ПАО «НЕФАЗ» | |
Тип | Публичная компания |
Листинг на бирже | MCX: NFAZ |
Год основания | 1970 |
Расположение | Россия: Нефтекамск |
Ключевые фигуры | Владимир Курганов (генеральный директор) |
Отрасль | Автомобилестроение |
Продукция | Автобусы |
Материнская компания | КАМАЗ |
Сайт | nefaz.ru |
Медиафайлы на Викискладе |
ПАО «НЕФАЗ»
— автомобилестроительная компания, входящая в группу предприятий «КАМАЗ» и являющаяся крупнейшим российским производителем спецнадстроек на шасси автомобиля КАМАЗ. В декабре 2000 года заводом был представлен первый автобус городского типа «НЕФАЗ-5299». Расположен завод в городе Нефтекамск.
Содержание
- 1 История
- 2 Структура предприятия
- 3 Основные акционеры
- 4 Продукция
- 5 Достижения 5.1 2001 год
- 5.2 2002 год
- 5.3 2003 год
- 5.4 2004 год
- 5.5 2005 год
- 5.6 2006 год
- 5.7 2007 год
- 5.8 2008 год
- 5.9 2009 год
- 5.10 2010 год
- 5.11 2011 год
- 5.12 2012 год
- 5.13 2013 год
- 5.14 2014 год
- 5.15 2015 год
- 5.16 2022 год
- 7.1 Модели автобусов 7.1.1 НЕФАЗ-4208
История[ | ]
17 декабря 1970 года Совет министров СССР издал постановление «О строительстве и реконструкции заводов Министерства автомобильной промышленности для обеспечения Камского автомобильного завода запасными частями и комплектующими деталями». В те годы шло строительство КАМАЗа, и было решено строить и заводы-спутники, которые бы поставляли туда необходимую комплектацию.
25 декабря 1970 года Государственный комитет Совета министров по делам строительства издал приказ № 65 «О создании завода по производству автосамосвалов и лебёдок» в городе Нефтекамске Башкирской АССР. Подобный же приказ № 4 от 8 января 1971 года издал Министр автомобильной промышленности СССР.
13 июля 1972 года началось строительство завода.
15 апреля 1977 собран первый десятитонный автосамосвал «КАМАЗ-5511».
11 октября 1977 года состоялся пуск главного конвейера. Начался серийный выпуск автосамосвалов «КАМАЗ-5511».
31 октября 1977 года был утвержден акт Государственной комиссии о приёмке в эксплуатацию первой очереди Нефтекамского завода по производству автосамосвалов.
В 1981 году сдана в эксплуатацию первая очередь производства вахтовых автобусов. Мощность производства — 3000 вахтовых автобусов в год.
19 мая 1982 года выпущен 100-тысячный самосвал «КАМАЗ-5511».
В 1993 году завод стал Открытым акционерным обществом «Нефтекамский автозавод».
В августе 2000 года началась разработка городского автобуса первого класса (по международной классификации) большой вместимости.
6 декабря 2000 года представлен первый автобус городского типа «НЕФАЗ-5299».
В середине 2006 года заводом заинтересовался голландско-бельгийский концерн VDL, и с начала января 2007 года они совместно с НЕФАЗом начали производство новых пассажирских автобусов.
В конце 2012 года совместное предприятие КАМАЗа и бразильской Marcopolo S.A. «КАМАЗ-Марко», расположенное на территории завода НЕФАЗ приступило к сборке автобусов малого класса Bravis
. Автобус разработан на шасси «КАМАЗа» и имеет 25 мест[1].
28 августа 2012 года сертифицирован электрический автобус (электробус) НЕФАЗ-52992. Автономный электрический ход рассчитан более чем на 200 км[2].
В 2016 году Открытое акционерное общество «НЕФАЗ» переименовано в Публичное акционерное общество «НЕФАЗ».
В августе 2022 года выпущен электробус КамАЗ-6282, совместная разработка НЕФАЗа и КАМАЗа.
в 2020-2021 выпущен автобус гармошка КАМАЗ-6299-40-52
Продукция[ | ]
Данные в этой статье приведены по состоянию на 2012 год. Вы можете помочь, обновив информацию в статье. |
Электрический автобус НефАЗ-6282 Сельскохозяйственный самосвал НефАЗ-4514 на шасси КАМАЗ
Предприятие выпускает:
- автосамосвалы,
- вахтовые автобусы,
- автоцистерны, прицепы и полуприцепы-цистерны,
- тентовые прицепы и полуприцепы,
- пассажирские автобусы,
- кузова троллейбусов
- сельхозмашины,
- другую технику.
НЕФАЗ занимает около 30 % рынка автобусов России. В 2005 году НЕФАЗ продал 1156 автобусов.
