Меры безопасности при перевозке грузов являются важным условием успешной транспортировки. Несоблюдение особых требований может привести к повреждению груза, травмированию окружающих. Перевозка такого товара регулируется разными нормативными актами. Перемещение товарно-материальных ценностей (ТМЦ) осуществляется лишь на автотранспорте, имеющем соответствующую грузоподъемность. При повышенной нагрузке ухудшаются параметры безопасности машины, что негативно сказывается на маневренности и управляемости.
Правила перевозки грузов автотранспортом.
Грузы и погрузочно-разгрузочные работы
В статье 209 Трудового кодекса РФ сказано, что условия труда — совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника. Производственная деятельность — совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для выполнения различных видов работ и оказания различных видов услуг.
Чем занимаются рабочие при погрузочно-разгрузочных работах? Схематично это можно представить так. Разгружают транспорт и размещают груз на хранение, укладывают в стеллажи, штабели. Для отпуска товара отбирают его из мест хранения, укомплектовывают и упаковывают, перемещают внутри места хранения и от исходного местоположения до транспортного средства, грузят на транспортное средство.
На заметку
Согласно пункту 1.3 ГОСТ 12.3.009-76, погрузочно-разгрузочные работы проводятся на специально отведенной территории с ровным и прочным покрытием, на спланированных грунтовых площадках. Их выполняют механизированным способом при помощи подъемно-транспортного оборудования и средств малой механизации.
Правила более конкретны. Грузы массой от 80 до 500 кг перемещают с применением грузоподъемного оборудования (талей, блоков, лебедок), а также с применением покатов. Ручная погрузка и разгрузка таких грузов разрешается только на временных площадках под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ, и при условии, что нагрузка на одного работника не превышает 50 кг. Погрузка и разгрузка грузов массой более 500 кг производится только с помощью грузоподъемных машин (п. 33 Правил). Отдельные требования Правила предъявляют и к разгрузочным площадкам, и к способам размещения на них разных видов грузов.
В процессе погрузочно-разгрузочных работ рабочим приходится иметь дело с самыми разнообразными грузами – от строительных материалов, технологического оборудования и лесоматериалов до жидкого топлива, кислот и газа.
Безопасная погрузка
Отправитель отвечает за погрузку, грузовой расчет, грамотное распределение груза, а на плечи получателя возлагается ответственность за снятие укрытия, процесс разгрузки, чистки машины. При необходимости все эти задачи может взять за себя транспортная компания, но только после договорённости. Погрузка груза выполняется только после его расчета. Чтобы гарантировать ТМЦ максимальную сохранность при погрузке и выгрузке, укладка должна характеризоваться надёжностью. Такие работы выполняются с помощью автоматизированной техники или ручным способом, если масса ТМЦ до 50 кг. Требования безопасности процесса погрузки ручным методом:
- Острые, колющие предметы переносят в специальных чехлах, пеналах;
- Необходимо надевать перчатки во время работы с упаковками, имеющими жесткую поверхность;
- Если тара ТМЦ повреждена и из неё торчат режущие предметы, тогда переноска в таких условиях запрещается;
- Стеклянный груз устанавливается на специальные подставки;
- Для досок применяют подпорки, это исключает их повреждение.
Вредные и опасные производственные факторы
Какие опасности подстерегают рабочих, занятых на погрузочно-разгрузочных работах? Их немало:
- движущиеся машины и механизмы (транспортные средства, погрузчики, транспортеры, подвижные частей производственного оборудования);
- особенности перемещаемых грузов;
- повышенная загрязненность воздуха рабочей зоны при работе с минеральными удобрениями, известковыми материалами и др.;
- повышенные усилия при перемещении грузов вручную;
- скользкие и запыленные поверхности;
- токсические и раздражающие свойства пестицидов, удобрений, кислот, щелочей и т.п.;
- взрывы емкостей с водородом, ацетиленом, бутаном, спиртом, лакокрасочными материалами и т. п., пожары;
- колющие предметы на поверхности грузов и тары;
- падающие предметы (грузы, тара) и т.д.
