Белорусский автомобильный завод известен сегодня, как производитель крупной карьерной техники. Причем некоторые выпускаемые модели сегодня являются самыми большими представителями своего класса. Однако на протяжении практически десяти лет Белорусский автозавод производил поливочную технику и компактные грузовики. Но с 1960-х годов БелАЗ выпускает исключительно карьерные самосвалы.
Несмотря на то, что данный автозавод сегодня является одним из немногих подобных предприятий Белоруссии, который приносит прибыль, нельзя исключать, что в будущем ему вновь придется изменить направление своего развития. Объяснить это предположение можно двумя причинами. Во-первых, объем полезных ископаемых постепенно сокращается, что приводит к уменьшению потребностей в крупнотоннажной технике типа карьерных самосвалов. Во-вторых, более половины выпускаемой продукции БелАЗ поставляет российским компаниям, которые, в свою очередь, не привязаны к белорусской технике и периодически закупают подобные автомобили у других производителей.
Все это способно привести в итоге к банкротству предприятия. Чтобы избежать подобных последствий, БелАЗ может уже сейчас пересмотреть планы на свое развитие. И одним из решением описанной проблемы станет выпуск легковых автомобилей. Причем, если рассматривать данное предположение, оптимальным вариантом будет среднеразмерный кроссовер.
Независимый дизайнер опубликовал серию рендеров, изображающих концепт подобной модели. Он показал, как может выглядеть первый кроссовер БелАЗ-75131 2021-2022. Форма кузова и общая стилистика модели в точности соответствует современным тенденциям в развитии автомобилей данного класса. А габариты представленного кроссовера косвенно указывают на то, что в его салоне установлены 7 сидений. Но БелАЗ не сможет самостоятельно создать подобный автомобиль из-за отсутствия необходимых технологий. Оказать помощь предприятию в развитии данного проекта способен МАЗ, который в течение нескольких лет плодотворно сотрудничает с китайской компанией JAC.
Модельный ряд БелАЗ
Прежде чем изучить параметры, которыми обладает самый большой БелАЗ, необходимо более подробно изучить данную серию автомобилей. Для начала необходимо отметить, что подобного рода транспортное средство не является каким-либо выставочным, экспериментальным образцом.
БелАЗ-75710, выпущенный в 2014 году, представляется серийной моделью самосвалов, используемых в процессе разработки карьеров. Первый выпущенный экземпляр был незамедлительно перенаправлен в г. Березовский, где расположено одно из крупнейших угольных разрезов.
Причиной, по которым инженеры разработали столь большой по размерам грузовик, вполне стандартны — необходимость сконструировать более эффективное и недорогое транспортное средство для перевозки грузов. Если ознакомиться с экономическими расчетами, можно сделать вывод о том, что использование 450-тонного грузовика гораздо дешевле, чем его более мелких аналогов.
БелАЗ используется при работах в карьерах
Среди характерных особенностей этой линейки автомобилей можно упомянуть практически полностью ручную сборку узлов транспортного средства, а также высокие затраты на обслуживание. При этом ключевым показателем модели представляется самая низкая себестоимость транспортировки горных пород в мире.
К числу наиболее популярных моделей данного автоконцерна следует отнести:
- 504А — первый автомобиль серии. Производился с 1967 года, оснащен ГУР, способен перевозить до 15 м3 или 27 тонн груза;
- 549 — модифицированная версия с электромеханической трансмиссией. Выпускалась с 1976 года, может перевозить до 75 тонн;
- 7521 — сверхтяжелый самосвал, предназначенный для использования в карьере. Производился с 1979 года, дизайн напоминает современные модели. Грузоподъемность БелАЗа — 170-190 тонн;
- 7547 — выпускался с 1973 года, грузоподъемность 45 тонн;
- 75306 — промежуточная модель грузоподъемностью 220 тонн;
- 7555 — популярный карьерный самосвал, к которому было выпущено множество модификаций. Перевозимый вес — 55 тонн;
- 75600 — современная модель, выпускаемая с 2005 года. Способна перевозить до 320 тонн груза;
- 75570 — опытный образец, не используется по назначению;
- 75601 — юбилейная модель, выпускаемая с 2010 года. Отличается способностью работать в широком диапазоне температур — от -50 до +50 градусов;
- БелАЗ 75710 — самый большой в мире самосвал, способный перевозить до 450 тонн. Спроектирован в 2013 году и выпускается по сей день.
