С русским сердцемЛёгкий грузовик BAW-33462-102 с газовым двигателем ЗМЗ

Андрей Михайлов, фото автора

Импортозамещение в сегодняшней России – это вовсе не дань моде, а насущная необходимость. Нестабильность валютных курсов заставляет всех задумываться о том, как грамотно заменить приобретаемые за валюту товары аналогами отечественного происхождения. В «китайском лагере» нашлось неожиданное решение этой задачи: компания BAW показала журналистам свою новинку – лёгкий грузовик BAW-33462-102 с газовым двигателем ЗМЗ.

За десять лет, которые бренд BAW представлен в России, утекло много воды. На арену выходили и исчезали десятки китайских компаний, которые, не осилив завоевания, прекращали поставки. В отличие от них BAW, закрепившийся силами совместного производства в Ульяновске, не только уверенно продолжает присутствие, но и представляет новые модели, разработанные уже в России.

Сам производитель предполагает, что новинка будет интересна частным предпринимателям и небольшим фирмам, где особенно актуальна стоимость владения грузовиком, а также его невысокая стартовая цена. По словам генерального директора «БАУ-РУС Мотор Корпорейшн» Андрея Лукьянова, идея о создании газобаллонного грузовика возникла на предприятии ещё в 2013 году. При этом важно было, чтобы полная масса грузовика не превышала 3,5 т, чтобы «вписать» его в категорию В, а сама машина была доступной, прочной и простой.

Китайское с нижегородским

В то время, пока на самом заводе шло техническое перевооружение, инженерный корпус работал над газовой новинкой. Перепробовав множество вариантов, решено было остановиться на весьма неожиданном – место в моторном отсеке BAW-33462-102 занял двигатель из Заволжья модели ЗМЗ-409061.10. Работает он на сжиженном нефтяном газе или, проще говоря, пропане. На момент разработки у заволжан не было готового решения искомого мотора под экостандарт Euro 5, поэтому доводили его по заказу ульяновцев «на стороне». Помог промышленный холдинг «ИТЭЛМА», который стал и поставщиком электронного блока управления МИКАС 12 для русско-китайского грузовика. Производитель заверяет, что в результате двигатель на газу стал на 7% мощнее бензинового аналога.

На тест-драйв, проходивший на Дмитровском автополигоне, производитель предоставил два BAW-33462-102 с разными вариантами грузовых платформ: под 6 и 8 европалет соответственно. Машину с большей платформой дополнительно нагрузили балластом в 1700 кг до полной загрузки, чтобы можно было сравнить поведение как порожнего, так и груженого грузовика.

Казалось бы, все азиатские грузовики выполнены по одному рецепту: бескапотная кабина «верхом» на передней оси, двигатель – под кабиной; сзади же – крупная бортовая платформа.

BAW-33462-102 не является исключением из этого правила: в нём нетрудно узнать черты одного из «японцев» девяностых годов, нередко встречающегося на наших дорогах и сегодня. Типично для «азиатов» – как для китайских, так и корейских, и японских грузовиков – то, что аккумуляторная батарея, висящая на раме справа, за кабиной, открыта для всех ветров и посторонних глаз. Рядом с аккумуляторной батареей – небольшой, всего в 15 л, бак для 92-го бензина: на газовой машине он необходим только для холодного пуска и прогрева, потому нужды в полноценном баке не было.

По левому борту – баллон для пропан-бутана: газовое оборудование для ульяновского предприятия поставляет итальянская фирма LOVATO, хорошо знакомая тем, кто эксплуатирует автотехнику на пропане. Газовый баллон объёмом 95 л, установленный на грузовике, производства российской , базирующейся в Москве.

BAW ФENIX. «Бюджетник» на газу

В России запущено производство грузовиков китайской марки BAW, приспособленных для работы на дешевом нефтяном газе. Производитель обещает существеную экономию на топливе – мы выяснили, так ли это на самом деле

Сергей Жуков
BAW 33462-102 ФENIX. Полная масса: 3500 кг. Начало продаж: лето 2015 г. Цена: от 780 000 руб.

