Автомобиль представительского класса ЗИЛ-4102 (16 фото)

ЗИЛ-4102

В середине 80-х в Советском Союзе задул ветер перемен. Новый генеральный секретарь Михаил Горбачев повел страну новым курсом перестройки, ускорения и демократизации. Кроме всего прочего, с фигурой первого и последнего президента СССР связана и история советского представительского автомобиля нового поколения, который разрабатывался в 80-е годы, но так и не пошел в серию. Созданием этой машины занимались специалисты завода имени Лихачева, первый прототип был готов к 1988 году. Автомобиль получил обозначение ЗИЛ-4102.

По сравнению с тяжеловесными представителями линейки ЗИЛ-4104, новый лимузин был легче, компактнее, демократичнее. На базе автомобиля ЗИЛ-4102 планировали создать целое семейство представительских и специальных машин. Но не сбылось… Изделие зиловских конструкторов не понравилось генеральному секретарю, поэтому автомобиль в серию так и не попал. Увы, иногда результат многолетнего и кропотливого труда целого коллектива зависит от прихоти или самодурства одного человека, наделенного верховной властью.

Всего было изготовлено два прототипа нового автомобиля, заводчане дали им названия в честь генсека-реформатора и его первой леди. Причем сделали это в максимально фамильярной манере: лимузины получили имена «Мишка» и «Райка». Черный «Мишка» (№ 001) утрачен много лет назад, от него осталась только «морда» с бампером, радиаторной решеткой и фарами. Единственным сохранившимся образцом этого правительственного седана является светло-коричневая «Райка» (№ 002). Говорят, что она сегодня находится в одной из частных коллекций. В целом же, проект создания лимузина для последнего советского генсека можно назвать одной из самых малоизвестных страниц истории отечественного автопрома.

Все, что осталось от “Мишки” – автомобиля ЗИЛ-4102 №1

За счёт уменьшения массы разгон с места до 100 км/ч стал чуть быстрее – 10,5 секунд.

0
Источник:

Расход топлива на 100 километров составлял 18 литров при скорости 90 км/ч и 21 литр при 120 км/ч, что сравнительно немного для таких больших авто.

0

Источник:

В салоне ЗИЛ-4102 отсутствовали откидные сидения (страпонтены) для охраны. Охранник может ехать только спереди. В ЗИЛ-4102 вся роскошь была предоставлена в распоряжение четырёх персон, включая водителя. Раздельные задние сидения регулировались с помощью электроприводов, на потолке располагалась панель управления освещением и кондиционером, а на полу были откидные упоры для ног пассажиров.

0

Источник:

Передние кресла по-прежнему разделял широченный центральный тоннель. В результате все четверо сидели как бы по углам огромного салона. Интерьер был отделан светлым велюром, кремовой кожей и вставками из натурального дерева.

Дизайн и устройство салона автомобиля ЗИЛ-4102

ЗИЛ-4102 – это четырехдверный седан, с передним расположением двигателя и ведущими задними колесами. Хотя, автомобиль получился на 500 кг легче, чем ЗИЛ-41041, его размеры все равно были весьма внушительны: длина на полметра превосходила серийную «Волгу». Также можно добавить, что облик ЗИЛ-4102 сильно отличался от представительских машин, выпущенных на заводе им. Лихачева ранее.

Главными особенностями конструкции автомобиля является несущий кузов и отсутствие рамы, что привело к появлению высокого уровня вибраций. Конструкторы долго не могли решить эту проблему, но, в конце концов, добились победы, снизив колебания до приемлемых 25-28 Гц. Для уменьшения шума двигатель и кпп закрывались специальными кожухами.

Под капотом ЗИЛ-4102

Все детали кузова ЗИЛ-4102 изготавливались и подгонялись вручную, на каждую из них наносилось 10-15 слоев краски с непременной сушкой и полировкой каждого слоя. В конструкции ЗИЛ-4102 были широко использованы композитные материалы, что можно назвать новинкой для отечественного автопрома. Из стеклопластика изготавливались дно и панели крыши, бампера, капот и крышка багажника. Подобное решение позволило уменьшить общую массу автомобиля.

