Автомобильное предприятие на Оке – один из самых значимых проектов бывшего СССР. Завод специализировался на производстве среднетоннажных грузовиков, история выпуска которых тесно связана с историей страны в целом. Каждый автомобиль ассоциируется с определенным периодом. ГАЗ-АА является своеобразным символом индустриализации, ГАЗ-51 преимущественно использовался в период послевоенной разрухи, ГАЗ-53 ассоциируется с грандиозными стройками в Сибири. Чем же станет «ГАЗон Некст»? Отзывы владельцев после серьезных испытаний грузовика позволят ответить на этот вопрос.
Немного истории
Следует напомнить о таких автомобилях, как 3307 и 3309. Они повидали много на своем веку, в том числе распад СССР. Но тут же напрашивается вопрос: «Нужен ли внутреннему рынку России подобный автомобиль?» До 90-х годов в актуальности среднетоннажных грузовиков никто не сомневался. Причиной тому было отсутствие дорог как таковых. В этих условиях автомобиль использовался для самых разных целей, выступая в качестве «универсального солдата». Это связано с отсутствием других категорий машин, находящихся между легковушками и грузовиками.
На то время было налажено производство специальных модификаций ГАЗов, в частности автобусов, коммунальных машин, автомобилей для транспортировки специфических грузов (почта, хлеб), самосвалов и так далее. Их эксплуатация не отличалась высокой эффективностью и требовала большого числа топлива, но его как раз-таки было много, и стоило оно очень дешево. В целом государству было проще массово выпускать один тип автомобиля, не занимаясь разработкой и производством других моделей.
Модификации
Известно, что в целом линейка «Газон» включает в себя десять различных вариаций:
- «Газон» бортовой.
- Бортовой «Газон» с двойной кабиной и вместительностью 7 мест.
- «Газон» Европлатформа.
- «Газон» — промтоварный фургон.
- Изотермический фургон.
- Самосвал-сельхозник.
- Вакуумная машина.
- Строительный самосвал.
- Автоэвакуатор.
- Автоцистерна.
Однако самыми популярными являются модификации «Сити», самосвал и стандартная грузовая вариация. Грузоподъемность каждой из них отличается в зависимости от назначения, так же как и некоторые другие элементы: радиус колес, просвет, высота погрузочного отсека.
Новый этап в развитии
Правильное направление в развитии указала рыночная экономика. Предприниматели более бережно относятся к своим деньгам и не желают тратить лишнее. Поэтому целесообразность больших автомобилей, потребляющих огромное количество топлива, постепенно отпала. К тому же такие машины никогда не отличались высокой надежностью. Предприятие вовремя начало выпускать полуторки, в большей мере отвечающие запросам малого бизнеса. Модели 3307 и 3309 производились в небольшом количестве в основном для военных или других целей.
Долгожданный выпуск
Прошло 20 лет, и заводу пришло время определиться со своими дальнейшими планами. Прежняя модель технически и морально устарела, и по всем параметрам проигрывала своим основным конкурентам: Hyundai HD 78, Mitsubishi Canter. К тому же автомобиль больше не соответствовал постоянно ужесточающимся требованиям безопасности и экологии. Популярность оппонентов, в том числе на вторичном рынке, дала понять, что спрос в сегменте 1,5-2 тонны погашен. Клиенту же теперь нужна не грузоподъемность, ему нужны погрузочные объемы.
ГАЗ решил исправить ситуацию выпуском автомобиля «ГАЗон Некст». Отзывы владельцев и специалистов дали понять, что использование устаревших платформ или создание гибридных версий существующих машин ничего не дадут – они не смогут составить конкуренцию своим главным оппонентам.
Особенности двигателей
«Газон-Некст» предлагает к выбору два варианта двигателей: газовый и дизельный, ЯМЗ-534 и ЯМЗ-534 CNG соответственно. Оба гарантируют ресурс в 700 тысяч километров, отличаются надежностью в эксплуатации и проходят как по российским, так и по зарубежным стандартам качества и безопасности.
Основное отличие вариаций – топливо, решающие факторы которого – цена и доступность. Судя по тому, что рассказывают о «Газон-Некст» отзывы владельцев, востребованы оба варианта, однако газовый вариант все же считается экспериментальным.
Каждая вариация имеет свои преимущества и недостатки.
Известно, что двигатели, работающие на бензине, считаются более долговечными и работоспособными. Это объясняется естественной смазкой детелей двигателей при работе. В случае газового топлива детали подвергаются постоянному охлаждению и сушке. Не стоит забывать и о пожароопасности таких устройств. Тем не менее газовое топливо в разы экономичнее.
