В автомобильном мире до сих пор не придумано лучшего способа проверки новых технологий и обкатки конструкторских решений, чем автоспорт. Из ралли, «Формулы-1» и кузовных чемпионатов под капоты гражданских автомобилей пришли компрессоры и турбины, непосредственный впрыск и системы рекуперации энергии, оттуда же рядовым водителям достались бесчисленные электронные ассистенты. Но если для производителей легковых машин наличие гоночных команд естественно и понятно, то в мире грузового транспорта все не так очевидно.
«Камазу» повезло — он подхватил автоспортивный «вирус» от своего волжского собрата «Автоваза». Переведенный из Тольятти в Набережные Челны решением министра на должность директора автосборночного завода Михаил Годзинской организовал там секцию ледовых гонок по аналогии с тольяттинской. Она стала очень популярной, и из нее вскоре выросло ежегодное ледовое ралли «Интер-директор» на легковых автомобилях — по сути тимбилдинг для директоров автомобильных заводов СССР и их иностранных партнеров.
На ралли приезжали, как сегодня сказали бы, топ-менеджеры со всей страны, а также поставщики деталей из Европы. Об уровне челнинских любителей автоспорта говорит тот факт, что, когда на заводе открылась еще и секция багги, пять ее членов вскоре вошли в сборную страны, а когда в Москве по аналогии с «Интер-директором» было организовано летнее ралли «Директор», его первым победителем стал руководитель Научно-технического Семен Якубов, будущий руководитель команды «Камаз-Мастер» и штурман экипажа Владимира Чагина.
Реклама на Forbes
В январе 2022 года команда «Камаз-Мастер» одержала свою 15-ю победу в зачете грузовых автомобилей ралли «Дакар»·DR
«Грузовой спорт тогда уже существовал, и у нас на заводе была команда по кроссу, — вспоминает Якубов, — но после того как один из членов ЦК выступил в газете с критикой, мол, грузовики должны возить грузы, а не гоняться друг за другом, это направление прикрыли, и потом эти грузовики долго стояли в углу двора автосборочного завода. Потом была попытка соревнования в кольцевых гонках. Раскрашенные грузовики, девушки в купальниках — все побуждало к участию, и мы подготовили два автомобиля, но выше пятого места подняться не могли. Знаете, наша автомобильная промышленность не была лучшей в мире. Я понимаю, что не открыл для вас Америку, но мы это на себе почувствовали: двигатели наши были слабые, про электронику мы еще не слышали, у всех инжекторы, а у нас — карбюраторы, дисковые тормоза даже на легковые машины не ставили… Соревноваться было тяжело. И хотя мы завоевывали призы, но только зрительских симпатий, все видели, как мы боролись. Мы проходили повороты в заносе, обходя соперников, но на прямых все равно отставали… И тут я узнал про «Дакар».
Увы, сразу попасть на гонку легенду не удалось. На «Дакаре» 1988 года произошла трагедия: уникальный грузовик DAF Turbo Twin с двумя моторами, каждый из которых управлял отдельной осью, попал в аварию, в которой погиб штурман. Тот DAF по ходу гонки раз гонялся до 200 км/ч и легко обгонял и грузовики, и легковые машины, но трагедия заставила организаторов ввести ограничения: в классе гру зовиков теперь могли участвовать только серийные модели. Так что первые международные старты раллийных «Камазов-4310» состоялись на ралли «Ельч» и ралли «Обжектив Сюд», на каждом из них советские грузовики заняли второе и третье места. В 1990 году с определенными ограничениями разрешили участие грузовиков в «Дакаре».
«Камаз-Мастер» 4326
Классические суперкары способны поражать только на идеальных дорогах, но российский суперкар от «Синей армады» готов лететь не разбирая дороги. Пустыни и скалы, болота и снежные поля — все это для него естественная среда обитания. Вот какие технологии обеспечивают грузовику «Камаз-Мастер» превосходство на любом покрытии.
