О компании-производителе
По состоянию на 2016 год, JAC Motors входил в тройку крупнейших автопроизводителей Китайской Народной Республики (уступая лишь полностью государственной «крылатой единице» «FAW» и корпорации «Dongfeng»). Это компания с полным и независимым циклом производства и полным спектром выпускаемой автопродукции: легковые машины, внедорожники, минивэны, грузовики всех классов, автобусы. А также – универсальные шасси, двигатели и коробки передач, машиностроительное оборудование. Годовой объём производства – 700 тысяч автомобилей и ещё 500 тысяч двигателей.
В Российской Федерации коммерческие грузовики «ДЖАК» продаются и обслуживаются через дилерскую сеть, состоящую из тридцати региональных компаний. Официальный дистрибьютор располагает своим собственным складом запасных частей в Москве ( и он действительно большой!), что сокращает время ожидания недостающих деталей. Имеется электронный каталог запчастей, который облегчает их поиск.
Указанные дилерские центры со станциями техобслуживания, принимающие все гарантийные обязательства ДЖАК Моторс в десятках регионов России, охватывают территориально громадную территорию, вплоть до Иркутска. На Дальнем Востоке продвижения новых автомобилей данной марки нет – из-за тотального засилья дешёвых «пожилых» праворуких Hino и Fuso из соседней Японии. Но на европейской территории России найти официального дилера JAC не составит труда. А заводская гарантия на грузовики JAC N75 составляет в настоящее время 3 года или 200 тыс. км, а это уже говорит о многом и характеризует модель с положительной стороны.
Внешний вид
Модель получила более современный дизайн и внешне теперь похожа на своих основных азиатских конкурентов – «Хендай», «Ниссан» и других. Это неудивительно, так как конструктора сотрудничали с известной компанией из Японии – Isuzu.
Привлекает внимание мощный бампер, крупные оптические приборы и большая площадь остекления. Стоит также выделить равномерность зазоров всех панелей кабины. Наружные зеркала компактны, что не очень хорошо и вынесены вперед на больших кронштейнах.
О технических характеристиках JAC N75
- Колёсная формула – 4х2.
- Габаритные размеры шасси: длина – 6,945 м, ширина – 1, 995 м, высота – 2,222 м.
- Колёсная база – 3,845 м; монтажная длина – 5,155 м.
- Ширина колеи – 1,665 / 1,525 м.
- Снаряжённая масса шасси – 3,02 т; грузоподъёмность – 4,47 т; полная масса – 7,49 т.
- Дорожный просвет – 173 мм.
- Максимальный преодолеваемый подъём – 30 процентов.
- Максимальная скорость: 90км/ч – с двигателем Cummins ISF3.8s4R154 (Евро-4); 110 км/ч – (с двигателем Cummins ISF3.8s5154 (Евро-5).
- Минимальный радиус поворота – 8 м (с двигателем Cummins ISF3.8s4R154 (Евро-4); 7,1 м (с двигателем Cummins ISF3.8s5154 (Евро-5).
- Размер шин – 215/75R17.5.
- Ёмкость топливного бака – 100 литров.
Дело в статистике
Как мне рассказали, в 2015 году китайский автопроизводитель JAC, входящий на родине в тройку лидеров (первое место у полностью государственной «единицы с крыльями» FAW, второе у корпорации Dongfeng), пересмотрел стратегию своего бизнеса в России и существенно обновил команду. Главная суть обновления в том, что был создан специальный технический отдел, занимающийся адаптацией продукции для условий России. Таким образом, шасси для нашего рынка имеет ряд отличий, хотя изготовляется на общем конвейере в Китае.
У автомобиля единый ключ типа «выкидушка» – по-европейски!
Среди этих отличий принципиально иной комплект морозостойких РТИ, предпусковой подогреватель Webasto в базовой комплектации, электрообогреватель в поддоне масляного картера от внешнего источника энергии, подготовка для установки компрессора холодильной установки, коробка отбора мощности, защита картера на всю длину совместно с КП, свои настройки блока управления двигателем, документация полностью на русском языке (больше нет «процендур сброса кабин» и «ремней не повязаных» водителей) и ещё некоторые мелкие детали.
О комплектации грузовиков JAC N75
В стандартной комплектации автомобили данной модели оснащены:
- магнитолой MP3/USB с антенной и двумя динамиками;
- запираемым на замок ящиком с инструментами;
- зеркалами заднего вида с электроприводом,
- рулевой колонкой, регулируемой по наклону и вылету; электростеклоподъёмниками;
- круиз-контролем;
- центральным замком;
- регулируемым по высоте ремнём безопасности водителя;
- энергопоглощающим передним бампером;
- антиблокировочной системой тормозов (АБС);
- дневными ходовыми огнями;
- зуммером заднего хода;
- горным тормозом;
- электрорегулировкой передних фар;
- нижней защитой двигателя и коробки переключения передач, тахометром, электрическим разъёмом и проводкой под тахограф;
- нагревательными элементами топливной системы и масляного картера;
- подножкой со специальным противоскользящим покрытием;
- выкидным ключом с иммобилайзером.