Техническая часть
Первые автомобили были выпущены в сентябре прошлого года. В 2015 году, после модернизации производства, ГАЗ намерен реализовать порядка 30 000 единиц «ГАЗон Некст». Тест-драйв готового к продаже автомобиля позволили провести журналистам еще до его крупносерийного выпуска. Это обычный бортовой грузовик с колесной формулой 4х2 и платформой с относительно большой высотой погрузки – 1300 мм. В ближайшее временя производитель представит городской вариант с погрузочной высотой на уровне 1170 мм. В компании заверяют, что от предшественников новинка практически ничего не унаследовала. Усовершенствованная рама от модели 3307 и трансмиссия – основное, что получил от старших сородичей «ГАЗон Некст». Отзывы владельцев и специалистов объясняют решение производителя использовать основу от старой коробки тем, что в ней будут применены импортные элементы. Решение с рамой многим не совсем понятно.
Краткий экскурс: история возникновения
Сентябрь 2016 года – знаменательный период для «Газон-Некст», время выпуска первой партии новых автомобилей и испытания ее специалистами. Пройти ее удалось до официального пресс-релиза компании и выпуска первых моделей в продажу. Линейка является пятым поколением грузовиков ГАЗ, а ее производство связано со стремлением компании соответствовать нормам экологии и безопасности. Для этого был применен газовый двигатель, потребляющий гораздо меньший объем топлива, соблюдены обновленные международные стандарты.
«Газон» – сильный конкурент зарубежных аналогов, при этом от оригинальных ГАЗ он взял немногое. Еще в начале разработки стало ясно, что системы предыдущих моделей устарели, поэтому за основу были взяты лишь старая трансмиссия и рама, претерпевшая значительные изменения. Данная линейка – своего рода удавшийся эксперимент, удачная попытка использовать зарубежные стандарты и технологии для создания отечественного автомобиля. Поэтому и говорят о «Газон-Некст» отзывы реальных владельцев: «Отечественная иномарка».
Двигатель
Во всем остальном мотор полностью новый. В роли основного силового агрегата выступает ЯМЗ-5344. Стоит отметить, что 530-я серия двигателей ЯМЗ в свое время была удостоена премии «Лучшая инновационная технология». Версия 5344 стала продолжением этих надежных моторов. Новый двигатель – 4-цилиндровый турбодизель с рабочим объемом 4,4 л и максимальной мощностью 109,5 кВт. Он представляет собой результат совместной работы ярославских и австрийских инженеров компании AVL (точно так же в 1980-х годах моторы для модели ВАЗ-2108 дорабатывали сотрудники Porshe). Производитель применил систему Common Rail, но при этом пообещал, что топливная аппаратура будет неприхотливой к качеству горючего для машины «ГАЗон Некст». Расход топлива с этим мотором в среднем составляет 19 кубометров газа на 100 км.
Двигатель включает большое число комплектующих от известных фирм в самых важных его звеньях (клапаны, фильтры, поршневые кольца и так далее). Они должны значительно увеличить надежность и долговечность двигателя (гарантийный срок составляет 3 года или 150 000 км пробега). Но их использование также влечет за собой рост стоимости автомобиля «ГАЗон Некст», цена которого будет играть немалую роль, особенно в условиях нынешнего падения рубля. И тут же напрашивается вопрос о том, выпустят ли когда-нибудь полностью отечественную машину?
Газовый двигатель «Газон-Некст»
О работе газового двигателя «Газон-Некст» на метане отзывы владельцев положительны:
- Дешевый ресурс, особенно на фоне дорожающей нефти.
- Исправная механика.
- Высокая производительность.
Данные характеристики привлекают покупателей. Выгода использования сжатого газа может составить почти полмиллиона, ведь при равных затратах на дорогу (примерно 150 тысяч километров) стоимость газа будет значительно меньше. Однако проблема в неразвитой инфраструктуре – станции заправки газом встречаются намного реже, чем бензиновые. При этом расход топлива – 19 кубометров на 100 км при объеме 4,43 литра и мощности 150 лошадиных сил.
Отечественная иномарка
В других не менее важных узлах также использовались детали известных иностранных получил гидроусилитель рулевого колеса, сцепление ZF, электронные системы управления двигателем, ABS, ASR. На передней и задней осях установлены дисковые тормоза Wabco, амортизаторы Tenneco, и даже радиатор является общей российско-японской разработкой. При этом заявленный производителем уровень локализации составляет 90 %. Цифры оправданы чисто формально, если брать общую массу наших рамы, моста и кузова.
Новая кабина
Особого внимания заслуживает кабина. На предприятии была разработана унифицированная их линейка. Впервые одну из них «одели» на «ГАЗель» новой генерации, а теперь – и на «ГАЗон Некст». Отзывы владельцев, фото и мнения специалистов позволяют убедиться в эргономичности, относительно высоком уровне комфорта внутри салона. В базовую комплектацию новинки входят обогрев боковых зеркал и кресел, электростеклоподъемники. Использование оцинкованного листа защищает кабину от коррозии, а некоторые элементы и вовсе пластиковые.
