Нормы и правила перевозки сыпучих грузов разными видами транспорта


Сыпучие грузы используются преимущественно в двух отраслях – строительстве и сельском хозяйстве. В большинстве случаев необходима оперативная доставка до места его применения, поэтому используются все доступные способы: доставка по воде, доставка грузов автомобильным транспортом и через ж/д пути. Перевозка сыпучих грузов не может совершаться на различном транспорте, но сама процедура должна выполняться по определенным правилам, которые прямо прописаны в существующих нормативных актах.

Что такое сыпучие грузы

К сыпучим грузам относятся вещества, транспортируемые без тары, либо в мешках большой вместимости. В свою очередь, сыпучие материалы разделяют на навальные и насыпные. К первому типу относят зерновые и не зерновые сельскохозяйственные грузы. К типу насыпных грузов относят остальные сыпучие промышленные материалы, например уголь, песок, щебень.


На фото перевозка щебня тонарами

Грузооборот сыпучих веществ выполняется с помощью автомобильного, морского и авиатранспорта. Автоперевозки в приоритете для большинства, так как можно доставить материалы даже в отдаленные уголки страны и мира. И это несмотря на высокую стоимость услуг.

При транспортировке необходимо учитывать физические, химические и биологические параметры перевозимых веществ, чтобы избежать прения, возгорания или изменения структуры.

Пристального внимания требует агрегатное состояние. Некоторые виды металлической руды при определенных условиях разжижаются или, наоборот, становятся еще тверже. Такие грузы транспортируют в специальных закрытых контейнерах.

Преимущества сотрудничества с LT Logistic

Транспортная компания LT Logistic быстро и безопасно переправит сыпучий груз по РФ и за границу. Мы осуществляем грузоперевозки разнообразной продукции много лет и знаем все нюансы, которые могут возникнуть на любом этапе доставки. Весь товар перевозится в соответствии со всеми правилами и нормами. Поэтому можете быть уверенными в том, что материал прибудет целым и невредимым в обозначенные сроки.

Сотрудничество с нами имеет ряд неоспоримых преимуществ:

  • высококачественный сервис;
  • большой выбор транспорта;
  • безопасное перемещение особых товаров;
  • круглосуточная доставка 24/7/364;
  • оперативная доставка в любой уголок мира;
  • доступные цены.

Заказать комплексную услугу грузоперевозки сыпучих товаров или отдельную опцию, а также узнать стоимость, можно, позвонив по номеру телефона, указанному на сайте или отправив запрос через форму обратной связи.

Основные условия

Регламент на перевозку сыпучих грузов осуществляет 26 раздел «Правил перевозок грузов навалом» в редакции 2007 года. В помощь разделу идет Постановление правительства № 272 15. 04. 2011 года, в котором указаны лишь основные требования к трафику сыпучей клади металлического характера (не с/х грузы):

  • насыпают материалы только с помощью специальной техники. Обязательно учитывать, что погрузка осуществляется с высоты не менее метра над днищем кузова ТС;
  • водитель ТС не должен находиться в кабине авто при погрузке. В свою очередь, работник экскаватора не должен поднимать и передвигать ковш техники над кабиной грузовика;
  • кузов с перевозимым материалом накрывается тентом, чтобы избежать попадания частиц груза на дорожное покрытие и не спровоцировать ДТП;
  • уровень загрузки не выше верхнего края бортов. То есть « с горкой» насыпать запрещено во избежание возникновения опасных ситуаций во время пути;
  • грузоотправитель обязан огородить проезжую часть для безопасного проезда самосвалов, предоставить откатчики на случай наклона места погрузки, распылять воду для прибивания пыли в месте погрузки;
  • последовательность процесса погрузки обе стороны оговаривают между собой и фиксируют в договоре отдельным пунктом;
  • компания — получатель обязана очистить кузов тягача после полной разгрузки;
  • обязателен контроль объема загруженного вещества. Его взвешивают как при погрузке, так и при выгрузке, чтобы определить потери (усушка, утечка, кража) ;
  • груз не проходит весовой контроль, если не несет коммерческой прибыли, например вывоз снега, строительного мусора.