Сборка китайских грузовиков марки BAW была организована в Ульяновске в 2006 году. На тот период это была исключительно «отверточная» сборка. В 2010–2011 гг. принимается решение о начале локализации и организации совместного производства. Поводом послужила некачественная окраска кабин, поставляемых из Китая. И это несмотря на то, что предприятию ни логистически, ни экономически было невыгодно заниматься программой локализации. Тогда на рынке все уходило, что называется, «влет». Но был и еще один аспект, сподвигнувший идти вперед: рынку требовался автомобиль с иными характеристиками. Чем, собственно, предприятие и занялось.

Интерьер кабины BAW 33462-102 можно назвать типичным для всех китайских грузовиков: дешево и сердито. Благо нет посторонних запахов…

К настоящему моменту «БАУ-РУС Мотор Корпорэйшн» располагает производством грузовиков, имеющих локализацию по отдельным моделям более чем 60%. Здесь осуществляется сварка и окраска кабин, полноценная сборка шасси и самих грузовиков, а также изготовление фургонов и автобусов. Именно с таким, высоко локализованным грузовиком, которым является новинка, нас и познакомили на Дмитровском полигоне в сентябре этого года.

Итак, BAW 33462-102 Фenix. Начало проектных работ относится к 2013 году. Основным параметром, закладываемым в конструкцию машины, стала стоимость владения грузовиком. Для того чтобы добиться проектных показателей, было принято решение разрабатывать автомобиль, приспособленный для работы на сжиженном газе.

Вход удобный. Рулевая колонка с двумя степенями регулировки

Первоначально рассматривались разные варианты силовых агрегатов, которых набралось аж 15, включая европейские, российские, китайские и даже индийские модели. Однако разработчики остановили свой выбор на отечественном двигателе ЗМЗ. Факторами, повлиявшими на этот выбор, стали: единственный мотор в своем классе, имеющий достаточно современную конструкцию; применение в конструкции двигателя верхнеклапанного ГРМ; наличие достаточно жесткого чугунного блока. Пожалуй, единственный существенный минус — отсутствие варианта с Евро-5.

Поскольку в 2013 году разработчики не успевали сертифицировать данный мотор в исполнении Евро-4, было принято решение сразу работать над созданием мотора, отвечающего требованиям Евро-5.

Разработчикам пришлось пройти достаточно тернистый путь по доводке двигателя. Однако благодаря усилиям российской инжиниринговой работа увенчалась успехом. Порядка 8 месяцев двигатель сначала доводился на стендовых испытаниях, затем на собранном автомобиле.

Аккумулятор, конечно, хорошо бы поместить в защитный кожух, учитывая наши условия эксплуатации

Как уже было отмечено, мотор изначально проектировался для работы на газе. При этом удалось получить на 7% большую мощность и крутящий момент, по сравнению с базовой версией. Запуск двигателя осуществляется на бензине, при достижении температуры 45–50 °С, в качестве топлива используется только газ. Электронная система управления двигателем также отечественного производства. По ряду причин задействовано газовое оборудование итальянского производства фирмы Lovato. Заявленный ресурс мотора — 250 тыс. км.

Если продолжить тему комплектующих, то окажется, что степень локализации грузовика BAW 33462-102 Фenix на сегодняшний день составляет 63%. Помимо силового агрегата, автомобиль оснащен российской системой выпуска, электрооборудованием, светотехникой, системой вентиляции и отопления, стеклами, зеркалами, элементами надстройки и другими отечественными комплектующими.

На будущий год «БАУ-РУС Мотор Корпорэйшн» планирует довести уровень локализации до 82%. На грузовике, в частности, появятся новые рессоры, амортизаторы, карданный вал, рулевые тяги. Ведутся переговоры об установке на ульяновские грузовики коробок передач, передних и задних мостов «Группы ГАЗ».