Совместно с DAF и VDL (Нидерланды) были разработаны 15-метровые низкопольные городские автобусы, но в серийное производство они не пошли.
В 2012 году выручка от продажи товаров, продукции и услуг составила 10 млрд. 59 млн рублей, уровень выполнения бизнес-плана 2012 года составил 102,3 процента (к предыдущему году — 111,1 процента). В том числе отгружены:
- самосвальные установки — 11 783 ед.
- вахтовые автомобили — 880 ед.
- пассажирские автобусы — 740 ед.
- ёмкостно-наливная техника — 1 351 ед.
- грузовая прицепная техника — 3 837 ед.
- запасные части — на сумму 468 млн руб.
Как и было предусмотрено бизнес-планом, на реализацию инвестиционной программы направлены средства в сумме 200 млн рублей.
Экономический эффект от реализации мероприятий «Производственной системы» составил 356 млн рублей.
По итогам основной деятельности за 2012 год прибыль от продаж составила 509,5 млн рублей (финансовым планом было предусмотрено получение 352,8 млн рублей). Чистая прибыль за 2012 год составила 52,5 млн рублей.
Основной показатель, заложенный в бизнес-плане на 2013 год, — обеспечение объема выручки от реализации продукции, товаров и услуг на сумму не менее 10 млрд 98 млн рублей.
Средний размер городского НЕФАЗа
Дебют рассчитанного на перевозку 72 пассажиров перспективного среднеразмерного городского автобуса НЕФАЗ-4299-30-52 габаритной длиной 9 м состоялся прошлой осенью в Москве на международной выставке «КОМТРАНС-2019» – в материале о ней мы уже вкратце рассказывали об этой весьма интересной машине. Теперь автобус вышел на испытания и все идет к тому, что он будет запущен в серийное производство на филиале ПАО «КАМАЗ», Нефтекамском автомобильном заводе. Потому настала пора познакомиться с НЕФАЗ-4299-30-52 более детально.
Тот, кто видел выставочный экземпляр этого среднеразмерного автобуса, не мог не обратить внимания, что внешне он совершенно не походит на серийный 12-метровый автобус НЕФАЗ-5299, который был представлен на той же выставке «КОМТРАНС-2019» в модернизированном исполнении. Да и салон новичка, как можно было заметить, оказался «скроен» совсем по-иному. А ведь, казалось бы, самый простой путь к среднему автобусу – укоротить на два-три метра автобус большого класса. Но разработчики новинки выбрали иной путь, решив не унифицировать большой и средний автобусы, поскольку агрегаты первого оказывались бы переразмерены для второго. Причем настолько, что свели бы на нет все плюсы 9-метровой машины. Кузова это касается в первую очередь: у НЕФАЗ-4299-30-52 он полностью оригинальный и по дизайну, и по конструкции, о чем косвенно свидетельствует габаритная ширина, составляющая не 2,55, а ровно 2,5 м.
По основной части узлов и агрегатов новичок тоже никак не унифицирован с большим городским НЕФАЗом. Это обусловлено еще и тем, что для НЕФАЗ-4299-30-52 принята не полностью низкопольная, а полунизкопольная компоновка. В данном случае такая компоновка выглядит наиболее рационально: с одной стороны, она позволяет соответствовать требованиям программы «Доступная среда» за счет бесступенчатого входа в переднюю и центральную двери, а с другой, делает возможным отказ от использования дорогущего импортного ведущего моста портального типа, за счет которого обычно обеспечивают низкопольность в задней части салона. Таким образом, марку ZF у НЕФАЗ-4299-30-52 несет только передний управляемый мост, а задний мост в несколько измененном виде заимствован у самого легкого в линейке камских грузовиков КАМАЗ-4308. И двигатель здесь тоже производства СП «КАММИНЗ-КАМА» и даже той же серии «В», но меньшего рабочего объема и, соответственно, меньшей мощности.
Речь идет о расположенном в заднем свесе НЕФАЗ-4299-30-52 4-цилиндровом дизеле Cummins ISBe 4.5e5 185B. Из расшифровки аббревиатуры следует, что его рабочий объем 4,5 л, максимальная мощность 185 л.с., а экологический класс – Евро-5. Добавим, что двигатель развивает максимальный крутящий момент 700 Нм, достигаемый при 1200 «оборотах». В линейке СП «КАММИНЗ-КАМА» этот мотор самый малолитражный. Но для автобуса полной массой 13 тонны, которому, в отличие от грузовика, не придется работать с прицепом и у которого максимальная скорость ограничена значением в 80 км/ч, указанных выходных характеристик двигателя вполне достаточно. В состав силового агрегата включен 6-диапазонный «автомат» Allison T270R. Впрочем, со временем машина получит и бюджетную версию с механической коробкой передач. Объем топливного бака составляет 210 л.
