Универсальный грузчик
Грузовой автомобиль, оснащенный краново-манипуляторной установкой, давно стал привычным явлением практически на любом строительном объекте. Без этой спецтехники сложно представить себе погрузку, перевозку и последующую разгрузку различных стройматериалов – поддонов с кирпичами, цементом и тротуарной плиткой, станков, бытовок и многого другого. В качестве полноценной замены автомобильного крана машины с КМУ как «универсальных грузчиков» используют при ремонтно-восстановительных, дорожных, трубоукладочных, озеленительных работах, в малоэтажном строительстве, а также на стесненных площадках, где обычному автокрану попросту не развернуться.
Краново-манипуляторной установкой называют подъемное устройство, включающее в свой состав стреловое рабочее оборудование, грузозахватные элементы, систему управления, а также опорную раму. Такой вид техники предназначен для использования на погрузочно-разгрузочных работах и может устанавливаться стационарно или на автомобильных шасси, сконструированными и собранными «с нуля» либо переоснащенными на базе стандартных машин – такая возможность имеется. Краны-манипуляторы разделяют по грузовому моменту – соотношению грузоподъемности и вылета стрелы устройства, данный параметр измеряется в тоннах на метр и подразделяется на легкие модели – до 10 тм, средние – до 22 тм и тяжелый класс – все, что выше 22 тм.
По типу складывания выделяют два вида краново-манипуляторных установок: с Z- и L-образной стрелой. Z-образная конструкция характерна для европейских производителей и имеет шарнирно-сочлененные детали, что позволяет складывать ее в несколько колен. Ее обычно монтируют как за кабиной автомобиля, так и на заднем свесе кузова. К достоинствам такой схемы следует отнести компактность – в транспортном положении она позволяет полностью использовать весь объем кузова, а наличие нескольких выдвижных колен обеспечивает доставку грузов к труднодоступным местам, например, через препятствия или на верхние этажи строящегося дома.
Манипуляторы такого типа особенно эффективны при работе с крупногабаритными грузами, однако следует учитывать, что при использовании автомобиля с КМУ, смонтированной позади кабины, возможна перегрузка передней оси грузовика, а для раскладывания и складывания стрелы вокруг КМУ необходимо некоторое пространство, что затрудняет работу в непосредственной близости от колонны крана. L-образная конструкция больше характерна для азиатских и североамериканских производителей. КМУ этого типа монтируется позади кабины и состоит из прямой телескопической стрелы и оснащается крюковой подвеской, а в транспортном положении разворачивается и закрепляется вдоль продольной оси грузовика.
К достоинствам L-образной схемы можно отнести то, что вес самой установки лучше распределяется между передней и задней осями автомобиля по сравнению с КМУ, построенными по Z-образной схеме. КМУ с L-образной стрелой более производительны, а при перемещении грузов на вылетах стрелы свыше 6 м обеспечивают высокую точность и строгую вертикальность подъема и опускания грузов. Такая компоновка также позволяет работать как через препятствие, к примеру, через забор, так и ниже уровня земли, например в колодцах или траншеях. Из недостатков стоит отметить, что поскольку стрела с телескопической частью длинная, при транспортировке она располагается над кузовом, уменьшая его полезный объем и ограничивая высоту перевозимых грузов. Автомобили с КМУ этого типа целесообразно использовать для работ с небольшими по габаритам, но тяжелыми грузами.
Одной из разновидностей КМУ являются гидроманипуляторы – у них, в отличие от стандартных краново-манипуляторных установок, органы захвата грузов имеют гидравлический привод и оснащаются навесным оборудованием, например грейфером или захватом для бревен, их применяют там, где необходимо осуществлять перегрузку сыпучих материалов или лесоматериалов.
Кран-манипуляторы
Краном-манипулятором называется машина, предназначенная для выполнения погрузочно-разгрузочных работ и (в большинстве случаев) дальнейшей перевозки грузов.
Содержание обзора
- 1. Что такое кран-манипулятор?
- 2. Принципы функционирования кранов-манипуляторов
- 3. Применение
- 4. Сменные рабочие органы
- 5. Наиболее важные технические характеристики
- 6. Классификация по грузоподъемности и грузовому моменту
- 7. Стреловое оборудование кранов-манипуляторов
- 8. Система управления
- 9. Аутригеры
- 10. Система безопасности
- 11. На чем может быть размещена крано-манипуляторная установка
- 12. Крупнейшие производители кранов-манипуляторов
- 13. Заключение
Краткие сведения
Кран-манипулятор представляет собой помесь обычного автоматического крана и грузовой машины. Благодаря данной технике проводятся самые сложные монтажные, строительные и земляные работы.
Стоит отметить, что любой кран-манипулятор считается дорогим удовольствием, так как его сложная конструкция, а также дальнейшая эксплуатация предусматривает много финансовых затрат. Как правило, для управления подобной техникой нанимают профессиональных машинистов. Если кран-манипулятор имеет достаточную мощность, а за рулем находится специально обученный человек, то описываемая машина может выполнить следующие задачи:
- Поднимать строительных работников на большую высоту. В данном случае на строительной площадке или рабочей зоне должна быть специальная клеть.
