Принцип работы и неисправности в системе зажигания зил 130

  • Главная
  • Медиа-центр
  • Статьи
  • Схема бесконтактного зажигания ЗИЛ 130

Меню

  • Новости
  • Статьи
  • Видеоматериалы
  • Фотоматериалы
  • Публикация в СМИ
  • 3D-тур

13.08.2020

ДВС – это комплектующее «сердце» в автомобиле любой марки и модели. Однако эффективность и надлежащее качество функционирования определяется тем, насколько правильно выполняет работу зажигание на ЗИЛ. Чтобы в будущем справиться с любой неисправностью или диагностировать ее без обращения в специализированный сервис, поможет схема зажигания для зил 130. Конструкция включает ряд комплектующих. Каждый элемент имеет свои отличительные особенности.

Схема электропроводки ЗИЛ 131: особенности бесконтактной системы зажигания

Понравилась статья? Следите за новыми идеями полезных авто советов в нашем канале. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзене. Подписаться.

Армейская версия многоцелевого грузового ЗИЛ 131 приступила к несению военной службы с 1966 года. Многие экземпляры и по сей день исправно работают, и не только на своих боевых постах, но и в хозяйстве многих предприятий и организации России.

I-Service

Двигатель — это сердце машины, ее мощность и звук. При незначительных неполадках можно справиться и самостоятельно. Но если возникла серьезная проблема или не хочется всем этим заниматься, без помощи специалистов не обойтись. В нашем сервисе мы окажем любую помощь вашему «железному другу». У нас работают специалисты высшего уровня, мы предоставляем только надежные детали от проверенных поставщиков: оригинальные и аналоги.

Все цены представлены на сайте и не меняются. Работы проводим быстро, качественно и недорого. На все виды услуг предоставляется гарантия. К нам обращаются снова и приводят друзей.

Особенности электрооборудования

Помимо высоких внедорожных качеств, которыми наделен «сто тридцать первый», есть особенности конструкции, ранее не применявшиеся в отечественном автомобилестроении:

  1. Бензиновый 8-ми цилиндровый 16-ти клапанный двигатель;
  2. Бесконтактная система зажигания с электронным коммутатором;
  3. Автомобильный генератор переменного тока увеличенной мощности;
  4. Экранированная герметичная электропроводка ЗИЛ 131.

Справочно: На случай поломки или выхода из строя коммутатора на авто устанавливался аварийный генератор импульсов. Благодаря его наличию, автомобиль мог оставаться в строю еще 30 часов.

Бесконтактная система зажигания

На автомобилях ЗИЛ 131 впервые применили бесконтактную систему зажигания, отличавшуюся от традиционной улучшенными параметрами искрообразования:

  1. В контактной системе постоянный ток от аккумулятора проходит через первичную обмотку катушки зажигания;
  2. В бесконтактной – в цепи между АКБ и катушкой подключается конденсатор;
  3. Он накапливает высокое напряжение, заряжаясь электронной схемой.

В свою очередь, электронная схема состоит из:

  1. преобразователя напряжения, заряжающего накопительный конденсатор;
  2. электронного ключа, подключающего данный конденсатор к катушке зажигания.

Справочно: при замасливании свечей традиционная контактная система зажигания неспособна поджечь топливовоздушную смесь в цилиндрах. А бесконтактная способна сгенерировать больший импульс, т.е. она менее чувствительна к забрызгиванию свечей и к качеству самого топлива.

Особенности и недостатки бесконтактной системы

Недостатком бесконтактной системы в те годы являлся дефицит электронных компонентов и их надежность при многолетнем использовании в суровых условиях.

Применительно к ЗИЛ 131:

  1. проводка ЗИЛ 131 выполнялась экранированной, однако ее качество оставляло желать лучшего;
  2. на автомобилях первых лет выпуска не удавалось обеспечить длительность импульса конденсаторов;
  3. конструктивная сложность применяемых тиристоров и транзисторов требовала дополнительного обучения автомехаников и водителей.

Обслуживание

Рекомендуется проводить обслуживание стартера каждое второе ТО. Вот какие операции надо осуществлять в этот период:

Проверка стендом

Чтобы грамотно протестировать стартер, его надо вначале подключить к стенду без нагрузки. Время проверки не должно превышать одной минуты. Если величина тока не будет соответствовать нормам, пусковое устройство придётся разбирать.


