Функционально любой автомобиль можно рассматривать, как совокупность пассажирского и грузового отсеков, а также всех механизмов и конструкций, позволяющих транспортному средству передвигаться, то есть кузова и шасси.
Исторически сложилось выделение двигателя в самостоятельную единицу, к шасси не относящуюся, хотя структурно он тоже всегда упоминается в его составе.
Что такое шасси
Все механические транспортные средства состоят из трех основных узлов:
- силовая установка;
- кузов;
- шасси.
Шасси это не какая-то конкретная деталь в транспортном средстве. Иногда этим термином называют несущую конструкцию машины.
На самом деле шасси представляет собой набор механизмов, которые взаимодействуют с колесами и опорами автомобиля. Это узел, который объединяет в себе рулевое управление автомобилем, его трансмиссию, систему амортизации и ходовую часть. Все эти системы соединены на общем основании, и их работа синхронизируется так, чтобы весь автомобиль мог выполнять движение. Шасси также включает раму плюс силовые агрегаты — двигатель, трансмиссию и подвеску. На нем находится кузов, придающий автомобилю законченный вид.
Под шасси автомобиля также подразумевается комплект деталей и узлов, от которых зависит движение и маневры транспортного средства. В технической документации машины он имеет маркировку, которая в этом случае соответствует номеру кузова (что такое номер шасси).
Основными составляющими шасси автомобиля являются две подвески — передняя и задняя, а также колеса. Подвески необходимы для смягчения или устранения колебаний при движении, благодаря которым автомобиль плавно преодолевает все неровности дороги.
Тормозная система
Позволяет замедлять движение машины, вплоть до её полной остановки. Незаменима система во время экстренных ситуаций, а также когда автомобиль надо удерживать от самопроизвольного движения вниз. Автомобильные тормоза включают несколько подсистем: ручную, запасную, вспомогательную, антиблокировочную. Их совокупность называется тормозным управлением.
Задача основной тормозной системы — регулировать скорость движения машины, останавливать транспортное средство в случае необходимости. Состоит она из привода и исполнительных механизмов (барабан, диск). На современных легковых авто чаще используется гидропривод, реже — электрический, пневмо или комбинированный варианты. В некоторых случаях для повышения давления жидкости и эффективности торможения применяются вакуумный усилитель и регулятор.
При отказе или неисправности главного тормоза (разгерметизация одного из контуров и понижение уровня жидкости до критического) задействуется резервная тормозная система. Работает она как самостоятельный узел или вкупе с ручником.
Ручной или стояночный тормоз, оснащённый механическим приводом, предназначен для:
- удержания машины на спусках;
- аварийного торможения в чрезвычайных случаях.
Коэффициенты эффективности замедления автомобиля, движущегося со скоростью 80 км/ч при усилии на педаль до 50 кг основной системы и подсистем:
- главный тормоз — не меньше 5,8 м/с2;
- аварийный и ручной — 2,75 м/с2.
Принцип функционирования тормозов прост. После нажатия на педаль тормозное усилие передаётся на колёсные механизмы. Последние прижимают к дискам колодки, тем самым останавливая вращение.
Принцип работы и для чего оно нужно
Все необходимые для передвижения агрегаты монтируются на основание авто таким образом, чтобы вращательная энергия передавалась от двигателя на ведущие колеса. Вот как синхронизируется работа всех узлов:
- На подрамник установлен мотор. От него крутящий момент передается на передний или задний мост (в случае с полным или задним приводом). Благодаря этому колеса начинают вращаться, и машина движется вперед или назад.
- Чтобы автомобиль мог менять свое направление, к нему подсоединяется рулевое управление. Ведущие колеса приводят авто в движение, а рулевые – задают ему направление. В этом узле много деталей, которые обеспечивают плавные маневры во время езды.
- Для изменения скорости автомобиля между силовым агрегатом и ведущими колесами устанавливается коробка передач. Она может быть механической или автоматической. В этом узле при помощи набора шестеренок крутящий момент увеличивается, что позволяет снять чрезмерную нагрузку с двигателя.
- Во время езды по дорогам разного качества возникают колебания. Из-за тряски и вибрации составные части трансмиссии и рулевого управления быстро выйдут из строя. Для компенсации такой нагрузки к подрамнику крепятся рычаги и амортизаторы.