Расчёт количества ТС и иные подготовительные мероприятия


Оптимальную технологию выбирают с учётом объёма и параметров груза, дальности и других особенностей маршрута. Автотранспорт универсален и подходит для работы в карьерах и на строительных площадках. Его используют для перевозки между цехами промышленных предприятий и в международных рейсах.

В большом ассортименте моделей несложно выбрать вариант с подходящей грузоподъёмностью, размерами кузова. Расчёт выполняют исходя из необходимого графика поставок. Сложнее всего выполнять доставку груза нескольким получателям с частичной разгрузкой.

Стоит уточнить требования местных органов самоуправления, касающихся маршрута перевозки. Часто исполнитель сталкивается с дополнительными ограничения (неожиданными, как правило) работая не в своём регионе. В самом плохом из вариантов можно получить запрет на использование определенного ТС на заданном маршруте, например из-за превышения максимальной массы.

Железная дорога удобнее и выгоднее на больших расстояниях. Она выполняет свои функции бесперебойно в сложных погодных условиях. Соблюдение типового расписания позволяет точно планировать хозяйственную и коммерческую деятельность.

На следующем этапе определяют исполнителя заказа. Удобно, если перевозчик обладает крупным парком с разнообразной техникой. В этом случае проще выбирать автомобиль, точно соответствующий определённому заданию. Допустимо заключение одноразовых договоров. Однако выгоднее долгосрочное сотрудничество. Такие отношения подразумевают не только демократичную ценовую политику. Исполнители могут предлагать отсрочку платежей, иные финансовые и организационные выгоды.

Стандартные правила перевозки сыпучих грузов самосвалами подразумевают обязанность отправителя создать благоприятные условия в месте заполнения кузова. Необходимо установить разметку проездов, обозначить потенциально опасную зону, предотвратить доступ посторонних лиц.

Погрузочные работы выполняют по действующим нормативам с устойчивой установкой экскаватора и другой техники на площадке. Обязательно контролируют предельные ветровые нагрузки. Операции не производят в условиях, которые способны повредить груз.

Транспорт для сыпучих грузов

Для транспортировки насыпных и навальных материалов абы какой автотранспорт не подходит. Для каждой поездки подбирается определенный тип авто.

ТС должно способствовать процессу погрузки — разгрузки сыпучих веществ и соответствовать типу груза:

  1. Самосвалы. Грузовики с типом кузова прицеп или полуприцеп с гидравлической системой для разгрузки и минимум одним откидным бортом. При перевозке самосвалами необходимо обратить внимание на надежность крепления тента и плотность прилегания к перевозимому веществу.
  2. Контейнеровозы. Тягач с платформой, на которую помещается контейнер. Этот вид востребован для длительных поездок. Для этого типа обязателен контроль герметичности швов, чтобы не допустить утечки груза.
  3. Цистерны. Используются для провоза жидких веществ, иногда в них транспортируют сыпучие грузы. Важна герметичность и сохранение климатических условий внутри цистерны.

Правила перевозки дизельного топлива в автоцистернах.

Правила перевозки сыпучих материалов

При выборе автотранспорта для перемещения рассыпчатого вещества всегда учитывайте его физические, химические свойства, объем и размер. Любые материалы, взаимодействующие с влагой, необходимо перевозить в кузове, накрытом тентом. Обязательное накрывание тентом касается грузов, доставка которых предполагает маршрут через населенные пункты. Когда выбираете, в чем перевозить сыпучие материалы, соразмеряйте массу груза и грузоподъемность машины. Отправитель и получатель груза должны обеспечить удобный проезд техники для погрузки/разгрузки и автомобилей-транспортировщиков.

