Технические характеристики модельного ряда пожарных автомобилей Урал

Автомобили для борьбы с возгораниями в жилых и промышленных помещениях, а также на открытом пространстве, строятся на базе грузовых автомобилей. Пожарный Урал стал выпускаться еще на базе бензинового шасси 375. Впоследствии стали использоваться 2 и 3-осные автомобили с экономичным и мощным дизельным двигателем.

Модельный ряд

Ранней моделью пожарной цистерны является Урал АЦ-40 или ПМ-102, построенный на шасси модели 375Е. Пожарный насос расположен в кабине водителя, всасывающие патрубки выведены под подножки на оба борта автомобиля. Выше имеются выходы напорных магистралей, к которым подключаются рукава. Расчет пожарной машины располагается в спаренной кабине. На крыше установлен ствол для подачи тушащего состава к месту возгорания.

Машина АЦ 3,0 40 на Урал-43206 имеет боевой расчет, состоящий из 6 человек. Емкость стальной цистерны составляет 3000 л, дополнительно установлен бак для пенообразующего вещества, рассчитанный на 180 л жидкости. В кормовой части надстройки установлены центробежная помпа и распределительный узел.

На базе Урал-4320 производилась цистерна АЦ 8,0 40, рассчитанная на 8000 л воды и 500 л пенообразователя. Насосная станция расположена в кабине для боевого расчета, состоящего из 6 человек. Существует модификация АЦ 10,0 70, имеющая запас воды на борту 10000 л. Из-за установки увеличенных емкостей и дополнительного оборудования расчет уменьшен до 3 человек.

Пожарная автоцистерна модели АЦ 5,5-40 оснащена цельнометаллической спаренной кабиной с 4 дверями. Задняя часть салона расширена, что позволяет увеличить вместимость. Передний ряд оснащен сиденьем водителя и отдельным диваном для 2 человек. Задний рад рассчитан на 4 членов экипажа. В спинках специальных сидений есть ниши для хранения дыхательных аппаратов.

За кабиной расположен отсек для хранения 360 л пенообразующего состава и цистерна, рассчитанная на 5500 л воды. Верхняя часть надстройки обработана специальным резиновым покрытием. В конструкции применен электронный модуль, позволяющий оценивать запас жидкости и состава на борту. Сзади машины установлена насосная установка с приводом от коробки передач базового шасси. Помпа обеспечивает подачу до 40 л тушащего состава в секунду под избыточным давлением.

На базе грузовиков Урал возможна установка раздвижных лестниц. Примером такой установки является машина АЦЛ 6,0 50/4 18. На борту имеется запас воды (6000 л) и пенообразователя (400 л). Подача смеси осуществляется импортным насосом, поставляемым немецкой компанией Jonstadt. На крыше надстройки размещается лестница, состоящая из нескольких секций. Максимальная досягаемость по высоте составляет 18 м.

Автонасос – линейка АМО Ф-15 – 1930 год

В дореволюционной России для тушения пожаров использовались специальные конные повозки. Чуть позже пожарные автомобили делали на иностранных шасси, а первым полностью советским пожарным грузовиком стал построенный в 1926 году ленинградским автонасос на шасси АМО Ф-15. Он был оснащен коловратным насосом производительностью 600 л/мин, приводившимся от двигателя, трехколенной лестницей, лестницей-штурмовкой, напорными рукавами, шанцевым инструментом и некоторым другим оборудованием.

Автомобиль, который показали на выставке сделан чуть позже – в 1930 году – на Миусском заводе противопожарного оборудования в Москве. До 1947 года он был прикреплен к Московской тонкосуконной фабрике имени Петра Алексеева, после чего стал частью коллекции Политехнического музея в Москве. До наших дней из более чем 300 выпущенных АМО Ф-15 «Промет» сохранилось лишь два экземпляра.

Устройство

При создании пожарной машины основные элементы базового шасси Урал (двигатель, трансмиссия, ходовая часть) остаются без изменений. Некоторые элементы могут модернизироваться. Например, в систему охлаждения силового агрегата вводится дополнительный теплообменник или устанавливается новый радиатор с увеличенной площадью. Подобная доработка обеспечивает длительную работу мотора в летнее время. При постройке машин используется модульный принцип, позволяющий переоборудовать технику.

Для подачи воды из сторонней емкости используется центробежный насос, в конструкции которого имеется газоструйный вакуумный аппарат.

