Рефрижераторные перевозки сегодня являются весьма востребованной услугой, но прежде чем говорить о её особенностях, нужно определиться, что это такое в принципе. Разнообразие продукции, перевозимой автомобильным транспортом, невероятно велико.
И далеко не для всех грузов нужны одинаковые условиях хранения и транспортировки, что необходимо учитывать при подборе транспортного средства. Огромное количество товаров относится к категории скоропортящихся, иначе, с малым сроком хранения.
Для их перевозки требуется создать соответствующие условия, прежде всего, в плане низкотемпературного режима. Решается же данная проблема посредством рефрижераторов, снабженных специализированной системой контроля температуры и влажности, а также холодильными установками.
Перевозка рефрижераторами в нашей стране – это услуга, которая востребована круглый год. А арендовать подобную технику можно в специализированных компаниях.
Классификация спецтранспорта
Рефрижераторные перевозки, как упоминалось ранее, это транспортировка скоропортящихся грузов посредством автотранспорта, снабженного особым кузовом, в котором поддерживается заданный температурный режим при помощи холодильного оборудования. Данный вид доставки товара идеально подходит для длительных переездов на большие расстояния, поскольку не требуется использовать дополнительное спецсредства для охлаждения или заморозки, к примеру, продуктов.
Оптимальный автотранспорт для каждой конкретной категории груза подобрать не сложно. Для этого достаточно знать актуальную классификацию авторефрижераторов, которая подразумевает следующую градацию транспортных средств.
Грузовики различного вида принято делить на группы по весовой категории. По этому параметру выделяют авто максимальной грузоподъемности до:
- 3-х тонн – низкая;
- 5-ти тонн – средняя;
- 20-ти тонн – высокая.
Помимо того, различают авторефрижераторы по, поддерживаемому в кузове, температурному режиму:
- 0 / +12 градусов по Цельсию – класс «А»;
- -10 / +12 градусов по Цельсию – класс «В»;
- -20 / +12 градусов по Цельсию – класс «С»;
- -20 / +2 градусов по Цельсию – класс «D»;
- -10 градусов по Цельсию и ниже – класс «Е»;
- -20 градусов по Цельсию и ниже – класс «F».
В данном случае можно констатировать, что в кузове автотранспорта класса «Е» и «D» возможна легкая заморозка груза, а самые низкие температурные показатели позволяет поддерживать рефрижератор класса «F».
Рефконтейнер
Универсальный рефконтейнер 20 или 40 футов можно транспортировать на автомобильном транспорте применяя контейнеровоз. Также рефрижераторный контейнер можно загрузить на железнодорожный или морской транспорт. Рефрижераторы или автофургоны со специальными изотермическими кузовами (изотермические фургоны), способными обеспечить необходимый температурный режим во время транспортирования скоропортящихся грузов. Рефконтейнер — это морской контейнер со специальным термоизоляционным корпусом, который позволяет удерживать длительное время определенную температуру внутри (примерно также, как обычный термос). Рефконтейнер оборудованный холодильной установкой, служит для транспортировки грузов, чувствительных к температурам. Чаще всего он имеет алюминиевый корпус и пенополиуретановый утеплитель. Рефконтейнеры имеют встроенную холодильно-нагревательную установку (ХОУ), поэтому они требуют подключения к электропитанию. На складе или на корабле это будут стационарные точки для подключения, при транспортировке на трейлере по автодорогам могут использоваться навесные дизель-генераторы, подсоединяемые к контейнерам.
Документы для перевозки температурных грузов
Грузоотправитель обязан предоставить перевозчику необходимые сопроводительные документы на скоропорт. В транспортной (ТН) и товарно-транспортной накладной (ТТН) отметить температурный режим, максимальную продолжительность транспортировки скоропортящегося груза и другие особые условия. Документальная информация про условия в которых должен перевозиться скоропортящийся груз поможет перевозчику правильно обеспечит его сохранность.
Чтобы отвезти скоропортящийся груз потребуются сопроводительные документы, среди которых у водителя должны быть:
- Товарно-транспортная или транспортная накладная;
- Путевой лист;
- Сертификат качества, содержащий основные характеристики товара и подтверждающий его соответствие нормам и стандартам;
- Ветеринарный сертификат — для продуктов животного происхождения;
- Санитарно-гигиенический сертификат, подтверждающий гигиеническую безопасность продукта;
- Карантинный (или фитосанитарный) сертификат на продукты растительного происхождения, подтверждающий отсутствии заболеваний;
- Стандартные документы на автомобиль — технический паспорт, сертификат о прохождении техосмотра, страховой полис;
- Свидетельство СПС (допуск к перевозке скоропортящихся грузов);
- Лист контрольных проверок температуры груза и воздуха в кузове автомобиля в момент загрузки.
Другими словами все документы, которые подтверждают качество и безопасность продукции которую везёт водитель в грузовом автомобиле. Также нужно иметь санитарно-эпидемиологическое заключение в виде заверенной копий. В зависимости от вида груза, может потребоваться ветеринарный сертификат. Грузоотправитель передает перевозчику груз в чистой, сухой, прочной таре, отвечающей санитарно-гигиеническим нормам, не подвергшейся коррозии и прочей порче. Если есть такая возможность, тара должна быть опломбирована, если нет, то пломбируется транспортное средство.
Автотранспортные компании и предприятия, которые задействованы в процессе перевозки скоропортящихся грузов обязаны выполнять требования СанПиН. Также нужно исполнять требования, которые содержат правила перевозки скоропортящихся грузов автомобильным транспортом и другие нормативно-технические документы профессиональной отрасли. Персонал, задействованный в грузоперевозках скоропортящихся грузов водители, экспедиторы и грузчики должны ежегодно проходить медицинский осмотр, соблюдать личную гигиену, иметь медицинскую книжку и чистую спецодежду.
