Виды, габариты и грузоподъемность тралов (негабаритных площадок)

Трал — специальное транспортное средство, предназначенное для перевозки неделимых и негабаритных грузов. Представляет собой прицеп со стандартной или раздвижной платформой, имеющей от двух до восьми осей.

С помощью трала транспортируется различная строительная, военная и сельскохозтехника, в том числе машины на гусеничном ходу, которым запрещено передвигаться по дорогам общего пользования

Конструкция трала

Тралы для перевозки спецтехники и негабаритных грузов имеют сложную конструкцию, состоящую из различных узлов, таких как:

  • опорная рама;
  • от двух до восьми осей;
  • сцепляющие устройства;
  • наклонные пандусы или аппарели.

Прицепные устройства оборудуются усиленной гидравлической, пневматической или рессорной подвеской.

Все модели тралов оснащаются двойной тормозной системой. Стояночный тормоз, установленный на 1-2 оси, сохраняет функциональность без подключения к внешним источникам энергии или пневматической системе. Рычаг стояночного тормоза активируется перед отсоединением тягача.

Для перевозки негабаритных грузов тралы могут оборудоваться различными уширителями, складывающимися стойками, стопорами, специальными креплениями и прочими дополнительными элементами.

Для фиксации грузов имеются ремни, цепи, тросы и другие крепежные приспособления. Современные прицепы оснащаются системами ABS и EBS, уменьшающими тормозной путь и помогающими сохранить заданную траекторию в сложной дорожной обстановке. Антиблокировочные и противобуксовочные системы повышают устойчивость автомобилей и увеличивают срок службы протекторов.

При стыковке прицепа с тягачом выполняется соединение электроники, пневматики, систем АБС и пр. Механическая сцепка обеспечивает распределение нагрузок на буксируемую технику.

Оси некоторых моделей тралов могут поворачиваться независимо, что позволяет выполнять более точные маневры.

ПОЛУПРИЦЕПЫ-ЛЕСОВОЗЫ (СОРТИМЕНТОВОЗЫ)

Еще один вид полуприцепов, выпускаемых — лесовозные полуприцепы (сортиментовозы). Лесовозы ТСП выпускаются в 2-х или 3-хосном варианте с максимальной грузоподъемностью до 45 тн. Подвеска пневматическая, рессорная или в варианте рессорно-балансирного моста. Последний вид подвески прост в обслуживании и ремонте, уменьшает износ ходовой части и обеспечивает плавность хода.

Для фиксации перевозимых бревен применяются передвижные коники и устройства для увязки. Безопасность кабины водителя от продольного смещения груза обеспечивает передний щит.

При выборе полуприцепа, кроме технических и конструктивных особенностей, важно учитывать еще и его комплектацию. Так, например, в базовую комплектацию всех моделей полуприцепов ТСП (низкорамных, высокорамных повышенной проходимости, бортовых и лесовозов) входит:

  • пневмопривод тормозов Wabco
  • опорное устройство Jost
  • подъемник запасного колеса
  • инструментальный ящик
  • отбойные брусья
  • боковая защита
  • противооткатные упоры
  • выдвижные уширители

Кроме этого полуприцепы ТСП могут работать в сцепке практически с любыми седельными тягачами – Камаз, Iveco, Man, Volvo и др.

Технические характеристики

К основным характеристикам тралов относятся:

  • грузоподъемность – до 110 тонн;
  • количество осей – от 2 до 8;
  • высота дорожного просвета (клиренс) – до 950 мм;
  • способ загрузки – задний, передний или фронтальный;
  • габаритные размеры: длина платформы – до 16 м, ширина – до 3,2 м.

Таблица1. Сравнительные параметры тралов.

Характеристики Значения для тралов с разным количеством осей/колес
2/8 3/12 4/16 5/20 6/24 7/28 8/32
Грузоподъемность, тонн 25 45 60 75 90 95 110
Вес трала, тонн 9 12 14 16 20 24 26
Длина платформы 10 11 11 12 12 13 16
Ширина 2,5 2,5 2,5 2,5 2,5 3,0 3,2
Транспортная высота 0,5 0,8 0,9 0,95 0,95 1,05 0,95

Тралы предназначены для эксплуатации на дорогах общего пользования.


Транспортирование негабаритных грузов.