От больших нефтекамских автобусов НЕФАЗ-4299-30-52 отличается и по другим применяемым агрегатам, которые рассчитаны на менее высокие нагрузки. К примеру, он получил гидроусилитель руля производства Bosch AS и рассчитанную на предельные 5 тонн переднюю независимую пневматическую подвеску производства компании ZF. Тормозные механизмы на всех колесах дискового типа, их работой управляет электронная система распределения тормозных усилий EBS компании Knorr-Bremse.
Поскольку компоновка НЕФАЗ-4299-30-52 полунизкопольная, низкий пол организован только в передней части салона, от кабины водителя и до конца второго дверного проема. Далее, чтобы можно было разместить классический ведущий мост, уровень пола повышается, из-за чего сразу после центральной накопительной площадки появился ступенчатый подъем. Первая дверь одностворчатая, шириной 650 мм, вторая – двухстворчатая, ее ширина в два раза больше – 1245 мм. В салоне напротив нее организована значительная по размеру накопительная площадка, на которой можно свободно разместить детскую или инвалидную коляску. Для завоза в автобус последней в проеме центральной двери предусмотрен откидной пандус. Всего в салоне установлено 25 антивандальных сидений – пластиковых, с матерчатыми ставками и широкими ручками на верхней части спинок. Система отопления жидкостная, снабженная автономным подогревателем. Несколько отопителей размещены в салоне, и еще один фронтальный отопитель – в кабине водителя.
По информации, полученной от компании-разработчика, на сегодняшний день создание модификаций данной модели автобуса с иной длиной кузова не планируется. А вот над вариантом с газовым двигателем Weichai конструкторы работают. Кроме того, существует возможность появления пригородной и даже междугородной модификаций, но уже после того, как НЕФАЗ-4299-30-52, завершив в конце лета 2021 года сертификационные испытания, пойдет в серийное производство. Оно должно начаться в 2022 году.
Константин Закурдаев
автобус КАМАЗавтобус Нефазавтобус среднего классагородской автобусНЕФАЗ-4299-30-52НЕФАЗ-4299. НЕФАЗ-5292Нефтекамский автозаводнизкопольный автобусСТ-КТ
Tweet
Достижения[ | ]
Этот раздел имеет чрезмерный объём или содержит маловажные подробности. Если вы не согласны с этим, пожалуйста, покажите в тексте существенность излагаемого материала. В противном случае раздел может быть удалён. Подробности могут быть на странице обсуждения. |
2001 год[ | ]
Автобус городского типа «НЕФАЗ-5299» стал лауреатом республиканского конкурса «Лучшие товары Башкортостана» и дипломантом программы-конкурса «100 лучших товаров России».
За создание конструкции, технологии и организацию производства пассажирских автобусов Государственной премии Республики Башкортостан 2001 года в области науки и техники удостоены генеральный директор Нефтекамского автозавода Р. С. Маликов, технический директор В. М. Сюткин и начальник экспериментального цеха З. А. Гарипов.
Сертификат соответствия ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (ИСО 9001:2000)
2002 год[ | ]
Пригородный автобус «НЕФАЗ-5299-01» также стал лауреатом республиканского конкурса «Лучшие товары Башкортостана» и лауреатом конкурса «100 лучших товаров России».
2003 год[ | ]
Междугородный автобус «НЕФАЗ-5299-10» получил диплом лауреата конкурса «Лучшие товары Башкортостана» и стал дипломантом конкурса «100 лучших товаров России».
2004 год[ | ]
Почетный Диплом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации «Лучший российский экспортер 2004 года».
2005 год[ | ]
Туристический автобус «НЕФАЗ-52991» завоевал Диплом лауреата республиканского конкурса «Лучшие товары Башкортостана» и Программы «100 лучших товаров России».
2006 год[ | ]
Автобус для перевозки инвалидов «НЕФАЗ-52-99-10-15» стал Лауреатом Программы «100 лучших товаров России».
2007 год[ | ]
Городской полунизкопольный автобус «НЕФАЗ-VDL-52997» признан Лауреатом Программы «100 лучших товаров России».
2008 год[ | ]
Туристический автобус «НЕФАЗ-VDL-52999» признан Лауреатом Программы «100 лучших товаров России».
2009 год[ | ]
Междугородный автобус «НЕФАЗ-VDL-52996» признан Лауреатом Программы «100 лучших товаров России».
2010 год[ | ]
Трехосный 15-метровый автобус «НЕФАЗ-VDL-52998» признан Лауреатом Программы «100 лучших товаров России».
