Автокраны входят в группу стрелковых самоходных кранов и наиболее распространены среди всех представителей данной группы.
Краны собираются на шасси грузовиков, место их установки – передние и задние выносные опоры. Это делает автокраны устойчивыми в момент работы автокрана с грузами и увеличивает грузоподъёмность. Такие краны имеют возможность самостоятельного передвижения по грунту и преодоления подъёмов в пределах 20 градусов.
Автомобильные краны очень подвижны, благодаря чему быстро перемещаются на различные точки работы, находящиеся на расстоянии друг от друга. Железнодорожная транспортировка не требует разборки кранов, так как они не превышают габаритов транспорта железных дорог.
Рабочее оборудование
Основное оборудование представлено рабочими стрелами. Сменное представляет собой удлинительные или выдвижные секции на тех автомобильных кранах, которые оборудованы двумя видами стрел – телескопическими и гуськом.
Полиспаст, функциональная задача которого поднимать и опускать стрелу, относится к стреловому оборудованию.
Автокраны оснащены следующим оборудованием, захватывающим груз:
- обоймой крюковой, используемой для захвата штучных грузов;
- грейфером для сыпучих грузов.
Назначение автокранов
Мобильные, маневренные самоходные машины со стреловым подъемным модулем предназначены для погрузочно-разгрузочных, монтажных работ. С их помощью обрабатывают крупные грузы, монтируют трубопроводы, возводят фундаменты, стены, перекрытия. В условиях бездорожья незаменим автокран-вездеход с колесами увеличенной ширины, усиленными ходовыми способностями. Помощь такой техники особенно ценна при монтаже газо-, нефтепроводов, которые прокладываются по территории пересеченной местности, в лесу, в степи.
Устройство привода
По виду привода автокраны делятся на два типа:
- одномоторный: механизмы двигаются двигателем шасси;
- многомоторный: каждый механизм запускается собственным двигателем.
Привод бывает одним из трёх:
- Механическим. Данный тип представляет собой соединение силовой установки с коробкой отбора мощности, коробкой скоростей и силовыми канатными барабанами.
- Электрическим. Назван так из-за присутствия генератора, питающего электротоком двигатель.
Общий вид крана К-2,5-19: 1 — рама автомобиля; 2 — неповоротная рама крана; 3 — опорно-поворотное устройство; 4 — поворотная рама; 5 — выносные опоры; 6 — капот механизмов; 7 — механизм подъема груза; 8 — стреловая лебедка; 9 — неподвижный блок стрелового полиспаста; 10 — кабина; 11 — фара; 12 — механизм вращения; 13 — генератор; 14 — маслобак гидросистемы выносных опор; 15 — запасное колесо; 16 — опора стрелы; 17 — успокоитель грейфера; 18 — стрела; 19 — траверса с блоком; 20 — рычаг конечного выключателя; 21 — обойма с крюком; 22 — расчалка крюка
- Гидравлическим. Помимо коробки отбора мощности к силовой установке присоединены гидронасосы, гидродвигатели и гидроцилиндры. Очень компактный.
Автокран с гидравлическим приводом
Автомобильные краны: виды, устройство, характеристики
Автокран (автомобильный кран) – самоходный кран стрелового типа, смонтированный на серийном или специальном автомобильном шасси. Автокраны применяются для выполнения погрузочно-разгрузочных и строительно-монтажных работ, подъема и опускания грузов, перемещения грузов в горизонтальной плоскости на небольшие расстояния.
Общее устройство автокрана
Автомобильный кран состоит из двух частей:
- Колесное шасси;
- Крановое оборудование.
В качестве шасси может выступать двух-, трех- или четырехосный серийный автомобиль, подвергнутый минимальной модернизации (тип КА). Также краны могут устанавливаться на специально разработанное шасси автомобильного типа (тип КШ), такие краны имеют высокую и очень высокую грузоподъемность.
Крановое оборудование включает в себя поворотную платформу со стрелой, привод, кабину или пост управления, выносные опоры (аутригеры, монтируются на шасси) и различные вспомогательные элементы.
