Бензовозом называется особый тип специализированной техники, используемый с целью транспортировки нефтепродуктов. К таким автомобилям выдвигаются особые требования пожарной безопасности. Дополнительно цистерна бензовоза оснащена огнетушителем, устройством для заземления и другими средствами защиты от пожара. Сегодня очень популярны бензовозы МАЗ, которые отличаются надежностью, безопасностью и высоким эксплуатационным потенциалом. Такие машины производятся Грабовским автомобильным заводом.
Бензовозы МАЗ
Организационно-правовая форма завода ГрАЗ имеет вид открытого акционерного общества. Помимо бензовозов МАЗ на предприятии осуществляется выпуск таких машин на базе КамАЗ, Урал и ГАЗ. В модельной линейке завода есть бензовозы, созданные на импортном шасси.
Завод, расположенный в Пензенской области, позиционируется в качестве одной из крупнейших компаний-производителей по производству автомобильных цистерн для транспортировки топлива. Будучи основанный ещё в 1941 году, ГрАЗ остается конкурентоспособным предприятием и в наши дни. Современные методы производства позволяют выпускать продукцию высокого качества.
Бензовозы МАЗ имеют двух, трех или шестиосное исполнение. Особая конструкция шасси способствует повышению проходимости транспортного средства. Машина способна эксплуатироваться на дорогах с различных качеством покрытия.
В модельном ряде представлены модификации бензовозов с различным объемом. Такие машины используются с целью перевозки или кратковременного хранения топлива. Наличие узла раздачи и дозирования нефтепродуктов расширяет функциональный потенциал автомобиля. В таком случае его можно использовать в качестве передвижной автозаправочной станции.
Бензовозы МАЗ с цистерной, установленной на шасси, целесообразно использовать в пределах населенного пункта. Это становится возможным благодаря их повышенной маневренности. Использование сплава алюминия способствует минимизации весовых показателей цистерны. В результате этого общий объем данного элемента имеет тенденцию к увеличению.
Преимущества
На сегодняшний день купить бензовоз б/у МАЗ можно в границах 3-4 миллиона рублей, это популярные машины для транспортирования топлива. Они имеют 2, 3 или 6 осей, а специальные конструктивные решения шасси позволяют эксплуатировать технику даже в жестких условиях плохого дорожного покрытия.
Бензовозы МАЗ с цистерной удобно использовать даже в городских условиях, у него повышена маневренность. Также следует отметить, что объем цистерны повышен за счет использования алюминиевых сплавов. Они облегчают конструкцию, позволяя перевозить больше топлива. При необходимости его используют как мобильную заправку, так как в конструкции предусмотрены раздаточная и дозировочная системы.
Устройство
Цистерна, которой оснащается данная вариация спецтехники, имеет специальный маркер и дыхательный клапан. Первый устанавливается для того, чтобы показывать уровень топлива, транспортируемого внутри емкости. Наличие дыхательного клапана избавляет от опасности появления избыточного давления. К цистерне подсоединены сливные патрубки. На них установлены задвижки быстрого действия и специальные отстойники с водоотделительной системой.
При условии, если объем цистерны превышает 5000 литров, емкость дополнительно оснащается волнорезами, расположенными перпендикулярно и продольно относительно корпуса. Наличие данных элементов обеспечивает понижение гидравлических ударов во время транспортировки жидкости.
Внутреннее пространство резервуара может быть поделено на две секции. В двухсекционных цистернах можно перевозить разные виды топлива или бензин с разными октановыми числами.
Шасси МАЗ производится при использовании различных колесных формул. Уже в базовой комплектации бензовозы оборудованы рессорной и пневматической подвеской.
Бензовозы МАЗ имеют рамную конструкцию. Емкость располагается на этой раме. Здесь можно говорить о максимальной прочности и надежности всего узла. Благодаря высокому качеству соединений, бензовоз очень уверенно себя чувствует на дорогах с любым качеством покрытия.
Обзор популярных моделей
Широкий модельный ряд бензовозов, созданных на базе МАЗ, позволяет выбрать наиболее приемлемый вариант. Многое зависит от целей, преследуемых потенциальным покупателем. Из существующей линейки следует выделить модели 5337, 5334 и 500.
