Сфера применения
Грузовой автомобиль КАМАЗ-4310 – один из самых успешных проектов российской автомобилестроительной промышленности. Благодаря отличной проходимости, мощности и грузоподъёмности машина широко используется для армейских и гражданских целей:
- перевозка грузов и личного состава в армии и подразделениях МЧС;
- геологоразведочные экспедиции;
- перевозка грузов в сельском хозяйстве, строительстве, на производствах;
- транспортировка древесины и лесоматериалов;
- спортивная модификация для участия в ралли.
Транспортировка древесины автомобилем КАМАЗ-4310
История появления
С технической точки зрения в 80-х годах это был наиболее совершенный грузовик, способный преодолевать высокие препятствия, крутые подъемы и спуски, фактически “переплывать” реки глубиной до полутора метров. В массовое производство модель поступила в январе 1981 года, в аккурат перед 26-м съездом КПСС.
КАМАЗ 4310
Из названия очевидно, что производился автомобиль в Набережных Челнах предприятием КамАЗ. Однако мало кто знает, что на самом деле КАМАЗ 4310 имеет московские корни и был разработан конструкторами производственного объединения «ЗИЛ». Задание на разработку грузового внедорожника инженеры ЗИЛа получили еще в 1967 году, через год были утрясены технические моменты, и на разработку было выделено 10 лет.
Один из первых прототипов КАМАЗ 4310 построенных на заводе ЗиЛ
За время работы над проектом на мощностях ЗИЛа было собрано 12 прототипов будущего «Камаза». Опытные образцы в процессе испытаний совместно «накатали» около полутора миллиона километров в самых разных дорожным (и бездорожных) условиях. К слову, в процессе разработки было найдено огромное количество уникальных технических решений, которые принесли инженерам ЗИЛ более 50 авторских свидетельств.
Технические характеристики
Так как машина изначально планировалась как военная техника, все системы и конструкция рассчитана на эксплуатацию на труднопроходимых дорогах и в разнотипных климатических поясах (автомобиль работает при температуре от -45 до +50 градусов).
Весовые параметры | |
Полная масса, т. | 15,205 |
Снаряжённая масса, т. | 8,745 (в т. ч. на переднюю ось – 4,315, на тележку – 4,43) |
Масса буксируемого прицепного устройства, т. | 7 (по грунту), 10 (по шоссе) |
Грузоподъёмность, т. | 6 |
Габариты | |
Длина/ширина/ высота, мм | 7650*2500*2900 |
Размеры платформы (Д*Ш*В), мм | 4800*2320*500 |
Колея колёс (передних/задних), мм | 2010/2010 |
Динамические показатели | |
Максимальная скорость, км/ч | 85 |
Время разгона до 60 км/ч, сек | 35 |
Тормозной путь с 40 км/ч, м | 17,2 |
Наружный угол поворота, м | 11,2 |
Проходимость | |
Преодолеваемый брод, м | 1,5 |
Преодолеваемый подъём, град. | 30 |
Другие параметры | |
Объём бака, л | 125*2 |
Расход топлива, л/100 км | 30 |
Размеры КамАЗ 4310
Эксплуатационные показатели КамАЗ-4326
Характерная особенность автомобиля, надёжность и пониженные требования в эксплуатации. Изделие с упрощенной конструкцией, подающей солярку, исключена электроника, что помогает запускать мотор в условиях пониженных температур без потери энергии. Силовая установка «740», развивает двести сорок лошадей, соответствует экологическим Евро 2 стандартам. При пробуксовке колёс, между осями предусмотрен дифференциал. Механика с десятью скоростями, отношение числа зубьев ведомой шестерни к числу зубьев ведущей шестерни — 6,53. Грузоподъёмность автомобиля 5,5 тон, возможна буксировка прицепа, массой 2 тонны. Вездеход оборудован двумя ёмкостями для солярки 210 литров каждая, запас хода 800 километров.
