Новинки автомобилей скорой медицинской помощи на шасси ГАЗель NEXT

Сменный модульный АСМП класса С

Одна из главных новинок, представленных на выставке, – модульный автомобиль скорой помощи «ГАЗель NEXT NN». Несколькими днями ранее «Группа ГАЗ» уже демонстрировала машину Михаилу Мурашко – Министру здравоохранения РФ. Показ состоялся 1 августа 2022 года в ходе его визита в Нижний Новгород. Модульная машина скорой медицинской помощи на базе «ГАЗель NEXT NN» всем понравилась, и было решено провести её тестовую эксплуатацию в учреждениях здравоохранения РФ.

Модульный АСМП представляет собой шасси «ГАЗель NEXT» (A21R26), на которое установлена специальная медицинская надстройка. В отличие от традиционной модели машины скорой помощи, которая выполняется на базе цельнометаллических фургонов и микроавтобусов, модульная конструкция позволяет при необходимости легко снять медицинскую надстройку (модуль) и заменить её на другую надстройку, хозяйственного назначения (например, на промтоварный или изотермический фургон). Возможно поставить этот медицинский модуль и на другое шасси. Такой подход к изготовлению АСМП продиктован эпидемиологической ситуацией, он позволяет легко сокращать или увеличивать парк медицинских автомобилей в зависимости от необходимости. При износе базового шасси в результате интенсивной эксплуатации модуль с дорогостоящим медицинским оборудованием можно целиком перенести на новое шасси, что позволит существенно снизить расходы на обновление парка станций скорой помощи. Съёмный модуль имеет строго прямоугольную форму. Возможно это менее эстетично, но отсуствие сужения в верхней части позволяет поместить больше медицинского оборудования. К тому же нужно помнить о повышении комфорта работы медиков при сохранении общих компактных габаритов автомобиля. Оптимизированная форма модуля позволила максимально укомплектовать АСМП и разместить в салоне сразу двоих пациентов. Хочу напомнить, что класс С подразумевает возможность проведения лечебных мероприятий скорой медицинской помощи силами реанимационной бригады, а также транспортировку и мониторинг состояния пациента на догоспитальном этапе.

Производство Скорой помощи на базе ГАЗель

Нне секрет, что наиболее всего востребованы и распространены машины скорой помощи на старом добром шасси марки ГАЗель. Причины такой популярности самые простые: более выгодные цены, нежели на иномарки, и приспособленность к работе на российских дорогах. На самом деле, как ни <�коренная россиянка> ГАЗель, способна без затруднений преодолеть дорогу с кочками и ухабинами и при этом быстро прибыть к месту вызова.

Разновидности скорой помощи ГАЗель

Человек, завидев транспорт, по всем внешним его признакам определяет, что перед ним находится машина скорой медицинской помощи. В действительности, она подразделяется на три класса зависимо от своего предназначения, которые мы и предлагаем нашим заказчикам:

  • Класс А — используется линейными службами;
  • Класс В — применяется при осуществлении интенсивной терапии;
  • Класс С — является реанимобилем по оказанию реанимационных мероприятий.

Соответственно и цена на них увеличивается в зависимости от суммарной стоимости оборудования, установленного в салоне медперсонала. Кроме того, в итоговую стоимость переоборудования входят и характеристики технического оснащения шасси, включая привод, двигатель и его стоимость.

В адрес нашей компании много обращений со стороны частных клиник, которые хотят переоборудовать ГАЗ в автомобили скорой помощи по причине заинтересованности в наличии своего парка спецтранспорта. В этом случае у нас существует услуга индивидуального изготовления автомобилей. На основании запросов заказчика устанавливается схема салона, как он будет укомплектован и каким медицинским оборудованием.

Можно пускаться в долгие рассуждения, что предпочтительнее купить — скорую помощь ГАЗель или АСМП на базе иномарок, но ничто не может опровергнуть тот факт, что именно на наших машинах было спасено множество людей и что они надежны и практически безотказны в работе.

Возможно изготовление автомобиля по индивидуальному заказу с необходимой Вам комплектацией, схемой салона и медицинским оборудованием.

АСМП класса С на базе автобуса

Ещё одной очень выразительной новинкой стал автомобиль скорой медицинской помощи на базе автобуса «ГАЗель NEXT» (А64R45). Главная его особенность в том, что исполнен он на базе полноценного каркасного автобуса Citiline, а не на основе цельднометаллического фургона. Получилась не только удобная компоновка для транспортировки больных на дальние расстояния, но и очень эстетичный вид. Сразу бросился в глаза увеличенный размер салона этой медицинской машины. Такое пространство позволяет организовать в машине трансформируемое рабочее пространство с комфортабельными поворотными креслами для медицинских работников, обеспечить удобство работы с пациентом и безопасное размещение персонала во время движения.

Наружная облицовка машины сделана из высокопрочного пластика, армированного стекловолокном. Внутренняя отделка также из привлекательного на вид стеклопластика. Нужно отметить, что эстетической стороне на заводе стали уделять много внимания. К тому же материалы, из которых изготовлен автомобиль, практически не подвержены износу и старению и сохраняют первоначальный вид на весь срок службы. Благодаря малому количеству стыков они позволяют легко проводить уборку и дезинфекцию.

Отечественные автомобили на службе московской скорой

Роль санитарного транспорта при проведении мероприятий скорой медицинской помощи чрезвычайно высока. Поскольку для того чтобы профессионально и оперативно оказать медицинскую помощь, необходимо доставить бригаду скорой помощи к пациенту. А в случае экстренных показаний эвакуировать больного в профильный стационар.

Сделать это возможно только при наличии специального автотранспорта. Причем специфика работы предъявляет особые требования к автомобилю скорой помощи.

Ко Дню автомобилиста мы решили рассказать об истории появления и развития санитарного транспорта на московской скорой помощи, сделав акцент на отечественные автомобили скорой и неотложной медицинской помощи.

В первые годы существования Станция скорой медицинской помощи имела исключительно машины иностранных марок. Все они были изношены. В 1925 году было закуплено пять санитарных машин Мерседес 15/70/100 PS (Тур 400), через год еще три, затем санитарные автомобили марок Рено и Фиат. В 1925 -1929 гг. на Станции круглосуточно дежурило 2-3 автомобиля. За год каждый из них совершал в среднем по 3,5-4 тысячи выездов. К 1930-м годам Станция постепенно переходила на машины отечественных марок: АМО, ГАЗ-А, ГАЗ-АА, ЗИС-101.

