В России ежегодно более половины объема всех грузовых перевозок осуществляется автотранспортом – 68,1% в 2022 году по данным Росстата. В отличие от других видов транспорта грузовые автомобили маневреннее и способны доставить груз «от двери до двери». При перевозках в определенных направлениях автотранспорт не только самый дешевый и быстрый, но и единственный способ доставки.
Чтобы перевозки были экономически выгодны, а груз остался в сохранности на протяжении всего пути следования, необходимо использовать подходящую технику. Рассмотрим основные виды грузовых автомобилей и полуприцепов, чтобы определить, какой транспорт нужен для конкретного типа грузоперевозок.
- Открытый
- По количеству осей
Классификация грузовых автомобилей
Для перевозок грузов автотранспортными предприятиями используется грузовой подвижной состав: грузовые автомобили и автомобильные прицепы различной грузоподъемности (бортовые, самосвалы, фургоны, в том числе изотермические, цистерны и другие), автомобили повышенной проходимости, автомобили-тягачи с полуприцепами. Эта часть транспортной сети также имеет свою разветвленную структуру.
Грузовой автомобильный транспорт занимает первое место в сфере перевозок грузов. Повсеместное распространение и востребованность грузового автотранспорта в сфере грузоперевозок и оказания транспортных услуг вывело его на лидирующие позиции.
Для перевозки грузов вы можете: ПОЗВОНИТЬ НАМ↔ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК↔ОСТАВИТЬ ЗАЯВКУ
Содержание: | |||||||||
Закрытый кузов | |||||||||
Тент | Цельнометаллический | Промтоварный | Изотерм | Реф | Микроавтобус | Мусоровоз | Скотовоз | Контейнеровоз | Цистерна |
Открытый кузов | |||||||
Бортовой | Самосвал | Манипулятор | Автовоз | Лесовоз | Трал | Панелевоз | Платформа |
Классификация ТС по параметрам | ||||||||||
Группы | Оси | Нагрузка | Формула | Состав | Двигатель | Грузоподьёмность | Масса | Кузов | Категория | ЕЭК ООН |
Классификация ТС по назначению | |
Специальные ТС | Специализированные ТС |
По сравнению с железнодорожным, воздушным или морским транспортом, грузовые автомобили готовы выполнить транспортировку любого вида груза от железнодорожноговокзала, морского порта, аэропорта или склада к месту выгрузки. Городские, областные, междугородние и международные перевозки грузов осуществляются в основном грузовым автотранспортом, который перевозит различные грузы и товары из одной точки страны в другую.
Какие машины можно считать грузовыми
Грузовыми считаются машины, основная цель которых – осуществление грузоперевозок. Недаром в западных странах, в частности США, под словом truck (грузовик) понимают пикапы – джипы с открытым кузовом. Ведь они тоже призваны перевозить грузы. Таким образом, к грузовикам относятся не только машины категории «С», но и более компактные машины – автофургоны на легковых шасси, например.
Исходя из цели создания этих машин – перевозка грузов – все грузовики являются коммерческим транспортом. Они могут быть оснащены открытыми или закрытыми кузовами различной формы и комплектации. Могут перемещать груз в прицепе или транспортировать их в сцепке. Но не стоит путать понятия грузовики и спецтехника. Хотя некоторые грузовики относятся к техники специального назначения, например, бетономешалка или крано-манипулятроная установка.
Классификация грузовых автомобилей по видам
Ассортимент перевозимых грузов очень широк и обладает различными свойствами. Для перевозки различных типов грузов, требуется определённый вид грузового автотранспорта, который подходит для грузоперевозки. Классификация грузовых автомобилей, по видам и характеристикам существенно облегчает процесс подбора грузового автотранспорта для перевозки определённых видов груза. Статья «Классификация и виды грузовых автомобилей» поможет разобраться в характеристиках грузовых автомобилей и понять для чего предназначены грузовые транспортные средства.
