Модель данной универсальной пропашной машины выпущена Минским тракторным Заводом в 1985 году, как усовершенствованная альтернатива параллельно выпускаемому МТЗ 82(80), с целью повышения эксплуатационных возможностей и производительности сельскохозяйственных агрегатов. МТЗ 100 стала последней маркой трактора советского периода минского завода и впоследствии не получила аналогичного массового производства как МТЗ 82. Трактор стал началом технической эволюции для последующего выпуска широкого модельного ряда колёсных тракторов МТЗ в том числе и энергонасыщенных моделей Беларус — 3522, 3525, 3022 .
Беларус МТЗ 102
Место производства
МТЗ-100 является востребованным в потребительской среде белорусским детищем и производится на тракторном заводе, расположенном в Минске. Агрегат выпускается с 1984 года и по своей сути является модернизированным аналогом трактора МТЗ-80. Современная «сотка» – совокупность мощного двигателя, качественной и надежной гидросистемы и оптимальных технических характеристик.
Отзывы
«Имею несколько разных тракторных машин, из которых я выделяю МТЗ-100. Каждый год делаю ТО в фирменном центре, правда самостоятельно поменял резиновые уплотнители. Однажды порвался ремень помпы, но это быстро устранили специалисты. Летом очень душно в кабине, хотелось бы освежаться воздухом от кондиционера. В принципе отличный представитель своего класса». Вячеслав Александрович, фермер с 10 летним стажем из Твери.
Трактора МТЗ успешно применяются на агротехнических предприятиях, на фермах, в колхозах.
Назначение
МТЗ-100 входит в число универсально-пропашных машин, тяговый класс которых — 1,4. Технические возможности трактора дают возможность с его помощью вспахивать самые различные виды почв, он обрабатывает практически все виды сельскохозяйственных культур, осуществляет транспортировку грузов и выполняет погрузочно-разгрузочные операции. Также при необходимости на машину можно без проблем установить специальное навесное или же прицепное оборудование. В частности, можно использовать: плуги, культиваторы, сеялки, картофелесажалки, рассадопосадочные агрегаты, стогометатели, копновозы и прочее.
Видео МТЗ 100
МТЗ-100 является продуктом Минского тракторного применяется для выполнения многообразных сельскохозяйственных работ с применением прицепных, полунавесных и навесных машин и орудий. опять же модель эффективна в агрегате с экскаваторами, ямокопателями, бульдозерами и погрузчиками при выполнении трудоемких работ. МТЗ-100 нашел свое применение как привод стационарных машин промышленного или сельскохозяйственного назначения, в транспортных, погрузочно-разгрузочных и уборочных работах.
Данная модель рекомендована для 1-19 зон использования.
МТЗ-102 является доработанной версий МТЗ-100, отличающейся наличием переднего ведущего моста. Модель применяется для выполнения схожих функций, но в более сложных условиях.
Компоновка
Кабина МТЗ-100 расположена над задним мостом машины. Двигатель же установлен на переднем брусе, а его надежная фиксация осуществляется с помощью опоры шарнирного типа. Кстати, там же расположен гидроусилитель руля и радиаторы системы смазки и охлаждения. Вообще, основными элементами трактора являются:
- Полурама.
- Корпус сцепления.
- Мост.
- Коробка переключения передач.
Кроме того, есть техническая возможность сопряжения трактора с боковым валом отбора мощности, предпусковым подогревателем или же приводным шкивом. Также с целью обеспечения требуемой проходимости машины вполне возможно установить трактор на гусеничный ход.
Узлы рулевого управления
Особенностью системы ГОРУ Мтз 100 является его комплектация насосом-дозатором НД-80К аксиально-поршневого типа, который впоследствии был заменён более надёжным узлом героторного типа.
Насос дозатор НД 80К гидрообъёмного рулевого управления МТЗ 100
НД-80К оснащён предохранительным клапаном настроенным на поддержание давления до 9,8 мПа (100 кгс/см²) и двумя клапанами, смягчающими ударные нагрузки настроенные на значение 15,7 мПа (160 кгс/см²). Давление для системы обеспечивает стандартный шестерёнчатый насос левого вращения НШ-10Л. Потенциал давления обеспечивается гидроаккумулятором установленным на масляном баке гидронавесной системы трактора.