Двигатель
16-литровый V8 Liebherr D9508, мощностью 950 л. с. с крутящим моментом 4500 Нм. Первое время боевые машины использовали 305-сильные 11-литровые V8 «Камаз-7403», но в пожаре, уничтожившем завод двигателей, погибли и проходившие там подготовку боевые дакаровские агрегаты, поэтому команде пришлось временно перейти на 14-литровые 520-сильные Cummins N14-500E, после чего началась почти 20-летняя эпоха моторов Ярославского и Тутаевского моторных заводов — ЯМЗ и ТМЗ 7Э846/7/8, объемом 18 л, мощностью 850 л. с. и с крутящим моментом 2700 Нм (модификации этих двигателей можно встретить на карьерных самосвалах «Белаз», речных буксирах и локомотивах). Тяжелые и прожорливые, но неубиваемые и всеядные, они легко справлялись с любым топливом и были заменены только после введения на «Дакаре» ограничения на объем. На смену им пришли 13-литровый Cummins ISZ-13 и 16-литровый Liebherr D9508, мощностью 920 и 980 л. с. соответственно. Моторы «Камаз-Мастер» закупает серийные, после чего форсирует и перестраивает моторы в своем Научно-техническом центре. О масштабе доработок гово- рит тот факт, что после них мощность возрастает примерно в два раза.
DR
Масса
10,2 тонны. Для сравнения: первый грузовик весил 10,5 тонны, а был в истории команды и 12-тонный монстр. Чтобы сделать машину легче, идут на всевозможные хитрости — например, обрезают болты, которыми крепятся колеса. Минимально разрешенная по регламенту масса — 8,5 тонны.
Кабина
Замена кабины по ходу гонки запрещена, при этом менять двигатель, оси, трансмиссию и другие ключевые детали можно. На стадии проектировки грузовика размер и расположение кабины зависит от выбранного двигателя. В ближайшее время место немецкого мотора займет камазовский, который сейчас проходит последние испытания.
Радиатор
Январь в Южной Америке более жаркий, чем в Африке. Поэтому система охлаждения была переделана, ведь от температуры масла зависит скорость машины.
Скорость
Максимальная скорость — 165 км/ч, разгон до 100 км/ч за 9,8 секунды.
Коробка передач
16-ступенчатая ZF.
Реклама на Forbes
DR
Угол въезда
Официально максимальный показатель — 60°, но пилоты уверяют, что ходом можно взять и более крутой подъем.
Вентилятор
Несмотря на жару (40–45 °С), кондиционера в кабине нет — он бы не выдержал тряски, увеличил бы массу машины и отнял часть мощности у двигателя. За охлаждение отвечают три вентилятора с резиновыми лопастями (чтобы не ломались и не травмировали). Температура в салоне на гонке доходит до 55 °С, при этом пилоты одеты в несгораемые костюмы. Пить много воды нельзя, чтобы потом не пришлось останавливаться. «Есть на ходу невозможно — все будет прыгать по салону, а потом в желудке, — говорит начальник команды «Камаз-Мастер» и семикратный победитель ралли «Дакар» Владимир Чагин. — Пьем по два глотка, не больше».
Топливный бак
Реклама на Forbes
Бак на 1000 л установлен над задней осью, чтобы уравновесить нагружающий переднюю ось двигатель.
Шины
Шины Continental HCS 14R20 участвуют в работе подвески, давление в них можно менять в диапазоне от 2 до 7 атмосфер прямо из кабины. Пробои на гонке бывают каждый день, и за ралли-рейд каждый грузовик использует до 18 покрышек, всего же за сезон команда меняет от 300 до 320 шин.
Подвеска
Спортивные стойки Reiger Racing регулируемой жесткостью в свое время пришли на смену амортиза- торам от БМД (боевой десантной машины). Конструкция стоек доработана производителем в соответствии с требованиями камазовцев, увидевших после гонок потенциал для улучшения деталей и предложивших конструкторское решение.
