КАМАЗ-65805 Атлант (10х6) — Новый карьерный самосвал


Автор: Дина Га

07 октября 2022 15:47

Сообщество : Автомир

Метки: НОВЫЙ КАМАЗ  автообзор  грузовики  камаз  карьерный самосвал  самосвалы  

2295

10

1

Представляем вашему вниманию новую разработку «КАМАЗа» — карьерный самосвал КАМАЗ-65805, получивший собственное имя «Атлант». Это первый из будущей линейки карьерных самосвалов от Камского автогиганта. Отметим, что на этот сегмент рынка грузовиков «КАМАЗ» выходит впервые.

Первый карьерный самосвал «КАМАЗа»

0
Смотреть все фото в галерее

Внешне Атлант продолжает дизайнерскую линию начатую «КАМАЗом» в новых самосвалах, но существенно отличается от своих собратьев длиной (12 м) и грузоподъёмностью (60 т). Не случайно он получил имя в честь древнегреческого гиганта — на данный момент КАМАЗ-65805, безусловно, самый большой самосвал, созданный в Набережных Челнах. При этом, по словам конструкторов, он является самым маленьким из будущего семейства карьерных грузовиков.

0

Автомобиль создан специально для перевозки скальной и рудной пород. При этом габариты машины находятся в рамках допустимых для передвижения по дорогам общественного пользования, что существенно упрощает транспортировку. Обычно карьерные самосвалы по размерам значительно превосходят стандарты, и могут перемещаться только в карьерах. Атлант же может своим ходом приехать на место работы и покинуть его в случае необходимости.

0

Снаряженная масса машины — 27 т, грузоподъёмность — 60 т. Нагрузка по осям распределяется следующим образом: по 12 т — на две передние и по 21 т — на три задние. Полная масса самосвала КАМАЗ-65805 — 87 т.

0

Задняя подвеска самосвала гидравлическая, что позволило реализовать такие функции, как предотвращение опрокидывания, управление её жёсткостью и разгрузочное горизонтирование.

КАМАЗ создает против БЕЛАЗа целую армию: за «Атлантами» последуют карьерные «Юпитеры» и «Геркулесы»

КАМАЗ начинает борьбу за рынок карьерной техники: уже представлены опытные образцы самосвалов «Атлант», идет проектирование семейства «Юпитер» грузоподъемностью более 100 тонн. Заявлена и цель – вытеснение БЕЛАЗа с российского рынка.

Первый «Атлант» был представлен еще в прошлом году – пятиосный самосвал дорожного габарита КАМАЗ-65805 с полной массой 87 и грузоподъемностью 60 тонн. В апреле нынешнего года появился его «старший брат» КАМАЗ-65807 грузоподъемностью 65 тонн при полной массе 90 тонн. Он имеет такую же колесную формулу 10х6 с тремя управляемыми осями (первой, второй и пятой), но значительно шире – 3500 мм против 2530 мм.

Фото ПАО «КАМАЗ»

Оба «Атланта» оснащены новыми 12-литровыми дизельными двигателями КАМАЗ-910.10 (Р6, Евро-5), но разной мощности – 500 и 550 лошадиных сил. Коробка передач – гидромеханическая 7-ступенчатая. Кабина – последнего поколения К5. Оба самосвала собраны как Autonomous Ready, то есть готовы для превращения в беспилотники, остается лишь установить элементы машинного зрения, сенсоров, связи и блок принятия решений.

Фото ПАО «КАМАЗ»

Вообще «Атлант» – это целое семейство карьерных самосвалов с колесными формулами 8х4 и 10х6 и грузоподъемностью от 45 до 70 тонн. Первым запустить в серийное производство планируется 60-тонник, причем уже в 2022 году.

Но если «Атланты» – это, по сути, увеличенные в размерах обычные КАМАЗы с усиленной конструкцией, то перспективная линейка «Юпитеров» – это уже настоящая карьерная «классика», напрямую бросающая вызов самосвалам БЕЛАЗ.

Фото официального сайта президента Республики Татарстан

Вот таким будет КАМАЗ «Юпитер» грузоподъемностью 125 тонн. Это фотография плаката, который демонстрировался на площадке опытно-промышленного производства НТЦ во время недавнего посещения завода председателем правительства РФ Михаилом Мишустиным. Никакой официальной информации по этой машине КАМАЗ не предоставил, в отчетах о визите премьера «Юпитер» даже не упоминался – видимо, пока это секретная разработка.