Все поставляемые в Россию автомашины данной модели оснащены «зимним пакетом» уже в базовой комплектации:
- Топливным фильтром с сепаратором и подогревом, который разжижает дизтопливо при минусовых температурах.
- Резиновыми деталями и комплектующими, которые обладают устойчивостью к морозу. Стабильно низкие температуры не влияют на их прочность и не приводят к репанию/растрескиванию.
- Дополнительным утеплением и шумоизоляцией кабины, которые сохраняют микроклимат и комфорт в кабине даже при поездках на дальние расстояния.
- Мощным и производительным отопителем салона.
- Подогревом зеркал заднего вида, который поддерживает лучший обзор и безопасность даже в снежную погоду.
- Теплоизоляционным экраном двигателя, который поддерживает рабочую температуру дизеля зимой и обеспечивает медленное его остывание.
В качестве дополнительных опций, предлагаются кондиционер, дневные ходовые огни, предпусковой жидкостный подогреватель «Webasto», коробка отбора мощности, тахограф, спойлер.
Возможные варианты популярных надстроек на шасси JAC N75: Бортовой + крано-манипуляторная установка, бункеровоз (мультилифт), промтоварный либо изотермический фургон, рефрижератор, автоэвакуатор, вакуумная машина.
Салон N-75
Салон оставляет благоприятные впечатления. Благодаря низкой посадке и широким дверным проемам внутрь кабины комфортно забираться, а наличие подножки и поручня помогает садиться и высаживаться. Для отделки салона разработчики применили пластик хорошего качества, который обладает симпатичной фактурой, приятен на ощупь.
Предусмотрено множество емкостей и карманов для хранения всякой мелочевки. Приборная панель лаконична и хорошо читается.
Положение руля можно изменять в 2-х плоскостях, а кресло водителя имеет несколько регулировок, что позволяет удобно расположиться.
С правой от водительского места стороны два кресла для пассажиров, спинки которых складываются.
Эргономика на высоком уровне, все органы управления располагаются на своих местах. Основная панель не имеет новшеств, слева в верхней части присутствует магнитола JAC N-75 с USB, а под ней управление климатической системой. За отдельную плату доступен и кондиционер.
Обзор с водительского места приемлемый, если не учитывать правое зеркало – его оборудовали таким образом, что смотреть в него нужно через ветровое стекло, что не очень удобно.
Стоит отметить и щиток приборов. На главный экран осуществляется вывод четких показаний и предупреждений на русском языке. Оборудованы все необходимые циферблаты и несколько контрольных ламп по важнейшим параметрам.
Обивка светлого цвета зрительно увеличивает объем кабины, правда ее нужно регулярно чистить. За креслами крупный отсек, есть карманы в дверях. Плафон только один, чего явно недостаточно для нормального освещения.
Спального места нет, поскольку грузовик не создан для дальних рейсов и спать можно, только если сложить сиденья.
Двигатель JAC N75
На грузовики данной модели устанавливаются два варианта четырёхцилиндрового 3,8-литрового дизельного двигателя «Камминз» китайского производства. Силовой агрегат модели Cummins ISF3.8s4R154 соответствует экологическому стандарту Евро-4. Он развивает мощность 156 лошадиных сил, или 112 кВт, при 2600 об/мин. Максимальный крутящий момент составляет 490 Нм при 1200–1900 об/мин. Тип топливной аппаратуры электронного впрыска: Common Rail+EGR+POC.
Второй вариант данного мотора – «Cummins ISF3.8s5154» – соответствует требованиям стандарта Евро-5. При равных технических параметрах, он оснащается топливной аппаратурой Common Rail+SCR (с системой нейтрализации выхлопных газов / системой селективного каталитического восстановления).
Необходимо отметить, что американский «Cummins ISF 3,8» китайской сборки является не только проверенной временем моделью дизельного мотора, но и хорошо знакомым отечественным водителям силовым агрегатом. Этот четырёхцилиндровый дизель объёмом 3,8 л можно встретить и на «Валдаях», на «меньших» МАЗах и ещё примерно десятке (!) грузовиков-одноклассников. Поэтому в случаях необходимости его ремонта, поиска расходников и запасных частей совсем необязательно обращаться именно в компанию JAC Motors.
Стоимость
Цена базовой комплектации модели составляет 1 600 000 рублей. За изотермический фургон без рефрижератора понадобиться заплатить еще 270 тысяч рублей.
Максимальная комплектация стоит около 2 300 000 рублей.
