Грузовой автомобиль – транспорт коммерческий. А в коммерции (бизнесе) ключевыми являются 2 задачи: минимизация расходов и максимизация прибыли. Как увеличить прибыль, понятно, – машина должна работать без простоев и по возможности не ходить вхолостую. А как минимизировать расходы?
Одна из базовых статей затрат в случае с грузовыми перевозками – топливо. Чтобы издержки на него снизить, сначала их нужно узнать. Разбираемся, как рассчитать расход топлива на грузовом автомобиле на 100 км (точка отсчета) и весь маршрут.
Таблица расхода топлива для грузовых авто
Потребление грузовика – величина не постоянная. Даже для одной машины она будет меняться со сменой сезона и по мере накопления «трудового стажа» (проще говоря, с возрастом автомобиля). Кроме того, на этот показатель сильно влияет как объем доставляемого груза, так и характер дорог, по которым транспорт ездит.
Характеристики потребления, указанные в паспорте автомобиля, рассчитываются в идеальных условиях его эксплуатации, а значит, нуждаются в коррекции. С этой целью уже были разработаны официальные нормативы расхода топлива, представленные ниже в таблице.
Это топ популярных марок. Список на самом деле длиннее и полностью представлен в распоряжении Минтранса РФ № АМ–23–р от 14.03.2008.
Важно. Нормы, утвержденные Минтрансом, – это не средние и не примерные показатели. Де-факто для конкретной машины они могут быть другими, это нужно тестировать самостоятельно.
Опытным путем определены и средние фактические затраты топлива разных типов для распространенных марок грузовиков на российских дорогах. Они выглядят так.
Опять же, здесь надо понимать, что условия, в которых эксплуатируется машина, ее комплектация, постоянный тоннаж загрузки и другие факторы могут сильно менять эти показатели. Среднее потребление – это очень приблизительные данные, опираться на них при оценке перспектив заказа на доставку не стоит. Чтобы рассчитать расход топлива по километражу для своего транспортного средства, нужно проводить индивидуальные замеры.
Шасси
Привод Вольво 670 – 6х4. Пневматическая подвеска обеспечивает повышенную проходимость машины, даже на пересеченной местности. Задние мосты Meritor оснащены пневмобаллонами, выпущенными компанией Volvo.
Балка переднего моста изготавливается компанией Rockwell, а сама конструкция – Meritor. Пневмосистема Air Ride гарантирует целостность материалов в кузове и комфорт машиниста во время движения. Такие преимущества позволили «ходовке» получить множество положительных отзывов.
Вернуться к содержанию
Как рассчитать расход топлива на 100 км: самые простые способы
Как считать? Существует 2 подхода – эмпирический и научный. В первом случае нужно проводить тестовый замер:
- заполнить бак «до отказа»;
- обнулить счетчик суточного расхода топлива на панели;
- проехать от 100–150 км;
- снова заполнить бак автомобиля на 100%;
- посмотреть в чеке, сколько литров вошло, и рассчитать потребление ГСМ по фактическому расходу.
Разберем для наглядности пример такого теста. Так, пусть это будет Volvo 850 с емкостью топливного бака 73 л. После первой заправки автомобиль прошел 180 км, согласно счетчику. При повторной заправке в его бак вошло 44,1 л дизеля. То есть на 180 км пути машина израсходовала 44,1 л топлива. На 1 км это будет 0,245 л, на 100 км, соответственно, – 0,245*100 = 24,5 л.
Таких замеров желательно сделать минимум 3 – при пробеге без груза, будучи полностью загруженным, и при движении по городу. Тогда можно будет получить полное представление о том, сколько литров машине нужно для доставки товара, а сколько она потратит, возвращаясь пустой. Кроме того, надо учитывать характер маршрутов.
Важно. Двигаться во время проведения теста нужно, не меняя привычной манеры езды. Чем ближе будут условия к постоянным, тем точнее получится цифра.
Если автомобиль 80% времени проводит на трассе и только 20% пути перемещается по городу (и в таких условиях проводится тест), то на очередном маршруте по горной местности, например, расход не совпадет с расчетным. Он будет выше, потому что на некоторых маршрутах, где движение идет в основном на низких передачах, потребление существенно увеличивается.
Чтобы рассчитать расход топлива по маршруту (с учетом его особенностей), нужно использовать более сложную формулу. То же касается рейсов, в которых часть пути приходится на движение порожняком, а часть – на загрузку в разном объеме.
