КС 4361А – одномоторная крановая установка, предназначенная для выполнения операций, связанных с перемещением грузов в труднодоступных условиях. Данный аппарат получил признание благодаря своей выносливости и способности работать на бездорожье, раскисшем грунте и в стесненных условиях. Преимущества КС 4361А заключаются не только в выдающейся проходимости, но и колоссальных возможностях в строительной и хозяйственной областях, а также при проведении поисково-спасательных операций. Функции этой самоходной машины уже по достоинству оценены не только разработчиками в ходе успешных испытаний, но и реальными пользователями, для которых очень важна стабильная и бесперебойная работа в течение продолжительного времени. В этой статье представлены устройство, возможности и характеристики самоходного пневмоколесного крана КС4361А.
Описание и назначение
КС 4361А – высокопроизводительный дизельный кран с гидротрансформатором. В его обязанности входит перемещение разнообразных грузов на определенные расстояния. Рассматриваемая модель находит свое применение в профессиональной сфере, включая монтаж зданий и сооружений, а также перевозку громоздких технических средств в горизонтальном или вертикальном положениях. При этом производитель говорит об отсутствии каких-либо серьезных ограничений по весу, типу и габаритам перевозимых грузов. Более того, техника востребована в логистических центрах и других крупных организациях, где требуется замена маломощным манипуляторам. Еще КС 4361А можно использовать при растаскивании завалов, и за счет этого автокран пользуется заслуженным спросом у спецслужб МЧС.
Транспортировка
Внутри строительной площадки техника передвигается самостоятельно, развивая скорость до 15 км/ч. Допускается движение с установленной на крановой стреле полезной нагрузкой. При этом узел располагается параллельно продольной оси машины; допустимая скорость не превышает 3 км/ч.
Для доставки техники к месту выполнения работ применяется метод буксировки на жесткой сцепке. В качестве тягача используются грузовые автомобили; скорость движения автопоезда — 20 км/час. При перебазировании коробка передач переводится в нейтральное положение, отключаются гидравлические цилиндры, установленные на управляемом мосту. Дополнительно снимается карданный вал, служащий для привода передней оси.
Доставка на большое расстояние выполняется по железной дороге. Перед погрузкой с машины снимают колеса, разбирают на составные секции стрелу. Верхнюю часть узла укладывают на нижнюю. Погрузку выполняют монтажной крановой установкой, имеющей грузоподъемность не менее 25 т. Если в комплект машины входят дополнительные элементы стрелы, то их перевозят на другой железнодорожной платформе.
Технические и грузоподъемные характеристики
- Грузоподъемность – 16 т
- Длина стрелы – от 10 до 25 м
- Скорость подъема стрелы – от 20 до 50 м/мин
- Скорость вращения поворотного механизма – от 0,4 до 2,8 об/мин
- Угол въезда – 15 градусов
- Нагрузка на одно колесо – от 3950 до 8350 кг в зависимости от нагрузки
- Нагрузка на передние выносные опоры – 22340 кг
- Нагрузка на задние выносные опоры – 19040 кг
- Максимальная скорость – 333,3 м/мин
- Радиус разворота – минимум 12 м
- Масса – 15 кгс/кв. м
- Размеры, мм: Длина – 14500, Ширина 3800, Высота – 3030.
Пневмоколесный кран КС-4361Аописание и технические характеристики |
Самоходный полноповоротный дизельный подъёмный кран максимальной грузоподъёмностью 16 т предназначен для строительных и погрузочных работ со штучными и сыпучими грузами на строительных площадках и складах. Кран имеет гидропривод опор и рулевого управления, решетчатую шарнирно-складывающуюся стрелу. Машина работает с основной крюковой подвеской на стреле длиной 10,5 м, 15,5 м, 20,5 м и 25,5 м, а также со вспомогательной надставкой (гуськом) длиной 6 м. Со стрелой 10,5 м и 15,5 м кран с грузом на крюке передвигается со скоростью до 3 км/ч. Особенностью кинематической схемы является применение гидротрансформатора, выходной вал которого связан цепной передачей с валом реверса вращения и передвижения. Работу всех исполнительных механизмов обеспечивает пневматическая система. Для работы в условиях тропического климата существует специальная модификация КС-4361АТ.