Классификация автомобильных кранов
Все автомобильные краны являются стреловыми – их грузозахватный орган подвешен к поворотной стреле. Крановое оборудование может оснащаться стрелами различных конструктивных типов:
- Консольные ферменные, балочные или комбинированные постоянной длины;
- Телескопические переменной длины;
- Складные переменной длины;
- Телескопические или складные с выдвижным удлинителем или гуськом.
В настоящее время ферменные консольные краны почти не используются, их вытеснили краны с телескопическими и складными стрелами. Типичный автокран 16 тонн или 25 тонн имеет две-три секции (колена), может оснащаться гуськом и различными системами автоматики.
По способу управления стрелой и подъемными механизмами краны делятся на три группы:
- С механическим приводом от двигателя шасси;
- С гидравлическим приводом;
- С электрическим приводом;
- С комбинированным приводом – механическим и электрическим;
Краны с механическим и электрическим приводом имеют канатный механизм изменения длины стрелы, а в кранах с гидравлическим приводом изменение длины стрелы осуществляется гидроцилиндрами.
Характеристики автокранов
К основным характеристикам автомобильных кранов относятся грузоподъемность, вылет стрелы и высота подъема. В настоящее время краны на стандартном автомобильном шасси выпускаются грузоподъемностью до 25 т и более, на специальных шасси – вплоть до 2000 т. Например, самый большой автокран в мире построен в КНР, это модель Zoomlion ZACB01 на 12-осном шасси, способная поднять 2000 т. Вылет стрелы и высота подъема современных кранов лежат в очень широких пределах – от единиц до десятков метров, а в некоторых случаях – до ста метров.
В РФ производство и характеристики автомобильных кранов регламентируются ГОСТ 22827-85, ГОСТ 33167-2014, ГОСТ 27555-87 (ИСО 4306-1-85), ГОСТ 33166.2-2014 и другими. В нашей стране производятся автокраны марок «Галичанин», «Ивановец», «Челябинец», наиболее известные зарубежные краны – KATO, Komatsu, Liebherr, Krupp, Terex и другие.
Технические характеристики
Автокран имеет технические характеристики, которые значительно отличаются друг от друга. Грузоподъёмность обеспечивается при помощи выносных опор, в этом случае данный показатель повышается на 80 процентов по сравнению с работой при отсутствующих опорах. Управление краном ведётся из разных кабин в зависимости от ситуации: кабина шасси используется для управления краном при движении с места на место, кабина крановщика – при непосредственной работе автокраном.
Скорости движений при работе регулируются коробкой передач и в те моменты, когда изменяются вращательные частоты вала силовой установки. Иногда позволяется перемещение крана с грузом небольшого веса, закреплённом на крюке. Местом расположения является сектор задних колёс, местом направления служит продольное шасси, а высота подъёма должна составлять в пределах 0,5. Скорость движения автокрана должна иметь ограничение в 5 км/ч.
Виды работ автокрана
Автокраны задействуются для выполнения самых разных видов работ
Автокран способен выполнять самые разные виды работ, связанных с подъемом и перегрузкой кусковых, запакованных или сыпучих материалов. Они активно используются коммунальными и ремонтными службами, задействуются при строительстве, реконструкции зданий и объектов, при проведении спасательных операций и т.д.
Основные виды работ автокрана следующие:
- прокладка трубопроводов и иных инженерных сетей;
- погрузка в открытые кузова или вагоны;
- выгрузка из открытых кузовов или вагонов;
- дорожные работы;
- установка блочных конструкций;
- подъем стройматериалов и оборудования;
- перемещение тяжелых механизмов, автомобилей, металлоконструкций.
Это далеко не все виды работ, для которых задействуют автокраны. Универсальность и многофункциональность этой спецтехники делают ее востребованной в различных сферах.
Устройство стрелы
Стрела автомобильного крана является его главным рабочим механизмом, поднимающим и перемещающим грузы. Конструктивные и эксплуатационные характеристики стрелы определяют показатели грузоподъёмности оборудования.
