Нормы и правила перевозки сыпучих грузов разными видами транспорта

Сыпучие материалы широкого использования делятся на кусковые, пылевидные и гранулированные.

Самосвалы предназначены для перевозки сыпучих грузов

Такие грузы транспортируются в основном предприятиями горнорудной, металлургической, строительной и сельскохозяйственной отраслей. Первые три активно пользуются для этого самосвалами, а также спецтранспортом герметичного исполнения (цементовозы). В сельском хозяйстве преобладают герметичные (муковозы); используемые в этой отрасли пылевидные и гранулированные материалы (удобрения и другие химикаты) поставляются в герметичной упаковке (мешки, бочки, барабаны) и перевозятся любым транспортом.

Использование самосвальной автотехники для перевозки насыпью подобных грузов выгодно и удобно, особенно выгрузка из кузова. Однако в их использовании имеются обязательные правила и ограничения, направленные на предотвращение ущерба человеку и природе, на сохранение дорожного покрытия.

Эти правила различны при перевозке сыпучих грузов навалом по дорогам общего пользования всех уровней и по дорогам на территориях промышленных предприятий.

Основное


На практике для перемещения сыпучих грузов можно применять разные виды транспорта. Подробно рассмотрим автомобильные и железнодорожные перевозки. Морские – используют только на дальних дистанциях и там применяются особые правила. Авиационные стоят дорого, поэтому их применяют сравнительно редко.

Качественная перевозка сыпучих грузов должна в себя включать:

  • создание благоприятных условий для быстрой погрузки/ выгрузки;
  • обеспечение условий, предотвращающих потери в процессе перемещения;
  • предотвращение загрязнений окружающей среды;
  • выполнение ПДД при движении внутри промышленных объектов и на дорогах общего пользования;
  • оформление необходимой приёмо-сдаточной, сопроводительной и отчётной документации.

Квалифицированный перевозчик оптимизирует все важные этапы рабочих процессов, что позволяет ему оказывать услуги с применением демократичных расценок.

В любом случае следует учитывать особые характеристики отдельных грузов:

  • Зерно защищают от неблагоприятных внешних воздействий, которые провоцируют порчу.
  • Предотвращают увлажнение строительных материалов, чтобы не затруднить выполнение последующих технологических операций.
  • С особыми мерами предосторожности перемещают ядовитые, токсичные, иные опасные вещества.

Для этого соответствующим образом подбирают подходящие транспортные средства.


Для работы в карьерах применяют самосвалы. Для перевозки пищевых продуктов кузов закрывают тентом. Химические соединения в гранулах помещают в герметичные ёмкости. В отдельных случаях для передвижения по дорогам требуется оформлять разрешение, пользоваться сопровождением патрульного автомобиля ГИБДД.

Негабаритный груз — общая информация

В категорию негабаритных входят грузы любой нестандартной формы, если их габариты превышают допустимые техническими стандартами нормы. Перевозить подобные объекты невозможно в обычном контейнере, а также традиционным грузовым транспортом.

Кроме этого, в группу негабаритных входят предметы, размеры которых больше габаритов транспортного средства. В такой ситуации транспортировка опасна, поскольку увеличивается вероятность дорожно-транспортного происшествия. Такие объекты выделяют в отдельную категорию, для которой разработаны конкретные требования транспортировки

Главное условие безопасной транспортировки — процесс следует организовать так, чтобы все участники движения своевременно замечали транспорт и груз на нем, соответственно, принимали необходимые меры предосторожности

Крупногабаритные объекты принято делить на несколько категорий:

  • крупногабаритные — груз превышает размеры выбранного транспорта, это создает вероятность заторов и перекрытия трассы;
  • тяжеловесный — груз слишком тяжелый, его массе превышает лимит, установленный для конкретного вида транспорта.

Крупногабаритная продукция — допустимые габариты:

  • ширина — превышает 2,55 м;
  • длина — превышает 16 м;
  • высота — превышает 4 м.

Любой груз, габариты, а также масса которого не соответствует установленным рамкам, называется негабаритом. Перевозка подобных объектов стоит дороже в сравнении с транспортировкой другой продукции.

Как правило, в список негабаритных грузов входят: водный транспорт, крупная сельскохозяйственная техника, любые конструкции нестандартной формы, станки, оборудование для промышленных объектов. Железобетонные и бетонные изделия, а также любой груз, который не подлежит перевозке в закрытом виде.