На сегодняшний день существуют сразу 2 экземпляра подобного агрегата, один из которых был выпущен в 2013 году, а второй — в 2018. Последний на протяжении 2-х лет обкатывается и проходит различные испытания на территории завода-изготовителя. Третий экземпляр по-прежнему находится в стадии сборки.
Самый большой БелАЗ 75710 модели
Ресурс моделей сравнительно невелик и предполагает всего 5-6 лет бесперебойной работы. В дальнейшем требуется проведение серьезных ремонтных работ, поскольку многие комплектующие приходят в негодность.
Обязательно почитайте: Технические характеристики ЗИЛ 130
БЕЛАЗ представил новинки аэродромной техники на выставке NAIS-2022 в Москве
Сразу три новинки представил БЕЛАЗ 9-10 февраля на IX Национальной выставке и форуме гражданской авиации NAIS-2022 в Москве: специальные тягачи БЕЛАЗ-54010, БЕЛАЗ-34010 и БЕЛАЗ-34020.
Участие именитого белорусского бренда в выставке гражданской авиации может показаться удивительным только на первый взгляд. БЕЛАЗ сегодня – это не только карьерные самосвалы. Предприятия холдинга выпускают бульдозеры и погрузчики, самосвалы повышенной проходимости, машины для подземных работ и металлургической индустрии, грузовые железнодорожные вагоны, а также машины специального назначения, в число которых входит техника для обслуживания аэропортов.
Мощные аэродромные тягачи Белорусский автозавод выпускает с 1978 года. В настоящее время в производственной линейке предприятия присутствуют три модели: БЕЛАЗ-7427 и БЕЛАЗ-74271, предназначенные для буксировки крупных авиалайнеров взлетной массой до 600 тонн, а также БЕЛАЗ-74212 для воздушных судов до 260 тонн.
Новейший БЕЛАЗ-54010 призван буксировать самолеты взлетной массой до 150 тонн. Тягач имеет кабину с большой площадью остекления и панорамным стеклом, частично заходящим на крышу. Комфортные условия работы для оператора обеспечивают электронная панель приборов с жидкокристаллическим дисплеем, электронная система управления и диагностики, система видеообзора, система кондиционирования и отопления. В конструкции кабины применены современные шумоизолирующие материалы.
Тягач, оснащенный 136-сильным дизелем Deutz и современной гидромеханической трансмиссией, обладает отменной маневренностью: водитель может управлять отдельно каждым из мостов, может заставить машину двигаться крабом или повернуть передние и задние колеса навстречу друг другу для уменьшения радиуса поворота.
БЕЛАЗ-34010 – это мини-тягач для буксировки багажных и контейнерных телег. Такая машина будет работать челноком между багажным терминалом аэропорта и самолетами.
Универсальный тягач БЕЛАЗ-34020 предназначен для буксировки всевозможных средств наземного обслуживания в аэропортах.
Новые мини-тягачи в значительной степени унифицированы между собой. Обе машины оснащаются 80-сильным дизельным двигателем и гидромеханической трансмиссией (3+3). Тяговое усилие у багажного тягача – 32 кН, у универсального – 40кН. Обе машины имеют полный привод с возможностью отключения переднего ведущего моста.
Вся представленная на выставке NAIS-2022 техника БЕЛАЗ соответствует техническим требованиям Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA).
Технические характеристики машины
Изучив модельный ряд этих уникальных автомобилей, целесообразно более подробно рассмотреть характеристики машин данной серии. Они существенно отличаются и зависят от модификации. Следует ознакомиться с рабочими показателями самой новой из существующих моделей:
- силовой агрегат — спаренные двигатели марки MTU DD 16V4000 мощностью 4664л.с., 32 цилиндра;
- грузоподъемность — 450 тонн;
- габариты (Длина х Ширина х Высота) — 20,6х9,75х8,17 м;
- масса грузовика — 360 тонн;
- подвеска — гидропневматического типа;
- объем топливного бака — 2шт. по 2800 л;
- размер шин – 59/80R63;
- вес колеса – 5 тонн;
- максимальная скорость движения 67 км/ч;
- расход топлива при отсутствии загрузки — 1300л/100 км.
Следует отдельно рассмотреть тяговую установку, которая представляется одним из важнейших элементов конструкции. Она производится концерном Siemens под идентификационным номером MMT500, оснащена двумя генераторами и 4 мотор-колёсами. Мощностные показатели генератора достигают порядка 1704 кВт, а колеса — 120 кВт.