Как видно, шасси автомобиля позволяет приводить в движение всю конструкцию, менять ее направление и компенсировать нагрузки от вибраций, возникающие во время езды. Благодаря такой разработке вырабатываемая двигателем внутреннего сгорания энергия может быть использована для комфортной и безопасной транспортировки людей и больших грузов.
Краткий обзор важных систем и агрегатов устройства авто
Итак, согласно схеме общего устройства машины, она работает следующим образом.
Благодаря кузову все узлы устройства собраны вместе. Системы работают синхронно и слаженно. За запуск двигателя отвечает аккумулятор. Последний выдает искру, из-за которой воспламеняется бензин в камере сгорания. Детонация запускает движение поршней в моторе. Двигатель, с помощью трансмиссии (если максимально просто, это сила, которая крутит колеса) передает энергию на колеса. За плавность и исправность хода отвечает ходовка. Машина едет или останавливается. Эти процессы контролируются педалями «газ» и «тормоз». В автомобилях с механической коробкой передач есть еще педаль «сцепление» (об этом чуть ниже). Чтобы работали все лампочки и датчики, а также исправно функционировал бортовой компьютер, генератор вырабатывает ток.
Водитель, сидя за рулем в комфортабельном салоне, не видит и не ощущает всю сложность технического устройства автомобиля. Он лишь поворачивает ключ в замке, переключает рычаг коробки, давит педали, крутит руль, да жмет кнопочки на панели. Ну, и контролирует уровень топлива в баке. Сказка, да и только!
Однако, все же, если он хочет понимать устройство автомобиля, хотя бы на уровне «для начинающих», должен разбираться еще в некоторых механизмах.
- Важным элементом схемы и устройства автомобиля является движок (или мотор). Они бывают внутреннего сгорания (на бензине или газе) и электрические. Первые подразделяются еще на десяток подвидов, но мы туда углубляться не станем.
- Не менее значимой частью управления считается тормозная система. Она бывает стояночная (чтобы фиксировать авто на неровной поверхности) и рабочая (предназначена для временной или полной остановки, а также для снижения скорости движения);
- Коробка передач. Речь идет о знакомых каждому водителю терминах «механика» или «автомат», если грамотно – МКПП и АКПП. Еще бывает роботизированная коробка (некий микс первых двух), но она не получила широкого распространения. Автоматом управлять проще, поскольку он сам контролирует скорость и нагрузку на машину, в такой машине нет педали сцепления. В случае же с механикой, водитель, с помощью последнего, самостоятельно переключает скорости, следя за нагрузкой на авто.
Что такое сцепление? Как работает данный элемент устройства? Вы когда-нибудь задумывались, почему, когда мы заводим тачку, она сразу не едет. Почему при заведенном двигателе она стоит на месте, пока мы не переключим скорость и не нажмем на педаль газа (тормоза и сцепления, потом газа при МКПП)? Сейчас попробуем объяснить:
- Силовой агрегат (движок) авто оснащен маховиком и коленвалом. На самом деле, там внутри сложная система шестеренок, валов и зубьев, но чтобы углубиться в детали этой конструкции, нужно обладать хотя бы минимальным запасом специальных знаний. А потому, мы стараемся объяснять проще.
- Со стороны маховика к мотору прикреплена коробка передач со сцеплением.
- Завод автомобиля происходит на «нейтралке» (нейтральная передача), при которой зубья коленчатого вала выведены из зацепления. Другими словами, вал коробки вращается вхолостую, крутящая сила, пока, не передается на колеса.
- Чтобы начать двигаться, нужно выжать сцепление. Оно спровоцирует плавное сочленение шестеренок маховика с трансмиссией. Далее, следует включить первую скорость. Начнется движение всего механизма, можно жать педаль газа. В автомобилях с АКПП весь этот процесс выполняется автоматически, без участия водителя.
Ну что же, мы разобрали базовые элементы конструкции и устройства современного автомобиля, постарались объяснить все максимально доступно и просто. Теперь вы понимаете, каким образом тачка едет, почему работает двигатель, за что отвечает тот или иной агрегат.
Мало кто поспорит, управлять современной машиной, да еще с АКПП – одно удовольствие. Но это – только если соблюдать рекомендации по уходу, относиться к авто бережно, вовремя проходить ТО и реагировать на малейшие неисправности.
Устройство
Итак, под шасси подразумевается совокупность несущей части и некоторых ключевых компонентов, которые позволяют транспортному средству самостоятельно двигаться. Все типы конструкций делятся на две категории.