Характеристики вездехода-4326:
Разъяснение | Показатель |
Мотор вездехода: | |
Модификация мотора | 740 |
Тип мотора | Дизель с турбиной |
Мощь мотора, лошадей | 165 |
Импульс кручения мотора, Нм | 912 (1050-1400мин-1) |
Размещение камеры мотора, штук | V 8 |
Объём мотора, л. | 10,85 |
Сечение поперечника, мм | 120 |
Поршень мотора, ход мм | 120 |
Отношение камеры сгорания к полному объёму | 16,5 |
Трансмиссия вездехода: | |
Тип коробки вездехода | механика |
Количество ступеней | 10 |
Управление при переключении | «джойстик» |
Отвод мощи вездехода | Раздаточный механизм, 2 ступени, механика |
Муфта вездехода | Дисковое, сухое, фрикционное |
Габариты вездехода: | |
ДхШхВ, мм | 7625Х2470Х3230 |
Колёса, база, мм | 4200 |
Платформа по бортам, мм | 730 |
Весовые характеристики вездехода: | |
Снаряжённый вес, кг | 7220 |
Передние колёса, загруженность, кг | 4500 |
Задние колёса, загруженность, кг | 2720 |
Общий вес машины с надстройкой, кг | 12600 |
Допуск веса прицепного устройства, кг | 5000 |
Общий вес поезда, кг | 17600 |
Мотор КамАЗ-740:
Ходовая часть
Продуманность конструкции и отличная сборка обеспечивает высокую износостойкость всей системы. КАМАЗ -4310 относится к классу полноприводных грузовых автомобилей с 3-мя независимыми мостами и колёсной формулой 6*6. Дисковые колёса оснащены широкопрофильными шинами типа ИП-184 с возможностью регулировать давление воздуха.
Ходовая часть КАМАЗ 4310
В автомобиле реализована рессорная подвеска: передняя — с гидравлическими амортизаторами, задняя — балансирная, с реактивными штангами.
Тормозная система представляет довольно сложную конструкцию и включает:
- рабочий тормоз на все колёса с пневмоническим приводом;
- совмещённый стояночный и запасной блок;
- вспомогательный тормоз-замедлитель.
Передний ведущий мост КАМАЗ-4310
КамАЗ-4310: универсальный армейский грузовик
Сразу же после начала производства автомобилей на Камском заводе, особую заинтересованность в его продукции стали проявлять в министерстве обороны. К армейским грузовикам выдвигалось несколько требований: простота в обслуживании и эксплуатации, высокая надежность и проходимость. КамАЗ-4310 изначально разрабатывался под эти требования, первая партия грузовых вездеходов сошла с конвейера завода в 1981 году, серийный выпуск базовой модели продолжался до 1992 года, некоторые модификации вездехода выпускались вплоть до 2010 года.
В базовой комплектации грузовик оснащался кузовом с откидными бортами, жестким каркасом, тентом и предназначался для перевозки личного состава, дополнительно такие кузова оснащались деревянным настилом. Впрочем, вскоре грузовик стали использовать в роли сортиментовоза, самосвала на его базе устанавливаются жилые модули, монтируются различные манипуляторы. Следует отметить, что КамАЗ-4310 некоторое время использовался в качестве седельного тягача – именно на таких машинах устанавливался спальник. Нельзя не упомянуть о спортивной версии КамАЗ-С4310, которая создавалась специально для раллийных гонок, несколько раз автомобиль участвовал в ралли Париж-Дакар. Некоторое время мелкосерийными партиями производилась модификация, получившая название «Тайфун». Автомобиль отличается наличием бронированного модуля и предназначается для транспортировки сотрудников спецподразделений.
Конструктивно КамАЗ-4310 представляет собой рамный грузовик с передним расположением бескапотной цельнометаллической кабины и колесной формулой 6*6. На большинстве военных автомобилей устанавливалась механическая лебедка барабанного типа, усилие на которую передается с коробки отбора мощности.
Кабина КамАЗ-4310 выглядит стандартно для грузовиков Камского завода 80-90 годов выпуска. В салоне устанавливается три кресла на пневмоподвеске (водительское сидение имеет регулировку по наклону спины, массе и расстоянию до рулевой колонки), спальное место доступно только как опция. Приборная панель выполнена из металла, она отличается лаконичным стилем и небогатым функционалом. Салон имеет неплохую шумо и термоизоляцию, он оборудован автономным отопителем. Также следует отметить, что конструкторы предусмотрели наличие гидравлического усилителя руля (ГУР), который значительно облегчает труд водителя. Некоторое время завод производил вездеходы КамАЗ-4310 в тропической комплектации, эксплуатируемые в южных широтах.
