Обзор линейки мотоблоков бренда МТЗ Беларусь. Описание, характеристики. Виды навесного оборудования

Выбирая технику для работы на участке, аграрий руководствуется ее качеством. Отличным вариантом становятся мотоблоки МТЗ. Их изготовлением занимается минский тракторный завод уже более 70 лет. За этот промежуток времени было выпущено множество моделей, имеющих своих преимущества и недостатки. Но именно мотоблоки моделей МТЗ обладают хорошей маневренностью, при этом оставаясь компактной и дешевой техникой.

Поскольку Беларусь славится своим картофелем, к мотоблокам данного типа было выпущено множество дополнений в виде навесного оборудования. Явным плюсом отечественной техники является ее неприхотливость, она способна работать даже на топливе низкого качества. На минском заводе выпускается множество видов техники, но статья расскажет о лучших из них.

Описание

Активный рост и развитие мелкого фермерского хозяйства в 90-х годах спровоцировало промышленные предприятия выпускать компактные агрегаты для облегчения выполнения сельскохозяйственных работ. Эти машины значительно выигрывали перед тракторами, которые не мог позволить содержать среднестатистический фермер. Они обладали не только компактными размерами, но и высокой маневренностью и производительностью.

Однако, Минский тракторный завод (МТЗ) к этому времени уже представил на сельхоз рынке малогабаритные модели Беларус-05, МТЗ 082 и МТЗ 112, которые сразу же завоевали популярность благодаря надежной конструкции и простоте обслуживания. Серийный выпуск увеличивался и было принято решение перенести дальнейшее производство в Сморгонский агрегатный завод, который являлся филиалом.

Модельный ряд МТЗ был расширен мотоблоками с отличающимися характеристиками и, соответственно, они носили разные индексы в названии 05, 06, 07, 08, 09, 10 и 12. Но популярность завоевали лишь некоторые 05, 06, 08, 09 и 12 благодаря удачному сочетанию функциональности и надежности. На сегодняшний день главное внимание на предприятиях МТЗ уделяется производству моделей 06 и 09.

Достоинства моделей МТЗ

  • Универсальность, благодаря которой можно подсоединять к мотоблоку любое навесное оборудование для облегчения проведения сельскохозяйственных работ. Конструкция предусматривает не только использование плугов, фрез, борон, и прочего, но и щетки, отвалы и снегоуборщики для проведения работ по очистке территории.
  • Небольшие размеры, позволяющие мотоблоку не занимать много места при хранении.
  • Маневренность, которая достигается за счет продуманной конструкции несмотря на значительный вес агрегата.
  • Простота в обслуживании.
  • Возможность ремонтировать, не прибегая к услугам сервисных центров.
  • Невысокие требования к качеству горючего и смазочного материала.
  • Доступность запасных частей.

Недостатки мотоблоков МТЗ

  • Высокая стоимость по сравнению с аналогами других производителей;
  • Нечеткая фиксация передач (как отмечают владельцы);
  • Необходимость прикладывания усилий для переключения дифференциала;
  • Обязательная обкатка перед использованием.
  • Вес. Можно отнести к достоинствам и недостаткам одновременно, потому что с такими мотоблоками довольно тяжело управляться на влажной почве.

Варианты мотоблоков

Предыдущий вариант добился популярности за счет своей многофункциональности и хорошей работоспособности. Но это не значит, что остальные модели, выпускаемые на тракторном заводе, будут иметь плохие показатели.

В основном, все модели разрабатывались одними конструкторами, а потому представляют схожую концепцию, только в разном воплощении. Разработки сельскохозяйственной техники начались в Минске еще в 90-х годах прошлого столетия. Тогда линейка имела в себе несколько тракторов моделей МТЗ и мотоблоков «Беларус».

Потом разработку мотоблоков передали новому заводу, и тракторы получали индексы по номеру модели, от 5 до 12. А самыми популярными стали модели «Беларус» 05, 06, 09 и 12.

Первая качественная модель

Мотоблок МТЗ 05 можно по праву назвать первой качественной моделью, выпущенной в Минске. Он выпускался с 1978 по 1992 год. Основное предназначение заключалось в обработке земли перед посевом. Также, имея дополнительное оборудование, можно было заниматься скосом травы и перевозкой продуктов.