В первую категорию входят все автомобили с рамной конструкцией. В этом случае тележка авто состоит из рамы, к которой крепятся все агрегаты, механизмы и конструкции. Такие автомобили отличаются большим весом и имеют максимальную прочность. В основном такая конструкция у грузовых автомобилей и полноценных внедорожников.
Во вторую категорию вошел тип шасси, который является сразу же частью кузова авто. Несущий кузов не такой прочный, как в случае полноценной рамы, зато он очень легкий, что имеет большое значение для легковых автомобилей. Только в такой модификации шасси есть возможность создавать максимально легкие суперкары.
Инженеры разных автопроизводителей разрабатывают свои конструкции несущих кузовов, которые отличаются не только особенностями конструкции, но и изготавливаются из разных материалов.
Вот короткое видео, в котором на примере моделей Mazda показывается, какое значение для современного автомобиля имеет использование легких материалов для шасси:
Mazda. Кузов и шасси.
Знай свой шесток
То есть, как всё происходит в реальности? Разработали, к примеру, инженеры КамАЗа, или ГАЗа или Volvo новую модель. Кабина со множеством улучшений, новый многосильный мотор, агрегатированный с модернизированной трансмиссией. Тормозная система, электрооборудование и т. д. По результатам тестирования получился интересный автомобиль. Но свет он увидит без какого-либо кузова в виде седельного тягача. В лучшем случае получит бортовую платформу. Проектированием, созданием и установкой надстроек займутся уже совсем другие специалисты. На Западе их называют bodybuilder.
Ли Вэньмин, генеральный директор ООО «Джак Автомобиль»
«У завода-изготовителя шасси много других задач, связанных с производственными процессами, улучшением качества продукции и гарантийными обязательствами, разработкой и выводом на рынок новых моделей шасси и двигателей, сертификацией, финансированием и т. д. Как правило, у крупных предприятий есть свои «кузовные ателье», работающие на основе долгосрочных партнёрских отношений. Главным преимуществом такой кооперации является детальная проработка шасси под различные типы надстроек, которая производится в тесном сотрудничестве инженерно-технических подразделений обеих сторон. Во-вторых, разработка и установка надстроек на шасси требует от предприятия дополнительных затрат на маркетинговые исследования, инженерно-техническую подготовку и документацию, сертификацию и т. д. Намного эффективнее осуществлять поставку универсальных шасси в виде «начинки для пирога» под различные типы надстроек. Однако некоторые предприятия, например, ГАЗ, выпускают на конвейере кроме шасси автомобили с «простыми» и массовыми типами надстроек — бортовыми платформами и фургонами без термоизоляции», — объясняет глава представительства марки JAC на территории РФ Ли Вэньмин.
«Не секрет, что любая надстройка имеет свои специфические особенности. Безусловно, есть относительно несложные надстройки, но есть и такие, которые можно сравнить по сложности с производством шасси. И производители шасси, и производители надстроек сконцентрированы на изготовлении надёжного, высококлассного и оптимального по цене продукта, именно поэтому каждый должен заниматься своим направлением деятельности», — добавляет руководитель направления продаж коммунальной, дорожной и специальной техники ООО «Скания-Русь» Олег Родионов.
Естественно, что кузовостроители анализируют рынок и разрабатывают надстройки для новых шасси с учётом востребованности. Ведь кто будет покупать, допустим, вахтовый автобус на базе городской модели с низким клиренсом? Или кому потребуется реанимобиль на шасси с короткой базой, где места едва хватит для размещения носилок, а медицинское оборудование некуда будет поставить? Правда, такие машины изготавливают в основном по индивидуальным заказам. В массы идут более востребованные рынком надстройки.
«На автомобильных шасси в основном устанавливаются надстройки массового производства — самосвалы, цистерны, мусоровозы и т. д. На полуприцепах и прицепах чаще устанавливаются мелкосерийные надстройки. Но в основном, это небольшие разовые партии нестандартного оборудования, устанавливаемые на шасси единичного исполнения по спецзаказу. Предприятия, закупающие автомобильные шасси для монтажа своего оборудования, как правило, являются производителями сложного технологического оборудования, и к автомобильной тематике не имеют отношения. Их цель — концентрация своих возможностей по основному направлению деятельности и создание нового производства своих автомобильных шасси с разработкой конструкторской документации, подготовкой производства, поиском специалистов, сертификацией продукции им невыгодно. Тем более, что установка специального технологического оборудования на автомобильное шасси — не массовое производство и, соответственно, экономически выгоднее купить готовое шасси», — говорит технический директор ООО «Сибирь Трейлер-Инжиниринг» Эдуард Нетт.
