Универсальный трактор модели МТЗ-1021 создан для осуществления сельскохозяйственных и коммунальных работ различного вида с применением навесного, полунавесного и прицепного оборудования. В конструкции используется усиленный задний мост от версии 1221 и передний мост балочного типа. На рынке встречаются трактора, изготовленные в Минске, а также на сборочных предприятиях в России (Саранск, Елабуга, Смоленск).
Назначение
Оригинальная конструкция ходовой позволяет тяговитому аппарату уверенно держаться на любых грунтах, кроме заболоченных участков.
На универсальный трактор поставили:
- мощный двигатель;
- увеличенные колёса;
- полный привод.
Пропашной аппарат задействуют:
- при обработке почвы сельхозугодий;
- при высевании растительных культур;
- при скашивании травы.
Кроме аграрной сферы, самоходную технику используют:
- при прокладке дорог;
- в строительстве;
- в коммунальном хозяйстве.
Конструкция
Минские машиностроители остались верны своим традициям, и создали трактор по стандартной компоновке, присущей всем моделям, собираемым на «Минском тракторном заводе».
Основные компоненты машины — двигатель и трансмиссия. МТЗ-1021 получил также:
- более выносливую силовую передачу;
- надёжную коробку скоростей, способную передать возросший крутящий момент от ДВС к колёсам.
Размещение узлов, внешний вид
- Силовой агрегат расположен в передней части трактора.
- За ним следует соединительная муфта, коробка скоростей, главная передача.
- Двигатель закрыт капотом, в котором преобладают строгие, прямые формы. Укрытие открывается вперёд на шарнирах, предоставляя доступ к мотору и периферийному оборудованию.
- Кабину механизатора установили непосредственно над трансмиссией.
В этой серии рабочее пространство для механизатора несколько расширили.
Вспомогательные механизмы
Модели, выпускаемые для эксплуатации в условиях сильных морозов, оснащают системой облегчения запуска. В ней предусмотрен впрыск легковоспламеняющейся жидкости во впускной тракт.
Для удобства механизатора в кабине установили отопитель и кондиционер. Конструкция имеет съёмную крышу для улучшения циркуляции воздуха в салоне.
По требованию заказчика трактор комплектуют дополнительными механизмами:
- ходоуменьшителем;
- утяжелителями задних колес;
- двухлинейным пневмоприводом тормозов прицепа;
- утяжелителями передних колёс.
Трактор 1021 серии имеет один из самых коротких периодов окупаемости среди ему подобных.
Технические характеристики МТЗ-1021
Трактор Беларус 1021 относится к тяговому классу 2 т и имеет габаритные размеры:
- длина — 4105 мм;
- ширина — 2250 мм;
- высота — 2840 мм.
Для трактора возможно применение длинной или короткой передней колесной балки. Оба варианта позволяют ступенчато регулировать колею в пределах:
- 1415-2000 мм (короткая балка);
- 1535-2120 мм (длинная балка).
Настройка выполняется путем изменения взаимного расположения колесного диска и опоры.
Возможна регулировка колеи задних колес, которая производится плавным перемещением ступиц по направляющим элементам на полуосях. В зависимости от типа шин колея регулируется в пределах от 1450 до 2440 мм. Для улучшения проходимости завод рекомендует устанавливать сдвоенные колеса.
Конструкция
Для остановки трактора применяются рабочие тормозные механизмы нескольких типов:
- стандартные — сухой схемы, оборудованные 3 дисками;
- по заказу — состоят из 8 дисков, установленных в картере с маслом.
Тормоза воздействуют на задние колеса и приводятся в действие от педали. Педаль связана с сервоприводом, который управляет тормозными колодками при помощи тяг. Передние колеса тормозными механизмами не оснащаются. При остановке используется стояночный тормоз, воздействующий на задние колеса. Стандартный тормоз имеет сухую схему с одним диском. По заказу трактор комплектуется стояночным тормозом мокрого типа (4 диска в ванне с маслом).
При использовании прицепа, оснащенного пневматическим контуром тормозов, применяется штатная воздушная система. Источником сжатого воздуха служит компрессор, смонтированный на картере двигателя, и ресиверы на раме. Компрессор имеет 1 цилиндр и охлаждается воздушным потоком от вентилятора на радиаторе.
Для привода механизмов подъема и опускания навесного оборудования используется навесная гидравлическая система с золотниковым распределителем. Давление создается шестеренчатым масляным насосом, расположенным на двигателе.