Важно: минусом техники стал ее мотор, он имел невысокую мощность, что не давало работать на твердых грунтах. Потому модель быстро вышла из моды, и конструкторы начали изготавливать новый модельный ряд.

Впрочем, конструкция данной модели настолько проста, что ее можно собрать в гараже. Она имеет шасси с одной осью и была изготовлена на замену мини-тракторам. Крутящий момент двигателя не превышает одной тысячи, за счет чего мощности трактора хватало лишь для транспортировки грузов не более 500 килограммов. Часто двигатель снимали и использовали в качестве привода для насосов и подобных станков, использующихся на сельскохозяйственном производстве.

Данную модель можно было укомплектовать оборудованием:

  • культиватором;
  • плугом;
  • прицепом;
  • косилкой;
  • бороной.

Ценовая категория данной модели не является высокой за счет того, что производство прекратилось в прошлом веке. К сожалению, на данный момент практически невозможно найти работоспособных моделей.

Вторая модель мотоблока

Мотоблоки МТЗ 06 не слишком отличались от своих предшественников и были предназначены для работы по уходу за приусадебным участком. Последней вариацией стала модель с установленным двигателем «Weima».

Она способна взрыхлять землю на глубину до 30 сантиметров, что на сегодняшний день является отличным показателем. Мотор имеет 250 кубических сантиметров и функции защиты от пониженного количества масла, что существенно продлевает срок его работоспособности.

Как и предыдущая модель, мотоблок «Беларус» МТЗ 06 имеет ряд расширений, позволяющий использовать его не только в качестве культиватора, но также и в качестве машины для сбора урожая и последующей обработки земельного участка.

Также конструкция позволяет увеличивать устойчивость мотоблока за счет расширения колесной базы и дополнения в виде навесного оборудования. Коробка передач имеет 3 скорости, включая заднюю передачу. При этом мотоблок развивает скорость до 15 километров в час, чего вполне достаточно для выполнения полевых задач.

Ценовая категория данного агрегата несколько выше, чем у предшественника, и составляет от 50 до 100 тысяч рублей. При этом вполне возможно найти зарубежный аналог либо вовсе новую технику за подобную цену.

Тяжелый вариант техники

Мотоблок МТЗ 12 считается самой тяжелой моделью. Но его показатели мощности настолько высоки, что именно данную модель часто выбирают аграрии, имеющие большие поля.

Часто данную технику можно встретить под управлением коммунальщика, который использует ее в качестве тягача. Мотор тут 4-тактный и выпускается с объемом в 250 кубиков. Однако модель не получила своего широкого распространения в данной комплектации.

Хоть мотоблок имеет высокую мощность, предпочтение часто отдают аналогам, имеющим лучшие показатели управляемости. А учитывая вес почти 200 килограммов, становится ясно, что справиться с подобным мотоблоком сможет не каждый человек. Популярным аналогом является модельный ряд «Кентавр».

Но использовать МТЗ 12 удобно в качестве трактора. Его конструкция предусматривает некоторые доработки, которые превращают его в полноценного рабочего.

Коробка передач позволяет управлять трактором на 6 передачах, включая 2 задние. Также МТЗ 12 можно перебрать и соорудить стационарный аппарат, используемый в качестве мощного привода для иных устройств. Невысокая конкурентоспособность дала трактору относительно низкую цену, которая колеблется от 50 до 80 тысяч рублей.

Обзор модельного ряда МТЗ

Рассмотрим популярные модели Беларусов.

Мотоблок Беларус МТЗ 05

Эта модель начала выпускаться самой первой в 1978 году и до 1992 года держала лидирующие позиции на рынке. Основное предназначение – это подготовка почвы для проведения сельскохозяйственных работ. Благодаря возможность использовать широкий ассортимент навесного оборудования, мотоблок может использоваться для покоса травы, сбора урожая корнеплодов, междурядной обработки и прочего.


Мотоблок МТЗ-05

Стандартная комплектация МТЗ 05 имеет мощность 5 л.с., которую со временем увеличили до 8 л.с. Это позволяет агрегату работать на небольших площадях эффективно справляясь с поставленными задачами. Небольшие габариты, составляющие 180х85х1070 см при весе 135 кг, позволяют компактно хранить мотоблок и работать без особых трудностей. Обработка междурядий производится без повреждений высаженных культур. Достоинством агрегата является величина дорожного просвета, которая равна 30 см, что дает возможность успешно преодолевать все неровности почвы.