Габаритные размеры пневмоколесного крана КС-4361А |
Техническая характеристика крана КС-4361А
Грузоподъемность максимальная, т | |
на опорах | 16 |
без опор на колёсах и в движении * | 9 |
Двигатель | СМД-14А |
Мощность двигателя, л.с. | 75 |
Высота подъема крюка, м | |
с основной стрелой | 10 |
с полным стреловым оборудованием | 25 |
с дополнительным оборудованием (удлинитель + гусек) | 30 |
Скорость подъема (регулирование бесступенчатое) груза, м/мин | |
при стреле длиной 10,5 м | 0…20 |
при стреле длиной 15,5 м | 0…35 |
при стреле длиной 20,5 и 25.5 м | 0…50 |
Скорость вращения поворотной части, об/мин | 0,4…2,8 |
Наибольшая скорость передвижения, км/час | |
с грузом на крюке | 3 |
самоходом без груза | 18 |
Наименьший радиус поворота, м | 12,1 |
Преодолеваемый угол подъема пути (без груза) | 12° |
Допустимый скоростной напор ветра, кгс/м2 | 15 |
Конструктивная масса крана, т | 23 |
Наибольшая нагрузка на одно колесо, кг | |
при работе крана | 8 350 |
при передвижении крана со стрелой 10,5 м | 3 950 |
Наибольшая нагрузка на выносные опоры, кг | |
передние | 22 340 |
задние | 19 040 |
Габаритные размеры, мм: | |
длина | 14 500 |
ширина | 3 150 |
высота | 3 900 |
* Грузоподъемность в движении указана при стреле, расположенной вдоль оси крана
Техническая характеристика крана КС-4361А
Высота подъема крюка, м | Грузоподъемность, т | Вылет, м | |
на выносных опорах | без выносных опор | ||
Стрела 10.5 м | |||
10.0 | 16.0 | 4.0 | |
10.0 | 9.0 | 3.8 | |
9.4 | 8.0 | 5.0 | 6.0 |
8.4 | 6.0 | 3.75 | 7.5 |
5.3 | 3.4 | 2.3 | 10.0 |
Стрела 15.5 м | |||
15.0 | 9.0 | 5.3 | 5.0 |
14.0 | 4.5 | 2.9 | 8.0 |
11.9 | 3.0 | 1.8 | 11.0 |
9.1 | 2.0 | 1.1 | 13.5 |
Стрела 20.5 м | |||
20.0 | 5.3 | 3.1 | 6.5 |
18.1 | 2.5 | 1.5 | 11.0 |
16.0 | 1.65 | 1.05 | 14.0 |
12.8 | 1.2 | 0.75 | 17.0 |
Стрела 25.5 м | |||
25.0 | 3.5 | 2.0 | 7.5 |
22.1 | 1.5 | 0.7 | 14.0 |
19.6 | 1.0 | 0.4 | 17.5 |
12.8 | 0.5 | 23.0 |
Ходовое устройство и механизм передвижения крана КС-4361А | Портал крана КС-4361А | Сменное стреловое оборудование крана КС-4361А |
Фотогалерея крана КС-4361А |
Назад на страницу «Краны. Описания и технические характеристики» |
Автор сайта будет признателен за любую информацию и за фотографии этого крана. E-mail |
Copyright © 2002-2010 TechStory.ru |
Главная
Особенности устройства и эксплуатации
Автокрановая установка КС-4361А оборудована следующими компонентами: стрелами, крюком и грейфером. Это подвижные части, имеющие разные параметры длины. Например, сменные стрелы представлены в виде стрел длиной 15, 20 и 25 метров. Вместе они представляют собой одну основную стрелу, в дополнении к которой идет гусек длиной 6 м. В стрелу встроен ограничитель запрокидывания на платформу. КС-4361А – модернизированная версия популярного крана КС-4361, получившая кардинальные изменения, которые заметны как с технической, так и с внешней стороны. Кабина машиниста получила обновленный дизайн, как и внешность всего кузова. Для удобства эксплуатации в кране используется пневмогидравлическая система управления, проверенная временем. Регулировать рабочие скорости крана можно с помощью турботрансформатора, который работает за счет гидросистемы.
Ходовая часть крана включает в себя выносные опоры с винтовыми домкратами, у которых на концах есть так называемые башмаки. Крановая установка перемещается по площадке своим ходом на скорости 3 км/час, в том числе вместе с крюком. Обратим внимание, что в поездках на больших расстояния самоходная машина передвигается на сцепном устройстве или буксире, подсоединенном к тягачу. Это обусловлено тем, что из-за больших габаритов техника не допущена для дорог общего пользования. При перевозке скорость буксира составляет не больше 20 км/час, а при поворотах сокращается до 3 км/час. При перевозке по железной дороге кран помещается на железнодорожную платформу. Погрузка крана на платформу осуществляется с помощью другого (грузового) крана, способного подымать 25 тонн.
Обратим внимание, что все исполнительные рабочие органы крана работают за счет турботрансформатора. Для отбора мощности, передаваемой от двигателя к компрессору, производится с помощью клиноременной передачи.
Общий вал включает в себя три барабана – стреловой, вспомогательный и грузовой, которые свободно вращаются на валу за счет шарикоподшипниковой посадки. Помимо этого, модель КС4361А оборудована пневмокамерной муфтой с фрикционным соединением. Такой тип соединения позволяет размыкать и замыкать соединения детали. Муфта включает в себя шкив, шину и пневмокамеру.