Часть из этих факторов при воздействии на работника может вызвать снижение трудоспособности или даже заболевание (неблагоприятный микроклимат, повышенный уровень шума, вибрации, плохое освещение, загрязненный воздух). Это вредные производственные факторы.
Опасные производственные факторы, воздействуя на человека, могут привести к производственному травматизму и несчастным случаям на производстве, порой с неблагоприятным исходом (высота, огонь, электрический ток, движущиеся предметы и механизмы, взрыв).
Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охране труда установлены Трудовым кодексом РФ (ст. 212 ТК РФ). Работодатель обязан обеспечить:
- безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
- соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте.
В свою очередь, безопасность производства погрузочно-разгрузочных работ обеспечивается:
- выбором способов производства работ, подъемно-транспортного оборудования и технологической оснастки;
- подготовкой и организацией мест производства работ;
- применением средств защиты работающих;
- проведением медицинского осмотра лиц, допущенных к работе, и их обучением (п. 1.4 ГОСТ 12.3.009-76).
Все эти требования ГОСТ нашли свое отражение в Правилах. Они обязательны для исполнения всеми работодателями — юридическими и физическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, кроме работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями (п. 1 Правил).
Как размещать и крепить груз в автомобиле?
Вся сложность грузоперевозок заключается в том, что при их организации и проведении чрезвычайно важен абсолютно каждый этап. Ни к одному из них нельзя отнестись спустя рукава. Можно, например, скрупулезно упаковать груз , промаркировать тару в соответствии со всеми требованиями, а потом кое-как укрепить груз в машине/ контейнере — и либо потерять его в полном объеме, либо довезти частично испорченным. Это — в лучшем случае. В худшем — авария на дороге может закончиться даже смертью участников дорожного движения или их серьезными травмами.
Поэтому вопрос «Как правильно крепить и размещать груз?» уж точно нельзя считать праздным.
Практика крепления грузов при внутрироссийских перевозках
Сама езда по территории России уже несет в себе угрозу: плохое качество дорог, чреватое постоянное тряской (что, естественно, ослабляет крепления и пр. специальные конструкции), вкупе с большими расстояниями, на которые может доставляться груз. То есть: этот груз и трясет дольше, и качество его крепления проверяется гораздо реже (не будет же водитель останавливаться через каждые 100 километров?!).
Впрочем, те, кто возят грузы из Европы в Россию, не на словах знают о такой отечественной особенности : груз может вообще без смещения проделать путь, например, от Германии до границ России — и уже через несколько километров после ее пересечения начать двигаться в разные стороны. Причем без «пересадки» на другое транспортное средство и без изменения способа крепления.
Вот почему при организации внутрироссийских автомобильных грузоперевозок качеству крепления груза нужно уделять гораздо больше внимания. И, как ни парадоксально, ориентироваться при этом не на международные стандарты.
Если говорить о стандартах, то в соседней Беларуси еще в 2005-м году утвердили «Правила безопасного размещения и крепления грузов в кузове автомобильного транспортного средства». В российском же законодательстве подобного отдельного документа не наблюдается. Однако есть «Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» (а точнее — глава V и ее раздел «Обеспечение безопасных условий перевозок грузов» ) и приложение №2 к Правилам — «Расчет количества прижимных средств крепления и рабочей нагрузки на средства крепления»
. Этими расчетами, кстати, правила были дополнены приказом Минтранса только в 2016-м году. И тогда же закреплено обязательное крепление груза независимо от расстояния перевозки.
Что важно: несмотря на то, что, по российскому законодательству, погрузка (а в перечень погрузочных работ входит и крепление груза в транспортном средстве) осуществляется грузоотправителем, именно перевозчик должен утвердить схему размещения и крепления грузов. Схема утверждается для каждой перевозки и для каждой партии сборного груза .
