Карьерный самосвал Iveco T-Way: этот грузовик хочет, чтобы с ним обращались плохо

Четыре ведущих оси для 60 тонн полной массы

Даниил Минаев, фото автора

Самосвал IVECO-AMT 753910-10 с колёсной формулой 8х8, согласно спецификации производителя, подходит для перевозки любых насыпных и навалочных грузов, включая скальные породы, по всем видам дорог и местности… Основная специализация «ИВЕКО-АМТ» – строительный и добывающий сектор, тем и объясняется столь великое многообразие.

В этот раз в полузаброшенном подмосковном карьере тестируем, не побоюсь сказать, один из флагманских образцов продукции российско-итальянского машиностроительного предприятия из Миасса. Грузоподъёмность самосвала – 40 тонн при полной массе в 60 т, четыре ведущие оси, 22 кубометра полезного объёма надстройки, 500-сильный мотор. Есть к чему присмотреться.

Вводные воспоминания

Никто не будет спорить, что эта машина совсем не для асфальтовой истории. Но даже на относительно ровной грунтовой площадке процесс посадки в кабину напоминает штурм. В общем, очень высоко, но при этом всего три ступеньки, включая нижнюю подвесную, а до привычных поручней далеко как до луны, поэтому хватаюсь за всё, что твёрдое и закреплённое. Но нам ли роптать! Тем более в предвкушении покорённой стихии.

Прежде чем оживут контрольные приборы и заработает на холостых оборотах мощный дизель, уже предаюсь воспоминаниям. После перипетии смены учредителей и обретения самостоятельности предприятия «ИВЕКО-АМТ» в уже далёком 2009-м году серьёзно модернизированная, но давно устаревшая кабина IVECO Turbostar для грузовика бескапотной компоновки осталась и применяется по сей день, внешне всё более отдаляясь от оригинала, но неся в себе тот самый каркас на автомобилях серии «Урал-М» производства соседнего «Автозавода УРАЛ».

А в то же самое время по другую сторону забора на ООО «ИВЕКО-АМТ» наладили производство новой серии кабин от европейских «Траккеров» по полному циклу со сваркой, катафорезным грунтованием и окраской.

После очередного глубокого рестайлинга итальянские грузовики с прошлого года получили приставки HI-LAND или HI-WAY в зависимости от назначения техники. Продукция под маркой IVECO-АМТ российского производства в этой классификации не участвует, поскольку это полностью самостоятельная конструкция хоть и строится на итальянской агрегатной базе, но с собственной рамой, оригинальной ходовой частью и мостами.

Обзор основных характеристик самосвалов Iveco Trakker

Iveco Trakker самосвалы монтируются моторами Iveco Cursor, снабженные турбокомпрессорными приспособлениями, которые имеют заменяемые геометрические свойства. Этот надежный и высокомощный мотор позволяет достаточно не часто проводить работы по техническому обслуживанию, обеспечивает увеличенные параметры вращающегося действия, имеет усовершенствования, снижающие уровень расхода горючего.

На грузовых самосвальных агрегатах, созданных автокомпанией Iveco, могут находиться моторы, объем которых равны восьми или тринадцати литрам, а мощностные возможности составляют триста-пятьсот лошадиных сил, благодаря чему у них возрастают показатели мощности и экономности. Обычный комплект самосвалов Ивеко состоит из новейшей автоматизированной трансмиссии Euro Tronic, управление которой осуществляется располагающимся на контрольной плоскости переключательным тумблером трехрежимного типа, а переключение скоростных передач производится на тумбе руля.

Грузовой рабочий транспорт Ивеко, снабжен колесными шасси с технической постановкой шесть на четыре и восемь на четыре, имеет сзади тормозной механизм на дисковой или барабанной основе, спереди — дисковую тормозную систему, а на все колесные приспособления полноприводных моделей монтируется барабанный способ торможения. Одним из преимуществ самосвалов Iveco 6*6 можно назвать наличие достаточно надежного и высокопрочного рамного каркаса. Площадочное шасси данного транспорта создаются из качественных высоколегированных стальных компонентов, толщина которых составляет от семи до десяти миллиметров.

Самосвал Iveco Trakker представлен созданным по высоким стандартам, тяжелым, надежным и экологичным рабочим транспортом, на котором можно по любым дорогам транспортировать различные грузы. Самосвалы Trakker разрешено применять в любых условиях климата, и эти грузовые автомобили подходят для наиболее безопасной, производительной, комфортной транспортировки разных грузов по любому асфальтовому или грунтовому дорожному покрытию. Множество вариантов и модификаций грузовиков Iveco Trakker, снабженных наилучшими показателями характеристик, позволяют использовать данную спецтехнику с целью транспортировки различных стройматериалов и сыпучих грузов в самосвалах, открытых автоприцепах со скатом, на плоских платформах.