Выгодное предложение на перевозку температурных грузов в рефрижераторах
Цены на транспортные услуги в нашей компании являются наиболее приемлемые среди аналогичных автопредприятий благодаря грамотной работе штата высококвалифицированных специалистов. Наши менеджеры рассчитают и согласуют оптимальные схемы транспортировки вашей продукции в кратчайший срок и по минимальной стоимости. Современный автопарк специальной грузовой автотехники транспортной компании ТрансАвтоЦистерна позволяет значительно повысить производительность нашего логистического сервиса. Именно поэтому тарифы на транспортные перевозки в нашем автопредприятии является наиболее выгодными и доступны для компаний разного уровня.
Для перевозки температурных грузов вы можете: ПОЗВОНИТЬ НАМ↔ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК↔ОСТАВИТЬ ЗАЯВКУ
Правила перевозки рефрижераторами
Согласно международным стандартам, авторефрижераторы должны проходить полный техосмотр и санитарную обработку грузового отсека перед каждой поездкой. После данных мероприятий водитель получает соответствующие документы (включая санитарный паспорт), подтверждающие безопасность эксплуатации грузовика.
К тому же, этот транспорт снабжается современной системой GPS-слежения, обеспечивающей возможность контроля перемещения машины с грузом. А сами водители регулярно проходят медицинский осмотр, который обязателен в день выезда на маршрут.
Упаковка скоропортящихся грузов
Важное значения для обеспечения сохранности скоропортящихся грузов имеет тара и упаковка. Как правило, скоропортящиеся пищевые продукты перевозятся в таре. Она должна быть прочной, исправной, сухой и чистой, без постороннего запаха.
Скоропортящиеся продуктов транспортируются деревянных, картонных и пластмассовых ящиках; картонных коробках; бочках и флягах; мешках.
Многие скоропортящиеся продукты до укладки в тару предварительно упаковывают в пакеты, помещают в металлические или стеклянные банки, разливают в бутылки.
Перевозчик может проверить качество скоропортящихся грузов, состояние их тары. Вскрытие груза и последующая его упаковка после проверки производится грузоотправителем.
Особенности транспортировки
Соблюдение техники безопасности и санитарных норм, действующих в странах, по территории которых перемещается рефрижератор, являются обязательными условиями для грузоперевозок рассматриваемого типа.
Помимо того, огромное значение имеет грамотное товарное соседство груза в кузове автотранспорт. Это значит, что продукты и товары, перевозимые в одном грузовом отсеке, должны быть абсолютно совместимы между собой. В качестве примера можно упомянуть о запрете транспортировки в едином отсеке рефрижератора мяса и молока.
Основные ошибки, ведущие к не сохранности груза
Часто быстрая и некачественная погрузка и размещение товара в кузове транспортного средства приводит к его не сохранности. Для нормальной организации процесса перевозки следует неукоснительно соблюдать правила.
Груз может пострадать в результате:
- погрузки несовместимых товаров (из разных категорий);
- неправильном размещении поддонов;
- нарушении температурного режима;
- приема товара в сломанной таре;
- неисправности погрузочных механизмов (если погрузка механическая);
- нарушении технологического процесса погрузки.
Требования к перевозке
Для осуществления рефрижераторных перевозок необходим автотранспорт с особыми характеристиками, который, к тому же, соответствует регламентированным требованиям. Помимо обязательного наличия санитарного паспорта, в машине должно быть холодильное оборудование, обеспечивающее нагрев и охлаждение груза, соответственно, зимой и летом.
Перед отправкой рефрижератора в его кузове измеряется температура, и эти данные заносятся в сопроводительные документы. Проверке также подлежит тара, у которой не должно быть повреждений. Также в документации указывается срок транспортабельности груза и номера пломб на таре, если таковые используются в целях безопасности.
Транспортировке посредством авторефрижераторов подлежат такие грузы, как:
- рыба и мясо;
- икра и яйца;
- ягоды, фрукты и овощи;
- молоко и молочные продукты;
- сливочное масло и сыр;
- сыворотки и вакцины;
- медицинские препараты, органы для пересадки и донорская кровь;
- всевозможные замороженные продукты питания.
Помимо прочего, с помощью рефрижераторов доставляют живые растения, семена, саженцы, клубни, цветы и т. д.
Классификация температурного режима, принятая в РФ и ЕС, предусматривает следующие категории продуктов.
- -18 °C – глубоко замороженные;
- -17 / -7 °C – замороженные;
- -6 / +4 °C – охлажденные;
- естественные показатели температуры и влажности – свежие;
- на 2-3 °C выше температуры окружающей среды – подогретые.
В завершение отметим, что правила и нормы рефрижераторных грузоперевозок практически идентичны для морского, автомобильного, воздушного и железнодорожного транспорта.
Особенности перевозки замороженной рыбы
Продукцию недопустимо перемещать в рефрижераторах, где показатель температуры меньше -18 °С. Перед рейсом авто проходит дезинфекцию, охлаждается. Грузят товар небольшими партиями в коробках, паллетах быстро, чтобы не допустить размораживания. Условия:
- Тестирование климатического оборудования перед выездом. При поломке авто, партию немедленно перегружают или доставляют на склад с морозильными камерами.
- Плотное размещение — в случае форс-мажора будет медленнее таять.
- Размещение на поддонах — не допустит прилипания рыбы к полу камеры, воздух свободно циркулирует.
- Температурный режим для разных видов продукции — нельзя размещать вместе охлажденные и замороженные единицы.