Правила транспортировки

Помимо общих условий из 26 го раздела «Правил перевозки грузов насыпом», стоит дополнительно отметить некоторые особенности, главная из которых — отсутствие упаковки. Поэтому провоз грузов насыпом представляет опасность для других участников движения и дорожного полотна возможным попаданием частиц:

  • грузовместимость транспорта, которая должна быть не менее 6 тонн для пищевых грузов, а для остальных — не менее 12 тонн;
  • оперативная разработка логистами компании — перевозчика пути следования в соответствии с требованиями;
  • равномерное размещение перевозимого вещества по кузову, не превышая уровень бортов, а также сохраняя допустимую высоту;
  • знание и соблюдение водителем ТС скоростного режима установленного ПДД.

Транспортировка насыпных и навальных материалов без соответствующей документации не допускается. Для спокойной поездки у водителя ТС должны быть под рукой следующие документы:

  • товарно — транспортная накладная;
  • договор на перемещение сыпучих грузов. Требуется при транспортировке специальной организацией;
  • письменные подтверждения с мест погрузки и разгрузки.

Отличительная черта трафика сыпучих веществ — запрет на объявление ценности перевозимого материала. Эта особенность отражена в Постановлении № 272 15. 04. 2011 года. Вместо этого теперь достаточно опломбирования ТС.

Знак перевозка опасных грузов.

Правила перевозки сыпучих материалов не все добросовестно соблюдают. Поэтому в статье 12. 21 КоАП прописаны штрафы за несоблюдение правил:

НарушениеВзыскание
Отсутствие осмотра груза перед отправкойВодитель ТС — 500 рублей, должностное лицо 2 — 5 тысяч руб. , компания — до 300 тысяч рублей.
Создание опасной ситуацииВодитель 5000 — 10000 руб. , должностное лицо 20 — 25 тысяч рублей, юр лицо 300 — 400 тысяч рублей.
Несоблюдение правил ПДДВодитель ТС — 500 рублей, должностное лицо 2 — 5 тысяч руб. , компания — до 300 тысяч рублей.

Порядок работы

1.
Составление маршрута и расчет стоимости. Согласование. Подготовка документов.

2.

Подготовка документов. Выставление счета.

3.

Забор груза, взвешивание, упаковка.

4.

Отправка груза до пункта назначения.

5.

Получение груза, передача закрывающих документов.

Преимущества :

  • Большой автомобильный ряд: самосвалы, камазы, грузовики и др.
  • Возможность мониторинга за грузом, благодаря современным средствам GPS и ГЛОНАСС. По запросу ваш менеджер сообщит вам о местонахождении грузоперевозчика, а также состояние груза.
  • Возможность страхования товара — наши клиенты самостоятельно определяют необходимость в заключении соответствующего договора, а мы предложим наиболее выгодный вариант, чтобы вы не понесли лишних расходов.

Водители компании регулярно проходят медицинское освидетельствование перед каждым выездом. Мы строго соблюдаем установленные нормативы безопасности, в точности придерживаемся их.

Потери при перевозке

За качество перевозимого груза, своевременную доставку, целостность и весовые потери отвечает перевозчик.

А произойти подобные неприятности могут из-за:

  • нарушения герметичности кузова, контейнера или цистерны. Результат — просыпанная часть груза;
  • эрозии ветром — часть объема выдувается;
  • неверно выбранной тары для перевозимого материала;
  • резкого маневра на дороге для предотвращения ДТП;
  • хищения части груза.

Помимо этого не стоит забывать и о естественных причинах изменения объема и веса, например высыхание груза, дозревание во время перевозки.

Регламентирует уровень вины перевозчика статья 796 Федерального закона № 14 ГК РФ.

Характеристика транспортируемых грузов

1.6 ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАНСПОРТИРУЕМЫХ ГРУЗОВ

Насыпные грузы. Насыпные грузы характеризуются та­кими свойствами, как крупность, плотность, подвижность, коэффициент внешнего трения, абразивность, слёживаемость, липкость, смерзаемость. Характеристика некоторых свойств насыпных грузов приведена в таблице 1.9.

Гранулометрический состав характеризуется количе­ственным распределением кусков груза по их крупности. Его определяют ситовым анализом, при котором регламентиро­ванный объём груза (пробы) просеивают последовательно через набор сит с калиброванными отверстиями различных размеров (номеров).

