Дачные дома под ключ чебоксары на сайте http://fanza-stroy.ru.

Пожарная автоцистерна АЦ-10,0-150(65225)018МИ: описание и ТТХ

Пожарная автоцистерна АЦ-10,0-150(65225)018-МИ – предназначена для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения действий по тушению пожаров в крупных населенных пунктах и на территории промышленных предприятий, и проведения аварийно-спасательных работ.

Многофункциональные пожарные автоцистерны – новое поколение основных пожарных автомобилей, сочетающих в себе функции нескольких пожарных автомобилей.

АЦ-10,0-150(65225)018МИ – многофункциональная пожарная автоцистерна тяжёлого класса на мощном полноприводном базовом шасси КАМАЗ-65225 (6 × 6), с установкой насосной высокой производительности УНВП-150. Современный, эргономичный автомобиль с повышенной дальностью подачи огнетушащих веществ, предназначенный для использования на критически важных объектах.

Пожарный автомобиль АЦ-10-150

История создания

Следующей после 537-й серии стала военная модификация МАЗ-543. В ней от предыдущей версии остались только рама и оси, добавились улучшенные узлы, была повышена скорость и динамические показатели. Благодаря им автомобиль был назван «Ураганом», что отражало его мощь и вездеходность. Первые сошедшие с конвейера модели были направлены в Волгоград, где использовались в испытаниях пусковых ракетных установок.

В 1974 году увидел свет прототип грузового автомобиля МАЗ-7310. Здесь появилась бортовая платформа, но допоборудование и возможность эксплуатировать в составе автопоезда были удалены. Конвейерное производство было запущено только через 2 года – в 1976 году.

Тягачи МАЗ 7310 использовались в основном для буксировки прицепов и транспортировки грузов. Цельнометаллическая грузовая платформа с высокими бортами позволяла перевозить крупногабарит – высота бортов достигала 2 м. Также здесь появились новые усовершенствованные 14-слойные шины, усиленная задняя подвеска.

За два года до запуска автомобиля в серийное производство он прошел испытания в 21 НИИИ. Военный МАЗ 7310 времен СССР в армии использовался в ограниченных количествах, основное применение нашёл в грузоперевозках.

Тягач МАЗ 7310 со средствами пожаротушения на борту используется для борьбы с огнем на аэродромах. Комплектуется цистерной для хранения воды общим объемом 12 т и емкостью с пенообразователем. «Пожарки» на базе детища Минского автозавода активно используются в странах постсоветского пространства и сегодня.

Характеристики базовой версии

Полноприводный грузовой автомобиль модификации МАЗ 7310 оснащен бортовой платформой и относится к классу тяжелых колесных тягачей. Технические характеристики МАЗ 7310 (базовая версия):

  • габариты 11657/2975/2950 мм (длина/ ширина/ высота);
  • передняя и задняя колея – 2375 мм;
  • клиренс – 400 мм;
  • радиус поворота 13500 мм;
  • полная масса до 43,3 т, снаряженная – 23 т, грузоподъемность – до 20т;
  • при буксировке прицепа его вес до 65 т.

В качестве двигателя для этой модели тягача использовались мощные дизельные агрегаты серии Д-12-525А на базе мотора В-2, который активно применялся в составе танковой техники. Здесь реализовано струйное распыление топлива и водяное охлаждение. Колёсная формула «8 на 8» в комплектации с таким двигателем обеспечивает высокую тягу даже таким тяжелым автомобилям, позволяет перемещать тяжелые грузы на большие расстояния.

Рабочий объем двигателя составляет 38,8 л, номинальная мощность – 525 лошадиных сил. Заявленный ресурс работы мотора – 55 тысяч км. Расход топлива – один из тех моментов, которые не позволяют активно использовать эти автомобили в гражданских целях – до 125 л/ч. В базовой версии присутствуют два топливных бака объемом по 420 л, возможно увеличение ёмкости до 1220 л.

Коробка передач определяет, сколько скоростей в МАЗ 7310. Здесь она трехступенчатая, с управлением вручную, механическая.

Технические характеристики

Первый ракетоносец из линейки МАЗ 543 имел грузоподъемность чуть более 19000 кг. За всю историю с конвейера сошло более полутора тысяч таких экземпляров. Часть из них была отправлена в Восточную Германию, где шасси использовалось как грузовик с кузовом для транспортировки солдат.

Прицепные устройства позволили превратить автомобиль в полноценный тягач. К примеру, некоторые экземпляры переоборудовали под мобильное жилье, машины хозяйственных нужд и другие модели.

Первой ракетной системой, которая разместилась на данном шасси, стал тактический комплекс «ТЕМП». Позже его сменила установка 9П117.