Научный подход
Научный метод расчета использует формулу следующего вида.
- Qн – искомый расход;
- Hsan – действующие нормы расхода для пустого и груженого автомобиля;
- S – пробег по путевому листу (де-факто);
- Hw – затраты на часть перевозки, в которой участвует груз в литрах на 100 тонно-километров;
- W – собственно, объем транспортной работы (тонно-километры), который рассчитывается, как произведение массы груза и расстояния его перевозки;
- D – поправочный коэффициент (возрастная машина, движение по городу или трасса), может быть как выше единицы (полученный расход корректируется в сторону увеличения), так и ниже (например, когда машина 99% времени проводит на трассе с улучшенным дорожным покрытием).
Чтобы рассчитать расход топлива на 100 км по такой формуле, нужно знать проходимое расстояние, объем груза, возраст авто, его полный пробег и условия по пути следования. Разберем пример.
Расчет потребления топлива
Промтоварный фургон ГАЗ-3307 грузоподъемностью 4,5 т доставляет напитки летом по городу и междугородним трассам (полная загрузка). Расстояние 1 рейса – 120 км. Общий пробег по путевому листу – 315 км (200 км в городе на 400 тыс. человек и 115 км на трассе). Машина возрастная – 2011 г. в. (10 лет), общий пробег показывает 220 тыс. км.
Базовая норма расхода ГСМ для такого автомобиля составляет 24,5 л на 100 км. Норма затрат на «груженую» часть маршрута – 2 л на 100 км (то есть объем работы будет удваиваться). Из повышающих коэффициентов нужно использовать +5% за работу в городе, +10% за износ (машина старше 8 лет и прошла больше 150 тыс. км), и -10% за езду по загородной трассе. Расчет разобьем для удобства на 3 этапа.
Применяем простую формулу, чтобы рассчитать расход топлива на 100 км, и получаем потребление в конкретных условиях 96,35/315*100 = 30,59 л на 100 км.
Данный подход достаточно сложен. К тому же перед расчетом придется свериться с действующими нормативами, которые периодически меняются. Это долго, а время в сфере транспортных услуг стоит довольно дорого.
Чтобы его сэкономить, проще воспользоваться программным решением. Сейчас в интернете можно найти массу «умных» калькуляторов, которые уже учитывают все поправки и особенности маршрута. В них достаточно ввести данные по автомобилю (общий пробег, возраст, марку и модель, наличие прицепа), задать условия работы и расстояния, чтобы получить готовый расчет за 5 секунд.
Экономическое значение топливных расчетов
Расчет затрат на топливо становится важнейшей составляющей эксплуатационных расходов. При определении рентабельности перевозок топливные расходы достигают 40 – 60% оплаты за работу автомобиля . Усредненная норма расхода не учитывает особенностей грузовика (износа двигателя), рельефа маршрута, времени года. Поэтому нормативный расход расходится с реальными тратами дизтоплива на значительные величины. Контролируя затраты на топливо, менеджеры транспортных компаний рассчитывают расход по нормативам, заключают договора с автозаправками, выдают водителям топливные карты. На дальних маршрутах по Украине и зарубежью заправиться по безналичному расчету или пластиковой картой водители могут далеко не везде, поэтому расход средств, выделенных на горючее, трудно контролировать. Для руководителей и бухгалтеров автотранспортных компаний актуален вопрос, как определить норму расхода топлива , чтобы водитель-дальнобойщик уложился в выделенные ему на заправку суммы наличных денег. При международных автоперевозках цены на топливо в разных странах значительно отличаются. На международном маршруте водитель магистральной фуры, может за время поездки проехать по территории нескольких стран. При этом ему придется, в среднем, заправляться дизтопливом по таким ценам (на 100 литров) :
- Украина — 85 евро ;
- Белоруссия – 70 евро;
- Россия – 53 евро;
- Польша – 114 евро;
- Чехия – 116 евро;
- Германия – 122 евро.
Как рассчитать расход топлива на маршрут, зная расстояние
Чтобы посчитать общий расход топлива на весь маршрут, учитывая расстояние, нужно знать только отправную базу. За нее можно брать средний расход, норматив, фактическое потребление, определенное эмпирически или по формуле, представленной выше. Если берете за основу норму, ее нужно скорректировать в зависимости от условий пути следования (трасса, город, горы и т. д.).