Для транспортировки негабаритного груза нестандартной формы потребуется низкорамная платформа — после установки на нее груз становится ниже. Если груз слишком тяжелый, его устанавливают на дополнительно укрепленную платформу необходимой грузоподъемности с увеличенным количеством осей.

Перевозка железнодорожным транспортом

Для выполнения таких работ следует руководствоваться несколькими нормативными документами:

  1. Приказами Минтранса РФ № 294 и 281 от 19 сентября 2013 г. и 26 сентября 2016 г. соответственно;
  2. Отраслевым уставом, который оформлен в виде закона федерального уровня (ФЗ № 18).

В частности – 294-й приказ содержит полный перечень грузов, которые относят к «навалочным» и «насыпным». В нем есть несколько сотен позиций, поэтому для подробного изучения лучше пользоваться первоисточником.

Ниже отмечены важные детали, которые помогут организовать доставку по железной дороге с выполнением правил перевозки сыпучих грузов:

  • Допустимо применение открытого подвижного состава, если не нужна защита от неблагоприятных погодных воздействий.
  • Ответственные работники должны до загрузки проверить техническое состояние вагона. Они контролируют уплотнительные элементы, блокировку запорных устройств.
  • Исправность отмеченных выше узлов должна обеспечиваться в процессе транспортировки. Необходимо помнить о повышенных ударных нагрузках при проведении сортировочных операций.
  • Отдельные виды сельскохозяйственных культур разрешено перевозить только в закрытых контейнерах/вагонах.

Последнюю позицию следует изучить подробнее с учётом особенностей других грузов. Песок, например, засыпают по уровню бортов или ниже, закрывают тентом для предотвращения выдувания на большой скорости. Гипс необходимо защитить от влаги, чтобы не испортить материал. Щебень для укрепления железнодорожных насыпей перевозят без особых предосторожностей. Его не повредят атмосферные, механические и другие внешние воздействия.

Кто может ее осуществлять?

Транспортировка отходов производится на основании договора, заключенного между хозяйствующим субъектом-производителем мусора и предприятием или ИП, оказывающим такую услугу. Этот вид деятельности регулируется государством при помощи лицензирования.

Организация или ИП, занимающиеся транспортированием, обязаны иметь лицензию.

Наличие такого документа подтверждает, что его владелец:

  • работает официально;
  • соблюдает правила, установленные для этого вида деятельности;
  • имеет специальное оборудование, транспорт.

Сотрудники предприятий, допущенные к работе, лично предприниматель проходят профессиональное обучение или получают дополнительное профобразование. Такую учебу проводят учебные организации, имеющие аккредитацию.

Перевозка автомобильным транспортом


Основные правила созданы во времена Советского Союза. Они утверждены Министерством автомобильного транспорта РСФСР 30 июля 1971 г. В мае 2007 г. внесены дополнения для соответствия норм актуальным условиям. Также следует руководствоваться положениями правительственного постановления РФ от 15 апреля 2011 г. № 272.
Как и в предыдущем разделе, необходимо отметить несколько важных нюансов:

  • Сыпучие грузы засыпают не выше бортов, чтобы предотвратить загрязнение дорожного полотна и потери.
  • Перевозчик несёт ответственность за сохранность, поэтому при необходимости обязан применять защитный тент.
  • В процессе загрузки ковш нельзя перемещать по траектории над кабиной автомобиля. Водитель при выполнении таких операций обязан покинуть кабину.
  • Механизм подачи транспортного средства подробно описывают в договоре между заказчиком/ исполнителем.
  • Отправитель обеспечивает безопасность в процессе погрузки. Он устанавливает и контролирует исправность заграждений, откатных устройств, отдельных параметров загрязнённости окружающей среды.
  • Очистка кузова после разгрузки – обязанность получателя. Исключения указывают отдельно в договоре.
  • Количественную проверку выполняют с применением взвешивания в местах отправки/приёмки. Для некоторых категорий грузов (строительный и бытовой мусор, снег, производственные отходы) такие процедуры необязательны.
  • В контейнере сыпучие материалы размещают в специальной таре.

Высыпание груза – это не только прямые убытки вследствие увеличения потерь. Такие ситуации сопровождаются повреждением собственного и других транспортных средств, авариями. Непредвиденные расходы можно исключить, если выполнять автомобильные перевозки сыпучих грузов правильно.

Отличие крупногабаритных грузов

Существует несколько понятий, которые определяют крупные и тяжелые грузы. Неосведомленному человеку в них легко запутаться. Так, более общим понятием является «негабаритные грузы». Его еще иногда называют нестандартным.