Прибор работает от выхлопных газов, которые дополнительно применяются для обогрева корпуса помпы и цистерны с водой. В электрическую систему шасси вносятся многочисленные доработки, связанные с установкой дополнительной кабины, световой сигнализации и электронного управления.

К кабине базового шасси приделывается цельнометаллический отсек для дополнительных членов боевого расчета. Штатная задняя стенка кабины удаляется полностью или частично. Над задними мостами располагаются цистерны для воды и пенообразователя. Для изготовления баков используются стали со специальным покрытием, противостоящим коррозии. Вдоль емкостей имеется конструкция, образующая отсеки для установки противопожарного оборудования. На крыше надстройки также располагаются дополнительные устройства.

На коробке передач базового шасси устанавливается редуктор отбора мощности, управление которым осуществляется из кабины. Между выходным валом редуктора и центробежным насосом смонтирована карданная передача, которая может состоять из нескольких частей с промежуточными опорами. Если насосная станция расположена сзади, то туда же выводятся тяги управления сцеплением автомобиля и дроссельным узлом или рейкой ТНВД.

В комплект противопожарного оборудования входят генераторные установки, выдвижная осветительная мачта, переносные прожекторы. Возможно размещение аварийно-спасательного снаряжения с гидравлическим приводом.

Автоцистерна ПМЗ-11 на шасси ЗИС-5 — 1952 год

3-тонный грузовик ЗИС-5 – был одноим из самых массовых автомобилей во время Второй Мировой войны. Не удивительно, что они прижились во многих уголках СССР, где их использовали, в том числе, в качестве пожарных автомобилей. Топкинский и Варгашинский заводы в общей сложности собрали около 3 000 таких автоцистерн ёмкостью 1 420 литров воды и 80 литров пены с системой обогрева жидкого «груза» выхлопными газами. Сейчас ПМЗ-11 можно увидеть на постаментах в нескольких городах, а на выставке показали неплохо сохранившийся экземпляр на шасси «УралЗИС».

Технические характеристики

Габариты и характеристики машин зависят от вместимости цистерны, модели базового шасси и дополнительного оборудования. На машине одной и той же модели могут устанавливаться различные силовые установки и коробки передач. Например, на машине АЦ 10,0 40, построенной на основе Урал-4320, может применяться 230-сильный дизель ЯМЗ-6565 или 285-сильный мотор ЯМЗ-536. При этом максимальная скорость установки не превышает 80 км/ч (с полной загрузкой).

Параметры машины АЦ-6,0-40, базирующейся на шасси Урал-5557:

  • длина — 8690 мм;
  • ширина (по боковинам покрышек) — 2500 мм;
  • высота — 3280 мм;
  • база — 3525 мм;
  • база задней тележки — 1400 мм;
  • угол въезда — 35°;
  • угол съезда — 27°;
  • длина заднего свеса — 2275 мм;
  • размерность покрышек — 425/85R21;
  • масса снаряженного автомобиля — 17485 мм.

На автомобиле применяется 4-тактный дизельный двигатель ЯМЗ-65654 с турбокомпрессором, развивающий мощность 230 л. с. Мотор оснащается электронным блоком управления и соответствует требованиям Евро 4.

Автонасос ПМЗ-18 на шасси ЗИС-150 — 1955 год

В 50-60-е годы автонасос ПМЗ-18 был самым массовым советским пожарным автомобилем. Но по какой-то причине до наших дней дожил лишь этот единственный экземпляр, обнаруженный в одном из колхозов Московской области. Причем, в свое время на него установили дополнительную ёмкость на 1000 литров, увеличив запас воды, необходимый для сельской местности. Кроме этого, ПМЗ-18 вез на себе 49 (!) пожарных насосных руковов и имел базовый бак для воды вместимостью 465 литров.

Цены и аналоги

Стоимость новых машин начинается от 4 млн рублей. Установка АЦ-6,0-40 оценивается производителем в 6,45 млн рублей. Списанные пожарные машины на базе Урал, выпущенные в 80-е годы, можно приобрести за 350-500 тыс. рублей. Техника сборки начала 2000-х годов обойдется в 0,9-1,2 млн рублей. Машины, построенные на бензиновых шасси, практически не встречаются в продаже.