Характеристика мотоблока МТЗ Беларус 09Н

Мотоблок МТЗ Беларус 09Н с японским двигателем Honda уже успел зарекомендовать себя на рынке сельхозтехники благодаря своей практичности, многофункциональности и надёжности.

Отличительные характеристики мотоблока:

  • четырёхтактный одноцилиндровый бензиновый мотор Хонда GX270 с рабочим объёмом 270 см3 и мощностью 9 лошадиных сил;
  • механическая коробка передач: четыре передние и две задние передачи;
  • вал отбора мощности вращается с частотой 1200 об/мин;
  • пневматические шины имеют размер 6L-12, их внутреннее давление в 0,08-0,12 Мпа, которое зависит от степени нагрузки;
  • подачу бензина контролируют рычагом с тросовым приводом;
  • многодисковая муфта сцепления на ручном управлении;
  • штанговое рулевое управление, которое может быть перестроенное на реверсивное. Возможна регулировка под рост оператора, а также в горизонтальной площади.

Мотоблок МТЗ Беларус 09Н реализуется с комплектом запчастей и инструментами, инструкцией по эксплуатации. Перед тем, как задействовать технику в работе, нужно обкатать мотоблок на протяжении 50 часов. Такая обкатка увеличивает ресурс работы всех узлов и деталей. Обработка должна выполняться при неполной нагрузке.

Виды навесного оборудования

Особенностью мотоблоков Беларусь является универсальность в использовании навесного оборудования. Широкий спектр возможностей открывается перед владельцами МТЗ. На сколько нужно использовать все оборудование решается в индивидуальном порядке.

Ниже представлены основные виды навески и их фото:

  • Фрезы;
  • Картофелекопалки/сажалки;
  • Тележки;
  • Адаптеры;
  • Бороны;
  • Плуги;
  • Культиваторы;
  • Окучники;
  • Лопата-отвал;
  • Снегоуборщики.

Содержание

  • Описание;
  • Применяемость;
  • Навесное оборудование;
  • Различные классы мотоблоков;
  • Технические характеристики;
  • Цены;
  • Купить;
  • Отзывы;

Мотоблок Беларус — универсальный агрегат на базе одноосного колесного шасси. Мотоблок представляет собой двигатель и трансмиссию которые крепятся на раму мотоблока вместе с органами управления. Также к остову мотоблока крепятся различное навесное и полунавесное оборудование, прицеп, фреза, косилка, плуги окучник.


Мотоблок Беларус

Сравнение МТЗ и Мотор Сич

Сложно ответить, какой мотоблок лучше, но если опираться на стоимость и количество положительных отзывов о работе того и другого агрегата, то отчетливо видно схожесть. На фото даже внешний вид похож.

  • Возможность устанавливать величину колеи у Мотор Сичи больше, целых 4 размера.
  • Дорожный просвет у Мотор Сичи меньше, соответственно 24 и 30 у МТЗ.
  • Мотоблоки Сморгонского завода комплектуются импортными моторами со способностью развивать скорость до 12 км/ч, а на Мотор Сич устанавливают моторы собственного производства, который способны разгоняться до 16 км/ч.
  • Запорожские мотоблоки выносливей, потому что способны поднимать навеску тяжелее, чем сморгонские.
  • Из-за возможности работать с тяжелым навесным оборудованием украинским производителям пришлось увеличить вес мотоблока до 220кг, что не может сказаться на сложности его эксплуатации без адаптера.


Мотоблок МТЗ-09Н


Мотоблок Мотор Сич МБ-9Е

Характеристики

  • мотоблок тяжелого класса;
  • бензиновый четырехтактный двигатель 270 куб. см;
  • мощность: 9 л.с. при 3600 об/мин;
  • дисковое сцепление;
  • зубчатый редуктор;
  • поддержка навесного оборудования;
  • подробные характеристики;

Цена — от 84 990 руб.

Мотоблок Беларус 06 среднего класса, оснащенный бензиновым, четырехтактным, одноцилиндровым двигателем WEIMA 177F мощностью 9 л.с. Мотоблок обладает небольшими габаритами и массой 95 кг.

