Количество моточасов – это один из наиболее важных параметров сельскохозяйственной техники, который указывает на рабочий ресурс двигателя, ходовой части и других важных узлов агрегата. Многим новичкам довольно не просто вычислить эту характеристику и уж тем более перевести ее в километры. На самом деле, ничего сложного в этом нет – достаточно придерживаться ряда советов, которые помогут разобраться в сути этого важного параметра.
Дать ответ на вопрос: «Что такое моточасы на тракторе?» довольно просто если разобраться в том, каким образом фиксируется этот важный параметр. При непосредственном запуске мотора начинает работать электронный или механический счетчик, фиксирующий и запоминающий скорость вращения вала двигателя. Для этого в конструкции счетчика предусмотрен специальный индикатор. Этот несложный прибор дает возможность посчитать продолжительность работы трактора за определенный промежуток времени.
Вместе с тем, мнение о том, что один моточас работы трактора равен одному часу времени будет кране ошибочным. Расчет моточасов в километры делается с учетом оборотов в минуту. В связи с этим данный параметр может в несколько раз отличаться при работе трактора на холостом ходу и под высокими нагрузками.
Сколько моточасов в одном часе?
Подсчет моточасов, затраченных трактором, помогает разобраться в степени износа наиболее важных подвижных механизмов агрегата.
Используемая для расчета формула крайне проста, и дает владельцу трактора следующие данные:
- при эксплуатации сельхоз машины на холостом ходу, 1 моточас приравнивается к одному полному часу реального времени;
- при обычной нагрузке на трактор один моточас ускоряется примерно на третью часть, составляя, таким образом, 40 минут реального времени;
- в случае работы агрегата под максимальными нагрузками, 1 моточас равен 20 минутам реального времени.
Используя эту информацию, перевести моточасы в часы реального времени без особого труда сможет даже начинающий фермер. При этом следует помнить, что конечный результат перевода моточасов в часы реального времени всегда немного отличается для бензинового мотора и для дизеля. Основная причина этому заключается в более высокой мощности последнего, из-за чего он тратит на выполнение заданий немного меньше времени.
Так же, как и в случае с переводом моточасов трактора в часы реального времени, у новичков возникают сложности с преобразованием моточасов в пройденные трактором километры. Во втором случае может возникнуть гораздо больше вопросов, так как точно перевести моточасы в километры практически невозможно – это получится сделать только относительно и примерно.
В первую очередь необходимо запомнить, что некоторые производители сельскохозяйственной техники задают практически идентичные условия для расчета моточасов. В большинстве случаев 50 этих единиц равны 5 пройденным трактором километрам под действием умеренных нагрузок. Вместе с тем, если трактор очень часто работает под интенсивными нагрузками и регулярно выполняет функции помощника, как в огороде, так и на придомовой территории, то количество отработанных им моточасов уверенно растет вверх без существенных изменений в его пробеге.
Важно помнить, что каждый трактор по-разному расходует заложенный в его двигателе и других узлах моторесурс. Найти более точную информацию об особенностях расчета этого важного параметра всегда можно найти в инструкции по эксплуатации сельскохозяйственной машины.
Более точные данные о проработанных моточасах и пройденных километрах сможет подсказать память бортового компьютера, однако такого рода девайс предусмотрен исключительно в самых последних моделях выпускаемых на рынок тракторов, и то лишь в крупногабаритных агрегатах, предназначенных для работы на огромных по своей площади территориях.
Еще один немаловажный и не менее распространенный вопрос заключается в том, как перевести моточасы в машино часы. В первую очередь следует уточнить, что сделать это практически невозможно, так как моточас и машино час – это совершенно разные по своей сути понятия.
Моточас
– это условное значение, которое определяется с учетом количества оборотов, произведенных коленчатым валом двигателя трактора за определенный промежуток реального времени.
Машино час
– это количество реального времени, которое пришлось потратить на изготовление конкретного продукта. В случае с сельскохозяйственной техникой, этот параметр указывает на время, затраченное на выполнение одного или нескольких действий – вспашки грунта, боронования, посева семян или посадки клубневых культур.
Расчетом машино часов, как правило, занимается уполномоченный компетентный орган аграрного предприятия. При этом берется время затраченное на подготовку участка, уход за грядками и перевозку урожая. Полученные данные суммируются, после чего руководство получает данные о времени, которое пришлось потратить на осуществление основных сельскохозяйственных работ. Ведение такого учета позволяет руководствующему органу разработать планы, которые в дальнейшем помогут сократить временные затраты на выращивание своей продукции.
Следует отметить, что количество машино часов для бензинового и дизельного двигателя всегда немного отличается. Это связано с тем, что моторы, работающие на дизельном топливе, обладают большей мощностью – это позволяет быстрее произвести те, или иные сельскохозяйственные работы. Данная особенность является одной из основных причин, по которой большинство производителей аграрной техники оборудуют свои агрегаты именно дизельными двигателями.
Нередко машиночасы становятся объяснением тому, чем отличается трактор от бульдозера. Дело в том, что эксплуатация трактора, как более маневренного агрегата, дает предприятию важное преимущество в виде ускоренного выполнения сельскохозяйственных работ. При использовании бульдозеров приходиться тратить гораздо больше времени, по причине чего последние используются в сельском хозяйстве гораздо реже.
Моточас
моточ»ас, -а, мн. ч. -«ы, -«ов
Русский орфографический словарь. / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. — М.: «Азбуковник» . В. В. Лопатин (ответственный редактор), Б. З. Букчина, Н. А. Еськова и др. . 1999 .