- Уровень загрузки машины. Зависит от технологии сохранения груза: быстрая, сухим льдом, естественная.
Разгрузку осуществляют на складе получателя, немедленно перекладывая рыбу в камеры с низкой температурой. Если партия перемещается по РФ, аттестованный логист не обязан оформлять дополнительную документацию, понадобятся сопроводительные бумаги на груз. Доставка в пределах таможенного союза требует наличия ветеринарных сертификатов.
Стоимость рефрижераторных перевозок
Пункт погрузки | Пункт выгрузки | Рефрижератор 82 м³ / 20 т |
Челябинск | Иркутск | 220 000 |
Новосибирск | 115000 | |
Омск | 70000 | |
Красноярск | 160 000 | |
Краснодар | 80 000 | |
Владивосток | 450 000 | |
Санкт-Петербург | 75 000 | |
Чита | 330 000 | |
Абакан | 180 000 | |
Краснокаменск (Забайкальский край) | 380 000 | |
Казань | ||
Тюмень | 35 000 | |
Пермь | ||
Магнитогорск | ||
Усть-Кут | ||
Махачкала | 130 000 | |
Грозный | 130 000 | |
Симферополь | 145 000 | |
Сочи | 145 000 | |
Мурманск | 180 000 | |
Ковдор | 160 000 | |
Магнитогорск | Челябинск | |
Белый Яр | ||
Екатеринбург | ||
Санкт-Петербург | Челябинск | 140 000 |
Екатеринбург | 135 000 | |
Тюмень | 140 000 | |
Пермь | 125 000 | |
Екатеринбург | Челябинск | 18 000 |
Санкт-Петербург | 75 000 | |
Тюмень | ||
Абакан | 180 000 | |
Краснодар | 80 000 | |
Красноярск | 160 000 | |
Новосибирск | ||
Краснодар | Челябинск | 135000 |
Магнитогорск | 130 000 | |
Екатеринбург | 140 000 | |
Цены указаны при полной загрузке фуры. Цены на сборный груз будут варьироваться в зависимости от веса, объема перевозимого товара. |
Особенности использования морского транспорта
Скоропортящиеся грузы во время отправки посредством морского транспорта перевозятся либо в рефрижераторных контейнерах, либо на рефрижераторных судах. Рефрижераторные контейнеры выполнены из нержавеющей пищевой стали. Они заправляются экологичным фреоном и поддерживают постоянную температуру при помощи интегрированного холодильного оборудования. Рефконтейнеры обладают высокой степенью герметизации и низким уровнем энергопотребления. Современные модели оснащены системами самодиагностики и дружелюбным интерфейсом.
Рефрижераторное судно оснащено специализированной холодильной системой. Рефрижераторные суда разделяют на пять видов:
- низкотемпературные для доставки охлажденных грузов;
- высокотемпературные для транспортировки замороженных продуктов;
- универсальные;
- фруктовозы – суда с усиленной вентиляцией;
- рыбопромысловые рефрижераторные суда выполняют функции добычи, замораживания и транспортировки.
Трюмы термоизолированы и оборудованы системой вентиляции. Морские грузоперевозки характеризуются большими объемами, низкой себестоимостью, небольшими рисками, возможность организации недорогих межконтинентальных перевозок. Недостатками же являются – низкая скорость и зависимость от навигационных условий.
Для организации перевозки товаров с ограниченным временем хранения можно использовать любой вид транспорта: воздушный или морской, железнодорожный или автомобильный. Допускается и смешанная перевозка, когда это оправдано.
Что такое перевозки с соблюдением температурного режима?
Это тип доставки, когда грузы перемещаются на большие расстояния с соблюдением рекомендованной температуры. Вместо обычных грузовых машин используют оборудованные транспортные средства. Цель – создать в кузове постоянную температуру, исключить ее резкие скачки, поддерживать нужную влажность. Результат – скоропортящиеся продукты не теряют товарного вида, полезных свойств. Сохраняют свежесть, остаются безопасными для потребителя. Рыба, яйца, фрукты, медикаменты, молоко, косметика, замороженные полуфабрикаты – и это не все категории продукции, требующие специальной перевозки.
Нюанс – качественно осуществить доставку может только авторитетная логистическая компания. Почему? Обладает автопарком специальных машин (многосекционные рефрижераторы и фургоны). Опытные водители строго соблюдают правила, что исключает риск порчи продукции. Только при соблюдении этих требований возможна перевозка фармацевтической продукции, а также косметологической. Пищевые товары, алкоголь, посадочный материал – сотрудники строго следуют инструкциям, которые указаны в документах. Они подготавливают кузов: заранее охлаждают или прогревают, тщательно дезинфицируют. Следят, чтобы не было посторонних запахов.
Напитки, консервы и кондитерские изделия
Алкоголь доставляют при температуре, указанной на упаковке производителя. Пиво перевозят при температуре до +12 С, соки – +15 С. Минеральная вода упаковывается в ящики, допустимая температура от +2 до +4 С.
Различные консервы (от мясных до овощных) перевозятся в диапазоне температур от 0 до +15 С.
Кондитерские изделия могут доставляться в замороженном виде при – 18 С. Это торты, тесто, маргарин, дрожжи. Для выпеченных товаров (пирожное, рулеты с кремом) допустимая температура до +6 С. Хлеб, шоколад, булки и печенье до +15 С.
Также особых условий транспортировки требует посадочный материал – цветы в горшках, срезанные экземпляры, саженцы деревьев и кустарников, грунт.