Какой мотоблок выбрать – МТЗ или китайский?

Китайская продукция настолько прочно вошла в наше повседневность, что стала отличаться своим качеством. Нередко можно услышать фразу «это качественный Китай». Вот это относится к выпускаемым ними двигателям Лифан, которые выпускаются, используя передовые технологии.

Дизельные китайские модели являются альтернативой бензиновым и позволяют существенно экономить на топливе, которое само по себе стоит дешевле. К тому расход у дизельного устройства значительно меньше, что является неоспоримым плюсом, чем у бензинового. Но при этом стоимость таких моделей значительно выше, что не делает их популярными на рынке.

Мотоблоки Беларус | Технические характеристики

Мотоблоки Беларус представлены несколькими моделями производства концерна ОАО «МТЗ». Основными отличиями между моделями являются класс мотоблока, различные модели двигателя и их мощность, размерами, массой и ценой. Ниже приведены сравнительные характеристики мотоблоков Беларус как новейших моделей, так уже снятых с производства, но все еще присутствующих на рынке.

Отзывы владельцев

Многочисленные отзывы в сети подтверждают качество механизмов и работоспособность двигателей.

Алексей:

По моему мнению МТЗ остается самым надежным мотоблоком на постсоветском пространстве. У моего кума агрегат 1985 года выпуска с родным двигателем работает до сих пор. Я же купил себе с двигателем Хонда. Счастлив, что не ошибся с выбором, так как работает отлично, заводится сразу же. Даже в зимнее время проблем с запуском нет. В целях экономии использую 92 бензин. Минусов я не вижу.

Характеристики

  • мотоблок среднего класса;
  • бензиновый четырехтактный двигатель 277 куб. см;
  • мощность: 9 л.с.;
  • ширина обработки: 80-110 см;
  • глубина культивирования: 30 см;
  • дисковое сцепление;
  • поддержка навесного оборудования;

Цена — от 70 990 руб.

Мотоблок Беларус 10БС относится к тяжелому классу. Мотоблок 10БС комплектуется бензиновым одноцилиндровым двигателем фирмы Briggs and Stratton мощностью 10 л.с. Мотоблок имеет солидные размеры и массу 180 кг.

Характеристики

  • мотоблок тяжелого класса;
  • бензиновый четырехтактный двигатель;
  • мощность: 10 л.с. при 3600 об/мин;
  • ширина обработки: 60 см;
  • дисковое сцепление;
  • зубчатый редуктор;
  • поддержка навесного оборудования;

Цена — требует уточнения

Мотоблок Беларус 10МТ тяжелого класса. Мотоблок 10МТ отличается бензиновым одноцилиндровым двигателем фирмы Mitsubishi мощностью 10 л.с. и объемом 277 куб.см. Мотоблок оснащен дисковым сцеплением и ступенчатой механической коробкой передач. Масса 176 кг.

Характеристики

  • мотоблок тяжелого класса;
  • бензиновый двигатель Mitsubishi 296 куб. см
  • мощность: 10 л.с.
  • дисковое сцепление
  • зубчатый редуктор
  • поддержка навесного оборудования

Цена — требует уточнения

Тяжелый мотоблок Беларус 09Н-03 с бензиновым одноцилиндровым двигателем KIPOR KG280 мощностью 7.48 л.с. Мотоблок обладает показателем расхода топлива 374 г/кВт*ч. Масса мотоблока 176 кг.

Характеристики

  • мотоблок тяжелого класса;
  • бензиновый четырехтактный двигатель;
  • мощность: 5.50 кВт / 7.48 л.с. при 3600 об/мин;
  • ширина обработки: 45-70 см;
  • дисковое сцепление;
  • зубчатый редуктор;
  • поддержка навесного оборудования;
  • подробные характеристики;

Цена — требует уточнения

Мотоблок Беларус 07 БС относится к среднему классу мотоблоков. Мотоблок оснащен бензиновым одноцилиндровым двигателем Briggs and Stratton Intek I/C 10 с объемом двигателя 305 куб. см и мощностью 10 л.с. Мотоблок способен развивать тяговое усилие в 1 кН и обладает массой 145 кг.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]