Если кусок в трёх измерениях имеет размеры аг, а2, а3, то усреднённый расчётный размер:

Свойства насыпных грузов

Таблица 1.9
Наименование

груза

Насыпная плот­ность р, т/и° Г руппа абра­зивно­сти Угол естест­венного от­коса груза в покое, ср° Коэффициент внешнего трения
по

резине

ПО

стали

Антрацит рядовой 0,8…1,0 С 45 0,61 0,84
Аммофос 0,9…1,1 С 33…42 0,55 0,45
Апатит сухой 1,6…1,7 Д 30…40 0,6…0,7 0,5…0,6
Гипс мелкокусковой 1,2…1,4 В 40 0,7…0,8 0,6…0,7
Глина кусковая, сухая 1,6…1,8 В 40 0,8…1,0 0,7…0,9
Глинозём 0,9… 1,0 35 0,4…0,5 0,4…0,5
Гравий сухой 1,5…1,8 В 30…45 0,7…1,0 0,6… 1,0
Земля:
грунтовая, сухая 1,1…1,6 С 30…40 0,8…1,0 0,7…0,9
формовочная 0,8…1,3 С 40…45 0,4…0,6 0,4…0,7
Зола сухая 0,4… 0,9 Д 45…50 0,6… 0,9 0,6…0,8
Зерно сухое 0,7…0,8 А 22 0,4… 0,6 0,3…0,5
Известняк 1,4…1,7 В 36…40 0,6…1,0 0,5…1
Камень мелко- и среднекусковой 1,3…1,5 Д 37…40 0,6…0,8 0,5…0,8
Карбид кальция 1,2…1,6 В 45…50 0,4… 0,6 0,3…0,5
Кокс рядовой 0,4…0,5 Д 30 0,5…0,6 0,4…0,5
Картофель (клубни) 0,6…0,8 А 28 0,5…0,7 0,4…0,6
Мука ржаная 0,5…0,7 А 55 0,8…0,9 0,4…0,6
Опилки древесные 0,16…0,3 А 40 0,5… 0,9 0,3…0,8
Песок сухой 1,4…1,6 С 35…40 0,4…0,6 0,7…0,8
Руда крупностью:
0… 120 мм 2,0…2,4 Д 30…35 0,7…0,8 0,6…0,7
0…350 мм 2,8…3,6 Д 45 0,8…0,9 0,7…0,8
Соль каменная 0,8…1.8 С 30…50 0,6…0,7 0,5…0,6
Суперфосфат 1,0 С 45 0,58 0,55
Торф фрезерный 0,3… 0,5 В 32…45 0,5…0,7 0,4…0,6
Уголь каменный 0,6… 0,9В 30…45 0,5…0,7 0,3…0,8
Цемент сухой 1,0…1,5 С 30…40 0,6…0,7 0,3…0,6
Шлак 0,6…0,9 Д 35…40 0,4… 0,6 0,4… 0,7
Щебень сухой 1,5…1,8 Д 35…45 0,5… 0,7 0,4… 0,6

В зависимости от соотношения отдельных фракций раз­личают рядовой и сортированный груз. Если атах и атin — размеры наибольшего и наименьшего кусков, то для рядово­го груза атах/атin > 2,5, для сортированного — атах/аmin < 2,5.

Насыпные грузы характеризуются размером а’ типично­го куска — для сортированных грузов за размер типичного куска принимают а’= 0,5(атах + атin). Для рядовых грузов размер а’ определяют в зависимости от отношения массы т0 груза наибольших кусков к массе т всей пробы (с = т0/т). При с > ОД, а’ = атах; при с < 0,1, а’=0,8атах.

Классификация насыпных грузов по крупности представ­лена в таблице 1.10.

Плотность — отношение массы груза к занимаемому объёму. Различают плотность свободно насыпанного р и динамически уплотнённого ру груза. Уплотняемость груза характеризует коэффициент уплотнения ку = ру /р; для боль­шинства насыпных грузов к = 1,1…1,3.