Обращаясь к примерам, приведенным ранее, расход на путь длиной в 282 км, например, будет считаться так.
ГАЗ
ГАЗ-2310 «Соболь» (ЗМЗ-40522-4L-2,464-145-5M) | 14,7 | Б |
ГАЗ-2704 «Фермер» г/п (ГАЗ-560-4L-2,134-95-5M) | 11,9 | д |
ГАЗ-2943 «Фермер» (ЗМЗ-402-4L-2,445-100-4M) | 16,7 | Б |
ГАЗ-3302 (ЗМЗ-405220-4L-2,464-145-5M) | 15,3 | Б |
ГАЗ-3302 «Газель» (ЗМЗ-4063.10-4L-2,3-110-5M) | 15,5 | Б |
ГАЗ-3302, -33021 «Газель» (ЗМЗ-4025.10-4L-2,445-90- 5M) | 16,5 | Б |
ГАЗ-3302, -330210 «Газель» (ЗМЗ-4026.10-4L-2,448- 100-4M) | 16,5 | Б |
ГАЗ-33021 (ЗМЗ-4025.10-4L-2,445-90-4M) | 16,9 | Б |
ГАЗ-33021 (УМЗ-42150-4L-2,89-89-5М) | 16,6 | Б |
ГАЗ-330210 «Газель» (ЗМЗ-4026.10-4L-2,448-100-5M) | 16,0 | Б |
ГАЗ-33023-16 (6 мест) (ЗМЗ-4026.10-4L-2,445-100-5M) | 15,7 | Б |
ГАЗ-33027 «Газель» (ЗМЗ-4026.10-4L-2,445-100-5M) | 17,0 | Б |
ГАЗ-3307 | 24,5 | Б |
ГАЗ-33073 (ЗМЗ-511.10-8V-4,25-125-4M) | 24,9 | Б |
ГАЗ-3309 (ГАЗ-5441.10-4L-4,15-116-5M) | 17,0 | Д |
ГАЗ-33104 «Валдай» (Д-245.7Е2-4L-4,75-117-5M) | 17,3 | Д |
ГАЗ-52, ГАЗ-52А | 22,0 | Б |
ГАЗ-52-01 | 22,0 | Б |
ГАЗ-52-03 | 22,1 | Б |
ГАЗ-52-04 | 22,2 | Б |
ГАЗ-52-05 | 22,3 | Б |
ГАЗ-52-07, -52-08, -52-09 ГАЗ-52-27, -52-28 | 30,0 21 | СНГ СПГ |
ГАЗ-53, -53А, -53-12, -53-12-016, -53-12А, -53-50, -53-70 | 25,0 | Б |
ГАЗ-53-07, -53-19 | 37,0 | СНГ |
ГАЗ-53-27 | 25,5 (25) | СПГ |
ГАЗ-63, -63А | 26,0 | Б |
ГАЗ-66, -66А, -66АЭ, -66Э, -66-01, -66-02, -66-04, -66-05, -66-11 | 28,0 | Б |
Грузовые автомобили до 2008 года выпуска | ||
Модель | Норма расхода топлива, л/100 км | Вид топлива |
ЗИЛ | ||
ЗИЛ-130, -130А1, -130Г, -130ГУ, -130С, -130-76, -130Г-76, -130ГУ-76, -130С-76, -130-80, -130Г-80, -130ГУ-80 | 31,0 | Б |
ЗИЛ-131, -131А | 41,0 | Б |
ЗИЛ-133Г, -133Г1, -133Г2, -133ГУ | 38,0 | Б |
ЗИЛ-133ГЯ | 25,0 | Д |
ЗИЛ-138 | 42,0 | СНГ |
ЗИЛ-138А, -138АГ | 32 ( на бензине 31) | СПГ |
ЗИЛ-150 | 31,0 | Б |
ЗИЛ-151, -151А | 39,0 | Б |
ЗИЛ-157, -157Г, -157К, -157КГ, -157КД, -157КЭ, -157КЮ, -157Э, -157Ю | 39,0 | Б |
ЗИЛ-431410, -431411, -431412, -431416, -431417, -431450, -431510, -431516, -431917 | 31,0 | Б |
ЗИЛ-431610 | 32 (31) | СПГ |
ЗИЛ-431810 | 42,0 | СНГ |
ЗИЛ-4331 | 25,0 | Д |
ЗИЛ-431410 (Д-243-4L-4,75-78-5M) | 19,5 | Д |
ЗИЛ-433110 (ЗИЛ-508.10-8V-6,0-150-5M) | 33,0 | Б |
ЗИЛ-43317 (КамАЗ-740-8V-10,85-210-9M) | 27,0 | Д |
ЗИЛ-433360 (ЗИЛ-508.100040-8V-6,0-150-5M) | 31,5 | Б |
ЗИЛ-433362 (ЗИЛ-375-8V-7,0-175-5M) | 36,2 | Б |
ЗИЛ-4334 (8V-8,74-159-5M) | 25,3 | Д |
ЗИЛ-5301 (Д-245 ММЗ-4L-4,75-105-5M) | 14,8 | Д |
ЗИЛ-5301 ПО (Caterpillar-3054-4L-3,9-136-5M) | 15,0 | Д |
ЗИЛ-534330 (ЯМЗ-236А-6V-11,15-195-5M) | 20,5 | Д |
Грузовые автомобили до 2008 года выпуска | ||
Модель | Норма расхода топлива, л/100 км | Вид топлива |
Расход топлива зимой
К сказанному остается добавить, что все расчеты, тесты и замеры нужно проводить отдельно для теплого и холодного сезона. Потому что показатели зимой и летом отличаются. Это связано как с манерой управления автомобилем на сухой летней дороге или скользкой зимней, так и с особенностями эксплуатации транспорта в холодную пору. Зимой давление в шинах меняется, двигателю требуется больше энергии (читать: горючего) для прогрева, остывает мотор тоже быстрее. В результат расход увеличивается.