Увеличение вызовов и рост количества подстанций требовал соответствующего парка машин — быстрых, вместительных и комфортабельных, однако автомобили скорой помощи в СССР, которые строились преимущественно на импортных шасси, а также на отечественном шасси АМО-Ф-15, не вполне соответствовали предъявляемым требованиям, главным из которых являлось уменьшение тряски и страданий перевозимых больных.

Грузовой автомобиль на жесткой рессорной подвеске — не самое лучшее решение для «скоропомощников», но тогда рады были и такому. Первая карета скорой помощи на шасси АМО-Ф-15 была построена силами кузовной мастерской на Московском заводе АМО (Автомобильное московское общество) в 1925 году. В 1926 году на заводе собрали четыре таких санитарных автомобиля, а в последующие годы выпускали от шести до восьми машин, то есть, как бы налаживался их серийный выпуск. В Мосздравотделе в 1928 году насчитывалось уже 20 санитарных машин АМО. Кроме того, такие автомобили поставлялись в соседние с Москвой губернии, например, Ивано-Вознесенскую, где они также эксплуатировались. Всего было построено около трех десятков санитарных автомобилей АМО-Ф-15.

Санитарный автомобиль на базе АМО-Ф-15 имел открытую кабину водителя, над которой нависал жесткий козырек (в непогоду на его боковины натягивались брезентовые шторки), и закрытый санитарный кузов автобусного типа с широкой двухстворчатой задней дверью для погрузки носилок. Двое носилок размещались в кузове друг над другом с левой стороны (по ходу движения), а справа крепилась небольшая лавочка, на которой могли располагаться сопровождающие. Кузов машины в холодное время года не отапливался, но для вентиляции в крыше машины было предусмотрено специальное устройство типа «грибок», обеспечивающее воздухообмен. У санитарных машин, в отличие от грузовиков, были «глухие» подножки, закрывающие сбоку раму и межколесное пространство, как это делалось на легковых машинах. Опознавательными знаками скорой помощи были красные кресты, вписанные в белый круг, которые наносились на ветровое стекло кабины, боковины кузова и задние дверцы. На некоторые автомобили дополнительно крепили фару с матовым стеклом (на крышу спереди или на стенку кузова сбоку) и эмблемой красного креста. На машины наносилась надпись, указывающая на принадлежность Мосздравотделу, а также телефоны, по которым можно было организовать перевозку больных и пострадавших. Специальных стандартов на окраску машин скорой медицинской помощи в то время не существовало, поэтому в разных городах они окрашивались по-разному. Только во второй половине 30-х годов для гражданских санитарных автомобилей был принят единый цвет — кремовый, который на долгие годы закрепился за подобным транспортом и лишь в 70-е годы прошлого столетия появился знакомый нам сегодня стандарт — белый автомобиль с широкими красными полосами.

Однако конструкция машины вызывала у водителей, а также врачей и фельдшеров скорой помощи справедливые нарекания. Очень жесткая «грузовая» подвеска делала карету тряской, а значит, мало пригодной для перевозки больных. Мастера автобазы пробовали заменять рессоры АМО на более длинные и тонкие с изменением точек их крепления, но проблемы адаптации «брутального» грузовика к нуждам медицины это не решило. Машина тряская (грузовик отличался очень жесткими рессорами), с очень неудобным водительским сидением, устаревшей к тому времени конструкции, не слишком надежная из-за низкого качества (полукустарного) комплектующих и неумелой сборки, и очень дорогостоящая — явно не самая удобная для службы в скорой. В результате АМО-Ф-15 не вполне «вписался» в требования Московской станции скорой помощи, но иного серийного отечественного шасси в те годы не существовало.

Долгое время в стране не было специализированных заводов, выпускавших санитарные автомобили, поэтому в 1920-х – 1930-х годах автобазы «Скорой помощи» вынуждены были своими силами делать необходимый подвижный состав, используя стандартные шасси грузовых автомобилей, на которые устанавливались простые деревянные кузова, пригодные для размещения носилок. Эти автомобили не имели ни заводских, ни производственных обозначений. И только в середине 1930-х годов ситуация с санитарным транспортом стала меняться.

Горьковский автомобильный завод (ГАЗ) стал первым отечественным предприятием, наладившим массовое производство легковых и грузовых машин, которые широко использовались как в Красной армии, так и в народном хозяйстве. За основу будущих советских автомобилей ГАЗ были приняты автомобили американского концерна Ford Motor Co. – легковая машина среднего класса «Форд-А» с открытым 5-местным 4-дверным кузовом типа «фаэтон» и 1,5-тонный грузовой автомобиль «Форд-АА». Лицензионная копия автомобиля Ford-А, оборудование и документация на его производство были куплены Советским Правительством в США в 1929 году у Ford Motor Co. В процессе строительства ГАЗа первоначально сборка этих автомобилей осуществлялась на московском заводе КИМ и нижегородском «Гудок Октября». Выпускавшийся с декабря 1932 года легковой автомобиль ГАЗ-А, на заднеприводном шасси (4×2) с передним расположением двигателя мощностью 40 л.с., сразу же поступил на вооружение РККА в качестве командирского автомобиля. Наряду с легковым автомобилем ГАЗ-А в РККА применялись и построенные на его шасси пикапы ГАЗ-4 и несколько типов карет «Скорой помощи» (санитарных машин) грузоподъемностью 500 кг. Автомобиль ГАЗ-А и его варианты выпускались с 1932 г. по 1936 г. на Горьковском автомобильном заводе, а с 1933 г. по 1935 г., кроме того, и на заводе КИМ (г. Москва). Всего было выпущено 41917 автомобилей ГАЗ-А во всех модификациях, из них – 10500 пикапов ГАЗ-4 и автомобилей «скорой помощи».

Санитарный автомобиль «Скорой помощи» на шасси ГАЗ-А имел рамную конструкцию автомобиля – рама состояла из двух лонжеронов, связанных поперечными балками. Автомобиль получил двухместную кабину от грузовика ГАЗ-АА для доставки медицинского персонала. Закрытый кузов «фургон» представлял собой деревянный каркас, облицованный снаружи листовой сталью и обшитый изнутри фанерой, с двухстворчатыми дверями, смонтированными в задней стенке. «Санитарный отсек» отделялся от кабины водителя перегородкой. Внутри кузова могли размещаться двое лежачих раненых на носилках или пять сидячих больных – на откидных сидениях, закрепленных шарнирно на стенках кузова.