Продолжая разговор о новинке, отметим наличие специально подобранных передаточных чисел в КП и заднем мосту, облегчающих нагрузку на трансмиссию груженого автомобиля.

Доступ к основным системам двигателя стоит признать нормальным. Откинул кабину и занимайся в свое удовольствие

Клепаная рама П-образного профиля имеет высокую несущую способность. Задняя 7-листовая рессорная подвеска обеспечивает требуемые параметры по плавности хода как порожнего, так и груженого автомобиля. Из спорных моментов следует отметить наличие футорок в креплении задних колес. Вместе с тем, при переходе на «газовский» мост эта проблема исчезнет сама собой.

Грузоподъемность машины с бортовой платформой составляет 1700 кг. При этом размеры стандартной бортовой платформы (4245х1905 мм) позволяют перевозить до 6 европалет, длинномерные и габаритные грузы. Также имеется возможность установки более широкой платформы (4245х2060 мм), которая вмещает уже до 8 европалет.

Так получилось, что о кабине мы говорим в конце описательной части грузовика. Она является типичной для китайских грузовиков данного сегмента. Здесь вполне комфортно размещается два человека. Попутно стоит отметить неплохое сиденье водителя, с достаточным количеством регулировок, наличие регулируемой по углу наклона и вылету рулевой колонки, сервоприводы стеклоподъемников.

Надо отдать должное устроителям мероприятия, они подготовили для знакомства два автомобиля — порожний и груженый, что происходит не так часто, как хотелось бы.

Порожняя машина уверенно держала дорогу. Обороты двигателя не превышали значения 2500 мин-1. На пятой передаче вполне можно было преодолеть затяжной подъем. Какого-то сильного «козления» подмечено не было.

Груженая машина также оставила неплохие впечатления. Обороты двигателя возросли до 3000 мин-1. Но тяговые возможности остались на приемлемом уровне. По заявлению разработчиков, их грузовик способен с полной нагрузкой ехать со скоростью до 120 км/ч, при этом обороты двигателя не превысят значения 4000 мин-1. Единственное, что хотелось бы посоветовать разработчикам, так это установить на задний мост стабилизатор поперечной устойчивости. При объемном грузе крены в повороте были бы не такими большими.

Кстати, коробка, в пример другим «китайцам», вполне адекватная. Это как раз то, что является больным местом многих коммерческих машин из Китая.

На вопрос, на сколько хватает бензинового бачка в 15 литров для запуска газового мотора, был получен уклончивый ответ, суть которого сводилась к тому, что его необходимо увеличить до 20 литров. Расход же сжиженного газа в смешанном цикле заявлен на уровне 15 л/100 км. Однако это касается только тех случаев, когда заправка осуществляется на «цивильных» АЗС. Практика показала, что если заправляться где попало, то можно получить и все 30.

50 машин из опытной партии уже нашли своих потребителей. Планами этого года предусмотрено выпустить еще столько же. Гарантийный срок — 3 года или 100 тыс. км, в зависимости от того, что наступит ранее. Сервисный интервал в 10 тыс. км следует признать достаточно малым по нынешним временам.

При большой платформе вынесенные зеркала обеспечивают требуемый обзор

Заявленную же стоимость владения, самую низкую в своем классе, в размере 5,37 руб./1 км оставим на совести производителя.

Что дальше? Появление в следующем году модификации с дизельным двигателем, также от ЗМЗ — 514-й мотор. Создание модификации для работы на сжатом газе (метане). Поскольку предприятие осуществляет небольшими партиями сборку автобусов, то в следующем году ожидается появление автобуса с двухтопливным (дизель-метан) силовым агрегатом, создаваемым в сотрудничестве с компанией Lovata. Пока же рассматриваются варианты использования моторов Deutz и Cummins.