2011 год[ | ]
Пассажирский автобус НЕФАЗ-5299-30-31 с газовым двигателем признан лауреатом всероссийского конкурса «100 лучших товаров России»
Диплом и Кубок Правительства РБ «За вклад в развитие экономики Республики Башкортостан» по итогам 2003, 2004, 2005, 2006, 2007 годов
Диплом победителя пятого Всероссийского конкурса «1000 лучших предприятий и организаций России» «За эффективную деятельность, высокие достижения и стабильную работу» в 2004 и 2005 годах.
Диплом «Лучшая промышленная компания Республики Башкортостан» 2006 и 2007 годов.
2012 год[ | ]
НЕФАЗ – победитель конкурса «Лучший экспортер года».
Автобус «НЕФАЗ-52994» – победитель конкурса «Лучшие товары Башкортостана».
Автобус «НЕФАЗ-52994» признан Лауреатом конкурса «100 лучших товаров России»
Магистральный тягач КАМАЗ М1842 (5490) победил в конкурсе «Лучший коммерческий автомобиль года в России» в 2012 году в номинации «Перспектива года».
2013 год[ | ]
Новая цистерна НЕФАЗ – лауреат конкурса «100 лучших товаров Башкортостана».
Выпущен 10-тысячный пассажирский автобус НЕФАЗ.
Новая цистерна НЕФАЗ – в числе «100 лучших товаров России».
2014 год[ | ]
Нефтекамский автозавод удостоен Диплома I степени премии Президента Республики Башкортостан в области качества продукции (товаров, услуг) за 2013 год.
Магистральный тягач КАМАЗ М1842 (5490) победил в ежегодном конкурсе «Лучший коммерческий автомобиль года в России» в номинации «Грузовик года». Церемония награждения прошла в Москве во время Международной специализированной выставки грузовой техники AUTOTRANS-2014.
Первые 10000 км пробега появились на одометре российского электробуса большого класса «НЕФАЗ-52992», который используется в парке корпоративного транспорта Новосибирского завода химконцентратов, крупнейшего предприятия ядерного топливного цикла, входящего в корпорацию «ТВЭЛ».
14 ноября в Уфе на республиканской конференции, посвященной Всемирному дню качества, состоялась церемония награждения победителей 17-го Всероссийского конкурса «100 лучших товаров России» 2014 года.
Диплом Лауреата конкурса завоевал и Нефтекамский автозавод. На конкурс был представлен полуприцеп транспортный «НЕФАЗ-93341-08», предназначенный для перевозки различных грузов по общей сети дорог.
2015 год[ | ]
3 июня подведены итоги республиканского конкурса «Лучшие товары Башкортостана». Дипломом лауреата удостоен автомобиль пожарный АЦ 3,0-40 (43502) производства Нефтекамского автозавода.
Нефтекамский автозавод в общегосударственном рейтинге предприятий РФ в сфере внешнеэкономической деятельности «Экспортер года/Импортер года» по итогам 2013-2014 года занимает передовые позиции. По сумме четырех показателей внешнеэкономической деятельности Нефтекамский автозавод находится в золотом рейтинге «Экспортер года» в товарной группе «Средства наземного транспорта». Предприятию вручены официальный международный сертификат и медаль «Экспортер года 2015».
2018 год[ | ]
С 2022 года по сегодняшний день завод является производителем электробусов для Мосгортранса . Интересный факт ещё и в том,что первый отечественный электромобиль серийного назван хоть и в честь своего родного Нефтекамска , но само название Нефтекамска происходит от слова «Нефть» , то есть это оказался первый электромобиль названный в честь нефти .
Модель городского автобуса НефАЗ-5299-30-32 (5299CN) в 12-м масштабе
Как мы сделали НЕФАЗ
Юрий Поздеев, фото автора
Имя Игоря Николаевича Швецова хорошо известно в кругу коллекционеров 43 масштаба. Активный, честный и отзывчивый человек, он был душой нашего маленького коллектива. У нас было множество задумок по новым проектам, но судьба распорядилась иначе. В один миг его не стало, а проекты так и остались пылиться на полках.
Эту статью я посвящаю памяти моего друга и наставника И.Н. Швецова.
От знакомого моделиста мы узнали, что музею «НЕФАЗ» требуется модель городского автобуса НефАЗ-5299-30-32 (5299CN) в 12-м масштабе для пополнения музейной экспозиции. Мелкосерийно и штучно мы уже делали модели в привычном для нас 43-м масштабе – это были и конверсии, и машины с нуля. А тут такая большая копия. Но Игоря это нисколько не смутило. «А почему бы и нет?!» – сказал он и потёр руки, как бы предвкушая предстоящую большую и интересную работу.