Компоновка и эргономика
Для трактора применена классическая схема компоновки — расположенный спереди двигатель состыкован с массивным картером коробки передач. Конструкция имеет повышенную жесткость и выступает в роли силового каркаса машины. На задней части коробки установлены выходные валы, на которых крепятся колеса большого диаметра. Над колесами устанавливается закрытая одноместная кабина для оператора. Кабина оснащается системами вентиляции и подогрева нагнетаемого воздуха, а также комбинацией приборов с индикаторами аварийной работы узлов.
Трактор оснащен гидрообъемным рулевым управлением с исполнительным цилиндром, установленным в рулевой трапеции. Рабочее давление в гидросистеме составляет 14 атмосфер и создается отдельным шестеренчатым насосом. Рулевая колонка оснащена ступенчатой регулировкой по наклону и плавной — по длине.
Диапазон настроек достаточен для комфортного управления оператором любого роста и веса.
Под двигателем установлен отдельный подрамник, на котором размещается передний мост и возможна установка переднего навесного оборудования и гидравлических цилиндров. Двигатель и навесные агрегаты закрыты съемным капотом с прямоугольными формами. Форма облицовки изменена по сравнению с предыдущими моделями, что позволило улучшить видимость передней рабочей зоны трактора.
Двигатель и трансмиссия
Трактор модели 1021 комплектуется четырехцилиндровым 105-сильным дизельным двигателем с турбокомпрессором Д-245. По заказу клиента применяется дизель модели 245С, оснащенный топливным насосом другой модели. Двигатель развивает мощность 107 л. с. и удовлетворяет нормам токсичности выхлопа Stage I. Оба типа дизелей имеют одинаковый объем цилиндров 4,75 л и оснащаются жидкостной системой охлаждения с принудительной подачей хладагента насосом.
На тракторе применяется механическая коробка передач с ручным управлением. Коробка имеет 7 передач переднего хода и 2 — заднего. В одном картере с коробкой размещается мультипликатор с 2 передачами — прямой и ускоряющей. За счет совместной работы узлов обеспечивается 14 скоростей переднего хода и 4 — заднего.
По отдельному заказу коробка комплектуется пониженной передачей (ходоуменьшителем) с механическим или гидравлическим приводом. Ходоуменьшители позволяют выполнять бесступенчатое изменение скорости от старта с места и до 4 км/ч.
Балка переднего ведущего моста трактора обладает увеличенной жесткостью. Улучшение характеристик достигнуто путем внедрения литых чулков моста. В ступицах колес размещены редукторы планетарного типа с дополнительными цилиндрическими шестернями. Передний мост оснащается дифференциалом самоблокирующегося типа. Для привода моста используется раздаточная коробка и пара карданных валов с дополнительной опорой. Управление включением моста осуществляется оператором при помощи рычага, установленного в кабине.
Задний мост оснащен аналогичными редукторами, а также полуосями и картером с увеличенной прочностью. В конструкции моста имеется блокируемый дифференциал. Управление блокировкой осуществляется при помощи механизма фрикционной муфты. Управление механизмом электрогидравлическое, возможен режим принудительного блокирования.
Параметры аппарата
- МТЗ-1021 оснащают гидрообъемным рулевым управлением.
- Исполнительный орган — гидроцилиндр, смонтированный в рулевой трапеции.
- Давление в масляной магистрали поддерживается шестеренчатым насосом в пределах 1,4 МПа.
Для удобства механизатора рулевую колонку сделали регулируемой:
- в вертикальной плоскости она двигается дискретно;
- вылет настраивается плавно.
Таблица № 1. Технические характеристики МТЗ-1021
Наименование | Значение |
Мощность, л.с. (кВт) | 104,7 (77,0) |
Расход горючего, г/(кВт·ч) | 236 |
Предельная скорость, км/ч (вперед/назад) | 36,6/17,2 |
Максимальный крутящий момент, Н·м | 384 |
Дорожный просвет (мм) | 367 |
Масса эксплуатационная, кг | 4635±100 |
Габариты, мм Д×Ш×В | 4190×2250×2840 |
Силовой агрегат
На трактор устанавливают рядный четырёхцилиндровый двигатель ММЗ-245 объёмом — 4,75 л. В его конструкции предусмотрены:
- электронная система управлением впрыска топлива Common Rail;
- турбонаддув;
- промежуточное охлаждение вдуваемого воздуха;
- каталитическая нейтрализация.
Турбированный мотор, управляемый электроникой, соответствует экологическому стандарту по выбросам вредных веществ уровня Stage 0.
По отдельному заказу модель укомплектуют дизелем ММЗ-245С:
- на нём установлен топливный насос другой конструкции;
- сам двигатель соответствует более жёстким экологическим требованиям Stage 1.
Потребление горючего
- Согласно руководству по эксплуатации у штатного дизеля ММЗ-245 расход горючего — 236-239 грамм топлива на каждый кВт·ч работы.