Решение сложных задач
При организации сложных схем применяют правила перевозок скоропортящихся грузов отдельно для каждого вида транспорта. Уточнить информацию можно в нормативных отраслевых документах. Расчёт сборных поставок выполняют с учётом сроков сохранности по каждой товарной позиции, их сочетаемости.
Аварийные ситуации следует устранять как можно быстрее, чтобы предотвратить порчу.
По этой причине следует особое внимание уделять техническому состоянию подвижного состава и рефрижераторного оборудования. Пломбировкой и другими специальными мероприятиями предотвращают хищения.
Естественную убыль рассчитывают по действующим нормам. Так при перевозке в автомобильном изотермическом кузове потери могут составить на дальности 2 тыс. км.:
- яблоки – 4,2%;
- груши – 3,8%;
- сливы – 6,8%.
Для лучшей сохранности скоропортящиеся продукты перевозят в специально подготовленной среде, которая состоит на 3–6% из кислорода и на 94–97% из инертных газов.
Выбор оптимального варианта доставки
Применение автомобилей экономически целесообразно на сравнительно небольших расстояниях. Они удобны при организации доставки по нескольким адресам. Для успешного решения отдельных задач стоит рассмотреть и другие виды транспорта:
- Оперативную доставку крови и других медицинских грузов осуществляют с помощью авиации.
- Речные и морские суда подходят для работы с крупными партиями товаров.
- Перевозка скоропортящихся грузов на железнодорожном транспорте выполняется строго по расписанию.
У каждого способа есть определённые преимущества и недостатки. Медлительность морского транспорта следует учитывать при расчёте маршрута. Однако именно его приходится применять для дальнего межконтинентального перемещения продукции со сравнительно небольшой удельной стоимостью на единицу веса. Железнодорожные технологии дешевле, чем автомобильные, но далеко не всегда получится организовать доставку по нужному адресу без перегрузки.
Санитарные нормы
На каждый автомобиль, доставляющий продовольствие, нужно получать санитарный паспорт. Это обязательное требование. Бумага выдается сроком на полгода для доставки нескоропортящихся продуктов и на 3 месяца для перевозки скоропортящихся. В документ вносятся сведения о последних санитарных обработках кузова.
Назначение автомобиля
Основное условие заключается в том, что нельзя использовать для доставки продовольствия грузовик, который раньше доставлял вредные и пахучие вещества. К ним относится бензин, керосин и ядовитые вещества. Сильный запах может впитаться в продукты, а это недопустимо. Ядовитые вещества очень стойкие, поэтому их сложно отмыть.
По требованиям СанПиНа, для некоторых видов продукции следует использовать специальный автомобиль, имеющий соответствующую маркировку. К этим видам относятся: молочные изделия, мясо, хлеб, рыба и колбаса.
Покрытие внутренней части фургона должно быть выполнено из материалов, облегчающих процедуру мойки. Эта норма поможет быстро очистить рабочее пространство автомобиля от остатков груза.
Чистота кузова
Требования к автомобилю, перевозящему продукты питания, очень жесткие. Кузов должен быть идеально чистым. Каждая обработка должна фиксироваться в санитарном паспорте. Поверхности нужно очищать не только перед началом погрузки, но и после завершения рейса. Следует использовать воду определенной температуры. Для обработки подойдут не все чистящие средства. В их составе не должно быть опасных веществ.
Персонал не может самостоятельно помыть кузов, потому что порой сложно следовать всем правилам. Перевозчику нужно обратиться в специализированную организацию, сотрудники которой имеют право вносить сведения в санитарный паспорт автомобиля.
Чтобы соблюсти требования, обычной обработки с помощью моющих средств может быть недостаточно. Цистерны, в которых транспортируют масло, нужно не только промывать водой, но и несколько часов обрабатывать горячим паром. Только этот способ позволит полностью очистить остатки продукта.
Документальное сопровождение внутренних и международных перевозок
Транспортные средства, пригодные для работы с грузами данной категории, проверяют по специальному алгоритму. Выясняют соответствие технического состояния отечественным и международным отраслевым требованиям. При отсутствии замечаний уполномоченная организация выдаёт особое подтверждение «СПС». Кроме неё при использовании автомобиля необходимо иметь следующие сопроводительные документы:
- товаротранспортную накладную или CMR (для международных перевозок);
- путевой лист по установленной форме;
- действующий договор перевозчика с заказчиком услуги;
- водительские права, страховку, регистрационные документы ТС;
- санитарный и карантинный сертификат, ветеринарное свидетельство, качественное удостоверение.
Законодательные нормы
Условия транспортировки пищевых продуктов были сформированы еще в 1994 году. Документ получил название СанПиН 2.3.5.021-94. Он предназначен для торговых предприятий и детально описывает условия, которые нужно соблюдать для того, чтобы существенно продлить срок годности товаров. В некоторых пунктах СанПиН ссылается и на другие законодательные акты.
Основные требования документа регулируют деятельность организаций, которые складируют, хранят, перерабатывают и продают продукты. Законодатели уделяют повышенное внимание нормам перевозки продуктов питания. Важно доставить груз, чтобы он не испортился, для этого нужно не только правильно выбрать и оборудовать автомобиль, но и позаботится о состоянии здоровья водителя.
Обязанности водителей и экспедиторов
Условия транспортировки продуктов питания предписывают шоферу проходить регулярные медицинские комиссии. У него должна быть действующая санитарная книжка с отметками о последнем осмотре. Водителю следует соблюдать правила личной гигиены и надевать специальную одежду темных тонов.
Следует помнить о том, что водитель без санкнижки не сможет получить санитарный паспорт на свой грузовик.