Рабочая зона грузовой платформы

Одним из важнейших параметров каждого трала является рабочая погрузочная платформа. В случае, если крупногабаритная спецтехника выходит за пределы рабочей зоны, применяются специальные приспособления – уширители. С помощью данных средств допускается расширить платформу трала до 3030 мм. Выдвижные уширители в нерабочем положении утоплены в платформу. В рабочем положении на них сверху укладываются специальные деревянные балки с пропиткой, стойкой к воздействию агрессивных сред.

Важным видом низкорамных тралов являются полуприцепы с раздвижной рамой (платформой). Полуприцепы-телескопы – это универсальное средство для перевозки как габаритных, так и негабаритных по длине грузов или техники. «Политранс» выпускает раздвижные полуприцепы в 2-х, 3-х, 4-х, 5-ти, 6-ти и 7-ми осном варианте. Максимальная раздвижка рамы составляет 7 метров, а максимальная длина грузовой платформы трала – до 20 метров.

Преимущества

К преимуществам специальных прицепов относятся:

  • надежность благодаря изготовлению всех узлов из особо прочной конструкционной стали;
  • возможность легкого заезда на трал и съезда с него любой перевозимой техники;
  • устойчивость грузов при транспортировке на любые расстояния за счет качественных фиксирующих устройств;
  • хорошая управляемость и маневренность;
  • модульные и раздвижные телескопические модели позволяют размещать грузы любых нестандартных габаритов;
  • универсальные соединительные элементы подходят для стыковки тягачей любых моделей с грузовыми тралами;
  • удобные трапы или аппарели делают погрузку простой и безопасной.

Благодаря большому количеству осей нагрузки от перевозимых грузов распределяются на грузовой платформе равномерно, не нанося ущерба дорожному полотну.

Классификация

В зависимости от вида перевозимых грузов и маршрута следования подбираются тралы, которые классифицируются по различным признакам.

По количеству осей

Ось является опорой, поддерживающей раму со всеми смонтированными на ней агрегатами, механизмами и приспособлениями.

Количество осей зависит от грузоподъемности. Прицеп может содержать от одной до восьми и более осей. На оси передается вся нагрузка от рамы и размещенного на прицепе груза.

Чем больше осей, тем устойчивее техника.

По грузоподъемности

Тралы бывают:

Легкие, грузоподъемностью до 25 тонн. Платформы размещаются на двух-трех осях. Предназначены для перевозки экскаваторов, бульдозеров, лесозаготовительной техники, труб и прочих грузов.

Средние, грузоподъемностью до 45 тонн. Имеют 3-4 оси и пневматическую, гидравлическую или рессорную подвеску. Применяются для транспортирования строительной или карьерной техники и прочих грузов.

Тяжелые — грузоподъемностью 45-110 тонн. Имеют до восьми и более осей. Оборудуются пневматическими, гидравлическими, балансирными или комбинированными подвесками. Тяжелые модульные тралы позволяют перевозить грузы нестандартных форм и больших размеров. Используются в судостроении, оборонных и нефтегазодобывающих отраслях.

Сверхтяжелые — низко- и высокорамные, собирающиеся из отдельных модулей. Грузоподъемность таких тяжеловозов может составлять до 200 тонн. Применяются в оборонной промышленности, большой энергетике, нефтегазодобывающих и прочих сырьевых отраслях для транспортировки тяжеловесного оборудования: морских судов, ракет, строительных конструкций, буровых установок и пр.

Транспортировка сверхтяжелой техники должна сопровождаться сотрудниками ГАИ и требует наличия разрешительной документации на перевозку негабаритных грузов.


Перевозка негабаритных грузов на составном трале

По высоте грузовой площадки

Высота платформы является одним из ключевых параметров при выборе трала.

  • Низкорамные прицепы подходят для перевозки грузов весом до 100 тонн: электрооборудования и кабельной продукции, спецтранспорта и материалов.
  • Высокорамные — имеют увеличенный до 1,25 метров дорожный просвет. Применяются для эксплуатации в суровых климатических условиях и на труднодоступных территориях. Могут перемещаться по плохим дорогам и заснеженным трассам.

Прицепы с низкой рамой выбирают для перевозки грузов по дорогам общего пользования, под мостами, линиями электропередач и в тоннелях. Они подходят для решения любых логистических задач.