Заднее и лобовое стекло крепились при помощи специального клея, аналогичным образом устанавливалась и панель крыши.

Салон автомобиля был рассчитан на четырех человек, включая водителя и охранника, чье место находилось спереди. Откидные сидения для охраны, как на предыдущих машинах ЗИЛа, отсутствовали. Задние сидения были раздельными, их можно было регулировать с помощью электроприводов. От передних сидений они отделялись массивной напольной перегородкой с убирающимися упорами для ног.

Сзади на потолке салона находилась панель управления кондиционером и освещением. В состав же системы кондиционирования входили две независимые климатические установки.

Верхняя часть салона отделывалась велюром и кожей светлых тонов, нижняя – была покрыта темным ковролином.

Шильдик от ЗИЛ-4102

К услугам пассажиров были все мультимедийные системы, существовавшие на момент выпуска автомобиля. В салоне находились:

  • цифровой тюнер;
  • кассетный проигрыватель;
  • аудиосистема, состоящая из десяти динамиков.

Кроме того, ЗиЛ-4102 был оснащен бортовым компьютером с синтезатором голоса, который специально заказывали в Германии.

Лимузин имел трехслойные атермальные стекла, которые опускались и поднимались с помощью электрических подъемников.

Автомобиль был оборудован бортовым компьютером с синтезатором речи.

0
Источник:

Как и на предыдущих моделях, для обеспечения надежности часть агрегатов и электрических систем автомобиля была продублирована: два аккумулятора, два бензонасоса, резервная система зажигания и тормозов.

0

Источник:

ЗИЛ-4102 был заложен как проект в 1982 году, хотя окончательно концепция сформулировалась только в 1985-ом. Тогда подготовили подробное техническое задание на две модификации – 4101 (лимузин) и 4102 (седан), разница в длине которых составляла 46 сантиметров. И это был первый проект легкового ЗИЛа, который мог поступить в продажу. Пусть в не очень свободную – но всё же. Ведь под линейку 4101/4102 планировалось полностью переоборудовать производство, закупить новые станки и оснастку и делать машины не единицами в год, а сотнями или даже тысячами.

0

Источник:

Новый легковой ЗИЛ должен был обрасти большим количеством модификаций и распределяться в соответствии с номенклатурным статусом потребителя – от простых версий для региональной партэлиты, до тяжёлого бронированного лимузина.

0

Источник:

В 1988 году шестой цех ЗИЛа изготовил два опытных образца автомобиля ЗИЛ-4102. Седан показали делегатам XIX партийной конференции. Первый и последний президент Советского Союза Михаил Сергеевич Горбачёв не одобрил перспективный прототип, требующий огромных затрат для внедрения в производство.

0

Источник:

Почему же Горбачёву решили показать седан? По всей видимости, сыграл роль «ветер перестроечных перемен», ещё слабенький, но всё-таки осязаемый. ЗИЛовцы надеялись, что представление более скромного автомобиля ляжет в канву горбачёвской борьбы с бесплатной номенклатурной роскошью. Но не учли, что Михаил Сергеевич – живой человек и не всегда думает так, как говорит и делает. Его просто не впечатлил седан, лишённый имперской монументальности. И работы по автомобилю ЗИЛ-4102 были медленно свёрнуты. До наших дней уцелела только коричнево-серая «Райка» с порядковым номером шасси 002, а другой ЗиЛ-4102 чёрного цвета (шасси номер 001) утилизировали в середине 90-х годов прошлого века — от него сохранилось лишь «морда» с фарами, облицовкой радиатора и бампером. В период существования СССР на ЗИЛе сформировался уникальный коллектив конструкторов представительских автомобилей, была создана своя школа, однако, тяжёлое положение на заводе в начале 1990-х не позволило продолжить разработки легковых автомобилей.