Нельзя перевозить экспедиторов в фургоне, сидящих на упаковках с продуктами. Необходимо соблюдать требование СанПиНа. Для персонала следует выделить отдельное место, в котором будет храниться одежда и материалы, нужные для укрывания товаров. Грузчики должны выполнять погрузочно-разгрузочные работы в белой санитарной одежде.
Рабочий персонал обязан знать и выполнять правила перевозки. Сотрудники компаний-перевозчиков должны со всей серьезностью относиться к выполнению служебных обязанностей, ведь продукты — это особый груз, который попадает на прилавки магазинов.
Каким должен быть автомобиль?
Чтобы требования к перевозке продуктов питания автомобильным транспортом соблюдались неукоснительно, нужно выбрать автомобиль, конструкция и состояние которого подходит для выполнения всех необходимых условий. В таком случае во время движения не возникнет сложностей, а груз доберется до получателя в полной сохранности.
Дезинфекция автотранспорта для перевозки пищевых продуктов
Мойка и санитарная обработка транспорта для перевозки пищевых продуктов, может выполняться только на специализированных автомойках или же в автохозяйствах. К тому же, санобработка осуществляется на спецплощадках или в спецбоксах, оборудование которых интегрировано в канализационную и водопроводную систему. Для выполнения подобных мероприятий используют особый инвентарь, теплую или горячую питьевую воду, а также разрешенные дезинфицирующие и моющие вещества.
Выполняется процедура дезинфекции автотранспорта через каждые десять дней или чаще. Обработка транспортных средств выполняется на регулярной основе. Что до технологии дезинфекции, которой всегда предшествует мойка кузова, то она предусматривает использование исключительно разрешенных составов и препаратов, ориентированных на пищевую продукцию.
Санобработка и мойка автотранспорта выполняется на спецплощадках с моющими блоками, подключенными к системам коммуникаций. Дезинфекция авто обязательна к исполнению не реже, чем раз в квартал, а её проведение сопровождается использованием профильных дезинфицирующих препаратов, разрешенных надзорными органами РФ.
Арендовать спецтранспорт для перевозки продовольственной продукции или сырья, а также воспользоваться услугой мойки, санобработки или дезинфекции кузова автотранспорта, задействованного в подобных грузоперевозках, предлагает компания АдельТранс. Мы имеем все разрешительные документы, собственный автопарк, необходимое оборудование и огромный опыт. Именно поэтому мы гарантируем целостность и сохранность груза, а также его своевременную доставку адресату.
Раздел 13. Правила перевозок скоропортящихся грузов автомобильным транспортом в междугородном сообщении
1. К скоропортящимся относятся грузы, которые для обеспечения сохранности при перевозке требуют соблюдения температурного режима, указанного в приложении N 1 к разделу 13.
Скоропортящиеся грузы подразделяются на следующие группы: а) продукты растительного происхождения: фрукты, ягоды, овощи, грибы и др.; б) продукты животного происхождения: мясо различных животных и птиц, рыба, икра, молоко, яйца и др.; в) продукты переработки: молочные продукты, жиры различные, замороженные плоды, колбасные изделия и другие мясные продукты, сыры и т.п.; г) живые растения: саженцы, цветы и др.
Скоропортящиеся грузы, не указанные в приложении N 1 к настоящему разделу Правил, перевозятся по температурным режимам, указанным грузоотправителем, при условии, что данный температурный режим соответствует техническим возможностям рефрижераторной установки.
2. Предъявляемые грузоотправителем к перевозке скоропортящиеся грузы должны иметь при погрузке температуру не выше указанной в графе 3 приложения N 1 к разделу 13.
Автотранспортные предприятия или организации при перевозке скоропортящихся грузов обязаны обеспечить в кузове авторефрижераторов температурный режим, указанный в графах 4 и 5 приложения N 1 к настоящему разделу.
Допускается приемка к перевозке свежих овощей и фруктов с температурой выше указанной в графе 3 приложения N 1. В этом случае грузоотправители обязаны осуществлять загрузку авторефрижераторов с 22 часов до 8 часов по графикам, согласованным с автотранспортными предприятиями или организациями.
3. Свежие фрукты и овощи (кроме бананов и ананасов) при нахождении в пути (с момента окончания погрузки и до начала разгрузки) не более 6 часов, могут перевозиться в весенний, летний и осенний периоды при температуре не ниже 0°, а свежая зелень (салат, редис, зеленый лук, укроп и т.д.) — в ночные и утренние часы (до 8 часов утра) продолжительностью перевозки не более 3 часов на неспециализированном подвижном составе с укрытием брезентом или автомобилях-фургонах с проветриванием.
4. Подвижной состав, подаваемый автотранспортным предприятием или организацией для перевозки скоропортящихся грузов должен отвечать установленным санитарным требованиям.
Грузоотправитель перед погрузкой скоропортящихся грузов обязан проверить коммерческую пригодность подвижного состава для перевозки данных грузов.
Проверка технического состояния подвижного состава, в том числе рефрижераторной установки, не входит в обязанность грузоотправителя и ответственность за его исправность несет автотранспортное предприятие или организация.
5. Автотранспортное предприятие или организация обязаны подавать под погрузку скоропортящихся грузов подвижной состав в летний период с охлаждением и в зимний период с подогревом до температурного режима, указанного в графе 4 приложения N 1 к разделу 13.
Температура скоропортящихся грузов перед погрузкой и температура в кузове авторефрижератора, прибывшего под погрузку, а также температуpa в кузове авторефрижератора, прибывшего в адрес грузополучателя, должна отмечаться соответственно грузоотправителями и грузополучателями в Листе контрольных проверок температуры грузов и в кузове авторефрижератора (приложение N 2 к разделу 13) и в товарно-транспортной накладной.
