Транспортное средство на гусеничном ходу ГАЗ-34039 рассчитано для передвижения по болотистой и заснеженной местности. Агрегат оснащен 4-цилиндровым 4-тактным движком модели Д-245. Максимальная мощность — 110 лошадиных сил. Высокие эксплуатационные характеристики достигаются за счет использования подогревателя, срабатывающего при запуске. Благодаря этому «сердце» ГАЗ оживает даже при отрицательных температурах.
Так выглядит вездеход Газ 34039
О предприятии-изготовителе
Завод гусеничных тягачей в городе Заволжье Нижегородской области был основан в 1949 году, в качестве Ремонтно-механического завода, по ремонту строительной техники: бульдозеров, тракторов, экскаваторов и прочей.
Во годы возведения Горьковской ГЭС предприятие освоило выпуск металлоконструкций, нужных для этой стройки; а во время строительства и запуска химзавода в Дзержинске – производство сосудов высокого давления.
Когда пошло активное освоение месторождений Крайнего Севера и Сибири, активное развитие нефтегазового комплекса страны, потребовалось в условиях полного бездорожья, экстремальных перепадов температур, непроходимых болот перемещать громадное количество грузов, доставлять бригады геологов, нефтяников и газовиков к месту работы.
Для решения этих важных задач с 1967 года на заводе было запущено производство гусеничных транспортёров. Предприятие также ввели в состав Горьковского автомобильного завода. Первой моделью, запущенной в серийное производство, стал вездеход ГАЗ-71 (ГТ-СМ). Эти первые снегоболотоходы обладали грузоподъёмностью в одну тонну и оснащались ещё бензиновыми карбюраторными двигателями модели 3М3-66. На ГАЗ-34039 им на смену придут более экономичные дизельные моторы, хорошо известные по «народным» тракторам МТЗ-80/82.
С 1993 года Заволжский завод гусеничных тягачей предприятие становится акционерным обществом. На следующем этапе своего развития предприятие вошло в состав дивизиона «Спецтехника» «Группы ГАЗ», продолжая производство вездеходных транспортных средств для нефтегазовой отрасли России. В 2012 году было учреждено совместное предприятие с международной машиностроительной корпорацией Terex. Завод относится к холдинга «Русские Машины».
В 2007 году, в рамках национального проекта «Здоровье», заводом была разработана вездеходная «скорая помощь» на базе снегоболотохода ГАЗ-34039. Спецмашина полностью оборудована для проведения неотложных лечебных мероприятий силами врачебной бригады, для транспортировки пациентов и мониторинга их состояния.
В 2010 году предприятие освоило производство новой модели гусеничного снегоболотохода ГАЗ-34039, получившей дополнительное наименование «Ирбис». Отличительными особенностями данного варианта снегоболотохода от классической модели являются объёмный монокузов, большее количество посадочных мест (12, включая водителя), более комфортабельный салон. Другой новинкой завода стал двухзвенный гусеничный снегоболотоход.
Гусеничный движитель для непроходимого бездорожья
В условиях бездорожья гусеничный транспорт продолжает оставаться самым проходимым. С дорогами в тундре он справляется лучше, чем новые образцы вездеходов на шинах низкого давления. Кроме того, шина низкого давления является весьма уязвимым механическим компонентом. При проколе вездеход выходит из строя, а возить запасной комплект шин невозможно из-за их массогабаритных показателей. Гусеницы, наоборот, механически очень прочные. Именно поэтому они применяются на военной технике. В связи с этим классические гусеничные вездеходы еще долго будут в строю и замены им не предвидится. По желанию заказчика могут устанавливаться два типа гусениц: ОШ и РМШ.
У предшественника ГАЗ-34039 ГАЗ-71 гусеницы не имели задней звездочки. В связи с этим угол атаки при движении задним ходом был очень большой. Попав в углубление (например, в русло реки), возможности для выезда задним ходом сильно ограничивались. В дальнейшем конструкторы полностью устранили этот дефект.