Двигатель четырехтактный 4-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения «ГАЗ-А», мощностью 40 л.с. позволял автомобилю двигаться по шоссе с максимальной скоростью 50 км/ч. С полным баком топлива (емкостью 40 л) машина могла пройти 200 км. Бампер автомобиля изготовлен из двух упругих стальных полос. Радиатор украшен первой эмблемой Горьковского завода – черным овалом с буквами «ГАЗ». Передние крылья выполнены методом глубокой штамповки. Сцепление – однодисковое, сухое. Коробка передач – трехступенчатая, три скорости вперед и одна – назад. Главная передача на задний мост представляла собой пару конических шестерен со спиральными зубьями. Подвеска и передней, и задней оси – зависимая, на поперечных рессорах, с 4-мя гидравлическими амортизаторами коловратного типа одностороннего действия. Тормоза колодочные, с механическим приводом. Стояночный тормоз – ленточный, на заднюю ось. Шины – 5,50-16 дюймов, колеса – металлические. Гражданские санитарные машины, как правило, окрашивались в белый, серый и песочный цвета, а машины, предназначенные для Красной армии, в защитный. Их принадлежность к санитарному транспорту выдавал лишь обязательный фонарь с красным крестом над ветровым стеклом водителя. Во время выездов его полагалось включать, чтобы прохожие и встречные водители могли выделить медицинскую машину в потоке и предоставить ей право преимущественного проезда. У гражданских автомобилей эмблемы красного креста часто дополнительно наносились на боковины кузова (в основном на стекла). В «военном варианте» это практиковалось редко, а если кресты наносились, то небольшого размера. Во время войны санитарный транспорт в целях безопасности старались не выделять среди прочей техники.

На базе автомобиля ГАЗ-А (по другим источникам ГАЗ-АА) в 1936 году была спроектирована и построена специализированная машина с условным индексом СП-36 (см. на фото). Она имела сзади две распашные двери. Сколько было выпущено таких машин, точно неизвестно.

Автомобиль «Скорой помощи» СП-36 построен как опытный образец мастерскими автобазы «Мосгорздравотдела» в Москве (директор П.Н. Родионов) на измененном шасси ГАЗ — АА. Индекс СП — 36 присвоен машине условно, поскольку конструкция была безымянной. Подвеска всех колес — на четырех продольных рессорах с амортизаторами, задние колеса — односкатные, в чем заключалось отличие шасси СП — 36 от ГАЗ — АА. Обтекаемый кузов на семь мест (включая носилки для больных) представлял собой деревянный каркас с металлической обшивкой. Отделение для больных отгорожено от места водителя. Оборудование машины включало сигнал типа «сирена», опознавательный фонарь с красным крестом.

Год постройки СП — 36 (Скорая помощь) — 1936; число мест — 7; двигатель: тип — четырехтактный, карбюраторный, число цилиндров — 4, рабочий объем — 3285 см, степень сжатия — 4,6, мощность — 50 л. с. / 37 кВт при 2800 об/мин; число передач — 4; главная передача — конические шестерни; размер шин — 6,50- 20 дюймов: длина — около 5500 мм; ширина — 2340 мм; высота — 2100 мм; база — 3340 мм; колея 1405 мм: масса в снаряженном состоянии — около 2400 кг; наибольшая скорость — 70 км/ч.

Наибольшее распространение кареты скорой помощи получили на базе грузового ГАЗ-АА. ГАЗ-АА/ММ — советский грузовой автомобиль Нижегородского (в 1932 году), позже Горьковского автозавода, грузоподъёмностью 1,5 т, известный как полуторка. Образцом послужил американский грузовик Форд модели АА образца 1930 года, но впоследствии перепроектирован по отечественным чертежам.

Конструктивно грузовой автомобиль ГАЗ-АА был выполнен по классической схеме на рамном шасси с рессорной подвеской. Оперение кабины унифицировано с легковым автомобилем ГАЗ-А. Особенностью конструкции было устройство задней подвески и трансмиссии, где в качестве продольной тяги использовалась так называемая толкающая труба, внутри которой располагался закрытый кардинальный вал, которая упиралась в бронзовую втулку, подверженную быстрому износу и необходимости частых ремонтов. Недостаточной живучестью отличалось и крепление реактивной тяги передней подвески, воспринимавшей усилие при торможении.

Благодаря массовому конвейерному производству ГАЗ-АА/ММ был самым массовым грузовиком, да и вообще автомобилем в предвоенном СССР. Его шасси послужило базой для создания целого ряда специализированных и специальных модификаций военного и гражданского назначения, в том числе, карет скорой помощи (на фото санитарный автомобиль Горэвакопункта г. Москвы).

При разработке нового массового универсального санитарного автомобиля, который мог эксплуатироваться как в гражданских медицинских учреждениях, так и армейских, конструкторами был взят американский санитарный (полицейский) автомобиль «Форд» образца 1930-1931 годов. В 1935 году был построен первый опытный образец, который в дальнейшем подвергся некоторому упрощению, в частности, кузов лишился светового фонаря на крыше. Доработанную модель поручили выпускать автобусному цеху, входящему в состав автозавода им. Молотова (бывший Первый автосборочный завод и будущий Горьковский автобусный завод), который находился в непосредственной близости от самого автозавода. В качестве завода-дублера был выбран Казанский кузовной завод. К 1938 году новая машина была готова и получила индекс ГАЗ-55. Официальное название «санитарки» — ГАЗ-55-55, где первая цифра обозначала модель шасси, а вторая — модель кузова. Так как у ГАЗ-55-55 обе эти цифры совпадали, то вторую цифру очень часто опускали. Иногда машину в документах называли М-55 («Молотовец-55»).

Для санитарной машины использовали не совсем обычное шасси (что видно уже из индекса). От стандартного ГАЗ-АА оно отличалось доработанной подвеской с удлиненными задними рессорами и шестью рычажными гидравлическими амортизаторами от ГАЗ-М1 (два спереди и четыре сзади). С такой подвеской ход машины становился намного мягче, что было важно при перевозке больных и раненых. В салоне автомобиля можно было перевозить либо четырёх лежачих на носилках и двух сидевших на откидных сидениях, либо двоих на подвешенных носилках и пятерых на откидных сидениях. Также были внесены изменения в выхлопную систему, так как медицинский отсек обогревался с помощью выхлопных газов, проходящих в салоне через два калорифера, установленных на полу, под лавками.