Элементы конструкции
Так как на шасси автомобиля все держится, эта часть транспортного средства должна всегда быть максимально прочной, а ее элементы должны выдерживать разные нагрузки, независимо от условий эксплуатации.
Современное шасси автомобиля состоит из следующих деталей и конструкций:
- Колес с покрышками;
- Трансмиссии;
- Подвески;
- Рулевого управления и тормозной системы.
Все эти элементы прочно фиксируются как на раме, так и на несущей части кузова.
Функциональность
Что касается легкового автомобиля, то шасси этого транспортного средства выполняют следующие функции:
- Позволяет задействовать тяговую силу для самостоятельного движения конструкции. Для этого в машине присутствует ходовая часть;
- Обеспечивает максимально плавное движение. За плавность движения отвечает подвеска и частично покрышки. Комфорт для водителя и пассажиров зависит от типа подвески и качества демпферных элементов;
- Позволяет управлять направлением движения конструкции. Эта функция возложена на рулевое управление.
Каждое шасси проектируется с учетом разных дорожных условий так, чтобы преодолевая препятствия, машина выдерживала нагрузки на кручение кузова. Если эта нагрузка будет критической, несущая часть автомобиля деформируется, что повлияет на разные механизмы и элементы кузова (например, двери перестанут закрываться).
Подвеска
Это один из основных элементов шасси. От качества и особенностей конструкции этой части зависит устойчивость машины на поворотах. Также подвеска разрабатывается с учетом требований безопасности в соответствии с запросами современного автомобилиста, что касается комфорта.
Начиная с создания первого авто, и до сегодняшнего дня конструкция подвески постоянно совершенствуется, благодаря чему в автомире существует огромное разнообразие всевозможных конструкций подвесок. Основные отличия всех этих конструкций – в способе установки опоры машины (колес) на одной оси.
Зависимая подвеска
Это самый первый тип подвески авто. В данном случае колеса одной оси соединены между собой жестко. К достоинствам такой подвески следует отнести максимальный показатель сцепления колес с дорожным покрытием. Особенно это важно, когда машина входит в поворот на гладком покрытии. За счет жесткой фиксации каждое колесо сохраняет вертикальное положение.
Если говорить о недостатках такого типа подвески, то во время езды по ухабам жестко связанные между собой колеса не обеспечивают плавность хода авто (одно колесо наезжает на бугор и изменяет наклон всей оси). В современных автомобилях от полностью зависимой подвески спереди уже отказались. Вместо нее устанавливается подвеска типа Макферсон.
Зависимая конструкция устанавливается исключительно на задней оси, независимо от того это ведущая или ведомая ось. Если это ведущая ось, то она представлена задним мостом, который обеспечивает жесткое соединение обоих колес. В ведомой оси используется поперечная балка или торсион.
Независимая подвеска
В этом случае колеса, установленные на оси, не соединены жестко между собой, поэтому их положение относительно горизонтали не влияет друг на друга. Чтобы обеспечивалось максимальное сцепление с дорогой, на такой подвеске устанавливается поперечный стабилизатор.
Такой тип подвески, несмотря на более сложную конструкцию, обеспечивает больший комфорт и имеет меньший вес по сравнению с зависимой подвеской. Благодаря этому современные автомобили становятся все более динамичными и максимально комфортными. К недостаткам относится необходимость постоянно регулировать развал-схождение.
Как называется ходовая часть машины?
Если быть точнее, обеспечивается свобода перемещения кузова по отношению к колесам, движущимся по дорожному покрытию. Подвеска — элемент ходовой части
автомобиля, который может быть двух видов: Независимая — тип подвески, в которой колеса на одной оси не имеют жесткой связи и меняют положение независимо друг от друга.
Интересные материалы:
Как оставить отзыв на ютубе? Как оставить отзыв в бла бла каре? Как оставить вещи в камере хранения на вокзале? Как освободить место на Mac? Как отбелить стельки в кроссовках? Как отдыхаем на Новый Год 2022 2020 Украина? Как отдыхаем на Новый Год 2019 Украина? Как отдыхаем на Рождество? Как отдыхают в Казахстане в декабре 2022? Как отформатировать флешку для ps4?