Последний КамАЗ-4310 давно сошел с конвейера, поэтому покупка нового автомобиля недоступна. Впрочем, для желающих приобрести этот грузовик, хорошим решением будет купить автомобиль с армейской комплектации. Стоимость такого автомобиля стартует с 1,4 миллиона рублей. Модель, выпуска 1992-1995 года в базовой комплектации, можно купить за 450 – 550 тысяч рублей.
Силовой агрегат
Автомобиль оснащён 4-тактным 8-цилиндровым V-образным дизельным двигателем с жидкостным охлаждением, верхним расположением клапанов, системой прямого впрыска. Базовая модель КамАЗ-4310 комплектовалась мотором 740.10 мощностью 210 л. с., последующие версии — более мощным силовым агрегатом 740.10-20 (220 л. с.)
Двигатель 740.10 — схема
Особенности модели 4310
В трансмиссии несимметричный межосевой дифференциал, электропневматическая блокировка. Базовая версия – постоянный привод, четыре карданных вала. Модель оборудована 5-ступенчатой механической коробкой передач, имеется электропневматический усилитель кулисы. При помощи прямозубой шестерни включаются задняя и передняя передачи. Используя синхронизаторы, можно включить остальные передачи.
Фото КамАЗ 4310
Другие системы и оборудование
Особая конструкция рулевого управления с гидравлическим усилителем позволяет легко управлять автомобилем на бездорожье. Лебёдка с червячным редуктором значительно расширяет функционал автомобиля – максимальная длина троса — 83 м. Схема электрооборудования включает 2 батареи, генератор и регулятор напряжения.
Лебедка КАМАЗ-4310
КамАЗ-65225
КамАЗ 65225, это большегрузный тягач, технические характеристики которого славятся надёжностью, а колёсная база 6х6 делает вездеход проходимым и маневренным. Устройство сцепки тягача с тремя уровнями свободы, узел расположен на высоте 1,8-1,9 метров. Нагрузка, прикладываемая к устройству сцепки 22000 килограмм, масса автопоезда 38 тон.
Благодаря характеристикам, машина используется в условиях отсутствия дорог. Востребована машина для эксплуатации, как: лесовоз, перевозчик труб, строительный буксир. Плюс в том, что КамАЗ работает в сильный мороз, укомплектован АБС и отоплением в кабине. Кроме того, при работе автопоездом на технику ставят дополнительные фонари, защищают баки от пробоин, а мотор от попадания воды и влаги.
КамАЗ-65225:
Характеристики вездехода-65225:
Разъяснение | Показатель |
Силовая установка вездехода: | |
Марка мотора | КамАЗ 740.60-360 (Евро-3) |
Тип мотора | Дизель с турбонаддувом |
Мощь мотора, л.с. | 360 |
Импульс кручения мотора, Нм | 1570 |
Размещение камеры мотора, штук | V 8 |
Объём мотора, л. | 11,76 |
Сечение поперечника, мм | 120 |
Поршень мотора, ход, мм | 130 |
Отношение камеры сгорания к полному объёму | 16,8 |
Трансмиссия вездехода: | |
Марка и модификация коробки | ZF 16S 151 |
Тип коробки | механика |
Количество ступеней | 16 |
Массовые параметры вездехода: | |
Снаряжённая масса, кг | 11150 |
Полная масса автомобиля, кг | 11000 |
Полная масса поезда, кг | 59000 |
Габариты: ДхШхВ, мм | 7300Х2500Х3100 |
Кабина
Водительская кабина автомобиля КамАЗ выполнена в простом стиле без дополнительных дизайнерских опций. Рассчитана на 3 места, оснащена системами термо- и шумоизоляции, независимым обогревателем калориферного типа. Регулируемое сидение подрессоренного типа. Некоторые модели, предназначенные для транспортировки грузов на длинные дистанции, оснащены спальным местом для водителя. Для всех версий предусмотрена гидравлическая система наклона кабины вперёд для доступа к двигателю.