15-литрового бензинового бака явно недостаточно, особенно в зимний период

Ну и наконец, в связи с новой стратегией в 2015 году принято решение о смене бренда. В первую очередь это связано с тем, что производимые автомобили по всем параметрам являются уже российскими. Новый бренд на стадии регистрации. При этом автомобили с дизельными двигателями останутся с именем собственным Фenix, автомобили, оснащенные бензиновыми силовыми агрегатами, получат имя Pegas.

  • Бюджетный неприхотливый грузовик для работы на сжиженном нефтяном газе по доступной цене
  • Применение футорок в креплении задних колес, отсутствие стабилизатора поперечной устойчивости на заднем мосту
Технические характеристики
Колесная формула4х2
Снаряженная масса, кг1800
Полная масса, кг3500
Объем топливного бака, л95 (газ) + 15 (бензин)
Двигатель
типгазовый с искровым зажиганием, 4-цилинд., Евро-5
рабочий объем, см32693
мощность, л. с. при мин-1136 при 4200
крутящий момент, Нм при мин-1214 при 4000
Коробка передачмех., 5-ступенчатая
Подвесказависимая, рессорная
Тормоза
передниедисковые
задниебарабанные
Размер шин225/75R16C
Цена
Базовая, руб.от 780 000
Сервис
Заводская гарантия3 года или 100 000 км
Межсервисный пробег, км10 000
Конкуренты
FAW CA1041, ГАЗ-33025-244 «ГАЗельБИЗНЕС»

Редакция рекомендует:

Почему залегают поршневые кольца и как это предотвратить
Сотрудник ГИБДД обыскал мою машину: имел ли он на это право?

Россияне могут остаться без иномарок: западные автоконцерны остановили поставки машин в нашу страну

Во Франции задержан корабль, который вез автомобили в Россию

В России закрылась половина автозаводов

Новости СМИ2

Обсуждение Отменить

Внутренний мир

Место водителя встречает двумя новостями: хорошей и не очень. Хорошая новость состоит в том, что устроиться за рулём можно относительно удобно: сиденье водителя регулируется продольно и по наклону спинки (правда, рычажок продольной регулировки приходится долго искать под сиденьем), а рулевая колонка – по вылету и наклону. Плохая новость состоит в том, что поза остаётся неестественной из-за странного педального узла: с непривычки есть риск нажать одновременно педали газа и тормоза. Водители, пригнавшие машины с завода, ссылаются на то, что не успели «подогнуть педаль», якобы, есть куда; впрочем, решение проблемы лучше найти самому производителю, чтобы избежать экспериментов «на местах» в дальнейшем.

Два пассажирских кресла куда проще по форме и не столь удобны. Главная «фишка» – это складывающиеся спинки: в среднем сиденье есть закрывающийся ящик для вещей, лоток для бумаг и два подстаканника, а крайнее сиденье справа можно сложить, если возникнет необходимость сна в кабине.

Интерьер выполнен из простых материалов, что вполне простительно дешёвой машине. При этом, что нехарактерно для «китайцев», материалы отделки в BAW не встречают в кабине острым химическим ароматом – это заметный шаг вперёд относительно собратьев-конкурентов. Выглядит комбинация приборов скромно, но неплохо: крупные циферблаты спидометра и тахометра, между ними – блок контрольных ламп и дисплей, на котором отображается одометр и запас хода.

Неприятная мелочь – перчаточный ящик и карманы в дверях слишком малы для документов экспедиторов и водителей, поэтому бумаги возят за водительским козырьком. Новый BAW со своей серой пластиковой скромностью положительно выделяется на фоне сородичей, где интерьер встречает ядрёным химическим ароматом и пластиковым деревянным шпоном. Вопрос вентиляции в кабине решён достаточно оригинально: в крыше сделан небольшой поднимающийся люк, регулируемый «крутилкой» на потолке.