А это значит, что правила крепления грузов в автотранспортном средстве или контейнере должен знать не кто-то один (то ли водитель, то ли погрузчик, то ли представитель грузоотправителя или перевозчика), а все, кто причастен к организации и осуществлению перевозки.
Кстати, схема крепления и размещения грузов
обязательно
должна
в себя
включать:
- графическое изображение позиции груза в кузове автомобильного транспортного средства;
- графическое изображение мест крепления груза с указанием типов средств крепления и их рабочих нагрузок.
Естественно, крепление груза зависит от его вида , массы, а также от того, насколько заполнено пространство автомобильного кузова. Однако вместе с тем есть общие требования к расположению и креплению груза:
- погрузка должна осуществляться строго в соответствии с утвержденной схемой крепления и размещения груза;
- перед погрузкой необходимо визуально убедиться в отсутствии повреждений упаковки груза, в целостности кузова, стенок, бортов, настила транспортного средства, а также в том, что транспортное средство отвечает требованиям крепления данного груза (имеется, например, достаточное количество точек крепления с достаточной рабочей нагрузкой и т.п.);
- нельзя грузить груз в те транспортные средства (а следовательно, и перевозить в них), которые имеют повреждения настила пола и бортов, неисправные стойки, петли, рукоятки запорных устройств, а также внешние и внутренние повреждения, разрывы, перекосы кузова и тента бортовой платформы;
- следует проверить наличие и надежность всех необходимых средств и инструментов для крепления груза;
- стоит удостовериться, что груз соответствует описанию, которое было дано в заявке на грузоперевозку и которое зафиксировано в транспортном документе (верно указаны габаритные размеры, масса, отмечен центр тяжести, если он не совпадает с геометрическим, и т.д.);
- перед погрузкой настил бортовой платформы, опорные поверхности груза должны быть очищены от снега, льда и других загрязнений, которые могут уменьшить поверхностное трение;
- необходимо проследить, чтобы не была превышена допустимая нагрузка на оси транспортного средства, его допустимая грузоподъемность, а также убедиться, что размещение груза не вызовет смещение центра тяжести транспортного средства;
- грузы следует размещать так, чтобы обеспечивалась равномерная нагрузка по всей площади платформы;
- при погрузке попутных грузов нужно учитывать очередность их разгрузки и тот факт, что после выгрузки первых партий может сместиться центр тяжести и увеличиться нагрузка на отдельные оси;
- грузы с меньшей объемной массой следует ставить на грузы с большей объемной массой;
- необходимо учитывать возможность штабелирования грузов, а также максимально допустимое количество ярусов;
- зазоры между грузами, между грузом и боковыми бортами (боковыми стенками), между грузом и задним бортом (дверью кузова) не должны превышать 15 см;
- свободное пространство между грузами и стенками кузова необходимо заполнять специальными прокладками, емкостями и другими устройствами;
- при размещении длинномерных грузов разных размеров, длины и толщины следует стараться для каждого отдельного ряда подбирать грузы как можно более подходящие по габаритам, при этом те, что длиннее, размещать внизу, те, что короче, — вверху;
- груз, который перевозится навалом или насыпью, не должен выступать за верхние кромки открытого кузова.
Факторы риска, или Инерционные силы, действующие на груз во время пути
Чтобы понять, насколько тяжело приходится грузу при транспортировке и какой опасности он подвергается в пути, достаточно только представить, какое количество инерционных сил
на него действует все то время, пока он едет к месту назначения. Ведь в дороге транспортное средство обязательно тормозит (иногда и экстренно), разгоняется, поворачивает, поднимается в гору и ускоряется на спуске.
Так, при экстренном торможении максимальная сила, которая давит на груз и пытается сместить его вперед, может составлять порядка 80 процентов от собственного веса груза. При повороте транспортного средства на груз действует центробежная сила, равная 0,5g (около половины от веса груза). При трогании с места, ускорении, движении в гору груз откидывает назад с такой же, равной 0,5g, силой.