Ностальгия в кабине

Самосвал с буквами IVECO на передней облицовке даже спустя годы смотрится по-итальянски стильно. Интерьер с нотками изящества, но дорестайлинговый. Уральские машины получат прошлогоднюю обновку чуть позже европейских.

Но придираться не следует, всё функционально и местами даже по-своему красиво.

С немецкими автомобилями итальянские точно невозможно перепутать. В архитектуре панели управления отчётливо виден задел на широкое универсальное применение: многие клавиши на «торпеде» и приливе консоли приборов так и остались в самосвале заглушками. При проработке спецификации на самосвальное шасси 8х8 установили короткую двухместную кабину «AD».

В короткой «дневной кабине» на задней стенке предусмотрены крючки для одежды, пара держателей для бутылок и регулировка микроклиматом

Прокатимся

По аналогии с театром, который, как известно, начинается с вешалки, знакомство с этим самосвалом у меня началось с карьера. Так получилось, что прежде, чем удалось побеседовать с его конструкторами и взглянуть в спецификацию, я оказался за рулём машины. И вот что мне пришло на ум.

После мирного и тихого «развода» уральского предприятия «ИВЕКО АМТ» с «Группой ГАЗ» в 2009 году серьёзно модернизированная старая кабина IVECO Turbostar для грузовика бескапотной компоновки осталась на автомобилях серии УРАЛ-М, а по другую сторону забора наладили производство новой серии кабин от европейских «Траккеров» по полному циклу со сваркой, катафорезным грунтованием и окраской.

Такой самосвал с названием IVECO на передней облицовке и шильдиком «Trakker» на дверях кабины смотрится стильно и современно. Интерьер по-итальянски с нотками изящества, но всё же в виду того, что модель не самая новая, местами кажется простоватым, зато ничего не скрипит, и отдельно отмечу отличную шумоизоляцию – двигатель практически не слышно.

При проработке спецификации для этого наследника «Магирусов» на самосвальное шасси 6х6 установили короткую двухместную кабину «AD», но позаботились об откидном спальном месте. В архитектуре панели управления отчётливо виден задел на широкое универсальное применение: многие клавиши на передней панели самосвала так и остались заглушками. Несколько смутило расположение рукоятки подъёма кузова – справа под рукой, сразу за рычагом КП: по ошибке его можно перепутать с краном стояночного тормоза, будьте внимательны, «настоящий ручник» почти там же, но спереди от рычага!

Поскольку пару кругов на незабалластированном автомобиле по заснеженному песчаному карьеру вряд ли раскроют истинные возможности трёхосного полноприводного самосвала, вновь остановлюсь на эргономике. Клавиши и ручки все под рукой, лишь немного необычно пристроились «двереоткрывалки», зато порадовало обилие электроприводов стёкол и зеркал. Механическая 16-ступенчатая КП с делителем имеет не самый распространённый на сегодня алгоритм управления. Флажок на рычаге отвечает за «половинки», а переключение рядов осуществляется «пощёчиной». Мне не очень нравится такая схема, думаю, как и многим другим, иначе не стать бы ей сейчас исчезающим видом. Однако у новенького самосвала всё работало неплохо, а неизбежные на стадии знакомства и привыкания просчёты в выборе передач легко компенсировали тяговитые главные пары ведущих мостов и эластичный 13-литровый двигатель IVECO F3B (он же Cursor 13).

Теперь пройдёмся по другому оборудованию. Здесь в бортовой компьютер интегрирован счётчик моточасов двигателя, причём с защитой от взлома, и установлен тахограф в штатной комплектации.

Среди камней, глины и цветов

Втиснув свою спину в мощные объятия боковой поддержки водительского кресла, устраиваюсь за рулём. Вполне удобно, поехали!

Кнопку управления АКП на пульте с надписью Allison в положение «D», и здоровяк-самосвал плавно разгребает глиняную кашу – ночью прошёл ливень, серьёзно осложнив задачу перемещения по технологическим дорогам карьера. Коллеги на самосвале с колёсной формулой 8х4 откровенно буксуют на малейшем подъёме, а я невозмутимо ползу среди камней, глины и пышно разросшейся летней растительности. Первый круг – пристрелка. Отмечаю, что у нашего IVECO-AMT 753910-10 8х8 очень даже не по-грузовому острый руль – всего 3,5 оборота от упора до упора, плюс ко всему вкупе с цепкой педалью тормоза – это «drivers car»! Так и просится сюда «баранка» несколько меньшего диаметра для быстрого перехвата, но это не положено по требованиям безопасности. Согласно Правилам ЕЭК ООН, рулевое управление обязано сохранять работоспособность и возможность движения при отказе усилителя, в таком случае потребуется довольно крупное рулевое колесо, так как «самосвальщики» хоть и крепкие ребята, но не все из них тяжелоатлеты.