Классификация
Как мы уже рассматривали, шасси в транспортном средстве необходимо для следующих целей:
- Обеспечивать движение транспортного средства за счет передачи крутящего момента от силового агрегата на трансмиссию и затем на колеса;
- Минимизировать нагрузки, которые поступают в процессе движения машины по неровностям. Благодаря этому ни двигатель, ни другие важные элементы транспорта не страдают от постоянной тряски;
- Обеспечивать прямолинейное движение, маневрирование, ускорение или замедление, а также полную остановку с последующей стоянкой всей конструкции транспорта.
В зависимости от вида транспортного средства, которое эксплуатируется на земле, различают следующие типы шасси:
- Автомобильный – полагается легковым автомобилям, грузовикам, прицепам и полуприцепам;
- Тракторный – как следует из названия, такое шасси используется на тракторах. Оно может быть на гусеницах или на колесах;
- Мотоциклетный – используется для сборки мотоциклов, скутеров, трициклов, квадрациклов;
- Для специализированной техники. Конструкция может быть как самоходная, так и несамоходная. В самоходных модификациях могут использоваться гусеницы или колеса;
- Железнодорожный – на основе такого шасси создается транспорт, предназначенный для передвижения по железным дорогам. Сюда входят поезда, электрички, дрезины, трамваи и так далее;
- Вездеходный – хотя такое шасси используется для сборки автомобилей, его конструкция воплощает в себе особенности наземного и водного транспорта, благодаря чему «амфибия» способна с одинаковой эффективностью передвигаться, как по суше, так и по воде. В эту категорию не входит транспорт, работающий на воздушной подушке. Это уже разновидность водного транспорта.
Все эти типы шасси также делятся на следующие категории:
- Рамная конструкция. Она выглядит в виде сваренных металлических швеллеров, на которых закрепляются все механизмы и агрегаты транспортного средства. С таким типом шасси создаются грузовики и много полноценных внедорожников. Раньше на такой тележке также базировались и легковые машины, но из-за большого веса конструкция требовала установки мощного силового агрегата.
- Несущий кузов. В основном такой тип шасси используется в легковом транспорте. В такой тележке может использоваться подрамник, но также бывают автомобили и без данного элемента.
- Самоходная конструкция. В такую модификацию входит только спецтехника. Тележка состоит из основных агрегатов, позволяющих ей передвигаться самостоятельно. В ней обязательно предусматривается кресло оператора. Такой категорией шасси часто пользуются военные структуры для перемещения военной техники, а также большие строительные компании.
- Рамная мотоциклетная конструкция. Этот тип шасси используется для создания мотоциклетного транспорта. Также встречается тип спорткаров, «Багги», в основе которых лежит тоже рама из сваренных труб (для облегчения конструкции).
Спецификация
При описании шасси для наземного ТС используется специальная терминология:
- геометрические размеры платформы;
- колесная формула;
- колесная база;
- колея передних и задних колес;
- дорожный просвет;
- нагрузка на переднюю ось;
- нагрузка на заднюю ось (или тележку);
- размер колесного диска;
- размер шины.
При описании геометрических размеров определяют длину, ширину и высоту конструкции по раме, или крайним частям подвески. Так например, для КАМАЗ 63501 это будет выглядеть следующим образом:
- размеры — 9930х2470х1240 мм;
- колесная формула «8х8», что означает восемь колес, четыре оси и все ведущие;
- колесная база — 1940+3690+1320 мм;
- колея — 2050 мм;
- дорожный просвет — 390 мм.
Для легкового автомобиля марки «Рено Логан» это описание будет выглядеть несколько иначе:
- размеры — 4300х1733 мм;
- колесная формула «2х4»;
- колесная база — 2634 мм;
- колея — 1480 мм;
- клиренс — 155 мм.
Особенности конструкции шасси для ТС перемещающихся в водной среде и в авиации
Для транспортных средств, основной средой рабочего применения которых является вода, шасси, подобного классическим конструкциям для наземного транспорта, не существует.
Тем не менее, используя определение одного из назначений этой конструкции, как движущего устройства, преобразующего крутящий момент двигателя в поступательное движение ТС, можно предположить, что движущие механизмы старых колесных пароходов являются таким шасси для водного транспорта.