Газовая модификация 45-тонного БелАЗа
На заводе создана новая модификация популярного 45-тонного самосвала. Новинка с индексом БелАЗ-75476 получила газопоршневой двигатель «Кунгур-550». Газотурбинный наддув обеспечивает номинальную мощность 550 л.с. (410 кВт) при 2100 об/мин. Мотор, соответствующий экологическим нормам Euro 5, был доработан в 2018 году специалистами екатеринбургской . За основу агрегата взят известный дизель ЯМЗ-240.
В паре с газовым мотором работает 5-ступенчатая гидромеханическая коробка передач. Для питания карьерного тяжеловоза по бортам грузовика установлены два криогенных танка CRIOLNG 16 D650 для хранения СПГ. Ёмкости итальянской фирмы H.V.M. High vacuum Maintenance Srl. сохраняют сжиженный метан под давлением 1,6 МПа при температуре –162 °С.
Для транспортировки сыпучих грузов самосвал оборудован платформой, геометрический объём которой равен 21,5 м3, а с «шапкой» достигает 27,6 м3. Масса тяжеловоза без груза – 33,1 т. Радиус поворота машины по оси следования колеса – 10,2 м. Максимальная скорость составляет 50 км/ч.
Шахтный самосвал МоАЗ-65010
В 2016 году специалисты ОАО «БЕЛАЗ» приступили к разработке технического задания на изготовление шахтного самосвала. Основное требование, которое необходимо было учесть – это оптимальные размеры самосвала для эксплуатации в шахте и спуска по стволу. В феврале 2022 года был готов первый экземпляр. Грузоподъёмность нового МоАЗ-65010 составляет 15 т, колёсная формула, как и у большинства подземных самосвалов МоАЗ – 4х4. Одной из главных особенностей машины является габаритная ширина, составляющая всего 2,1 м, что позволяет эксплуатировать его в шахтах с сечением выработки от 9 м2. Конструкция имеет такую особенность, как возможность спуска в шахту в разобранном состоянии через грузовой ствол путём подвеса к кабине клети.
В качестве силовой установки на самосвале установлен турбированный дизель Cummins QSB6.7 мощностью 164 кВт (220 л.с.) с жидкостным охлаждением. Гидромеханическая трансмиссия состоит из коробки передач Dana Spicer 32000 4+2 и ведущих мостов Dana Spicer 16D 2149. Подвеска переднего моста балансирная с углом качания ±12 º, задний мост жёстко закреплён на задней полураме.
БелАЗ-75589 с китайским двигателем Weichai 12М33
В 2018-м году на Белорусском автозаводе был собран первый образец 90-тонного карьерного самосвала БелАЗ-75589, оборудованного китайским турбодизелем Weichai.
Тяжеловоз получил 39,6-литровый Weichai 12М33 (Stage IIIB), развивающий мощность 1103 л.с. (882 кВт) и максимальный крутящий момент 5400 Н.м в диапазоне 1300–1400 об/мин. Двигатель агрегатирован с тяговым генератором, которые приводят два электродвигателя, установленные в ступицы колёс.
Ранее в серии 90-тонных самосвалов БелАЗ-7558 использовали исключительно дизели Cummins мощностью 1050 л.с. Теперь с появлением в линейке более мощного и менее дорого китайского мотора у заказчиков появилась альтернатива.
Если китайские двигатели хорошо проявят себя и приглянутся горнодобытчикам, то в перспективе Weichai может стать одним из главных поставщиков для жодинского автозавода.
Шахтный самосвал МоАЗ-75851
Могилевский автозавод самосвальные автопоезда МоАЗ-6401-9585 для подземных работ освоил в 1970 году и с тех пор является основным поставщиком самосвалов для шахт и тоннелестроителей.
К 70-летию «БЕЛАЗа» была приурочена премьера 50-тонного шахтного самосвала МоАЗ-75851 (4х4) с шарнирно-сочленённой рамой. Турбодизель Cummins QSX-15 мощностью 535 л.с. (399 кВт) и гидромеханической трансмиссией. Геометрический объём платформы составляет 22,8 м3, а номинальная вместительность не превышает 27,6 м3.
Снаряжённая масса составляет 35,5 т, а полная – 85,5 т. Радиус поворота тяжеловоза – 9,07 м. Скорость самосвала ограничена 40 км/ч.