Как создавался лимузин для последнего советского генсека

В середине 80-х годов основным лимузином для советской партноменклатуры был ЗИЛ-4104 и его модификации – ЗИЛ-41045 и ЗИЛ-41047. Это был действительно монументальный автомобиль – настоящий символ советской империи, максимально строгий и официальный. В момент своего принятия в эксплуатацию ЗИЛ-4104 был самым длинным серийным автомобилем в мире. Он не только возил верхушку страны, на базе этого лимузина было создано большое количество специальных модификаций, включая машину для охраны, вип-скорую помощь, автомобили спецсвязи. Однако уже в начале 80-х годов ЗИЛ-4104 начал постепенно устаревать.

В период создания автомобиля конструкторам пришлось создать множество макетов. Это один из них.

Бытует мнение, что указание на разработку ЗИЛ-4102 дал лично новый генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев, но это не совсем так. Конструкторы завода имени Лихачева приступили к реализации этого проекта еще в 1982 году. Новым автомобилем планировали заменить пятиместный седан ЗИЛ-41041. Параллельно шли работы над удлиненной модификацией машины с кузовом лимузин, но в этом случае дело не дошло даже до создания прототипа. Проектом создания автомобиля руководил Е. Д. Гусев – главный конструктор завода.

Выработка концепции новой машины шла тяжело. Для изучения – или копирования – был приобретен британский лимузин Rolls-Royce Silver Spirit, черты которого можно легко рассмотреть в облике ЗИЛ-4102. В то же время советский лимузин чем-то неуловимо похож на Volvo 760 и на американский Cadillac Fleetwood Limousine.

В ходе реализации проекта было изготовлено большое количество макетов, на которых не только отрабатывался дизайн будущего авто, но и совершенствовалась его аэродинамическая форма. Окончательная концепция дизайна автомобиля была сформирована только к 1985 году.

В итоге заказ на изготовление двух опытных автомобилей был передан в шестой цех предприятия, который и занимался изготовлением продукции для советских вип-персон.

Подвеска и тормоза

Впервые для легковых автомобилей ЗИЛ внедрили независимую подвеску всех колес. В качестве амортизирующих элементов использовались пружины с функцией гашения «клевков» при разгоне и торможении. При разработке подвесок использовался опыт ведущих автомобилестроительных концернов мира. Узлы подвесок собирались на отдельных подрамниках. Рулевой механизм с редуктором типа «винт и зубчатый сектор» оснащался гидроусилителем.

Заднюю подвеску оснастили косыми продольными рычагами и стабилизатором. Передняя подвеска не имела в конструкции шкворней и также оснащалась стабилизатором.

Тяжелый и динамичный автомобиль нуждался в производительной тормозной системе. Все тормозные механизмы на ЗИЛ-4102 дисковые. Из-за выросшего диаметра тормозных дисков машина получила новые 17-дюймовые колеса. В прежних 16-дюймовых колесах новые тормозные механизмы попросту не помещались. В гидравлическом приводе тормозов было три усилителя – один вакуумный и два гидровакуумных.

Новые решения в конструкции кузова

Машина ЗИЛ-4102 с кузовом седан вполне соответствовала пожеланиям генерального секретаря. Но сроки для постройки первого образца были очень сжатыми – на все работы отводилось не более 6 месяцев. Из-за сжатых сроков отработка дизайнерских и конструктивных решений велась на полноразмерном макете седана.

В итоге конструкторский коллектив во главе с Е. Д. Гусевым сумел создать автомобиль с совершенно нехарактерными для продукции ЗИЛ решениями. Для облегчения конструкции кузов ЗИЛ-4102 выполнили по несущей схеме. В конструкции ряда кузовных деталей применили композитные материалы, что позволило повысить жесткость кузова и дополнительно снизило вес. В итоге снаряженная масса машины составила 3,25 тонны. С учетом габаритных размеров машины показатель веса очень неплохой.