Чтобы определиться, как рассчитать зимний расход топлива, нужно знать конкретные условия работы в холодную пятидневку. Если машина будет ездить только по центральному и южному округу, например, показатели летних замеров можно увеличить на 10–15%. Если маршруты будут затрагивать регионы с более низкими температурами, корректировать средний расход надо на 20–25% в большую сторону. Или собирать фактические замеры отдельно.
Какой тягач самый экономичный?
Тягач
Scania R450 получил награду Green Truck 2022 как
самый экономичный
и экологичный коммерческий автомобиль в своем классе. Это уже третья подряд победа грузовиков Scania в рейтинге, организованном немецкими отраслевыми изданиями VerkehrsRundschau и Trucker.
Интересные материалы:
Что лучше два или четыре ядра? Что лучше exfat или ntfs? Что лучше fat32 или exFAT? Что лучше фат32 или нтфс для флешки? Что лучше fat32 или NTFS для внешнего диска? Что лучше fat32 или ntfs? Что лучше fifa или pes? Что лучше Firefox или Опера? Что лучше флемоксин или азитромицин? Что лучше флемоксин или Флемоклав?
Что влияет на расход топлива
Расход топлива – это не только статья затрат на перевозку, но и вполне себе диагностическая характеристика. В зависимости от состояния машины и манеры водителя он может как расти, так и снижаться. Больше всего на него влияют:
- нагрузка (автокондиционер, электроприводы грузового отсека, другое требовательное оборудование существенно увеличивает потребление ГСМ);
- манера вождения (частые пробуксовки, резкие переключения скоростей, движение в пробке – самые простые способы увеличить расход);
- аэродинамика (надстройки на кабине или грузовом отсеке, открытые окна – все это нарушает аэродинамику и повышает «аппетиты» авто);
- исправное состояние двигателя и обслуживающих его систем (топливоподача и газораспределение, охлаждение).
Важно. Из критически значимых моментов увеличение расхода топлива может указывать на неисправность (забились свечи, искра «утекает» из катушки зажигания), низкое давление в шинах или перегруз автомобиля.
Определившись, как рассчитать расход топлива по километражу и литрам, разберемся, как его уменьшить. Проверенные временем и миллионами водителей решения:
- регулярно проходить диагностику авто и делать профилактику двигателя;
- использовать хорошее масло – от него расход зависит очень сильно;
- взять за привычку двигаться везде, где это возможно, накатом (без газа);
- избегать частого переключения скоростей и движения на низких передачах;
- сразу устранять электронные ошибки – сбой системы дает дополнительную нагрузку, что повышает энергопотребление автомобиля;
- ездить с закрытыми окнами, по возможности свести к минимуму работу кондиционера (или хотя бы поставить экономичную маломощную модель);
- использовать качественные гидроборты и другое оборудование, которое дает минимальную нагрузку;
- заправляться на проверенных АЗС (только за счет перехода на хорошее горючее после чистки фильтров можно сократить расход на 10–15%).