По типу подвески

  • Рессорная. Устаревший, наименее затратный вариант жестких механических моделей. В основу конструкции входят металлические элементы (рессоры) и демпферы, гасящие колебания и смягчающие ударные нагрузки.
  • Балансирная подвеска применяется на многоосных прицепах. За счет упругих рессор, расположенных на оси подвески, сглаживаются вертикальные перемещения несущей рамы, обеспечивается плавный ход и хорошая проходимость.
  • Комбинированная рессорно-балансирная подвеска состоит из продольных рессор, соединенных между собой качающимся балансиром. Такая конструкция обладает высокой грузоподъемностью и надежностью, обеспечивая максимальную устойчивость трала на дороге. Подходит как для низкорамников, так и для высоких тралов, эксплуатируемых на дорогах общего пользования и в условиях умеренного бездорожья.
  • Пневматическая подвеска чаще используются на современных моделях. Система позволяет регулировать плавность хода в зависимости от высоты и равномерности загрузки. Демпфирование обеспечивается за счет пневмоподушек, давление в которых поддерживается автомобильным компрессором.
  • Гидравлические подвески отличаются надежностью и повышенной грузоподъемностью. Чаще всего используются на сверхтяжеловесных полуприцепах и тяжеловесных модульных тралах. Техника с гидравлической подвеской обладает высокой маневренностью и проходимостью.

С гидравлической подвеской появляется возможность увеличить маневренность, так как удается добиться более широкого угла поворота колес, каким он будет – зависит от производителя. Такая подвеска – достаточно качественная и редко нуждается в ремонте.

К недостаткам гидравлического привода относится возможная потеря работоспособности в суровых климатических условиях из-за возможности замерзания рабочей жидкости.


Перевозка военной техники.

Отличия и устройство высокорамного трала

Несколько иную конструкцию имеет высокорамный трал. Подвеска данного полуприцепа усиленная и может быть балансирной или пневматической. Ходовая часть рассчитана на высокие нагрузки, шины предназначены для движения вне дорожного полотна. Число осей у них обычно не превышает пяти. Дорожный просвет увеличенный, чтобы обеспечить высоту трала от земли не меньше 1 м.

К преимуществам высокорамных транспортных средств относят:

  • хорошую проходимость транспортного средства по плохим дорогам и бездорожью;
  • наличие дополнительных бортов;
  • возможность установки кранов-манипуляторов и другого оборудования, упрощающего погрузку и разгрузку.

Недостатком этого типа тралов считают меньшую по сравнению с низкорамными моделями грузоподъёмность. Они крайне редко способны транспортировать более 105–110 тонн. К тому же, из-за большой погрузочной высоты транспорту сложнее проходить под мостами или эстакадами, проезжать по тоннелям. Также, они менее устойчивы на дороге, поскольку имеют высокий центр тяжести.

Виды тралов

Тралы для перевозки спецтехники и негабаритных грузов производятся в России и за рубежом в большом количестве вариаций.

Полуприцепы с задним заездом

Для самостоятельного заезда самоходной техники в задней части полуприцепа предусмотрены специальные трапы.

Устройства бывают:

  • гидравлические, одно- и двухсекционные, опускающиеся в рабочее положение с помощью гидравлического привода;
  • механические трапы различной грузоподъемности, опускаемые вручную;
  • съемные устройства, изготавливаемые из легких сплавов, складывающиеся в специальный отсек, расположенный под платформой.

Тралы с задним заездом не подходят для самостоятельной погрузки техники с небольшим клиренсом.


Трал с задней загрузкой.

Полуприцепы с передним заездом

Обычные платформы с задним заездом, имеющие угол подъема около 20°, невозможно использовать для самостоятельного въезда мощных карьерных самосвалов, дорожных катков, асфальтоукладчиков, гусеничных бульдозеров, грейдеров, экскаваторов.

Для их погрузки своим ходом используются низкорамный трал с передним заездом.

Для снижения погрузочной высоты такие прицепы имеют ступенчатую конструкцию с отстегивающимся гусаком.

После отсоединения гусака передняя часть платформы опускается до высоты 400-550 мм. После въезда техники с земли или приставных трапов гусак пристегивается и гидравлика поднимает платформу на транспортировочную высоту.


Трал с передней погрузкой.