- Устанавливать различные конструкции и стеклопакеты. Для последнего варианта нужно обзавестись вакуумной присоской.
- Поднимать тяжелый груз на высоту.
- Бурить водяные скважины с помощью шнековых буров.
- Транспортировать строительные материалы практически любой тяжести.
- Погружать и выгружать тяжелое оборудование, стройматериалы и бытовые отходы.
Что такое кран-манипулятор?
Основным узлом машины является крано-манипуляторная установка (сокращенно – КМУ), которая может быть размещена на базе транспортного средства либо стационарно. Масса КМУ обычно составляет не более 20-25% полезной грузоподъемности базового транспортного средства, что гарантирует эффективную эксплуатацию последнего при доставке грузов. Сама КМУ представляет собой грузоподъемное устройство, которое состоит из:
- рабочего стрелового оборудования,
- опорной рамы,
- грузозахватного органа (как правило, крюковая подвеска),
- систем управления и обеспечения безопасности.
Внедрение в эксплуатацию данной спецтехники позволяет добиться значительного упрощения погрузки и разгрузки за счет отказа от привлечения грузчиков и уменьшения числа задействованных единиц спецтехники. Совмещение в одной машине базового автомобиля и КМУ способствует существенной экономии финансовых и временных затрат, повышению скорости доставки грузов.
Рисунок 1. Основные узлы крана-манипулятора
Что мы предлагаем
Активная эксплуатация кранов манипуляторов любой разновидности сопровождается повышенным износом их узлов и деталей. ООО «КранАвтоЗапчасть» осуществляет регулярные поставки запасных частей для брендовой спецтехники. В нашей компании можно приобрести изделия, выпущенные для ремонта и восстановления техники следующих торговых марок:
- Unic
- Tadano
- Soosan
- Dong Yang
- Kanglim
- Hiab
В список востребованных товаров входят оригинальные запчасти. Все детали и узлы имеют сертификаты. Качество соответствует стандартам производителей кран-манипуляторных установок. Замена изношенных или сломанных элементов конструкции на приобретенные у нас запасные части позволит восстановить работоспособность дорогого оборудования, с минимальными потерями времени.
Инженеры помогут выбрать товар по характеристикам, дадут полезную информацию по обслуживанию спецтехники, а также о действиях по ее восстановлению.
Мы доставим покупку в любой населенный пункт страны. Выгодные условия приобретения, скидки постоянным клиентам и качественное обслуживание покупателя – характерные черты нашей компании! Оформите заказ сейчас, не теряйте время на самостоятельные поиски!
Принципы функционирования кранов-манипуляторов
Максимальное распространение в наши дни получили краны-манипуляторы, выполненные на автомобильном шасси, главное достоинство которых заключается в их многофункциональности. «Сам гружу, сам вожу» — этой фразой проще всего охарактеризовать данную машину. Автомобиль, на базе которого смонтирована КМУ, по сути, выполняет функции сразу двух единиц техники: автокрана и машины для перевозки груза.
Рисунок 2. Кран-манипулятор на базе грузового автомобиля успешно заменяет сразу две машины
Случается, что автокран оказывается неспособен выполнить возложенную на него функцию из-за своих больших размеров. В этой ситуации кран-манипулятор также может оказаться достойной альтернативой.
Обслуживание и ремонт кранов-манипуляторов
Ремонт кранов-манипуляторов, купленных у нас, также входит в перечень предоставляемых нами услуг. Сотрудники нашей компании – грамотные специалисты, регулярно повышающие свою квалификацию. Они быстро и точно определят причину поломки и в максимально сжатые сроки ее устранят.
Кроме того, мы можем взяться и за сопровождение вашей техники, предусматривающее регулярное проведение техосмотров и подбор соответствующих условиям эксплуатации расходных материалов и запчастей.
Применение
Машина идеально справляется с механизацией погрузочно-разгрузочных работ, а потому может быть использована для подъема, погрузки и дальнейшей перевозки как одиночных предметов, так и грузов, расположенных на поддонах и паллетах, а также в контейнерах. С помощью этих машин можно успешно перевозить мелкокусковые грузы, станки, бытовки, стекло, бревна и другие длинномеры, металлический скрап и даже легковые автомобили, находящиеся в неисправном или аварийном состоянии. Кроме того, такие машины широко применяются в следующих случаях:
- при выполнении монтажных и высотных работ;
- в малоэтажном строительстве;
- в коммунальном хозяйстве;
- при выполнении работ ремонтно-восстановительного характера;
- при проведении работ в стесненных условиях.