В различное время на шасси ГАЗ-55 могли устанавливать стандартный двигатель ГАЗ-АА мощностью 40 л. с. или более мощный ГАЗ-ММ (50 л. с.). Закрытый кузов представлял собой деревянный каркас, облицованный снаружи листовой сталью и обшитый изнутри фанерой. «Санитарный отсек» отделялся от кабины водителя перегородкой. Кузов оснащался носилками в три яруса (верхние носилки крепились к складным опорам на потолке).В салоне «санитарки», в зависимости от обстоятельств, помещались либо четыре человека на носилках-гамаках и два на откидных скамейках, либо два на подвешенных носилках и пять на сиденьях, либо восемь только на откидных скамейках. Помимо отопления санитарный кузов оборудовался активной вентиляцией — в крышу монтировались три вентилятора, два нагнетающих и один вытяжной.

Массовый выпуск ГАЗ-55 был развернут в 1938 году. За первый год серийного производства изготовили 359 экземпляров ГАЗ-55, еще 72 шасси были отправлены на Казанский кузовной завод. В последующие годы выпуск санитарных фургонов наращивал обороты. В 1939 году силами двух заводов изготовили уже 1293 автомобиля, а в 1940 — 1429 штук (на фото А. Родченко санитарный автомобиль на Мясницкой улице, 30-е годы).

В военное время ГАЗ-55 выпускался только в Горьком, причем санитарные кузова стали устанавливать на обычные шасси без доработанной подвески. В 1942 году конструкцию машины существенно упростили: штампованные крылья сменились гнутыми, Г-образной формы; машины лишились одной фары, передних тормозных механизмов, остекленного кузова и многого другого. Однако с 1943 года завод практически вернулся к довоенной конструкции, и только гнутые крылья выдавали время выпуска фургонов.

«Санитарки» ГАЗ-55, ставшие основным «линейным» транспортом станций скорой медицинской помощи всей страны, выпускались на Горьковском автобусном заводе до 1950 года. За это время только в Горьком было собрано 12 044 санитарных ГАЗ-55. Гражданские санитарные машины, как правило, окрашивались в белый, серый и песочный цвета, а машины, предназначенные для армии, — в классический защитный. Их принадлежность к санитарному транспорту выдавал лишь обязательный фонарь с красным крестом над ветровым стеклом водителя.

В годы Великой Отечественной войны в СССР был получен опыт эксплуатации и обслуживания самой разнообразной иностранной автомобильной техники: трофейной немецкой и поступавшей по ленд-лизу американской. Это позволило советским конструкторам «на натурных экземплярах» знакомиться с последними достижениями признанных лидеров автомобилестроения. Чтобы компенсировать потерянное из-за войны время и общий недостаток опыта, горьковские конструкторы воспользовались полученной при этом информацией — в частности, позаимствовали общий план конструкции передней подвески, а также многих элементов подмоторной рамы и силовых элементов днища, у имевшей современный несущий кузов и близкие к проектируемому на ГАЗе автомобилю массово-габаритные характеристики немецкой модели Opel Kapitan образца 1938 года.

Как только в СССР появился отечественный автомобиль высшего класса, его попытались приспособить для перевозки больных. В 1939 году на заводе им. Лихачева были построены два опытных образца «скорой помощи» на базе ЗИС-101. Советский лимузин ЗиС-101 стал прекрасной основой для создания машины скорой помощи благодаря своим скоростным качествам и мягкой подвеске.

Медицинская модификация создана на заводе по проекту И.Ф.Германа при активном содействии руководителей Станции скорой помощи А.С.Пучкова и А.М.Нечаева. Внешне, помимо светлой окраски, соответствующих надписей на кузове и фонаря с красным крестом на крыше, машины отличались от обычных ЗИСов отсутствием багажной решетки сзади, что было сделано для упрощения доступа к стандартному проему в задней стенке кузова, через который в салон подавались носилки с больным. Несмотря на размеры автомобиля, погрузка через люк была не очень удобной в силу его малых размеров, к примеру, запрещалась погрузка беременных женщин таким образом именно из-за ограничений по высоте проема. Эти машины работали в Московской скорой и в послевоенное время, а также в других крупных городах с обустроенной дорожной сетью.

На этой же базе автомобилей ЗИС‑101А, прошедших капремонт, московский завод Аремкуз в небольших количествах строил в конце 1940‑х годов кареты скорой помощи АКЗ‑4.

А вот санитарный вариант на базе ЗИС-110 сразу был заложен в предполагаемую к выпуску гамму легковых машин. По сравнению с лимузином санитарная версия имела ряд серьезных отличий.

Техническая характеристика:

Колесная формула 4 x 2
Пассажировместимость, чел 4 + 1 на носилках
Двигатель ЗИС-110, бензиновый, восьмицилиндровый, рядный
Мощность 140 л.с., при 3 600 об/мин
Рабочий объем, л 6,005
Коробка передач Механическая, трехступенчатая
Максимальная скорость, км/ч 140

Перегородка внутри кузова (несколько иного типа, чем у лимузина, со сдвижным стеклом) делила внутреннее пространство на два независимых отсека — кабину водителя и медицинский салон. В медицинском салоне на специальных направляющих размещались и фиксировались носилки с больным или пострадавшим и устанавливались два складных сиденья для сопровождающего персонала.

Для удобства погрузки носилок в салон конструкторы переделали заднюю часть автомобиля. И хотя она сохранила те же обводы кузова, что и базовый лимузин, вместо крышки багажника и заднего стекла на «санитарку» устанавливали большую подъемную пятую дверь, которая фактически превращала данный автомобиль в универсал. По гигиеническим соображениям отсек для запасного колеса машины, находящийся под полом медицинского салона, был сделан полностью изолированным. К нему вел специальный откидывающийся люк, располагавшийся под пятой дверью. Санитарные машины имели, как правило, светлую бежевую окраску, а окна медицинского отсека выполнялись матовыми, непрозрачными или задергивались занавесками. В качестве опознавательного знака санитарного транспорта над ветровым стеклом машины устанавливалась дополнительная фара с символикой красного креста.