Продажа машины осуществляется через дилерскую сеть, которая включает в себя более 30 компаний.
Джак Н-75 – это неплохой и практичный грузовик по невысокой цене, который обладает достойным техническим оснащением, экономичностью и безопасностью. Это отличный вариант для тех, кто не имеет больших средств на покупку и содержание грузовика.
Трансмиссия
Коробка передач – собственная, механическая 6-ти ступенчатая LC6T55. Ходы рычага КПП – короткие, передачи переключаются чётко. Пустая машина спокойно трогается со второй передачи. Двигатель и коробка передач имеют защиту от повреждений, это часть базового оснащения, специально для России.
Эластичный 3,8-литровый Cummins не требователен к точности использования КП, позволяет легко тронуться со второй передачи, сразу перейти на третью, а шестая передача сгодится на весь диапазон скоростей от 60 до 110 км / ч. Рычаг КП с тросовым приводом расположен на специальном подиуме между сиденьями, а не на передней панели, в отличие от европейских «одноклассников».
Обслуживание и ремонт
Чтобы сохранить грузовик в хорошем состоянии и продлить ресурс всех его основных узлов, следует осуществить техническое обслуживание спустя 3 000 километров пробега, либо три месяца после начала эксплуатации, смотря, что из этого наступит раньше.
Последующие ТО JAC N-75 нужно выполнять через каждый 10 000 км пройденного пути. При каждом техобслуживании обязательно меняется моторное масло, а также фильтры – масляной и воздушный и другие расходные материалы. Кроме того проверяют и регулируют давление в шинах, диагностируют тормозную систему, рулевое управление и иные важнейшие узлы.
Водителю следует каждый день или хотя бы один раз в несколько дней проверять уровень масла двигателя и КПП, уровень тормозной жидкости, горючего, осматривать оптические приборы и кузовную часть. В случае обнаружения серьезных неисправностей следует немедленно обратиться в сервисный центр.
Подвеска. Тормоза. Мосты
Подвеска выполнена без экзотики: зависимая, полностью рессорная, со стабилизатором поперечной устойчивости на задней оси. Что является очень грамотным решением для недорогой «рабочей лошадки» в отечественных условиях. Разумеется, не раз будет соблазн перегрузить автомобиль, и эта конструкция себя проявит в этом случае с лучшей стороны. Серьги рессор на сайлентблоках, точек смазки, естественно, нет. Но пресс-маслёнки присутствуют на крестовинах карданного вала, но это не проблемно. Тормозная система – пневматическая. Спереди и сзади привычные барабанные механизмы. Колёса лишились устаревших футорок, головной боли поубавится.
Пневмоаппаратура здесь установлена всех известных лидеров международного рынка: от «Wabco» до «Knorr-Bremse». Это однозначно свидетельствует о том, что при проектировании машины китайцы не заказывали конечную архитектуру всей системы, а разрабатывали сами, скрупулёзно подбирая по каталогам компоненты. Значит, и в негарантийном ремонте есть, при необходимости, вариант поступить так же – обратившись напрямую к поставщикам компонентов.
Двухконтурная пневматическая грузовика, от именитого , с компонентами от «Wabco», является большим плюсом, который прибавляет JAC N75 очков на фоне его конкурентов с гидравлическими тормозами. Нейлоновые трубки тормозной системы окрашены в разные цвета, в зависимости от своей функции, и это действительно удобно.
Положительный китаец
Производитель: | JAC Motors (Anhui Jianghuai Automobile Co., Ltd) |
Марка, модель: | JAC N75 |
Начало продаж в России: | март 2014 г. |
Цена: | от 1 542 000 руб. |
Дело было осенью 2014 года. Скептически осматривая очередной азиатский среднетоннажник JAC N75, я не ждал ровным счётом ничего интересного, тем более что белая кабина подчёркивала сущность «инкубаторской» клонированности машин, как две капли воды похожих одна на другую, но тогда не все мои предположения оказались верными, а грузовичок в целом неожиданно понравился.
Конечно, не обошлось без замечаний и недостатков, а спустя два года мне предложили протестировать ещё один «75-й Джак», но 2016 модельного года, и по итогам теста я вновь готов повторить: китайский автопром продолжает развиваться. Вот так. А теперь обо всём по порядку.
Безопасная кабина
Китайские конструкторы с гордостью отметили, что, работая над новым грузовиком, постарались сделать кабину безопасной и комфортабельной. Первого свойства удалось достичь за счёт более жёсткой конструкции кабины при одновременном уменьшении её веса. В кабине применяется более жёсткий каркас и усиленные двери, благодаря чему значительно снижается риск получения травмы в случае столкновений. В то же время кабину сделали просторнее, поэтому в ней можно легко поместить какое-либо оборудование или личные вещи. В настоящее время все компоненты автомобиля успешно прошли необходимые сертификационные испытания.