Доступ в моторный отсек из кабины не предусмотрен: чтобы выполнить большинство простейших операций, кабину надо будет поднять при помощи пары рычагов за ней. Разве что пара бачков с техническими жидкостями скромно разместились под краями панели приборов. Их заливные горловины прикрыты декоративными крышками в панели, которые вскоре потеряются, – ничем не закреплены и при доливке их надо будет держать в руках.

Заговорим по-нашему

Порожний BAW, доставшийся мне, на удивление для газовой машины шустрый: уверенно разгоняется, передачи включаются неожиданно для «китайца» чётко, а в подъёмы он уверенно заходит и на IV, и на V передачах. Сама машина, благодаря компоновке и ГУРу, вёрткая и манёвренная, а вот после 80 км/ч она начинает заметно крениться в поворотах. На более старых «Фениксах» тормоза были пневмогидравлическими, теперь же они полностью гидравлические, двухконтурные с вакуумным усилителем и регулятором тормозных сил. Но именно тормоза преподнесли ещё одну ложку дёгтя со стороны педали: первая треть нажатия не вызывает у грузовика никакой реакции, поэтому следует приноровиться жать педаль посильнее. Гружёная балластом вторая машина, хоть и ползёт в горку с меньшей охотой, но всё ещё едет достаточно бодро: речь идёт явно не о грузоподъёмности в 1700 кг, указанной в документах, а куда большей по факту. На это же прямо намекают размеры бортовых платформ, 7-листовые рессоры и прочная П-образная клёпаная рама. Вот только штрафы за перегруз, который в подобных случаях неминуем, будут заботой вовсе не производителя.

Бортовые платформы, стоящие на испытуемых грузовиках, пока что сделаны в Китае, хоть на одной машине уже и появилась табличка российского производителя надстройки, под серой краской на потёртостях бортов явно проступает «всекитайский» синий цвет. Пока что в Ульяновске реально освоили производство автофургонов на собственных шасси – на одном участке с автобусными кузовами, а полноценная локализация производства бортовых платформ намечена на 2016 год.

Несомненно, газовый BAW найдёт своего покупателя: в первую очередь это небольшая компания, занимающаяся перевозками в городской черте, которую привлекут «плюсы» русско-китайского грузовика относительно конкурентов. В нынешней рыночной ситуации ульяновцы не берут на себя сверхзадач: пока что они нацелены на 10% сегмента (около 700–800 машин в год) при имеющихся производственных мощностях в 2500 машин в год. В зависимости от стабилизации рынка со временем производство может быть расширено вплоть до 25 000 машин в год – до такой планки площадка и инвестпрограмма позволяют вырасти в стабильном будущем.

Вопросы локализации

Было бы неправдой сказать, что в Ульяновске только собирают грузовики BAW. Сейчас это уже полноценное, достаточно мощное производство с большими резервами, на котором добились широкой локализации выпускаемой продукции. Российский завод BAW не участвует в программе по промсборке, дающей производителям определённые преференции со стороны государства: адаптация отечественных комплектующих и агрегатов ведётся в первую очередь для того, чтобы упростить жизнь потребителям в деле приобретения запасных частей.
По данным производителя, серийный грузовик BAW локализован уже на 63% – на сегодня в Ульяновске ведут сварку и окраску кабин из поступающих из Китая штампованных элементов, устанавливают российские стёкла, колёса в сборе, выпускную систему, топливный бак и многое другое. Уровень локализации, по заверениям производителя, в ближайшее время будет расти: в первую очередь, за счёт установки отечественных коробок передач, карданного вала, мостов и рессор, а главное – двигателей российского производства. Уже сейчас производитель декларирует планы об адаптации дизеля ЗМЗ-514 и метанового двигателя, поставляемого из Заволжья. По новой политике компании объявлено о переходе с бренда BAW на новое наименование, «исконно русское» и «связанное с городом Симбирском»: сейчас оно проходит регистрацию, а пока известно, что дизельные грузовики будут входить в семейство Фenix, а газовые – peGAS.