Аналогичную технику монтируют на полноприводные шасси КамАЗ. Встречаются модификации, построенные на базе грузовика КамАЗ-4308, оснащенного задним ведущим мостом. До 2015 года производились пожарные машины, построенные на базе грузовых ЗиЛ. Из-за ликвидации завода поставки шасси прекратились.

Лестница Metz DL-26 на шасси ЗИС-6 – 1947 год

Возможно вы не знали, но до Второй мировой войны все автолестницы в Советском Союзе закупали в Германии. Немецкое оборудование было просто отличным, чего не скажешь о немецких шасси – грузовики быстро сыпались на наших ухабистых дорогах. С началом войны импорт из Германии, естественно, был прекращен.

Но нашлось решение: переставлять еще годные к использованию лестницы на отечественные грузовики. Именно так появился этот автомобиль. Служба столичной пожарной охраны переставила лестницу Metz DL-26 на трехосное шасси грузовика ЗИС-6. Сохранившийся до наших дней экземпляр представляет огромную ценность. Он считается самой старой сохранившейся в нашей стране автолестницей.

Мотоцикл «Днепр» МТ-10-36 — 1976 год

Пожарный мотоцикл «Днепр» можно считать самым дешевым советским пожарным транспортным средством. Они здорово помогали в тушении пожаров в отдаленных сельских районах нашей страны. Вместо «люльки» – водяной насос с автономным мотором, пожарным рукавом и брандспойтом. Такого набора оборудования хватало, чтобы потушить небольшие очаги возгорания. Кстати, благодаря скорости и мобильности пожарные мотоциклы спасли немало жизней.

Автомобиль воздушно-пенного тушения АВ-40 (375) Ц50А на шасси Урал-375 — 1974 год

Для ликвидации сложных пожаров (например, на нефтехранилищах и нефтезаводах) использовались автомобили воздушно-пенного тушения АВ-40 (375) Ц50А на полноприводном трехосном шасси Урал-375. Цистерна вмещала 4 000 литров пены (или воды) плюс 180 литров в баке. Этого хватало, чтобы при питании от внешнего водопровода накрыть пожар тысячей «кубов» химической смеси. АВ-40 (375) Ц50А выпускался в Торжке.

International Harvester B120 — 1960 год

В 1960 году шведская компания Henrikssons Brandredskap сделала пожарный автомобиль на американском шасси International Harvester B120. Кроме специального оборудования шведского производства, пожарный автомобиль оснастили водяной цистерной на 750 литров и насосом переднего расположения, как у американских пожарных грузовиков. В 1995-м (!) еще бодрый International Harvester B120 поступил на службу в пожарную часть карельского города Костомукша, которую он официально завершил лишь 2005-м. Вот это пример живучести!

Автолестница АЛГ-17 (51А) модель ЛЧ на шасси ГАЗ-51А — 1963 год

Типовая застройка 5-этажными жилыми домами привела к появлению таких 17-метровых автолестниц на шасси ГАЗ-51А. АЛГ-17 (51А) модели ЛЧ – довольно редкая модель: с 1963 по 1967 год сделали всего 187 экземпляров. Интересно, что лестница имела не ручной или механический, а гидравлический привод. В 1973 году одна из таких лестниц стала звездой телеэкрана – именно по ней герой актера Андрея Миронова перелез на крышу «Жигулей» в эпизоде погони фильма «Невероятные приключения итальянцев в России».

Автолестница АЛ-30 (131) на шасси ЗИЛ-131 — 1970 год

Еще один символ ушедшей эпохи. Автоцистерны на шасси ЗИЛ-131 с 1970 по 1983 год выпускал Торжокский машиностроительный завод. Всего было сделано около 1 700 автолестниц АЛ-30. Они поставлялись во все уголки СССР, уходили на экспорт в соцстраны и существовали даже в тропическом исполнении. Конструкция несколько раз модернизировалась, а выпуск измененных моделей продолжался аж до 90-х годов.

Автоцистерна ПМГ-36 на шасси ГАЗ-51А — 1957 год

ПМГ-36 стал родоначальником автоцистерн на шасси ГАЗ-51А. У него еще не было полностью закрытого кузова, как на более поздних АЦ-20 (51А) 36 середины 60-х. Такие цистерны ёмкостью 1100 литров воды и 50 литров пены производил Грабовский завод противопожарного оборудования. Подачу в рукава обеспечивал насос производительностью 20 л/мин. ПМГ-36 был отличным автомобилем: он отличался надежностью и неприхотливостью.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]