Алексей Стариков, фото автора
Занимая десятое место в мире по населению (127 млн чел.) и 61-е по площади (372,8 тыс. км2), Япония много лет держит почётное второе место по количеству выпуска всех типов коммерческого транспорта в мире, уступая лишь США.
По данным японской Ассоциации автопроизводителей (JAMA), за 2014 год в стране было выпущено 1 308 177 грузовиков всех типов и 132 681 автобус. При этом больше половины грузовиков составляют малые и сверхмалые машины K-класса, в других странах рассматриваемые как легковые.
Дело в том, что классификация коммерческого транспорта в Японии основана на собственном подходе и практически нигде больше не применяется. Все грузовики разделены на три категории: Mini, Small и Standard. Последняя включает сразу два привычных нам класса грузовиков: среднего и тяжёлого, которые в Японии не разделяют. Малый класс Small – это аналоги наших «ГАЗелей» и «Бычков» грузоподъёмностью до 3 тонн. А вот самый малый класс Mini у нас практически не производится, но известен в качестве импорта (например, узбекские Daewoo Damas). Их грузоподъёмность начинается со 150 килограммов. Двигатели практически одинаковы – бензиновые 3-цилиндровые объёмом до 660 cм3 и мощностью до 49 л.с.
Именно такие параметры не случайны – эти транспортные средства облагаются уменьшенными налогами. Для удобства маневрирования на узких улицах мегаполисов они короткие и узкие, шириной всего 1,2–1,3 м. Используются не только в виде закрытых фургонов, но и с бортовыми платформами, изотермическими кузовами и в виде самосвалов. В последнем случае их задние колёса с посадочным радиусом 10 дюймов снабжают барабанными тормозами.
Необычна и программа больших машин Standard всех производителей из-за особенностей местного законодательства. Габаритная длина ограничена 12 метрами (то же и у автобусов), полная масса – 25 тоннами. Подобные одиночки, в том числе 4-осные, составляют большинство на дорогах Японии. Полная масса прицепного автопоезда ограничена 36 т, габаритная длина – 16 м. Есть и грузовики с колёсной формулой 6х2, с двумя расположенными спереди поворотными осями.
При этом в Японии нет характерной для других стран специализации производства. Грузовики разных фирм имеют сходные характерис-тики и колёсные формулы. Да и в целом они практически одинаковы – бескапотные кабины с большой площадью остекления, упрощённый интерьер и обилие электронных систем управления. Характерные особенности всех компаний – сохранение собственных имён для машин разных классов и более совершенное исполнение для внутреннего рынка.
ПОИМЁННО
В течение последних сорока лет грузовики в Японии представлены семью марками: Hino, Isuzu, Mazda, Mitsubishi Fuso, Nissan, Toyota и UD (это без учёта спецтехники Hitachi, Komatsu, MHI, Kato, японского подразделения Caterpillar и т. п.). Долгое время в гамме среднетоннажных и крупнотоннажных грузовиков чётко прослеживалось влияние американской школы, поскольку производство грузовиков в Японии после Второй мировой войны опиралось на разработки США, Англии и Германии. Так, до середины 1970-х годов большинство японских машин имело капотную компоновку с вкраплениями собственного дизайна.
Самый крупный из японских грузовых производителей (и единственный, оставшийся независимым) на сегодняшний день – Isuzu. Устойчивый рост производства этой компании наблюдается в течение последних двадцати лет, позволив ей стать лидером рынка. Она стояла у истоков японского грузового машиностроения. В результате ряда слияний 1930-х годов компания выпускала линейку грузовиков и автобусов под маркой Sumida. Тогда же был создан собственный двигатель воздушного охлаждения на основе лицензионного немецкого Deutz. Название (по одноименной реке) известно с 1934 года, когда под этой маркой начался выпуск армейских грузовиков. После Второй мировой войны Isuzu получила крупный заказ на выпуск 2,5-тонных стандартных шасси от Пентагона. Кстати, фирма до сих пор остаётся одним из основных поставщиков техники для сил самообороны.
Основу гражданской гаммы положило появление в 1959 году первого поколения лёгкого семейства Elf, выпускаемого до сих пор уже в восьмом поколении. В 1971 году совладельцем компании стал концерн General Motors, что облегчило ей вхождение на североамериканский рынок. Примерно в те же годы компания предприняла попытку выхода на советский рынок. Однако больших результатов это не принесло, начались лишь поставки небольших партий самосвалов для Дальневосточного региона.
К концу 1990-х годов производственная программа Isuzu включала три семейства бескапотных машин – Elf, Forward и Giga. Больших успехов фирма добилась и в разработке дизелей, являясь одним из мировых лидеров в этом сегменте. На сегодняшний день компания входит в состав концерна Hitachi и владеет 15 заводами по всему миру, производя машины под марками Isuzu, Chevrolet, GMC, Bedford, Opel и Mazda.
Кстати, у Mazda за рубежом ещё осталось несколько плохо ликвидных грузовых СП, где выпускают грузовики Titan старых серий, но в целом Mazda сейчас занимается производством пикапов.