Учитесь грамоте!
Сразу отмету всевозможные споры относительно долговечности и надёжности, которые первым делом возникают одновременно с появлением на линии горизонта автомобилей из Поднебесной. Сегодняшний материал это не ресурсный тест и не марафон надёжности, а обычный взгляд на относительно новую и недорогую модель грузовика. Визуальные ощущения добротности изготовления и аккуратности сборки меня приятно удивили, вылившись в то, что единственная серьёзная претензия к этому автомобилю у меня к грамматике его бортового компьютера и заводских табличек. Я ранее даже и не подозревал о существовании таинственных «процендур сброса кабин» и никогда не видел водителя, который «ремней не повязал»… Согласитесь, если взять китайский грузовик из середины нулевых, то эти претензии были бы просто смешны на фоне куда более существенных замечаний, выявленных даже без использования инструментальных средств диагностики. А посему рекомендую для начала не воротить нос, а прокатиться на «Жаке» серии «N».
Лицензия на внешность
Ниспадающие оконные линии боковых стёкол и вертикальные прямоугольники блок-фар по краям угловатых обводов кабины с большой площадью остекления – где-то я уже видел. Верно, в основе лежит лицензионная кабина Isuzu предыдущего поколения. Хорошо это или плохо? С точки зрения вместимости и удобства посадки замечаний нет, но что-то же толкнуло японцев на создание новой кабины, и вряд ли это была лишь изменчивая мода. Ответ на этот вопрос может дать или длительный ресурсный тест или краш-тест, но это не моя задача на сегодня, и краш-тест я провести своими силами пока не готов.
Молчаливые свидетельства аккуратности изготовления грузовика – деталировка на раме
На нашем рынке среднетоннажные грузовики JAC N-серии представлены тремя моделями: N120 полной массой 11 989 кг, N75 полной массой 7490 кг и N56 полной массой 5600 кг. На тест мне досталась средняя модель N75 (однако согласно ) с надстройкой в виде изотермического фургона с холодильной установкой «H-THERMO» от ООО «Автомеханический завод». Кронштейны зеркал заднего вида закреплены на кабине, широко разведены в стороны и вынесены вперёд, «полусфер» для лучшего контроля слепых зон не предусмотрено, да и обзорность зеркал «на троечку», хотя ко всему можно привыкнуть. «Это камень преткновения», – согласился со мной представитель компании. И предложил заглянуть на складскую площадку техники, где стояло шасси с типичными «европеизированными» зеркальными стойками со сдвоенными пакетами с полусферами и «бордюрным контролёром». Мне пояснили, что новый вариант сейчас в процессе сертификации и вскоре недостаток будет устранён. Передний бампер с противотуманными фарами окрашен в цвет кабины. Дверные ручки расположены горизонтально и открываются при помощи архаичных кнопок, что наводит на некую ностальгию, но усилия невелики и попадать в кабину вполне удобно.
Варианты надстроек
Шасси грузовика JAC N75 обладает довольно высокой универсальностью. В зависимости от нужд потребителя грузовик может оснащаться разнообразными надстройками. Наибольшей популярностью в настоящее время пользуются:
- Бортовая грузовая платформа с крано-манипуляторной установкой;
- Бункеровоз;
- Промтоварный фургон;
- Изотермический фургон;
- Рефрижераторная будка;
- Автомобильный эвакуатор;
- Автомобильная цистерна.
Также данный автомобиль можно встретить с тентовым кузовом.
Доступ к двигателю
Доступ к силовой установке и многим другим агрегатам, расположенным в моторном отсеке, обеспечивает специальный подъемный механизм, позволяющий откинуть кабину вперед и зафиксировать ее в этом положении.
Призраки ярких эмоций
Идя на тест, я не ожидал ярких эмоций от этого грузовика. И что оказалось в финале. Да, было бы наивно, ожидать каких-либо сюрпризов в динамике или, например в эргономике, особенно в этом ценовом сегменте. Но какой прорыв в качестве! Одни только цветные нейлоновые трубопроводы, аккуратно уложенные, и с хорошими разъёмами вызывают уважение! А ещё в кабине ничего не скрипит, не пахнет плохо, и не мешается под руками. И ведь в целом этот неприметный аппарат неплохо работает – отлично едет и хорошо тормозит. Одним словом, грузовик построен качественно на достаточно неплохом техническом уровне, в то же время прост в конструкции. Конечно же не обошлось без замечаний и недостатков, да и что кривить душой, инновациями здесь тоже не пахнет. Однако если так пойдёт и дальше, то в скором времени мы все забудем о том, что когда-то китайские автомобили были откровенно плохими…
Автомобиль на тест предоставило представительство корпорации JAC в России