Если говорить более простым и понятным языком, то негабаритный груз – это тяжелый или громоздкий предмет (иногда и то, и другое), который нельзя перевезти обычным способом в контейнере или закрытом транспортном средстве. Примером таких грузов может являться сельскохозяйственная техника, оборудование для бурения, трансформаторы и так далее.

Из-за большого разнообразия видов негабаритных грузов возникла необходимость классификации. Их делят на следующие виды:

  • Тяжеловесный, который после погрузки на транспортное средство вызывает превышение допустимых параметров по массе или нагрузке на ось.
  • Крупногабаритный груз, который вызывает превышение значений габаритных размеров автотранспорта.
  • Длинномерный, который после погрузки на автомобильный состав выступает за его задний борт более чем на 2 метра.

Крупногабаритные и тяжеловесные грузы сложно и очень дорого перевозить авиатранспортом и железнодорожными составами. Поэтому чаще всего используют автомобильный транспорт.

Расчёт количества ТС и иные подготовительные мероприятия


Оптимальную технологию выбирают с учётом объёма и параметров груза, дальности и других особенностей маршрута. Автотранспорт универсален и подходит для работы в карьерах и на строительных площадках. Его используют для перевозки между цехами промышленных предприятий и в международных рейсах.

В большом ассортименте моделей несложно выбрать вариант с подходящей грузоподъёмностью, размерами кузова. Расчёт выполняют исходя из необходимого графика поставок. Сложнее всего выполнять доставку груза нескольким получателям с частичной разгрузкой.

Стоит уточнить требования местных органов самоуправления, касающихся маршрута перевозки. Часто исполнитель сталкивается с дополнительными ограничения (неожиданными, как правило) работая не в своём регионе. В самом плохом из вариантов можно получить запрет на использование определенного ТС на заданном маршруте, например из-за превышения максимальной массы.

Железная дорога удобнее и выгоднее на больших расстояниях. Она выполняет свои функции бесперебойно в сложных погодных условиях. Соблюдение типового расписания позволяет точно планировать хозяйственную и коммерческую деятельность.

На следующем этапе определяют исполнителя заказа. Удобно, если перевозчик обладает крупным парком с разнообразной техникой. В этом случае проще выбирать автомобиль, точно соответствующий определённому заданию. Допустимо заключение одноразовых договоров. Однако выгоднее долгосрочное сотрудничество. Такие отношения подразумевают не только демократичную ценовую политику. Исполнители могут предлагать отсрочку платежей, иные финансовые и организационные выгоды.

Стандартные правила перевозки сыпучих грузов самосвалами подразумевают обязанность отправителя создать благоприятные условия в месте заполнения кузова. Необходимо установить разметку проездов, обозначить потенциально опасную зону, предотвратить доступ посторонних лиц.

Погрузочные работы выполняют по действующим нормативам с устойчивой установкой экскаватора и другой техники на площадке. Обязательно контролируют предельные ветровые нагрузки. Операции не производят в условиях, которые способны повредить груз.

Для чего нужна транспортировка отходов?

Перемещение отходов между этапами обращения с ними называется транспортированием. Оно начинается, когда вывозимые вещества покидают границы территории, принадлежащей собственнику отходов.

Перевозка становится необходимой, когда:

  • соблюдается график вывоза мусора;
  • заканчивается 11-месячный период накопления отходов;
  • превышаются установленные нормы накопления;
  • временное складирование превышает ПДН опасных веществ на участке накопления;
  • согласно технологии остатки продукции служат сырьем или его частью для другого производства;
  • отходы подлежат сдаче в пункты приема вторсырья.

Транспортирование является необходимым действием, обеспечивающим дальнейшую работу с мусором. От стабильности, правильности его выполнения зависят экономическая составляющая «мусорного» бизнеса, а также экологическая обстановка на территориях складирования отходов по маршруту прохождения мусоросборников.

Безопасная и бережная доставка

Действующие правила перевозки сыпучих грузов самосвалами подразумевают выполнение работ без специальной тары. Необходимо поддерживать хорошее состояние стыков между конструктивными частями кузова, обеспечивать герметичность уплотнений. Мельчайшие частицы способны проникать наружу даже через тонкие щели. Перевозчик отвечает за сохранность в процессе транспортировки, поэтому соответствующие контрольные мероприятия должен выполнять без ошибок. Во избежание поломок не следует превышать штатную грузоподъёмность, указанную в техническом паспорте.