Гидроцилиндр и механизм поворота МТЗ 100
В качестве силового гидроузла, обеспечивающего непосредственный поворот управляемых передних колёс, применялся двухпоршневой гидроцилиндр с датчиком блокировки заднего моста, который в последующих комплектациях систем ГОРУ тракторов МТЗ был заменён на обычный гидроцилиндр двухстороннего действия (ГЦ50Х25Х200 или усиленный ГЦ63Х30Х200). Конструкция узла представляет собой цилиндр с двумя поршнями связанными между собой единым штоком, который своим перемещением взаимодействует с поворотным валом и сошкой. При вращении рулевого колеса дозатор подаёт давления в одну из надпоршневых полостей, соответствующую направлению поворота, с противоположной полости цилиндра масло сбрасывается в слив.
Рулевая колонка МТЗ 100
Положение рулевого колеса управления регулируется по высоте бесступенчато в пределах 100 мм и по углу наклона от 25° до 40° с интервалом 5°.
Описание двигателя
МТЗ-100 имеет четырёхтактный четырёхцилиндровый дизельный мотор Д-245, оснащенный турбонаддувом. Цилиндры расположены в ряд. Объем двигателя равен 4,75 литра.
Благодаря наличию турбированного компрессора с регулируемыми параметрами давления есть возможность получать большой крутящий момент в сочетании с весьма малыми оборотами коленчатого вала.
Двигатель приводится в действие электростартером. В морозную погоду запуск мотора упрощается за счет включения предпускового нагревателя. Дополнительное удобство пуска гарантируют свечи накала и масло с низким показателем вязкости.
ТДТ-40
0
Источник:
В начале 50-х годов Министерство лесной промышленности СССР констатировало, что КТ-12А со своей газогенераторной установкой не соответствует возросшим требованиям. Учитывая недостатки трактора, министерство решило отказаться от этой машины вообще и поставило вопрос о создании вместо него нового, более надежного трелевочного трактора мощностью 60 л.с. Проанализировав ситуацию, конструкторы и руководство МТЗ признали целесообразность создания более мощного трелевочного трактора, однако и высказали мнение: один мощный класс трактора для всех зон на всех лесоразработках будет неэкономичен. Необходимо было сконструировать трелевочный трактор средней мощности, который можно создать на базе КТ-12А, установив на нем дизельный двигатель колесного трактора «Беларус». В 1954 году разработали конструкцию такого трактора, присвоив ему марку ТДТ-40. Трактор предназначался для вывозки хлыстов непосредственно из лесосеки. Кроме трелевки леса он был незаменим на лесоповале, на всевозможных транспортных работах в условиях бездорожья. По результатам эксплуатационных испытаний в 1955 году межведомственная комиссия констатировала, что трактор ТДТ-40 очень нужен для Министерства лесной промышленности СССР и целесообразно в короткие сроки наладить его производство. По решению Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР с мая 1956 года на МТЗ началось серийное производство дизельных тракторов ТДТ-40. К концу года их число достигло 3430. В этом же году были закончены конструкторские работы и изготовлены первые опытные дизели Д-50 для перспективного трактора. Новый двигатель превышал мощность своего предшественника на 10 л.с., был меньше по габаритам и на 350 кг легче.
Водительская кабина
Характеристика МТЗ-100 будет неполной, если не рассмотреть максимально подробно рабочее место водителя. Кабина трактора рассчитана на одного человека. Ее каркас отличается повышенной жестокостью, которая гарантирует оптимальную защиту оператора в случае аварийного переворачивания машины. Также в кабине предусмотрена эжекционная система регулировки температуры воздуха, а дополнительный комфорт обеспечивает надлежащий уровень герметичности.