Сменные рабочие органы
Зачастую в комплекте с кранами-манипуляторами идет сменное оборудование. В качестве примеров можно привести гидравлические захваты для контейнеров и штучных грузов, грейферы, востребованные при погрузке мелкокусковых и сыпучих материалов, люлька для подъема людей, захваты для рулонов, вилочные подхваты поддонов, грузозахваты для бордюрного камня и мн. др.
Рисунок 3. На современном рынке представлен широкий ассортимент сменных рабочих органов для кранов-манипуляторов
Наиболее важные технические характеристики
Сферы использования и стоимость разных моделей кранов-манипуляторов зависят от следующих показателей, характеризующих данное оборудование:
- минимальное и максимальное значения вылета стрелы КМУ;
- грузоподъемность при минимальном и максимальном значениях вылета стрелы КМУ;
- грузовой момент стрелы при тех же параметрах вылета;
- высота опускания и подъема груза;
- тип подвески;
- минимально возможный радиус поворота КМУ;
- тип поперечного сечения стрелы (чем больше количество граней, тем более прочной будет стрела);
- разновидность системы телескопического выдвижения (секции стрелы могут выдвигаться последовательно либо в произвольном порядке).
Для манипуляторов, выполненных на базе грузового транспортного средства, важными эксплуатационными показателями являются грузоподъемность базовой машины, габариты погрузочной площадки (от них напрямую зависят максимальные размеры транспортируемого груза), применяемые аутригеры (опоры), качество исполнения и тип которых оказывают весомое влияние на максимальную массу груза, поднимаемого при помощи КМУ, и безопасность работы последней.
Рассматривая возможность покупки или аренды той или иной модели крана-манипулятора, следует ознакомиться с ее грузовысотной диаграммой (пример представлен на рисунке ниже), наглядно демонстрирующей все возможности грузоподъемной установки, позволяя потенциальному покупателю (пользователю) получить ее предельно адекватную оценку по совокупности рассмотренных выше параметров.
Рисунок 4. Пример грузовысотной диаграммы для крана-манипулятора модели ЛВ 220-01
Классификация по грузоподъемности и грузовому моменту
В зависимости от грузоподъемности КМУ условно разделяют на следующие 3 класса:
- до 1 тонны (к этому классу относятся машины, называемые не иначе как краны-микроманипуляторы);
- от 1 до 10 тонн (краны средней грузоподъемности);
- более 10 тонн (тяжелые краны-манипуляторы).
Рисунок 5. Реальный максимальный вес поднимаемого груза зависит от вылета стрелы КМУ
Однако грузоподъемность является в некоторой степени субъективным показателем, так как ее значение не отражает зависимость реального максимального веса поднимаемого груза от вылета стрелы. Поэтому более верно будет вести речь о грузовом моменте. Этот параметр представляет собой произведение двух сомножителей: вылета стрелы и грузоподъемности КМУ. Единицами измерения данного показателя являются кНм (килоньютон на метр) и тм (тонна на метр). Как таковой общепринятой классификации КМУ по данному параметру не существует. По данной причине здесь можно положиться на опыт предприятий-разработчиков. Например, производитель из Австрии Palfinger классифицирует собственные машины на 3 группы:
- легкий класс (грузовой момент не более 3,9 тм);
- средний класс (грузовой момент в пределах от 4 до 29,9 тм);
- тяжелый класс (грузовой момент в диапазоне от 30 до 150 тм).
Иную классификацию моделей КМУ предлагает шведский производитель спецтехники HIAB, подразделяя свои машины следующим образом:
- легкий класс (грузовой момент менее 10 тм);
- средний класс (грузовой момент от 10 до 22 тм);
- тяжелый класс (грузовой момент – 22 тм и более).
Стреловое оборудование кран-манипуляторнов
В зависимости от типа используемой подвески выделяют краны-манипуляторы со стреловым оборудованием с шарнирным (на жесткой подвеске) и канатным (на гибкой подвеске) исполнением. В случае с гибкой подвеской захват груза производится с использованием грузового крюка, который располагается на конце лебедки. Ну а жесткая подвеска предусматривает шарнирное размещение крюка на оголовке стрелы.
В зависимости от типа складывания стреловое оборудование КМУ подразделяют на 2 типа:
Будучи сложенным для перевозки грузов, стреловое оборудование КМУ по своей форме напоминает соответствующие буквы английского алфавита.
Кран-манипуляторы с Z-стрелой
Z-образная форма стрелы характерна для кранов-манипуляторов, выпускаемых под многими европейскими брендами. Нередко такую конструкцию именуют «коленчатой» либо шарнирно-сочлененной. В таком случае стреловое оборудование складывается в несколько колен. На грузовом транспортном средстве КМУ данного типа может быть установлена сзади кабины водителя либо на заднем свесе кузова. В процессе перевозки груза данная конструкция располагается поперек рамы базовой машины.