Мы встретились с заказчиком и долго обсуждали все требования и нюансы по заказу. Не могу сказать, что требования со стороны «НЕФАЗа» были невыполнимыми, а посему после короткого совещания мы приняли окончательное решение, что модель в таком крупном масштабе выполнить вполне возможно. И мы уже официально подтвердили своё решение изготовить модель автобуса.
Началась долгая работа с чертежами и фотографиями. Естественно, чертежи мы сразу выполняли в 12-м масштабе. Они были настолько больших размеров, что мы просто не давали проходу домочадцам. Когда мы с Игорем работали, вся остальная жизнь в квартире замирала. Мы оккупировали всё: столы, табуреты, гладильную доску и т. д. и т. п. Поэтому отдельное спасибо всем жителям нашей небольшой квартиры за терпение и посильную помощь.
При изготовлении крупной модели, помимо того, что мы уже знали и использовали, нам пришлось применять новые непривычные для нас материалы и технологии. И весь этот опыт в полной мере пригодился нам в дальнейшей работе над 43-м масштабом.
Чтобы сделать модель таких размеров прочной и в то же время лёгкой, нам пришлось вволю поэкспериментировать с различными материалами. В ходе проб разных технологий и материалов наш выбор остановился на сотовом поликарбонате, имеющем малый вес и хорошую поперечную прочность.
Боковины кузова модели автобуса мы выполнили из оргстекла, тонированного в фирме, изготовляющей вывески. Панели боковин обрезали в размер по чертежам, не забыли и про ниши для колёс. Форма панелей со всеми изгибами была придана, благодаря специально изготовленной оснастке из фанеры и реек. Нужную форму оргстеклу мы придавали промышленным феном, разогревая материал в местах деформации. Примерно таким же образом были произведены все изгибы.
Затем к боковинам кузова приклеивалась крыша автобуса из сотового поликарбоната, предварительно прорезанная и выгнутая по шаблону. Процесс склеивания проходил в импровизированном кондукторе, по форме повторяющем поперечный разрез автобуса, с укрепляющими штифтами, и с полной заливкой всех швов суперклеем.
Так как на переговорах с представителями «НЕФАЗа» планировалось изготовить несколько моделей автобусов, было принято решение (для возможности изготовления в неограниченном количестве) переднюю часть модели, как самую сложную деталь, изготовить методом «РезинКит». Для этого из пластика изготовили мастер-модель, а из автомобильного герметика – форму.
Переднюю часть автобуса мы выклеивали по известной авиамодельной технологии, с использованием стеклоткани и эпоксидной смолы. Заднюю часть, так как она имеет более простую форму, сделали из листового пластика.
Модель предназначалась для статичной экспозиции в музее «НЕФАЗа», поэтому изготовление нижней части, мостов и рамы не предусматривалось. Пол и колёсные ниши в модели автобуса мы сделали также из сотового поликарбоната. Эту часть мы собирали по возможности из замкнутых прямоугольных сечений, что придавало материалу продольную прочность.
Для изготовления сидений сначала пришлось создать мастер-модель из пластика, а затем форму по аналогичной технологии с передней частью модели автобуса, с той лишь разницей, что вместо стеклоткани здесь использовалась обычная ткань. Сиденья были изготовлены с небольшим количественным запасом, пришлось экспериментировать с их окраской. В итоге все сиденья были окрашены в серый цвет – цвет пластика настоящих сидений.
Все мелочи: люки запасного выхода, крышки механизма открывания дверей, рейсоуказатели, огнетушители и др. – были изготовлены из разных видов пластика с применением канцелярских скрепок и гвоздей и окрашены в соответствующие цвета аэрографом.
Когда же наступила очередь изготовления поручней в салоне, ведь это городской автобус, возник вопрос: «Из чего их делать?» Поиск был долгий и мучительный. В конце-концов в качестве материала мы выбрали трубки для коктейля жёлтого цвета, и всё получилось, как в настоящем автобусе. Скажете – не прочно! Получилось всё очень даже прочно, ведь внутрь трубок мы поместили деревянные палочки для шашлыка. В качестве элементов, имитирующих алюминиевые соединители поручней, выступила чёрная самоклеющаяся плёнка, нарезанная на полоски соответствующей ширины. Для отделки пола и колёсных арок мы применили самоклеющуюся плёнку, но серого цвета.
Кузов, как снаружи, так и изнутри, был покрыт белой самоклеющейся пленкой. Передняя и задняя части автобуса окрашены из аэрографа краской, подобранной по цвету под плёнку. Для придания большей прочности, на время работы с кузовом, к нему временно закреплён на малярный скотч пол с поручнями. Плёнка после оклейки в ненужных местах (окна и двери) аккуратно по контуру обрезалась ножом и удалялась. Все декоративные элементы и оконные рамы на кузове имитировались разноцветной самоклеющейся плёнкой.