Санитарные автомобили ЗИС-110 эксплуатировались в основном в крупных городах, там, где в полной мере можно было использовать их основные преимущества в скорости и комфорте перед другим санитарным транспортом. Кроме того, эти машины были очень чувствительны к качеству бензина и его октановому числу — первое время для легковых автомобилей ЗИС-110 даже специально выпускался особый сорт бензина «Экстра». Всего на базе ЗИС-110 было изготовлено не менее 2089 экземпляров всех модификаций, в том числе, 48 санитарных автомобилей (конечно, это было ничтожно мало для нашей страны). Сегодня эти машины часто обозначают индексом ЗИС‑110А, или ЗИЛ-110.

Первым в линейке специализированных машин, используемых для неотложной медицинской помощи стал «Москвич — 400-420М». Профессиональная ориентация этих обычных с виду легковых машин выражалась в нанесении на стекла красных крестов в белом круге и более простой и дешевой отделке салонов.

Как правило, такие машины имели дефорсированные двигатели, способные работать на низкооктановых сортах бензина. Интересно, что в комплектации «Москвича-407М» в качестве профессионального оборудования вошла обязательная сегодня для всех автомобилей аптечка.

ГАЗ-12Б ЗИМ — санитарный вариант, выпускался с 1951 по 1960 год. Машины окрашивались в светло-бежевый цвет, кроме того, внешне отличались от обычного седана внешними петлями крышки багажника, которая раскрывалась на большой угол и позволяла вкатывать в салон автомобиля носилки. «Скорая» имела стеклянную перегородку за передними сиденьями, два откидных кресла и выдвижные носилки в заднем отсеке. Кроме того, автомобили комплектовались верхним фонарем с изображением красного креста и фарой-искателем со стороны водителя.

Передние два сиденья были отделены от остального салона стеклянной перегородкой. Кузов остался 4-дверным, носилки загружались и выгружались через крышку багажника. ГАЗ-12Б имел опознавательный фонарь на крыше и фару-искатель на левом переднем крыле. Такие машины оставались на «вооружении» вплоть до начала 80-х. В том же 1951 году было изготовлено 3 экземпляра с 4-дверным открытым кузовом фаэтон — ГАЗ-12А. В серию автомобиль не пошел- усиление кузова, связанное со «снятием» крыши, повлекло чрезмерное для 95-сильного мотора утяжеление машины, и ее динамические показатели оказались неудовлетворительными.

«Победа» — советский легковой автомобиль среднего класса, серийно производившийся на Горьковском автомобильном заводе в 1946-1958 годах. Заводской индекс модели -М-20. Относится к третьему поколению легковых машин ГАЗ, является «преемником» модели М-1.Серийный выпуск автомобилей «Победа» начался 28 июня 1946 года. Всего до 31 мая 1958 года было выпущено 241 497 машин, включая 14 222 кабриолетов и 37 492 такси. «Победа», наряду с Москвичом-400-42M активно использовалась для перевозки медперсонала и для обслуживания больных на дому. Такие машины внешне от серийных ничем не отличались, кроме соответствующей окраски кузова и фары с красным крестом на крыше. Ввиду нехватки транспорта для перевозки больных в медучреждения, одной из автобаз, находящихся в подчинении Министерства здравоохранения, была сделана попытка создать подобную перевозку на базе «Победы».

Модификация затронула в основном салон машины. Задний диван был поделен на две части: правую, которая мало чем отличалась от обычного сиденья «Победы» и левую, которая представляла из себя компактное жесткое сиденье со складной спинкой. В сложенном положении спинка оказывалась на одном уровне с деревянным настилом на полу багажника и тогда на получившуюся площадку можно было вкатить носилки с больным. Носилки снабжались колесиками, в походном положении они складывались вдвое и помещались в багажник.

Ради размещения носилок пришлось отказаться от полки в багажнике и поставить вертикально запасное колесо. Бензобак для этого был слегка изменен, ибо при штатном колесе и бензобаке вертикально колесо в багажник не влезало. Длина носилок (180 см) позволяла перевозить даже вполне крупных больных, но доступ врача к больному был неудобен: если верхняя часть больного была доступна для врача, поскольку он располагался рядом, то для манипуляций с ногами приходилось протискиваться в багажник.

Внешне кареты скорой помощи отличались раскраской (белый или бежевый цвет), опознавательным знаком красного креста, надписью на бортах и с логотипом красного креста на крыше. Медицинское оборудование штатно не устанавливалось – предполагалось, что врач позаботится обо всем необходимом. Возможно, была выпущена партия подобных машин. В московской скорой они также использовались. Но долго они не ходили и вскоре уступили место медицинскому ГАЗ-12Б. Главным образом из-за того, что Победа, как и любая легковая машина, слишком тесна для носилок с больным, врача, фельдшера, санитара, водителя, медицинских приспособлений и инструментов.

В связи с готовящемся снятием с конвейера модели большого класса ГАЗ-12 (ЗИМ), вариант которого использовался в качестве кареты скорой помощи, автомобилестроительному министерству вместо него было необходимо создать аналогичный автомобиль на базе модели среднего класса, как более простой в эксплуатации, экономичной и дешёвой по сравнению с идущей на смену ЗИМу «Чайкой» ГАЗ-13. Чтобы оправдать минимальные экономически обоснованные масштабы выпуска, было предусмотрено также создание на основе кареты скорой помощи грузопассажирского варианта для торговых организаций. Опытные и предсерийные прототипы строились на базе «второй серии» ГАЗ-21И, но серийное производство началось лишь в 1962 году, уже после перехода к «третьей серии».

«Волга» ГАЗ-22 — первый отечественный универсал, пригодный для медицинской службы, в том числе, оказания скорой и неотложной медицинской помощи. До нее больных возили в основном в «каретах», построенных на базе грузовиков, в немногочисленных санитарных ЗИСах и ГАЗ-12 ЗИМ. Участковые врачи ездили по вызовам в обычных «москвичах», куда больного, естественно, не положить. Универсал «Москвич-423», был маловат, а вот «Волга» в самый раз.