Автокраны применяются в широкой сфере, из-за чего требуются различные конструктивные особенности механизмов, позволяющим оптимально выполнять поставленные задачи. Такие задачи часто связаны со следующими обстоятельствами:
- объёмные или тяжёлые грузы;
- сложный рельеф на местности;
- труднодоступные условия;
- стеснённость в условиях города.
Основными характеристиками стрелы определяются возможности выполнения определённых задач. Именно по стреле передвигается тележка, имеющая грузозахватный механизм. Эксплуатационные возможности крановой стрелы оказывают влияние на то, какой подъёмный вес может брать автокран. Чтобы выполнять задания разных уровней сложности, разработчики производят несколько вариантов стрел.
Решётчатыми стрелами оснащены первые модели автомобильных кранов. Такие стрелы закрепляются тросовой подвеской. При их установке крюк и подвес укрепляются тросом. При решётчатой конструкции автокран имеет выгоду в виде небольшого веса.
Телескопические стрелы на данное время наиболее востребованы по сравнению с другими видами. Основу таких стрел составляют выдвижные сегменты, благодаря чему стрелы очень гибкие и способны выдерживать большие нагрузки при подъёме тяжёлых грузов. Отечественная промышленность представляет максимально возможные секции в числе пяти.
В большинстве случаев удобнее применять для работы краны, имеющие башенные стрелы. От других они отличаются значительной подъёмной высотой. Такой тип оборудования идеален для использования в строительстве крупных сооружений большой высоты.
Виды автокранов по длине стрелы
Современные производители спецтехники стараются предложить максимально широкий диапазон вылета стрелы для автокранов, чтобы сделать машины универсальными и многофункциональными. В легком классе существуют виды автокранов с длиной стрелы 6-8 метров. Такие миниатюрные и компактные машины, тем не менее, широко востребованы, поскольку способны работать на ограниченных площадях и в условиях плотной застройки. Настоящие гиганты среди автокранов по длине стрелы — машины сверхтяжелого класса, у них вылет стрелы превышает 100 м.
Также существуют специальные решетчатые надстройки, позволяющие увеличить вылет стрелы автокрана. Таким образом «нарастить» получается 20-30 м в зависимости от производителя и конкретной модели крана.
Самые популярные виды автокранов по длине стрелы:
- «Ивановец» со стрелой 21-48 м;
- «Галичанин» со стрелой 4-54 м.
Рассматривая различные виды автокранов, можно заметить, что длина стрелы напрямую не зависит от грузоподъемности. Хотя с ростом тоннажа увеличиваются обе эти технические характеристики. Если попытаться объединить виды автокранов по длине стрелы и грузоподъемности, то получится следующая таблица:
Длина стрелы | Грузоподъемность |
До 14 м | 14 т |
18-21 м | 18-21 т |
28-47 м | 25 т |
34-48 м | 50 т |
52-71 м | 90-100 т |
56-100 м | 120+ т |
Шасси и несущая конструкция
Шасси автокранов бывают двух типов:
К первому типу шасси относятся классические грузовики (шоссейные и обладающие высокой проходимостью). Именно на них производится расположение несущей крановой рамы. Во время работы рама грузового автомобиля не нагружается, весь вес приходится на крановую раму и гидравлические опоры, выставляемые перед работой. В России и странах ближнего зарубежья популярностью пользуются автокраны среднетоннажного класса. К примеру, к этому классу относятся «Ивановец», МАЗ, Урал, КамАз и многие другие модели отечественного производства. Иногда краны, производимые в России, устанавливаются на шасси иностранных производителей. Подобная схема используется в странах Японии, однако в основном применяется для установки малотоннажных кранов Tadano. В странах Запада такая схема весьма редка.
Шасси первого типа оснащены ложементом безопасности, который устанавливается возле кабины для стрелы. При таком оснащении автокраны имеют существенную проблему: обзор водителя закрыт центральным крюком крана.