Описание конструкции вездехода ГАЗ-34039
Ходовая часть состоит из двенадцати опорных катков, двух направляющих колёс, двух ведущих колёс, которые расположены в передней части снегоболотохода и двух гусениц. Гусеницы бывают двух видов: с открытым шарниром и ресурсом гусеничного движителя в 6 тысяч километров; а также с резинометаллическим шарниром и ресурсом гусеничного движителя в 12 тысяч километров. Подвеска – независимая, торсионная, со значительным углом атаки гусеницы как спереди, так и сзади.
Количество опорных катков – 12 (по шесть с каждого борта). Торсионы цилиндрические, со шлицевыми головками на концах. Их длина – 0,99 м. Наружный диаметр рабочей части торсионов опорных катков составляет З1 мм. Опорные катки – одинарные, с обрезиненными ободами; наружным диаметром 7ОО мм, шириной обода 85 мм. Ведущие колёса – двухвенечные, цевочного зацепления, расположенные в передней части корпуса. Число зубьев – 1З.
Направляющие колёса – подвесные, одинарные, с обрезиненными ободами. Наружный диаметр равен 54О мм, ширина обода – также 85 мм. Гусеницы мелкозвенчатые, состоящие из 92-х звеньев каждая. Ширина звена гусеницы составляет З9О мм, шаг звена гусеницы равен 128 мм. Пальцы гусеницы с резино-металлическим шарниром – стальные, обрезиненные, стопоримые за счёт усилия запрессовки. Пальцы гусеницы с открытым шарниром – борированные, с закалкой ТВЧ, диаметром 15,5 мм. Они стопорятся от выпадания пружинными кольцами.
Амортизаторы – гидравлические, телескопические, двухстороннего действия. Они установлены на передние и задние опорные катки. Всего имеется четыре амортизатора.
Модификации снегоболотоходов ГАЗ-34039
- ГАЗ-34039-12 – пассажирский вариант, кузов которого оборудован двойным утеплённым тентом. Имеется автономный независимый отопитель салона «Вебасто», гусеницы с резино-металлическими шарнирами и обрезиненной беговой дорожкой.
- ГАЗ-34039-12 / ГАЗ-34039-13, с гусеницами с открытыми шарнирами.
- ГАЗ-34039-22 – грузопассажирская версия, имеющая кузов с одинарным тентом, гусеницы с Р-МШ.
- ГАЗ-34039-22 / ГАЗ-34039-23, с гусеницами с ОШ.
- ГАЗ-34039-32 – пассажирский, с металлическим кузовом, автономным независимым отопителем салона «Вебасто», гусеницами с РМШ.
- ГАЗ-34039-33 – с гусеницами с ОШ.
- ГАЗ-340394 – специальный снегоболотоход скорой медицинской помощи. Имеется автономный независимый отопитель салона «Webasto», гусеницы с Р-МШ.
На базе основного варианта вездехода ГАЗ-34039 было создано несколько машин специального назначения. В частности, станция взрывного пункта СВП-6-02, самоходная буровая установка УГБ-001 с гидроприводом, пожарная машина на шасси снегоболотохода, машина с установкой для тушения пожаров «Пурга-120», бурильная установка БГМ-21.
ГАЗ-34039 «Ирбис»
Дальнейшим шагом в эволюции снегоболотохода стала модель ГАЗ-34039 «Ирбис», впервые представленная в Нижнем Тагиле на Шестой Международной выставке технических средств обороны и защиты «Оборона и защита-2О1О», а массовый выпуск начался с 2О11 года. Эти спецмашины используются в геологоразведывательных экспедициях, на строительстве и обслуживании нефтегазопроводов, линий электропередач и связи, ж/д путей в суровых природно-климатических условиях Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Для производства «Ирбиса» используется классическая вездеходная платформа модели ГАЗ-34039. Однако на ней устанавливается совершенно другая надстройка – рубка пластиковая рубка от экраноплана, разработанная . Эта новая модель отличается улучшенной эргономичностью водительского сиденья, расширенным обзором, более современной приборной панелью и дополнительным обогревателем в салоне.