И если в это время он не будет закреплен, то нетрудно представить себе, что может произойти уже через несколько километров пути: груз, усиленный инерцией и воздействием других грузов, устремится на боковые стенки, задний или передний борт и рано или поздно его пробьет, а если и нет, то в любом случае изрядно повредится. Впрочем, подобное вполне может произойти и с тем грузом, который закреплен, но недостаточно (может, только пройденных километров для этого понадобится больше).
А потому крепление должно быть таким, чтобы выдержать всю силу инерционного воздействия и не дать грузу ни на миллиметр сдвинуться.
Крепление груза бывает нескольких видов:
- прижимом;
- растяжками;
- блокированием.
Крепление прижимом
основано на увеличении силы трения, которая нейтрализует инерционное воздействие. Оно подразумевает использование специальных стяжных ремней (рэтчетов), которые, проходя поверх груза, прижимают его к полу и не дают ему смещаться.
Очевидно, что при таком способе основные требования предъявляются к качеству ремней: они должны, во-первых
, быть выполненными из достаточно эластичного и прочного материала, который не разорвется из-за натяжения и не пережмет груз (тем самым его испортив), а
во-вторых
, выдерживать рабочую нагрузку. Именно поэтому каждый ремень сопровождает особый четырехугольный ярлык (
«паспорт»
), где указаны следующие важные
сведения
, которые ни в коем случае нельзя игнорировать:
- допустимая рабочая нагрузка (LC);
- материал, из которого изготовлены ленты ремня;
- длина;
- год выпуска;
- сила натяжения (STF);
- указание на соответствие стандарту.
Кроме того, при использовании крепежных ремней нельзя:
- закрывать глаза даже на малейшие их повреждения и потертости;
- превышать их максимально допустимую рабочую нагрузку;
- завязывать их в узел или перекручивать (ремни должны равномерно располагаться на поверхности груза, полностью обхватывая его по ширине);
- натягивать их поверх углов или острых поверхностей;
- поднимать за них груз (ремни предназначены исключительно для крепления!).
При «прижиме» одного груза должно быть задействовано как минимум два ремня. Если перевозится несколько грузов (и все они фиксируются именно таким способом), то следует удостовериться, что транспортное средство оборудовано необходимым количеством точек крепления.
Естественно, выбор ремней (их количество, длина, допустимая рабочая нагрузка, сила натяжения, а также материал) зависит от вида и массы груза. Иногда вместо ремней используются также цепи или тросы. Правда, применение столь внушительных средств возможно только тогда, когда перевозимый груз — тяжеловесный предмет, сделанный из крайне прочного и стойкого материала.
Крепление растяжками
называют еще «якорным» методом, так как на морском транспорте он применяется гораздо чаще, нежели на сухопутном (то бишь автомобильном). Впрочем, это не значит, что на суше он менее эффективен.
Суть этого способа такова: груз фиксируют специальными ремнями, цепями или тросами (по четыре, как минимум, — на каждый груз), которые с одной стороны цепляются за груз, с другой — за настил и, словно разрывая груз на части, уравновешивают действие друг друга и не дают ему смещаться.
Главное, что при этом учитывается, — это, опять-таки, длина ремня, сила натяжения, максимально допустимая рабочая нагрузка, а также, что не менее важно, величина угла, который ремень образует с поверхностью настила.
Очевидно, что эффективность крепления будет зависеть от того, насколько одинаково (и под одинаковым ли углом) натянуты ремни: если один из них натянут чуть слабее или чуть сильнее, это вызовет смещение груза или разрыв одного или нескольких ремней.
Применение растяжек тоже предполагает наличие в транспортном средстве специальных точек для крепления, а использовать их, кстати, можно совершенно по-разному: «растягивая» груз с четырех сторон, закидывая петли на его углы, окольцовывая его по диаметру и т.д. и т.п.