Рисунок 6. Кран-манипулятор модели SQ16ZK4Q, имеющий стрелу Z-образного типа
Основное достоинство стрелового оборудования Z-образного типа заключается в его небольших размерах. Во время доставки грузов на машине с такой КМУ рабочий объем кузова используется максимально полно. Благодаря использованию нескольких колен данные установки позволяют осуществлять доставку тех или иных грузов в различные труднодоступные места, преодолевая препятствия, например, на этажи возводимых зданий.
Такая конструкция имеет и свои недостатки. К их числу относятся: возможность существенной перегрузки передней оси транспортного средства (если КМУ смонтирована за кабиной водителя базовой машины), необходимость в использовании мощного и, соответственно, дорогого шасси, а также сложность выполнения работ по погрузке и разгрузке в непосредственной близости к колонне крана (для складывания и раскладывания стрелового оборудования вокруг КМУ необходимо освободить достаточное свободное пространство).
Тем не менее, благодаря возможности использования самого разного навесного оборудования, крано-манипуляторные установки шарнирно-сочлененного типа способны решать огромное количество различных задач. Максимальная эффективность их применения достигается при выполнении работ с большими грузами и решении разных специальных задач.
Кран-манипуляторы с L-стрелой
L-образное стреловое оборудование получило широкое распространение на кранах-манипуляторах, выпущенных производителями из Японии, Южной Кореи и стран Северной Америки. В данном случае КМУ оснащается прямой телескопической стрелой и тросовой подвеской крюка. При монтаже на базе грузового транспортного средства основная часть КМУ в сложенном состоянии устанавливается над кузовом (вдоль рамы машины) либо кабиной шофера. При выборе в пользу L-образного стрелового оборудования следует уделить особое внимание эксплуатационным параметрам установленной на нем лебедки.
Рисунок 7. В работе кран-манипулятор с L-образным стреловым оборудованием
Главными достоинствами использования кранов-манипуляторов с L-образным стреловым оборудованием являются:
- частичное перераспределение веса КМУ на заднюю ось базового транспортного средства, снижающее вероятность перегрузки передней оси;
- более высокая по сравнению с Z-образными конструкциями производительность в случае с подъемом и опусканием грузов при высоких значениях вылета стрелы (до 6-8 метров);
- более высокая точность работ, обеспечиваемая благодаря использованию тросовой подвески крюка, позволяющей выполнять перемещение груза по прямой траектории, без отклонений.
К недостаткам L-образных КМУ относятся:
- ограничения, накладываемые на перевозку в кузове высоких грузов и погрузку сыпучих материалов «с горкой» (при расположении оборудования КМУ над кузовом);
- невозможность выполнения работ при наличии каких-либо препятствий для свободного перемещения стрелы.
Наиболее целесообразным применение кранов-манипуляторов с L-образным стреловым оборудованием бывает при проведении работ с тяжеловесными, но компактными грузами.
Критерии выбора
Чтобы успешно выбрать кран-манипулятор, необходимо внимательно изучить его функциональные возможности, технические характеристики и конструктивные особенности. Однако, в первую очередь, следует соблюдать следующие правила:
- Во время покупки необходимо обращать внимание на поворотный угол. Данная характеристика обеспечивает подвижность и мобильность при строительных работах. Стоит отметить, что некоторые производители выпускают модели с неограниченным углом. Однако подобные машины довольно непредсказуемы, особенно если речь идет о зоне с плохой устойчивостью. Управляя краном в подобном месте, нужно опасаться неконтролируемого поворота стрелы, ведь неустойчивые зоны создают большие перепады нагрузки.
- При покупке необходимо убедиться в достаточном вылете стрелы из кузова машины – показатель должен составлять минимум один метр. Конечно, подобная техника не сможет поднять тяжелый груз, так как для исполнения данной задачи понадобится машина, стрела которой выходит на 5-6 метров. Существуют модели, длина стрелы которых достигает 8 метров. Такая техника способна поднять груз весом свыше 30 тонн.
- В конечном итоге важную роль играет функциональные возможности. Также обязательно стоит выбирать тот кран, который не будет выполнять поставленную задачу со скрипом и перегрузкой. В противном случае КМУ прослужит довольно маленький срок. Если работа предполагаемая работа заключается в подъеме грузов с большим весом, тогда необходимо приобретать оборудование, которое будет поднимать тяжелые объекты, используя 75-80 % от всей мощности.
Разобравшись с основными правилами для выбора крана, необходимо ознакомится с конструктивными особенностями, которые и обеспечат успешное проведение работ.
Шасси
Учитывая конструкцию крана-манипулятора становиться явно, что данное оборудование можно установить на любую строительную машину. Однако в подобных случаях на строительной площадке машина будет функционировать с минимальной маневренностью и устойчивостью. Чтобы избежать нежелательных последствий, лучше обзавестись специальным тягачом или бортовым грузовиком. Стоимость данного гибрида будет выше, однако высокая производительность в работе и подъем тяжелых грузов гарантирован.