Ко второму типу относятся специальные шасси, которые конструируют индивидуально под каждый кран. Схема пользуется популярностью в странах зарубежья для кранов классов среднетоннажного и крупнотоннажного. Подобные шасси обладают повышенной проходимостью и негабаритной шириной.
Работа оператора и стропальщика
По правилам техники безопасности для обслуживания автокрана необходимы два человека – оператор, который сидит в кабине и управляет рычагами, и стропальщик, находящийся снаружи. В одиночку выполнять все работы невозможно. Оператор постоянно сидит в кабине и не может полностью контролировать ситуацию, поэтому ему нужен помощник, который будет находиться снаружи и докладывать ему необходимую информацию. К основным обязанностям стропальщика также относится закрепление груза перед его подъемом. Это непростая работа, для осуществления которой необходимо обучиться на специальных курсах.
Кабина управления
Существуют два типа кабин, из которых ведётся управление краном:
- Стационарная. Для её расположения подходят габаритные ширина и высота. На такой кабине установлена решётка, защищающая от падения различных предметов при работе в строительстве, сдвижная дверь, панорамное стекло.
- Нефиксированная башенная. В свою очередь делится на два типа, порой совмещённые. Первый тип оснащён гидравлическим механизмом,чтобы изменять наклонный угол при необходимости максимально увеличить возможность верхнего обзора. Другой тип порой называется «поворотная». При смене гидравликой рабочего режима на ездовой кабина разворачивается на 180 градусов, оказываясь позади противовеса. Это вынужденная мера для возможности укладывать кабину в габарит во время езды.
Пример схемы управления автокраном
Тип привода
Современные автокраны комплектуются одно- и многомоторными приводами. В агрегатах с одномоторным приводом для активации рабочих механизмов используется сила одного мотора. Движение другим узлам передается посредством механической трансмиссии.
В отличие от одномоторного, в многомоторном кране каждый механизм приводится в действие от отдельного мотора. Краны такого типа обладают меньшей массой, в этом их преимущество. Однако высокая стоимость силового электрооборудования для многомоторного привода делает целесообразность применения такой схемы комплектации для кранов, грузоподъемность которых составляет 25 и более тонн.
Производители
Автомобильные краны изготавливаются различными фирмами в разных странах.
Производитель | Класс | Грузоподъёмность мин./макс., т | Страна |
Ивановец | Среднетонник на свободном шасси | от 16 до 80, а так же | Россия |
Челябинец | от до 50 | ||
Галичанин | от до 100 | ||
KATO | Сверхгрузоподъёмный на собственном шасси | от 60 до 150 | Япония |
Komatsu | от 30/ до 00 | ||
Zoomlion | предел 2000 | КНР | |
XCMG | предел 1600 | ||
Liebherr | Все | от 5 до 1200 | Германия, Австрия, Швейцария |
Terex | от 30 до 1200 | США | |
Газпромкран | Среднетонник на свободном шасси | от 5 до 30 | Россия |
Grove | Сверхгрузоподъёмный на собственном шасси | предел 450 | Германия |
Krupp | предел 200 | ||
TAKRAF | Железнодорожный, автокран | предел 200 | |
Tadano | Лёгкие и средние свободного базирования | предел 50 | Япония |
Lokomo | Средние и тяжёлые на собственных шасси | от 20 до 100 | Финляндия |
Классификация кранов по типу рабочей стрелы
Стрелы кранов бывают нескольких разновидностей:
- Телескопические – конструкции с жестким подвесом, состоящие из нескольких выдвигающихся секций.
- Решетчатые, оснащенные гибкими стальными тросами. Сложнее при монтаже, но обладают большей грузоподъемностью.
- Башенные. Основная стрела выполняет функцию опоры.
- Оборудованные гуськом – элементом, удлиняющим основную стрелу и расширяющим возможности использования техники.
Автокран – достаточно дорогой механизм, поэтому часто оптимальным способом его эксплуатации является аренда в специализированной компании. При выборе следует ориентироваться в первую очередь на тип стрелы, её вылет и грузоподъемность модели. предлагает в аренду современные автомобильные краны в отличном состоянии на привлекательных условиях.