Перегородку водителя мы полностью выгнули из оргстекла, а затем покрыли её самоклеющейся плёнкой. Панель приборов отпечатали на плёнке с помощью цветного лазерного принтера. Руль спаяли из трубок. Дворники и зеркала, как самые уязвимые детали, были спаяны из разнообразных металлических трубок и листового металла и окрашены в чёрный цвет. Зеркала для лучшей сохранности при транспортировке сделали рабочими (складывающимися).
И вот настало время окончательной сборки модели. Заняли свои места в кабине перегородка и сиденье водителя. Пассажирские сиденья выставляли строго по чертежу (двойные сиденья собирали в специальных кондукторах для более точного позиционирования), установили элементы аварийных люков как вверху крыши, так и внутри кузова. Каждая мелочь имела значение: плафоны освещения, аварийные молотки, огнетушители и т.д. Выгнутые заранее ветровые стекла вклеили на свои места в оконные проёмы. Вся светотехника была изготовлена из оргстекла различных цветов. На внутреннюю часть светотехники наклеена самоклеющаяся фольга для имитации отражателей.
В автобусе в большом количестве присутствуют разнообразные шильдики и предупреждающие надписи, все они были прорисованы на компьютере, а потом распечатаны на цветном лазерном принтере на самоклеющейся плёнке и в конце отделки наклеены на свои места, придав всей модели более живой и законченный вид.
В заключение на модель, по желанию заказчика, были нанесены полосы национальных цветов Башкирии и центральный элемент герба Республики. Всё это мы изготовили из самоклеющейся плёнки на плоттере. Рама с установленными на ней элементами внутренней отделки, с помощью нескольких саморезов, для возможности исправления возникших проблем во время эксплуатации модели в музее, скреплена с полностью подготовленным кузовом.
Модель была изготовлена с соблюдением всех требований заказчика. Не были изготовлены только колёса, но это обговаривалось изначально. Для изготовления колёс потребовались бы настоящие пресс-формы, но для одной модели такого масштаба это слишком нерачительно. Хотя для других моделей в 43-м масштабе мы неоднократно изготовляли металлические пресс-формы и с успехом отливали как диски колёс из пластика, так и саму покрышку с протектором из резины.
Мы вложили в создание модели много старания, средств и сил, но и результат получился на славу. Мы выполнили все требования заказчика, модель на собственном автомобиле доставили в музей за 60 км от нашего города. Жаль только, что со стороны «НЕФАЗа» условия заключённого договора так и остались не выполнены. Это урок нам и предупреждение другим.
Автобусы НЕФАЗ[ | ]
Модели автобусов[ | ]
НЕФАЗ-4208[ | ]
Первый, ставший основным, вахтовый автобус НЕФАЗ-4208/4951 полной массой 9900 кг создан на шасси КАМАЗ-43101/43114 (6х6) с дизельным двигателем КАМАЗ-740 в 220—260 л.с. Он оборудован остеклённым металлическим кузовом с усиленной термоизоляцией и одной боковой дверью, рассчитанным на 29 посадочных мест плюс ещё 2 места в отдельной кабине водителя. Его максимальная скорость 85 км/ч. Аналогичный вахтовый автобус НЕФАЗ-4211 базируется на 240-сильном шасси КАМАЗ-4326 (4х4) и снабжён облегчённым на 1150 кг 2-дверным кузовом с 26 посадочными местами.
НЕФАЗ-5299[ | ]
Основная статья: НЕФАЗ-5299
НефАЗ-5299, работающий на метане
Автобус большого класса. Выполнен на отечественном автобусном шасси КАМАЗ-5297. Модификации: городские высокопольные, низкопольные и полунизкопольные; пригородные; междугородние; туристические. В настоящее время является одним из самых покупаемых в России автобусов.
Автобус НЕФАЗ серии 5299 встречается в виде моделей для компьютерных игр: автобусного симулятора OMSI в городской и пригородной версиях, в игре Grand Theft Auto IV в тех же версиях, и в игре Grand Theft Auto: San Andreas во всех трех версиях — в городской, пригородной и междугородней. Также, в штучных экземплярах выпускаются модели этого автобуса, одна из которых в масштабе 1:35 была представлена на одной из конференций в Уфе.
НЕФАЗ-3299[ | ]
Автобус малого класса, который в перспективе можно использовать на малых коммерческих маршрутах вместо ПАЗов, ГАЗелей. Разработан в двух вариантах: городской и междугородный. После выпуска порядка 40 малых автобусов их производство было приостановлено.
НЕФАЗ-Daimler-42997[ | ]
Выпущен опытный экземпляр городского автобуса среднего класса, который на производство пока не поставлен.
