Устройство камаза для начинающих
Автомобили КамАЗ состоят из большого числа сложных агрегатов, сборочных единиц и деталей. Бортовой автомобиль-тягач Имеет более 1400 сборочных единиц, состоящих из 5000 деталей. Силовой агрегат КамАЗ-740 имеет около 300 сборочных единиц, состоящих из 1400 деталей. Многие сборочные единицы автомобиля изготавливают неразъемными. Автомобиль КамАЗ содержит около 760 сварных сопряжений. Дуговой сваркой получают более 10 м сварных швов, а шовной — 8 м. В кабине, бортах и других сборочных единицах детали крепятся 8000 сварными точками.
В конструкцию автомобиля входят шасси, двигатель, кабина, платформа с металлическими бортами и основанием. Конструкция автомобиля-тягача КамАЭ-5320 показана на рис. 2.
Источником механической энергии является двигатель, приводящий автомобиль в движение.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Шасси состоит из следующих основных частей: – силовой передачи, необходимой для передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам автомобиля; – ходовой части, служащей для крепления всех агрегатов и механизмов на раме и обеспечения движения автомобиля; – механизмов управления, обеспечивающих управление движением автомобиля, его торможение и остановку.
Силовая передача автомобиля включает следующие агрегаты и механизмы: сцепление, коробку передач, карданную передачу, главные передачи, дифференциалы, полуоси.
Сцепление предназначено для соединения двигателя с трансмиссией при трогании автомобиля с места и передачи крутящего момента при его движении, отсоединения двигателя от трансмиссий при переключении передач и кратковременной остановке.
Коробка передач обеспечивает изменение крутящего момента на ведущих колесах, изменение скорости движения автомобиля, задний ход автомобиля и отсоединение трансмиссии от двигателя на стоянках при работающем двигателе.
Карданная передача служит для передачи усилия от коробки передач к главной передаче при переменных углах наклона вала.
Главная передача предназначена для повышения тягового усилия на ведущих колесах автомобиля и передачи усилий с ведущего вала на полуоси под углом 90°. Дифференциал с полуосями позволяет при поворотах автомобиля ведущим колесам вращаться с различной частотой вращения.
Главная передача и дифференциал с полуосями, заключенные в кожух, изготовленный из ковкого чугуна, получили название ведущий мост.
Ведущие мосты, обеспечивающие передачу крутящего момента от карданного вала к ведущим колесам, входят в состав тележки автомобиля.
Силовая передача автомобилей высокой проходимости имеет вместо передней оси ведущий и управляемый мосты, а также раздаточную коробку и два карданных вала, передающих крутящий момент от коробки передач к раздаточной коробке и от нее к переднему мосту.
Ходовая часть автомобиля состоит из рамы, колес, передней оси (моста), заднего моста (мостов) и подвески, в которую входят рессоры и амортизаторы. Передний и задние мосты с колесами, соединенные с рамой, образуют тележку автомобиля. Тележка автомобиля может иметь два, три и более трех мостов.
Рис. 2. Общее устройство автомобиля: 1 — двигатель; 2 – сцепление; 3 — коробка передач
Автомобили с двумя мостами, имеющие привод от двигателя на задние колеса, а передние колеса — управляемые, называются автомобилями обычной дорожной проходимости. Такие автомобили обозначаются колесной формулой 4X2. Первая цифра указывает на количество колес на мостах, а вторая — на количество ведущих колес. При этом спаренные шины на мостах считаются одним колесом.
Автомобили с двумя ведущими мостами (передним и задним), т. е. со всеми ведущими колесами, обозначаются колесной формулой 4X4.
Автомобили с тремя мостами, имеющие два задних ведущих моста, т. е. со всеми ведущими колесами на задней тележке, и управляемый только передний мост, называются автомобилями повышенной проходимости и обозначаются колесной формулой 6X4.
Автомобили с тремя ведущими мостами называются автомобилями высокой проходимости и обозначаются колесной формулой 6X6.
Механизм управления состоит из рулевого управления и тормозной системы. Рулевое управление связано с передними колесами и служит для изменения направления движения автомобиля. Оно оборудовано для легкости управления гидроусилителями. Тормозная система обеспечивает уменьшение скорости движения, быструю остановку автомобиля и затормаживание его на месте.
У бортовых автомобилей и самосвалов имеется отдельная кабина для водителя и двух пассажиров, а также платформа для размещения груза. На седельных тягачах вместо платформы устанавливается седельное устройство, предназначенное для буксировки полуприцепа.