.
Корейский автопром
Лучшее решение в сочетании приемлемой цены и отличного качества. Обычно у автомобилей из этой страны надежная конструкция. У них очень высокий рабочий ресурс, поэтому они долго не будут ломаться даже после езды по дорогам России. Считаются более надежными, чем японские или европейские, неисправности в них возникают намного реже. Лучшими корейскими брендами являются «Hyndai», «Tata Daewoo» и «KIA».
ЗАКРЫТЫЙ КУЗОВ Грузовые автомобили с закрытым кузовом
Закрытый тип кузова имеют грузовые автомобили, у которых грузовой отсек полностью закрыт. Такие автомобили подходят для перевозки более прихотливых грузов, ассортимент которых многообразнее, по сравнению с открытыми авто:
Тентованный кузов
Тентованный (тент) — это специфичные автомобили, которые могут быть оборудованы дополнительными аксессуарами. Их особенность в наличии тента, который можно убрать для того, чтобы погрузить или выгрузить груз и использовать транспорт, как открытую площадку;
Цельнометаллический фургон
Цельнометаллический — это фургон с несущей рамой, на которой одновременно размещаются и кузовная часть, и кабина. Такой фургон характеризуется большей прочностью и надежностью;
Промтоварный фургон
Промтоварный — это фургон с закрытым кузовом, предназначенный для транспортировки товаров, к которым не предъявляются особые требования к температурным условиям во время перевозки;
Изотермический фургон
Изотермический (изотерм) это вид грузовых автомобилей без морозильной установки. Изотермические фургоны могут удерживать температуру загруженного груза и обеспечивать стабильность перевозки груза на определённое время;
Рефрижераторный фургон
Рефрижератор (реф, холодильник, тушевоз) — это вид грузовых автомобилей, которые отличается наличием холодильной или морозильной установки для соблюдения точного температурного режима в пределах от +12 до -20 ℃ на всё время перевозки груза;
Микроавтобус грузопассажирский
Микроавтобус — это универсальные транспортные средства, которые бывают грузовыми, где есть один ряд сидений, посадочных мест от 1 до 3, корпус – металлический, а грузовой отсек отделен. Микроавтобус может быть грузопассажирским и пассажирским;
Мусоровоз
Мусоровоз (мусорный автомобиль, МА), это специализированное транспортное средство, разработанное для сбора, уплотнения, перевозки и выгрузки мусора.
Скотовоз
Скотовоз — это такой тип грузового автомобиля, который используется в сельском хозяйстве и животноводстве для перевозки крупного и мелкого рогатого скота и других животных;
Контейнеровоз
Контейнеровоз — это специальный грузовой автомобиль, прицеп или полуприцеп, который предназначен для перевозки морских и железнодорожных контейнеров различной длины и объема по автодорогам общего пользования;
Автоцистерна
Цистерна — это грузовой автомобиль, где вместо кузова используется ёмкость для транспортировки жидких грузов. Ёмкость цистерны представляет собой закрытый резервуар, предназначенный для перевозки и кратковременного хранения наливного груза.
Марки грузовых авто из США
В Соединенных штатах расположены заводы крупнейших на планете . Это и лесовозы, и фуры, и другие виды специализированной техники.
Mack Trucks
Бывший изготовитель автобусов и троллейбусов, который на данный момент занимается изготовлением тяжелых грузовиков. У него довольно широкая линейка, предназначенная для разных задач бизнеса. Обычно продукцию любят за стильный дизайн и комфортный интерьер салона. Автомобили Мак Тракс характеризуются высокой аэродинамикой, мощными двигателями, несмотря на которые расход топлива очень низкий. Хоть грузовые средства отличаются большими габаритами, они обладают лучшей маневренностью, что позволяет ездить по дорогам с крутыми изгибами. Хороший обзор кабины способствует полному контролю движения.