Рассчитать необходимую для фиксации величину угла и силу растяжения можно с помощью специальных формул и таблиц. Однако существуют особые приспособления (как, например, расчетный круг для диагонального крепления), которые позволяют достаточно быстро определиться с тем, сколько средств крепления необходимо на груз определенной массы, какую силу трения они будут создавать и какой угол образовывать.
При креплении блокированием
груз размещают таким образом, чтобы он тесно соприкасался с другими грузами, подручными материалами, стенками и бортами транспортного средства и тем самым не мог сдвинуться с места. И хотя при таком методе крайне важно, чтобы между грузами оставались как можно меньшие зазоры, на самом деле для того, чтобы их обездвижить, используется несколько способов (а не только тесное соприкосновение).
Например, специальные воздушные пакеты. В сдутом состоянии они размещаются в зазоры, а потом надуваются сжатым воздухом до тех пор, пока не заполнят собою все воздушное пространство. Воздушные пакеты, кстати, очень выгодны в применении: во-первых
, многоразовые,
во-вторых, не много весят, в-третьих , с ними может справиться всего один человек, а в-четвертых , они способны выдержать нагрузку до 30 тонн, однако сами при этом никак не угрожают грузу деформацией и прочим повреждением.
Для заполнения пустот используются также поставленные вертикально пустые поддоны, закрепленные деревянные планки, надувные подушки, панели и т.п. Крепление блокированием используется и тогда, когда задействовано не все грузовое пространство автомобиля: в этом случае свободное место занимают необходимых размеров поддоны, панели и пр. приспособления.
Вспомогательные средства крепления груза
Впрочем, при креплении грузов крайне редко используется какой-то один способ сам по себе — чаще всего он дополняется другими вспомогательными средствами. К таким вспомогательным средствам относятся:
- противоскользящие маты и резиновые коврики
, которые кладутся между основанием груза и настилом и уменьшают силу трения и вероятность скольжения; - колодки:
используются для предотвращения смещения цилиндрических предметов или грузов на колесах; - деревянные распорки:
прибиваются к полу или бортам транспортного средства по периметру груза (либо у самого его основания, либо посредине) и блокируют его возможное движение (правда, их применение ограничено и зависит от конструкции транспортного средства); - сетки:
накрывают груз и удерживают его или на паллете, или непосредственно в самом транспортном средстве и чаще всего заменяют стяжные ремни в том случае, если сами по себе эти ремни рискуют повредить груз; - термоусадочная и растягивающаяся пленка:
в принципе, выполняет функцию упаковки, однако вместе с тем, «обволакивая» груз на паллете, фиксирует его и не дает собранному таким образом грузоместу рассыпаться; - угловые протекторы
— изготовленные из дерева, пластмассы, легких металлических сплавов и др. материалов специальные приспособления, которые при креплении прижимом размещаются на углы груза, регулируют силу натяжения ремней, позволяют огибать острые поверхности, увеличивают срок эксплуатации ремня и защищают груз от его врезания.
От чего зависит выбор способа крепления?
Использование того или иного способа крепления целиком зависит от вида перевозимого груза и его массы. Так, крупногабаритные и(или) тяжеловесные грузы чаще всего фиксируются растяжками, а партии паллет — блокированием.
Что важно помнить, так это то, что крепление груза и его правильное распределение в кузове транспортного средство обязательно в любом случае и должно быть выполнено в соответствии с самыми строгими требованиями. Иначе зачем тогда везти груз, если он рискует или вообще не доехать до получателя, или попасть к нему в руки в крайне истрепанном виде?..
P.S. Кстати, формулы расчета количества прижимных средств крепления, рабочей нагрузки на них, а также величины коэффициентов трения различных материалов и пр. сведения даны в Приложении №2
к
Правилам обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом .
Охрана труда
Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст. 209 ТК РФ). Среди организационно-технических мероприятий — разработка инструкций, правил, технологических карт и т.д. На основе утвержденных Правил работодатель разрабатывает инструкции по охране труда, которые утверждаются локальным нормативным актом работодателя (п. 2 Правил).