История создания
После прихода к власти Л.Н. Брежнева, в стране началась волна экономического развития. Соответственно с этим, увеличились объёмы грузоперевозок. Встал вопрос об увеличении кузова на грузовых автомобилях, которое можно было достичь за счет бескапотной конструкции кабины.
Стоит отметить, что серийных бескапотников на тот момент в советском автомобилестроении не было. МАЗ-500 находился в разработке уже несколько лет и срок начала производства был неизвестен.
В очередной раз, отечественным разработчикам пришлось обратить внимание на западный парк грузовой техники.
Для образца, в США было закуплено несколько серийных моделей бескапотного типа.
Главный конструктор автопредприятия ЗиЛ, Анатолий Маврикиевич Кригер остановил свой выбор на американском грузовике «International» серии 220. Советские инженеры решили вывести проект на более высокий уровень благодаря новаторским решениям, среди которых:
- комфорт для водителя;
- повышенный обзор;
- лёгкое управление;
- экономичный расход топлива;
- надёжная трансмиссия.
В 1967 году коллектив КЭО автозавода приступил к разработке опытной модели, которой в последствии будет присвоен индекс ЗиЛ-170. За основу, взяли схему дизельного шасси ЗиЛ-133, серийный выпуск которого откладывался.
Техническое задание предполагало изготовление десяти грузовых модификаций шоссейных авто с колёсной формулой 4Х2/6Х4 для эксплуатации в группе автопоездов с допустимой максимальной массой до 26 500 кг. Также требовалось создать шесть автомобилей 6Х6 с постоянным приводом для нужд армии и труднопроходимых местностей.
Опытный образец перспективного грузовика был создан в 1968 году. Прототип оснастили дизельным мотором ярославского предприятия (ЯМЗ). Боевое крещение ЗиЛ-170 прошел на автодороге из Углича в Рыбинск в мае 1969 г. Также машина испытывалась на серпантине кавказских гор, где трансмиссия принимала на себя максимальные нагрузки.
Внезапное постановление ЦК Партии СССР о строительстве заводов по производству грузовых автомобилей в Татарской АССР г. Набережные Челны, огорчило московских автостроителей.
Коллектив ЗиЛа несколько лет доводил машину до ума и расставаться со своим детищем не хотел. Но распоряжение партии не оспаривалось и дальнейшие работы с прототипом перенесли в новые цеха Татарской республики.
Согласно государственному плану, построенный автозавод должен был ежегодно выпускать 150 000 единиц техники и 250 000 двигателей. Наименование грузовика сменили на «КамАЗ». Первый опытный образец техники Камского завода увидел свет в 1974 году.
Серийные модели порадовали советское общество своим рождением 16 Февраля 1976 года. Это случилось в преддверии XXV съезда КПСС, который открывался 24 февраля. Кабины новых КамАЗов украшали лозунги трудящихся «Наш подарок XXV съезду КПСС».
Согласно производственному плану, с 1976 по 1978 г, предприятие выпускало только три модификации серийного КамАЗ-5320:
- бортовая платформа грузоподъёмностью 8 т;
- строительный самосвал 10 т;
- седельный тягач с разрешённой массой 26,5т.
Среди общего объёма выпускаемой техники 43% приходилось на самосвалы, далее шли бортовые платформы 27% и оставшиеся 20% относились к изготовлению седельных тягачей с новой десятиступенчатой КПП.
В 1981 году КамАЗ запустил вторую очередь производственных мощностей, на которой наладили выпуск 6-ти тонной машины 4310 с колёсной формулой 6Х6 и односкатными шинами.
Армейский вариант 4310 оснащался лебёдкой, пневматической системой регулировки давления в шинах и двумя топливными баками. Сельскохозяйственный вариант 43105 был упрощён и имел вес 7 т.
Лишь к середине 80-х годов, автозавод в Набережных Челнах вошёл в стабильную колею производственного цикла. Высокий темп позволил к октябрю 1988 года выпустить миллионный грузовик. Ожидаемый спрос на отечественный грузовик со стороны международных заказчиков не оправдался. Такое положение позволило КамАЗу крепко занять позиции лишь на внутреннем рынке.
Ещё одним печальным моментом для грузовика стал период перестройки. В СССР стали поступать импортные грузовики, которые теснили машину в собственной стране. КамАЗ не мог с ними конкурировать, что заставило завод начать разработку нового поколения машин, выпуск которых начался в 90-х годах.