Дополнительную прочность кузову придавали вклеенные в проемы лобовое и заднее стекла. Для соединения некоторых частей кузова использовались клеевые соединения. Описание ЗИЛ-4102 будет не полным без упоминания о высоком качестве звукоизоляции кузова. Двигатель и трансмиссия были закрыты специальным кожухом, уменьшавшим шумность и препятствовавшим попаданию пыли на узлы и агрегаты. Наружные панели кузова, склонные к вибрации, обклеивались звукозащитными материалами и снабжались усилителями конструкции.

Первые и последние образцы

Первые два ходовых образца автомобиля собрали силами цеха №6 в мае 1988, уложившись в предписанные сроки. Одна из машин имела классический чёрный цвет, вторая была окрашена в металлик золотистого цвета. Некоторые элементы машины были заимствованными. Примером могут быть головные фары от прототипа «Вольво 850» (в тот момент и ЗИЛ вели активную совместную работу). Во внешнем оформлении автомобилей использовалось намного меньше хрома, чем в предыдущем ЗИЛ-41047. Проведенные ходовые испытания прототипов прошли в целом успешно, показав жизнеспособность автомобиля.

Однако машины не совсем удовлетворили основного заказчика – М. Горбачёва. В традиционной для себя манере он не дал четкой оценки проекту, поэтому завод продолжил работы над проектом. Среди работников завода за машинами закрепились прозвища «Мишка» и «Райка».

Плюсы и минусы

Плюсы машины

  • Вполне приятный внешний вид;
  • Высокий уровень безопасности;
  • Отличная устойчивость на дороге;
  • Мощный силовой агрегат;
  • Солидные динамические характеристики, как для такой массы автомобиля;
  • Качественная сборка;
  • Внутри много свободного пространства;
  • Большое багажное отделение;
  • Качественный салон;
  • Дорогостоящая отделка;
  • Высокий уровень комфорта;
  • «Климатическая установка»;
  • Гидравлический усилитель руля;
  • Различные регулировки рулевой колонки и сидений;
  • Хорошая шумоизоляция.

Минусы машины

  • Большие габариты;
  • Немалое потребление бензина;
  • Большая стоимость из-за мелкосерийного производства;
  • Качество применяемого пластика передней панели оставляет желать лучшего;
  • Неудобный трансмиссионный тоннель.

А за рулем у них Брежнев

Леонид Ильич был страстным автомобилистом, любил сам садиться за руль. Что совсем не радовало его охрану. Как пассажир генсек чаще всего ездил на переднем сиденье, рядом с водителем. Вся страна видела это в телевизионных репортажах.


Леонид Брежнев любил ездить рядом с водителем.

Леонид Брежнев любил ездить рядом с водителем.

ЗИЛ-4104 (ЗИЛ-115) и ЗИЛ-41051

В 1978 году был представлен еще один роскошный лимузин для самых важных советских политиков. Модель ZIL-4104 (ЗИЛ-115) была на практике модернизированной моделью 114, в которой использовалось то же шасси и большинство деталей из более старой модели. Машина была длиной 6,3 м и весила 3,3 тонны. Под капотом находится более мощный восьмицилиндровый двигатель мощностью 7,7 л и мощностью 315 л.с. От предшественника автомобиль отличался улучшенными ламинированными окнами и двумя топливными насосами. Подобно модели 114, оборудование включает в себя электрические стеклоподъемники, кондиционер и отопление, а также кассетный плеер. Немного лучшая автоматическая коробка передач также использовалась.Нужно помнить, что такие специфические наледи обычно невозможно отбить. При этом нанося удары, можно оторвать брызговик или подкрылок, а также оцарапать дверь авто или его порог. Следует удержаться и от попыток соскрести лед монтировкой или лопаткой.


Автомобиль ЗИЛ-115

В процессе производства был разработан бронированный вариант, получивший обозначение ЗИЛ-41051, но о его параметрах мало что известно, поскольку они были строго конфиденциальны. Было создано несколько прототипов, в том числе кабриолет и скорая помощь. Всего в 1978-1983 годах было выпущено 106 автомобилей всех версий.