Смотреть что такое «моточас» в других словарях:
- моточас
— моточас … Орфографический словарь-справочник
моточас
— моторный час … Словарь сокращений и аббревиатур
моточас
— (2 м); мн. моточасы/, Р. моточасо/в … Орфографический словарь русского языка
Моточас
— единица измерения продолжительности работы боевых и вспомогательных гусеничных машин. В М. исчисляется запас хода боевых и вспомогательных гусеничных машин; в М. определяется периодичность технического обслуживания гусеничных машин и… … Краткий словарь оперативно-тактических и общевоенных терминов
моточас
— моторный час моторо час … Словарь сокращений русского языка
моточас
— мото/час/ … Морфемно-орфографический словарь
мотосағат
— (Моточас) ұрыстық және көмекші шынжыр табанды машиналардың жүріс қорын есептеуге арналған, жұмыс істеу ұзақтығының өлшем бірлігі. М. арқылы шынжыр табанды машиналардың жөндеу аралығындағы мерзімі және оларға техникалық қызмет көрсетудің… … Казахский толковый терминологический словарь по военному делу
ГОСТ 4.120-87: Система показателей качества продукции. Автогрейдеры. Номенклатура показателей
— Терминология ГОСТ 4.120 87: Система показателей качества продукции. Автогрейдеры. Номенклатура показателей оригинал документа: 1.3. Высота грейдерного отвала с ножами (ГОСТ 27008 86), мм Определения термина из разных документов: Высота… …
ГОСТ 4.474-87: Система показателей качества продукции. Краны башенные строительные. Номенклатура показателей
— Терминология ГОСТ 4.474 87: Система показателей качества продукции. Краны башенные строительные. Номенклатура показателей оригинал документа: 1.1.3. Вылет (СТ СЭВ 723 77), м: l3 Определения термина из разных документов: Вылет 1.1.4. Высота… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
гамма-процентный ресурс
— 3.32 гамма процентный ресурс (gamma percentile life): Суммарная наработка, в течение которой объект не достигнет предельного состояния с вероятностью у, выраженной в процентах. [ГОСТ 27.002 89, статья 6.15]
Каждый знает, как приблизительно определить ресурс мотора легковой машины – по пробегу. Разумеется, важно учесть и другие факторы, такие как условия эксплуатации (климат, качество дорог, нагрузка), но в целом о состоянии двигателя судят по пройденному автомобилем расстоянию и редко ошибаются. Чем больше проехал автомобиль, тем больше «накрутил» двигатель, тем больше изношены его узлы и детали, и тем быстрее они потребуют замены или профилактического обслуживания. Но как считать моточасы и объем работы тракторов, сельскохозяйственных грузовиков, снегоуборочных машин? Чаще всего за время работы они проезжают совсем небольшое расстояние, но нагрузку испытывают заметную. Для того чтобы правильно определить степень износа, нужно знать, что такое моточасы на тракторе и другой технике и как их считать.
Моточас – это особая единица измерения нагрузки, которую испытывает работающий мотор.
Он соответствует одному астрономическому часу работы коленвала при холостых или умеренных оборотах (60 минут около 1500-1600 об/мин). Этот показатель не равен пробегу или времени работы и актуален в первую очередь для малокубатурных транспортных средств (мотоциклов, в том числе кроссовых), а также спецтехники, работа которой не оценивается по пройденному расстоянию.
- Самый точный – по оборотам коленвала. 1 моточас – это 96000 оборотов коленвала (для удобства можно округлить до 100 тыс.).
- По времени – это примерно один час холостой работы мотора.
- По выработанному топливу.
Моточасы показывают нагрузку рабочего трактора
Техника, объем работы которой считается не по пройденным километрам, оснащается специальным счетчиком, который подсоединяется к свечам и реагирует на искры. Это самый простой и надежный способ, как считать моточасы на тракторах, мотоблоках и другой технике.
Как рассчитываются моточасы
Моточас – это особая единица измерения нагрузки, которую испытывает работающий мотор. Он соответствует одному астрономическому часу работы коленвала при холостых или умеренных оборотах (60 минут около 1500-1600 об/мин). Этот показатель не равен пробегу или времени работы и актуален в первую очередь для малокубатурных транспортных средств (мотоциклов, в том числе кроссовых), а также спецтехники, работа которой не оценивается по пройденному расстоянию.
Есть разные способы, как рассчитать моточасы:
- Самый точный – по оборотам коленвала. 1 моточас – это 96000 оборотов коленвала (для удобства можно округлить до 100 тыс.).
- По времени – это примерно один час холостой работы мотора.
- По выработанному топливу.
Техника, объем работы которой считается не по пройденным километрам, оснащается специальным счетчиком, который подсоединяется к свечам и реагирует на искры. Это самый простой и надежный способ, как считать моточасы на тракторах, мотоблоках и другой технике.
Сколько моточасов в одном часе
Считается, что можно приравнять 1 моточас 1 часу работы мотора при холостых оборотах, но это очень приблизительный способ. Холостые обороты различаются у разных транспортных средств. Только у легковых автомобилей разброс составляет от 500 до 900 об/мин, а, например, у трактора МТЗ-80 они могут достигать и 1500 об/мин. Обороты коленчатого вала отображаются на тахометре. Чем они выше обороты, тем быстрее “расходуется” моточас. Поэтому невозможно вывести единый коэффициент, чтобы узнать, моточас – это сколько по времени. Все зависит от условий работы. Например, если трактор или мотоблок идет по лёгкой песчаной почве с фрезой или картофелесажалкой, оператору не понадобится держать высокие обороты. А если тот же трактор тащит грузовик из сугроба или убирает мокрый снег, нагрузка на двигатель будет выше, и коленвал совершит больше оборотов.
Устройство и принцип действия приборов для измерения моточасов
Понимая важность и необходимость контроля и учёта расхода ресурса работоспособности агрегата, инженеры разработали и внедрили в эксплуатацию автоматические приборы – счётчики моточасов.
Особенности счётчиков моточасов и способов их применения
Для различных транспортных средств разработаны свои виды счётчиков.
Счётчик моточасов для трактора
Алгоритм расчёта принимает, что на холостом ходу 1 моточас трактора равен 1 часу реального времени.
При стандартной нагрузке моточас ускоряется почти на треть. При обычных нагрузках 1 моточас длится примерно минут 40. При интенсивной нагрузке двигатель изнашивается на две трети быстрее.