Богатый арсенал блокировок позволит не спасовать перед бездорожьем

Геометрия передних подвесок приятно удивила относительно малым радиусом поворота для такого гиганта, длиной более 9 метров. Причём использование блокировок не сильно сказалось на манёвренности самосвала. Даже если радиуса не хватает, я могу себе позволить сунуть передок в раскисшую жижу, и выполнить поворот в два захода – 8х8 рулит!

На втором круге предстояло спуститься с крутого уклона, проходящего в насыпи, высотой около 2 метров. Подъезжаю к краю, замираю, осматриваюсь. Плавно перевесившись, качусь вниз, чуть осаживая автомобиль горным тормозом. В конце спуска небольшая площадка, где притаившись за кучами грунта меня ждёт экскаватор на гусеничном ходу.

Экскаватор статичен, и чтобы получить свою порцию грунтового балласта, придётся мне подстраиваться под него. Пару челночных «тёрок» назад-вперёд и ювелирно вписываю 22-кубовое «корыто» ему под ковш. Дело сделано, теперь надо только забраться вверх. Манёвр проходит без осложнений, оставив на память углублённую водянистую колею, старательно разрытую шашечками зубастых шин. Вспоминаю выдержку из заводского описания: «Предназначен для перевозки любых насыпных и навалочных грузов, включая скальные породы, по всем видам дорог и местности». Всё верно…

На работе в карьере вполне хватало 3 ступеней, поскольку трасса изобиловала спусками, подъёмами и поворотами. А вот при прохождении грязевых ям, где открывался 100-метровый прямой промежуток, можно было подняться до V передачи. Проверка замедления на порожней машине со скорости 60–65 км/ч напомнила выражение: встал как вкопанный.

Выписки из спецификации

Крутящий момент в 2300 Н·м с 13-литрового двигателя IVECO F3B (он же Cursor 13) с настройкой мощности в 500 л.с. позволяют вытягивать забалластированную машину по уклонам карьера играючи. Напомним основные конструктивные вехи этого силового агрегата. Рядная «шестёрка» с турбонаддувом, турбина изменяемой геометрии VGT. У двигателя 4 клапана на цилиндр и насос-форсунки в системе питания. Кроме 500-сильной версии агрегат поставляют с мощностью 410 или 450 «кобыл».

АКП – широко распространённый гидромеханический автомат Allison 4500. Эта серия коробок передач американского производителя предназначена специально для тяжёлой техники и может иметь 6 (модель 4500) или 7 (модель 4700) ступеней, переваривая мощность до 597 кВт и крутящий момент до 2644 Н.м. Вес агрегата немалый – до 555 кг. Эти КП могут быть совмещены с дополнительными опциями (ретардер, механизм отбора мощности), что позволяет ещё расширить спектр использования. Раздаточная коробка нашего самосвала марки ZF VG2000/396 – двухскоростная, с блокируемым дифференциалом.

Для работы в сложных условиях применена рама с толщиной лонжеронов 10 мм (!) и высотой 309 мм. Планетарные ведущие мосты KESSLER, грузоподъёмностью 20 тонн оснащены блокировками межосевых и межколёсных дифференциалов. Передние мосты этого же производителя – усиленные, грузоподъёмностью 10,5 тонн, без блокировки межколёсного дифференциала. Передние подвески на параболических рессорах с усиленными телескопическими амортизаторами. У первого моста имеется стабилизатор поперечной устойчивости. Задние оси покоятся на балансирной подвеске с V-образными реактивными тягами. На третьей и четвёртой осях есть стабилизаторы поперечной устойчивости. Колёсная база – 4964 мм, расстояние между передними осями 1875 мм, а между осями задней тележки 1490 мм. Передний и задний свесы, соответственно, 1440 и 960 мм.

Рулевое управление само собой с гидроусилителем и с интересным дополнением в виде резервного насоса.

Двухконтурная пневматическая тормозная система с антиблокировочной системой и электронноуправляемой системой перераспределения тормозных усилий. За необходимое и достаточное количество воздуха под давлением отвечает двухцилиндровый воздушный компрессор рабочим объёмом 630 cм3.


