Компания Volvo Truck первой построила свой российский завод — под Калугой, в чистом поле. Его половину получила дочерняя компания Renault Trucks (она начала сборку позже и без официальной церемонии). Прошлой осенью в игру вступила Scania: ее сборочный завод открылся под Питером, в арендованном складском корпусе. В итоге за прошлый год вольвовцы собрали на российской земле 1236 машин, компания Renault — 253 грузовика, а Scania сразу набрала хороший темп, выпустив 333 машины, в основном комплектных самосвалов.
И только сейчас к ним присоединился Mercedes — уже не самостоятельно, а при помощи КАМАЗа. Не поздновато ли? В данном случае — лучше поздно, чем никогда! Потому что мерседесовцы чуть не потеряли российский грузовой рынок.
До конца 2009 года продажами грузовых и легковых Мерседесов занималась одна компания, ООО Мерседес-Бенц Автомобили. И если с легковушками у нее дела обстояли отлично, то с большими грузовиками — увы. Пока конкуренты наращивали поставки, открывали филиалы и станции сервиса, создавали заводы в России или у ее границ (имеется в виду польский завод МАНа, ориентированный на СНГ), Mercedes спал.
Только когда стало ясно, что рынок вот-вот будет потерян, немцы спохватились и срочно создали совместное с КАМАЗом предприятие Мерседес-Бенц Тракс Восток (сокращенно МБТВ), которому был передан весь «грузовой» бизнес, за исключением легких фургонов. Его возглавил немец Борис Биллих, а директором по продажам и маркетингу стал — кто бы вы думали? — Константин Когогин, сын генерального директора КАМАЗА Сергея Когогина. Так что КАМАЗ теперь — полноценный семейный концерн…
Дела у мерседесовцев пошли на лад. Увеличились продажи, появились новые дилеры. А теперь в Набережных Челнах началась и сборка Мерседесов! Правда, это не полноценное производство, как у Volvo в Калуге и Скании в Питере: туда кабины, двигатели и другие компоненты поступают по отдельности, и уже на месте из них собирается модель в нужной комплектации. А Мерседесы приходят в Набережные Челны в виде «готовых конструкторов», полностью разобранных машинокомплектов (CKD). Такая технология проще (распаковал ящики — и работай гайковертом!), но она менее прогрессивная и не гибкая.
Надо заметить, что сборка Мерседесов не имеет никакого отношения к конвейерному производству самих КАМАЗов: производство Мерседесов разместилось в одном из цехов гигантского корпуса КИП-Мастер, который сдается в аренду камазовским партнерам (КИП — это Камский индустриальный парк). Площади в КИП-Мастере арендуют больше 130 фирм самого разного профиля: производственные, складские, инжиниринговые.
Именно здесь Daimler уже собирает легкие грузовички Mitsubishi Fuso, а теперь — в соседнем цеху — еще и Мерседесы, причем последнего образца, такие же, как в Германии.
Большинство мерседесовских сборщиков уже имеет опыт работы на других автозаводах: одни пришли с КАМАЗа, другие — с соседнего производства компании Соллерс. По словам рабочих, оклады не очень большие, сравнимые с камазовскими (около 16 тысяч рублей), но к ним плюсуются различные надбавки и премии — и в итоге сумма увеличивается чуть ли не вдвое.
Дружба — фройндшафт: слева — директор совместного предприятия Борис Биллих, справа — директор по продажам и маркетингу Константин Когогин
До начала выпуска песонал десять месяцев обучался в Германии, а сейчас среди 60 рабочих есть около десятка в черных, а не синих комбинезонах: это немцы, работающие вахтовым методом. Они обучают наших в течение месяца, затем уезжают на родину, меняясь с новой бригадой. Проходят даже негласные соревнования между нашими и немецкими рабочими по качеству сборки: говорят, уже побеждают наши…
По неофициальной информации, несколько экземпляров было собрано еще до создания производства, на камазовских площадях — чтобы успеть сертифицировать модели до 1 января 2010 года и чтобы они могли отвечать нормам Euro 3 (автомобили, сертифицированные после этой даты, должны соответствовать Euro 4).
Первый «официальный» автомобиль, тягач Actros 1841LS, был сделан в Челнах 30 сентября прошлого года. Но сейчас Актросы выпускаются здесь только в виде строительных шасси.