Раздвижные полуприцепы

Такие конструкции способны подстраиваться под габариты грузов. Наращивать длину платформы позволяют раздвижные телескопические площадки. В зависимости от длины груза раздвижение площадки может быть одинарным, двойным или тройным и достигать 40 метров. Такие прицепы применяется для транспортировки труб, балок, столбов, опор или цистерн.

Наращивание длины платформы снижает грузоподъемность трала.

Прицепы с заниженной погрузочной высотой и прямым шасси

Низкая погрузочная высота достигается за счет использования небольших шин и ступенчатой рамы, заниженной до уровня колесных ступиц. Шасси расположено между осями.

Прицепы подходят для перемещения небольших гусеничных машин, сельскохозяйственной самоходной техники, строительных конструкций и других грузов по стандартным дорогам.


Трал с заниженной высотой.

Прицеп с наклонной рамой

Устройства имеют небольшую погрузочную высоту за счет наклонной рамы. Для размещения груза используется только центральная, ровная часть платформы. Небольшая по весу техника может занимать всю часть прицепа, включая наклонную.


Легкий прицеп с наклонной рамой.

Модульные тралы

Модульные прицепы имеют сложную конструкцию и относятся к категории низкорамных тяжеловозов. Габариты наращиваются с помощью специальных модулей, позволяющих увеличить платформу как в длину, так и в ширину.

Конструкция модульного трала обеспечивает высокую маневренность за счет возможности наклона установочной площадки в любую сторону, и независимой регулировки отдельных колесных пар и осевых линий.


Модульный трал

Составные прицепы

Они состоят из грузовой платформы и подкатных тележек с различным количеством осей.

Тележки имеют собственное седельное сцепное устройство (ССУ), позволяющее отцепляться от грузовой платформы трала.

При погрузке тележки отчленяются, основная платформа опускается на землю.

Составные прицепы могут перевозить крупногабаритную супертяжелую технику. Их грузоподъемность ограничивается только механической прочностью несущих рам.

Низкорамные

Высота платформы низкорамных прицепов составляет от 40 до 70 сантиметров от дорожного покрытия. Длина может достигать 13-16 метров. Такие тралы подходят для перевозки специализированной техники и негабаритных грузов по стандартным дорогам с твердым покрытием.

Высокорамные тралы

Дорожный просвет высокорамных тралов может составлять до 1,3 метра.

Их применяют для работы в труднодоступных местах, в условиях бездорожья и заснеженных трасс. Подходит для работы в суровых климатических условиях.


Высокорамный трал-тяжеловоз

Балластные тралы

Их особенность в мощной раме и усиленной платформе, позволяющей перевозить сверхтяжелые грузы (контейнеры, строительную технику, ветряки и пр.).

Прицепы обычно оснащены раздвижной системой, позволяющей «прятать» лишние метры длины.

Балластные тралы способны выполнять перевозки в разных условиях, начиная от стандартных дорог до бездорожья.

Трал телескоп/телескопический

Телескопические прицепы оборудуются усиленной рамой с надежным раздвижным механизмом. Пневматические замки позволяют фиксировать секции в транспортном положении.

Такие тралы способны перевозить длинномерную технику весом до 80-100 тонн (буровые вышки, ратификационные колонны, турбины и прокатные станы, комбайны и маломерные речные суда, прочие грузы).

В собранном состоянии устройства компактные и маневренные, требуют меньшего расхода топлива при передвижении к месту погрузки.


Трал телескопический низкорамный.

Трал с передним заездом

Угол наклона откидных трапов составляет около 18˚. Катки, асфальтоукладчики, гусеничные экскаваторы не могут его преодолеть. Для решения этой проблемы используют тралы с заездом спереди. Их особенность — пониженная высота платформы и отстегивающийся гусак. Перед погрузкой гусак, закрепленный на ССУ, отсоединяют от рамы. Затем тягач отъезжает. Угол для заезда получается небольшой, грейдер или тяжелый бульдозер с ним справится.

Особенности перевозки

Транспортирование грузов тралами регламентируется транспортным законодательством РФ и требует согласования с владельцами автомобильных дорог на пути следования и органами Государственной автомобильной инспекции.

Оформляется специальная разрешительная документация установленной формы.

Скорость движения при загрузке не должна превышать 50 км/час.

Передвижные составы, перевозящие нестандартные по размерам товары, должны быть снабжены световой сигнализацией и установленными опознавательными знаками «Крупногабаритный груз» или наклейками с аналогичной надписью.