Еще один элемент конструкции – стреловой барабан, на котором установлены ленточные тормоза – замкнутый и регулируемый тормоза. В конструкцию также входит цилиндрическая главная передача заднего моста. Коническая передача отвечает за соединение пересекающихся валов и регулировку движения. За отбор мощности в коробке передач отвечает вертикальный вал с зубчатым колесом. Сама коробка передач – двухступенчатая, работающая за счет муфты.
Между ключевыми частями крановой установки – двигателем и трансмиссией – располагается гидротрансформатор, позволяющий регулировать скорости в широком диапазоне, поднимать и опускать груз, реверсировать направление стрелы, а также менять скорость движения в зависимости от сложности и типа операции. В корпус гидротрансформатора встроены насосное, турбинное и направляющее колеса, которые приводятся в действие за счет крутящего момента двигателя, передаваемого через коробку передач. Система управления включает в себя компрессор, холодильное оборудование, масловлагоотделитель, ресивер, пульт управления, пневмокамеры и трубопроводы. Плавность вращения поворотного механизма обеспечивают так называемые регуляторы потока, а для управления механизмами крана используются золотники (клапана). Так, в зависимости от типа задачи задействуется дифференциальный золотник, или золотник прямого действия.
Автокран КС4361А оснащен вспомогательными элементами, которые улучшают не только функциональность, но и безопасность крана и самого оператора. В частности, обратим внимание на комплекс датчиков и приборов, отслеживающих состояние всех рабочих систем и органов самоходной машины. В случае отклонения от нормы какого-либо из показаний (например, при падении масляного давления иле перегреве) водитель получает звуковой сигнал о неисправности. Это позволит заранее устранить неполадку. Также автокран оснащен системой защиты, которая срабатывает при сближении с линиями электропередач.
Устройство
В основе крана лежит сварная рама, оснащенная 2 мостами. Передний управляемый мост установлен на балансирной опоре, что улучшает сцепление колес на неровной дороге. Изменение угла установки колес выполняется силовыми гидроцилиндрами. Задний мост имеет жесткую подвеску. В центре рамы смонтирована 2-ступенчатая механическая коробка передач. Для передачи крутящего момента к мостам используются карданные валы. Редукторы осей включают в себя цилиндрические и конические шестерни.
На боковых балках рамы имеются выносные опоры, оборудованные винтовыми домкратами. Установка и уборка узлов осуществляется от гидравлики крана. Применение опор повышает устойчивость машины и способствует повышению грузоподъемности. На верхней поверхности рамы установлена поворотная платформа, на которой смонтированы все рабочие узлы машины. Для соединения платформы и рамы используется 2-рядный шариковый погон с зубчатым венцом.
Пневмоколесный кран КС 4361А оснащен дизельной силовой установкой, включающей в себя 75-сильный атмосферный 4-цилиндровый агрегат СМД-14А. Коленчатый вал двигателя связан эластичной муфтой с турботрансформатором, который позволяет плавно регулировать рабочие скорости машины. Отдельно от двигателя установлен компрессор пневматической системы. Крутящий момент передается при помощи клиноременной передачи. Для охлаждения компрессора используется вентилятор.
В состав трансмиссии входят кулачковые и зубчатые муфты, оснащенные гидравлическим приводом. Узлы включают механизмы поворота и движения соответственно. Для управления грузоподъемными узлами применена комбинированная система с пневматическим и гидравлическим приводом. Включения лебедок осуществляется пневмокамерными муфтами; аналогичный привод установлен на реверсивном приводе. Остановка и фиксация барабанов выполняются ленточными тормозами.
Стандартная решетчатая стрела крана имеет длину 10,5 м; возможна установка дополнительных удлинителей с размером 5 м (до 3 шт.). Дополнительно монтируется фиксированный гусек, имеющий длину 6 м. При использовании гуська длина стрелы ограничена 20 м. В основании стрелы имеется шарнирный узел; установлен защитный упор, предотвращающий опрокидывание на платформу.
На машине имеется гидротрансформатор, предназначенный для привода рабочих механизмов крана.
Особенностью конструкции является установка на едином валу барабанов привода стрелы, грузового крюка и грейферного оборудования.
Оператор размещается в закрытой металлической кабине. Управление механизмами выполняется при помощи рычагов и педалей.
По отдельному заказу есть машины с утепленной кабиной, оснащенной автономным отопителем. Пневматическая система оснащена отделителем паров воды. Северный вариант крана позволяет выполнять работу при температуре воздуха от -60°С.
Лодки. Моторы. Оборудование и аксессуары
). В комплект рабочего оборудования входят основная стрела длиной 10
м
, крюк грузоподъемностью 16
т
и грейфер емкостью 1,5
м3
, навешиваемый на 10- и 15-метровые стрелы. Сменным оборудованием являются удлиненные стрелы длиной 15, 20 и 25
м
, получаемые из основной стрелы путем вставки 5-метровых секций, и неуправляемый гусек длиной 6
м
. Стрела снабжена ограничителем, предохраняющим ее от запрокидывания на платформу при работе на минимальном вылете. На кране применена смешанная система управления — пневмогидравлическая. Валы лебедок и реверса, а также барабаны включаются с помощью пневмокамерных муфт; направление движения механизмов поворота и передвижения крана изменяется реверсивным механизмом и коническими передачами. Включение реверсивного механизма предусмотрено также пневмокамерными муфтами. Рабочие скорости крана регулируются в широких пределах с помощью турботрансформатора, питаемого от гидросистемы крана.