Технические характеристики

Сомневаться в отличных рабочих качествах китайского грузовика BAW Fenix 1044 не приходится, поскольку он прекрасно адаптировался к российским дорожным реалиям, чем очень радует отечественных грузоперевозчиков. С приходом на рынок автомобиля BAW Fenix потребители получили альтернативную замену популярным машинам «Бычок» и «Газель».

Грузовик BAW Fenix – технические характеристики:

НаименованияЧисловые значения
Масса грузовика (т)3,5
Грузоподъемность (т)от 0,95 до 2,5
Скорость (км/ч)95
Размеры автомобиля (м)
Длина5,99
Ширина2,02
Высота2,22
Колесная база3,31
Размеры платформы (м)
Длина3,87
Ширина1,9
Высота0,4
Топливные показатели на 100 км пути (л)
Заявленный расход топлива17,7
Расход при скорости 60 км/ч9
Расход при 90 км/ч14
В условиях города12,5
При максимальной загрузке23
Общий объем топливного бачка120
Коробка передач
ТипМеханическая трансмиссия
Параметры коробки передачТрехрядовая, пятиступенчатая
Система торможения
Тормозной механизмПневматический, двухконтурный
Принцип работыВоздействие на передние колеса двухцилиндровых дисков, а на задние – барабанных одноцилиндровых
Кабина водителя
КонструкцияЦельнометаллическая, коробчатого типа
Механизированные возможностиОткидывается, что облегчает доступк моторному отсеку
Сиденье машинистаС регулирующимся наклономи перемещением назад
Вместимость (чел.)3
Количество дверей (шт.)2

Грузовик BAW Fenix 1044 оснащен рессорной подвеской, имеющей 2 гидравлических амортизатора телескопического вида. Конструктив подвески отличается повышенной жесткостью и стойко переносит случающиеся перегрузки. Колеса машины имеют камерные шины на штампованных дисках – два на оси передней, четыре – на оси задней, плюс одно запасное.

Двигатели

Грузовик BAW Fenix 1044 может оснащаться одним из двух видов четырехцилиндровых дизельных двигателей, с турбонаддувом и функцией охлаждения нагнетаемым воздухом:

  • Двигатель BJ1044 – модель машины CA4CD2–10E
  • Двигатель BJ1065 – модель машины CA4DC2–12E

Силовые механизмы грузовика работают со следующими параметрами:

ПараметрМодель автомобиля
CA4CD2–10E3CA4DC2–12E3
Диаметр цилиндра98 мм
Частота вращения коленвала700 (±50) об./мин
Предельная мощность при 3 200 об./мин.76 кВт/103 л. с.88 кВт/120 л. с.
Наивысший крутящий момент при 2 100 об./мин.245 Нм320 Нм

Расход Топлива

Заявленный расход топлива у Baw Fenix составляет 17,7 л/100 км. При полной загрузке он повышается до 20-23 л/100 км. Топливный бак автомобиля вмещает 120 л горючего.

Подвеска

Грузовик укомплектовывается рессорной подвеской зависимого типа. Амортизаторы масляные, телескопического типа. Как вы уже могли видеть на первом фото, спереди стоит балка. Отзывы говорят, что это наиболее надежная компоновка подвески. Кстати, такая конструкция применялась на “Газонах”, а затем перешла на “Газели”. Что касается обслуживания, балка требует лишь периодического шприцевания шкворней. Делается эта процедура раз в 6 месяцев. В остальном же подвеска уверенно терпит все ямы и нагрузки. Тормозная система такая же, как на “Газели”. Спереди – дисковые двухпоршневые, сзади – классические «барабаны». Однако в отличие от горьковского «собрата» здесь тормоза оснащены пневматическим приводом.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]