Кроме этого на базе МАЗ 543 размещались:

  • мобильные станции связи;
  • посты боевого управления;
  • ракетные комплексы различных поколений и назначения;
  • военный автокран и др.

Кабина

Знатоки наверняка задавались вопросом, почему выбрана такая компоновка кабины. Все просто, первые ракеты «ТЕМП» имели длину больше 12 метров, соответственно нужно было где-то их разместить.

Сначала хотели просто сделать небольшое углубление в центре кабины. Но сделать это с технической стороны не получилось. Казалось, что выход только в использовании более длинной рамы. Однако Шапошников решил пойти нестандартным путем и разделил пост управления на две части, между которыми могла разместиться ракета.

Ранее подобный способ не использовался при проектировании военной техники, но оказался единственно верным решением. Также при создании кабины инженеры приняли решение использовать не металлические листы. Они отдали предпочтение армированной полиэфирной смоле, напоминающей пластик.

Поначалу к этому решению все относились скептически, но испытания доказали надежность и прочность материала. Для усиления применялись дополнительные бронированные пластины, которые навешивались сверху. Каждая из кабин имела по два места.

Военный МАЗ

При разработке автомобиля применялись не только отечественные детали, выпускаемые в СССР, но и инновационные на тот момент идеи конструкторов:

  • рама из двух несущих частей изогнутой формы, созданная путем сварных и клепочных работ;
  • подвеска торсионная с рычагами, которая обеспечивает плавный ход;
  • гидромеханическая четырехступенчатая коробка передач с возможностью переключения без провала мощности;
  • ведущие 8 колес с функцией автоматической подкачки, дополненной системой регулировки давления (для повышения проходимости в любых условиях);
  • двенадцатицилиндровая силовая установка от танка Д-12А-525 с рабочим объемом свыше 38 литров и номинальной мощностью более 500 л. с.;
  • два бака для солярки объемом 250 литров (третий резервный на 180 л);
  • вес автомобиля составляет в среднем 20 тонн (зависит от модификации и назначения);
  • тормозной путь не менее 21 м.

Габаритные размеры

  • длина 11, 26 м;
  • высота 2,9 м;
  • ширина 3,05 м;
  • дорожный просвет 40 см;
  • колея 2,375 м;
  • радиус разворота 13,5 м.

Модификации для пожаротушения

Аэродромные авто для тушения пожаров на базе образца 7310 отличаются добротностью и производительностью, поэтому используются и сейчас.

АА-60

Созданный на основе шасси МАЗ-543 автомобиль для пожаротушения создан в КБ-8 г. Прилуки. Его отличительной особенностью можно считать мощный насос, производительность которого составляет 60 л/с. В серийное производство поступил ещё в 1973 году на заводе пожарной техники в городе Прилуки.

Характеристики МАЗ 7310 модификации АА-60:

  1. Предназначение. Используется для подавления огня в аэропортах непосредственно в самолётах и строениях, сооружениях. Благодаря своим габаритам такой автомобиль используется и для доставки личного состава, а также оборудования и специальных средств пожаротушения.
  2. Подача воды может осуществляться из открытых источников (водоемов), водопровода или из цистерны. Также может использовать воздухамеханическую пену при помощи пенообразователя из сторонней или собственной емкости.
  3. Условия эксплуатации. Может использоваться при экстремально низких или высоких температурах в любых климатических зонах страны.
  4. Основные характеристики. Оснащен пенообразователем объёмом 900 л, карбюраторным двигателем мощностью 180 л. с. Особенность насоса в том, что он может работать при разной скорости движения.

Автомобиль адаптирован для работы при любой температуре. Основной двигатель, насосы и цистерны в холодное время года обогреваются системой электрического подогрева, которая питается от генератора. Если он выходит из строя, возможен подогрев от бензиновой системы.

Управление лафетным стволом можно осуществлять вручную или из кабины водителя. Также здесь есть переносные установки в количестве 2 штук, которые применяются для тушения огня в салоне или кабине самолёта, а также в закрытых помещениях.

Модификации АА-60

Основная версия пожарного автомобиля АА-60 была несколько раз усовершенствована и получила три модификации:

  1. АА-60(543)-160. Аэродромный тяжёлый автомобиль для пожаротушения, созданный на основе шасси МАЗ-543. Имеет аналогичные базовой версии технические характеристики, основные отличия – увеличенный объем цистерны для воды, вместительность которой составляет 11000 л. Выпускался ограниченным тиражом.
  2. АА-60(7310)-160.01. Пожарные автомобили для использования на аэродромах, созданные непосредственно на базе МАЗ 7310. Запас воды здесь составляет 12000 л, также реализован автономный привод насоса. Выпускался в течение 4 лет – в 1978–82 годах.
  3. АА-60(7313)-160.01А. Еще одна модификация аэродромного автомобиля для тушения огня, который выпускался с 1982 г.