Как правильно управлять КамАЗом. Классные комиксы 1983 года
Как быстро объяснить основные принципы управления и обслуживания сложного механизма даже дилетантам? Еще во времена Второй мировой войны оказалось, что комиксы и различные графические материалы значительно ускоряют процесс обучения и запоминания материала. В 1983 году Камский автозавод решил тоже выпустить собственные комиксы, которые получили название «Практические советы водителю автомобиля КамАЗ».
На заводе было сделано несколько подобных инструкций, которые хранятся в музее. Один из вариантов недавно был опубликован Kamaz-Online . Давайте посмотрим, как же КамАЗ обучал будущих водителей.
«Ты начинаешь работать на автомобиле КамАЗ. Это автомобиль современной конструкции, имеющий много новшеств, с которыми тебе раньше, может быть, не приходилось встречаться», — так начинается рассказ в книге.
Такие брошюры должны были снизить количество неисправностей, которые возникали при эксплуатации грузовиков из-за недостаточной квалификации водителей. На одной из страниц наглядным языком показывалось, как и зачем регулировать жесткость сиденья. Приводится даже сравнительное изображение худого и толстого водителей. Один снижает жесткость, другой прибавляет.
На следующем слайде рассказывается довольно сложная процедура пуска с термостатом. Инструкция состоит из 7 пунктов, и её точно нужно было проделать несколько раз, прежде чем сможешь запомнить. При этом указывалось, что исправный двигатель при хорошо заряженных аккумуляторах надежно пускается при температуре до -15 градусов.
Продолжение предыдущего слайда. Тут приводится объяснение еще более сложного процесса пуска с подогревателем. Этот способ советуют использовать при температурах окружающего воздуха ниже 15 градусов по Цельсию. Есть среди нас водители КамАЗов? Проверьте себя, выполняете ли вы пуск с подогревателем правильно!
Руководства по эксплуатации практически всех современных автомобилей рекомендуют вам не прогревать двигатель на холостых оборотах, ведь это наносит ущерб экологии и самому двигателю. Но ведь КамАЗ не будет писать фигню, правда? Тут четко написано: «Перед началом движения прогрей двигатель». И это чертовски правильное решение, скажу я вам. Во время прогрева водитель должен подготовить грузовик к дороге.
В инструкции встречаются не только правильная процедура выполнения той или иной процедуры, но также распространенные ошибки водителей. Например, нельзя давать непрогретому двигателю слишком высокие обороту и большую нагрузку.
Следующий слайд рассказывает о зонах, помеченных разными цветами на тахометре грузовика. В черной зоне двигатель плохо тянет и работает рывками, зеленая — рабочая зона, где двигатель развивает максимальную мощность, а на красные поля стрелка заходить не должна.
Для тех, кто забыл, как пользоваться коробкой передач с делителем, есть подробная подсказка. Не буду цитировать, прочитайте сами, если для вас это актуально, или вы просто всегда хотели узнать, как же работает коробка передач с делителем. Описание идет на примере 10-ступенчатой коробки передач с 2-мя передачами заднего хода.
Двигатель
Двигатель КамАЗа-5320 представляет собой 4-тактное дизельное устройство модели «КамАЗ-740.10» с 8-цилиндровой конструкцией. Мотор имеет V-образное расположение цилиндров и форсунки закрытого типа. В состав силовой установки входят всережимный регулятор частоты вращения, сухой воздушный фильтр с индикатором засоренности и сменным фильтрующим элементом, муфта опережения впрыска топлива и электрофакельное устройство (ЭФУ). Опционально агрегат комплектуется предпусковым подогревателем ПЖД-30.
Характеристики мотора «КамАЗ-740.10»:
- рабочий объем – 10,85 л;
- номинальная мощность – 154 (210) кВт (л.с.);
- максимальный крутящий момент – 637 Нм;
- частота вращения – 2600 об/мин.
- диаметр цилиндра – 120 мм.
Основные базовые модели автомобилей КамАЗ
Гарантийные сроки работы автомобилей Камаз, период обкатки и периодичность технических обслуживаний
Накопленный опыт эксплуатации машин, постоянное совершенствование их конструкции Камским объединением по производству большегрузных автомобилей позволяет сделать достаточно объективные выводы о высокой надежности автомобилей КамАЗ. Надежная работа машин и их составных частей, включая все изготовленные другими заводами изделия, кроме шин и аккумуляторных батарей, гарантируется Камским объединением. Гарантийные сроки исчисляются:
- при получении автомобиля непосредственно на заводе-изготовителе — с момента передачи автомобиля потребителю;
- при доставке потребителю автомобилей железнодорожным или водным транспортом — со дня отгрузки с завода, не считая времени нахождения в пути следования к месту назначения.