Высокое качество покраски – еще одно достоинство автомобиля «ГАЗон Некст». Отзывы владельцев прежней продукции ГАЗа говорили о значительных проблемах в этом плане. Производитель решил исправить ситуацию, поэтому кузов новинки окрашивается вместе с популярными Mercedes-Benz Sprinter, сборка которых также организована на предприятии ГАЗ.
Характеристика дизельного двигателя
Что касается дизеля, отзывы владельцев «Газон-Некст» ЯМЗ комплектации 534 не менее благосклонны. Получивший в свое время награду «Лучшая инновация», двигатель отвечает стандартам безопасности и качества. Расход топлива всего 18 литров на сотню километров, то есть примерно 28 тысяч литров топлива в год. Он был разработан при поддержке австрийской компании, лидера в инженерной области. Мощность его составляет 134,5 лошадиные силы.
«ГАЗон Некст»: фото, дизайн
В дизайне автомобиля, несмотря на совершенно новые кабину и кузов, заметны черты многих предшественников. К примеру, компоновочные решения, заложенные в раме «газика», прежние – капотная компоновка осталась без изменений. Такое решение ведет к уменьшению полезной длины кузова, несмотря на разговоры разработчиков о повышении уровня пассивной безопасности. Важно отметить, что главные оппоненты имеют бескапонтую компоновку.
Законодательные нормы не дают возможности просто увеличить свес назад, да и каждый дополнительный метр в городских условиях будет лишним. И это при том, что маркетологи в первую очередь рассчитывали на городскую версию автомобиля. Самая длиннобазная версия грузовика – 8 метров. Еще один недостаток – использование 19,5-дюймовых колес (на базовой комплектации установлены 20-дюймовые), когда 17,5-дюймовые стали бы хорошим вариантом для автомобиля «ГАЗон Некст». Цена последних дешевле на треть.
К спорам привела конструкция переднего бампера. И даже с учетом того, что его все же выполнили из железа, а не из пластика, размеры площадки для ног недостаточные. К примеру, если водитель будет обут в сапоги 45-го размера, он не сможет стоять на ней полной ступней во время работы под капотом – на пятки опереться не выйдет, а на носках долго не удержишься. Производитель указывает на нормы безопасности, но в любом случае неудобства будут возникать.
Первые тесты
Ездовые качества модели производитель почему-то решил показать на закрытой трассе. К тому же большое число журналистов, проводивших тест-драйвы, не имели прав категории «C», поэтому впечатления им были обеспечены. Никаких претензий к удобству посадки и высадки, обзорности для водителя и эргономичности кресел с множеством регулировок нет – здесь конструкторы заслужили твердое «пять».
В стандартной кабине стало больше на одно пассажирское место. Доступен также вариант с максимальным числом посадочных мест – до семи. Опционально доступен также алюминиевый кузов. В кабине машины «ГАЗон Некст» достаточно просторно, но на задней стенке явно не хватает ниш для небольших вещей. В салоне висит предупреждение, где указано, что настраивать кресло под определенный вес водителя необходимо до начала движения. В противном случае оно может сломаться. Приборная панель досталась автомобилю от новой генерации «ГАЗели», а форма рычага КПП и вовсе не изменилась. Большие боковые зеркала обеспечивают настолько хорошую обзорность, что водители, подменяющие друг друга, даже не подстраивают их под свой рост.
ГАЗон Next со сдвоенной кабиной
Автозавод производит новые ГАЗоны также со сдвоенной кабиной, в салоне ее могут размещаться до семи человек, включая водителя. В таком автомобиле удобно перевозить группу рабочих, машина может использоваться в качестве передвижной мастерской, работать в сельском хозяйстве. На заднем ряду такой кабины размещается 4 человека. Как вариант задний ряд сидений можно трансформировать в диван, используя его в роли спального места.
ГАЗон с двухрядной кабиной имеет грузоподъемность 4,5 тонны, длина платформы – 3,6 м. также автозаводом производятся модификации с удлиненным кузовом – 5,1 м и 6 м.
За рулем автомобиля «ГАЗон Некст»
Отзывы говорят о довольно сильной вибрации в салоне автомобиля. Даже с учетом 4-цилиндрового дизеля ее уровень неоправданно велик. Это следствие экономии на подвеске мотора. Если не трогать органы управления, сидеть достаточно комфортно, так как кресло качественно демпфирует раздражители извне. Но даже при этом сильная вибрация вызывает стук шестеренок в трансмиссии. При увеличении оборотов ситуация незначительно улучшается.