Первое, что потребуется сделать изучить грузоподъемность машины. Краны-манипуляторы, которые будут поднимать, к примеру, 10-15 тонн, не рекомендуется устанавливать на легкие грузовые машины. В противном случае подъемное оборудование попросту перевернется. У описываемого фактора есть и обратная сторона медали – не стоит брать тяжелые грузоподъемные шасси, если работа предусматривает перевоз или поднятие бытовой техники.
Стрела
На стрелу необходимо обращать внимание исходя из того, какие виды работ будут проводиться. Любой современный кран-манипулятор имеет показатель грани 2-8 единицы. Естественно, чем больше граней в стреле, тем больше машина сможет поднять, и тем дороже будет стоить. Соответственно, для большей надежности и мощности идеальным вариантом будет 8-гранный кран, а для поднятия небольших весов 2-гранный.
Лебедка
Те краны-манипуляторы, у которых имеется встроенная лебедка, обладают огромным количеством плюсов по сравнению с обычными КМУ. В первую очередь, стоит отметить ручное уменьшение скорости посадки веса. Такая функция просто необходима в тех случаях, когда работа ведется с хрупкими материалами.
Насколько длинный будет трос лебедки, зависит от типа проведения работ. Если какой-либо груз будет опускаться в глубокую яму, то для успешного проведения понадобится длинный канат. Однако стоимость данного элемента будет слишком высока, поэтому перед покупкой нужно внимательно обдумать характер будущих работ.
Система управления
Система управления в машинах этого типа обычно бывает представлена набором рычагов, каждый из которых отвечает за какое-либо определенное действие, будь то поднимание стрелы, выдвижение аутригеров, подъем либо опускание троса и др. Часто органы управления располагаются у основания стрелы по обеим сторонам основания КМУ.
Однако нередко производители размещают эти рычаги в верхней части основания стрелы, где находится кресло оператора. Выпускаемые сегодня модели кранов-манипуляторов нередко оборудуются дистанционными пультами управления, которые позволяют руководить функционированием КМУ на расстоянии.
Рисунок 8. Система управления крана-манипулятора
Производители тросовых КМУ:
Производителями тросовых КМУ традиционно считаются азиатские страны Ю. Корея, Япония, Китай. Исключением является Шведский HIAB, который разместил сборочное производство в Ю. Корее.
В Азиатских станах сосредоточено порядка 50 фирм производителей КМУ. Наиболее известными и устойчивыми из них считаются такие бренды КМУ как KANGLIM, SOOSAN, DONGYANG, CS MACHINERY, HIAB, DONGHAE, JUNJIN, DASAN, HORYONG, UNIC, TADANO, XCMG
Аутригеры
Аутригерами называются выдвижные опоры, которые при выполнении погрузочно-разгрузочных работ устанавливаются на грунт, обеспечивая тем самым необходимую устойчивость базовой машины. На кранах-манипуляторах используются аутригеры, отличающиеся по способу выдвижения, который может быть механическим и гидравлическим.
В первом случае выдвижение аутригеров осуществляется вручную. После установки на грунт аутригеры фиксируются в нужном положении.
Гидравлический метод выдвижения аутригеров предполагает использование компактных гидроцилиндров с приводом от гидромотора крано-манипуляторной установки. Аутригерами этого типа оборудуются краны-манипуляторы, обладающие высокой грузоподъемностью.
Вывод
Лучшими производителями кранов-манипуляторов считаются преимущественно зарубежные компании. Если финансовое положение позволяет приобрести надежную и качественную технику, то стоит отдать предпочтение японской и германской продукции. Также во время выбора строительной техники нужно учитывать конструктивные особенности, характеристики и функциональные возможности.
Данный рейтинг не несет рекламный характер и составлен исключительно в ознакомительных целях. Перед приобретением строительной техники следует всегда консультироваться с профессионалами.
На чем может быть размещена крано-манипуляторная установка
Выбор типа шасси, на котором размещается КМУ, зависит от того, где планируется использовать данную технику, и какие задачи предполагается решать с ее помощью. На современном рынке имеются краны-манипуляторы следующих типов:
- пневмоколесные;
- на специальном автомобильном шасси;
- гусеничные;
- с короткой базой;
- на базе гусеничного либо колесного трактора;
- рельсовые (смонтированные на опорной платформе, которая передвигается по рельсам на колесах);
- переставные;
- монтируемые стационарно на фундаменте (к примеру, на технологической площадке);
- размещаемые на катерах, плавучих платформах и др.
Рисунок 9. Краны-манипуляторы с разным шасси внешне сильно отличаются друг от друга
В подавляющем большинстве случаев краны-манипуляторы на базе автомобиля имеют бортовую платформу без тента, так как в противном случае процедура погрузки при помощи КМУ не представляется возможной.
Рисунок 10. Грузовая машина с КМУ и бортовой платформой без тента – так выглядит типичный представитель кранов-манипуляторов
Бортовой автомобиль Газ с КМУ
Благодаря своим относительно небольшим размерам данная техника нашла применение в отраслях народного хозяйства, строительных организациях. Как правило, на базе автомобиля размещаются крановые установки среднего или малого класса, а наличие бортового кузова позволяет использовать автомобиль с КМУ для перевозки вспомогательных грузов.