В течение гарантийного срока завод-изготовитель безвозмездно производит замену всех деталей, узлов и агрегатов, преждевременно вышедших из строя по вине завода. Гарантии на шины и аккумуляторные батареи даются заводами-изготовителями указанных изделий в соответствии с утвержденными на них стандартами или техническими условиями. При эксплуатации автомобилей с нарушениями заводской инструкции и внесении каких-либо конструктивных изменений в них без согласования с заводом-изготовителем (Камским объединением) рекламации послед ним не принимаются и не рассматриваются. Автомобили КамАЗ по сравнению с другими марками автомобилей имеют более продолжительный обкаточный период. Эксплуатационная обкатка составляет 4000 км. Установлена следующая периодичность технических обслуживаний: ТО-1000 проводится через 500— 1000 км; ТО-1 — через 2400—4000 км; ТО-2 — через 7200—12000 км пробега. Сезонное техническое обслуживание (СО) выполняется 2 раза в год — весной и осенью. Расчетная периодичность ТО 24000 км. Соблюдение требований эксплуатации автомобилей в обкаточный период и своевременное выполнение технических обслуживаний обеспечивают пробеги автомобилей КамАЗ-5320 и его модификаций без капитального ремонта более 300 тыс. км. Гарантийный срок работы, виды технических обслуживаний автомобилей КамАЗ, выполняемых в период от начала эксплуатации до капитального ремонта, показаны на рис. 4. Количество технических обслуживаний, выполняемое за межремонтный период эксплуатации (300 тыс. км), следующее: ТО-1000 — 1; ТО-4000 — 1; ТО-1 — 50; ТО-2 — 24.
Рис. 4. Гарантийный срок работы, виды технических обслуживаний автомобилей КамАЗ в период от начала эксплуатации до капитального ремонта:ТО-1000 — техническое обслуживание, проводимое в начальный период эксплуатации автомобиля 500—1000 км пробега; ТО-4000 — техническое обслуживание, проводимое в конце периода обкатки автомобиля через 3000—4000 км пробега; ТО-1 — техническое обслуживание, проводимое в основной период эксплуатации автомобиля через 2400—4000 км пробега; ТО-2 — техническое обслуживание, проводимое в основной период эксплуатации автомобиля через 7200—12000 км пробега; капитальный ремонт — после наработки автомобилем 300 000 км пробега
Общие сведения об устройстве автомобиля Камаз
Конструктивно автомобиль можно разделить на основные части: двигатель, шасси, кабину и платформу. Схема устройства автомобиля показана на рис. 1. Двигатель является источником механической энергии, приводящей автомобиль в движение. Шасси состоит из нескольких составных частей, предназначенных для крепления всех агрегатов и механизмов, передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам, обеспечения движения, управления и торможения. К основным частям шасси относятся:
- силовая передача, необходимая для передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам автомобиля;
- ходовая часть, служащая для крепления всех агрегатов и механизмов на раме и обеспечения движения автомобиля;
- механизмы управления, обеспечивающие управление движением автомобиля, его торможение и остановку.