Реклама на Forbes
Приборы
Помимо обычных приборов в кабине у каждого из членов экипажа свое оборудование. У штурмана — GPS и Terra Trip, дающие точные данные о месте нахождения машины. У механика — 24 датчика температуры разных узлов, по которым видно, где начинается перегрев, обычно предшествующий поломке. У пилота над ветровым стеклом — лампы контроля скорости. Скорость на «Дакаре» ограничена 140 км/ч, при приближении к этому показателю лампы по очереди загораются — это значит, что больше разгоняться нельзя. Кроме того, перед гонщиком есть прибор, информирующий о приближении сзади более быстрого автомобиля, который по правилам нужно пропустить. В 1997 году сигнал этого датчика проигнорировал пилот джипа, идущего перед машиной Чагина, Якубова и Савостина, в пыли команда «Камаз-Мастер» не разглядела поворот и машина четыре раза перевернулась, что едва не стоило экипажу жизни.
Почему капот?
На первый взгляд, капотная компоновка грузовика кажется устаревшей. Так можно говорить, если не учитывать, в каких условиях планируется эксплуатировать машину. Дело в том, что переднее расположение двигателя имеет свои определенные преимущества. Так как кабина стационарная, а не откидывающаяся, это открывает возможность монтажа на имеющееся шасси различных специальных надстроек, например бурового оборудования или ремонтной оснастки.
Наличие капота особенно актуально для северных регионов, так как в морозную погоду отпадает необходимость поднимать всю кабину, чтобы получить доступ к двигателю. К тому же конструкторы, разрабатывающие КамАЗ-4355, постарались максимально облегчить доступ к силовому агрегату, сделав капот единой деталью без боковин. Стоит также отметить, что сам капот изготовлен из легкого, но прочного пластика.
Стационарность кабины также позволяет значительно облегчить задачу по дополнительному утеплению салона. Кроме того, капотный КамАЗ-4355 снабжен автономным отопителем с регулируемой подачей воздуха, который может работать даже при выключенном двигателе.
В личное пользование
DR
Спортивный «Камаз» можно заказать на заводе в Набережных Челнах. Новый грузовик построят за 9 месяцев (в год команда производит 2–3 машины, одну продает), либо можно забронировать одну из машин команды и выкупить ее после списания. В таком случае есть возможность получить, например, грузовик, выигравший «Дакар». В обоих случаях грузовик можно легально использовать на дорогах общего пользования. Во время ожидания автомобиля или после покупки можно пройти курс обучения вождению в команде «Камаз-Мастер».
Цена боевого «Камаза» — €600 000–800 000.
«В грузовике почти не чувствуется скорость, и к этому нужно привыкнуть, к тому же возможности машины обычно выше возможностей пилота, и надо научиться чувствовать грань, за которую лучше не переходить», — советует руководитель «Камаз-Мастера» Владимир Чагин. Среди покупателей «Камазов» есть даже арабские шейхи, у которых пустыня для полноценных внедорожных выездов буквально на расстоянии вытянутой руки.
- Утопить в грязи €1 000 000: ралли-рейды — один из самых дорогих видов спорта
Причины появления «носатого» КамАЗа
По мнению руководства завода, которое было высказано представителям прессы, выпуск грузовика такого типа поможет расширить имеющееся семейство полноприводных большегрузов, способных успешно решать задачи в наиболее труднодоступных районах Севера и Сибири. Кроме того, КамАЗ-4355 будет полезен нефтяникам и газовикам, спасателям и армии, в лесных хозяйствах и займет достойное место в этих отраслях среди уже зарекомендовавших себя УРАЛов и МАЗов. Из вышесказанного становится понятно, что, по сути, КамАЗ решил попытаться освоить новое поле для деятельности, найти и занять свою нишу, потеснив конкурентов.
КамАЗ-4355: технические характеристики
Для создания капотного КамАЗа использовалась агрегатная база модели 43118.
- Колесная формула машины — 6х6.
- При полной массе в 20190 кг грузоподъемность «капотника» составляет 10500 кг.
- Коробка передач имеет десять ступеней переключения, причем переход с передачи на передачу осуществляется специальным джойстиком, работающим по тому же алгоритму, что и традиционный напольный рычаг. Включение передачи происходит при помощи электроимпульса, отправляемого с джойстика на исполнительный пневмоцилиндр.
- Сцепление состоит из двух дисков и имеет диафрагменный тип. Оборудовано гидравлическим приводом с пневмоусилением.
- Колеса дискового типа с пневмошинами размером 425/85 и радиусом в 21 дюйм с возможностью регулировки давления.