Счётчик моточасов для трактора ФОТО: drive2.ru
Счётчик моточасов для автомобиля
Разные узлы автомобиля за одно и то же время работы изнашиваются по-разному. Важно учитывать и то, что была ли машина в движении или стояла на месте с работающим двигателем. Эти соображения относятся к любым транспортным средствам. Обычно 200-250 моточасов для автомобиля — это 15000 — 17000 км пробега. Всё зависит от того, долго ли стоит авто на работающем двигателе.
Наличие счётчика моточасов в машине позволяет владельцу более грамотно планировать техническое обслуживание, замену узлов и агрегатов.
Для автомобилей разработаны разные виды датчиков в зависимости от того, какой агрегат они должны контролировать. В основе всех видов лежит счётчик времени, но разница между ними заключается в способе активации начала отсчёта. Они могут запускаться при включении зажигания, при вибрации двигателя, другими способами. Сам часовой механизм может быть электромеханическим или электронным.
Счётчики моточасов различаются по цене — от довольно дешёвых (не дороже 500 рублей), до дорогих, предназначенных для катеров и яхт, в герметичном исполнении, ценой до 8000 рублей. Ещё есть счётчики с механическими барабанами, как в одометрах старых автомобилей, только отсчитывают они не километры, а моточасы.
Врезной универсальный тахометр RL-HM005L со счётчиком моточасов и подсветкой (подсветка работает только от внешнего питания 6-48 В). Предназначен для измерения числа оборотов двигателя и времени его работы. Может применяться на мотоциклах, снегоходах, квадроциклах и лодочных моторах:
- двухтактных: 1, 2, 3-х цилиндровых;
- четырёхтактных: 1, 2, 4, 6-ти цилиндровых.
Используется только с бензиновым двигателем внутреннего сгорания. Подключается к свече зажигания двигателя, сигнальный провод наматывается вокруг свечного
Счётчик моточасов для автомобиля ФОТО: alligator-boat.ru
Счётчик моточасов для лодочного мотора
Особенностью этого счётчика является то, что после первого включения тахометр остается включенным всё время и отображает на экране количество отработанных моточасов. Принудительно выключить тахометр можно нажатием и удержанием двух специальных кнопок, но тогда сбросится счётчик моточасов. Переключение между режимами (тахометр или счётчик) происходит автоматически: когда мотор работает — отображается тахометр, после остановки двигателя — счётчик моточасов.
Счётчик моточасов для лодочного мотора ФОТО: mysku.ru
Счётчик моточасов для дизеля
Один из вариантов счётчика для дизеля – модель ТС-013. Это бесконтактный цифровой тахометр со встроенной функцией счётчика моточасов для дизельных двигателей и механизмов с электроприводом.
Электронный счётчик моточасов для дизеля ФОТО: mytahometr.ru
Счётчик моточасов для генератора
Техническое обслуживание агрегатов, в том числе и бензогенераторов, привязано к моточасам или периодичности времени. Понятие моточасов рассмотрено выше. В случае с генератором специфическим вопросом является съём сигнала и защита от помех. Существует ёмкостные датчики, их подключение бесконтактное. Производится посредством обматывания несколькими витками провода, идущего от датчика, высоковольтного проводника свечи зажигания. Второй вопрос решается путём защиты прибора жестяным экраном.
Датчик моточасов для бензогенератора ФОТО: radiobezdna.ru
Счётчик моточасов для мотоблока
Переносной бесконтактный цифровой индуктивный тахометр ТС-011. Встроены функции счётчика моточасов и отсчёта времени до очередного техобслуживания.
Счётчик моточасов для мотоблока ФОТО: promotoblok.ru
Прочие разновидности
Счётчики, активируемые импульсами от системы зажигания.
Счётчик, активируемый импульсами от системы зажигания ФОТО: drive2.ru
Счётчики, активируемые от вибрации двигателя.
Счётчик, активируемый от вибрации двигателя ФОТО: drive2.ru
Электромеханический счётчик с активацией при подаче питания.
Счётчик с активацией при подаче питания ФОТО: drive2.ru
Перевод в километры
Вывести точную формулу, чему равен 1 моточас в км, тоже не удается. Для легковых автомобилей его можно приблизительно приравнять к 12-14 километрам спокойной езды на умеренных скоростях или работы двигателя вхолостую. Таким образом, 15 тыс. км – стандартный интервал для замены масла и некоторых других расходников – это около 200–250 моточасов работы двигателя.
При агрессивной езде, передвижении по плохим дорогам, перевозке грузов или буксировки, требующим часто задействовать полную мощность мотора, моточасы будут «расходоваться» быстрее. А если автомобиль двигается по загруженным улицам или часто прогревается на холостом ходу, этих единиц измерения становится больше, чем пробега. Ведь автомобиль стоит, а ресурс двигателя и некоторых других агрегатов расходуется. Именно поэтому при замене расходников лучше ориентироваться по мото-часам, а не по пробегу.
Расход моточасов фиксирует специальный прибор
Вопрос точного расчета особенно важен для водителей ТС, работающих вдали от квалифицированной помощи (на лесных участках, строящихся объектах, экстремальном отдыхе). Им нужно знать выработку, чтобы вовремя заменить или осмотреть детали во избежание неожиданной поломки. Если ориентироваться на пробег не получается, стоит приобрести счетчик.
Как подмотать электронный моточасы
Обратился ко мне друг, типа: «…намотай часиков десять… по возможности, ну ты же радиотехник, разберись…» Разобрался, на второй день. В инете инфы почти нет, или приежай — сделаем! А Фигу ВАМ, я сам сделаю! И сделал! Дано: КД8083 на МТЗ-83 Имеем: -25 часов В итоге: отбил минус, и ушел в плюс на двое суток! Итого: проц(внутрянку) не переграммировал, все в штатном режиме, астрономический час=1 час. Сделал на геенераторе NE555 (ВИ1), только свои данные по частоте расчитал и подобрал.
Как видно на фото, при 800 Гц = 3500 об/мин.