Водительское кресло довольно мягкое и может быть при желании отрегулировано как в вертикальной плоскости, так и в горизонтальной. Соответствующие механизмы расположились непосредственно перед сиденьем. Для удобного входа в кабину предусмотрены две ступеньки, поручень безопасности и откидывающийся руль.
Капот двигателя расположился на внешней стороне облицовки радиатора. Специальная защелка надежно фиксирует его от незапланированного открывания. По бокам трактора имеются крылья, задача которых защитить его от забрызгивания. Сцепные качества машины повышаются за счет наличия вспомогательных грузов, расположившихся на переднем брусе и паре задних колес.
Гидронавесная система
Раздельно-агрегатная гидронавесная система оснащена силовым и позиционным регулятором навесных орудий и гидродогружателем сцепного веса трактора.
Давление в системе создаётся стандартным НШ-32 установленным на промежуточной части трансмиссии. Управление осуществляется трёхсекционным распределителем Р80-23Р с предохранительным клапаном, настроенным на давление 19,6 мПа (200 кгс/см²). Задняя навеска оборудована силовым гидроцилиндром Ц125х200-24. Масляный бак системы одновременно с питанием рабочей жидкостью основной гидравлики обеспечивает гидросистему рулевого управления (ГОРУ) трактора.
Заключение
При создании МТЗ-100 конструкторы руководствовались целью — расширить функциональность и обеспечить перспективу долговременного массового производства трактора. Для реализации в состав систем машины были внедрены ряд инновационных, сложных в производстве узлов. Вследствие чего, по факту, трактор в своей первоначальной комплектации, несмотря на все свои эксплуатационные преимущества, вышел дорогим и зачастую вызывал сложности в ремонте особенно в части КПП. Впоследствии модель была упрощена и в перспективе выпускалась только в хлопковой модификации МТЗ-100Х.
Параметры
МТЗ-100, технические характеристики которого приведены ниже, довольно прост в управлении и неприхотлив в техническом обслуживании. Основными же техническими данными трактора являются:
- Мощность двигателя – 100 лошадиных сил.
- Удельное потребление топлива – 242 г/кВт в час.
- Объем топливного бака – 156 литров.
- Гидросистема имеет грузоподъемность 30 кН.
- Агротехнический просвет – 645 мм.
- Размер продольной базы – 2500 мм.
- Собственная масса машины – 3750 килограмм.
- Высота – 2790 мм.
- Длина – 4120 мм.
- Ширина – 1970 мм.
- Колея задних колес может регулироваться в пределах 1400 – 2100 мм, у передних колес этот показатель составляет 1250 – 1850 мм.
- Максимальная скорость передвижения – 35 км/ч.
Существует модернизированная модель МТЗ-100 – 102. Новинка имеет одно существенное отличие от своего предшественника, которое заключается в том, что ведущим мостом является передний. Эта машина рассчитана на работу в гораздо более тяжелых условиях, чем ее предшественник.
Характеристики узлов трансмиссии
Трактор имеет одинаковую с МТЗ 80(82) конструкцию: заднего моста, переднего ведущего моста МТЗ 102 и переднего неведущего моста МТЗ 100, тормозную систему, гидроупровляемую муфту блокировки дифференциала, привод заднего ВОМ с двухскоростным независимым режимом на 540 и 1000 об/мин и синхронным приводом 3,69 оборота на метр пути, планетарный редуктор заднего ВОМ.
Схема трактора МТЗ 102
Особенности заднего моста
В конструкции заднего моста были внедрены некоторые улучшения, не изменяющие общей конструкции узла. Так
- правый конический подшипник корпуса дифференциала 7215 был заменён на 7515
- изменена конструкция сателлитов и их опорных шайб
- на замену внутренних подшипников 217 полуосей установлены подшипники 314
- полуоси имеют закалку по всей длине
- установлена литая крышка заднего моста, усилены корпуса рукавов полуосей
Блокировка заднего моста трактора работает в принудительном и автоматическом режимах. Датчик блокировки, обеспечивающий срабатывание гидроподжимной муфты блокирующего вала, входит в состав рулевого управления ГОРУ.