Производство санитарной «Волги» ГАЗ-22Б начали в 1962 году. Автомобиль оснащали 75-сильным двигателем объемом 2,5 л и трехступенчатой коробкой передач. С 1965 года основная медицинская модель называлась ГАЗ-22Д. В длинном списке модификаций числились и экспортные версии с 80- и 85-сильным моторами. Выпуск прекратили в 1970 году. Машина была достаточно прочна и вынослива, а обслуживание и ремонт хотя и трудоемки, зато несложны даже для не самого квалифицированного механика. Санитарные модификации ГАЗ-22 имели крепление для носилок в кузове, минимальное медицинское оборудование. В салоне была перегородка после переднего сидения. Салон был отапливаемым и имел хорошее освещение. Внешне санитарные автомобили отличались опознавательными знаками (красные кресты), матовыми задними стёклами, фарой-искателем (прожектором) на левом переднем крыле и опознавательным красным крестом на крыше. Окрашивались в белый цвет. В машине можно было перевозить лежачего больного и двух сидящих рядом с ним сопровождающих. На смену этой модели пришла аналогичная машина ГАЗ‑24–03, созданная на базе универсала ГАЗ‑24–02.

На Горьковском автозаводе санитарные автомобили на шасси «Волги» выпускали с 1962 года, когда появилась модель ГАЗ-22Б, и дальше, по мере появления каждой новой модели «Волги» (разве что кроме 3102), у неё появлялась медицинская модификация, последней санитарной «Волгой» была ГАЗ-310231, которая выпускалась до 2008 года. В качестве «скорой помощи» такие автомобили уже не использовались, и предназначались просто для перевозки больных, для этого в салоне размещались носилки и места для сопровождающих (компоновка салона практически не изменилась со времён ГАЗ-2403).

Микроавтобусы УАЗ и РАФ, в том числе, в санитарном варианте, появились в стране почти одновременно. Такие машины были очень нужны. Ведь до конца 1950-х годов основным санитарным автомобилем был ПАЗ-653 — будка на шасси грузовика ГАЗ-51, а также ГАЗ-12 ЗИМ и ЗИС-110. Машина на грузовом шасси была просторной, однако, очень тряской. ЗИС и ЗИМ шли мягко, но врачам и фельдшерам в них было тесно: больного перевезти можно, однако серьезную помощь по дороге не окажешь, да и нужное оборудование не разместишь. Кроме того, себестоимость «санитарки» на базе большого дорогого седана, тем более правительственного мелкосерийного лимузина, была высокой. УАЗ делали в первую очередь для сельской местности и поначалу в небольших количествах. Так что основной городской машиной для госпитализации больных стал РАФ. С 1960-х годов основным предприятием в СССР, поставляющим стране автомобили скорой медицинской помощи, стала Рижская автобусная фабрика.

РАФ-977 «Латвия» — серия микроавтобусов, выпускавшихся фабрикой в 1959 — 1976 годах на агрегатах автомобиля ГАЗ-21 «Волга». Микроавтобусы РАФ использовались, в том числе, как автомобили скорой помощи до конца 70-х годов, после чего основная масса была заменена на микроавтобусы РАФ-2203.Послужной список: первые опытные санитарные автомобили построили на базе модели РАФ-977 1958 года. Серийный РАФ‑977И выпускали с 1962 г. Модернизированный РАФ‑977ИМ – с 1968 г. Он имел агрегаты ГАЗ-21, в том числе двигатель объемом 2,45 литра (75 л.с.) и трехступенчатую коробку передач. Набор медицинского оборудования зависел от места работы машины. Выпуск продолжался до 1976 года — до момента, когда перешли на РАФ-2203 и санитарный РАФ‑22031.

РАФ-2203 «Латвия»- советские микроавтобусы, серийно выпускавшиеся на заводе в Елгаве микроавтобусов РАФ в 1976-1997 годах. Автомобили данной модели широко использовались в качестве служебного транспорта, автомобили скорой медицинской помощи и маршрутного такси вплоть до 2000-х годов, затем заменялись «Газелями»

Главными отличиями автомобиля стали полностью переработанный кузов и основные агрегаты от более современной «Волги» ГАЗ-24.В итоге новая модель стала заметно безопаснее и комфортабельнее предшественника РАФ-977: изменились пропорции кузова, снизился центр тяжести, что вкупе с удачным выбором элементов подвески сделало машину более устойчивой и манёвренной, хотя проблемы с развесовкой по осям сохранились.

В 1979-1987 гг. на базе РАФ-2203 с высокой стеклопластиковой крышей выпускался реанимационный автомобиль, собранный и укомплектованный (Финляндия). Производился мелкосерийно.

Сколько жизней спасли такие РАФы, не знает никто. Ведь они прилежно работали во всех уголках Советского Союза, в больших и малых городах, в том числе, на московской скорой. Конечно, машины, работавшие днем и ночью почти без перерывов, требовали постоянного внимания. Изнашивались детали волговской подвески и рулевого управления, не самым прочным и долговечным был несущий кузов. Тем не менее, отдельные машины служили до 1990-х.

УАЗ-2206/3741/3909/39094/3962/3303(в просторечии — «Буханка»),— семейство советских и российских полноприводных малотоннажных грузо-пассажирских автомобилей повышенной проходимости, производящихся на Ульяновском автомобильном заводе. Серийный выпуск УАЗ-452 (санитарный) начат в 1965 году.

Автомобиль вмещал до четырёх носилок или восьмерых на лавочках и одного сопровождающего в обоих случаях. Всего до 11 сидячих мест. Машина не предусматривала комфорта при перемещениях, подвеска оставалась со стандартной модели, но была единственной санитарной машиной, способной добраться в самые отдалённые места. Надёжный, простой и безотказный автомобиль производится и по сей день.

ГАЗ-32214 — специализированный санитарно-медицинский автомобиль, ориентированный на использование на станциях «Скорой помощи», и прочих организаций, оказывающих медицинские услуги. Создан на базе фургона ГАЗ-2705 и внешне отличается от него только окраской, выполненной в рамках цветографической схемы по ГОСТ Р50574-2002, и наличием проблесковых маячков.

Длина медицинского фургона составляет 5540 мм, колесная база ГАЗ-32214 равна 2900 мм, передний и задний свес соответственно равны 1030 и 1610 мм, ширина фургона не превышает 2075 мм, а высота ограничена 2480 мм. Автомобиль снабжен боковой сдвижной дверью по правому борту, а также задней распашной двухстворчатой дверью для удобной погрузки носилок с больными. Снаряженная масса ГАЗ-32214 не превышает 2870 кг. Полная масса фургона – 3500 кг. Цельнометаллическая кабина ГАЗ-32214 имеет трехместный пассажирский салон, отделенный от медицинского салона металлической перегородкой со сдвижным окном. Медицинский салон оборудован тремя посадочными местами, при этом правое сидение имеет откидывающуюся спинку для установки дополнительных носилок. Среди прочего оборудования необходимо отметить наличие приемного устройства для носилок, боковой подножки (модификации 322174-408 и 322174-410), а также умывальника с электронасосом подачи воды и встроенными бачками. Кроме того, модификации 322140-410, 322174-408 и 322174-410 получили высокую крышу, облегчающую оказание медицинской помощи непосредственно в салоне автомобиля.