А основная модель — бюджетные тягачи Axor 1835LS и 1840LS. У них рядные шестицилиндровые двигатели Euro 3 мощностью около 350 и 400 л.с., коробка передач с рычагом (а не с джойстиком, как у немецких аналогов), пневмоподвеска сзади. Комплектация вполне достойная: 650-литровый топливный бак, блокировка дифференциала, электрические стеклоподъемники, дополнительная теплоизоляция кабины, воздушный «фен» на 2 кВт — и, разумеется, фильтр-«сепар».
Уже известны и цены: Axor 1835LS cтоит 2 млн 350 тысяч рублей, комплектный четырехосный самосвал Actros 4141K — 4 млн 400 тысяч рублей.
Впрочем, по заказу здесь готовы собирать машины с любыми опциями, будут делать и другие модели: уже сертифицированы развозные грузовики Atego, а в перспективе планируется собирать носатые вездеходы Zetros и уж совсем специфические Унимоги.
При этом ни о какой локализации речи не идет: все комплектующие импортные, и даже кабины для Аксоров везут не из Турции (где они тоже выпускаются), а из Германии.
К моменту открытия завода было сделано ровно сто экземпляров, план выпуска на 2011 год — 1100 машин, а продать планируется 2500 новых грузовиков (часть из них — за счет импорта).
В цеху собирают и строительные шасси Actros, но они в меньшинстве
Челнинские Мерседесы можно отличить по VIN- номеру, который начинается с символов «Z9M»
0 / 0
При этом руководство МБТВ заявило на пресс-конференции, что подало заявку на льготные условия промсборки: это позволит завозить комплектующие с нулевыми пошлинами. Минуточку! Но для этого по существующим законам нужно через восемь лет выпускать 350 тысяч автомобилей с локализацией не менее 60%… Разве МБТВ способен на такое? Ведь проектная мощность предприятия — всего 4500 грузовиков в год.
Оказывается, заявка подана не самим МБТВ, а главным акционером КАМАЗа, госкорпорацией Ростехнологии, куда входят и КАМАЗ, и ВАЗ. «Надо знать, с кем дружить!» — улыбнулся Константин Когогин, показав рукой в сторону главы Ростехнологий Сергея Чемезова.
Можно предположить дальнейшее развитие событий. В Германии Actros и Axor вскоре будут сняты с производства: на смену им придет совершенно новая серия, о двигателях для которой рассказывается в этом же выпуске рубрики. А устаревшие для Западной Европы модели будут производиться в «странах третьего мира» — России и Турции (см. заметку на этой же странице).
Но сборка — еще полдела. Потому что мерседесовские компоненты вскоре появятся на КАМАЗах! Уже достигнуто соглашение о выпуске мостов, затем будет налажено производство кабин (видимо, от Аксора: ходят слухи, что кабину Актроса отдадут китайцам), дело дойдет и до двигателей. Недавно Сергей Когогин заявил, что к 2022 году более 50% КАМАЗов будут оснащаться кабинами Mercedes, а первый КАМАЗ с мерседесовскими компонентами должен быть показан осенью, на выставке Комтранс в Москве.
И это — даже не скрытая, а явная угроза традиционной продукции самого КАМАЗа. Ведь если лет через десять можно будет купить относительно недорогие камские грузовики с качественными немецкими компонентами, то кому будут нужны КАМАЗы с давно устаревшими кабинами и моторами? Разве что армии и муниципальным службам.
Как бы не стала продукция МБТВ кукушонком, который выдавит своего прародителя из гнезда! Тем более что подобного опыта Даймлеру не занимать.
Тюрк-Бенц
На заводе Mercedes-Benz Turk в турецком Аксарае, где выпускается бюджетная модель Axor, хорошо известная отечественным перевозчикам, началось производство еще и флагмана Actros — как для самой Турции, так и на экспорт. Пока машины собираются из машинокомплектов, которые поставляются с головного завода в немецком Верте, двигатели отвечают нормам Euro 4 и Euro 5. В ближайшие пять лет Daimler собирается инвестировать в турецкое производство 130 млн евро: для компании это третий по величине «грузовой» рынок после самой Германии и Бразилии.
Позвольте, я не узнаю вас в гриме: тест-драйв КамАЗ-5490
Конечно, хотелось бы, чтобы под кабиной КамАЗа стоял наш мотор. Но если Мерседес лучше, то почему бы и нет. То же самое относится и к трансмиссии. Но одно преимущество есть точно: эти агрегаты хорошо знакомы за границей, обслужить их можно почти везде. Для магистрального тягача это несомненный плюс.