На старой схеме (рис.1) расчет не верный (схему НЕ повторять), но зависимость частоты от оборотов замеряна на практике. Ниже схема на NE555, «в теории и на копровом макете»
Зависимость частоты от хода часов — не зависит. Главное: частота сигнала не менее 200 Гц! и Не менее 2 В!
ЗЫ пошел спать, завтра фото…
Скан со старой схемой, она не работает, делайте на ВИ1 или NE555, Частоту подбирайте не более 700 Гц!
Разница между моточасом и машиночасом
Машиночасы обозначают время, которое требуется одной машине для выполнения работы, а также учитывают количество машин. Например, если одна машина убирает улицу от снега на протяжении шести часов, говорят, что было выработано шесть машино-часов. Если на тот же объем работы направили две машины и они убрали улицу за три часа – время работы умножается на количество машин, и в результате получается снова шесть машино-часов. Этот показатель важен для распределения нагрузки на автопарк и планирование выездов. Таким образом, в моточасах измеряется выработанный ресурс двигателя, а в машино-часах – объем работы техники в целом.
Трактор МТЗ-80
Отзывы
Они показывают мне, что час работы двигателя равен 40 часам в реальном времени, так это или нет?
Согласно всем руководствам, 1 моточас = 1 час фактического времени при работе на номинальной скорости. Номинальная частота вращения — это показатель, при котором двигатель развивает максимальную мощность. МТЗ 80 имеет 2200 об / мин. Остальные могут отличаться.
Его информацию о пробеге можно использовать для оценки износа трансмиссии любого транспортного средства. Но при определении ресурса двигателей в первую очередь учитываются часы. Этот важный параметр существенно влияет на показатели и рекомендации, связанные с работой той или иной модели автомобиля или устройства. Кроме того, параметры измеряются аналогичным образом для агрегатов, установленных в транспортных средствах или для тех, которые работают неподвижно. Эта информация чрезвычайно важна для контроля работоспособности двигателя, а также для определения точного времени проведения его технического обслуживания, а также для ремонта и замены расходных материалов.
Маркетинговая составляющая
У новых авто, замену масла нам диктует производитель, да и этот процесс чудесным образом совпадает с очередным ТО. То есть мы уже как-то привыкаем отдавать кучу денег приезжая к дилеру через 15000 нам что-то подкрутят что-то посмотрят, вот вам и 6000 – 10000 рублей! ДОРОГО, да конечно ДОРОГО! Поэтому сейчас водители смотрят на межсервисный интервал и чем он больше, считается что лучше. Про Европу я уже сказал — что там не редко бывает и по 20 – 25000 километров, потому как цены на работы у них еще выше.
НО ПРАВИЛЬНО ЛИ ЭТО? Конечно же — НЕТ. Причем сейчас многие автовладельцы живут в больших городах с кучей пробок и молотящими двигателями в них, также стоит прибавить автозапуски с утра или выставленные на таймер (включаются по времени или по температуре окружающего воздуха).
И вот тут нужно понимать, что замена должна происходить не по километражу, А ПО МОТОЧАСАМ! И поверьте — это намного сокращает интервал замены по километрам, примерно в два раза (но про это чуть позже).
Что такое моточасы?
Это определенный интервал времени, в данном случае один час в течение которого работал ваш силовой агрегат (мотор) – отсюда «МОТО» — «ЧАС». Вроде все очень просто, можно легко рассчитать обороты коленчатого вала за это время.
Так например на холостом ходу обороты у нас 900 – 1000 в минуту, умножаем на 60 получаем – 54000 – 60000 в час вращается коленвал.
НА более высоких скоростях скажем трасса и 4000 об/мин., 60 Х 4000 – 240000 и так далее.
Точную информацию по тому сколько оборотов совершил вал никто не считает, это особо не совсем нужно, просто есть средняя составляющая, она то и называется МОТОЧАС, сюда входят как городские поездки с пробками и долгим стоянием, а также трассовые ускорения.
Понятно что вал вращается идет износ стенок, вкладышей, подшипников и т.д. НО если залита хорошая смазка, скажем продвинутая синтетика, она может нивелировать на какое-то время этот износ, сделав его минимальным.
Километры или моточасы? — DRIVE2
Моточасы показательнее километража При покупке подержанного автомобиля все первым делом смотрят на одометр, полагая, что состояние транспортного средства прямо зависит от его пробега.
Однако километраж далеко не всегда свидетельствует о том, насколько фактически израсходован ресурс машины. Точнее о степени ее износа позволяют судить другие данные: сколько лет, месяцев, дней, часов и минут она реально проработала.
А это зависит от множества факторов, в первую очередь — от условий эксплуатации.
НЕСКОЛЬКО лет назад межсервисный пробег у большинства моделей по регламенту не превышал 5.000 км. По мере совершенствования технологий и увеличения срока службы смазочных материалов интервал между плановыми ТО удлинился сначала до 10.000, затем до 15.000, а у некоторых марок — даже до 20.000 км.
Но потом процесс роста пробега между обязательными визитами на сервис остановился и даже в отдельных случаях пошел в обратную сторону.Дилеры стали настаивать на более частом обслуживании автомобилей, ссылаясь на «особо тяжелые условия эксплуатации».
Многие клиенты им не поверили:— Позвольте, о каких тяжелых условиях вы говорите? Машина ездит не по сибирской тайге и не по пустыням Средней Азии.
Она вообще практически не съезжает с асфальта и не покидает пределов большого города! Что здесь тяжелого? На сервисе нас обманывают, вынуждая проходить ТО чаще, чем это изначально предписано фирмой-изготовителем!На самом деле сервисмены вовсе не лукавят.
Условия эксплуатации автомобилей в современном мегаполисе действительно если и не приближаются к экстремальным, то по крайней мере заметно отличаются от расчетных. Это наглядно проиллюстрировал наш эксперимент.Стоим больше, чем едемПОДОПЫТНЫМ стал редакционный «Форд Фокус» 2003 года выпуска. На одометре — без малого 50.000 км.