У нас вы можете купить бортовой автомобиль с КМУ любой грузоподъемности и комплектации в зависимости от предполагаемых условий эксплуатации. Широкий модельный ряд предлагаемых базовых шасси позволит вам подобрать бортовой автомобиль с КМУ, цена которого будет самой актуальной на данный момент на всей территории России.
Крупнейшие производители кранов-манипуляторов
К настоящему времени рынок кранов-манипуляторов может предложить покупателям как отечественные, так и зарубежные модели. Производством спецтехники данного типа занимается ряд российских , ЗАО «Инман», «ВЕЛМАШ-С»), упомянутые ранее компании HIAB и Palfinger, итальянский поставщик Amco Veba, японская фирма UNIC и мн. др.
Компактные, обладающие малой собственной массой краны-манипуляторы выпускает ЗАО «БАКМ», производственная база которого находится в Балашихе (Московская область). Производитель из Башкортостана, ЗАО «Инман», осуществляет поставку на рынок самых разных моделей кранов-манипуляторов с Z-образным стреловым оборудованием. При сборке КМУ широко применяются импортные комплектующие (от шведских, итальянских, финских поставщиков). Повышенная жесткость стрел обеспечивается благодаря использованию при их изготовлении прочного шестигранного профиля.
Шведская компания HIAB, являющаяся одним из мировых лидеров по производству кранов-манипуляторов, предлагает покупателям огромный ассортимент КМУ с грузовым моментом от 1 до 80 тм и максимальным вылетом стрелы от 2 до 27 м. Все установки отличаются широким диапазоном рабочих температур (от — 40°С до +50°С).
Известная итальянская компания Amco Veba осуществляет выпуск 3-х серий кранов-манипуляторов: «Стандарт» (универсальные модели), «C» (установки с обратным ходом стрелы) и «Е» (машины упрощенной конструкции). Производитель уделяет большое внимание безопасности выпускаемой продукции, что нашло отражение в лозунге .
В более чем сто стран мира осуществляется поставка КМУ, выпущенных под брендом UNIC. Эта техника отличается традиционно высокой для японской продукции точностью изготовления при сохранении производительности и грузоподъемности на уровне самых лучших европейских моделей КМУ.
Европейские производители и модели КМУ
Австрийский концерн PALFINGER свой первый кран-манипулятор выпустил в 1959 г. Сейчас компания является одним из признанных лидеров среди европейских производителей манипуляторов и активно продолжает обновлять свой модельный ряд. PALFINGER пришел на российский рынок всерьез и надолго, и подтверждением тому является создание локальных производств краново-манипуляторных установок в нашей стране. Теперь покупатели из России могут подобрать наиболее подходящий для себя вариант по стоимости и характеристикам за счет дифференцированной продуктовой линейки, выбирая между моделями как зарубежного, так и отечественного производства.
АО «ИНМАН», также входящее в состав австрийского концерна, радует большим количеством новинок. Одна из первых моделей КМУ, локализованных на производстве в Башкирии, – PK 13.501 SLD 1. Первый серийный кран-манипулятор обновленной серии SLD пришел на смену ранее выпускаемому на АО «ИНМАН» ИМ 150. Грузовой момент вырос до 13,1 тм, грузоподъемность теперь составляет 6200 кг, при этом вес установки уменьшился до 1510 кг, а скорость выдвижения секций стрелы увеличилась на 30%. Стрела с возможностью подъема вверх имеет оригинальную геометрию движения и способна выполнять сложные погрузочно-разгрузочные операции даже в ограниченном пространстве. Высокая скорость работы системы выдвижения осуществляется за счет гидролиний большего объема и двунаправленного типа организации потока масла.
В прошлом году PALFINGER представил на российском рынке новый тросовый 5-тонник INMAN IT 120 и обновленный манипулятор INMAN IT 150. Первый имеет три гидравлически выдвигающиеся секции с вылетом стрелы до 11,1 м, что является одним из самых больших показателей в своем классе. От самопроизвольного выдвижения балок при движении автомобиля защищает двойная блокировка опор. Длина троса лебедки составляет 75 м, сама лебедка планетарного типа со встроенным редуктором, в наличии датчик ограничения размотки каната. РВД аутригеров уложены в специальные лотки для большей сохранности в процессе эксплуатации. Новая система выдвижения аутригеров с регулирующими роликами обеспечивает легкость ручного выдвижения балок. INMAN IT 120 оснащается увеличенным гидробаком с термометром и указателем уровня масла, а также всеми необходимыми датчиками и приборами безопасности.