Второй фактор – это цена. Несмотря на использование импортных агрегатов, стоимость КамАЗа-5490 получилась на 10% ниже, чем у заграничных аналогов. Надёжность же, как думается, от этого не пострадала. Вместе с тем у покупателей этих машин есть хорошая возможность заказать её под себя: выбрать нужную комплектацию (речь идёт о моторах 428 л.с., 401 л.с. или 360 л.с. и автоматической или механической коробке), а также установить любое дополнительное оборудование из довольно обширного списка.
Например, доступны датчики износа накладок, предпусковой подогреватель двигателя, электронный тахограф, аудиосистема, кондиционер, автономный отопитель кабины, подогрев сидений и зеркал, электропривод люка, причём часть этого оборудования есть уже в «базе». Можно оборудовать машину для перевозки опасных грузов – установить проблесковые маячки, защиту топливных баков и всё прочее. И получится дешевле, чем покупать импортный аналог. Насколько всё это прекрасно выйдет, как я уже говорил, мы судить не можем. А вот оценить некоторые другие качества тягача мы способны. Для этого наконец-то сядем за руль.
Про селектор АКПП и потерянную педаль
Для тест-драйва мы специально выбрали машину с «автоматом». Рычаг тут один, он стоит на панели, и это стояночный тормоз. А где же селектор АКПП? Он устроился на подрулевом переключателе, причём режим выбирается поворотом, а не движением рычага. С одной стороны, это хорошо: нечаянно коленкой не включишь чего-то лишнего. Но в целом как-то непривычно.
Рулевая колонка имеет регулировку по наклону, причём диапазон впечатляет. Рабочее место не только удобное, оно какое-то уютное, вылезать отсюда не хочется. Конечно, после нескольких сотен километров впечатления могут и измениться, но пока всё кажется удобным и – не побоюсь этого слова – красивым. Эстетика КамАЗа, конечно, имеет мало общего с таковой в Киа Рио, но она есть.
Показания бортового компьютера читаются легко, а для переключения режимов отображения информации можно пользоваться кнопками на левой стороне руля. Кнопки справа отвечают за круиз-контроль. Несмотря на всё же немалый радиус рулевого колеса, тянуться к ним не приходится, так же как и к левому подрулевому переключателю. Вполне симпатичная панелька управления зеркалами располагается на панели двери. Что ж, запускаем двигатель.
Не сказать что в кабине уж очень тихо – все же OM 457 LA является довольно консервативным мотором, уходящим корнями в 90-е. Но для грузовика весьма приемлемо. Поиграв с педалью газа, сразу убеждаемся, что шум от мотора не должен быть слишком назойливым. Можно и разговаривать без крика, и музыку слушать.
Индия-Бенц
Так переводится название марки BharatBenz, под которой Daimler в 2012 году начнет выпуск грузовиков в индийском Ченнае. Закамуфлированные грузовики еще проходят испытания на полигоне, построенном рядом с заводом, но уже известно, что в гамме будут машины полной массой от шести до 49 тонн. Средние и тяжелые модели созданы на базе семейства Mercedes Actros/Axor, легкие — на основе грузовиков Mitsubishi Canter. Наверняка конструкция их будет примерно такой же, как у МАНов индийского производства: усиленной и упрощенной (мощные шасси с рессорной подвеской, кабины с простой отделкой, не самые экологичные двигатели). Инвестиции в производство составят 700 млн евро. Как уверяет руководство компании, к 2022 году индийский рынок грузовиков вырастет на 80%, а объемы местного «грузового» производства удвоятся.
Коробка передач в КамАЗе 5490
Модели КамАЗа 5490-ой серии славятся своей надежностью, простотой и неприхотливостью. Не зря же в народе эту машину называют «камазомерседесом». А все дело не только в вышеперечисленных качествах, но и в удобстве КамАЗа. Такой огромной популярности эта машинка не смогла бы получить, если бы у нее не было такого огромного «размаха» среди клиентской базы — в КамАЗах данной серии может присутствовать как автоматическая, так и механическая коробка переключения передач. А именно, здесь установлено КПП от с возможностью апгрейда – у водителя есть возможность дополнительно установить интардер (трансмиссионный тормоз-замедлитель для грузовиков, разработанный также ).
Сколько ступеней присутствует на КПП?