Техническая характеристика самосвала IVECO-AMT 753910-10 8х8
Допустимая полная масса, кг60 000
Полная масса в составе автопоезда, кг130 000
Допустимая нагрузка на по осям, кг10 000/ 10 000/ 20 000/ 20 000
Грузоподъёмность, кг40 000
Двигатель:IVECO Cursor 13 F3BE3681B, турбодизель I-6
рабочий объём, cм312 882
мощность, л.с. (кВт)500 (368) при 2100 мин-1
крутящий момент, Н·м2300 при 1000–1600 мин-1
Коробка передач:Allison 4500, автоматическая, гидромеханическая, 6-ступенчатая
Передаточные числа КПI – 4,70, II – 2,21, III – 1,53, IV – 1,0, V – 0,76, VI – 0,67, з.х. – 5,55
Передаточное отношение главной пары7,95
Раздаточная коробкаZF VG 2000/396, механическая, трёхвальная, 2-ступенчатая с цилиндрическим блокируемым межосевым дифференциалом
Передаточные числа РКВысш. – 0,86, низш. –1,536
Тормозная системаПневматическая, двухконтурная (раздельно для передних осей и осей тележки), тормозные механизмы колес 1 и 2 осей – дисковые, 3 и 4 осей – барабанного типа, ABS+EBL, ASR
Вместимость топливного бака, л400
Размер шинПередние – 14.00 R20, задние – 12.00R24
Подвеска спередиЗависимая, на параболических листовых рессорах с гидравлическими амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости
Подвеска сзадиЗависимая балансирная, на параболических листовых рессорах с реактивными тягами и стабилизатор поперечной устойчивости на 3 и 4 мосту

В сухом остатке

Как и все итальянские машины, самосвал выделяет броская внешность, изящный интерьер и технологичность. У IVECO-AMT 653900 6х6 интересен не только экстерьер, но и конструктив. Российское гражданство (позволяющее предложить адекватный ценник) и немецкие корни внедорожных самосвальных традиций «Магируса» (позволяющие предположить достаточные запасы прочности и надёжности) – серьёзный вызов конкурентам…

Техническая характеристика самосвала IVECO-AMT 653900 (6х6)

ПараметрЗначение
Допустимая полная масса, кг41 000
Допустимая нагрузка на 1- / 2- / 3-ю оси10 000/16 000/16 000
Грузоподъёмность, кг25 000
Минимальный дорожный просвет, мм370
Объём кузова, м316,0
Двигатель:
  • тип
  • рабочий объем, л
  • мощность, л.с.
  • крутящий момент, Н∙м
IVECO F3B (он же Cursor 13), Дизельный, 6 цилиндров в ряд, Euro 4 12,9 420 при 2100 мин-1 1900 при 1000–1600 мин-1
Коробка передач:
  • тип
  • количество ступеней вперёд/ назад
  • передаточное число главной передачи
ZF 16S2220 TO Механическая 16/ 2 5,73
СцеплениеСухое, однодисковое
Тормозная системаПневматическая с АВС
Вместимость топливного бака, л455
Размер шин12.00R24 (КАМА)
ПодвескаРессорная, со стабилизаторами поперечной устойчивости спереди и сзади
Колёсная база, мм3500+1390

Кузов

Самосвальная надстройка собственного производства ООО «ИВЕКО-АМТ» геометрической вместимостью 22 кубометра с переменной внутренней шириной. Для подъёма кузова используется гидрооборудование Hyva ALPHA. Толщина бортов, изготовленных из стали HARDOX HB 400, составляет 5 мм, толщина днища из HARDOX HB 450 – 8 мм. Кузов оснащён усиленной системой обогрева. Передний борт самосвальной платформы с защитным козырьком и креплением запасного колеса. Механизм подъёма запасного колеса модернизирован: применены ролики с подшипниками закрытого типа. Изготовление самосвальных кузовов и других надстроек ведётся на ООО «ИВЕКО-АМТ» с 2006 года по полному циклу, включая разработку конструкции, сварку и окраску.

Согласно техзаданию, расчётный ресурс всего транспортного средства составит не менее 1 000 000 км, гарантийное сопровождение обеспечивается до пробега 200 000 км, плановое техническое обслуживание необходимо проводить через каждые 40 000 км или 800 моточасов.

Наша справка:

ООО «ИВЕКО-АМТ» (ранее именуемое ООО «Ивеко-Уралаз», Челябинская область, г. Миасс) – российское предприятие, с 1994 года ведущее производство грузовых автомобилей по лицензии компании IVECO. Производственный комплекс «ИВЕКО-АМТ» рассчитан на выпуск 3500 автомобилей по полному циклу, включая разработку конструкторской документации. Основной моделью является автомобиль Trakker, на базе которого создано более 400 модификаций спецтехники. С 2011 года на предприятии изготовляют магистральные тягачи Stralis, с 2012 года – автомобили средней гаммы Eurocargo. Все автомобили выпускаются с учётом требований заказчиков, в вариантах с дизельными или газовыми двигателями, работающими на метане.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]