Скриншот из Технического задания на выполнение комплексной научно-технологической программы проекта по теме: «Разработка и создание беспилотного карьерного самосвала челночного типа грузоподъемностью 220 т (проект «ЮПИТЕР»)»

Из других источников известно, что семейство «Юпитеров» сегментировано на классы по грузоподъемности: 90-100 тонн и 125-150 тонн (конкуренты белорусских БЕЛАЗ-7557/7558 и БЕЛАЗ-7513 соответственно). Карьерные самосвалы КАМАЗ «Юпитер» смогут работать как в обычном, так и беспилотном режиме. Они будут унифицированы между собой – предусмотрены единая платформа и компонентная база. Двигатели – дизельные или газовые (метан).

Скриншот из Технического задания на выполнение комплексной научно-технологической программы проекта по теме: «Разработка и создание беспилотного карьерного самосвала челночного типа грузоподъемностью 220 т (проект «ЮПИТЕР»)»

Особняком стоит «Юпитер» грузоподъемностью 220-260 тонн. Это будет роботизированный бескабинный карьерный самосвал челночного типа, то есть с возможностью передвигаться вперед и назад без разворота. Он может быть оснащен как дизелем в сочетании с электрической трансмиссией, так и электрохимическими накопителями энергии (батареями).

К разработке этого проекта привлечены лучшие технические вузы России – Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф.Горбачева (КузГТУ) и Московский государственный технический университет им. Баумана (МГТУ). По данным Института энергетических исследований РАН, проект получил финансирование из федерального бюджета в размере 250 млн российских рублей (примерно 3,5 млн долларов). Еще 75 млн рублей (1 млн долларов) поступит из внебюджетных фондов.

Скриншот из Технического задания на выполнение комплексной научно-технологической программы проекта по теме: «Разработка и создание беспилотного карьерного самосвала челночного типа грузоподъемностью 220 т (проект «ЮПИТЕР»)»

В настоящее время уже завершена разработка эскизного облика челночного «Юпитера». До конца нынешнего года должны быть готовы технические проекты, в 2022-м – создан и испытан программно-аппаратный комплекс для самосвала-робота и цифровой системы диспетчеризации, на 2023 год запланированы изготовление опытного образца самосвала-беспилотника и проведение его испытаний.

Затем должно начаться серийное производство беспилотных карьерных самосвалов челночного типа. В 2024 году будет выпущено не менее 3 шт.; в 2025-м – не менее 5 шт.; в 2026-м – не менее 10 шт.; в 2027 году – не менее 15 шт. Потенциальный спрос на беспилотные самосвалы-челноки проекта «Юпитер» после выхода на полную производственную мощность прогнозируется на уровне 100 единиц в год. Уже сейчас на самосвалы «Юпитер 220» есть предзаказ от крупных российских компаний, добывающих уголь: АО ХК «СДС-Уголь» готово закупить 75 единиц, СУЭК – 125 единиц.

Что касается ценообразования, маркетологи приводят такие цифры. Средняя рыночная цена на самосвалы БЕЛАЗ-7530 грузоподъемностью 220 тонн составляет 175 млн российских рублей (примерно 2,43 млн долларов). Цена на самосвалы такой же грузоподъемности брендов Liebherr, Comatsu, Hitachi – 245 млн российских рублей (3,41 млн долларов). КАМАЗ при серийном выпуске планирует выйти на уровень 200 млн российских рублей (2,78 млн долларов) за один самосвал «Юпитер 220». Таким образом, несмотря на инновационность техники (бескабинное автономное транспортное средство) цена будет располагаться в сегменте БЕЛАЗа – самом массовом сегменте рынка.

Скриншот из Технического задания на выполнение комплексной научно-технологической программы проекта по теме: «Разработка и создание беспилотного карьерного самосвала челночного типа грузоподъемностью 220 т (проект «ЮПИТЕР»)»

Если говорить о географии поставок, то КАМАЗ не скрывает: цель на первом этапе – выход на российский рынок и полное вытеснение с него БЕЛАЗа и китайских производителей; цель на втором этапе – выход на зарубежные рынки. Такая информация содержится в Техническом задании на проект «Юпитер», под которым в том числе должна стоять и подпись заместителя генерального директора ПАО «КАМАЗ» – директора по развитию И.Ф.Гумерова.