6. Скоропортящиеся грузы должны предъявляться и перевозке в транспортабельном состоянии и соответствовать по качеству к упаковке требованиям, установленным стандартами или техническими условиями. Тара должна быть исправной, прочной, сухой и чистой, не иметь постороннего запаха. Фляги должны быть плотно закрыты крышками с резиновой или бумажной прокладкой и опломбированы пломбой отправителя, если груз доставляется нескольким получателям и невозможно опломбирование всего автомобиля.
7. Фрукты и овощи должны предъявляться к перевозке и приниматься автотранспортным предприятием или организацией только в затаренном виде. Для упаковки плодов и овощей применяются типы ящиков в соответствии с установленными ГОСТами.
8. В исключительных случаях вследствие особых обстоятельств скоропортящиеся грузы, состояние и упаковка которых не отвечают требованиям стандартов или технических условий, могут быть по совместному указанию вышестоящих организаций грузоотправителя и автотранспортного предприятия или организации приняты к перевозке на условиях, согласованных между автотранспортным предприятием или организацией и грузоотправителем.
9. Предъявляемые к перевозке плоды и овощи должны быть уложены в тару плотно, в уровень с краями тары так, чтобы они не бились и не терлись.
Фрукты и овощи должны предъявляться к перевозке отсортированными по степени зрелости и сортам в соответствии с требованиями стандартов.
10. Грузоотправитель обязан предъявлять к перевозке скоропортящиеся грузы, отвечающие следующим условиям:
а) овощи и фрукты должны быть свежими, не загрязненными, не увлажненными, правильной формы, без механических повреждений, не пораженные болезнями и сельскохозяйственными вредителями. К перевозке не допускаются овощи и фрукты перезревшие, вялые, загнившие и подмороженные. Не допускается перевозка в авторефрижераторах с охлаждением помидоров молочной спелости и зеленых. Черешня и вишня должны иметь плодоножку. Вишня без плодоножки (дойка) допускается к перевозке продолжительностью не более одних суток. Виноград свежий допускается к перевозке с нормально вызревшими развитыми, сухими ягодами и не опоенный;
б) туши крупного рогатого скота и прочих крупных животных должны быть разделаны на продольные полутуши или четвертины; туши свиней — на продольные полутуши или целые туши без голов; баранина и мясо мелких животных должны предъявляться к перевозкам целыми тушами без голов.
Туши должны быть тщательно разделаны и зачищены, без кровоподтеков, побитостей и загрязнений кровью, содержанием желудочно-кишечного тракта или какими-либо посторонними веществами; не иметь бахромок в шейной части, а также с внутренней и наружной стороны туш, не содержать остатков внутренних органов (баранина и козлятина допускаются к перевозкам с наличием почек и околопочечного жира). На поверхности туши не допускается наличие льда и снега.
Замороженные мясные блоки должны быть завернуты в пергамент, подпергамент, пергамин, целлофан и другие прозрачные пленки и упакованы в контейнеры или коробки из гофрированного картона. В остывшем состоянии перевозится мясо, подверженное остыванию не менее 6 часов и имеющее поверхность, покрытую корочкой подсыхания, с температурой в толще мышц от +4 до +12°С. Охлажденное мясо должно иметь сухую поверхность с корочкой подсыхания, без следов плесени, ослизнения и увлажнения;
в) мясокопчености, колбасные изделия перевозятся в ящиках с просветами. Корейка и грудинка, покрытые защитным слоем, перевозятся в плотных ящиках. Жиры животных, топленые и пищевые перевозятся в деревянных бочках, в жестяных и стеклянных банках или брусками, завернутыми в жиронепроницаемую бумагу, упакованными в ящики. Бекон перевозится в пачках по три-шесть половинок в каждой, обшитых крепкой мешковиной и обвязанных с двух сторон крепкой мягкой веревкой. Пачки укладываются в кузове одна на другую в три-четыре яруса. Солонина из говядины и баранины и языки соленые предъявляются к перевозке в бочках со сроком засола не менее 10 суток;
г) тушки кроликов перевозятся только в замороженном состоянии, упакованными в ящики. Тушки должны быть без шкурок, голов и внутренних органов, за исключением почек, и не иметь следов плесени, ослизнения и увлажнения;
д) субпродукты (головы, языки, печень, почки, мозги, губы, ноги, сердце, легкие, уши, хвосты, желудки) перевозятся только в замороженном состоянии, упакованными в чистые ящики или картонные коробки, в мешки из ткани или крафт-бумаги, или рогожные кули. Субпродукты должны быть свежими, чистыми и без признаков порчи;
е) птица битая перевозится в замороженном и охлажденном состоянии, упакованная в ящики. В охлажденном состоянии полупотрошеная и потрошеная птица перевозится в ящиках с просветами. Дичь перевозится в оперении только в замороженном состоянии, упакованной в ящики. Битая птица с признаками плесени, ослизнения, запахом закисания и увлажненной поверхностью к перевозке не допускается;
ж) эндокринное сырье (поджелудочная, щитовидная, другие железы) перевозится в замороженном состоянии, упакованное в плотные ящики. Ящики с эндокринным сырьем обкладывают со всех сторон замороженным мясом в качестве холодного балласта без зазоров между отдельными местами;