По плотности насыпные грузы классифицируются на лёг­кие — при плотности менее р < 0,6 т/м3; средние — 0,6 < р < 1,1 т/м3; тяжёлые — 1,2 < р < 2,0 т/м3; весьма тя­жёлые — более р > 2,0 т/м3. Плотность насыпных грузов приведена в таблице 1.9.

Таблица 1.10

Классификация насыпных грузов по крупности

Наименование

груза

Размер типичных кусков, мм Примеры

грузов

Особо крупнокусковой Свыше 320 Камни при добыче взрывом
Крупнокусковой 160…320 Руда
Среднекусковой 60…160 Каменный уголь
Мелкокусковой 10…60 Щебень
Крупнозернистый 2…10 Г равий мелкий
Мелкозернистый 0,5…2 Песок крупный
Порошкообразный 0,05…0,5 Песок мелкий
Пылевидный Менее 0.05 Цемент

Коэффициент внешнего трения f

характеризует сопро­тивление перемещению насыпных грузов относительно по­верхностей твёрдых тел, вызываемое силой трения. Разли­чают коэффициент трения в состоянии покоя
f
и при отно­сительном движении груза
f
Их соотношение можно при­нимать
f
≈(0,7…0,9)
f
. Значение коэффициентов внешнего трения в состоянии покоя по резине и стали приведены в таблице 1.9.

Подвижность насыпных грузов определяется углом ес­тественного откоса в покое, т.е. углом наклона образующей свободно насыпанного груза к горизонтальной плоскости ф. По подвижности частиц насыпные грузы делятся на: хорошо сыпучие, угол естественного откоса которых ф< 30…350; сред­ней сыпучести 35° < ф < 40…450; плохо сыпучие ф > 45°. Для хорошо сыпучих грузов угол естественного откоса равен углу внутреннего трения, а tgф = fв ; fв — коэффициент внутрен­него трения.

Если груз насыпается при падении с некоторой высо­ты, угол естественного откоса окажется уже углом есте­ственного откоса в движении ф∂,

он меньше угла ф, так как потенциальная энергия падающего груза трансформи­руется в кинетическую энергию дополнительного движе­ния груза. Угол ф

определяют при высоте падения около 1 м. На основании экспериментальных исследований счи­тают ф
∂ =
0,7 ф..

Влажность насыпного груза wв, %, — отношение массы содержащейся в грузе воды к массе сухого груза и определя­ют высушиванием взятой пробы массой m1, до постоянной массы т2 после просушивания m2= (т1 — т2)100/т2.

Абразивность — свойство частиц насыпного груза исти­рать (изнашивать) соприкасающиеся с ними во время дви­жения рабочие поверхности желобов, лент, шарниров цепи и других подобных деталей машин. Степень абразивности гру­за зависит от твёрдости, формы и размеров составляющих его частиц. Значительной абразивностью обладает зола, руда, кокс, цемент. По степени абразивности и вредному воздействию на элементы конвейеров насыпные грузы можно раз­делить на четыре группы: А — неабразивные; В — малоабра­зивные; С — средней и Д — высокой абразивности.

При выборе средств транспортирования абразивных гру­зов надо принимать меры против ускоренного изнашивания частей машины. Это достигается как соответствующим вы­бором типа машины (с минимальным трением частиц груза по рабочему элементу машины), так и подбором материалов или защитных футеровок для деталей машины и устройством надёжных уплотнений для подшипников и шарниров, не по­зволяющих абразивным частицам попадать на поверхности трения.

Острокромочностъ свойственна для большинства сред­не- и крупнокусковых грузов, особенно добываемых взрыв­ным способом. Такие грузы не следует перемещать на грузо- несущих элементах машины с недостаточно прочной поверх­ностью, например, на обрезиненных лентах.

Липкостью называется свойство прилипать к соприкаса­ющимся поверхностям. Ею обладают, в основном, влажные и мокрые грузы — бетоны, растворы и др. При транспорти­ровании необходимо обеспечить их принудительную разгрузку и очистку грузонесущих элементов конвейера.

Хрупкость характеризует свойство частиц грузов разру­шаться в процессе транспортирования и перегрузок, такие грузы следует транспортировать особо осторожно, не допус­кая падения с высоты.