Должного внимания заслуживает коробка. Если работа первой и задней передач оставляют желать лучшего, то со второй по пятую ситуация кардинально противоположная. В целом импортные запчасти полностью оправдывают свои деньги, что прямо отражается на слаженной работе трансмиссии. Новый «ГАЗон Некст» даже в полузагруженном состоянии может полноценно стартовать со второй передачи. Грузоподъемность автомобиля достигает 8 тонн.
За рулем присутствует ощущение езды на легковом автомобиле: информативный руль, четкое и безошибочное переключение передач, надежные тормоза, «мягкие» педали (расстояние между педалями газа и тормоза следовало бы увеличить, так как ногами, к примеру, в валенках будет неудобно на них нажимать).
Гоночный грузовик
Гоночная трасса хоть и предназначена для спортивных автомобилей, но новый грузовик испытали и на ней. Его практически невозможно увести в занос. Правильная развесовка сделала модель покладистой: шины цепко врезаются в дорогу, а система стабилизации (есть в базовой комплектации) срабатывает безошибочно. Несмотря на 8-тонный вес грузовика, дисковые тормоза работают четко и надежно.
Хорошая обзорность и практически «легковые» органы управления позволяют без особых проблем маневрировать «змейкой», парковаться задним ходом, тормозить или разгоняться в узком проезде. Даже при учете того, что ограничительные конусы стояли очень плотно, большее число журналистов в заезде практически не уступило заводским водителям. В пресс-службе компании заявили, что интерес к грузовику проявили представители автошкол. На новом автомобиле экзамен сдать проще. Им планируют заменить старенький 3307.
Преимущества и недостатки
Изначальная стоимость в 1 000 000 рублей выросла до 1 300 000 рублей, следовательно, автомобиль «ГАЗон Некст» перешел в другую ценовую категорию. Например, популярный Mitsubishi Fuso, по всем показателям превосходящий новинку, стоит в диапазоне 1 500 000-1 700 000 рублей. Использование импортных деталей ведет к увеличению стоимости грузовика, но представители компании ГАЗ заверили, что его владельцы сумеют значительно сэкономить на его ремонте.
Согласно расчетам стоимость эксплуатации новинки станет ниже на 12-17 %. Детали иностранных производителей хоть и не элитные, но достаточно надежные. Поэтому межсервисный интервал производитель увеличил на 20 000 км. Еще один весомый плюс – гарантийное обслуживание на протяжении трех лет (150 000 км пробега).
Технические характеристики
Заводом-изготовителем заявлен ресурс нового грузового автомобиля Газон Некст 800 тыс. км пробега. Запчасти на новый грузовик доступны как по цене, так и по наличию – заказывать и долго ждать их не нужно. На ГАЗоне установлено много импортных деталей:
- Насос гидроусилителя руля, рулевой механизм и сцепление – ZF;
- Карданный вал – Dana Spicer;
- Амортизаторы – Tenneco;
- Тормозная система – Wabco.
По сравнению с предыдущей моделью 3307 у нового грузовика увеличена грузоподъемность с 4,5 до 5 тонн, но это еще не факт, что автомобиль хозяева-коммерсанты не будут перегружать. Рама теперь стала прочнее, можно и поэкспериментировать.
Различные виды и модификации автомобилей на базе ГАЗ Некст
Общие характеристики ГАЗон Некст:
- Габариты (длина/ширина/высота) – 6,43/2,3/2,41 м, высота берется по кабине;
- Длина (с увеличенной базой) – 7,91 м;
- Дорожный просвет – 26,2 см;
- Колея передних/задних колес – 1,74/1,69 м;
- Расстояние между осями (колесная база) – 3,77 м (с удлиненной базой – 4,51 м);
- Трансмиссия – 5-ст. МКПП;
- Грузоподъемность – 5 тонн;
- Снаряженный вес – 3,7 тонны;
- Вес полностью груженого авто – 8,7 тонны;
- Максимально допустимая постоянная скорость – 110 км/час;
- Расход топлива газона некст (трасса) – 18л/ 100 км;
- Радиус колес – R20;
- Тормозная система – пневматического типа, дисковая;
- Длина платформы – 3,6 м (для удлиненной базы – 5 м).
В базовой комплектации бортового ГАЗона Next идет стальной кузов, как опция может устанавливаться алюминиевая платформа.
Штатно устанавливаемый на ГАЗоне дизельный двигатель ЯМЗ 534 отвечает нормам экологии Евро-4 и Евро-5. Мотор работает тише белорусского Д-245, по техническим характеристикам расход топлива на скорости 60 км/час должен составлять 13,6 л, при 80 км/ час – 18 л.