Второе место по объёмам производства занимает продукция одного из старейших японских машиностроительных концернов – Mitsubishi Motors Corporation. Его история во многом напоминает таковую Isuzu. Первые коммерческие машины были выпущены в 1918 году. С 1932 года известно и собственное имя Fuso, появившееся сначала на автобусах этой марки. В 1963 году появился первый лёгкий Canter; ныне производится их 9-е поколение. А в 1970 году часть акций MMC выкупил американский Chrysler. К этому времени компания является лидером в производстве всех видов коммерческого транспорта.
Тогда же продукция Mitsubishi впервые поступает в Советский Союз – капотные лесовозы серии NW с колёсной формулой 6×6. Но наиболее распространённым у нас стал другой класс машин – крановые установки Kato на специальных шасси, выпускаемые Mitsubishi Heavy Industries.
Машины лёгкого класса, включая фургоны и пикапы, позиционируются под маркой головной фирмы. Коммерческий транспорт – как Mitsubishi Fuso. В последние несколько лет на японском и некоторых внешних рынках название Mitsubishi у грузовиков не используется. Лёгкая серия грузоподъёмностью до 3 т, носит имя Canter (ранее в Японии – Fighter Minion), средняя – Fighter. Тяжёлая серия ранее называлась Great, с конца 1990-х годов – Super Great; на некоторые рынки поставляется под именем Shogun (Сёгун).
Сейчас корпорация владеет 9 заводами в Японии и сборочными предприятиями в 27 странах мира. Сам же бренд Mitsubishi Fuso принадлежит концерну Daimler AG.
Третий японский производитель коммерческого транспорта – компания Hino. Она выделилась из состава Isuzu ещё в 1942 году. С 1967 года является отделением фирмы Toyota, куда входит и Daihatsu. Первоначально эта компания сосредоточила свои усилия на производстве дизельных двигателей. Так, именно она впервые стала использовать на своих машинах дизели с турбонаддувом и промежуточным охлаждением нагнетаемого воздуха (серия EconoDiesel Intercooler).
Во время рецессии 1990-х Hino занималась сборкой легковых машин для материнской компании, выпустив в частности 250 000 пикапов Toyota Hi-Lux серии N50. Тогда же одной из первых она организовала совместные предприятия в Китае и Вьетнаме.
Современная программа включает классические бескапотные грузовики всех классов. Лёгкий класс носит имя Dutro (бывший Ranger). Машины среднего класса теперь зовутся Ranger (ранее Space Ranger); тяжёлого – Profia. Специально для американского рынка Hino производит на своём заводе в Западной Вирджинии единственную японскую капотную модель среднего класса Hino 600.
Toyota Motors Corporation несколько отодвинулась от использования своего бренда в грузовой программе. В производственной программе сохраняется серия Dyna (та же Hino 300), которую продают под именами Toyota Toyoace и Daihatsu Delta, и продолжается выпуск грузовых и пассажирских мультистопов для почты и курьерских служб доставки, сетевых магазинов и домов престарелых.
Самая небольшая по объёмам производства грузовиков в Японии фирма принадлежит Nissan, и долгое время называлась Nissan-Diesel. Два года назад ей было возвращено историческое имя UD. Её история началась в 1935 году, когда частная компания Minsei приобрела лицензию на выпуск моторов у немецкой Krupp. В 1953 году Nissan выкупил фирму. Собственное название тех дизелей Uniflow Diesel перешло по наследству и сохраняется в виде аббревиатуры на передней облицовке до сих пор.
У Nissan-Diesel тоже был опыт сотрудничества с СССР. С начала 70-х годов прошлого века на Дальний Восток поставляли полноприводные капотные лесовозы KNWF грузоподъёмностью 29 т с двигателями производства японской же Komatsu. Позднее их сменила обновленная капотная серия UZ.
Сформированная к настоящему времени гамма грузовиков включает машины всех классов, начиная от лёгких развозных 4х2 до тяжёлых крановых шасси грузоподъёмностью 150 т и колёсной формулой 12х8. Серия лёгких машин носит имя Condor (Canter), средняя – Condor FK, тяжёлая – Quon (ранее называлась Big Thumb). Год назад была презентована новая серия тяжёлых машин для экспорта Quester. Компания UD, образовав альянс с Renault в 1991 году, ныне принадлежит Volvo Trucks.
Suzuki, Mazda, Subaru, Honda и Isuzu: прогрессивные производители грузовиков
Всех представленных производителей объединяет один факт – они начали серийный выпуск собственных грузовиков в 60-х – 70-х годах прошедшего столетия. Вместе с тем, эти компании стремительно завоевали популярность и стали активно экспортировать свою продукцию. Успех японских грузовиков Suzuki, Mazda, Subaru можно объяснить надежностью сборки, наличием полезной электроники в салоне, просторным грузовым отсеком и тяговитым силовым агрегатом, способным выдавать 150-200 л.с. Honda и Isuzu, по признанию многих водителей, сочетают в себе оптимальное соотношение цены/качества, оснащены удобной механической трансмиссией и увеличенным дорожным просветом.