Габаритные размеры пневмоколесного крана КС-4361
Ходовое устройство крана оборудовано выносными опорами с винтовыми домкратами, имеющими на концах небольшие башмаки. По площадке кран может перемещаться своим ходом, в том числе с грузом на крюке со скоростью до 3 км/ч
. Движение с грузом на крюке разрешается по площадке при стреле 10 — 15
м
, направленной вдоль продольной оси крана. На большие расстояния по автодорогам кран транспортируют на буксире к тягачу с помощью сцепного устройства. В процессе перебазирования крана коробку передач устанавливают в нейтральное положение, цилиндры разворота колес отключают, снимают карданный вал одного из мостов. Скорость движения на буксире не должна превышать 20
км/ч
, а на уклонах и поворотах скорость следует уменьшать до 3
км/ч
. По железной дороге кран перевозят на четырехосной платформе. До погрузки крана на платформу снимают все пневмоколеса, разъединяют секции стрелы, укладывая верхнюю секцию на нижнюю. Кран грузят на платформу с помощью монтажного крана грузоподъемностью 25
т
. При наличии сменных секций стрелы их укладывают на вторую платформу.
Техническая характеристика крана КС-4361
.. | 16 |
.. | 3,75 |
. без опор: | |
.. при наименьшем вылете крюка | 9 |
.. при наибольшем вылете крюка | 2,5 |
Вылет крюка,м: | |
.. наименьший | 3,75 |
.. наибольший | 10 |
Высота подъема крюка, м: | |
.. при наименьшем вылете крюка | 8,8 |
.. при наибольшем вылете крюка | 4 |
Скорости: | |
.. подъема основного крюка, м/мин | 10 |
.. опускания, м/мин | 0 — 10 |
.. частота вращения поворотной платформы, об/мин | 0,5 — 2,8 |
.. передвижения крана самоходом, км/ч | 3; 15 |
213 | |
150 | |
Наименьший радиус поворота (по внешнему колесу), м | 12,2 |
Наибольший угол подъема пути, град | 15 |
Двигатель: | |
.. марка | СМД-14А |
.. мощность, л.с. | 75 |
Колея колес, м: | |
.. передних | 2,4 |
.. задних | 2,4 |
Масса крана, т | 23,7 |
В том числе противовеса, т | — |
Грузоподъемность при движении и преодолеваемый угол подъема в пути в транспортном положении
*
— Грузоподъемность указана при стреле, расположенной вдоль оси крана.
**
— В знаменателе — допускаемый угол наклона крана при работе на выносных опорах.
Характеристики основного и сменного стрелового оборудования крана КС-4361
Длина основной стрелы, м | 10 |
Наибольшая длина удлиненной стрелы, м | 25 |
Длина неуправляемого гуська, м | — |
Башенно-стреловое оборудование: | |
.. наибольшая длина дополнительной стрелы, м | — |
.. наибольшая длина башни, м | — |
Емкость грейфера, м3 | 1,5 |
Все исполнительные органы механизмов на кране КС-4361 приводятся в движение через турботрансформатор 35
. Посадка барабанов стрелового, грузового и вспомогательного (грейферного) механизмов — на общем валу; таким образом, использована одна трехбарабанная лебедка.