ЗИЛ-41047 фото

Читайте далее:


Авто российских президентов выставлены на продажу


Советские полноприводные автомобили: от ГАЗА до Нивы


Porsche 911 GT1


Кучеряво живем: русские лимузины Aurus Senat разобрали на 2 года вперёд

Porsche 964

Arash AF10

Модификации ЗИЛ-41047

Модификации

ЗИЛ-41047Является базовой моделью с семью посадочными местами в кузове лимузин, база колес 3 880 миллиметров (1985-2000 год)
ЗИЛ-41041Выпускали с 1986-го по 2000 год. Модель сделана на платформе лимузина (41047) и является автомобилем сопровождения в 5-местном кузове седан с обрезанной базой до 3 300 миллиметров. Благодаря тому, что машина стала не такой длинной (5 750 миллиметров) и не такой тяжелой (до 3 160 килограмм), повысились ее динамические данные. Официально построение таких транспортных средств не завершилось, однако, в реальности они не производятся. В общей сложности произвели 26 моделей.
ЗИЛ-41042Вместе с проектированием лимузина, специалисты готовили к производству его санитарное исполнение – машину в кузове универсал с индексом 41042. Для выделения на фоне государственной колоны, подобные транспортные средства окрашивали в черную краску. Из-за этого их часто называли «Черным Доктором». Невзирая на распространенные мнения, оснащение данной модификации не подходило под условия реанимированного авто. ЗИЛ-41042 подходил для транспортировки влиятельных пациентов при необходимой госпитализации. Транспортное средство предусмотрено на экипаж из 3 врачей и одного больного, для которого предусмотрено лежачее место. Кузовную длину увеличили, а сверху медицинской части внутреннего убранства устанавливали надстройку. Кормовая дверь имела 2 отделения: то, которое располагалось вверху поднималась, а внизу – откидывалось. Масса универсала составляла 3.9 тонны. Кормовая дверь, расположенная слева, была искусственной, за ней находилась «запаска» и инструмент. Внутри советский универсал смогли отделать очень качественно, даже носилки изготавливали, применяя натуральную кожу. Выпущенные через время на «тележке» 41045 и 41047 медицинские универсалы обладали тем же индексом – ЗИЛ 41042. Построенные лимузины на «тележке» 41047 выделялись наличием монолитной кормовой двери, которая поднималась вверх. В общей сложности изготовили 4 санитарные машины.
ЗИЛ-41043Представляет машину специальной связи, которая выпускалась с 1980-1983 года на платформе универсала (41042). Такое исполнение обладало экранированной системой электрического оборудования и вмонтированной в крышу параболистической антенной правительственной связи.
ЗИЛ-41044 ФаэтонС наступлением 1981-го, предприятие имени Лихачева построило парадный фаэтон с индексом 41044, который имел складываемый в автоматическом порядке верх (продолжительность опускания и поднимания не превышала 20 секунд), и «прячущееся» в автоматическом порядке рамки боковых стекол. Отличия от штатной версии были следующими: авто получило пару дверей, правое кресло отсутствовало, а по центру внутреннего убранства устанавливали тумбу с поручнем. Вдобавок ко всему ЗИЛ-41044 Фаэтон оборудовали несколькими микрофонами, а также была радиостанция и антенны. В общей сложности выпустили 3 подобные «машинки».
ЗИЛ-41045Такая модификация изготавливалась с 1983-го года по 1985-й. После прихода следующего Генсекретаря центрального комитета коммунистической партии Советского Союза (1983 год), лимузин перенес косметический рестайлинг внешнего плана. Было принято решение демонтировать блестящие накладки с арок колес, а молдинг, который шел по порогу, поместили выше – на двери. Радиаторная решетка, вместе с фарами, была изменена, кормовые фонари получили немного другое исполнение.
ЗИЛ-41046Служил связным транспортным средством, производившимся на «тележке» ЗИЛ-4104. С внешней стороны такое исполнение ничем не выделялось от штатного. На версии 41046 стояла экранированная электрическая проводка и технология специальной связи «Кавказ».
ЗИЛ-41048Авто произвели в 1984-м в количестве одного экземпляра, которое отличалось своеобразным климат-контролем.
ЗИЛ-41049Представляет машину специальной связи на платформе 41047. В общей сложности произвели только 2 экземпляра.
ЗИЛ-4105 «Бронекапсула»Это бронированная версия машины имела 3 версии. Как описывалось выше, в качестве структуры взяли, так называемую, бронекапсулу. Уже сам кузов строили вокруг нее.
ЗИЛ-41072 «Скорпион»Представляет машину охраны специального назначения, построенную в 1989 г. Эту версию, оснастили широкими подножками, внешними и внутренними поручнями по бокам автомобиля и внутри него. Люк на крыше подходит для «непредвиденных обстоятельств». Советская модификация обладала конструкцией сиюминутного раскрывания кормового окна. Разработчики предусмотрели особенную планировку интерьера при помощи поворотных кресел. Всего выпустили 8 подобных машин.