- Модернизированный мотор ММЗ-245С потребляет несколько больше — 244-249 г/кВт·ч.
Эти показатели довольно скромные для подобного класса силовых агрегатов. Производители добились снижения расхода:
- за счёт применения турбины;
- промежуточного охлаждения воздуха.
Трансмиссия
В штатной комплектации аппарат оснащен механической синхронизированной коробкой передач с ручным управлением, которая имеет:
- 7 скоростей для движения вперёд;
- 2 — назад.
В корпусе КПП расположен мультипликатор, удваивающий количество передач. Работая вместе, узлы выдают 14 и 4 скорости соответственно.
По отдельному заказу трактор оснастят механическим или гидромеханическим ходоуменьшителем, предназначенным для получения низких рабочих скоростей.
Крутящий момент от двигателя на первичный вал коробки скоростей передаётся через сухую однодисковую муфту сцепления.
Задний мост оснащён механизмом блокировки дифференциала и имеет несколько зубчатых передач:
- главная — пара конических шестерен с круговым зубом;
- бортовые — цилиндрические зубчатые колёса;
- конечные — планетарные.
Передний приводной мост имеет схожие с задним зубчатые передачи. Вращение он получает от раздаточной коробки, работающей в трёх режимах:
- выключено;
- включено;
- автоматический.
Характер работы привода выбирает механизатор переключением соответствующего рычага.
Особенности
— предназначен для работы на зыбких почвах; — более широкие габариты; — максимальная колея по задним колесам 2400 мм; — передний ведущий мост с планетарно — цилиндрическими редукторами, повышенной несущей способности;
— усиленное ЗНУ; — синхронизированная коробка передач;
- Технические характеристики
- Варианты исполнения
Двигатель:
Тип | дизель стурбонаддувом с непосредственным впрыском топлива |
Модель | Д-245 |
Мощность, кВт(л.с.) | 77(105) |
Номинальная частота вращения, об/мин | 2 200 |
Количество цилиндров | 4 |
Диаметр цилиндров/ход поршня, мм | 110Х125 |
Рабочий объем, л | 4,75 |
Максимальный крутящий момент, Н*м | 385 |
Коэффициент запаса крутящего момента | 15 |
Удельный расход топлива, гр/кВт*Час | 236 |
Емкость топливного бака, л | 135 |
Трансмиссия:
Муфта сцепления | сцепления: сухая, однодисковая. |
Коробка передач | механическая, синхронизированная |
Число передач, вперед/назад | 14/4 |
Скорость движения,вперед/назад, км/ч: | 2,6-36,6/5,5-12,4 |
Задний ВОМ: | |
независимый I, об/мин | 540 |
независимый II, об/мин | 1 000 |
синхронный I, об/мин | 3,3 |
Размеры и масса:
Общая длина, мм | 4 105 |
Ширина, мм | 2 250 |
Высота, мм | 2 840 |
База трактора, мм | 2 445 |
Колея, мм: | |
по передним колесам | 1420-2000 |
по задним колесам | 1600-2400 |
Агротехнический просвет, мм | 645 |
Наименьший радиус поворота, м | 5,9 |
Масса эксплуатационная, кг | 4 675 |
Масса в состоянии отгрузки, кг | 4 400 |
Масса максимально допустимая, кг | 7 500 |
Максимальная глубина преодолеваемого брода, мм | |
Размеры шин: | |
передних колес | 360/70R24 |
задних колес | 16.9R38 |
Гидронавесная система:
Универсальная, раздельно-агрегатная с гидроподъемником, обеспечивающим силовое, позиционное, смешанное и высотное регулирование.
Грузоподъемность на оси,кг | 4 300 |
Максимальное давление, МПа | 20 |
Производительность насоса, л/мин | 45 |
Емкость гидросистемы, л | 25 |
Тормоза:
Рабочие и стояночные-дисковые, сухие. Привод тормозов прицепов-пневматический, сблокированный с управлением тормозами трактора.
Рулевое управление:
Гидрообъемное. Гидроцилиндр в рулевой трапеции (насос — дозатор)
Передний ведущий мост:
Портального типа, с планетарно — цилиндрическими редукторами, с самоблокирующимся дифференциалом, с тремя режимами работы: включен, включен принудительно, включается автоматически при буксовании задних колес.
Электрооборудование:
Генератор мощностью 1150 Вт с выпрямленным напряжением 14В, пусковая система со стартером 24 В.