В течение месяца мы подробно фиксировали ежедневный пробег машины и, что еще более важно, время в пути с точностью до одной минуты. Как только заводился двигатель, тут же включался секундомер. Полученные данные сводились в таблицу, из которой можно узнать, что, например, в четверг 29 марта автомобиль проехал 60,6 км, при этом в пути он находился 161 минуту.
Таким образом, мы получили подробные сведения за каждый день эксперимента.В итоге получилось, что усредненный ежедневный пробег «Форда» составил около 60 км. Зная время в пути, можно вычислить среднюю скорость, с которой при поездках по Москве (за город мы ни разу не выезжали) двигался наш «Форд». Всего 22,4 км/ч. Совсем не много, а все потому, что большую часть времени он не ехал, а стоял (разумеется, с работающим мотором) в пробках, на светофорах и т.д. В лучшем случае автомобиль медленно плелся на первой передаче в режиме «старт-стоп», так что стрелка спидометра едва шевелилась возле нулевой отметки.
Если на вашем автомобиле есть маршрутный компьютер, то вы можете легко проверить эти данные даже без помощи секундомера.
При поездках в часы пик по той же Москве ваша средняя скорость вряд ли намного превысит 20 км/ч.
Пусть на отдельных участках пути скорость потока будет больше разрешенных в городе 60 км/ч, все равно при подсчете среднего значения частые и длительные остановки сведут на нет этот выигрыш.
Пробег не говорит об износеТОЧНО такие же измерения мы провели на втором «Форд Фокус», который в отличие от первого эксплуатировался почти в тепличных условиях. В ходе эксперимента он ездил исключительно по выходным дням, когда на дорогах относительно свободно, и преимущественно за городом.
Так вот, его средняя скорость, рассчитанная по итогам месяца, составила 44,7 км/ч – почти вдвое больше, чем у первого «Фокуса».Таким образом, получается, что условный межсервисный интервал — допустим 15.000 км — первый автомобиль преодолеет за 670 ч, а второй — в два раза быстрее, примерно за 335 ч.
Почувствуйте разницу! Когда для второй машины настанет срок в очередной раз ехать на сервис, на одометре первой набежит еще только 7.500 км. Означает ли это, что основные узлы и агрегаты «горожанина» соответственно малому пробегу за месяц износятся в два раза меньше, чем у «загородного жителя»? Да нет, конечно! Скорее — наоборот.
Медленно двигаясь в режиме «старт-стоп», автомобиль вырабатывает свой ресурс быстрее, нежели при умеренно быстрой, но равномерной езде.При рваном ритме езды, с частыми остановками и троганиями с места, водителю автомобиля в забитом транспортом мегаполисе приходится постоянно переключать передачи и выжимать сцепление.
Ему чаще надо останавливаться, а значит — задействовать тормозные механизмы.
Система охлаждения, лишенная интенсивного обдува радиатора встречным потоком воздуха, работает на пределе своих возможностей…Этот список узлов и агрегатов, подверженных повышенному износу, можно продолжать и дальше, но главное то, что мотор первого автомобиля при одинаковом пробеге будет работать вдвое дольше, чем у второго.
А это значит, что масло в двигателе через зазоры поршневой группы будет дольше контактировать с продуктами сгорания топлива, интенсивнее окисляться и быстрее потеряет свои свойства. Другими словами — придет в негодность и будет нуждаться в замене. То же самое относится и к другим расходным материалам, вплоть до тормозных колодок.
Переходим на моточасы?ПОДОБНОЕ положение вещей раньше было не характерно для легковых автомобилей. Иное дело какая-нибудь сельскохозяйственная или боевая техника, которая в процессе эксплуатации передвигается не так уж много и не слишком быстро.
Пробег хлебоуборочных комбайнов и армейских танков никто никогда не учитывал -для определения выработанного ими ресурса пользовались так называемыми моточасами, то есть временем, которое в общей сложности работал двигатель. И сроки прохождения планового ТО определяются у них не пройденным километражем, а количеством моточасов.
Как видно из нашего эксперимента, при нынешней загруженности городских улиц подобная практика может оказаться полезной не только для специализированной техники, но и для обычных легковых машин. Возможно со временем это учтут и автопроизводители. Ну а мы, не дожидаясь, пока на автомобиле станут штатно устанавливать счетчики наработанных моточасов, пожалуй по своей инициативе сократим межсервисный интервал нашего «Форда». Для начала хотя бы на 5000 км., а дальше посмотрим…У некоторых автомобилей в том числе и у Тойот есть счетчик моточасов. Вещь плевая в общем-то, но почему-то редкаяСмоделируем идеальные условия:— Если рассматривать эксплуатацию по трассе, то средняя скорость без пробок обычно должна быть не ниже 70 км/ч, а на практике где-то около 80 км/ч, тогда 15000 км : 70 км/час = 214 моточасов.— Если рассматривать эксплуатацию в городе, то средняя скорость без пробок обычно должна быть где-то 30 км/ч, т.е. получим 15000 : 30 = 500 моточасов.
Плюс на прогрев зимой, это еще 50 час.
Итого, в условиях без пробок 15000 км это:— в городе эквалентно ~550 моточасам;
— по трассе эквивалентно ~264 моточасам.
Клуб ТОЙОТА РАВ 4 форум
Масло и его ресурс
А вот теперь самое интересное – ВАМ никто не скажет у дилера, что определенные смазки нужно менять через определенное количество часов, даже если пробег у вас маленький, даже очень маленький.