МАЗ 5337
Такая модель используется для транспортировки светлых нефтепродуктов. Особая конструкция шасси делает данную вариацию транспортного средства максимально маневренной. Бензовоз 5337 может легко эксплуатироваться на дорожных отрезках с низким качеством покрытия. Это становится возможным благодаря высокому уровню проходимости. Двухсекционный бензовоз имеет колесную формулу 4х2. Опционально на такой автомобиль может устанавливаться магнитола, люк и тахограф.
Цистерна бензовоза оснащена специальным маркером, основная функция которого заключается в определении уровня транспортируемого топлива. Также емкость укомплектована дыхательным клапаном, сливными патрубками и задвижками. Технические характеристики бензовоза на базе автомобиля МАЗ-5337:
Характеристики | Показатели |
Объем цистерны, м3 | 10 |
Грузоподъемность, кг | 8000 |
Колесная формула | 4х2 |
Количество осей | 2 |
Мощность двигателя, л.с. | 180 |
Тип КПП | механический |
Тип тормозов | барабанные |
Тип подвески | рессорная |
Количество мест в кабине | 2 |
Дополнительные опции | ящик для инструментов; магнитола; люк; тахограф. |
Фото бензовоза МАЗ-5337
МАЗ 5334
Эта модель бензовоза дополнительно оснащена сливным насосом, топливораздаточным краном, представленным в виде пистолета, а также счетчиком. Это позволяет использовать бензовоз не только для хранения и транспортировки топлива, но и как передвижную автозаправочную станцию.
Цистерна топливозаправщика МАЗ 5334 имеет односекционное исполнение.
Благодаря особой конструкции емкости, внутри поддерживается постоянный температурный режим. Вследствие этого вероятность возгорания топливной смеси сводится к минимуму. Кроме этого, поддержание температуры на одном уровне исключает испарение жидкости во время транспортировки.
Технические характеристики бензовоза МАЗ-5334:
Характеристики | Показатели |
Объем цистерны, м3 | 9,2 |
Количество секций цистерны | 1 |
Колесная формула | 4х2 |
Количество осей | 2 |
Тип КПП | механический |
Тип тормозов | барабанные |
Тип подвески | рессорная |
Фото бензовоза МАЗ-5334
МАЗ 500
Бензовоз построен на базе грузовика МАЗ 500. Особенности расположения силовой установки способствуют уменьшению габаритов транспортного средства при сохранении высокого уровня грузоподъемности. Надежная конструкция шасси такой машины облегчает её эксплуатацию на дорогах с низким качеством покрытия.
Технические характеристики бензовоза на базе МАЗ-500:
Характеристики | Показатели |
Грузоподъемность, кг | 8000 |
Колесная формула | 4х2 |
Количество осей | 2 |
Мощность двигателя, л.с. | 243 |
Тип КПП | механический |
Тип тормозов | барабанные |
Тип подвески | рессорная |
Объем цистерны, м3 | 11 |
Фото бензовоза МАЗ-500
МАЗ-МАН представил интересную новинку – автопоезд-молоковоз по европейским стандартам
СП ЗАО «МАЗ-МАН» изготовило по заказу одного из отечественных маслосырзаводов автопоезд-молоковоз, который может перевезти за один раз почти 25 «кубов» ценного продукта. Новинка отвечает строгим европейским стандартам.
МАЗ-МАН осваивает все новые направления в производстве спецтехники. Несколько лет назад предприятие начало выпуск полной гаммы трехосных автомобилей и прицепов для лесного хозяйства – ныне сортиментовозы МАЗ-МАН являются одними из самых востребованных на рынке. В прошлом году СП приступило к серийному производству седельных тягачей с колесной формулой 8х8 – сегодня эти автомобили пользуются устойчивым спросом у нефтяников и газовиков Сибири. Изготовление молоковозов – это еще одно новое направление, в котором СП ЗАО «МАЗ-МАН» увидело большие для себя перспективы.
Как рассказали Автобизнесу на предприятии, в качестве базы под новый образец спецтехники было выбрано проверенное временем шасси МАЗ-МАН 632559 с колесной формулой 6х4. Оно оснащается оригинальным дизельным двигателем MAN D2066LF44 рабочим объемом 10,5 л и максимальной мощностью 440 л.с. Коробка передач тоже немецкого производства – механическая 16-ступенчатая ZF 16S2220 TO. Подвеска задней тележки – пневматическая.