В современных условиях на лодках малого водоизмещения активно используются транцевые колеса. Их устройство является достаточно простым. Это колесо с пневмошиной, имеющее подшипник вращения, который одевается на поворотный рычаг. Этот рычаг является жесткой стойкой. При фиксации в нижнем положении эти транцевые колеса обеспечивают перемещение лодки по прибрежной поверхности. После захода в воду колеса на рычагах поворачиваются в верхнее положение и не мешают дальнейшему передвижению по воде.
Энтузиасты конструируют небольшие ТС типа «Сармат», которые благодаря пневматическим колесам особо большого размера держатся на плаву и способны передвигаться в водной среде.
Характерными представителями класса «амфибия», то есть машин способных передвигаться как по суше, так и по воде являются серийно выпускаемые плавающие вездеходы и болотоходы. Они могут быть колесными, как например плавающее колесное шасси БАЗ 5937 или ЗИС-485(БАВ), или гусеничными, как например ТМ-140 или МЛТБ.
ЗИС-485(БАВ)
Отличительными особенностями устройства шасси для этих машин является наличие специальных поплавков и полная герметизация кузова и агрегатов машин. Кроме того они оборудуются дополнительным водометным двигателем, для более энергичного передвижения по воде.
Конструкция шасси современных самолетов предназначена для обеспечения передвижения авиационного аппарата по аэродрому и максимального смягчения энергии удара при касании колесами самолета при посадке.
Для этих целей передняя стойка является поворотной, а на основных колесах оборудованы тормоза, имеющие возможность несинхронного растормаживания, с целью обеспечения эффективного разворота.
Стойки выполняют роль несущих конструкций и одновременно являются амортизирующими устройствами. Для прочности конструкции имеется система рычагов и опор. Кроме колес, самолеты могут комплектоваться лыжами для посадки на снег и поплавками для посадки на воду.
Факторы, влияющие на изменения в конструкции шасси ТС
Шасси наземных транспортных средств изменялись с самого момента их изобретения и установки на повозки. Вначале это касалось облегчения конструкции колеса. В деревянном круге делались пропилы для облегчения конструкции. С появлением металлических спиц их стали устанавливать в колеса. С изобретением подшипников они стали устанавливаться на оси для облегчения вращения колеса и увеличения срока службы колесной оси.
Кузов на каретных повозках вначале подвешивали на ремнях или на цепях. Затем на них принялись устанавливать подрессоренную подвеску в виде пружин, которые стали устанавливать и на другие повозки, если такое желание высказывал хозяин. В начале XIX века была изобретена рессора. Их сразу же стали устанавливать на кареты и другие повозки. В период безраздельного господствования гужевого транспорта многие части шасси ТС изготавливались из дерева.
Такая тенденция сохранялась и при производстве первых самоходных колясок. Однако с развитием автомобильного транспорта изменялся подход к обеспечению безопасности водителя во время езды. Деревянные детали менялись на металлические. Мягкость хода на первых моделях автомашин обеспечивалась за счет рессор и пружин. С появлением амортизаторов их стали устанавливать в подвеску машин.
На современных автомобилях все силовые элементы конструкции шасси ТС изготавливаются из качественной стали. В элементах крепления рессор и в пружинах устанавливают резиновые или пластиковые отбойники, а некоторые элементы подвески, типа шаровых опор, закрывают резиновыми пыльниками.
Дальнейшее развитие элементов шасси приведет к использованию в конструкции новых конструктивных материалов, такие как композитные материалы и нано-материалы, которые будут способны восстанавливать свою структуру. А в системе подвески претерпит изменение связи, т.е. переход от механической связи подвески к магнитной и электромагнитной подвески.
Шасси грузовых автомобилей
Для грузовых машин разработано несколько вариантов шасси. В основе такой тележки всегда лежит рама. В зависимости от модели авто ходовая часть может быть представлена гусеницами или колесами. Гораздо реже встречаются комбинированные варианты: рулевая часть – колеса, а ведущая – гусеницы.
В зависимости от назначения транспортного средства на его шасси может устанавливаться кузов, будка, цистерна, манипулятор, бетономешалка, люлька и так далее. Шасси грузовых автомобилей классифицируется по:
- Числу осей – их минимум две, а максимум четыре;
- Грузоподъемности – малый, средний или тяжелый тоннаж;
- Колесной формуле – числу колес, которые устанавливаются на тележке. Они могут быть одинарными или двойными.
Несмотря на то, что большинство грузовиков базируется на классической раме, существуют также модели с несущим кузовом. Но такой тип авто менее практичен для транспортировки приличных грузов.