Все модификации ГАЗ-32214 оборудуются бензиновыми 4-цилиндровыми рядными двигателями с системой распределенного впрыска топлива. В зависимости от исполнения, фургон оснащается либо 2,45-литровым агрегатом ЗМЗ-402 с отдачей 100 л.с. при 4500 об/минуту и крутящим моментом 183 Нм при 2400 – 2600 об/минуту, либо 2,46-литровым двигателем ЗМЗ-40524, мощность которого достигает 133 л.с. при 4500 об/минуту, а пик крутящего момента приходится на отметку 214 Нм при 4000 об/минуту. Оба мотора агрегируются с безальтернативной 5-ступенчатой «механикой», снабженной однодисковым сухим сцеплением с гидравлическим приводом. Рамная конструкция шасси медицинского фургона ГАЗ-32214 поддерживается зависимой рессорной подвеской спереди и сзади. Колеса передней оси дополнены дисковыми тормозными механизмами, на задних колесах используются простые барабанные тормоза. Автомобиль снабжен системой ABS. Колесная формула ГАЗ-32214 – 4х2 с задним приводом. ГАЗ-32214 способен разгоняться до 115 км/час максимальной скорости по дорогам с твердым покрытием. Все модификации фургона комплектуются гидроусилителем руля, отопителем ГАЗ 32214-32 и системой вентиляции медицинского салона.

В настоящее время Станция скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова укомплектована автомобильным транспортом на базе автомобилей Мерседес, Форд , Газель, которые оснащены современным оборудованием, что позволяет качественно оказывать скорую медицинскую помощь жителям столицы.

Поскольку государственные санитарные автомобили после списания отправляли на свалку, большинство «живых» машин, о которых мы рассказали в нашей статье, почти не сохранилось. Надеемся, что предложенный материал, сопровожденный фотоиллюстрациями, восполнит этот пробел в славной истории Станции скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова.

Источники:

1. Пучков А.С. Организация скорой медицинской помощи в Москве. Глава IX Оснащение Станции. С.163-168. Медгиз,1947.

2. Шугуров Л. М. Автомобили России и СССР.—М.: ИЛБИ, 1994.

3. Вахрамеев А.В. Московская скорая помощь.С.62.1994.

4. Автомобиль на службе, выпуск № 32, 2012.

Мобильный медицинский центр

На базе автобуса «ГАЗель NEXT» (А63R45) был сделан и медицинский передвижной комплекс. Он может использоваться для массовых выездных вакцинаций, медицинских осмотров, выездной диагностики и других врачебных мероприятий. Существует возможность присоединения дополнительного модуля-прицепа, в котором будет размещён второй медицинский кабинет. Помимо медицинского оборудования и мебели, машина оснащена автономными системами жизнеобеспечения, генератором и встроенным санузлом.

Мобильный медицинский кабинет

На базе «ГАЗели NEXT 4.6» со сверхдлинной базой (A31R33) был показан «Кабинет здоровья». Такая машина напрямую отвечает запросам по обеспечению равного доступа к медицинской помощи всех граждан России, независимо от места их проживания. Это весьма эффективный инструмент в сложившихся социальных и экономических условиях России. Мобильный медицинский кабинет отлично подходит для выездной диагностики, скрининга состояния здоровья людей, выявления факторов риска, массовых диспансеризаций на предприятиях и в небольших населенных пунктах, а также для сопровождения многолюдных публичных мероприятий. Увеличенная колёсная база и большая длина кузова позволяют разместить в одном автомобиле сразу два медицинских кабинета. Например, один можно выделить для терапевтического приема, другой – для специальных обследований.

Спецификация автомобиля скорой помощи класс B

1. Базовое шасси 1.1 Газель некст, белый кузов 2.1 Размеры салона (длина/высота/ширина), 616 х 175 х 275 см.

3. Пол медицинского салона 3.1 Покрытие напольное водонепроницаемое, антистатическое, противоскользящее, устойчивое к воздействию моющих дезинфицирующих средств 3.2 Бордюр по нижней части боковых панелей из шлифованной нержавеющей стали 3.3 Гидроизоляция швов в цвет напольного покрытия

4. Перегородка 4.1 Перегородка между кабиной и салоном со сдвижным матированным окном 4.2 Пространство погрузочное в верхней части перегородки (снабжено дверцей и газовым лифтом и индивидуальным светильником)

5. Остекление медицинского салона 5.1 Остекление задних дверей 5.2 Остекление боковой двери салона со сдвижным окном 5.3 Матирование 2/3 высоты стекол дверей салона

6. Поручни, леера 6.1 Поручень сдвижной двери из толстостенной нержавеющей стали 1 шт. 6.2 Поручень задней двери из толстостенной нержавеющей стали 1 шт. 6.3 Леер-поручень потолочный выполнен из нержавеющей толстостенной стали вдоль приемного устройства с двумя кронштейнами для инфузионной системы оснащенный двумя держателями пакетов и двумя держателями цилиндрических емкостей 1 шт.

7. Ступени, подножки 7.1 Подножка задних дверей (не устанавливается в случае наличия в базе) 7.2 Подножка боковой двери

8. Отопление, вентиляция и кондиционирование 8.1 Люк потолочный стеклянный 530х820 мм, используется в качестве аварийного выхода (установлен с армированием потолка) 1 шт. 8.2 Вентилятор потолочный приточно-вытяжной двухскоростной (активируется настенной клавишей) 1 шт. 8.3 Отопитель автономный воздушный 4,0 кВт расположен в области стойки для крепления медицинского оборудования левого борта (управление осуществляется настенным регулятором температуры у сдвижной двери) Отопитель оснащен системой диагностики с выводом информации о выявленных неисправностях на орган управления 1 шт. 8.4 Электрообогреватель стояночный 220В расположен под креслом правым (управление осуществляется настенным регулятором температуры у сдвижной двери) 1 шт. 8.5 Испаритель кондиционера не менее 3,7кВт медицинском салоне при наличии кондиционера в базе расположен на перегородке