При транспортировке опасных и крупногабаритных грузов должно быть сопровождение экипажами ДПС.

Виды погрузочных устройств

Погрузка перевозимых грузов может осуществляться различными способами:

  1. С помощью опускающихся пандусов, размещаемых на тралах с задним или фронтальным типом загрузки. Такая конструкция считается устаревшей и менее распространенной. Устройства имеют слишком большой угол наклона, по которому очень сложно заехать большинству самоходной техники.
  2. Наиболее эффективными и удобными погрузочными устройствами являются трапы с выдвижными «лапами» — аппарелями. Такие приспособления имеют значительную длину и обеспечивают нужный уровень наклона, позволяющий самоходной технике легко заезжать на платформу. Управление пандусом аппарели осуществляется с помощью гидравлического или пневматического привода.

Для погрузки грузов на прицеп могут применяться автомобильные краны, обладающие достаточной грузоподъемностью.

Погрузку следует осуществлять таким образом, чтобы обеспечить равномерную осевую загрузку.


Трал с аппарелями.

Полуприцеп-тяжеловоз «с подкатной тележкой»

Технические характеристики:

Масса снаряженного полуприцепа, кг:7000
Полная масса, кг:19000
Масса перевозимого груза, кг:12000
Полная масса приходящаяся на:
— переднюю тележку, не более, кг:9000
— заднюю тележку, не более, кг:10000
Шины:8,25R15 235/75 R17,5
Количество колес:8+1
Подвеска:Рессорная, зависимая
Максимальная скорость, км\ч:60
Угол въезда по трапам, град:14
Диаметр сцепной петли, мм:90

Транспортные средства позволяют решать самые сложные задачи по перевозке Ваших крупногабаритных и тяжеловесных грузов.

Основные критерии выбора

Покупателями тралов являются автопредприятия, специализирующиеся на перевозке нестандартных негабаритных грузов, производители энергетического оборудования, строительные и аграрные компании и прочие предприятия, использующие прицепы для перемещения оборудования и спецтехники.

Ключевым показателем при выборе тралов являются параметры платформы. Количество осей и габариты напрямую влияют на грузоподъемность.

При выборе следует учитывать:

  1. Стоимость спецтехники. Модели отечественных производителей стоят значительно меньше европейских машин, не уступая при этом по техническим и эксплуатационным свойствам. При покупке непосредственно у изготовителя не придется оплачивать посреднические услуги и торговые наценки. Кроме того, у производителей можно заказать машины нестандартных размеров в необходимой комплектации.
  2. Материал и качество рамы. Качественная и долговечная рама изготавливается из высокопрочной конструкционной стали.
  3. Тип подвески. Хорошую маневренность и управляемость обеспечивают пневматические и гидравлические подвески. При этом при эксплуатации в условиях экстремально низких температур следует отказаться от гидравлики из-за возможного замерзания рабочей жидкости.
  4. Безопасность. Трал должен иметь надежное сцепление с тягачом и качественные крепления для фиксации груза во время движения. Безопасный съезд и заезд обеспечивают выдвижные аппарели.
  5. Комплектация. Важным критерием при выборе прицепа является его комплектация. Полуприцепы могут снабжаться аппарелями или приставными трапами, выдвижными уширителями, системами принудительного поворота колесных пар, электронными системами торможения и управляющими блоками, фарами-поисковиками, отсеками для ремкомплектов. Дополнительная комплектация облегчит эксплуатацию, ремонт и обслуживание спецтехники.

БОРТОВЫЕ ПОЛУПРИЦЕПЫ

Бортовые полуприцепы ТСП также в основном рассчитаны на эксплуатацию в тяжелых дорожных условиях с максимальной массой груза до 50 тонн и длиной от 12 до 14,2 метров. Конструкция и характеристики бортовиков делают их универсальным средством для перевозки трубной продукции, ЖБИ, станков и оборудования и других грузов.

Универсальность их заключается в том, что благодаря наличию нескольких гнезд для шкворня его можно переставлять и использовать один и тот же полуприцеп с разными тягачами. Кроме этого все борта – съемные. Убрав их, можно перевозить груз, значительно превышающий ширину площадки, а, используя раздвижные коники, – перевозить высокий груз.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]