Вот для примера обзор четырехосного грузовика Kenworth W900, который базируется на рамном типе шасси:
Красавец Kenworth W900 за 230 тысяч $
Конструктивные особенности
У первых автомобилей шасси было выполнено в виде рамы из двух продольно расположенных балок, соединённых идущими крест-накрест поперечинами, на которые устанавливались колеса. Это была рамная конструкция, на которой располагались места для:
- двигателя;
- трансмиссии;
- кузова.
Кузовная часть обычно имела большие размеры и выполняла дополнительную функцию для размещения водительских и пассажирских мест и защиты их от осадков и ветра во время поездки. Сегодня такую конструкцию имеют стандарты для шасси магистральных грузовиков. Сегодня на легковых авто, в том числе и на внедорожниках, шасси имеют иной тип схемы. От рамы отказались в 1920 годах после создания машин с кузовной частью несущего типа. К 1950 годах полностью была разработана общая концепция такой конструкции для легковых и грузовых авто различных классов и автобусов:
- для среднего и малого классов малолитражек в виде несущей кузовной конструкции;
- для высшего класса и машин высокой проходимости в виде несущей рамы или полунесущего кузова с элементами рамы;
- для грузовиков использовалась старая рамная конструкция;
- на автобусах применялся полунесущий или несущий кузов, а рама использовалась в моделях с шасси от грузовых машин.
Факторы, влияющие на изменения в конструкции шасси ТС
С момента появления первых транспортных средств, базирующихся на шасси, тележка постоянно подвергалась модернизации. В первых автомобилях первостепенное внимание уделялось облегчению конструкции, чтобы можно было использовать менее мощный силовой агрегат, но при этом не терялась динамичность транспорта.
Первые колеса были деревянными. Чтобы они были легче, в них делались отверстия. С момента изобретения спицевого металлического аналога его тут же стали внедрять в автотранспорт. По мере увеличения скоростей, которые могли развивать машины, им требовалась более эффективная подвеска. По этой причине инженеры стали разрабатывать более стабильные и эффективные демпферные системы. А если судить по тому, что появляются новые технологии (например, магнитные амортизаторы, о которых рассказывается здесь), то работа над усовершенствованием шасси не прекращается.
В зависимости от типа тележки в ней может использоваться облегченный материал, например, композитный несущий кузов, но для безопасности все автопроизводители еще не спешат отказываться от применения стальных элементов конструкций. Когда использование альтернативных материалов, как, например, композитов или нано-материалов, станет экономически оправдано (на сегодняшний день подобные транспортные средства стоят неприлично дорого, как для среднестатистического покупателя), скорее всего, автопроизводители станут постепенно адаптировать производственные линии под изготовление такого типа шасси.
В ТЕМУ
Али Йалчын, исполнительный директор ООО «Колуман Рус»
Али Йалчын, исполнительный директор ООО «Колуман Рус»
«Массовое производство менее затратное, индивидуальное — более затратное. Но некоторые машины по своему предназначению не могут быть массовыми. Например, это аэродромные плужно-щёточные машины. Они производятся, в основном, по индивидуальному заказу и реализуются поштучно. Есть довольно интересные предложения от заказчиков: сделать сменные надстройки для работы в различные времена года. Чтобы шасси работало круглогодично. Например, летом на шасси будет установлена вакуумно-подметальная машина, говоря по-простому — моющий пылесос. А зимой этот пылесос будет заменён на пескоразбрасыватель или разбрызгиватель антигололёдных реагентов, или снегоуборочную машину. Коммунальным предприятиям города, которые занимаются уборкой улиц, это будет выгоднее, чем покупать две или три спецавтомобиля. Мы сейчас над этим интенсивно работаем и в ближайшее время сможем предложить клиентам такую технику».
Ли Вэньмин, генеральный директор ООО «Джак Автомобиль»
«Новые и редкие типы надстроек очень интересны для нас как для поставщиков шасси, так как мы нацелены на удовлетворение спроса со стороны наших потенциальных клиентов и расширение ассортимента комплектных автомобилей. На сегодняшний день совместно с кузовостроителем по запросу нашего клиента мы готовим к поставке на базе нашего шасси JAC N75 автомобиль для перевозки нефтепродуктов (АТЗ). Это сложный автомобиль, оснащённый ёмкостью с объёмом почти пять кубических метров и топливораздаточным комплексом, предназначенный для перевозки опасных грузов».