Правилами устанавливают требования:
- к производственным помещениям, организации рабочих мест, эксплуатации оборудования и инструмента (раздел II Правил);
- при организации и осуществлении технологических процессов, включая способы и параметры размещения грузов (раздел III Правил);
- при работе с опасными грузами (раздел IV Правил).
Обязанности шофера
Безопасность перевозки грузов заключается и в определённых действиях водителя, предназначенных для подготовки машины, которые включают:
- Подготовка машины;
- Обязательный медосмотр перед поездкой;
- Подача машины, погрузка, выгрузка.
Шофёр должен обеспечить чёткую работу машины, не отклоняться от курса, не превышать скорость, соблюдать все нормы, правила безопасности грузоперевозок. Исходя из регламента рабочего времени, водитель не должен работать более 40 часов в неделю. При пятидневке рабочий день составляет 8 часов, при шестидневке – 7 часов. Но при междугороднем сообщении допускается увеличение рабочего времени до 12 часов. Такая трудовая деятельность имеет свои особенности:
- Если перевозка совершается на протяжении одной смены, компания-перевозчик предоставляет одного водителя;
- Если маршрут характеризуется протяжённостью более 250 км, машина обслуживается двумя водителями;
- При сменно-грузовой транспортировке применяется несколько машин, за каждой из которых закреплена группа водителей.
Шофер, занимающийся транспортировкой автомобильным транспортом должен в обязательном порядке знать правила перевозки грузов, как работают механизмы, устройства, обслуживающие машину, уметь выявлять, устранять неисправности, возникающие во время эксплуатации автомобиля.
Отраслевые нормативы в приоритете
Если отдельные требования охраны труда не предусмотрены Правилами, следует руководствоваться требованиями соответствующих нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, а также требованиями технической документации заводов — изготовителей оборудования и инструмента. Так сформулирован пункт 3 Правил.
Поясним на примере. Одной из разновидностей металлопроката являются трубы. Видов труб – масса: круглые, профильные, с переменным размером сечения, бесшовные, сварные и т. д. Общие правила размещения металлопроката (в том числе и труб) даны в пункте 115 Правил. Но их явно недостаточно для работы на магистральном нефтепроводном транспорте. Правила размещения труб на этом производстве приведены в «Регламенте на производство работ с использованием труб с заводским изоляционным покрытием: погрузочно-разгрузочные работы, автомобильные перевозки, изоляция стыков, укладка в траншею. Технические требования и оснащенность» (см. таблицу).
Таблица
Правила | Регламент |
Требования к площадке под штабель | |
Размещение в штабель производится на предварительно уложенные на полу подкладки. Размещение на пол складского помещения или на грунт площадки без подкладок не допускается. | Площадки для складирования должны быть заранее подготовлены и иметь ровную горизонтальную поверхность с твердым (бетонным, асфальтовым) или земляным (хорошо утрамбованным) покрытием. На площадке должны предусматриваться уклоны и другие мероприятия, обеспечивающие отвод атмосферных осадков и грунтовых вод. Уклоны для площадок складирования должны быть не более 1,5 — 2°. |
Правила размещения штабелей | |
Проходы между рядами штабелей или стеллажей составляют не менее 1 м, между штабелями или стеллажами в ряду — не менее 0,8 м. | Между смежными штабелями труб должны быть оставлены проходы шириной не менее 1 м. Запрещается: — укладывать в один штабель трубы разного диаметра и разной номинальной длины; — складировать трубы с наружным заводским изоляционным покрытием вместе с неизолированными стальными трубами. Следует полностью исключить протаскивание разгружаемых труб по трубам первого ряда штабеля. |
Правила формирования штабеля | |