Freightliner Trucks
Компания занимается производством как капотных, так и бескапотных автомобилей. Использует в конструировании дизели от «Cummins» и «Caterpillar». Продукцию бренда можно узнать по глубокому синему цвету. Фирма была основана в 1942 году, и с тех пор ее продукция получила широкое распространение не только в Северной Америке, но и во всем мире. Отличительная особенность Freightliner Trucks – наличие системы EGR. Она позволяет регулировать циркуляцию выхлопных газов, за счет автомобили этой марки можно отнести к классу высокой экологичности.
Kenworth
В ассортименте этой компании находится около 10 моделей, предназначенных для различных целей. Тягачи, грузовые платформы и шасси оснащены двигателями PACCAR, имеющими обновленную систему круиз-контроля. У этих агрегатов встроены компьютеры, которые выбирают оптимальные режимы работы, анализируя рельеф и погодные условия. Такая система делает автомобиль хорошо управляемым и безопасным. На серийных магистральных тягачах и самосвалах установлены силовые агрегаты «Powertrain» со сдвоенными ведущими тандемами (мостами) собственного производства.
ОТКРЫТЫЙ КУЗОВ Грузовые автомобили с открытым кузовом
Открытый тип кузова имеют грузовые автомобили и транспортные средства, которые предназначенные для перевозки неприхотливых грузов. Такие грузы не боятся факторов окружающей среды и не нуждаются в защите от дождя, снега или солнца.
Бортовой
Бортовой — это грузовик, в котором кузов является открытым, а борта можно откинуть. Преимущество и причина популярности бортовых автомобилей состоит в том, что есть возможность разгружать со всех сторон (верх, бок, зад.);
Самосвал
Самосвал — это грузовой саморазгружающийся автомобиль, прицеп или полуприцеп с кузовом (чаще бункерного типа), механически (как правило, гидравлически) наклоняемым для выгрузки груза или с принудительной разгрузкой (например, шнеком). Также существуют самосвалы, для выгрузки которых применяется наклон всего автомобиля при помощи телескопических подъёмников;
Кран-манипулятор
Кран-манипулятор — это грузоподъемная машина, предназначенная для выполнения погрузочно-разгрузочных работ и в большинстве случаев дальнейшей перевозки грузов.
Автовоз
Автовоз (автотранспортер) — это специализированное транспортное средство, предназначенное для перевозки легковых автомобилей, автодома, мотоцикла и другой колесной техники. Автовоз состоит из тягача и специального прицепа (полуприцепа);
Лесовоз
Лесовоз — это грозовой автомобиль, который предназначен для перевозки бревен, так же пиломатериалов. Лесовозы отличаются от сортиментовозов, которыми перевозят длинные продолговатые грузы;
Трал
Трал — это низкорамный полуприцеп, имеющий от трёх до семи осей. Тралы специально конструируют для перевозки негабаритных грузов, стремясь минимизировать погрузочную высоту;
Панелевоз
Панелевоз — это платформа с установленной на ней конструкцией, на которой можно надёжно зафиксировать панели стен, перекрытия или перегородки для перевозки;
Открытая площадка
Открытая площадка — это грузовой автомобиль, который представляет собой открытую платформу без бортов и ровным полом. На грузовом автомобиле с открытой платформой можно перевозить грузы, которые не боятся ветра, осадков и колебаний температуры.
Отечественные производители
Не все водители любят российский автопром, но это не всегда справедливо. Наши заводы изготавливают качественный крупногабаритный транспорт, при этом сохраняя на него доступные цены. Кроме того, комплектующие для них намного проще найти, чем для иномарок.
КамАЗ
Известные всем большегрузы – продукция Камского автомобильного завода, созданного еще 60 лет назад. Это крупнейшее производство грузового транспорта в России. Оно же выпускает автобусы, комбайны, тракторы, тяжелую спецтехнику. Занимает 50% нашего рынка, при этом пользуется спросом в сорока странах мира. В линейке КамАЗ имеются бортовые грузовики, изотермические фуры, контейнеровозы, лесовозы, рефрижераторы, самосвалы, шасси, тягачи-внедорожники. Чаще всего именно их можно встретить на наших дорогах и производственных объектах.