Кабина:
Комфортабельная, с фильтрацией воздуха, подаваемого вентиляторами, с системой подогрева, с открывающимися боковыми окнами, задним стеклом и люком крыши, с электрическими стеклоочистителями стекол и омывателем переднего стекла
Комплектация:
Рабочие фары. Три пары выводов гидросистемы. Регулируемая по высоте вилка (ТСУ-3) для прицепов. ЗиП
По заказу:
Кондиционер (СПЛИТ система с подкапотным конденсатором, СПЛИТ система с крышным конденсаторным блоком КБ-3). Грузы балластные передние и задние. Комплект для сдваивания (проставки и колеса). Предпусковой подогреватель двигателя. Сцепка СА-1 (Угольник)
Вал Карданный |
Генератор |
Двигатель |
Дифференциал |
Кабина |
Колонка рулевая |
Комбинация приборов |
Коробка передач |
Коробка раздаточная |
Корпус гидросистемы |
Корпус сцепления |
Крышка привода переднего моста |
Мост задний |
Передний мост |
Насос дозатор |
Насос НШ гидросистемы |
Насос НШ рулевое |
Насос топливный |
Пневмокомпрессор |
Промежуточная опора карданного вала |
Распределитель |
Регулятор давления пневмосистемы |
Сиденье оператора |
Стартер |
Стеклоочиститель передний |
Тахоспидометр |
Тормозной кран |
Трансмиссия |
Турбокомпрессор |
Цилиндр гидросистемы |
Шестерни главной передачи в паре |
Шина задняя левая |
Шина задняя правая |
Шина передняя левая |
Шина передняя правая |
Щиток приборов |
Плюсы и минусы
«Беларус» 1021 заметен на фоне аппаратов, относящихся к классу техники 100-110 л.с. В нём сочетаются:
- умеренная цена;
- рабочие параметры;
- экономичность.
Механизаторы к основным преимуществам трактора относят следующие параметры.
- Унификация МТЗ-1021 с другими моделями. Взаимозаменяемость и наличие запчастей ускоряют ремонт или замену неисправного узла.
- Продуманная конструкция. Разработчики учли недостатки предшествующих моделей, а также пожелания и замечания людей, работающих с этой техникой.
- Дополнительная комплектация. При заказе техники покупателю предложат не только базовую платформу, но и ряд опций, облегчающих управление машиной или расширяющих её возможности.
Однако сделать идеальную машину невозможно, и «Беларус» всё же имеет недостатки.
- Двигатель сбоит при заправке некачественным топливом.
- Рукава высокого давления быстро теряют герметичность.
- Малый ресурс дискового сцепления.
- Негерметичная кабина.
Аналоги
Близким аналогом модели 1021 является трактор Минского завода МТЗ-1025, оснащенный более мощным двигателем (110 л. с.). Хорошим альтернативным вариантом станет модель Беларус 82 (оснащается коробкой передач без синхронизаторов).
Техника импортного производства оснащается производительной гидравликой с электронным управлением, системой микроклимата и более комфортабельной кабиной. Но стоимость таких машин почти в 2 раза выше белорусских.
Аналоги, цена
МТЗ-1021 предназначен для применения в фермерских и коммунальных хозяйствах, готовых отдать за новый трактор 1,6-2 млн. руб.
Сумма будет зависеть:
- от дилера;
- дополнительных опций;
- комплекта навесных инструментов.
Аппарат с рук обойдётся покупателю примерно в два раза дешевле. Аналогом МТЗ-1021 может послужить МТЗ-1025 с повышенной мощностью двигателя — до 110 л.с.
Зарубежные модели этого класса будут дороже, а также сложнее в эксплуатации и ремонте. Минские машиностроители постарались сделать практичный трактор для работы в поле или на строительной площадке.
Аппарат завоевал уважение со стороны владельцев и механизаторов.
Достоинства и недостатки модели
Владельцы техники отмечают положительные стороны трактора:
- сохранена взаимозаменяемость ряда деталей с прежними моделями МТЗ;
- возможность выполнения самостоятельного ремонта, в т. ч. в полевых условиях;
- компоновочная схема обеспечивает легкий доступ к двигателю и агрегатам трансмиссии;
- наличие пневматической системы позволяет использовать трактор для работы с прицепными машинами с воздушными контурами;
- имеется возможность установки сдвоенных колес на переднем и заднем мостах;
- запас прочности узлов трансмиссии позволяет работать с перегрузкой;
- возможность поднятия степени наддува и мощности двигателя до 120-122 сил.
Трактор МТЗ-1021 имеет ряд недостатков:
- дизель с турбокомпрессором чувствителен к топливу низкого качества;
- низкий ресурс и нарушение герметичности шлангов на месте стыков резиновой части и крепежного штуцера;
- на ранних выпусках применялось однодисковое сцепление МТЗ, которое редко служит более одного сезона;
- кабина пропускает внутрь пыль, отсутствует система кондиционирования.