Одной из главных особенностей коробки переключения передач на данном КамАЗе является наличие огромного количества ступеней. Так, на первой версии автоматической коробки передач доступно максимум 12 передач, а также присутствует автоматическое управление (МКПП «ZF 12AS21300 TD»). На передачах следующие передаточные числа:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 3х |
15.86 | 9.57 | 5.87 | 3.47 | 2.1 | 1.29 | 14.68 |
12.33 | 7.44 | 4.57 | 2.7 | 1.63 | 1 | 11.41 |
Вторая версия механической КПП является 16-ти ступенчатой (МКПП «ZF 16S2220 TD»). Однако водителю придется вручную переключаться между передачами. На передачах следующие передаточные числа:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
16.41 | 11.28 | 7.76 | 5.43 | 3.59 | 2.47 | 1.7 | 1.19 |
13.8 | 9.49 | 6.53 | 4.57 | 3.02 | 2.08 | 1.4 | 1 |
С какой стороны расположена коробка переключения передач и где?
Еще один немаловажный вопрос — где и с какой стороны располагается КПП на КамАЗе 5490? Поскольку мы живем в России, то у нас правостороннее и, соответственно, машины делаются для российских дорог с таким движением. Это значит, что коробка передач на относительно новеньком КамАЗе расположена по правую руку водителя рядом с его сиденьем.
Какую максимальную скорость может развивать машина?
Однозначно каждого водителя (особенно дальнобойщиков) заинтересует информация о том, до какой максимальной скорости они смогут разогнать КамАЗ 5490. Стоит отметить, что это довольно-таки быстрая машинка, максимальная скорость которой составляет как минимум 110 километров в час, что довольно быстро для грузовых автомобилей.
Чайна-Бенц
Китайская компания Beifang Benci (сокращенно Beiben) начала выпуск новой модели H06. Дизайн кабины для нее спроектировала немецкая инжиниринговая компания EDAG: в числе ее «грузовых» дизайн-проектов — кабины для моделей MAN TGA и DAF XF, бразильских тягачей VW Constellation, нынешнее поколение малотоннажников Mercedes Sprinter… Компания уверяет, что кабина для китайцев — «complete new development», полностью новая разработка. Но приглядитесь внимательно: обводы крыши ничего не напоминают? А если заглянуть внутрь? Так это же кабина от модели Mercedes Actros, только внешне измененная до неузнаваемости! И не исключено, что после снятия нынешнего Актроса с производства выпуск его кабины будет переведен именно в Китай.
Для чего автомобилю нужна коробка передач?
Как вы могли заметить, на каждом автомобиле установлена КПП (коробка переключения передач). На каких-то машинах она механическая, а на каких-то стоит автоматическая. Главным назначением коробки переключения передач является, как это ни странно, переключение передач на автомобиле. С помощью КПП водитель может контролировать крутящий момент, который подается от двигателя на коленчатый вал. В конце концов крутящий момент доходит до колес, и они вращаются.
Автоматическая КПП
На данный момент есть только два вида коробок переключения передач – автоматические и механические. Первые были разработаны относительно недавно. Их главное отличие заключается в том, что это упрощенная версия механики, при которой выбор передач, как и их переключение, производится без участия водителя. Единственное, что от него требуется – жать на педаль газа. Однако главным минусом данной конструкции является крайне сложная конструкция, вследствие чего повышается риск поломки или отказа системы (что уже не раз происходило). Такова цена, которую приходится платить тем, кому не хочется долго учиться управлять автомобилем с механической КПП.
Механическая КПП
Механическая коробка переключения передач — этакий «динозавр» в этом разделе. Она была чуть ли не на первых версиях автомобилей. Принцип ее действия и устройства чрезвычайно прост. По сути, это рычаг, с помощью которого водитель может приводить в зацепление требуемые шестеренки (которые находятся в КПП). Именно в результате этих действий происходит переключение передач на автомобиле. За все время изготовления и применения механических КПП они были доведены почти до идеального состояния и принципа работы.
Не вникая во все тонкости, будет сложно найти минусы у «механики» по сравнению с «автоматом», кроме простоты в эксплуатации (водителю автомобиля с механической КПП приходится вручную переключать передачи).
Во-первых, механическая коробка передач качественнее и надежнее (а значит, что она реже ломается, и водителю приходится тратить меньше денег на ремонт и обслуживание). Во-вторых, «механика» стоит намного дешевле «автомата» из-за своей простоты. В-третьих, она неприхотливее и легче в обслуживании. К слову, на «механике» менять масло можно примерно раз в два года (если водитель использует качественное масло, а не какое-нибудь дешевое, которое купил в соседнем гараже).
Если вы используете известное качественное масло, то сможете пройти без замены сотни тысяч километров в прямом смысле, что просто нереально с АКПП. Также в МКПП температура значительно ниже, нежели в «автомате», благодаря чему масло не горит и «живет» дольше.