Перевозка навалочных грузов автотранспортом осуществляется по договору, разовым заявкам-приложениям. Товарно-транспортную накладную (ТТН) оформляют в соответствии с действующими нормативами. В ней указывают идентификационные данные счета-фактуры, сертификаты. Специальными отметками подтверждают получение груза в определённом количестве.

Правильно составленные сопроводительные документы нужны для успешного прохождения проверок сотрудниками ГИБДД, бухгалтерского учёта. С их помощью уточняют правильность действий водителей и других работников, начисляют персоналу заработную плату. Они нужны для организации точных расчётов между контрагентами.

Ценные грузы доставляют под пломбировкой. Специальными средствами блокируют запорные устройства, соединяющие гибкий трос. Им фиксируют тент на кузове. Удобнее работать с контейнерами. Они лучше защищены от неправомерных действий злоумышленников. Для повышения уровня безопасности применяют электронику:

  • GPS-трекеры, определяющие оперативно место нахождения транспорта;
  • автономные сигнализации;
  • оповещатели с встроенным блоком GSM для передачи данных и проверок в дистанционном режиме.

Разрешение на перевозку сыпучих грузов получают, если они потенциально опасны для окружающей среды и людей. Транспортное средство обозначают специальными надписями и табличками, чтобы предупредить других участников дорожного движения. В них же особыми знаками указывают средства, которые нужно применять в ходе ликвидации аварий. Перечень специальных мероприятий утверждён приказом № 73 Минтранса Российской Федерации от 08.08.1995

Негабаритный груз — это

Негабаритный груз, он же — крупногабаритный, он же — тяжеловесный — это такой, вес и габаритные размеры которого превышают допустимые нормы, созданные министерством определенной страны.

ПДД РФ устанавливает следующие параметры негабаритных грузов:

  1. Если багаж выходит за габариты машины более, чем на 1000 см.
  2. Если по бокам груз выступает более чем на 40 см от габаритных огней автомобиля.

ПДД о перевозке грузов

Пункт 23.5 в правилах дорожного движения информирует, что транспортное средство, которое осуществляет перевозку негабаритных грузов, должно обозначаться знаком «Крупногабаритный груз». Кроме этого, в вечернее время суток, то есть от начала вечерних сумерек до начала утренних сумерек, и в дневное время в условиях плохой видимости, спереди транспортирующего средства должен быть установлен светоотражающий элемент или фонарь белого цвета, а сзади — светоотражающий элемент или фонарь красного цвета. Для движения по общим дорогам этих правил достаточно.

https://youtube.com/watch?v=DsTYXUxKpLQ

Специальные требования транспортировки грузов

Государственными органами установлены специальные нормы по транспортировке взрывоопасных, химических, горючих и других опасных грузов, длинномерных, негабаритных, тяжеловесных грузов.

Особые правила, которые необходимо соблюдать при управлении транспортом с грузом либо без:
  1. Если высота Транспортирующего средства больше 4 метром от дорожного покрытия.
  2. Если ширина ТС более 2,55 метров. Для прицепов-рефрежираторов (морозильников) и изотермических кузовов допустимая ширина не более 2,6 метров.
  3. Если длина автопоезда с одним прицепом более 20 метров.
  4. Если длина автопоезда с двумя и более прицепами более 24 метров.
  5. Если габаритные размеры перевозимого груза более габаритов машины на 2 метра (в высоту и в ширину).
  1. Если высота Транспортирующего средства больше 4 метром от дорожного покрытия.
  2. Если ширина ТС более 2,55 метров. Для прицепов-рефрежираторов (морозильников) и изотермических кузовов допустимая ширина не более 2,6 метров.
  3. Если длина автопоезда с одним прицепом более 20 метров.
  4. Если длина автопоезда с двумя и более прицепами более 24 метров.
  5. Если габаритные размеры перевозимого груза более габаритов машины на 2 метра (в высоту и в ширину).Дополнительно, если груз негабаритный, нужно разрешение от ГИБДД. Основное значение — это масса автомобиля вместе с перевозимым грузом.

Если маршрут транспортировки негабаритных грузов учитывает переезд через границу Государств, то надо исполнять требования законов страны, в которой перевозится груз.