VDL-НЕФАЗ[ | ]
См. также: VDL-НефАЗ-52998 и VDL-НефАЗ-52997
Низкопольный автобус VDL-НефАЗ-52998 в Уфе
Автобусы данной модели появились в 2007 году в результате совместной работы концернов НЕФАЗ и VDL. Результатом работы стала серия автобусов VDL-НЕФАЗ различных моделей:
- VDL-НЕФАЗ-52995 — опытный низкопольный сочленённый автобус особо большого класса выпущен в нескольких экземплярах, которые проходят испытания на заводе и в Уфе.
- VDL-НЕФАЗ-52996 — междугородный автобус высокого класса. В 2009 году признан лауреатом программы «100 лучших товаров России»[источник не указан 1113 дней
]. - VDL-НЕФАЗ-52997 — городской частично низкопольный автобус. В 2007 году признан лауреатом программы «100 лучших товаров России»[источник не указан 1113 дней
]. - VDL-НЕФАЗ-52998 — городской трёхосный частично низкопольный автобус.
- VDL-НЕФАЗ-52999 — туристический автобус высокого класса
Bravis[ | ]
Marcopolo Bravis сборки Нефтекамского автозавода
В декабре 2012 г. на территории Нефтекамского автозавода совместное предприятие ПАО КАМАЗ и крупнейшего мирового производителя автобусов бразильского Marcopolo S.A. — СП «КАМАЗ-Марко» — приступило к сборке на шасси, сконструированном в ПАО «КАМАЗ», автобусов малого класса Bravis
. Модель соответствует нормам «Евро-4» и имеет комплектующие крупнейших мировых фирм: двигатель Cummins, коробка передач , ось и мост Daimler, тормозная система Knorr-Bremse. К 2016 году планируется выйти на производство 3 000 автобусов в год и поставлять их в регионы России и страны СНГ[3].
Drive Electro — НЕФАЗ 52992 Электробус[ | ]
В 2011 году инжиниринговая компания Drive Electro (бывш. НИИКЭУ) совместно с компанией НЕФАЗ создали первый российский электробус. В 2012 году электробус получил сертификат безопасности транспортного средства и был введен в эксплуатацию в Новосибирске[4]. Запас хода при полной загруженности — 250 км. В 2014 году пробег первого российского электробуса превысил 10 000 км. Также рассматривается возможность подзарядки от контактной сети троллейбуса.
Он сказал: «Работает!» Как Рустам Минниханов газовый «НЕФАЗ» испытывал
Рустам Минниханов: «Нет никакого сомнения, что эти автобусы современные, экологичные и наши жители столицы будут довольны!» Фото: president.tatarstan.ru
«КОГДА У НАС ФИНАНСЫ ПОЗВОЛЯТ, МЫ И ЭЛЕКТРОБУСЫ БУДЕМ ПОКУПАТЬ!»
«Нет никакого сомнения, что эти автобусы современные, экологичные и наши жители столицы будут довольны!» — сказал накануне, открывая церемонию передачи перевозчикам новеньких «НЕФАЗов», президент Татарстана Рустам Минниханов. Первую партию из 53 рестайлинговых автобусов на газомоторном топливе выставили в полукруг у — каждый с логотипом к столетию ТАССР. Понаблюдать за происходящим собрались сами водители и кондукторы автотранспортных предприятий. Не снимая фирменной кепки и куртки КАМАЗа после рабочей поездки в Челны, президент республики в компании мэра Казани Ильсура Метшина, гендиректора ПАО «КАМАЗ» Сергея Когогина и гендиректора ПАО «ГТЛК» Михаила Полубояринова прошелся по салону одного из автобусов. Минниханов посидел за рулем, посигналил и завел двигатель. «Работает!» — сказал он, выходя из «НЕФАЗа».
Приобрели новую технику два казанских перевозчика: 30 автобусов будет эксплуатироваться МУП «ПАТП-2» на маршруте №45 и 23 единицы — МУП «ПАТП-4» на маршруте №36. Данными предприятиями сегодня обслуживаются в общей сложности 62% автобусных маршрутов, перевозящих 135 млн пассажиров в год. Стоимость одной машины — 12,5 млн рублей. Автобусы перевозчики приобрели в лизинг в рамках федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». 60% от стоимости автобуса — субсидия из федерального бюджета, 40% (5 млн) заплатят сами перевозчики.
Первую партию из 53 рестайлинговых автобусов на газомоторном топливе выставили в полукруг у — каждый с логотипом к столетию ТАССР
Метшин назвал обновление общественного транспорта и в целом реализацию данной программы вызовом для мегаполиса. «Эти красавцы, эти автобусы, — мечта любого автотранспортника, любого пассажира, — отметил мэр. — Мы одними из первых в России достигли показателя по качеству дорог: 83 процента Казани приведено в нормативное состояние. Наши автобусы, троллейбусы, трамваи — это постоянное внимание президента республики к проблемам нашего города». По словам градоначальника, в 2022 году в столицу Татарстана по федеральной программе поступит еще 92 новых автобуса «НЕФАЗ».