Фото ОАО «БЕЛАЗ»

Но если КАМАЗ сейчас только проектирует беспилотные карьерные самосвалы, то БЕЛАЗ уже включил в программу серийного производства роботизированные самосвалы двух семейств грузоподъемностью 90 (БЕЛАЗ-7558R) и 130 тонн (БЕЛАЗ-7513R). Такие машины, созданные на основе серийных образцов, уже работают как в России, так и в Беларуси. Пока с кабинами, но уже в беспилотном режиме. Создали в Жодино и первый образец электрического самосвала на аккумуляторных батареях – БЕЛАЗ-7558E грузоподъемностью 90 тонн. Мы о нем рассказывали.

Фото официального сайта президента Республики Татарстан

Возвращаясь в КАМАЗу, добавим, что в семействе «Юпитер» запланирован также беспилотный самосвал-челнок грузоподъемностью 30 тонн. Он получил индекс 6559. У БЕЛАЗа автономных самосвалов такого класса пока нет. Но роботизировать, например, серийные 32-тонники БЕЛАЗ-7544 для белорусов труда не составит, были бы заказы.

Фото официального сайта президента Республики Татарстан

Еще одна перспективная новинка ПАО «КАМАЗ» – внедорожный самосвал с шарнирно-сочлененной рамой «Геркулес» грузоподъемностью 40 тонн при полной массе 75 тонн. М.Мишустину 3 июня продемонстрировали его опытный образец без кабины. Но, возможно, ему она также не понадобится.

Фото ПАО «КАМАЗ»

КАМАЗ уже пытался наладить выпуск самосвалов такого типа пять лет назад совместно с южноафриканской компанией Bell, однако дальше изготовления ограниченной партии с российскими платформами дело не пошло.

Фото НОЦ «КАМАЗ-БАУМАН»

Тем не менее КАМАЗ в настоящее время планирует наладить выпуск целого семейства самосвалов с шарнирно-сочлененной рамой, предназначенных для работы в тяжелых условиях. При этом «Геркулесы» проектируются как с колесной формулой 6х6, так и 4х4; как в обычном исполнении, так и в беспилотных вариантах. Такие машины могут использоваться в условиях сверхтяжелого бездорожья, характерного как для отсыпки дорог, так и для вскрышных работ на новых месторождениях полезных ископаемых.

И здесь КАМАЗ может стать конкурентом БЕЛАЗа, в продуктовой линейке которого есть самосвалы повышенной проходимости с колесной формулой 6х6 и грузоподъемностью 27 (МОАЗ-75041), 36 (МОАЗ-7506) и 50 тонн (МОАЗ-75035). Все три выпускаются на Могилевском автозаводе, который входит в состав «БЕЛАЗ-холдинга».

Что можно сказать в заключение? Глобальность амбиций руководства ПАО «КАМАЗ» не новость (российский производитель взялся за разработку шасси для стратегических ракетных комплексов, активно осваивает рынок пассажирской техники, занялся выпуском электробусов). Стремление создать собственное производство карьерных самосвалов для России, разрабатывающей колоссальные запасы природных ресурсов, не удивительно. Да и конкуренция для БЕЛАЗа – это привычно. Хотелось бы только, чтобы конкуренция шла в равных условиях.

Самосвальная платформа

0
Грузовик предназначен для перевозки скальных и рудных пород, и оснащён специальной самосвальной платформой, у которой увеличена толщина днища, стенок и бортов. Имеется мощный защитный козырёк, который полностью закрывает кабину, защищая водителя от падения скальных обломков. А специальная система обогрева платформы отработанными газами двигателя решила проблему примерзания груза к кузову в зимнее время. Угол подъёма платформы — 50 градусов, объём — 26 кубических метров.

0

За кабиной на платформе установлена специальная лестница, с помощью которой водитель, не спускаясь на землю, может посмотреть остаток груза в кузове, или при необходимости забраться в него.

Экстерьер, интерьер и стоимость КамАЗ-6580

Кабина для нового самосвала изготавливается по лицензии немецкой компании Mercedes-Benz из импортных комплектующих и по своему внешнему виду и качеству мало чем отличается от бескапотных кабин Mercedes Axor. Автомобиль комплектуется цельным лобовым стеклом и несколькими зеркалами с разными углами обзора. Бампер изготовлен из высококачественного пластика, грузовик получил новую осветительную систему.

В салон автомобиля ведут три подножки с антискользящим покрытием, внутри устанавливается два или три кресла на пневмоподушке с множеством регулировок и удобное, широкое спальное место. Впервые в кабине КамАЗа тихо и комфортно, так как производитель сделал качественную шумо, термо и виброизоляцию. Приборная панель – трехсекционная, развернутая к водителю, она отличается информативностью, удачным размещением индикаторов и кнопок управления. Опционально автомобиль может оснащаться кондиционером и электрическими стеклоподъемниками, вместо третьего сидения часто устанавливают складной столик.