Отбор мощности от двигателя к компрессору 32
осуществляется с помощью клиноременной передачи
43
—
44
и карданного вала
33
. Вращение от двигателя
34
турботрансформатору
35
передается через муфту
20
, выходной вал турботрансформатора связан цепной передачей
15
—
36
с валом
9
реверсивного механизма. Вал
10
трехбарабанной лебедки соединен с валом
9
конического реверса зубчатой передачей
16
—
22
и цепной передачей
18
—
23
, причем шестерня
16
и звездочка
23
имеют жесткую посадку на валах, а звездочка
18
и зубчатое колесо
22
вращаются свободно. Включаются они с помощью пневмокамерных муфт
19
и
14
, посаженных на валах. В зависимости от того, какая включается передача (цепная или шестеренная), валу
10
сообщается прямое или обратное вращение. Как видно из схемы, стреловой барабан
13
, грузовой барабан
12
основного подъема и грузовой барабан
11
вспомогательного подъема имеют на валу свободную посадку и удерживаются от вращения ленточными тормозами. Включаются барабаны с помощью пневмокамерных муфт; при этом барабаны растормаживаются. На валу
9
свободно вращаются конические шестерни
8
, находящиеся в постоянном зацеплении с зубчатым колесом
7
вертикального вала
28
. Поочередным включением пневмокамерных муфт шестерен
8
обеспечивается реверсирование вала
28
(вращение по часовой или против часовой стрелки). Шестерни
6
, зубчатые колеса
24
и
26
находятся в постоянном зацеплении, причем зубчатое колесо
26
свободно посажено на валу. Включается оно с помощью кулачковой муфты
27
, при этом вал
29
начинает вращаться. Вместе с валом вращается шестерня
25
, обкатываясь по зубчатому венцу
5
; происходит вращение поворотной части крана. Зубчатое колесо
24
, находясь в постоянном зацеплении с зубчатым колесом
26
, при его вращении также вращается, а поскольку зубчатое колесо
24
имеет шпоночное соединение с валом
30
, вращается вместе с ним и вал. Далее вращение передается с помощью уравнительной муфты валу
31
, конической передаче
45
—
46
и валу
55
коробки передач ходового механизма. Шестерни
4
и
48
свободно вращаются на валу
55
. Их попеременное включение производится с помощью кулачковой муфты
49
. В зависимости от того, какая шестерня включается муфтой, изменяется частота вращения вала
53
, а следовательно, и скорость передвижения крана. Зубчатое колесо
51
промежуточного вала находится в постоянном зацеплении с шестерней
50
выходного вала
54
, который с помощью карданных валов
41
и
52
приводит в движение передний и задний мосты. Передний и задний мосты крана включают в себя дифференциальные устройства, обеспечивающие возможность вращения правым и левым колесам с разной скоростью, что очень важно при движении крана по криволинейным участкам пути. Входная шестерня
40
главной передачи находится в постоянном зацеплении с зубчатым колесом
42
, сидящим на шлицах промежуточного вала. С промежуточного вала главной передачи вращение передается через шестерни
38
и
39
на корпус дифференциала и через сателлиты (шестерни)
3
и солнечную шестерню
2
— на полуоси колес крана.
На кране КС-4361 с одномоторным приводом при рассмотрении кинематической схемы его механизмов понятие лебедки основного и вспомогательного подъема не полностью применимы, так как компоновка механизмов при одномоторном приводе не позволяет четко выделить ту или иную лебедку; многие элементы кинематической цепи механизмов являются передачами для ряда исполнительных органов. Поэтому на данном кране рассмотрена лишь конструкция механизмов, непосредственно связанных с исполнительными органами — барабанами.
Многобарабанная лебедка | Ленточный тормоз грузового и грейферного барабанов | Регулируемый тормоз стрелового барабана |
На общем валу 6
смонтированы три барабана: грузовой
3
, вспомогательный (грейферный)
18
и стреловой
5
. Все три барабана имеют шарикоподшипниковую посадку и свободно вращаются на валу. Включаются барабаны с помощью пневмокамерных муфт
1
,
7
и
14
, жестко соединенных с валом, а удерживаются от свободного вращения или от вращения под действием грузов (нагруженных канатов) с помощью ленточных тормозов. Вал вращается в двухрядных сферических подшипниках опор
2
и
10
и приводится в действие от звездочки
9
или зубчатого колеса
11
с шарикоподшипниковой опорой. Колесо приводится с помощью пневматической муфты
12
. Реверсирование вала осуществляется включением цепной передачи с помощью пневмокамерной муфты
19
, смонтированной на реверсивном валу, или включением зубчатого колеса
11
. Принцип действия пневмокамерной муфты основан на трении шины о поверхность шкива барабана под действием сжатого воздуха. Тип муфты по характеру соединения — фрикционный; по характеру работы и основному назначению — к классу управляемых и сцепных муфт, позволяющих размыкать и замыкать соединения детали. Муфта состоит из шкива
17
, пневмокамеры
16
и шины
15
. Воздух в пневмокамеры подается через вращающиеся шарнирные соединения с торцов вала
6
(по каналам в нем) и от вала — к камерам (через гибкие шланги). При подаче сжатого воздуха по шлангу
5
в камеру последняя расширяется и прижимает фрикционную ленту шиной
15
к внутренней поверхности шкива барабана
3
. К внешней поверхности шкива барабана прилегает лента тормоза. Лента
3
состоит из двух частей, соединенных стяжным болтом
1
. Один конец ленты шарнирно укреплен с помощью пальца на косынке, второй конец подсоединен к проушине