Рис. 1. Схема общего устройства автомобиля Камаз:
1 — двигатель; 2 — сцепление; 3 — коробка передач; 4 — карданная передача; 5 — средний мост; 6 — рама; 7 — задняя подвеска;
Силовая передача автомобиля включает следующие агрегаты и механизмы: сцепление, коробку передач, карданную передачу, главную передачу, дифференциал и полуоси. Сцепление предназначено для соединения двигателя с трансмиссией при трогании автомобиля с места и передачи крутящего момента при его движении, отсоединения двигателя от трансмиссии при переключении передач и кратковременной остановки. Коробка передач обеспечивает изменение крутящего момента на ведущих колесах, изменение скорости движения автомобиля, задний ход автомобиля и отсоединение трансмиссии от двигателя на стоянках при работающем двигателе. Карданная передача служит для передачи усилия от коробки передач к главной передаче при переменных углах наклона вала. Главная передача предназначена для повышения тягового усилия на ведущих колесах автомобиля и передачи усилий с ведущего вала на полуоси под углом 90°. Дифференциал с полуосями позволяет при поворотах автомобиля ведущим колесам вращаться с различной частотой вращения. Главная передача и дифференциал с полуосями, заключенные в кожух, изготовленный из ковкого чугуна, получили название ведущий мост. Ведущие мосты, обеспечивающие передачу крутящего момента от карданного вала к ведущим колесам, входят в состав тележки автомобиля. Силовая передача автомобилей высокой проходимости имеет вместо передней оси ведущий и управляемый мосты, а также раздаточную коробку и два карданных вала, передающих крутящий момент от коробки передач к раздаточной коробке и от нее к переднему мосту. Ходовая часть автомобиля состоит из рамы, колес, передней оси (моста), заднего моста (мостов) и подвески, в которую входят рессоры и амортизаторы. Передний и задние мосты с колесами, соединенные с рамой, образуют тележку автомобиля. Тележка автомобиля может иметь два, три и более трех мостов. Автомобили с двумя мостами, имеющие привод от двигателя на задние колеса, а передние колеса — управляемые, называются автомобилями обычной дорожной проходимости. Такие авто- мобили обозначаются колесной формулой 4X2. Первая цифра указывает на количество колес на мостах, а вторая — на количество ведущих колес. При этом спаренные шины на мостах считаются одним колесом. Автомобили с двумя ведущими мостами (передним и задним), т. е. со всеми ведущими колесами, обозначаются колесной формулой 4X4. Автомобили с тремя мостами, имеющие два задних ведущих моста, т. е. со всеми ведущими колесами на задней тележке, и управляемый только передний мост, называются автомобилями повышенной проходимости и обозначаются колесной формулой 6X4. Автомобили с тремя ведущими мостами называются автомобилями высокой проходимости и обозначаются колесной формулой 6X6. Механизм управления состоит из рулевого управления и тормозной системы. Рулевое управление связано с передними колесами и служит для изменения направления движения автомобиля. Оно оборудовано для легкости управления гидроусилителями. Тормозная система обеспечивает уменьшение скорости движения, быструю остановку автомобиля и затормаживание его на месте. У бортовых автомобилей и самосвалов имеется отдельная кабина для водителя и двух пассажиров, а также платформа для размещения груза. На седельных тягачах вместо платформы устанавливается седельное устройство, предназначенное для буксировки полуприцепа.
Инструкция
Теперь предлагаем узнать, как осуществлять запуск и в какой последовательности правильно включать передачи на камазовской коробке. В этом процессе есть определенные особенности, и процедура переключения скоростей отличается от легковых автомобилей.
Начало движения
Необходимо знать, как переключать скорости на КамАЗе. Начало движения на КамАЗе должно производиться на пониженной скорости
Обратите внимание — при трогании с места переключение передачи осуществляется при отключенном сцеплении. В камазовских коробках схема переключения осуществляется в несколько этапов, это связано с особенностями увеличения и понижения скоростей
Как включаются скорости на КамАЗе:
- Грузовик может быстро ехать по разным видам дорог, но на первом этапе, в соответствии со схемой, рекомендуется начинать движение на передаче 1В.
- После этого производится включение передачи 2В.
- На завершающем этапе трогания с места включается скорость 3В.
В соответствии с такой схемой движения, трогание с места производится на пониженной скорости. То есть рычаг переключения на коробке не нужно трогать вплоть до четвертой передачи. Для начала движения нужно увеличить частоту вращения коленвала примерно до семи тысяч оборотов (автор видео-урока о том, как переключаются скорости на КамАЗе — Никита Вагин).
Переключение скоростей
Теперь расскажем, как переключается КПП на КамАЗе, когда машина тронулась с места. Когда автомобиль разгонится, порядок переключения передач на КамАЗе следующий — 4Н-4В-5Н. Для активации второй скорости надо, чтобы частота вращения коленвала увеличилась до трех тысяч оборотов по тахометру. Учтите, что работа коленчатого вала играет основную роль. При правильном переключении скоростей вы сможете добиться экономии расхода горючего. При этом будет достигнута максимально экономичная работа мотора без простоев.
Задний ход
Что касается заднего хода, то в соответствии со схемой для его активации необходимо установить переключатель в нижнее левое положение. Активация задней передачи не допускается во время движения. Чтобы включить задний ход, полностью остановите автомобиль, после чего выполняйте маневр.