КАМАЗ 65206 и КАМАЗ 65207
Семейство современных автомобилей с новой кабиной продолжили седельный тягач 65206 и бортовой грузовик 65207, выпущенные в 2015 году следом за первенцем слияния Mercedes и KAMAZ. Кабины этих моделей отличаются низкой крышей и одним спальным местом.
Другие модели
Следующими моделями стали самосвалы КАМАЗ 65801 и КАМАЗ 65802 с модификацией без спального места. Дополнил серию седельный тягач КАМАЗ 65806 с полноценной кабиной со спальником и низкой крышей.
Завершил на сегодня линейку новых моделей КАМАЗ 65209 — совершенно новый автомобиль с колесной формулой 6х2, со средней ведущей осью и поднимающейся задней при транспортировке и движению без груза.
Кабина на первый взгляд идентична кабине флагмана 5490. Но это только на первый взгляд. Изменилось расположение кнопок, став более удобным, показания приборов и индикаторы одинаково видны в любое время суток, независимо от попадания на приборную панель солнечных лучей. Усовершенствованная кабина направлена на то, чтобы ничего не отвлекало водителя от дороги.
Изменения в модификации 5490 NEO не коснулись кабины, зато модификация 54901, представленная в 2022 году, обещает быть намного успешнее предшественника. Дизайн кабины изменен в связи со стремлением уйти от прототипа кабины 2001 года и сделан на основе конструкции Mercedes-Benz Actros не во вред функционалу и удобству.
Высота кабины увеличилась на 200 мм, фары грузовика выполнены в отсеках дальнего и ближнего света с галогенами и светодиодами. Лесенка почти полностью перемещена внутрь салона, снаружи осталась лишь первая ступень, с пола исчез моторный тоннель, ручка управления КПП выполнена в виде джойстика под рулем с правой стороны.
Появился холодильник и кнопка для запуска мотора. Панель управления подверглась модернизации и стала опциональнее. В дополнение установлена даже солнцезащитная занавеска на двери. Отзывы о достоинствах усовершенствованной модели водители могут оставить уже сегодня: автомобиль выпускается с 2022 года и все еще остается дешевле зарубежных аналогов своего класса.
Информация о грузовике
После того, как новый КамАЗ 5490 рассмотрен со всех сторон, остается самый главный вопрос: сколько же стоит такой седельный тягач{q} Изначально планировалось, что цена не превысит 3 млн. рублей. Так оно и вышло, стартовая цена КамАЗа 5490 – 2,9 млн. рублей.
В итоге можно с уверенностью сказать, что КамАЗовцам удалось построить достойный грузовой автомобиль, который может составить конкуренцию европейским «одноклассникам». Динамичный, надежный, безопасный, КамАЗ 5490 придется по душе водителям-дальнобойщикам.
КамАЗ 5490 — технические характеристики
Для комбината начало производства КамАЗ 5490 стало знаковым событием, так как до сих пор он производил хоть и усовершенствованные, но все равно морально устаревшие версии автомобилей времен Советского Союза. В планах завода – завоевание четверти рынка России по выпуску магистральных тягачей.
Несмотря на то, что грузовик обладает повышенной комфортностью и техническими характеристиками, позволяющими ему считаться флагманом завода-изготовителя, он весьма доступен, прост в обслуживании, пользуется большой популярностью на внутреннем рынке и еще в нескольких десятках стран мира.
В тягач внедрены многие опции, которые позволяют ему свободно конкурировать с лучшими представителями этого класса.
Оснащение грузовика
Габариты кабины КАМАЗ-5490
- комфортной цельнометаллической кабиной с двумя спальными местами и высокой крышей, прообразом которой стала кабина Mercedes Axor;
- немецким силовым агрегатом;
- повышенной грузоподъемностью;
- пневмоподвесками сидений;
- климат-системой;
- адаптивным круиз-контролем;
- системой курсовой устойчивости;
- гидроусилителем руля;
- автономным отоплением;
- дисковыми тормозами с электронным управлением;
- предпусковым подогревателем;
- пневматической подвеской;
- европейскими колесами с бескамерными шинами;
- современной оптикой.
Водителями были отмечены и некоторые недостатки грузовиков КамАЗ 5490: малый клиренс, узкие спальные места, большое потребление топлива российским двигателем.
Базовая модель тягача представляет собой двухосную рамную платформу с колесной формулой4х2 и задним приводом. При производстве автомобиля используется 40% импортных комплектующих, остальные детали и узлы – отечественные. По всем параметрам грузовик соответствует европейским стандартам.
Для своевременного обслуживания производителем тягачей создана крупная сеть официальных сервисов, в которых поддерживается постоянное наличие запасных частей.