ГАЗ
За выпуск этой марки отвечает Горьковский автомобильный завод. Специализация немного уже, чем у КамАЗа, в нее входят легкие и среднетоннажные коммерческие машины, автобусы и спецтехника. Одно из основных преимуществ завода – собственный отдел проектирования, где самые популярные модели ГАЗ дорабатываются с учетом современных технологий и требований к качеству и надежности авто. Эта компания имеет большое количество филиалов не только в России, но и в странах СНГ и дальнего зарубежья. У ее продукции, в отличие от иностранных аналогов, более доступная цена, хотя качество ничем не хуже.
ЗИЛ
Выпускается автомобильным заводом имени Лихачева, который специализируется на изготовлении грузовиков массой от 7 до 14 тонн. Именно на нем в свое время появилось множество разработок, без которых почти невозможно представить современную конструкцию авто: гидравлический тормозной привод, восьмицилиндровый двигатель, радиоприемник, гипоидная главная передача, стеклоподъемники с сероприводом и четырехкамерный карбюратор. Эта марка не такая популярная, как другие, особенно в России, но она одна из немногих производит специальные бункеровозы и зерновозы.
УралАЗ
Производит большегрузные полноприводные транспортные средства с колесными формулами «4х4», «6х6», «8х8». Продукция Урала – ТС с высокой проходимостью, особенно востребованная для перевозки особо тяжелых грузов, например, леса, камня, крупных стройматериалов и прочего. Их используют при доставках на дальние расстояния не только в России, но и в Америке, Африке и Азии.
Классификация грузовиков по основным параметрам
По группам
- I группа — Бортовые автомобили (автомобили-фургоны общего назначения);
- II группа — Специализированные (самосвалы, фургоны, рефрижераторы, контейнеровозы, седельные тягачи с полуприцепами, балластные тягачи с прицепами);
- III группа — (условно) автомобили-цистерны.
По количеству осей
- Двухосные;
- Трёхосные;
- Четырёхосные;
- Пятиосные и более.
Грузовики и прочая специальная техника могут иметь две, три, четыре, пять и более осей для выполнения различных транспортных задач. Надо понимать, что при перевозке тяжёлых грузов необходимо сохранить целостность дорожного плотна. По этой причине устанавливается ограничение максимальной нагрузки на ось транспортных средств на различных дорогах.
По осевым нагрузкам (на наиболее загруженную ось)
- До 6 тонн включительно;
- Свыше 6 до 10 тонн включительно.
По колесной формуле
- 4х2;
- 4х4;
- 6х4;
- 6х6;
- 8х2;
- 8х4.
Колесная формула обозначается двумя цифрами. Первая цифра обозначает общее количество колес, а вторая количество ведущих колес у транспортного средства.
По составу
- Одиночное транспортное средство;
- Автопоезд в составе:
- Автомобиль-прицеп;
- Автомобиль-полуприцеп.
По типу двигателя
- Бензиновый;
- Дизельный;
- Газовый;
- Электрический.
По грузоподъемности
- Малой от 500 килограмм до 2 тонн;
- Средней от 2 до 5 тонн;
- Большой от 5 до 16 тонн;
- Особо большой от 16 тонн и выше.
По полной массе
- до 1.2 тонн;
- от 1.2 до 2 тонн;
- от 2 до 8 тонн;
- от 8 до 14 тонн;
- от 14 до 20 тонн;
- от 20 до 40 тонн;
- свыше 40 тонн.