1 – стартер в сборе; 2 – щиток стартера; 3 – реле включения стартера; 4 – выключатель зажигания; 5 – шпилька стяжная; 6 – крышка со стороны коллектора; 7 – шайба; 8 – пружина щетки; 9 – траверса в сборе; 10 – щеткодержатель; 11, 12 – катушка полюсов в сборе; 13 – коллектор; 14 – якорь; 15 – подшипник; 16 – шайба; 17 – чашка; 18, 19 – пружины; 20 – направляющая втулка с шестерней; 21 – втулка отводки; 22 – диск контактный; 23 – винт полюса; 24 – корпус стартера в сборе; 25 – реле стартера в сборе; 26 – защитный кожух; 27 – прокладка; 28 – рычаг в сборе; 29 – крышка со стороны привода; 30 – вкладыш; 31 – фильц; 32 – заглушка; 33 – контактные болты; 34 – прокладка изоляционная; 35 – контакт гибкий.

Другой способ — испытание в режиме холостого хода. Стартер крепится на стенде, затем подключается к АКБ. Включается электродвигатель максимум на 1 минуту. В процессе теста нужно определить частоту вращения ротора и величину потребляемого напряжения — тахометр в помощь. Значения, полученные в ходе проверки, обязаны соответствовать нормам. В противном случае это укажет на задевание и перекосы вала, а также на аметрию между ротором и полюсами. А вот чрезмерно высокий ток — свидетельство КЗ. Также причиной малой амплитуды вращения стартера Зил-130 может стать слабое соединение клемм в электроцепи или недостаточный прижим щёток.

ЗИЛ 131

Содержание материала

ГЕНЕРАТОР ПЕРЕМЕННОГО ТОКА Г250-И1 ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-131А

1 — вентилятор охлаждения обмоток генератора и блока выпрямителей 2 — вал ротора генератора 3 — передняя крышка генератора 4 — изоляция обмотки статора 5 — полюсные наконечники ротора 6 — трехфазная обмотка статора 7 — плюсовая контактная пластина вентилей 8 — корпус блока выпрямительных кремниевых диодов 9 — медное контактное кольцо ротора 10 — концевые выводы обмотки катушки возбуждения ротора 11 — алюминиевые ребра радиатора охлаждения блока вентилей 12 — кронштейн крепления генератора 13 — плюсовой клеммовый болт для подключения потребителей выпрямленного (постоянного) тока 14 — вентиляционное окно в крышке 15 — крышка заднего подшипника 16—изоляционная втулка контактного кольца 1 7 — щетки генератора 18 — щеткодержатель 19 — штекер положительной щетки, изолированный от «массы» 20 — винт «массы» (минус генератора) 21 — задняя крышка генератора 22 — крышка щеткодержателя 23 — пружина щетки 24 — болт крепления крышки 25 — вывод отрицательной щетки, соединенной с «массой» 26 — стяжной винт крышек и пластин статора 27 — крайняя утолщенная пластина статора 28—набор пластин статора 29 — катушка обмотки возбуждения ротора 30—крышка переднего подшипника 31 — шкив привода генератора 32 — минусовая медная контактная пластина вентилей 33 — винт подключения вентилей на «массу» 34 — вывод вентиля с положительным потенциалом 35 — вывод вентиля с отрицательным потенциалом 36 — болт блока вентилей для подсоединения фазного вывода 37 — винт крепления блока выпрямителей 38 — диск кристаллов электроннодырочного перехода 39 — диод кремниевого выпрямителя с положительным потенциалом 40 — изоляционная мастика 41 — диодный вывод (лепесток) 42 — диод кремниевого выпрямителя с отрицательным потенциалом 43 — латунное основание вентилей

Блок выпрямительных кремниевых диодов ВБГ-1

Основные данные. Трехфазный генератор Г250-И1 переменного тока предназначен для работы в однопроводной системе электрооборудования автомобилей с полупроводниковым регулятором напряжения РР350-А и подключением отрицательного вывода на «массу».

Руководство по установке момента зажигания на ЗИЛ 130

Установка зажигания осуществляется в следующем порядке:

  1. Сначала необходимо вывернуть свечу из 1-го цилиндра и вставить вместо нее бумажную пробку.
  2. Затем нужно не спеша крутить коленчатый вал до момента, пока поршень 1-го цилиндра не займет ВМТ хода сжатия. Этот момент определяется по пробке, которая с хлопком выскочит из отверстия вывернутой свечи.
  3. Следует добиться совмещения метки на шкиве коленвала с меткой на крышке шестерни распредвала.
  4. Далее нужно установить привод распределителя. Для этого его необходимо опустить в гнездо блока цилиндров двигателя. Нужно совместить отверстия на пластине снизу привода с отверстиями на блоке цилиндров с резьбой. Ось отверстия верхней пластины не должно отклоняться от паза на валу двигателя на угол более 15 градусов в любую из сторон. Паз необходимо сместить к передней части силового агрегата.
  5. Когда привод будет установлен, как положено, его нужно закрепить болтами.
  6. На следующем этапе нужно совместить метку на шкиве и метку, расположенную между 3 и 6 гребенками.
  7. Далее нужно совместить с помощью регулировочных винтов указательную стрелку на верхней пластине октан-корректора с положением «0» на нижней пластине. Это положение необходимо зафиксировать с помощью гаек.
  8. Теперь следует расположить распределитель-прерыватель в приводе в такое положение, чтобы вакуум-регулятор был расположен в верхней части. Определить нахождение провода первого цилиндра, расположенного на крышке прерывателя-распределителя, можно по положению бегунка.
  9. Устанавливается момент зажигания путем поворота прерывателя за корпус, пока не разомкнуться контакты и не загорится контрольная лампочка на 12 В, которую нужно присоединить к массе корпуса и выводу распределителя с низким напряжением. Таким образом, нужно поймать момент подачи искры на 1-й цилиндр. Это положение прерывателя-распределителя нужно зафиксировать.
  10. Затем следует установить крышку трамблера, а затем последовательно присоединить высоковольтные провода к цилиндрам. Сначала присоединяется провод к 1-му цилиндру. Оставшиеся провода присоединяются в том порядке, в каком работают цилиндры (1-5-4-2-6-3-7-8).
  11. Затем подключается центральный провод на катушку.

Закончив установку, нужно проверить работу системы зажигания. Если проверяется контактная СЗ зажигания ЗИЛ 130 или 131, то нужно размыкать при проверке контакты прерывателя. БСЗ проверяется путем включения/выключения зажигания с помощью ключа.

При правильной установке момента зажигания во время разгона машины будет чувствоваться небольшая детонация, которая исчезает при достижении скорости 40-45 км/ч.

Дальнейшее развитие серии

Практически 20 лет автомобиль выпускался в неизменном виде. И лишь с 1986 года началась глубокая модернизация его платформы, вызванная необходимостью улучшения его тактико-технических характеристик.

В распоряжение армии и гражданских организаций ЗИЛ поставлялся:

  • с карбюраторным двигателем под индексом ЗИЛ 131Н (модернизированный вариант);
  • с дизельным силовым агрегатом ЗИЛ 131Н1 и Н2 (разной мощности);
  • в гражданском исполнении — ЗИЛ 131А на фото внизу (проводка устанавливалась неэкранированной).


Гражданской версии бездорожье также не помеха

Выбор среди аналогов

Оригинальное устройство стоит порядка 10 тыс. рублей. Маркируется деталь артикулом СТ230К4-3708000. Встречаются и подделки, поэтому надо внимательно осматривать корпус стартера на наличие посторонних надписей, повреждений, несоответствий.

За гораздо меньшую сумму денег можно приобрести аналоги. Они не сильно отличаются по техническим характеристикам. Например, Pekar 230K43708000 можно купить за 7 тыс. рублей. Но выбор заменителей не так широк, как хотелось бы. Зил-130 модель устаревшая, этим данный факт и объясняется. Есть также вариант приобретения работоспособного б/у изделия.

Источник

Электрооборудование ЗИЛ 131

Обладая внедорожными качествами, «сто тридцать первый» также являлся родоначальником некоторых решений, ранее не использовавшихся в производстве грузовых моделей:

  • На автомобиле устанавливался бензиновый 16-клапанник с V-образным расположением цилиндров;
  • Традиционная система зажигания заменялась на бесконтактную с электронным коммутатором;
  • Герметичная и экранированная электропроводка ЗИЛ 131 позволяла работать в самых сложных погодных условиях;


Все нюансы подлежали доскональному изучению
Справочно: Инструкция предписывала на случай поломки или отказа электронного коммутатора переход на работу с аварийным генератором импульсов. Он позволял оставаться автомобилю в движении порядка 30 часов.

Модернизированная система зажигания

В те годы на западе появилась бесконтактная система зажигания. Несмотря на то, что цена компонентов была высокой, ее посчитали перспективной и после доработки под отечественные стандарты стали серийно устанавливать на автомобилях ЗИЛ 131.

Также конструкторы предусмотрели обслуживание и регулировку ее узлов своими руками в полевых условиях.