Неисправности шасси
Если при переключении с одной передачи на другую обнаруживаются необычные шумы, это сигнал о неисправности ходовой части. Одна из самых частых проблем — это ситуация, когда машину уводит в сторону, вправо или влево.
Это происходит по нескольким причинам:
- нарушена геометрия передних колес,
- повышенное давление в шинах,
- деформированные рычаги,
- большие различия в износе шин,
- нарушение параллельности между осями заднего и переднего мостов.
Эти проблемы могут привести к повреждению амортизаторов, в результате поломки пружин или другого повреждения подвески. При подозрении на повреждение шасси водитель также должен обратить внимание на то, нет ли утечек из шасси. Возможно расшатаны сайлентблоки, что часто приводит к повреждению дисков и разбалансировке передних колес. Скрип при торможении — это сигнал о неисправности амортизатора, стабилизатора или деталей опорных элементов. При появлении хотя бы одного из вышеперечисленных симптомов следует немедленно принять меры и обратиться в автосервис.
Также вы можете узнать, что такое НОМЕР ШАССИ: ГДЕ НАХОДИТСЯ И ДЛЯ ЧЕГО СЛУЖИТ?
Cab Chassis от «Мосдизайнмаш» для любых целей
Грузовые шасси, предлагаемые к продаже , предоставляют потребителю возможность использовать их для любых целей. На базовую раму можно установить фургон, контейнер, кран-манипулятор. Соответственно можно использовать машину для решения различных задач. Грузовые шасси часто оборудуют платформами различных типов для эвакуации автомобилей. Приобретая одну модель шасси, потребитель становится владельцем универсальной техники.
Обратившись в , каждый клиент найдет для своих нужд подходящую модель грузовика проверенного производителя. Политика компании направлена на максимально выгодные условия для потребителей. Заказчику обеспечивается гарантийное и предпродажное обслуживание. Звоните нам по телефону в Москве ☎ (495) 649-33-55. Номера телефонов в других регионов представлены на странице «Контакты».
Достоинства и недостатки шасси наземного ТС
Учитывая то, что инженеры всего мира на протяжении более века работают над совершенствованием шасси транспортных средств, современный транспорт демонстрирует высокую стабильность, надежность, безопасность и комфорт. Благодаря этому все агрегаты и механизмы, установленные в машине или мотоцикле, не страдают от тряски или естественных вибраций. Рабочий ресурс этих узлов повышается, что положительно сказывается на общих оценках современной продукции автопроизводителей.
Также шасси, которое использует в качестве точки опоры землю, а не воздух или воду, позволяет транспортировать большие грузы на приличные расстояния, задействуя при этом минимальное количество горючего (в сравнении с воздушным или водным транспортом, способным транспортировать такие же грузы).
Несмотря на то, что современные транспортные средства базируются на таких тележках, которые соответствуют стандартам безопасности, у шасси наземного транспорта есть свои минусы. Конечно, большинство недостатков старых тележек устраняется установкой новых, более стабильных компонентов. Но ключевым недостатком по-прежнему всех наземных модификаций шасси является то, что такой транспорт способен передвигаться только по суше.
Исключением являются автомобили-амфибии, но эта технология в основном используется в спецтехнике, и то только в узких эксплуатационных условиях (например, вездеход не практично использовать в городских условиях). Гражданский транспорт пока не может похвастаться универсальностью, комфортом и одинаковой эффективностью, как на земле, так и на воде, не говоря уже о машинах, способных летать. Хотя, если верить киноиндустрии, скоро человечество решит и этот вопрос (подводная лодка когда-то тоже считалась плодом бурной фантазии писателей-фантастов).
Назначение и требования
Если двигатель называют сердцем автомобиля, то кузов – это его оболочка или тело. Как бы то ни было, именно кузов является самым дорогим элементом машины. Основное его назначение – это защита пассажиров и внутренних компонентов от воздействия окружающей среды, размещение посадочных мест и прочих элементов.
Кузов автомобиля
Как к важному конструктивному элементу к кузову предъявляются определенные требования, среди которых:
- стойкость к коррозии и долговечность;
- сравнительно небольшая масса;
- необходимая жесткость;
- оптимальная форма, чтобы обеспечить ремонт и обслуживание всех агрегатов автомобиля, удобство погрузки багажа;
- обеспечение необходимого уровня комфорта для пассажиров и водителя;
- обеспечение определенного уровня пассивной безопасности при столкновении;
- соответствие современным стандартам и тенденциям в дизайне.