Таким образом, японские грузовики станут отличным выбором для тех, кто ценит, прежде всего, неприхотливость в эксплуатации и признанную надежность авто, способных оперативно доставить груз на любые расстояния.
МЛАДШИЕ
В самый лёгкий класс Mini входят модели, разработанные специально для Японии и производимые легковыми концернами. Часть из них представляет собой обычные легковые машины особо малого класса в 2-, 3- и 5-дверной комплектации с демонтированными задними сиденьями (например, Toyota Corolla, Nissan Sunny). Но кроме них есть особый класс, изначально разработанный как коммерческие средства. В этом классе очень популярен badge-engineering – одни и те же машины носят разные имена. Nissan Clipper продаётся и как Mitsubishi Minicab, Suzuki Every – как Mazda Scrum. Подобные автомобили выпускают Subaru, Daihatsu (включая перверсии Toyota) и Honda.
К этому же классу относятся среднеразмерные фургоны грузоподъёмностью до 1200 кг, известные и у нас: Toyota Hi Ace, Nissan Caravan (Urvan) и другие.
ЛЁГКИE
Эта самая распространённая гамма грузовиков в Японии составляет до половины общего автопарка, обладая рядом особенностей.
Во-первых, необычайная для других стран развитая кооперация. Неудивительна, учитывая общего владельца, унифицированная линейка Toyota Dyna – Hino Dutro – Daihatsu Delta. Но вот ситуация с другими производителями уникальна. К примеру Isuzu, помимо своей широкой гаммы Elf и экспортных брендов Reward, Chevrolet, GMC, как было сказано ранее, также собирает машины под марками Mazda Titan, Nissan Atlas и UD Condor.
Во-вторых, часть машин этого класса, в основном работающих в мегаполисах, оснащают двигателями на альтернативных видах топлива. Помимо двигателей на сжатом (CNG) или сжиженном (LPG) газе, используются гибридные и дизель-электрические двигатели.
Кроме того, в лёгких грузовиках используется необычно большая гамма кабин по ширине. Разные исполнения одного только Isuzu Elf носят названия single, standard, high, wide, narrow.
ПРИВЫЧНЫЕ
Поскольку чёткого разграничения на средние и большие грузовики в Японии нет, самые тяжёлые исполнения средних Hino Ranger, Isuzu Forward и MMC Fighter относятся к тяжёлому классу по общепринятой классификации. В обоих классах, помимо механических коробок передач, широко применяются автоматические.
В среднем классе в основном представлены модели грузоподъёмностью от 4 до 9 т и длиной до 9 метров. Однако часть машин имеет ме’ньшую грузоподъёмность (особенно у полноприводных моделей), а некоторые модели имеют максимальную длину – 11 990 мм. При этом грузоподъёмность таких машин составляет менее 5 т.
Среди машин большого класса у каждой фирмы есть модели одиночек грузоподъёмностью до 16 300 кг колёсной формулы 6х4 или 8х4. Для максимального использования полезного объёма они оснащаются регулируемой пневматической подвеской задних осей с 4 баллонами на каждый мост, а также колёсами с ме’ньшим посадочным радиусом. В результате этого высота платформы над уровнем земли составляет 970 мм. Модели с минимальной габаритной длиной используются под установку самосвальных кузовов или бетоносмесителей.
Несколько слов о местных седельных тягачах. Тяжёлые двухосные тягачи с некоторым запасом рассчитаны на законодательно допустимую массу 16 т. Есть также исполнения тягачей среднего класса – для перевозки легковесных грузов. Трёхосные машины используются для перевозки тяжёлой строительной техники, поэтому рассчитаны на полную массу автопоезда до 80 с лишним тонн.
Некоторое время назад были предприняты неоднократные попытки европейских концернов пробиться на местный рынок. Однако все они не увенчались успехом, невзирая на полное отсутствие ввозных таможенных пошлин. Относительным успехом пользуются тягачи Volvo FH. Merсedes же полностью прекратил здесь продажи своих тяжёлых машин, как и Scania, несмотря на совместное предприятие с Hino.
Лучшие японские грузовики
Подробности Категория: Новости Опубликовано 28.05.2019
Автопром Японии заслуженно пользуется высоким авторитетом во всем мире как среди частных автовладельцев, так и в профессиональной среде автомобилистов и специалистов авторемонтного дела. Японские грузовики, равно как и легковые автомобили, по праву считаются лучшими в соотношении доступной стоимости и достаточно высокого качества.
Педантичность японцев в работе над проектированием и производством грузовых автомобилей сравнима с их немецкими коллегами, но при этом цены даже на самые лучшие японские грузовики ощутимо меньше аналогов из Германии. Это стало основной причиной широкой популяризации в нашей стране и по всему миру грузовых машин, произведенных в Японии.