Несмотря на кажущуюся сложность, схема была достаточно простой

Модификации

Автомобиль в неизменном виде продержался на конвейере до 1986 года, когда в планах автозавода появился:

  1. ЗИЛ 131Н – модернизированный вариант с карбюраторным двигателем;
  2. ЗИЛ 131Н1 (Н2) с дизельными двигателями;
  3. ЗИЛ 131А – с обычной схемой проводки (неэкранированной) для гражданских заказчиков.

Узнайте также все нюансы схемы электропроводки Нива Шевроле.

Схема электропроводки ЗИЛ 131: цветная с описанием

С тех пор, как я стал водить машину, я стал осторожнее переходить дорогу

Так уж повелось, что в нашей стране основным заказчиком многоцелевого транспорта является армия. Поэтому, появление в 1966 году грузовика ЗИЛ 131 в рядах вооруженных сил воспринималось как само собой разумеющийся факт.

Модификация ЗИЛ 131 – аэродромный топливозаправщик

Тем более, что как транспортное средство он зарекомендовал себя отлично, а часть автомобилей и сегодня исправно несет службу не только в армейских подразделениях, но и в сельском хозяйстве, и в автобазах многих российских предприятий.

Первыми подробное устройство автомобиля получили воинские «учебки»

Дальнейшее развитие серии

Практически 20 лет автомобиль выпускался в неизменном виде. И лишь с 1986 года началась глубокая модернизация его платформы, вызванная необходимостью улучшения его тактико-технических характеристик.

В распоряжение армии и гражданских организаций ЗИЛ поставлялся:

  • с карбюраторным двигателем под индексом ЗИЛ 131Н (модернизированный вариант);
  • с дизельным силовым агрегатом ЗИЛ 131Н1 и Н2 (разной мощности);
  • в гражданском исполнении — ЗИЛ 131А на фото внизу (проводка устанавливалась неэкранированной).

Гражданской версии бездорожье также не помеха

Как определить неисправность?

Неполадки, связанные с электрооборудованием, можно определить по следующим признакам:

  1. Генератор: не дает зарядный ток, шум подшипников во время работы, зарядный ток большой силы.
  2. Стартер: не работает; не вращает коленвал двигателя; ротор вращается, но не вращает коленвал; при включении слышны частые щелчки втягивающего реле; после пуска мотора стартер не отключается.
  3. Аккумуляторная батарея: быстро разряжается; быстро уменьшается уровень электролита в батарее; из отверстий для вентиляции проливается электролит; во время зарядки незначительное повышение плотности электролита.
  4. Система зажигания: нарушены контакты в соединениях компонент системы зажигания, не запускается силовой агрегат.

Общее устройство грузовика

Электрооборудование ЗИЛ 131

Обладая внедорожными качествами, «сто тридцать первый» также являлся родоначальником некоторых решений, ранее не использовавшихся в производстве грузовых моделей:

  • На автомобиле устанавливался бензиновый 16-клапанник с V-образным расположением цилиндров;
  • Традиционная система зажигания заменялась на бесконтактную с электронным коммутатором;
  • Герметичная и экранированная электропроводка ЗИЛ 131 позволяла работать в самых сложных погодных условиях;

Все нюансы подлежали доскональному изучению

Справочно: Инструкция предписывала на случай поломки или отказа электронного коммутатора переход на работу с аварийным генератором импульсов. Он позволял оставаться автомобилю в движении порядка 30 часов.

Модернизированная система зажигания

В те годы на западе появилась бесконтактная система зажигания. Несмотря на то, что цена компонентов была высокой, ее посчитали перспективной и после доработки под отечественные стандарты стали серийно устанавливать на автомобилях ЗИЛ 131.

Также конструкторы предусмотрели обслуживание и регулировку ее узлов своими руками в полевых условиях.

Несмотря на кажущуюся сложность, схема была достаточно простой

Особенности обслуживания

Применительно к ЗИЛ 131 основной сложностью при обслуживании являлся постоянный дефицит узлов и агрегатов. В частности:

  • Много нареканий вызывала проводка ЗИЛ 131 (экранированная) из-за низкого качества материалов;
  • Частые отказы конденсаторов, что вынуждало переходить на контактную схему;
  • Обилие электроники в схеме электрооборудования бесконтактной системы зажигания затрудняла самостоятельное обслуживание.

На видео ниже вы сможете узнать и о других особенностях данной модели.

Выражаем уверенность, что изложенные факты и представленные схемы помогут в обслуживании данного транспортного средства. Сам же автомобиль достаточно надежен и доказал это своим многолетним стажем работы на самых разных направлениях работы.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]