Слёживаемостъю, т. е. способностью терять подвижность частиц при длительном хранении, обладают многие насып­ные грузы — цемент, известь, глина и др. Слёживаемость увеличивается при давлении, влажности и тряске. Длитель­ное хранение слёживающихся грузов нецелесообразно.

Смерзаемостъю обладают преимущественно влажные гру­зы или грузы, хранящиеся во влажной среде при отрица­тельной температуре окружающей среды. Транспортировать их при отрицательных температурах следует по утеплённым трассам.

Взрывоопасность — свойство взрывчатых веществ (по­роха и т.п.), а также грузов (крахмала, муки, опилок дре­весных, зерна, угля и т.д.), выделяющих пыль, способную взрываться, и грузов (селитры, бертолетовой соли), образую­щих взрывчатые смеси с другими материалами. При проек­тировании машин эти свойства должны обязательно учиты­ваться по специальным техническим условиям.

Штучные грузы. Штучные грузы характеризуются раз­мерами, формой и массой одной штуки, коэффициентом тре­ния о поверхность и особыми свойствами. Различают непос­редственно штучные и тарные грузы. Тарные грузы — на­сыпные или штучные грузы, помещённые в тару (ящики, бочки, мешки и др.). Основные размеры тары стандартизи­рованы и приводятся в соответствующих стандартах.

Штучные грузы с массой до 15 кг называют лёгкими (Л), от 15 до 50 кг — средними (С), от 50 до 200 кг — тяжёлы­ми (Т), свыше 200 кг — весьма тяжёлыми (ВТ).

Коэффициенты внешнего трения некоторых штучных грузов приведены в таблице 1.11.

Таблица 1.11
Коэффициенты трения штучных грузов

Наименование

груза

Коэффициент трения,f
по стали по дереву вдоль волокон по резине
покоя движения покоя движения покоя движе­

ния

Отливки 0,57…0,65 0,47…0,55 0,65 0,25…0,5 0,8 0,75
Тара металли­ческая 0,25… 0,3 5 0,2… 0,3 0,6 0,5…0,6 0,61 0,54
Ящики дере­вянные 0,55…0,68 0,49…0,53 0,4…0,6 0,25… 0,48 0,66 0,61
Мешки 0,58…0,63 0,49…0,54 0,6…0,8 0,27… 0,49 0,61 0,61
Строительные

материалы

0,53…0,61 0,41… 0,48 0,4…0,5 0,5 0,7 0,7

Морские перевозки грузов

Сегодня как никогда востребованы морские перевозки зерна в контейнерах с применением вкладыша «Европак». Морские контейнерные перевозки являются наиболее эффективным способом транспортировки грузов в международной практике. Использование универсальных контейнеров позволяет сделать доставку на дальние расстояния удобной, безопасной и экономичной. С появлением вкладышей возможности использования контейнерных перевозок значительно расширились, поскольку производители смогли отправлять в контейнерах не только фасованные грузы, но и насыпные.

Песок

Песок представляет собой рыхлую породу, состоящую из различных минералов. Бывает глинистым, крупнозернистым и пылевидным и является наилучшим строительным материалом. Подразделяется на несколько видов:

  • Речной песок является природным материалом, добываемым с речного дна. Характеризуется наивысшей степенью очистки, поэтому он не нуждается в дополнительных способах обработки. Он не имеет включений глины, и является идеальным стройматериалом. Различают крупный вид речного песка, средний и мелкий. Хорошо использовать как посадочный грунт и для ландшафтного дизайна.
  • По определению морской песок – это совокупность мельчайших частиц твердых минералов, добываемых с морского дна.
  • Про карьерный песок можно сказать, что он добывается в оврагах или карьерах.
  • Эти сыпучие грузы состоят из частиц глины, камней и пыли. Применяются при производстве бетона и колодезных колец.

Выполнение работ, связанных с использованием сыпучих грузов, требует особой осторожности и соблюдения техники безопасности. Законодательно регламентированы правила перевозки такой продукции.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]