ПОЧЕМУ? Да потому что теряются защитные свойства, то есть будет идти достаточно большой износ двигателя
Сейчас условно существует всего три типа:
- Это минералка. Кстати сейчас у нас в стране почти исчезла, ее стоит заменить максимум через 150 моточасов (МЧ). Она через такой пробег начинает еще и подгорать забивая ваш силовой агрегат
- Полусинтетика. Стоит поменять ее через 250МЧ
- Синтетика. Вот тут самый большой разбег, бывают дешевые варианты (API SJ/SL, Mb 229.3, Vw 502, Bmw LL98) – замена 250МЧ. Есть более продвинутые (улучшенные кряковые) составы (API SM/SN, Mb 229.5, Vw 502.00/505.00, Bmw LL-01) – здесь замена 300МЧ. Лучшие очищенные составы (ПАО допуски, Mb 229.5 Vw 502/505/503.01 Bmw LL-01) – 350МЧ. Таким образом, в этом классе смазок разбег от 250 до 350 моточасов. Есть еще одни, но они очень дорогие это ЭСТЕРЫ, ценник выше обычной синтетики в 3 — 4 раза, ее просто не выгодно лить.
Проверка генератора на стенде КИ-8927-ГОСНИТИ
Выключите включатель «массы». Подключите прибор стенда (см. рис. 3). Включите включатель «массы», пустите дизель, установите максимальную частоту вращения коленчатого вала и выключите включатель «массы». После запуска дизеля стендом поднимите электроды реостата.
Рис. 3. Схема проверки регулятора напряжения и генератора на стенде КИ-8927: 1 – генератор; 2 – реле-регулятор; 3 – вольтметр стенда; 4 – реостат стенда; 5 – аккумуляторная батарея; 6 – амперметр стенда
Включите стенд в режим проверки электрооборудования и задайте генератору нагрузку; при этом ток нагрузки генератора должен быть 32 А. Допускаемое значение напряжения должно быть не менее 13,2 В в положении «Лето» переключателя посезонной регулировки напряжения (ППР) и не менее 14,0 В в положении «Зима».
Если при исправном реле-регуляторе напряжение нагрузки менее допускаемого значения, а также при наличии повышенного шума или стука, генератор следует снять и направить в мастерскую.
Как рассчитать моточасы?
Кстати на многих дорогих немецких иномарках (например Mercedes, BMW и другие), есть специальный счетчик, который их считает. И затем он вам просто светит — что нужно ехать на замену масла, после он обнуляется и вы катаетесь до следующего ТО. То есть здесь, как бы нет точного интервала, КАК Я СЧИТАЮ ЭТО ОЧЕНЬ ПРАВИЛЬНО.
НА немецких машинах зачастую стоят турбины, масло изнашивается еще быстрее потому как проходит через некоторые узлы турбонагнетателя, отводя от него тепло и смазывая, именно по этому, здесь МОТОЧАСЫ будут уменьшены! Даже «топовую» синтетику зачастую рекомендуют менять через 300МЧ
Способ первый
Однако на других современных автомобилях таких счетчиков нет! Но есть расчет средней скорости. И вот здесь включая логику можно вывести интервал.
Делается очень легко и просто, можно даже составить небольшую формулу.
P=S*M (где P – пробег, S – средняя скорость автомобиля с бортового компьютера, M — моточасы).
В идеале после замены масла, нам нужно обнулить счетчик средней скорости и проехать хотя бы 2000 км., на малых пробегах это просто будет не актуально. Тогда у вас накопится достаточно данных, чтобы все посчитать.
НА моем автомобиле это 29,5км/ч, лью я синтетический состав рассчитанный на 350МЧ. Таким образом 350*29,5=10325км. Вот вам реальный срок замены, НО НИКАК НЕ 15000км.
Конечно если у вас основная работа за городом, мотаетесь по межгороду, то и средняя скорость у вас будет выше. Например, у моего друга она 50 км/ч, льет также синтетику. Вот вам и 300*50км/ч = 15000км.
Однако жители больших мегаполисов, таких как Москва или Питер, где в пробках вы можете стоять по несколько часов, этот показатель может быть всего 18 – 20 км/ч, тогда 300*18=5400км.
Способ второй
Еще один вариант замены, это по расходу топлива. В идеальном случае в смешанном цикле мой авто будет потреблять 8л на 100км. Если подсчитать, сколько он потратит на 15000 – 1200 литров, именно тогда я должен заменить масло! 1200 – запоминаем эту цифру.
Однако с зимними прогревами, в пробках расход гораздо больше, он у меня 10,6л. В итоге за 15000, расход получается – 1590л, что на 390л больше!!! Если вывести формулу и подсчитать сколько нужно пробега до достижения 1200л, то примерно получается 11320км.
Все мы привыкли к стандартным формам измерения, будь то километры в час или амперы в час. Но вот пилоты малокубалатурной техники радеют за совсем другие показатели — моточасы. Думаю, не все знают, что это такое.
— Ой да ладно, сколько часов мотоцикл проработал столько тебе и моточасов! — скажет кто-то.
Признаюсь, бытовало такое мнение и у меня, мол сколько минут протарахтел двигатель, разделили на 60 и получили количество часов — воуля. Но нет. Понятное дело, что чем новее модель техники, тем больше вероятность установленного датчика, который тикает и считает моточасы. Однако это никаким образом не мешает любителям искать сравнения и эквиваленты, мол моточасы это сколько километров или сколько литров проженного бензина, сколько раз нужно метнуться в ближайший поселок за солью, чтобы моточасы закончились?
Начнем с простого, определять моточасы в километрах бесполезно, потому что измерение в привычных единицах километрах или милях, это банальный пробег. Отсюда первое открытие, пробег и моточасы это совсем разные показатели. Больше скажу, на моточасах завязаны не только мотоциклетные двигатели, но и многие другие малокубалатурные агрегаты хозяйственного назначения. А как же техника, которая мало двигается, которая изнашивает свой ресурс, а пробега прибавляет с гулькин нос? Как вы собрались мерить в километрах моторесурс например сварочника или компрессора? Это что, сколько мы их по гаражу накатаем, столько моточасов и пройдет? Тем более, ресурс двигателя измерять пройденным расстоянием совсем однобокий подход, даже если я все время езжу в поисках счастья, кто сказал, что двигатель работает всегда на одинаковых оборотах?
