого веса аппарата, способного выполнять различные сельскохозяйственные работы. Данный аппарат может пригодиться, как на приусадебном хозяйстве, так и в небольшом фермерском угодье. Так же может пригодиться для механизации трудоемких процессов на отдельных участках крупных хозяйств. Комплектуется парой резиновых колес и четырьмя фрезами.
За довольно не продолжительное время данный модельный ряд успела получить несколько модификаций. Связано это в первую очередь с двигателем, он стал мощнее. Доработки коснулись так же системы управления. Металлические тяги были заменены на тросы. Было устранено слабое место в редукторе. Все эти изменения в полной мере коснулись МБ-1Д3 выпущенной в 2010 году.
Наравне в вышеупомянутой моделью, в реализации присутствуют и более ранние модификации, и даже на официальном сайте порой информация несет противоречивый характер, содержит ряд неточностей. В связи с этим при выборе модели стоит внимательно ознакомится с прилагаемой технической документацией, которая выполнена на высшем уровне, чтобы сделать правильный выбор.
Преимущества и недостатки
Все модели мотоблоков Ока располагают множеством положительных качеств, а именно:
- редуктор цепного вида;
- рулевую колонку можно регулировать по высоте;
- устройство оснащено коробчатым глушителем, который способствует уменьшению шума;
- присутствие широкого диапазона скоростей;
- небольшой радиус поворота, что обеспечивает хорошую возможность выполнения маневров на ограниченной территории;
- возможность устанавливать приспособления от других мотоблочных устройств;
- малые размеры, что является плюсом при перевозке его на легковом автомобиле;
- легкий запуск благодаря наличию декомпрессора с автоматическим включением;
- возможность быстро выполнить ремонт оборудования благодаря большому числу сертифицированных сервисов по обслуживанию данной техники;
- приемлемая цена.
Обязательно почитайте: Характеристики мотоблока Агат
Наряду с достоинствами мотоблок обладает также недостатками, которые выявлены при обращении с данной моделью:
- при обработке тяжелого грунта возникают сложности из-за малой массы;
- быстрый износ ремней привода.
Что касается приводных ремней, то к комплекту прилагаются несколько запасных штук. К тому же ремни привода являются расходным материалом, и они не должны служить вечность. Данные отрицательные моменты в сравнении с положительными качествами уходят на задний план при пользовании техникой. Главным достоинством мотоблока является низкая стоимость, которая обеспечивает высокие продажи в сельской местности.
Отзывы владельцев
Виктор, Пенза:
«У меня Ока ДМ-1 с движком мощностью 6 л.с. — так вот его основной недостаток это большая шумность. Поэтому двигатель в основном свои функции исполняет на средних оборотах. Эксплуатирую 5 лет, замечаний никаких нет, не считаю даже замену ремня и свечей, это расходники. Мое мнение: самое важное это раз в сезон менять моторное масло ну и чистить фильтр воздушный. Переделка этому мотоблоку не нужна. Оку свою использую почти всегда на первой передаче, в основном для выкапывания картошки, еще иногда ставлю плуг. Фрезерую и использую агрегат с тележкой на второй скорости. Мне с головой хватает две скорости, тем более что двигатель мощный. Основные минусы, на мой взгляд, это: сложно проверить уровень трансмиссионного масла, да и менять тяжело, нужно мотык заваливать на бок. Балка рукояти хорошо регулируется. В общем, ставлю большой плюс этой технике».
Николай, Ростов-на-Дону:
«Мне как владельцу этого минитрактора, по душе то, что на «Оке» давно ставят шариковые подшипники, а если смазочного материала хватает, то цепи проживут вообще вечно. У меня в деревне у всех соседей около 20 мотоблоков, и все Ока. С запчастями никогда проблем не было, и никогда цепи не рвались как в мотоблоках-китайцах. Говорят, иногда может быть проблема с переключением скоростей, но у меня таких не возникало. Техника огонь!»
Чем может комплектоваться
Мотоблок Ока может агрегировать с навесными и прицепными приспособлениями. Применяются такие дополнительные насадки:
- картофелесажалка – с возможностью посадки, зарывания и образования гранок;
- фреза – используется для рыхления почв разной природы;
- косилка – применяется для скашивания травы и твердостебельной растительности, которая растет на обочинах, невысоких склонах и других неудобных участках;
- тележка с одной осью – употребляется для перемещения груза;
- снегоуборщик – используется для уборки территории от снежного покрова;
- плуг и окучник – применяется для распахивания почвы различного состава;
- картофелевыкапыватель – находит применение при уборке картофеля.
Существуют и другие разновидности приспособлений – щетки, отвалы, сцепки, зацепы для грунта и прицепы. Их также можно приобрести на рынке.
Навесное оборудование к мотоблоку
К сожалению, на сайте производителя очень много неточностей в описании как мотоблоков, так и навесного оборудования, сайт явно не разрабатывают. Для уточнения актуальности той или иной информации, представленной на сайте, можно связаться с менеджером. При написании статьи много информации было взято с сайтов компаний занимающихся продажей данного оборудования.
Навесное оборудование можно разделить на несколько групп.
Активное — оборудование, которое приводится шкивом редуктора:
- культиваторные фрезы (входят в поставку);
- грунтозацепы — применяются для улучшения сцепления с грунтом;
- колеса резиновые;
- утяжелители для колес.
Активное оборудование с приводом клино ременного сцепления:
- косилка;
- снегоуборочная машина;
- щетка активная;
- картофелесажалка;
- измельчитель корнеплодов;
- измельчитель веток;
- помпы водяные.
Пассивное оборудование:
- борона и плуг;
- окучники;
- картофелекопалка;
- телега транспортировочная;
- лопата мотоблочная.