Вторая модель – INMAN IT 150 обновлена с учетом пожеланий, поступавших от отечественных потребителей на завод в течение более чем пяти лет эксплуатации предыдущей версии. Теперь КМУ обладает повышенной на 450 кг грузоподъемностью, составляющей 7,05 т. Новый верхний пост управления имеет защитный кожух и удобное кресло оператора. Рукоятки управления гидрораспределителем износостойкие, изготовленные из высокопрочного прорезиненного пластика, опоры пневматические, надежные и удобные, все это улучшает условия работы оператора. Стрела с шестигранным поперечным сечением обладает высокой прочностью и по-прежнему имеет максимальный вылет, равный 19 м. Лебедка оснащена системой контроля минимального количества витков и защитой от отрыва троса.
КМУ модели INMAN IM 150 с маркировкой NT специально создана для работы в составе эвакуатора и предназначена для погрузки неисправных или неправильно припаркованных автомобилей. Грузоподъемность манипулятора на максимальном вылете стрелы в 10 м составляет 1150 кг. В базовую комплектацию включена складная траверса с изменяемым центром тяжести для подъема автомобилей. Для уменьшения габарита автомобиля по высоте при поднятой стреле гидроцилиндры выдвижения стрелы расположены сбоку. В транспортном положении КМУ компактно размещается между кабиной эвакуатора и платформой.
Нельзя не упомянуть и о спецверсиях манипуляторов PALFINGER. Так INMAN IM 322 – специальная модель, созданная для нефтяников России на базе КМУ INMAN IM 320. Модернизированный вариант обладает большей мощностью за счет увеличенного грузового момента, который в стандартной комплектации составляет 31,5 тм. Всего PALFINGER предлагает потребителям 3 варианта данной модели с двумя, тремя и четырьмя телескопическими секциями стрел. Помимо специальных решений для нефтегазовых компаний 12-метровый вылет стрелы INMAN IM 322, а также габариты манипулятора позволяют эффективно использовать его как в составе контейнеровоза, так и стандартного бортового автомобиля.
Новинкой минувшего года от PALFINGER стали также мощные краны-манипуляторы, установленные на гусеничное шасси для работы в труднодоступных и гористых местностях. Три выпускаемые модели с грузовым моментом от 50 до 104 тм покрывают потребность в линейке техники повышенной проходимости. Компактные по размерам и мобильные, с мощным приводом и большим дорожным просветом, они без проблем могут работать на удаленных объектах при отсутствии подъездных дорог под уклоном и на пересеченной местности.
Среди огромного количества производителей такого рода спецтехники существует несколько марок манипуляторов, которые считаются лучшими и производятся в странах Европы и Азии. Датская компания HMF Group, являясь одним из пионеров в производстве КМУ, выпустила их в серию в 1954 г. Именно Арне Йенсена, талантливого инженера, основателя фирмы, называют изобретателем первого манипулятора, конструкция которого была разработана им в 1952 г. На сегодняшний день линейка машин представлена КМУ с грузовым моментом от 0,5 до 85 тм.
Новая мод. HMF 2820K-RCS дополнила гамму выпускаемых компанией КМУ в нише с г/п 14–26 т и характеризуется улучшенными техническими параметрами, меньшим весом и повышенным сроком эксплуатации благодаря использованию специальных усиленных элементов. Новинка имеет двойную систему рычагов Power Plus, которая обеспечивает отличную грузоподъемность, что позволяет поднимать как тяжелые грузы, не выдвигая стрелы, так и громоздкие предметы на максимальном вылете. Телескопическая стрела облегчает работу манипулятора в ограниченном пространстве и подходит для работы, например, через узкие проходы или под проводами линий электропередачи. От стандартных моделей КМУ с индексом RCS она отличается расширенной версией системы управления, обеспечивающей высокую чувствительность реакции и точность рабочих движений.
HMF 2820K-RCS обеспечивает высокий уровень безопасности, в том числе благодаря опорам с удлиненными балками и увеличенным расстоянием, ноги опор-аутригеров могут быть разнесены на 7,4 м. Когда нагрузка крана достигает максимального значения, активируется удобная для пользователя система регулировки скорости, которая повышает точность работы манипулятора. Кроме того, предусмотрена возможность оснащения КМУ системой динамического контроля нагрузки EVS, отвечающей за устойчивость в любых условиях. Опционально можно установить дополнительные клапаны для гуська или грейфер, что значительно расширяет функциональность крановой установки.
Шведская корпорация HIAB также считается одним из первых производителей КМУ и выпускает машины своей конструкции с 1950-х гг., в первую очередь в индустрии лесозаготовки. В наши дни HIAB входит в состав группы Cargotec и предлагает различные модели КМУ с грузовым моментом от 1,2 до 90 тм. В прошлом году компания выпустила на рынок обновленные краны-манипуляторы HIAB с малой г/п от 4 до 11 т. Эта серия кранов-манипуляторов сочетает в себе прочность и надежность с простотой использования. На выбор заказчика четыре варианта дистанционного и ручного управления, что позволяет подобрать оптимальный уровень точности при работе с манипуляторной установкой. Система X-4 SPACE дает возможность оператору работать с максимальной легкостью при более высокой скорости.