Кабина – большая с низкой крышей. Предусмотрено одно спальное место. Сиденье водителя – повышенной комфортности и на пневмоподвеске.
На шасси смонтировали цистерну, которую изготовила польская компания PRO-WAM из города Кошалина. Фактически это огромный термос, состоящий из трех секций-сосудов внутри и внешней оболочки (обечайки). Материал сосудов и трубопроводов – кислотостойкая сталь марки AISI 304 (толщина стенок и перегородок – 2,5 мм). Из такой же стали изготовлены стяжные ленты и наружная оболочка цистерны (но здесь толщина металла уже 1,2-1,5 мм). Цистерна термоизолирована по всей поверхности. Внешняя поверхность обработана гравированием.
Номинальная емкость секций – 5,15/5,15/4,1 куб.м. Общая вместимость цистерны – 14,4 куб.м. Для каждой секции предусмотрен люк диаметром 500 мм. Крышки люков оснащены воздухоотводящими клапанами в гигиеническом исполнении. Они защищают резервуары от действия вакуумметрического и избыточного давления, предотвращают выливание молока во время движения и проникновение загрязнений.
Разгрузкa цистерны – гравитационная (слив самотеком). Слив из каждой секции – независимый (под каждой секцией имеется донный клапан). Сливные трубы изолированы по всей длине и соединены с центральным коллектором в технологическом отсеке (шкафу), который выполнен из нержавеющей стали и расположен в задней части цистерны.
Площадки для обслуживания с противоскользящим покрытием и ограждением расположены на правой и левой сторонах цистерны, оборудованы лестницами и поручнями. Рама цистерны и несущие элементы изготовлены из оцинкованной стали. Сочленение рамы с шасси – эластичное.
Масса автомобиля-цистерны в снаряженном состоянии – не более 13.200 кг. Полная масса – не более 35.000 кг. Автомобиль укомплектован независимым жидкостным подогревателем двигателя и беззазорной сцепкой Rockinger. Емкость топливного бака – 500 л.
Прицеп МАЗ-МАН модели 880001 оборудован цистерной PRO-WAM аналогичной конструкции, но состоящей из двух секций емкостью 5,1 куб.м каждая (общая вместимость – 10,2 куб.м).
Прицеп оснащен осями BPW. Поворотный круг и дышло – производства Jost. Тормозная система – пневматическая, двухконтурная с пневмоаппаратами Wabco. Оси оснащены датчиками ABS и EBS.
Масса прицепа-цистерны в снаряженном состоянии – не более 4500 кг. Полная масса – не более 18.000 кг.
Автопоезд-молоковоз МАЗ-МАН соответствует требованиям безопасности и гигиеническим нормам, стандартам ЕС, а также требованиям ATP (Соглашение о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок).
Итак, МАЗ-МАН нацелился на новый для себя сегмент рынка спецтехники. Хотя и уже освоенные направления обеспечивают предприятие стабильными заказами – производство полностью загружено на несколько месяцев вперед. В настоящее время СП ЗАО «МАЗ-МАН» выпускает и самосвалы, и седельные тягачи повышенной проходимости, и разнообразные сортиментовозы (как на собственных шасси, так и на шасси других производителей).
Минувшим летом на выставке «Лесдревтех-2021» предприятие демонстрировало новый сортиментовоз МАЗ-МАН 632A59 на шасси МАЗ-631228 с 430-сильным мотором Weichai WP12.430E50 и гидроманипулятором Palfinger Epsilon M100L97. Его грузоподъемность – 17.500 кг.
А это полноприводный МАЗ-МАН 636559 с лесовозной надстройкой МАЗ-МАН. Автомобиль комплектуется 480-сильным дизелем МАN D2676LF09 и гидроманипулятором VM10L86 производства российского (входит в группу компаний Palfinger). Грузоподъемность сортиментовоза – 22.500 кг. Но он может также буксировать прицеп МАЗ-МАН 890001, вмещающий 44 куб.м сортимента (его грузоподъемность – 28.000 кг).
Кроме того, МАЗ-МАН продолжает выпуск фронтальных погрузчиков. Причем в линейке предприятия сразу три модели – грузоподъемностью 2000, 2500 и 3200 кг. Для них производится разнообразное навесное оборудование. Например, вот такая механизированная щетка с бункером к 2-тонному погрузчику BME-1565.