В 1986 году МАЗ-7310 заменил последователь МАЗ-7313 – 21-тонный грузовик, а также его модифицированная версия МАЗ-73131 с нагрузкой почти 23 т. Все они базировались на том же МАЗ-543.

АА-70

Эта модификация пожарного автомобиля также разработана в городе Прилуки в 1981 году на базе шасси МАЗ-73101. Это – усовершенствованная версия АА-60, основные отличия которой:

  • дополнительный бак для хранения порошка;
  • сниженный запас воды;
  • высокопроизводительный насос.

Кузов вмещает 3 цистерны – для порошка объёмом 2200 л, для пенообразователя 900л, и для воды 9500 л.

Кроме тушения объектов на аэродроме автомобиль может использоваться для тушения эстакад с нефтепродуктами, резервуаров общей высотой до 6 м.

Эксплуатация спецтехники МАЗ 7310, которая несет на своем борту средства пожаротушения, ведется сегодня на аэродромах по прямому назначению во многих странах постсоветского пространства. Такие автомобили не только адаптированы под суровые климатические условия северных регионов, но и соответствуют всем нуждам расчётов при борьбе с пламенем в самолётах и сооружениях на аэродромах.

Суперпожарный на новейшем супершасси МАЗ-63182M

Этот «монстр» зовется автомобилем аэродромного тушения АА 12,0-100 (6318). Создали его совместными усилиями из Борисова и Минский автомобильный завод. Шасси МАЗ-63182M с колесной формулой 6х6 разрабатывалось под «аэродромник» специально.

Конечно, «Пожснаб» не впервые применяет полноприводные шасси МАЗ для своих пожарных машин. Кстати, аналогичный по назначению автомобиль до сих выпускается на хорошо известном шасси МАЗ-6317 (6х6). Но новинка по своим характеристикам значительно превосходит все, что было раньше. Кроме того, конструкторы МАЗа сделали ряд усовершенствований, которые облегчили работу боевого расчета.

Разработчикам шасси для нового автомобиля аэродромного тушения предстояло вписаться в рамки достаточно жестких требований. Одно из главных — минимальное время разгона до 80 км/ч. Чтобы выполнить его, шасси оснастили 550-сильным 6-цилиндровым рядным двигателем Weichai WP13.550 — это самый мощный мотор из применяемых на современной серийной технике Минского авто МАЗы, понятно дело, не в счет). С этим «зверем» новая пожарная машина, полная масса которой составляет 35.000 кг, вполне укладывается в рамки нормативов: время движения от нуля до остановки по прямолинейному маршруту длиной 2000 м с асфальтированным или бетонным покрытием составляет не более 80 секунд. Максимальная скорость — 115 км/ч.

Установка на шасси МАЗ-63182M автоматической коробки передач Allison 4500 не только облегчила управление машиной, но и обеспечила непрерывную передачу мощности для привода насоса пожарного оборудования при создании «пенной подушки» (включение КОМ возможно в процессе движения автомобиля, без его остановки). Другие «фишки» новинки — отключаемый передний ведущий мост и двухступенчатая раздаточная коробка ZF.

Кузовная надстройка — модульного типа, отсеки изготовлены из алюминиевого сплава. Вместимость цистерны для воды — 11.000 л, вместимость пенобака — 1400 л. Производительность пожарного насоса — 100 л/с; лафетного ствола — 80 л/с; бамперной установки — 30 л/с.

Система подачи и дозирования пенообразователя — автоматическая, обеспечивает пеносмешение пропорционально в диапазоне от 0,1% до 9,9% (с шагом 0,1), с возможностью занесения в память двух предустановленных значений для их быстрого выбора. Управление водопенными коммуникациями осуществляется дистанционно с двух пультов, расположенных в кабине водителя и в насосном отсеке.

Кроме того, имеется установка углекислотного тушения емкостью 120 л. В комплект входят две катушки с ручным приводом, с длиной рукава 30 м. Одна из катушек оснащена стволом-раструбом, другая — стволом-пробойником.

Предусмотрена система защиты шасси и колес от пламени — она выполнена в виде форсунок, расположенных по периметру автомобиля.

Кабина — металлостеклопластиковая, однообъемная, 2-рядная, 4-дверная. Боевой расчет — 6 человек. Для облегчения доступа к рабочему месту водителя кабина опущена за счет доработки ее подвески. Интерьер стал более современным и функциональным.

Сергей ГРИЩЕНКО Автобизнес Фото ООО «Пожснаб»

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]