Изготовленные из высокопрочной стали краны-манипуляторы HIAB сочетают в себе малый вес и способность выдерживать большие нагрузки. Наличие внешнего дисплея гарантирует лучший обзор при работе крана и помогает следить за регламентом сервисного обслуживания. В перечне функций, повышающих производительность и безопасность, полуавтоматическая система складывания, системы стабилизации нагрузки и дистанционного управления. Конструкция КМУ разработана с учетом легкости проведения технического обслуживания, так, основные узлы, требующие ежедневного внимания, расположены там, где к ним легко получить доступ, а масляный бак, например, встроен в основание крана. Мод. HIAB X-HIDUO 082 обладает наилучшим на рынке сочетанием эффективности, отзывчивости, надежности и цены. Грузоподъемность 8,1 т и вылет стрелы до 11,6 м позволяют КМУ выполнять широкий спектр работ. Покупатель получает стандартную двухлетнюю гарантию на кран и пятилетнюю на стальные конструкции.
Среди популярных и проверенных временем КМУ – модели итальянских производителей. Компания Amco Veba является одним из ведущих изготовителей краново-манипуляторных установок, занимая лидирующее положение в Италии. Amco Veba является частью Hyva Group, ведущего мирового поставщика инновационных и высокоэффективных транспортных решений для коммерческого транспорта. Отличительными особенностями КМУ от компании Amco Veba являются надежные узлы и материалы, использованные при производстве, высокое качество сборки, эргономичная конструкция и вместе с тем приемлемая цена.
Для мод. Amco Veba 123 3S характерны компактные размеры, стрела в транспортном положении занимает минимум места на раме автомобиля, сохраняя большую полезную площадь бортовой платформы. Сама платформа с быстросъемными стоками изготовлена из алюминиевого профиля малой массы и не ржавеет, высота бортов может быть 400 или 600 мм, конструктивно они состоят из горизонтальных профилей с анодированным покрытием с возможностью легкой замены в случае повреждения. На максимальном вылете в 9,23 м двухсекционная стрела шестиугольного сечения имеет г/п 2,09 т, а на минимальном рабочем радиусе г/п составляет 8,5 т, величина грузового момента равна 19 тм. Подчеркивая качество своей продукции, производитель заявляет длительный срок эксплуатации своих КМУ – более десяти лет.
Итальянская компания Fassi выпускает гидроманипуляторы с 1965 г. Сегодня фирма предлагает к поставке как готовые грузовые автомобили с манипуляторами, так и КМУ для монтажа на автомобили или стационарные и специализированные платформы. В ассортименте различные модели с грузовым моментом от 1 до 113 тм. Типичный представитель КМУ от Fassi мод. F175, оборудованная компактной стрелой, способной поднимать объемные грузы на большую высоту. Грузовой момент равен 15,80 тм, максимальная г/п 7,72 т на вылете 2 м, телескопическая стрела с тремя секциями имеет наибольший вылет в 14,9 м, при этом г/п равна 0,82 т.
Суперсовременная система защиты от перегрузки FX100 автоматически контролирует грузоподъемность установки и самостоятельно регулирует соотношение подъемного момента с параметрами устойчивости грузового автомобиля. Уже в базовой комплектации установлен мощный пропорциональный распределитель Danfoss S800 и гидравлическое раздвижение опор с размахом 5,98 м. Распределитель отвечает за плавность подачи давления в рабочие секции крана-манипулятора, а усилие на ручках управления не зависит от нагрузки на кран. Управление КМУ осуществляется с помощью рычагов, опционально можно заказать дистанционное управление, особенно удобное при работе с моделями с большим вылетом стрелы. Эта же модель может быть выполнена в различных версиях, с разным уровнем технических возможностей, к примеру, вместо стандартной возможна установка укороченной стрелы, что дает преимущество при поднятии особо высоких габаритных грузов.
Еще одна компания из Италии – Effer производит гидроманипуляторы с середины 1960-х гг. Помимо крановых установок на автомобильном шасси фирма выпускает морские краны и специальное подъемное оборудование. Название компании образовано от латинского глагола еffero, что означает «поднимать», ежегодно заводы Effer производят более чем 2000 КМУ с грузовым моментом в диапазоне от 2 до 400 тм. Большой опыт позволяет производителю монтировать свои модели КМУ на различные шасси, так, в списке выполненных проектов компании есть установка крана-манипулятора мод. 145.2 г/п 14 т на сельскохозяйственный трактор JCB. Машина используется для ухода за растительностью у берегов водоемов и позволяет срезать или удалять кусты и молодые деревья вдоль берегов на расстоянии до 15 м, конструкция КМУ рассчитана на работу с пилой для резки деревьев. С учетом специфики работы опоры-аутригеры установлены только сзади, в транспортном положении не выступают за габариты машины. Для обеспечения максимальной устойчивости при работе трактор опирается на передний отвал.