12
. Проушина с помощью системы рычагов соединена со штоком
7
гидроцилиндра
6
. Управление тормозом гидравлическое. При нажатии ногой на педаль гидроцилиндра поршень перемещается влево и через шток
7
и вилку
9
поворачивает рычаг
11
. При этом проушина
12
перемещается вверх и тормоз затягивается (барабан заторможен). Если снять ногу с педали, поршень гидроцилиндра под действием пружины
8
возвратится в первоначальное положение (барабан будет расторможен). Для равномерного отхода ленты тормоза от шкива барабана служит пружина
2
. Тормоз аналогичной конструкции установлен на грейферном (вспомогательном) барабане. На стреловом барабане установлены два ленточных тормоза: постоянно замкнутый и регулируемый. Проушина
19
постоянно замкнутого тормоза укреплена на кронштейне
18
; сбегающий конец ленты тормоза натягивается пружиной
4
. На барабане установлено храповое колесо
16
; с помощью собачки
15
барабан удерживается от вращения. Если необходимо опустить стрелу, собачку выводят из зацепления с храповым колесом с помощью тяги
1
, рычага
2
и пневмокамеры
3
. Ход штока пневмокамеры ограничивает регулируемый (винтовой) упор
17
. Лента управляемого тормоза, так же как и лента тормоза грузовой лебедки, состоит из двух частей, соединенных стяжным болтом. Равномерный отход ленты от барабана регулируется пружиной оттяжки
6
. Проушина тормоза укреплена на кронштейне
10
с помощью валика, на котором также установлен рычаг
12
, соединенный одним концом с проушиной тормозной ленты
14
, другим — со штоком пневмокамеры
9
. Натяжение тормозной ленты (торможение стрелового барабана) осуществляется пружиной 8 через тягу 13, растормаживание ленты — с помощью пневмокамеры. Главная и вспомогательная лебедки стреловых кранов снабжены специальными устройствами — канатоукладчиками. Они обеспечивают правильную укладку в ручьи барабана каната и предотвращают сход его с барабана.
Механизм поворота и опорно-поворотное устройство | Передний мост | Коробка передач |
Механизм поворота
приводится в действие от общего двигателя всех механизмов крана. Коническая зубчатая шестерня
27
реверсивного механизма вращения и передвижения крана входит в постоянное зацепление с коническими шестернями, сидящими на реверсивном валу. Нагрузки на вертикальный вал
14
воспринимаются вверху радиальным шарикоподшипником, а внизу — упорным шарикоподшипником и двухрядным сферическим роликоподшипником. На нижнем конце вертикального вала жестко посажена шестерня
15
, входящая в зацепление с зубчатым колесом
8
, свободно сидящим на вертикальном валу
12
. На валу
12
помимо зубчатого колеса
8
размещены тормозной шкив
13
, зубчатая муфта
10
и шестерня
23
; все они жестко соединены с валом. Во время вращения вала
14
и при выключенной муфте
10
зубчатое колесо свободно вращается на валу
12
и передает вращение зубчатому колесу
7
, жестко сидящему на валу
5
. Вместе с зубчатым колесом
7
вращается вертикальный вал и таким образом мощность передается механизму передвижения. При включении муфты
10
приходит во вращение вал
12
и шестерня
23
начинает обегать зубчатый венец
22
; поворотная платформа начинает вращаться относительно центрального вала
5
. Зубчатый венец имеет внутреннее зацепление. Как видно из схемы, редуктор вращения платформы одновременно играет роль редуктора передвижения крана. Наружные кольца
17
,
19
соединены не с рамой ходовой тележки, а с поворотной платформой; внутреннее кольцо
22
соединено с неповоротной рамой ходовой тележки. Таким образом, внутреннее кольцо является неподвижным, оно играет роль базы опорно-поворотного устройства.
Передний мост
крана КС-4361 — управляемый, ведущий; его подвеска к раме — балансирная, что улучшает сцепление колес с основанием на неровных дорогах. Передача мощности от карданного вала полуосями
12
на переднем мосту осуществлена также цилиндрической главной передачей, как и на заднем. Внутренние колеса укреплены на ступице
6
, которая посажена с помощью конических подшипников на цапфу, укрепленную в копрусе
17
. С помощью фланца
5
ступица
6
соединена с полуосью
4
. Внешние колеса укреплены на ступице
2
, которая с помощью подшипников скольжения посажена на ступице
6
; таким образом, внешние колеса не являются ведущими, так как имеют свободную посадку. Когда снижение проходимости начинает влиять на эксплуатационные качества крана, наружные колеса блокируют с внутренними специальными поводками
18
, установленными на фланцы
5
так, чтобы выступ поводка попал между упорами обода колес. Поводок фиксируют болтом
19
. Нижние рычаги корпусов
17
соединены между собой поперечной тягой
14
рулевой трапеции. Верхние рычаги корпусов соединены со штоками гидроцилиндров разворота, которые установлены на кронштейне корпуса моста. Вращение ведущим колесам от полуоси
12
к полуоси
4
передается через шарнирные сочленения
15
и
16
.
Задний мост
крана КС-4361 — ведущий. Мост — автомобильного типа, его подвеска к раме жесткая. В нем использованы сборочные единицы автомобиля КрАЗ, в том числе главная передача с дифференциалом, полуоси и тормоза. Крепление ходовых колес — бездисковое; оно осуществлено прижимами и кольцами. Главная передача заднего моста — цилиндрическая. Коническая передача служит для соединения пересекающихся валов и регулирования движения.