Причины перерасхода и пути его сокращения
Практика работы автопредприятий показывает, что даже при наличии точного контроля, зачастую наблюдается сильный перерасход. Причины могут скрываться как в манере вождения и привычек водителей, так и в техническом состоянии автомобилей. Какими точно они могут быть, какими способами можно исправить создавшееся положение?
На появление перерасхода топлива напрямую влияет такой фактор как агрессивная и небезопасная манера езды, которая может заключаться в резких ускорениях или торможениях. Такая езда может увеличивать расход топлива в разы. Сегодня для контроля водительского состава создаются специальные мониторинговые программные комплексы с задействованием спутниковых систем, позволяющие отслеживать участки и места нарушений скоростного режима и азартной езды. Внедрение таких систем позволяет отслеживать нарушения в управлении транспортном сразу всего подвижного состава в режиме онлайн и с выводом отчётов как общих, так и по каждому нарушению в отдельности.
Кроме динамичных нагрузок и перегрузок авто во время вождения, перерасход может появиться в случаях технической неисправности агрегатов автомобиля или некачественно выполненного ТО.
Технические моменты, влияющие на перерасход и способы их устранения наглядно видны в таблице.
Таблица причин высокого расхода и путей решения
Неисправность | Фото | Способ устранения |
Износ силового агрегата: – температура охлаждающей жидкости ниже требуемой; – износ кривошипно-шатунного механизма – проблемы с цилиндропоршневой группой; – плохо отрегулированные зазоры клапанов; – износ механизма газораспределения. | – применение специально присадки для «МАКС ДВС», которая способна восстановить исходные параметры двигателя; – техническое обслуживание и ремонт. | |
Износ коробки передач МКПП | – диагностика; – применение триботехнического состава «МАКС МКПП»; – ремонт; – замена. | |
Износ шин | – правильно отрегулировать развал-схождение; – заменить шины. | |
Неисправность топливной системы | – применение триботехнического состава «МАКС ТНВД» для восстановления ТНВД; – прочистка форсунок; – использование присадки «SDA МАКС» в том числе для прочистки форсунок; – при необходимости замена форсунок. | |
Забитый воздушный фильтр | – замена фильтра. |
Присадка для двигателей грузовиков и спецтехники «МАКС ДВС»
Присадка предназначена для защиты от износа, продления ресурса и восстановления характеристик дизельных двигателей с рабочим объемом более 5 литров (5000 см3) в процессе штатной эксплуатации.
подробнееотзывы
«Супротек МАКС МКПП». Присадка в коробку грузовиков
Триботехнический состав предназначен для защиты от износа, продления ресурса и восстановления характеристик механических коробок переключения передач, раздаточных коробок и редукторов грузовых автомобилей и спецтехники в процессе штатной эксплуатации.
подробнееотзывы
Присадка Супротек МАКС ТНВД для грузовых автомобилей
Для ТНВД дизельных ДВС грузового автотранспорта и спецтехники: рядных, распределительных, магистральных топливных насосов, систем COMMON RAIL, систем «НАСОС-ФОРСУНКА».
подробнееотзывы
Кроме того, причинами перерасхода топлива дизельных авто могут быть засорение топливного фильтра, несоответствие моторного масла, пониженная компрессия, выход из строя или некорректная работа датчиков, проблемы в работе ЭБУ.
Профилактическое средство «SDA МАКС»
Проблемы лучше предупреждать, чем заниматься их решением. Этот тезис в полной мере оправдывает присадка «SDA МАКС» для дизельных топливных систем с объёмами баков до 500 литров. Она абсолютно безопасна для топливных фильтров и удаляет загрязнения постепенно. А если применять её постоянно – при каждой заправке автомобиля, то можно добиться идеальной чистоты топливной системы, предотвратить образование отложений, существенно снизить износ в узлах трения, предотвратить появление процессов окисления и, соответственно, коррозии, облегчить воспламенение топливной смеси. Она восстанавливает исходные параметры двигателя и существенно экономит расход топлива.