Моточасы завязаны на соотношении времени и мощности. Моточас протикает за час работы двигателя на максимальных его возможностях, так как износ в этом случае будет самым ощутимым. А если вы не насилуете двигатель, вам хватает умеренных оборотов, то моточас пройдет за больший отрезок времени.
Еще раз, моточас это коэффициент износа за час работы у верхней границы выдаваемой мощности, если хотите — количество оборотов двигателя и частота вращений, чем они больше, тем скорее моточас подходит к концу. При спокойной работе ресурс тоже тратится, но не так быстро, поэтому до нужного коэффициента в один моточас можно проездить дольше на меньших оборотах, чем на повышенных. Отсюда такая частая морока с расходниками на мотоциклах кроссового типа.
Вот с количеством израсходованного топлива, в теории можно подсчитать очень и очень относительно. Потому как чем агрессивнее езда, тем больше расход бензина, а это отдаленно на пару десятков световых лет можно соотнести к моточасам.
Для чего эту нужно?
Все банально. Ресурс вырабатывается, а значит нужно морально готовиться к замене расходников. Чем больше часов отмерено, тем ближе день Х, когда придется делать неизбежное ТО, менять масла и многое другое. Это очень логичный подход, потому что именно характер эксплуатации нашего мотоцикла покажет, как скоро придется бежать в магазин и раскошелиться на новые масла и расходники. После проведения всех необходимых работ, часы обновляются и можно отсчитывать заново.
Для каждого двигателя эти показатели индивидуальны, в мануалах к использованию техники обязательно указывается, через какое количество моточасов необходимо делать замены.
Что такое моточасы на тракторе и другой технике: контроль ресурса работоспособности
Что такое моточасы на тракторе и другой технике
Лингвисты не пришли к единому мнению в вопросе о том, как правильно писать слово «моточасы» — с дефисом посредине между двумя корнями или слитно. «Словарь сокращений русского языка», а также «Орфографический словарь» указывают, что слово «моточас» пишется слитно. Но и написание через дефис не считается ошибкой.
В любом механизме имеются соприкасающиеся детали, которые во время работы трутся друг о друга и постепенно изнашиваются. Чем интенсивней режим работы, тем существенней износ рабочих поверхностей. При эксплуатации техники обслуживающий персонал интересует такой важный показатель, как оставшийся ресурс работоспособности. Единицей измерения принято считать «моточас». Эта величина характеризует длительность работы механизма под нагрузкой.
Это не просто время работы механизма, это учёт времени функционирования в определённых условиях. Астрономическое время корректируется на величину конкретных коэффициентов, которые являются результатом определённых режимных измерений. Существуют приборы, снимающие с механизма почти всю нужную информацию, обсчитывающие её и в реальном времени предоставляющие результаты механику.
Моточас – это единица измерения длительности работы двигателя, учитывающая количественные характеристики всех факторов. Для двигателя внутреннего сгорания основной измеряемой величиной являются обороты коленчатого вала – их количество или скорость вращения. Моточас либо меньше, либо больше астрономического часа.
Точного определения понятия «моточас» не существует. На практике его иногда подменяют обычным понятием времени, что необходимо в экономических расчётах, например, для установления сроков техобслуживания.
Как посчитать моточасы
В практической деятельности автомехаников часто приходится подсчитывать моточасы для составления графиков эксплуатации и техобслуживания. Проблема это не простая. Единого, всеми принятого алгоритма подсчёта не существует. Разные способы дают разные результаты. Но как первичная оценка они всё равно полезны.
Известно, что с увеличением скорости вращения коленвала, увеличивается трение в соприкасающихся парах, и растёт износ металла. При переменных оборотах получение объективного результата значительно усложняется.
Расчёты могут быть полностью ручные, выполненные по записям снятых с приборов показаний. И автоматические, выполняемые специализированными устройствами. Эти приборы используются разных типов – механические, электромеханические, электронные, программируемые. В основе расчёта лежат обороты двигателя, снятые автоматическим тахометром. В формуле учитываются общий и часовой расход топлива, реальная скорость и другие параметры работы.
За 1 моточас принимают 1 час работы машины, развивающей номинальную мощность. Моточас приравнен к астрономическому часу работы в номинальных условиях. На холостом ходу значение моточаса выше, при увеличенной нагрузке ниже. Эти показатели используются при определении сроков замены расходников и проведения техобслуживания.
Контроль моточасов в автомобиле ФОТО: drivertip.ru
Как моточасы перевести в часы
Для пересчёта моточасов в общепринятые единицы измерения времени, за точку отсчёта обычно принимают номинальный режим. С повышением мощности и, соответственно, оборотов коленвала, количество моточасов в одном астрономическом часе увеличивают на треть (умеренный режим) и на две трети (интенсивный режим). Этот метод даёт приблизительную, но практически полезную оценку загрузки механизма и его износа.
Многофункциональный датчик контроля ресурсов ФОТО: drivertip.ru
Моточас: сколько это километров
Ресурс двигателя более правильно считать в моточасах, чем в километрах. Но у практиков чаще используются всем единицы расстояния. К ним и привязывают все графики техобслуживания. На практике используют специальную усреднённую таблицу, предполагающую, что 1 моточас для колёсных тракторов составляет 10 км, для гусеничных – 5 км. При этом, более точные расчёты требуют учёта и оценки других показателей условий эксплуатации.
Как перевести моточасы в километры
Поскольку технари не имеют строгой однозначной формулировки понятия «моточас», то эти идеологические разногласия регулируются обязательными для исполнения документами. Согласно Приказу ГТК РФ от 2.10.1996г. №609 «О введении в действие годовых норм расхода моторесурсов (пробега) автотранспорта», вводится понятие среднего показателя для одного часа работы машины, приводимой в действие от мотора, не оснащённого счётчиком моточасов. Он будет равняться следующему пробегу: для автомобилей – 25 км; для колёсных тракторов – 10 км; для гусеничных тракторов – 5 км. Если езда происходит в тяжёлых условиях (движение на высоких оборотах, в пробках и пр.), количество моточасов растёт, а пробег не поспевает за их отсчётом. Рекомендации по проведению техобслуживания, указанные в километрах (например, 15-20000 км) надо сокращать. Данные пожелания автопроизводителя больше соответствуют идеальным условиям эксплуатации.