На кране КС-4361 между двигателем и трансмиссией вместо главной муфты фрикционного типа устанавлено специальное гидравлическое устройство — гидротрансформатор ТРК-325 . Гидротрансформатор обеспечивает бесступенчатое регулирование скорости подъема и опускания груза, реверсирование направления движения, подъем небольших грузов с увеличенной скоростью, изменение скорости движения в зависимости от сопротивления передвижению.
Схема гидротрансформатора ТРК-325
Гидротрансформатор ТРК-325 включает в себя корпус, в котором соосно расположены насосное 1
, турбинное
2
и направляющее
3
(реактор) колеса. Реактор жестко соединен с корпусом. Ведущее насосное колесо получает движение от вала
4
двигателя, а турбинное (ведомое) связано с ведомым валом. Радиатор
5
служит для охлаждения рабочей жидкости, пропускаемой через него с помощью шестеренного насоса
6
. В трансформаторе предусмотрены перепускной клапан, фильтр и гидробак
7
, а также обгонная муфта. При одинаковой частоте вращения турбинного и насосного колес включается муфта, соединяющая валы
4
и
8
. Выключают гидротрансформатор путем удаления жидкости из системы. На валу
8
может быть установлен тормоз, управляемый машинистом. Для направления движения жидкости в системе служат пневмотолкатель, золотник, эжектор и диффузор.
В систему пневмоуправления
стрелового крана КС-4361 входят следующие элементы: компрессор, холодильник и масловлагоотделитель, ресивер, пульт управления с пневмораспределителем, трубопроводы и пневмокамеры, смонтированные на исполнительных механизмах крана.
Принципиальная схема пневматического управления крана КС-4361
Воздух предварительно сжимается в I ступени компрессора 13
, проходит через холодильник и масловлагоотделитель и сжимается во II ступени до 0,6 — 0,7
МПа
, откуда поступает в ресивер
16
и далее через трубопровод
17
к пульту управления
3
. В масловлагоотделителе воздух очищается от влаги и масла, и далее попадает во II ступень компрессора. От пульта управления воздух по трубопроводам и специальным вращающимся соединениям
10
поступает к пневмокамерным муфтам
7
механизмов крана. При выключении каждого механизма воздух из пневмокамерных муфт выпускается в атмосферу. Для быстрого оттормаживания механизмов крана в системах турботрансформатора, пневмокамерных и тормозных муфт стрелового барабана и механизма передвижения крана установлены специальные клапаны
8
. Для плавного вращения платформы в системах реверсивного механизма и тормоза поворота, а также механизма передвижения применены регуляторы потока
18
. Управляют механизмами крана с пульта специальными устройствами — золотниками (клапанами). Золотники бывают двух типов: дифференциальные и прямого действия. Дифференциальные золотники применяют для тех механизмов кранов, которые требуют при своем включении регулирования внешних усилий. Такими механизмами являются механизмы с фрикционными муфтами, используемыми в кранах с одномоторным приводом — двигателем внутреннего сгорания. Для механизмов, не требующих изменения давления в системе, используют золотники прямого действия.
Кабина управления крана с одномоторным приводом КС-4361
Электрооборудование
крана КС-4361 служит для питания внутреннего и наружного освещения, световой и звуковой сигнализации, ограничителя грузоподъемности; обеспечивает запуск пускового двигателя, обогрев и вентиляцию кабины управления, подогрев дизеля. Источником постоянного тока служит генератор Г-66, который предназначен также для зарядки аккумуляторной батареи 6СТ-42. Генератор приводится в движение от дизеля через зубчатую передачу. Для регулирования напряжения и защиты генератора предусмотрен реле-регулятор, состоящий из реле напряжения, ограничителя тока и реле обратного тока (предотвращает разрядку аккумуляторной батареи на генератор при неработающем дизеле). Для защиты от короткого замыкания служат плавкие предохранители. Электросеть крана в период остановок дизеля получает питание от батареи, которую используют также для запуска пускового двигателя электростартером. Величину зарядного и разрядного тока батареи определяют с помощью амперметра. В систему электрооборудования крана входит комплект преобразователей, устанавливаемых на двигателе, масляном баке турботрансформатора и компрессоре. Эти преобразователи позволяют через соответствующие приборы контролировать температуру воды и масла дизеля, температуру масла в турботрансформаторе, давление масла в системах дизеля и компрессора. Предельные положения стрелы фиксируются конечным выключателем, который воздействует на цепь электромагнита. Последний управляет золотником, который при достижении стрелой крайнего положения и срабатывания выключателя отключает турботрансформатор и включает тормоз лебедки. Магнит получает питание от работающего дизеля через реле. В электросхеме предусмотрена кнопка управления, которая позволяет шунтировать конечный выключатель и возвращать стрелу в рабочее положение, а также включать ограничитель грузоподъемности при его срабатывании. На пульте управления смонтирована кнопка для включения звукового сигнала. Переносную лампу ремонтного освещения включают через штепсельную розетку.