  1. Двухосные ТС с грузом, если их масса больше 18 тонн.
  2. Трехосные транспортные средства с грузом, если их масса больше 25 тонн.
  3. Четырехосные ТС с грузом, если их масса больше 32 тонн.
  4. Трехосный автопоезд с грузом, если их масса больше 28 тонн.
  5. Четырехосный автопоезд с грузом, если их масса больше 36 тонн.
  6. Пятиосный автопоезд с грузом, если их масса более 40 тонн.
  7. Шестиосный автопоезд с грузом, если их масса более 44 тонн.

Не менее строгие нормы — это распределение веса по осям. Значение имеет и расстояние между осями, и нормы нагрузки автодорог. Нормы по допустимым нагрузкам на дороги устанавливаются при проектировании и строительстве дорог, например, есть разрешенная нагрузка на одну ось на 10 тонн, на 6, на 11, 5 тонн и т.д. Исходя из массы на ось, прокладывается маршрут. Поэтому водителям дальнобойщикам приходится ехать не по короткому пути, а по разрешенному.

Знак «Негабаритный груз»Знак «Автопоезд-длинномер»Знак «Длинномерное ТС»Если ТС перевозит груз, относящийся к опасному, то на нем должны быть установлен такой знак:Какие грузы считаются опасными. Смотрите классификацию:

Трансграничная транспортировка

Отходы могут перемещаться не только по территории страны, но также по территориям двух и более государств.

Это так называемая трансграничная перевозка, которая может быть из страны-отправителя мусора в:

  • иное государство, принимающее этот мусор;
  • другую страну через территорию третьей или нескольких соседних стран;
  • район, не находящийся ни под чьей юрисдикцией.

На территорию России запрещено ввозить отходы для их нейтрализации, захоронения. Допускается по лицензии Минпромторга РФ и разрешению Росприроднадзора ввозить отходы для целей утилизации.

Порядок трансграничной перевозки определен ПП РФ от 17.07.2003 № 442.

Кроме того, этим постановлением установлены списки веществ, которые:

  1. Ввозятся в Россию или вывозятся из нее по лицензии— сурьма, свинец, селен, алюминиевый шлак, отходы фотопленки и фотобумаги с частицами серебра, разобранные аккумуляторы, использованные батареи, катализаторы, лом электрооборудования, обрезки шкур, кислотные растворы.
  2. Запрещены к ввозу и транзиту по стране, а вывозятся по лицензии — мышьяк, ртуть, свинец, неразобранные аккумуляторы, асбестовая пыль, люминесцентные трубки, отработанные минеральные масла, пушное сырье с возбудителями инфекционных заболеваний, хлорорганические кислоты, бензол, сероуглерод, старые шины, резиновые обрезки, упаковочная тара, напольные покрытия, фармпродукция, токсические химвещества.

Запрещен вывоз указанных веществ в страны, не участвующие в Базельской конвенции. Если имеется действующий договор с таким государством, то транспортирование происходит по конвенционным условиям.

При незаконном трансграничном перемещении по России происходит возвращение отходов государству – их собственнику, либо принимаются меры, предусмотренные конвенцией. Эти действия осуществляются согласно российскому законодательству.

Общие требования

Законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ определено, что разработка единого порядка транспортирования опасных отходов относится к компетенции федерального уровня власти. На сегодняшний день документы, регламентирующие и систематизирующие обозначенную деятельность в зависимости от типа и класса отходов, отсутствуют.

К организациям-лицензиатам предъявляются указанные этим же законом общие требования по вывозу мусора:

  • наличие сопроводительных паспортов отходов производства, составленных собственником мусора для его перевозки;
  • соблюдение условий личной, пожарной, экологической, санитарной безопасности во время перевозки груза;
  • установка на своем транспорте специальных знаков и оборудования;
  • наличие сопроводительных документов.

Важным условием транспортирования является исключение во время пути, при перевалке аварийных ситуаций, потерь части мусора. Это достигается конструкцией машины, выполнением правил ее эксплуатации.

Все работы по загрузке, перевозке, разгрузке отходов должны быть максимально механизированы и герметизированы.

Сопроводительная документация

Каждая партия перевозимого мусора сопровождается пакетом обязательных документов, в которых содержится информация о перевозчике, количестве перевозимого мусора, цели вывоза, пункте назначения.

Пакет содержит:

  • паспорта на виды отходов, подтверждающие их отнесение к 1-4 классу, состав, сведения о происхождении;
  • свидетельства о подготовке водителя и допуске машины к транспортированию опасного груза;
  • спецразрешение;
  • информирующая об опасности карточка;
  • маршрутный лист;
  • накладную.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]