з) молочные продукты (молоко, сливки, творог, сметана) должны быть упакованы во фляги. Сырки творожные и творог замороженный упаковываются в дощатые ящики. Молочные и молочно-кислые продукты выгружаются немедленно после подачи авторефрижераторов или неспециализированного автомобиля к месту выгрузки. Масло сливочное перевозится в дощатых, фанерных или картонных ящиках и в бочках, топленое масло — в бочках. Маргарин и кулинарные жиры перевозятся в досчатых и картонных ящиках, бочках, а также в фанерных барабанах. Сыры перевозятся в ящиках, окоренках и в деревянных барабанах. Яйца упаковываются в решетчатые ящики с прокладкой из древесной стружки или в специальные картонные ящики с тисненными или гофрированными прокладками. Яичные продукты (меланж, белок, желток) перевозятся в герметически запаянных банках, уложенных в плотные ящики. Консервная продукция перевозится в жестяной и стеклянной таре, упакованной в прочные картонные или дощатые ящики. Банки должны быть уложены так, чтобы исключалась возможность их перемещения. Мороженое перевозится в металлических банках и коробках. В летний период грузоотправитель в каждый загруженный мороженым авторефрижератор добавляет 0,75-1,0 т сухого льда;
и) бруски дрожжей завертываются в бумагу и предъявляются к перевозке в деревянных ящиках; в каждый ящик укладывают бруски одинаковой расфасовки по весу, одной партии и даты выработки. Ящики должны быть чистыми и не иметь постороннего запаха;
к) рыбу замороженную, в зависимости от вида, упаковывают в деревянные или картонные ящики, бочки сухотарные, тюки (для осетровых рыб), корзины и короба. Рыба охлажденная перевозится в ящиках или бочках сухотарных. На дно и на каждый ряд рыбы должен быть уложен слой чистого дробленого льда. Осетровые или лососевые рыбы упаковываются только в ящики. В охлажденном состоянии допускается к перевозке рыба свежая не ниже первого сорта. Рыбу и сельди соленые перевозят упакованными в бочки, ящики и банки из белой жести. Рыбу, сельди и сардины маринованные пряного посола перевозят в заливных бочках. Рыба вяленая упаковывается в ящики с двумя-тремя отверстиями от торца короба, корзины, кули рогожные, а также в бочки сухотарные для рыбы потрошеной и пласта. Рыба холодного копчения упаковывается в ящики дощатые, картонные короба и корзинки плетеные, а также в металлическую тару, бочки сухотарные. Бочки и ящики должны иметь по торцам отверстия. Рыба горячего копчения упаковывается в деревянные, фанерные и картонные ящики, металлическую тару и коробки из плотного картона или плетеного шпона. Балычные изделия холодного копчения и вяленые перевозятся в ящиках. Жиры рыб и морских зверей (медицинские) упаковываются в железные бочки, деревянные заливные бочки, бидоны из белой жести или стеклянные бутыли, упакованные в деревянные ящики и клетки. Икру зернистую осетровых рыб упаковывают в банки из белой жести, зашитые по 2-4 штуки в бязевые мешки. Банки укладывают в новые деревянные бочки, имеющие в днище по 3-4 отверстия. Все промежутки в бочке в летний период заполняют мелким льдом. Бочки пломбируются грузоотправителем у верхнего и нижнего днища. В зимний период банки с икрой могут быть упакованы в деревянные ящики. Свободное пространство ящиков заполняют опилками. Снаружи ящики обертываются войлоком и обшиваются рогожами, обвязываются и пломбируются грузоотправителем. Икра осетровых рыб боченочная перевозится в дубовых бочках с железными обручами. Боченки с наружной стороны должны быть проолифены и опломбированы грузоотправителем с верхнего и нижнего днища. Раки перевозят в ящиках с просветами или корзинах. Раков перекладывают сухим мхом, сеном или водорослями. Срок между уловом и погрузкой не должен превышать 36 часов. К перевозке принимаются только живые раки, причем лиманные, озерные и прудовые на срок не более двух суток, а речные — до 6 суток;
л) вина виноградные и плодово-ягодные перевозят в бочках или бутылках, упакованных в ящики; бочки с признаками течи к перевозке не допускаются. Температурный режим перевозки вина устанавливается грузоотправителем, о чем он делает отметку в товарно-транспортной накладной.
11. Мясные продукты, а также сырые животные продукты принимаются к перевозке только при наличии ветеринарных свидетельств, выдаваемых органами ветеринарно-санитарного надзора (приложение N 6 и ).
12. Живые растения, цветы, клубни, плоды, семена и т.п., отправляемые из местностей, объявленных под карантином, принимаются к перевозке только по предъявлении отправителем на каждую партию разрешений и карантинных сертификатов, выдаваемых инспекцией по карантину растений Министерства сельского хозяйства (приложение N 8 и ).
13. Автотранспортное предприятие или организация имеет право выборочно проверить качество предъявляемых к перевозке скоропортящихся грузов, состояние тары и их соответствие установленным стандартам или техническим условиям, при этом груз в герметической упаковке не проверяется.
Вскрытие груза и его последующая упаковка после проверки производится грузоотправителем. По товарной сортности автотранспортное предприятие или организация груз не проверяет.
14. Грузоотправитель обязан вместе с оформленной им товарно-транспортной накладной представить автотранспортному предприятию или организации сертификат (приложение N 4) или качественное удостоверение (приложение N 5) с указанием в нем фактической температуры груза перед погрузкой, а также качественного состояния грузов и упаковки. При перевозке овощей и фруктов также указывается наименование помологических сортов.
15. Грузоотправитель обязан указывать в товарно-транспортной накладной (в разделе «Данные о грузе»), сертификате (в гр. «Дополнительные сведения») или в качественном удостоверении (в гр. «Примечание») предельную продолжительность транспортировки (транспортабельность) скоропортящихся грузов, предъявляемых к перевозке. Скоропортящиеся грузы не принимаются к перевозке, если грузоотправителем не указана в перевозочных документах предельная продолжительность транспортировки (транспортабельность), а также, если предельная продолжительность транспортировки (транспортабельность) будет меньше срока доставки, определенного в порядке, указанном в _ 20 Правил.