- КамАЗ-4355 способен развить скорость в 90 км/ч.
- Максимальная крутизна угла преодолеваемого подъема составляет не менее 30%.
- Радиус поворота (внешний) — 13,4 метра.
- Запас топлива — 350 л (основной бак) и 210 л — дополнительный.
Каталог запчастей на КамАЗ-43118 (43118):
В нашем каталоге представлены все запчасти используемые в КамАЗ-43118. Выберите необходимый вам узел. Для удобства поиска запчастей на КамАЗ-43118, можно воспользоваться быстрым фильтром.
Быстрый Фильтр по узлам:
- Кузов
КузовУстановка кабины с оперением
- Кабина с дверями окрашенная
- Переднее крепление и механизм уравновешивания кабины
- Установка вставных гаек на кабину
- Установка задней подвески кабины
- Кронштейн верхний
- Рессора кабины
- Установка цилиндра и трубопроводов опрокидывающего механизма кабины и ДЗК
- Установка цилиндра и трубопроводов опрокидывающего механизма кабины
- Установка ограничителя подъема кабины
- Цилиндр механизма подъёма запасного колеса
- Цилиндр МОК
- Цилиндр
- Насос опрокидывающего механизма кабины
- Запор кабины правый
- Запор кабины левый
- Кронштейн запора кабины правый
- Установка стеклоочистителя
- Установка панели приборов
- Установка вентиляционного люка крыши
- Установка стекол и арматуры двери правая
- Установка сидений
- Установка системы отопления
- Установка ремней безопасности
- Установка оперения кабины
- Платформа
- Двигатель
Двигатель
Агрегат силовой 7403.10, укомплектованный для установки на автомобиль
- Агрегат силовой КамАЗ-7403.10
- Двигатель с оборудованием
- Установка силового агрегата
- Установка масляных радиаторов
- Кронштейн передней опоры
- Башмак задней опоры силового агрегата
- Блок цилиндров
- Блок цилиндров
- Крышка блока передняя
- Установка картера маховика
- Картер маховика
- Газораспределительный механизм
- Головка цилиндра
- Головка цилиндра
- Поршень с шатуном и кольцами
- Шатун
- Установка полумуфты отбора мощности
- Установка вала коленчатого
- Вал коленчатый
- Шестерня
- Установка маховика и фиксатора
- Маховик
- Маховик
- Фиксатор маховика
- Вал распределительный
- Корпус подшипника
- Стойка коромысел
- Коромысло клапана
- Установка газопровода
- Установка картера масляного
- Трубка направляющая указателя уровня масла с кольцом
- Указатель уровня масла с уплотнителем
- Установка насоса масляного
- Насос масляный с шестерней
- Трубка всасывающая масляного насоса
- Фильтр очистки масла
- Кран
- Игла запорная крана
- Пробка крана
- Установка трубки вентиляции картера
- Установка системы вентиляции
- Труба сапуна с втулкой
- Угольник сапуна
- Фильтр центробежный масляный
- Установка электромагнитного клапана и штифтовых запальных свечей на двигатель
- Корпус переднего подшипника
- Установка предпускового подогревателя ПЖД-30
- Установка агрегата насосного
- Насос топливный предпускового подогревателя
- Нагнетатель насосного агрегата
- Котел подогревателя
- Крепление котла подогревателя
- Крепление топливного бачка подогревателя
- Полумуфта ведущая привода топливного насоса
- Установка системы выпуска
- Установка радиатора
- Сцепление
Установка педали и привода выключения
- Коробка передач с делителем, управлением и деталями сцепления
- Установка коробки раздаточной
- Установка карданных валов
- Мост передний
- Мост задний
- Мост средний
- Рама, бамперы и брызговики двигателя
Установка переднего буфера
- Установка передней подвески
- Установка колес
- Управление рулевое
Установка рулевого механизма
- Установка пневмотормозов
- Электрооборудование
Электрооборудование. Расположение на автомобиле
- Щиток приборов
- Коробка отбора мощности
Коробка отбора мощности
- Установка лебедки
Схемы запчастей и узлы представлены на сайте для справочных целей! Мы продаем не все запчасти на КамАЗ-43118, представленные в этом списке, но многие из них.