По типу кузова
Открытый | Закрытый | Специальный |
Бортовой | Тентованный | Автоцистерна |
Низкорамный | Цельнометаллический | Строительная |
Платформа | Промтоварный | Специальная |
Изотермический | ||
Рефрижератор |
По категории
Категория N — Грузовые автомобили
- Категория N1 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 тонн;
- Категория N2 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 тонн, но не более 12 тонн;
- Категория N3 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 тонн.
Категория O — Прицепы
- Категория O1 — Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых не более 0,75 тонн;
- Категория O2 — Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых свыше 0,75 т, но не более 3,5 тонн;
- Категория O3 — Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых свыше 3,5 т, но не более 10 тонн;
- Категория O4 — Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых более 10.
Классификация транспортных средств по Техническому регламенту таможенного союза
Такое многообразие способов классификации объясняется потребностью выделения отдельных параметров транспортных средств для выбора последних при перевозке грузов на основании оптимального сочетания экономичности, скорости доставки, коммерческой пригодности, безопасности, вместимости, грузоподъемности и т.д. Список перечисленных оснований является приблизительным, так как его можно продолжить, исходя из определенных функциональных назначений транспортных средств, их эксплуатационных характеристик, специфики перевозимых грузов и т.д.
В настоящее время все большее распространение получают обозначения, принятые в международных требованиях по безопасности (Правилах ЕЭК ООН), разрабатываемых Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН. В соответствии с вышеуказанными Правилами принята следующая международная классификация грузовых АТС:
Классификация автотранспортных средств, принятая ЕЭК ООН
Категория АТС | Тип и общее назначение АТС | Максимальная масса, тонн | Класс и эксплуатационное назначение АТС |
1 | 2 | 3 | 4 |
М 1 | АТС, используемые для перевозки пассажиров и имеющие не более 8 мест для сидения (кроме места водителя) | Не регламентируется | Легковые автомобили, в том числе повышенной проходимости |
М 2 | АТС, используемые для перевозки пассажиров и имеющие более 8 мест для сидения (кроме места водителя) | До 5,0 | Автобусы: городские (кл. I), междугородные (кл. II), туристические (кл. III) |
М 3 | АТС, используемые для перевозки пассажиров и имеющие более 8 мест (кроме места водителя) | Свыше 5,0 | Автобусы: городские, в том числе сочлененные (кл. I), междугородные (кл. II), туристические (кл. III) |
М 2 и М 3 | Отдельно выделяются маломестные АТС, предназначенные для перевозки пассажиров, вместимостью не более 22 сидящих или стоящих пассажиров (кроме места водителя) | Не регламентируется | Автобусы маломестные, в том числе повышенной проходимости, для стоящих и сидящих пассажиров (кл. A) и для сидящих пассажиров (кл. B) |
N 1 | АТС, предназначенные для перевозки грузов | До 3,5 | Грузовые, специализированные и специальные автомобили, в т.ч. |
N 2 | АТС, предназначенные для перевозки грузов | Свыше 3,5 до 12,0 | Грузовые автомобили, автомобили-тягачи, специализированные и специальные автомобили |
N 3 | АТС, предназначенные для перевозки грузов | Свыше 12,0 | Грузовые автомобили, автомобили-тягачи, специализированные и специальные автомобили |
О 1 | АТС, буксируемые для перевозки | До 0,75 | Прицепы |
О 2 | АТС, буксируемые для перевозки | Свыше 0,75 до 3,5 | Прицепы и полуприцепы |
О 3 | АТС, буксируемые для перевозки | Свыше 3,5 до 10,0 | Прицепы и полуприцепы |
О 4 | АТС, буксируемые для перевозки | Свыше 10,0 | Прицепы и полуприцепы |
Вместе с новой международной классификацией в нашей стране также используется отраслевая нормаль ОН 025 270-66, регламентирующая классификацию и систему обозначения АТС. Подвижному составу присваивались обозначения в соответствии с заводскими реестрами, включающими как буквенные обозначения завода-изготовителя, так и порядковый номер модели подвижного состава. Заводские обозначения подвижного состава практикуются до настоящего времени для ряда моделей, включая АТС специализированного и специального назначения. В соответствии с нормалью ОН 025 270-66 была принята следующая система обозначения АТС.