Предложение подержанных автомобилей КамАЗ-6580 крайне ограничено, так как грузовик только недавно был запущен в серию. Автомобили без пробега, 2022 года выпуска, предлагаются по цене от 6,2 миллиона рублей. За точно такой же самосвал 2022 года просят 6 700 000 рублей. Дороже всего стоит сортиментовоз с манипулятором – цена таких машин стартует с 10 миллионов рублей.

Цена

Никто не сомневается в том, что одним из главных достоинств Камаза Геркулеса должна стать доступная стоимость автомобиля. Это именно то, что позволит российскому грузовику противостоять весьма серьезным конкурентам, уже давно завоевавшим отличную репутацию и наладившим работу столь важных для машин такого типа сервисных центров.

Весь этот путь придется пройти и КАМАЗу, хотя еще до выхода на мировой рынок новые машины должны будут показать свои лучшие качества на отечественных стройках и в карьерах. К слову, там же должны оказаться и другие новые грузовики КАМАЗа, которые получат название Юпитер. Уже заявлено, что это будут исключительно карьерные самосвалы, перед которыми поставят задачу потеснить на рынке белорусские БЕЛАЗы.

Внутреннее пространство

Лесенка из пластиковых ступенек ведёт в кабину. Обращаю внимание на ностальгическую кнопку дверной ручки. Открываю дверь кабины. Оказавшись на рабочем месте анализирую внутреннее пространство салона. Кабина дневная, без спального места, посередине солидный моторный кожух. Немного подрос потолок из-за новой панели крыши (однако в производственной гамме завода сегодня остаётся версия и с низкой крышей, такой кабиной комплектуются преимущественно шасси).

Рабочее место в обновлённой кабине и мириады контрольных ламп комбинации приборов


Рабочее место в обновлённой кабине и мириады контрольных ламп комбинации приборов

Кондовая и неудобная педаль сцепления оказалась лёгкой на выжим

Передняя панель мягкая, скроена ладно, но отдельные элементы оборудования кабины выдают возраст конструкции, как и присутствующий местами голый металл, острые углы которого заботливо оторочены полимерными профилями и резиновыми уплотнителями. Вертикальная педаль сцепления с резьбовой муфтой ограничения хода мне совсем не нравится. Не в восторге я и от грубых регуляторов отопления и вентиляции. От расположенной в центре под торпедо снизу крашеной в чёрный цвет жестяной панели с краном «ручника», переключателями блокировок и пуповиной пневмозамка рулевой колонки.


Управление бортовым компьютером


На панели индицируется только нижний ряд в КП, символа верхнего ряда – «зелёного зайки» не предусмотрено


А вот счётчик моточасов ещё никому не навредил!

Зато появилась подвесная педаль акселератора и забыта «гитара» подрулевых переключателей в пользу привычных компактных многофункциональных «усов», с левой стороны теперь добавился рычажок управления обширным меню данных бортового компьютера, которые индицируются на монохромном дисплее совсем скромного габарита. В самом левом уголке панели дожил до наших дней электромагнитный выключатель «массы»: качество камазовской электропроводки таково, что многие водители до сих пор справедливо предпочитают обесточивать машину на стоянке, чтобы возвратившись к ней, увидеть всё тот же огненный оранжевый самосвал, а не обуглившийся остов…


Тахограф теперь обязательное оборудование

Справа под крышкой открывается доступ к электрооборудованию


В данной комплектации предусмотрен автономный отопитель


В данной комплектации предусмотрен автономный отопитель

Движущая сила

Основная интрига привычного облика оранжевого самосвала – его же «камазовский» двигатель 740.735-400 (Euro 5). Он ведёт историю от модели 740, но настолько серьёзно модернизирован и доработан, что в существенной доле запчастей невзаимозаменяем и с родоначальником семейства, и со значительно поздними версиями челнинских V-образников. По данным ПАО «КАМАЗ» взаимозаменяемость составляет около 30%.

Чтобы всесторонне подойти к описанию нового двигателя, прежде углубимся немного в историю.