Для ограничения грузоподъемности
крана и автоматического отключения грузовой лебедки применен электрический ограничитель грузоподъемности ОГП-1. При работе крана на минимальных вылетах стрелы во избежание запрокидывания ее на поворотную платформу применен упор с гибкими элементами.
Канатная тяга 2
проходит через отклоняющие ролики
1
на стреле
4
и закрепляется на платформе. Пружины
3
поддерживают канат и препятствуют его провисанию. При достижении стрелой предельного угла наклона (в сторону поворотной платформы) канат натягивается и удерживает стрелу от дальнейшего движения.
Автокран КС-4361 и КС-4361А: технические характеристики, вес, грузоподъемность, фото, длина стрелы
Самоходный полноповоротный дизельный подъёмный кран КС-4361 с одним двигателем имеет грузоподъемность 16 тонн. Машина предназначена для строительных и погрузочных работ со штучными и сыпучими грузами на строительных площадках, складах, производствах.
В комплект рабочего оборудования входят основная решетчатая шарнирно-складывающаяся стрела длиной 10 м, крюк грузоподъемностью 16 тонн и грейфер емкостью 1,5 м3, навешиваемый на 10- и 15-метровые стрелы. Сменным оборудованием являются удлиненные стрелы длиной 15, 20 и 25 м, получаемые из основной стрелы путем вставки 5-метровых секций, и неуправляемый гусек длиной 6 м. Стрела снабжена ограничителем, предохраняющим ее от запрокидывания на платформу при работе на минимальном вылете.
На кране КС-4361 применена комбинированная пневмогидравлическая система управления. Валы лебедок и реверса, а также барабаны включаются посредством пневмокамерных муфт; направление движения механизмов поворота и передвижения крана изменяется реверсивным механизмом и коническими передачами. Включение реверсивного механизма предусмотрено также пневмокамерными муфтами. Рабочие скорости крана регулируются в широких пределах с помощью гидротрансформатора, питаемого от гидросистемы крана.
Ходовое устройство крана КС-4361 оснащено выносными опорами с винтовыми домкратами, которые имеют на концах небольшие башмаки.
По площадке кран способен перемещаться своим ходом, в том числе с грузом на крюке со скоростью до 3 км/ч. Движение с грузом на крюке разрешается по площадке при стреле 10 — 15 м, которая направлена вдоль продольной оси крана.
На большие расстояния по автодорогам кран КС-4361 перевозят на буксире к тягачу с помощью сцепного устройства. В процессе перебазирования крана коробку передач устанавливают в нейтральное положение, цилиндры разворота колес отключают, снимают карданный вал одного из мостов. Скорость движения на буксире не должна превышать 20 км/ч, а на уклонах и поворотах скорость следует уменьшать до 3 км/ч.
По железной дороге кран перевозят на четырехосной платформе. До погрузки крана на платформу снимают все пневмоколеса, разъединяют секции стрелы, укладывая верхнюю секцию на нижнюю. Кран грузят на платформу с помощью монтажного крана грузоподъемностью 25 тонн. При наличии сменных секций стрелы их укладывают на вторую платформу.
Кран КС-4361 имеет улучшенную модификацию — модель КС-4361А с измененным дизайном кузова и кабины машиниста.
В настоящее время кран КС-4361 не выпускается, но единичные модели все еще можно встретить на строительных площадках.
Самоходный полноповоротный дизельный подъёмный кран КС-4361А максимальной грузоподъёмностью 16 тонн предназначен для строительных и погрузочных работ со штучными и сыпучими грузами на строительных площадках, складах.
Кран КС-4361А имеет гидропривод опор и рулевого управления, решетчатую шарнирно-складывающуюся стрелу.
Спецтехника работает с основной крюковой подвеской на стреле длиной 10.5 м, 15.5 м, 20.5 м, и 25.5 м, а также со вспомогательной надставкой (гуськом), длиной 6 м.
Со стрелой 10.5 и 15.5 м кран КС-4361А с грузом на крюке передвигается со скоростью до 3 км/ч.
Привод всех механизмов крана централизованный. Особенностью кинематической схемы является применение гидротрансформатора, выходной вал которого связан цепной передачей с валом реверса вращения и передвижения. Работу всех исполнительных механизмов обеспечивает пневматическая система.
Кран КС-4361А способен успешно работать при отрицательных температурах, а для работы с тропическим климатом возможна специальная модификация КС-4361АТ.
Кран КС-4361А является модернизированной моделью крана КС-4361 с измененным дизайном кузова и кабины машиниста. Все основные технические характеристики машины соответствуют базовой модели.
Cерийный выпуск крана КС-4361А начат «Юргинским машиностроительным заводом» в 1975 году. В настоящее время кран не собирается.
Ранее мы писали о технических характеристиках автокрана КС-45726.