1-я цифра обозначает класс АТС:
Для легковых автомобилей по рабочему объему двигателя (в литрах или куб. дм):
- 11 — особо малый (объем до 1,1 л.);
- 21 — малый (от 1,1 до 1,8 л.);
- 31 — средний (от 1,8 до 3,5 л.);
- 41 — большой (свыше 3,5 л.);
- 51 — высший (рабочий объем не регламентируется).
Для автобусов по габаритной длине в метрах:
- 22 — особо малый (длина до 5,5);
- 32 — малый (6,0 — 7,5);
- 42 — средний (8,5 — 10,0);
- 52 — большой (11,0 — 12,0);
- 62 — особо большой;
- (сочлененный) (16,5 — 24,0).
Для грузовых автомобилей по полной массе:
Полная масса, тонн | Эксплуатационное назначение автомобиля | |||||
Бортовые | Тягачи | Самосвалы | Цистерны | Фургоны | Специальные | |
до 1.2 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 19 |
от 1.2 до 2 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 29 |
от 2 до 8 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 39 |
от 8 до 14 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 49 |
от 14 до 20 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 59 |
от 20 до 40 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 69 |
свыше 40 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 79 |
Примечание: Классы от 18 до 78 являются резервными и в индексацию не включены.
2-я цифра обозначает тип АТС: 3 — грузовой бортовой автомобиль или пикап; 4 — седельный тягач; 5 — самосвал; 6 — автоцистерна; 7 — фургон; 8 — резервная цифра; 9 — специальное автотранспортное средство. 3-я и 4-я цифры индексов указывают на порядковый номер модели; 5-я цифра — модификация автомобиля; 6-я цифра — вид исполнения: 1 — для холодного климата; 6 — экспортное исполнение для умеренного климата; 7 — экспортное исполнение для тропического климата.
Какой транспорт чаще других используют при перевозке грузов
Наиболее популярными видами грузовиков для автоперевозок являются – фуры. Это седельный тягач с полуприцепом. По эти машины не являются одним видом транспорта. В зависимости от модели это могут быть шторные или тентованные полуприцепов. К фурам относят и рефрижераторные установки.
Но если взглянуть на городские автоперевозки, то тут явным лидером будет малотоннажный (до 3,5 тонн) тентованный грузовик типа ГАЗель. Его преимущества – относительно низкая стоимость «входа» в рынок, маневренность в городских условиях и отсутствие специальных требований, включая возможность управления с ВУ категории В.
Хорошим спросом пользуются цельнометаллические варианты лёгкого коммерческого транспорта, фургоны и пикапы. Которые также не требуют сдачи на категорию С. Особенно это связано с популяризацией онлайн покупок и доставкой заказов в пункты выдачи различных интернет-магазинов и маркет плейсов.
Регионы спроса: где LCV и грузовики покупали чаще всего?
Эксперты классифайда не только подсчитали среднюю стоимость грузовых и лёгких коммерческих автомобилей, но и определили круг субъектов РФ, где активнее всего интересовались этим транспортом и совершали больше всего сделок.
Что интересно, в обоих случаях две первых строчки рейтинга серьёзно оторвались от ближайших преследователей: если доля спроса двух лидирующих регионов составляла больше 10%, то остальные участники первой пятёрки показывали результат в пределах 4–5%.
При этом топ-5 для каждой категории оказался достаточно индивидуальным, пусть и с некоторыми пересечениями.
Фото: zen.yandex.ru/media/id/5f153ac702e0a507e3be52cc/3-shaga-k-dinamicheskoi-marshrutizacii-optimizaciia-shemy-dostavki-v-simple-group-6009aa8d2004fb39324ed707