Силовой агрегат и приводы

Силовой агрегат был намного более традиционной для машин ЗИЛ схемы. Для обеспечения заданных технических характеристик ЗИЛ-4102 оснастили мощным 315-сильным восьмицилиндровым мотором модели ЗИЛ-4104. Благодаря объему цилиндров около 8 литров он обладал достаточно высоким крутящим моментом (до 62 кгс/м). Для подачи топлива использовался четырехкамерный карбюратор К 259. Двигатель практически без изменений перешел с предыдущей модели. Основным отличием от мотора лимузина стала бесконтактная система зажигания.

Коробка передач — классический трехскоростной гидроавтомат модели 4105-01 — была идентична коробке ЗИЛ-41047. Благодаря мощному мотору динамические и технические характеристики ЗИЛ-4102 (фото ниже представляет общий вид силового агрегата) значительно повысились. В итоге они оказались выше, чем у лимузина предыдущего поколения.

Технические характеристики ЗИЛ-4102:

  • Максимальная скорость машины достигала 200 км/час.
  • Динамика разгона – 10,5 секунды до 100 км/час.
  • Расход топлива – в среднем 18 литров/100 км.

Поскольку автомобиль имел независимую заднюю подвеску, то для привода колес использовали ШРУС. Редуктор привода задних колес жестко крепился на подрамнике.

Представительский седан

В 1985 году в производственной программе завода появился новый лимузин ЗИЛ-41047. Появление новой машины практически совпало со сменой руководства страны – главой СССР стал М. Горбачёв. Машина базировалась на узлах своего предшественника модели 41045 и отличалась элементами отделки передней части, светотехникой и отсутствием форточек в передних дверях. Новое руководство страны положительно восприняло новую модель и использовало лимузин в течение некоторого времени.

Но ближе к концу 1986 года у М. Горбачёва возникло желание получить менее громоздкий представительский автомобиль. Спустя год это желание оформилось в техническое задание и поступило на ЗИЛ. Заказчиком машины стал кремлёвский ГОН. К этому времени конструкторы легкового подразделения ЗИЛ несколько лет вели работы над проектом нового лимузина, полностью отличавшегося от выпускаемых машин.

Проект обрел окончательные черты и предусматривал две версии машины – семиместный лимузин ЗИЛ-4101 с удлиненной базой и короткий пятиместный седан ЗИЛ-4102. Теоретически кузова машин могли иметь жесткий или мягкий верх.

Последние поездки вождей

И вот наступила эпоха, когда генсеки стали меняться чаще, чем правительственные автомобили. Осенью 1982-го Леонид Брежнев скончался, а его место занял Юрий Андропов. В 1983 году начали выпуск модернизированного ЗИЛ-41045. Он отличался от модели 4104 мелкими деталями — светотехникой, бамперами, хромом массивной решетки радиатора.


Генсек Константин Черненко около лимузина ЗИЛ-41045.

Генсек Константин Черненко около лимузина ЗИЛ-41045.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]