Сортовой и фасонный прокат размещаются в штабеля, елочные или стоечные стеллажи, трубы размещаются в штабеля рядами, разделенными прокладками. При размещении в штабель или на стеллаж между пачками и связками укладываются металлические квадратные прокладки толщиной не менее 40 мм для возможности освобождения из-под них стропов и большей устойчивости размещаемого груза. Концы прокладок не должны выступать за пределы штабеля или стеллажа более чем на 100 мм. | Нижний ряд штабеля должен быть уложен на спланированную площадку, оборудованную инвентарными деревянными подкладками, обшитыми мягкими накладками. Трубы нижнего ряда должны быть зафиксированы от бокового смешения клиньями (упорами), подогнанными к диаметру трубы. Между рядами труб в 3-х местах (по концам и в середине) укладываются прокладки из прорезиненной ткани шириной не менее 100 мм и толщиной не менее 10 мм. |
Средства индивидуальной и коллективной защиты
Средства индивидуальной и коллективной защиты работников — технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения (ст. 209 ТК РФ). В Правилах установлено, что при выполнении погрузочно-разгрузочных работ следует использовать средства индивидуальной защиты с учетом требований безопасности для каждых конкретных видов работ и профессий (п. 4 Правил). Это спецодежда, спецобувь. При наличии опасности падения предметов сверху работники должны носить защитные каски установленных образцов (п. 6.4 ГОСТ 12.3.009-76). Спецодежду в зависимости от категории перерабатываемых грузов следует подвергать стирке, химчистке, обезвреживанию и другим видам санитарной обработки (п. 6.2 ГОСТ 12.3.009-76).
Человеческий фактор
К выполнению погрузочно-разгрузочных работ и размещению грузов допускаются работники в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие обязательный предварительный медицинский осмотр, обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны (п. 5 Правил). К работам с применением грузоподъемных машин допускаются работники, имеющие удостоверение на право производства работ (п. 6 Правил).
В Правилах особое внимание уделено взаимодействию людей при производстве работ. Так, при производстве погрузочно-разгрузочных работ несколькими работниками необходимо каждому из них следить за тем, чтобы не причинить друг другу травмы инструментами или грузами. При переноске грузов сзади идущий работник соблюдает расстояние не менее 3 м от впереди идущего работника (п. 34 Правил).
Новые правила вводят ужесточения норм подъема тяжестей для женщин. Ранее был фактически допустим разовый подъем тяжестей женщинами не более 50 кг., сейчас эта норма снижена до 15 кг. (п. 32 Правил).
В заключение отметим, что Трудовой кодекс РФ, наряду со строгими требованиями, предъявляемыми к работодателям в сфере обеспечения безопасного труда (ст. 212 ТК РФ), и гарантиями работникам, имеющим право на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда (ст. 219 ТК РФ), устанавливает также и обязанности работника в области охраны труда. В частности, каждый работник обязан соблюдать требования охраны труда, правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты, проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, немедленно извещать руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, и проходить обязательные медицинские осмотры (ст. 214 ТК РФ).
Б.Л. Сваин
, для журнала «Нормативные акты для бухгалтера»
Работа с кадрами на предприятии
Правильно составленные документы защитят от штрафных санкций со стороны проверяющих, выведут из конфликтной ситуации с работниками. С электронной книгой «Работа с кадрами на предприятии» у вас будет в полном порядке вся документация. Узнайте больше >>
Если у Вас есть вопрос — задайте его здесь >>
Что делать при аварии
При возникновении аварии водитель должен выполнить такие действия:
- Не подпускать к месту ДТП посторонние лица;
- Сообщить ГИБДД;
- Вызвать на место инцидента аварийную бригаду;
- Оказать первую помощью, если есть пострадавшие;
- Ликвидировать последствия;
Соблюдение техники безопасности при транспортировке любого груза поможет не только сохранить его целостность, но и избежать непредвиденных ситуаций, которые могут нести опасность для природы, жизни и здоровья человека. Особенно важно соблюдение правил при транспортировке опасного груза.