На рубеже веков автозавод провёл глобальную работу по модернизации семейства своих V-образных восьмицилиндровых двигателей. Тогда появились различные настройки мощности и сертификация соответствия международным требованиям токсичности выхлопа. Был пройден путь от второго экологического класса в 2004 году до пятого в 2019-м. В самих движках изменилась чистота обработки некоторых поверхностей, доработано газораспределение и применена новая цилиндропоршневая группа. Обновлённый V-образный восьмицилиндровый турбодизель 740.30-260 рабочим объёмом 10,86 л с системой промежуточного охлаждения наддувного воздуха (интеркулером) развивал мощность 260 л.с. при 2200 об/мин и выдавал максимальный крутящий момент 1078 Нм в диапазоне 1200–1400 об/мин. Позже появилась 360-сильная версия с увеличенным до 130 мм ходом поршня и рабочим объёмом 11,76 л с увеличенной до 18,0 степенью сжатия. Дальнейшая модернизация привела к созданию 400-сильного мотора, установленного на предмете сегодняшнего разбирательства.

У двигателя модели 740.735-400 изменена силовая схема блока цилиндров с целью придания большей жёсткости, увеличен на 5 мм радиус кривошипа и применены новые усиленные болты крепления крышек коренных подшипников (большего диаметра). Модернизированы системы смазки и охлаждения. Для соответствия требованиям пятого экологического класса двигатель комплектуется электронноуправляемой системой питания Common Rail. Не обошлось здесь и без «бачка с синей крышкой» – технологии каталитической нейтрализации SCR.


Слева нашлось место для гидробака, фильтра-сепаратора, катализатора и лестницы, противооткатные упоры закреплены высоко

Воздухозаборник воздушного фильтра двигателя с элементом типа «циклон» продлит срок службы фильтрующего элемента

Двигатель укрыт кожухами, изолирующими шум и препятствующими загрязнению

Здесь «спрятался» гидроподъёмник кабины
Ориентировочные цены на некоторые запасные части и расходные материалы у официальных дилеров по состоянию на первую декаду апреля 2022 г., розница, руб.

Масло моторное КАМАЗ G-Profi Service Line CS 10W40, канистра 20 л6200
Антифриз КАМАЗ G-Profi Service Line, 10 кг1800
Фильтр тонкой очистки топлива1405
Фильтр топливный, грубой очистки2130
Фильтр осушителя блока подготовки воздуха1568
Фонарь задний светодиодный9150
Передняя блок-фара5800

Техническая начинка и характеристики

Несмотря на заметное сходство внешности самосвала КАМАЗ Геркулес 2021 модельного года с аналогами немецкого или шведского производства, машина будет достаточно уникальной, ведь она получит дизель-электрическую силовую трансмиссию.

Спереди под огромным капотом спрячется дизельный мотор производства КАМАЗ, ориентировочной мощностью 450-540 л. с. За привод задних колес будет отвечать один или несколько электрических силовых агрегатов на 517 л. с., а дополнит гибридную систему генератор и комплект литий-титанатных батарей.

Максимальная скорость такого грузовика составит 35 км/ч, чего достаточно для передвижения по карьерам и масштабным строительным площадкам. Чуть более шустрым окажется облегченная версия Геркулеса, имеющая две колесных оси. Образец такого самосвала пока не готов, но создатели манны утверждают, что версия 4х4 сможет брать на борт до 25 тонн груза. Кстати, далеко не факт, что эти мощные самосвалы останутся Геркулесами, ведь производитель уже запустил всероссийский опрос на выбор более подходящего названия для своих исполинов!

Итоги

Такая гигантская спецтехника помогает в развитии разных отраслей промышленности, а в особенности добывающей и строительной. Существует пять самых лучших моделей самосвалов, которые отличаются своими техническими характеристиками и эргономикой:

  • Komatsu 930 E-3 S E -этот самосвал занимает первое место и его мощность равна более 3000 л.с.
  • Второе место в рейтинге принадлежит самосвалу производства белорусского завода БелАЗ-75710. Его мощность составляет 2544 л.с. Другой самосвал белорусского производства – МАЗ 20 тонн.
  • Caterpillar 797B имеет множество достоинств, благодаря которым этот самосвал получил третье место в рейтинге.
  • Четвёртое место по праву принадлежит мощному и эргономичному Liebherr-T282B, с мощностью в 2600 л.с.
  • Китайская разработка XCMG DE400 – это самосвал, который обладает огромным количеством преимуществ и минимальным набором недостатков. Другой китайский самосвал – Шакман.

Рекомендуем также ознакомится с самыми большими экскаваторами в мире и со статьей про самые большие бульдозера.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]