16. Допускается совместная перевозка в одном автомобиле разных видов скоропортящихся грузов, входящих в одну группу (приложение N 3), для которых установлен одинаковый температурный режим, и в течение времени, установленного для перевозки наименее стойкого груза. Совместная перевозка грузов, входящих в разные группы, не допускается.
Не допускаются к совместной перевозке в одном автомобиле с другими продуктами следующие грузы: а) рыба замороженная и охлажденная; б) сельдь, рыба соленая, икра; в) рыбокопчености; г) сухая и копчено-вяленая рыба и сухие рыбные концентраты; д) мясо охлажденное; е) мясокопчености и копченые колбасы; ж) сыры всех видов; з) плоды, обладающие сильным ароматом (апельсины, лимоны, мандарины, дыни); и) овощи с резким запахом (лук, чеснок); к) дрожжи хлебопекарные; л) маргарин.
Перевозка замороженных грузов совместно с охлажденными или остывшими, а также остывшего мяса с охлажденным не допускается.
17. Замороженные грузы укладываются в кузове плотными штабелями с наибольшим использованием объема кузова. Укладка свежих и охлажденных скоропортящихся грузов, упакованных в тару, должна производиться таким образом, чтобы обеспечивалась циркуляция воздуха, при этом расстояние между потолком и верхним рядом груза должно быть не менее 30-35 см и не должно быть зазора между последним рядом груза и задней стенкой кузова.
В случаях, когда длина ящиков не кратна длине кузова, должны быть созданы условия, препятствующие перемещению груза; необходимые для этого материалы должны предоставляться и устанавливаться грузоотправителем. Охлажденная и остывшая говядина, свинина, баранина, конина и телятина загружаются в кузов только подвесом на крючья или в стоечных поддонах, принадлежащих грузоотправителю или грузополучателю. В стоечных поддонах говядина перевозится разделанной на четвертины, свинина — на полутуши, баранина перевозится тушами. Не допускается перевозка на крючьях груза большего веса, чем указано в характеристике автомобиля.
18. Грузоотправитель несет ответственность за правильностью укладки скоропортящегося груза в кузове подвижного состава.
19. Загруженные автомобили-рефрижераторы, автомобили-фургоны и цистерны-молоковозы должны быть грузоотправителем опломбированы.
20. Автотранспортные предприятия или организации должны доставлять скоропортящиеся грузы в междугородном автомобильном сообщении в сроки, исчисляемые по фактическому расстоянию перевозки и среднесуточному пробегу 600 км.
Сроки доставки грузов исчисляются с момента окончания погрузки и оформления документов до момента прибытия автомобилей к грузополучателю.
Автотранспортное предприятие или организация вправе по соглашению с грузоотправителем принимать к перевозку скоропортящиеся грузы в возможно более короткие сроки.
Срок доставки указывается автотранспортным предприятием или организацией в товарно-транспортной накладной.
21. В случаях, когда дальнейшая транспортировка скоропортящихся грузов невозможна из-за поломки рефрижераторной установки вследствие каких-либо других технических неисправностей подвижного состава, или имеются внешние признаки порчи перевозимого груза (подтеки), автотранспортное предприятие или организация обязаны принять возможные меры для передачи груза в местную торговую сеть для реализации.
Основанием для снятия груза с перевозки является акт, составленный комиссией из представителей автотранспортного предприятия или организации, инспекции по качеству и торгующей (сбытовой) организации, а в случае отсутствия инспекции по качеству — с участием торгующей (сбытовой) и незаинтересованной организаций.
22. Освободившийся после перевозки скоропортящихся грузов подвижной состав должен быть грузополучателем очищен от остатков груза, а также промыт и продезинфицирован в cooтветствии с Инструкцией по санитарной обработке автомобилей, занятых перевозкой пищевых продуктов, утвержденной Министерством автомобильного транспорта РСФСР совместно с Министерством здравоохранения РСФСР в сроки по соглашению сторон в зависимости от конкретных условий, с отметкой об этом в товарно-транспортной накладной.
Вышестоящая организация грузоотправителя вправе организовать выполнение работ по санитарной обработке подвижного состава в централизованном порядке.
В отдельных случаях автотранспортное предприятие или организация могут принять на себя выполнение санитарной обработки подвижного состава за счет грузополучателя с оплатой согласно Единым тарифам на перевозку грузов автомобильным транспортом.
23. Специализированный подвижной состав (авторефрижераторы), предназначенный для перевозки скоропортящихся грузов, в попутном и обратном направлениях разрешается загружать грузами, не загрязняющими и не портящими кузов подвижного состава, не имеющими устойчивого запаха, а также частей из стекла.
После перевозки рыбы, сельди и рыбных изделии не допускается перевозка продовольственных продуктов, не упакованных в герметическую тару, гильз папиросных, игрушек, книг, ковров, мехов, одежды, тканей, головных уборов, ваты, пряжи, канцелярских принадлежностей и других грузов.
Перевозка продовольственных товаров, а также ваты, ювелирных изделий книг, ковров, мехов, одежды, пряжи, пуха, пера, тары, хлопка допускается после перевозки мяса только после предварительной очистки и промывки кузова.
После перевозки резиновых, соломенных, фарфоровых и фаянсовых изделий, кофе, лаврового листа, муки, перца, пуха, перца, пряжи, соли, сургуча, чая, погрузка скоропортящихся грузов в кузов подвижного состава допускается только после предварительной его очистки и промывки.