Важное изменение – иная компоновка силовой установки, при которой двигатель является закапотированным вовнутрь салона. Это в значительной степени облегчает его обслуживание, особенно в условиях зимних морозов. «Ирбис» также предполагает разнообразные варианты исполнения: пожарную, буровую установки, грузо-пассажирский вариант, жилой модуль и так далеее.
В отличие от советских вариантов данного снегоболотохода, «Ирбис» отличается такими важными особенностями, как объёмный монокузов и максимально комфортабельный, для данного вида спецтехники, пассажирский салон. Термо- и шумоизоляция салона вездехода «Ирбис» выполнена с применением современных материалов.
На снегоболотоходе установлен отбойный бампер коробчатого сечения (в лобовой части снегоболотохода); выполнена защита лобовых стёкол. Кузов вездехода окрашивается в нестандартные цвета, теплостойкой краской.
В дополнительное оснащение снегоболотохода ГАЗ-34039 «Ирбис» входят: электрическая лебёдка с усилием не менее 6,8 тонн; ремни безопасности для всех пассажиров; 2 огнетушителя типа 0У-2; по два ящика для инструментов и оборудования по бортам снегоболотохода; по две полки внутри снегоболотохода; набор шанцевого инструмента: ручная бензопила; топор-мотыги, лопаты, аппараты зажигательные, лесные ранцевые огнетушители, опрыскиватели-воздуходувки, газодымозащитные комплекты, наборы средств для оказания первой медицинской помощи; туристические палатки и спальные мешки.
Также в списке опций – кондиционер Dometric B2600-1, с установкой на крыше; выносной дизель генератор; проблесковый маячок; спальные места; стол; два шкафа для одежды; багажные полки и отсеки; переговорное устройство между водительской кабиной и пассажирским модулем; холодильник объёмом 50 л; микроволновка; комбинированное внутреннее освещение, с потолочными плафонами и светильниками-бра; розетки на 24В и 220В; микроволновка; преобразователь напряжения 24-220В; телематический модуль системы ГЛОНАСС.
В борт грузовой платформы вмонтирована лестница, для обеспечения самостоятельной посадки (высадки) пассажиров; на крыше размещается дополнительный багажник. Осветительный комплекс ОК-1 обладает мощностью светового потока не менее 1000 Вт. Имеются аварийный газоанализатор в кабине и веткоотсекатели лобового стекла;
МТЛБ
Многоцелевой тягач легкий бронированный — именно так расшифровывается название, пожалуй, самого удачного вездехода Крайнего Севера. Машина принята на вооружение армии еще в 1964 году, но потом быстро нашла применение и у гражданских. Этот «жучок» на гусеничной тяге отлично плавает, форсирует болота и крутые подъемы, а также может взять на борт до 11 человек. Дизельный V8 развивает 240 лошадиных сил и почти 900 Нм крутящего момента, что позволяет разгонять далеко не легкий вездеход до 60–80 км/ч. Расход топлива при этом может доходить до 90 литров на 100 километров, однако с учетом огромных баков запас ход вплотную приближается к 500 километрам. Из минусов можно отметить неудачно расположенную лебедку, чей трос при обрыве прилетает прямо в лобовое стекло, и необходимость закупоривать сливные отверстия при форсировании бродов.
Двигатель ГАЗ-34039
Снегоболотоходы ГАЗ-34039 комплектуются дизельными турбированными двигателями Д-245.12С производства Минского моторного завода. Это четырёхцилиндровые рядные дизели с рабочим объёмом 4750 см³ и мощностью в 81 кВт (110.2 л.с.), достигаемой при 24ОО об/мин. Максимальный крутящий момент данного мотора составляет 352 Н•м и достигается при частоте вращения: 1ЗОО-17ОО об/мин. Удельный расход дизтоплива находится в районе 218 г/кВт•час. Непосредственный впрыск горючего, система охлаждения – жидкостная.