9. Устройство индивидуальной дезинфекции 9.1 Диспенсер для дезинфицирования рук 9.2 Полотенцедержатель для бумажных полотенец 9.3 Контейнер для использованных бумажных полотенец

10. Электрооборудование 10.1 Плафон освещения (люминесцентный или светодиодный) салона потолочный активируется настенной клавишей у сдвижной двери и задней распашной двери. Используется принцип проходного выключателя. Светильник оснащен индивидуальным выключателем 10.2 Светильник освещения прилегающей территории сдвижной двери (активируется при открытии сдвижной двери) 1 шт. 10.3 Светильник освещения прилегающей территории задних дверей (активируется при открытии задних дверей) 1 шт. 10.4 Светильник точечный над поверхностью носилок с поворотным механизмом (активируется настенной клавишей у сдвижной двери) 1 шт. 10.5 Аккумуляторная батарея дополнительная от 60-100 А/ч в зависимости от модели генератора (в случае отсутствия в базовом шасси) 10.6 Розетка электрическая 12В с индикатором наличия напряжения для питания медицинского оборудования расположена в области центра левого борта (в соответствии с европейским стандартом) 1 шт. 10.7 Розетка электрическая 12В с индикатором наличия напряжения для питания медицинского оборудования расположена в области центра левого борта (в соответствии с российским стандартом) 1 шт. 10.8 Розетка электрическая 220В с индикатором наличия напряжения для питания медицинского оборудования расположена в области центра левого борта (в соответствии с европейским стандартом) 2 шт. 10.9 Преобразователь напряжения 220/12В (12/220В) 1000 Вт с функцией подзарядки 1 шт. 10.10 Вилка ввода электропитания внешней сети 220В с индикатором наличия напряжения в передней части автомобиля со стороны водителя 1 шт. 10.11 Кабель ввода электропитания внешней сети 220В (15метров) 1 шт. 10.12 Фара поисковая (возможна комплектация: Фонарь 12В переносной аккумуляторный) 10.13 Розетка электрическая 220В для питания стояночного электрообогревателя медицинского салона расположена в непосредственной близости (в соответствии с европейским стандартом) 1 шт. 10.14 Блокировка запуска двигателя при наличии штепселя в вилке ввода электропитания внешней сети 220В. ( при наличии п 10.10)

11. Система газоснабжения 11.1 Трубопровод, шланг газовый армированный под обшивкой салона с разделкой всех соединений пресс кольцами 11.2 Баллон 10л под кислород с кронштейном быстрого крепления без использования вспомогательного инструмента и защитным чехлом (кодировка цвета «синий») 1 шт. 11.3 Редуктор к баллону (по числу баллонов) 2 шт. 11.4 Розетка кислородная с быстроразъемным соединением расположена в области центра левого борта 1 шт.

12. Сиденья, посадочные места медицинского салона 12.1 Кресло правое расположено сбоку от носилок в передней части на 2/3 длины носилок (снабжается механизмом трансформации, ремнем безопасности, регулируемым подлокотником и подголовником с регулировкой по высоте, в сложенном состояние кресло располагается вдоль правого борта ) 1 шт. 12.2 Кресло поворотное в головном конце носилок расположено по оси приемного устройства (снабжается механизмом трансформации спинки, ремнем безопасности, регулируемыми подлокотниками и подголовником с регулировкой по высоте) 1 шт. 12.3 Банкетка правого борта c поясничной и подголовной подушкой (снабжается ремнем безопасности) 1 шт.

13. Медицинские шкафы, мебель 13.1 Отделка торцов мебели салона мебельным кантом травмобезопасным шириной не более 22мм. 13.2 Полка подпотолочная левого борта с двумя секциями со сдвижными, прозрачными створками дверей из ударопрочного, не колкого пластика и индивидуальными светодиодными светильниками. 13.3 Ящик с замком в составе полки левого борта (снабжён дверцей и газовым лифтом) 13.4 Шкаф медицинский левого борта в области перегородки с секциями для медицинских укладок и принадлежностей 13.5 Шкаф для кислородных баллонов правого борта с внутренней светодиодной подсветкой(полка с бортиком в верхней части шкафа) 13.6 Стойка для крепления медицинского оборудования левого борта.

14. Оклейка, спец. сигналы 14.1 Балка свето-акустическая с системой внешней трансляции речи и пультом управления в кабине 1 шт. 14.2 Оклейка автомобиля согласно ГОСТ Р50574-2002 14.3 Управление сервисным сигналом

15. Оборудование 15.1 Огнетушитель 2л в кабине водителя 1 шт. 15.2 Огнетушитель 2л в салоне 1 шт. 15.3 Комплект эксплуатационной документации 15.4 Присвоение VIN номера завода-изготовителя 15.5 Логотип КАРУС в зоне зеркал заднего вида, в районе задних дверей 15.6 Аварийная сигнализация на распашных дверях 15.7 Многосекционный карман правого борта. 15.8 Система мониторинга ГЛОНАСС 15.9 Автомобильный видеорегистратор 15.10 Ведро 5 л. 15.11 Запирающийся сейф не ниже 1-го класса устойчивости к взлому или контейнер для временного хранения наркотических и психотропных препаратов СК-1-00 (металлический либо изготовленный из других высокопрочных материалов)

16. Медицинское оборудование 16.1 Тележка-каталка со съемными кресельными носилками ТНС-01 ММ арт 0126 (Россия) 16.2 Приемное устройство с продольным, поперечным и угловым перемещением УП-ММ арт 0204(Россия)

Телекоммуникационный комплекс

На выставке был показан демонстрационный образец АСМП класса С с телекоммуникационным комплексом, созданный на базе фургона «ГАЗель NEXT» (A32R23). Он демонстрировал возможности применения современных мультимедийных коммуникационных систем для эффективного оказания помощи пациентам на выезде. Автомобиль оборудован набором камер, мониторов и систем высокоскоростной связи, который позволяет организовать удалённое консультирование медицинской бригады профильными специалистами непосредственно во время обследования пациента или медицинских манипуляций. Таким образом, возможно лечение больных в самых удалённых точках страны под наблюдением опытных врачей. На автомобиле также установлена система контроля состояния водителя «Антисон». Она контролирует появление признаков усталости водителя во время движения (поведение глаз, положение и повороты головы, изменения в мимике и другие признаки) и оперативно реагирует с помощью световой и звуковой сигнализации при обнаружении признаков сна.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]