Практические способы подсчёта моточасов ФОТО: youtube.com
Моточас и машиночас: в чём разница
Моточасы определяют время функционирования двигателя, за которое коленвал выполнил некоторое число оборотов в зависимости от степени нагрузки. Это техническая характеристика эксплуатации. Машиночас – единица рабочего времени оборудования, используемая при подсчётах затрат на производство определённого продукта. Это уже коммерческая характеристика. Понятие машиночас используется при организации автоперевозок (для расчёта зарплаты сотрудникам) или в сельском хозяйстве (когда вычисления указывают затраченное время на выполненные работы по обработке почвы, посеву и пр.). Анализ ситуации позволяет сделать выводы о сроках окупаемости вложений, эффективности и целесообразности использования той или иной техники, рентабельности производства и т. д.
Как рассчитать моточасы?
Методы расчета моточасов для дизеля могут быть различными – начиная от простого подсчета в уме, с дальнейшим записыванием показателей работы двигателя, заканчивая установкой специальных механических или электрических счетчиков.
Естественно, второй вариант более приемлем – такой метод подсчета значительно точнее и удобнее. С помощью показателей счетчика Вы можете более точно контролировать степень износа главных рабочих узлов дизельного двигателя. Данные об этой технической характеристике подробно указаны в инструкции по эксплуатации.
Зачем нужно считать моточасы
Выяснив как считать моточасы на тракторе, теперь можно переходить к вопросу, зачем эти подсчёты нужны. В первую очередь, ответ на этот вопрос кроется в особенностях самого процесса проведения подсчетов – он строится на количестве оборотов двигателя в минуту. Учитывая, что каждое подвижное механическое сочленение имеет свой обозначенный производителем запас прочности – можно заранее рассчитать время планового технического обслуживания двигателя. При этом зная, как работает счетчик моточасов на тракторе, несложно сделать это точно, опираясь на реальный износ коленвала, поршневой системы и других узлов силовой установки.
Знание реальных рабочих характеристик двигателя можно легко перевести моточасы в километры на тракторе в каждом отдельном случае. Существует специальная усредненная таблица, которая предполагает, что 1 м/ч для колесных тракторов составляет 10 километров, для гусеничных – 5 километров. Но для точного подсчета следует учесть множество факторов, начиная от скорости движения и заканчивая нагрузкой на двигатель. Кроме этого, конструкция датчика позволяет намотать моточасы, превратив любые подсчеты в бесполезное занятие. Хотя сегодня – это достаточно редкое явление, так как решение «накрутить» счетчик больше относится к «советскому времени». В то время моточас был одним из индикаторов продолжительности работы, а сегодня – средство экономии, контроля расхода топлива и работоспособности силового агрегата.
Сколько моточасов в одном часе?
Вычислить средний показатель моточасов относительно реального времени можно по одной простой нематематической формуле, которую должен знать каждый владелец трактора. Перевести моточасы в часы можно по такому алгоритму:
- Во время работы на холостых оборотах количество моточасов двигателя равно 1 астрономическому часу (то есть 60 минутам).
- В режиме работы при умеренных нагрузках количество оборотов вала увеличивается примерно на треть, 1 моточас становится равен примерно 40 минутам реального времени.
- При работе в условиях повышенных нагрузок обороты двигателя увеличиваются примерно на 2/3. В таких условиях один моточас равен примерно 20 минутам.
Особенности подсчета моточаса
Что такое моточасы на тракторе – достаточно просто представить, если понять, как происходит фиксация данного параметра. В момент запуска двигателя включается также механический или электронный счетчик, который начинает фиксировать и запоминать частоту вращения вала при помощи специального индикатора. Этот прибор для определения моточасов тракторов позволяет установить продолжительность его работы за любой период времени. Но в то же время утверждение, что 1 моточас трактора равен одному часу реального времени работы – ошибочно.
Расчет строится исходя из количества оборотов в минуту. Следовательно, он может отличаться в несколько раз при нагрузке и на холостом ходу. Получается, если посчитать моточасы – можно узнать приблизительную степень изношенности подвижных механических узлов силового агрегата. Формула их подсчета достаточно проста и строится исходя из количества оборотов:
- холостой ход позволяет приравнивать один моточас к часу реального времени;
- обычная нагрузка «ускоряет» моточас приблизительно на треть – 1Мч составляет приблизительно 40 минут;
- интенсивная нагрузка приводит к «ускорению» износа на две трети.
Такая схема позволяет приблизительно уточнить, чему равен моточас на тракторе в зависимости от степени интенсивности его использования.
Моточас и машиночас: в чем разница?
Как мы уже выяснили, моточасы – это время полезной работы двигателя, во время которого коленвал произвел некоторое количество оборотов (зависимо от нагрузки). Машиночас – это более широкое понятие, которое включает в себя не только время полезной работы двигателя, но и разнообразные перерывы, перебазировку техники, техобслуживание и т. д.
Данное понятие более применимо для налаженных производственных процессов, для регулирования уровня оплаты. Подсчитывают машиночасы, умножая моточасы на специальный переводной коэффициент.
Регламент ТО-1
Любой номерной вид технического обслуживания начинают с проверки машины, как при ежесменном контроле.
- очистка трактора от грязи;
- проверка уровня масла в топливном насосе;
- проверка натяжения ремня вентилятора;
- контроль состояния шин;
- тестирование работы тормозной системы и рулевого управления;
- слив отстоя из фильтра грубой очистки;
- смазка всех подшипников.
При каждом втором ТО-1, после каждых 120 часов работы, измеряют уровень масла в поддоне воздухоочистителя дизеля. Также на этом этапе необходимо очищать ротор масляного фильтра и смазывать подшипники шарниров карданных валов ведущего моста.