Система смазки двигателя Д-245.12С – комбинированная: под давлением и разбрызгиванием. Масляный насос – односекционный, шестерёнчатого типа. Масляный фильтр – ФМ009-1012005, неразборный, заменяемый. Вентиляция картера – открытого типа (сапун).
Двигатель оборудуется предпусковым подогревателем, помогающим запускать мотор даже при экстремально низких температурах воздуха.
В новых снегоболотоходах ГАЗ-34039 «Ирбис» используется другая модификация двигателя – Д245.7Е2. При том же рабочем объёме в 4,75 л этот силовой агрегат обладает мощностью 122 л.с., при 3800 об/мин. Наибольший крутящий момент равен 423 Н•м, при частоте вращения в 15ОО об/мин.
Обогреватель салона Webasto
В условиях севера отопление салона имеет особо важное значение. Использование тепла от дизельного двигателя для отопления салона привело бы к снижению надежности мотора, поэтому оно не применяется. Для обогрева салона установлен надежный автономный обогреватель салона фирмы Webasto. Он же является предпусковым подогревателем двигателя. И здесь конструкторы нашли хорошую оптимизацию. Фирма Webasto выпускает отопители для кабин грузовиков, фур, микроавтобусов и автобусов. Установка отопителя от крупнейшего производителя упрощает поиск запчастей. Расход топлива — 100-250 г/ч.
Трансмиссия и тормоза
В конструкции вездехода использовано постоянно замкнутое, сухое, однодисковое сцепление, демпферное, с диафрагменной нажимной пружиной. Коробка переключения передач – механическая, пятиступенчатая, трёхходовая. Такую же ставят на полноприводной грузовик высокой проходимости ГАЗ Садко. Передаточные числа: 1 скорость: 6,555; 2-я: З,9ЗЗ; З-я: 2,З76; 4-я: 1,442; 5-я: 1,О; заднего хода: 5,7З5.
Карданная передача – открытый, 2х-шарнирный карданный вал с крестовинами на подшипниках игольчатого типа. Дополнительная передача – механическая, 2х-ступенчатая, 2х-вальная. Передаточные числа: О,96 и О,56. Главная передача одноступенчатая, коническая, со спиральными зубьями. Передаточное число – 1,9.
Многодисковые бортовые фрикционы являются сухими, со стальными дисками. Ведущих дисков – десять, дисков ведомых – 9, пружин нажимных – четырнадцать.
Рабочие тормоза снегоболотохода – двойные ленточные, с параллельными лентами и плавающими колодками. Ширина колодки равна 62 мм, а наружный диаметр тормозного барабана составляет ЗОО мм. В качестве стояночного (горного) тормоза применяются рабочие тормоза и их привод от рычагов управления. Передачи бортовые – одноступенчатые, с цилиндрическими шестернями; передаточное число бортовой передачи – З,7.
Управление подачей дизтоплива производится педалью и рукояткой; управление поворотом – выключением бортовых фрикционов и торможением ведущих колёс при помощи 2-х рычагов управления
Управление рабочими тормозами осуществляется путём торможения ведущих колёс посредством 2-х рычагов управления Управление стояночным (горным) тормозом производится фиксацией рычагов управления в заторможенном состоянии собачками, которые имеют привод от кнопок рычагов управления.
Технические характеристики в цифрах
- Габаритные размеры: длина – 5,72 м (6,28 м у «Ирбиса»), ширина – 2,55 м, высота – от 2 м до 2,89 м ( в зависимости от модификации).
- Масса – 4,8 тонны.
- База (расстояние между центрами крайних катков) – З6ОО мм.
- Ширина колеи (расстояние между серединами гусениц) – 2,18 м.
- Дорожный просвет наименьший, с полной нагрузкой – 4ОО мм.
- Высота до оси ведущего колеса – 64О мм.
- Высота до буксирного приспособления – 64О мм.
- Погрузочная высота кузова (без нагрузки) – от 0,92 м до 1,2 м (в зависимости от модификации).
- Радиус поворота – 2,2 м.