Характеристики и функции КПП
По заказу и на трактор устанавливались два типа коробок с гидромуфтами или синхронизированные. Оба узла имеют между собой 80% унификации составных частей по своему составу.
Коробка передач с гидроупровляемыми муфтами
Узел обеспечивает включения передач под нагрузкой без разрыва потока мощности под нагрузкой и ступенчатым включением диапазонов. Соответственно коробка состоит из двух частей: редуктора переключения передач с гидромуфтами и редуктора переключения диапазонов с цилиндрическими шестернями.
Гиросистема КПП МТЗ 100
Давление масла в отдельной гидросистеме КПП создаётся шестерёнчатым насосом НМШ-25. Двухуровневая очистка масла в отдельной гидравлике коробки осуществляется полнопоточным фильтром и отдельной центрифугой. Управление потоками рабочей жидкости для переключения передач осуществляется встроенным в систему распределителем.
КПП с гидроподжимными муфтами МТЗ 100
Управление коробкой
КПП обеспечивает бесступенчатое включение четырёх передач в одном диапазоне рычагом, имеющим пять положений. Первая крайняя задняя позиция рычага соответствует нейтральному положению, передвижением рычага вперёд поочерёдно включаются передачи включённого диапазона в четырёх фиксируемых положениях.
Смена диапазона осуществляется переключением цилиндрических шестерён второй части редуктора при разрыве мощности сцеплением. Рычаг управления имеет четыре сектора включения диапазонов и два сектора для переключения режима «повышенный–пониженный». Три сектора диапазонов обеспечивают включение шести диапазонов движения вперёд и один сектор — два диапазона задних скоростей. Непосредственное включение нужного диапазона осуществляется поворотом рукоятки и продольным перемещением рычага относительно оси трактора согласно схеме.
Схема переключения диапазонов КПП МТЗ 100
Таким образом, при предварительном выборе рычагом управления пониженного режима переключение по секторам обеспечивает включение 1,2,3 переднего хода и 1-й задний диапазоны, при выборе повышенного режима – 4,5,6 переднего хода и 2-й задний. В общем своей компоновкой КПП обеспечивает 24 передачи движения вперёд в пределах скоростей от 1,72 до 34,28 км/час и 8 передач движения назад в пределах от 3,09 до 16,19 км/час.
Синхронизированная КПП
Коробка с синхронизированным включением передач имеет ту же конструкцию за исключением, установленных вместо гидроподжимных муфт зубчатых синхронизаторов, обеспечивающих включение передачи вращения зубчатым парам с постоянным зацеплением. Переключение скорости в диапазоне осуществляется поворотом рукоятки вокруг оси и последующим наклоном (поворотом) рычага в сторону выбранной передачи согласно схемы. Порядок выбора диапазона аналогичен коробке с включением передач под нагрузкой с гидроподжимными муфтами.
Привод переключения передач и диапазонов синхронизированной КПП МТЗ 100
А также синхронизированная КПП не имеет распределителя, а гидросистема КПП выполняет только функцию смазки вращающихся частей узла.
Схема синхронизированной КПП МТЗ 100
Дополнительные функции КПП
Большим плюсом МТЗ 102 является встроенный в КПП привод переднего ведущего моста, который освобождал от постоянных проблем, создаваемых промежуточной опорой в традиционном варианте привода ПВМ МТЗ 82. Поток мощности передаётся от венца шестерни вторичного вала КПП на механизм включения и далее через карданный вал непосредственно к главной передаче ПВМ. Устройство состоит из: гидроподжимной дисковой фрикционной муфты управляемой золотниковым краном-распределителем и механизма свободного хода, обеспечивающего включение привода в автоматическом режиме.
Привод переднего моста МТЗ 102
Для безопасности в кулисе переключения диапазонов КПП, установлено блокирующее запуск дизеля устройство. Работа устройства заключается в отключении электропитания на пусковой стартер дизеля в случае включённого диапазона. Соединение электропитания возможно только при установке кулисы в нейтральное положение.