Размещение в кабине КамАЗ-4310 органов управления
Важные особенности при управлении
Могут возникать сложности при переключении передач – немного туговато. Если отсутствует дополнительное объемное зеркало, то важно очень внимательно перестраиваться в правый ряд, поскольку образуется «мертвая» зона обзора – она начинается под кабиной и до расположения задней оси, а там может поместиться легковой автомобиль. В моделях отличные тормоза, особой задержки в откликах на нажатие педалей нет. Набирая высокую скорость – более 90км/час — ощущение того, что автомобиль плавно движется, им достаточно комфортно управлять.
Модификации
На основе базового автомобиля КАМАЗ- 4310 было выпущено несколько версий:
- КамАЗ 43101. Оборудован двигателем 740.10-20 мощностью 220 л. с. Увеличенная грузоподъёмность до 6 т., улучшенные эксплуатационные характеристики. Впоследствии эта версия заменила базовую модель.
- КамАЗ 43105. Комплектуется двигателем 740.10 мощностью 210 л. с. Предназначен для гражданских целей.
- КамАЗ 43106. Отличается модернизированными системами подвески и трансмиссии.
- КамАЗ 43114. Модернизированная версия армейского автомобиля.
- КамАЗ 43115. Гражданская транспортная модель с улучшенными показателями.
- КамАЗ 43118. Транспортировочный вариант, отличается увеличенной платформой.
- КамАЗ 4410. Тягач для буксировки полуприцепов общей массой до 15 т.
- Бронеавтомобиль «Тайфун-1». Разработан для задач силовых структур. Отличные технические характеристики КАМАЗ-4310 позволили взять именно эту машину за основу для проектирования бронетранспортёра.
- КамАЗ 431010 (модель С4310). Спортивная раллийная версия. В двигатель и другие системы внесены ряд конструкторских изменений, благодаря чему удалось достигнуть мощности силового агрегата 290 л. с.
Многоцелевой автомобиль КамАЗ за долгие годы эксплуатации полностью оправдал ожидания пользователей. Машина незаменима на бездорожье, отличается высокой мощностью, надежностью и функциональностью, способна безотказно работать в любых климатических поясах. Аналоги зарубежного производства стоят гораздо дороже и не всегда подходят для работы в суровых российских условиях.
Описание автомобиля КамАЗ-4310
КамАЗ-4326
Автомобиль с полным приводом КамАЗ-4326 разработан по заказу Министерства обороны. Машина оборудована двумя осями, применяемая колёсная схема 4х4, транспорт используют для передвижения по пересечённой местности. Вездеход перебрасывает военных, преодолевает преграды, прокладывает маршруты в лесу.
КамАЗ-4326 нашёл предназначение в мирной сфере. На базе модели выпускают несколько модификаций, укомплектованных, как: госпиталь, аварийная служба, КамАЗ бортовой вездеход и др. Эти и подобные модификации базы мобильны и отличаются высокой маневренностью. Транспорт показал себя на участках без дорожного покрытия, при разливе рек, аномальной погоде и др.
Автомобили специального назначения
На Камском автомобильном заводе выпускаются автомобили специального назначения. Характерная особенность техники — малый тираж, ввиду узкой направленности выполняемых заданий.
КамАЗ — 4326 «Мастер»:
Например, таким изделием является спортивная модификация «4326-9» («Мастер»), предназначенная для участия в гонках «Дакар». На машину установлена силовая установка, объёмом 18,4 литра, мощь 625 лошадей, а так же мотор на 700 лошадей с охлаждением и способностью работать на солярке с добавлением метана. Главное преимущество автомобиля, преодоление бездорожья на скорости, свыше 100 километров в час.
Ещё одним представитель специальной техники — автомобиль «Арктика», работающий в условиях севера. Цель создания машины, развитие и освоение Арктической зоны. Это транспорт с полным приводом и колёсной схемой 6х6. Машина оснащена силовой установкой V8 с турбиной и механической коробкой. Особенность конструкции — шарнирная рама, ломающаяся при преодолении тяжёлых участков, заболоченных территорий, снежного покрытия с рыхлой поверхностью. Машина оснащена пассажирским отсеком, который используется для жизни в суровых климатических условиях, кабина содержит: кондиционер, туалет, душ и др.