- Преодолеваемый угол подъёма – З5 градусов.
- Угол крена бокового – 25 градусов.
- Грузоподъёмность – 1,2 тонны.
- Предельно допустимая масса прицепа на буксировке – 2 тонны.
- Наибольшая скорость – 6О км/ч; при движении на воде – 6 км/ч.
- Ёмкость топливных баков – З7О литров дизтоплива.
- Эксплуатационный расход дизтоплива – от 45-ти до 100 литров на 100 км пути (в зависимости от условий эксплуатации).
- Удельное давление на грунт – О,214 кг/кв.см.
Бобр
Формально это бортовая или пассажирская «Газель», поставленная на гусеничную тягу и полюбившаяся геологам, нефтянникам и прочим энергетикам Крайнего Севера. Благодаря гусеница «Бобр» отлично едет по любой поверхности и к тому же рассчитан на работу при температурах до -50 градусов. Под капотом такого авто 2,8-литровый дизель Cummins на 130 лошадиных сил, разгоняющий «Бобра» до 65 км/ч на суше. Кроме того, вездеход не зря получил свое имя — он также умеет и плавать! Используя свои гусеницы, на воде он может развивать до 6 км/ч, перевозя по 3–4 человека. Минусом машины можно назвать ее небольшую грузоподемность и малое количество пассажирских мест. К тому же, «Бобр» стоит еще дороже «Трекола» — 2,2 миллиона рублей против 1,5 миллионов у первого участника нашей подборки.
Отзывы о вездеходах ГАЗ-34039
Современный снегоболотоход «Ирбис» в шутку называют «Супер-ГАЗелью». Он и в самом деле очень похож на «маршрутку-бестселлер»: кузовные панели на ЗЗГТ поставляет Горьковский автомобильный завод. Однако каркас на предприятии сваривают самостоятельно, получая цельнометаллический кузов с окнами на резиновых уплотнителях. Жилой отсек утепляется и обшивается изнутри. По отзывам, салон держит тепло даже в минус пятьдесят градусов мороза!
Дополнительный источник тепла – это дизель ММЗ Д-245.7Е2, размещённый в салоне. Там его и проще обслуживать. Силовой агрегат оснащён жидкостным предпусковым подогревателем. Включается кнопкой у сиденья водителя.
В отличие от прежних поколений, гусеницы теперь устанавливают не с открытым шарниром, а с резино-металлическим. В звенья запрессовываются обрезиненные пальцы, и они работают также, как сайлент-блок на автомобиле. Катки бегут по обрезиненной дорожке, что увеличивает ресурс и надёжность гусениц.
В зимнюю пору снег неизбежно налипает на металлическую гусеницу, из-за она натягивается, как струна. Возрастает нагрузка на ходовую часть. Обрезиненная дорожка мешает налипанию снега, и от такой гусеницы идёт гораздо меньше шума, отсутствует и характерный танковый лязг при движении.
Ранее в подвеску устанавливали торсионы 2-х типов: стандартные и усиленные. В наше время ставят только усиленные, поскольку владельцы таких спецмашин регулярно их перегружают, на заявленную допустимую грузоподъёмность не обращая особенного внимания. Кузов герметичный. Однако если при движении по водной поверхности вода попадает вовнутрь, то её откачает насос, установленный в передней части кузова-лодки.
Передняя панель на ГАЗ-34039 «Ирбис» — от ГАЗели Бизнес. Сиденья тоже от неё, имеется продольная регулировка и возможность откинуть спинку назад. Рычаг дополнительной передачи удобен: она выполняет функции раздаточной коробки.
Стихия этой спецмашины – не только бездорожье, но и снежные просторы. По глубокой снежной целине она равномерно скользит на брюхе, спокойно пробивая себе путь поднимающими фонтаны снега гусеницами.
Несмотря на то, что короб-капот, который поднимается парой газовых упоров, изнутри оклеен звукоизоляционными матами, всё равно в салоне ГАЗ-34039 шумно. Разговаривать трудно – вся речь заглушается звуком мотора.