Автобусы на компримированном природном газе (метан) — последняя модернизированная версия серийной техники, которую производит КАМАЗ. Они низкопольные, вмещают до 108 человек, оборудованы системами навигации и видеонаблюдения, отопительными приборами, аппарелями для инвалидных колясок, а также системой принудительного наклона кузова. Китайский двигатель Weichai стандарта «Евро-5» и мощностью 183 кВт, максимальная скорость автобуса — 80 км/ч. Габариты: более 12 метров в длину и 2,5 в ширину, высота — 3,4 метра. Мест для сидения — 28. Объем газа в баллонах составляет 984 литра.
Ильсур Метшин: «Эти автобусы — мечта любого автотранспортника, любого пассажира. Наши автобусы, троллейбусы, трамваи — постоянное внимание президента республики к проблемам нашего города»
В производстве низкопольных автобусов «НЕФАЗ 57.40.5299» применены новые технологии сборки и передовые материалы. Усовершенствовано рабочее место водителя: улучшен обзор, появилась новая эргономичная панель приборов, для максимального комфорта установлено водительское сиденье на пневмоподвеске с регулировкой подголовника и наклона спинки.
Интерьер автобуса доработан с учетом современных требований. На широкой накопительной площадке есть место для велосипеда, детской коляски и людей с ограниченными возможностями. На удобно расположенных поручнях установлены кнопки вызова водителя.
Автобусы на компримированном природном газе (метан) — последняя модернизированная версия серийной техники, которую производит КАМАЗ. Они низкопольные, вмещают до 108 человек
По словам гендиректора КАМАЗа, Казань стала одним из первых городов, который включился в федеральную программу и получает первую партию техники. «Мы вкладывали в эти изделия души. Старались, чтобы дизайн получился привлекательным и чтобы было удобство для наших пассажиров, — сказал Когогин. — Мы сделаем все, чтобы техника работала качественно, надежно, являлась комфортной для жителей города Казани и гостей. Удачи, будем беспокоиться, чтобы никаких нареканий по качеству к нам не появилось».
Сергей Когогин: «Мы вкладывали в эти изделия души. Сделаем все, чтобы техника работала качественно, надежно, была комфортна для жителей города Казани и гостей»
В свою очередь, Полубояринов отметил, что компания — многолетний партнер Татарстана и поставляет технику в различные отрасли экономики: «Мы активно взаимодействуем и загружаем производителей республики. С 2009 года более чем на 6 миллиардов рублей мы закупили техники производства КАМАЗа. Он для нас один из ключевых партнеров, надеемся на дальнейшее взаимовыгодное сотрудничество с республикой и КАМАЗом».
Под звуки фанфар Минниханов вручил символический ключ от автобуса мэру Казани и сказал, что в столице, возможно, появятся и электробусы, которые КАМАЗ делает для Москвы. «В будущем, когда у нас финансы позволят, мы и электробусы будем покупать. Но такие автобусы соответствуют всем мировым стандартам», — сообщил президент РТ.
Под звуки фанфар Минниханов вручил символический ключ от автобуса мэру Казани и сказал, что в столице, возможно, появятся и электробусы, которые КАМАЗ делает для Москвы
«Были шероховатости, но они исправляются»
Впервые автобусы на газомоторном топливе вышли на столичные дороги в 2007 году, а первые газовые «НЕФАЗы» большой вместимости в Казани появились в 2018-м вместе с газомоторными машинами средней вместимости марки Lotos (на базе лицензионных «МАЗ-206» с китайским двигателем Yuchai) производства «РариТЭК». Газобусы обновили автобусный парк города, сделав его самым молодым в России, а каждая 7-я машина стала на газе. Перевозчики тогда приобрели 104 газовых автобуса, из которых 82 «НЕФАЗа» и 22 Lotos. С учетом получения новой техники транспортный парк Казани за последние пять лет обновился на 52%.
«Машины качественнее, удобнее для пассажиров и пока работают неплохо», — отрекомендовал нашему изданию приобретение глава комитета по транспорту Айдар Абдулхаков. «Были шероховатости, но они исправляются», — говорит директор МУП «ПАТП №4» Айрат Исхаков об опыте эксплуатации. Несмотря на недочеты, перевозчик планирует покупать газобусы и в дальнейшем. Как рассказал он нашему корреспонденту, с учетом этой покупки в его автопарке теперь будет 60 газобусов. По программе лизинга расплатиться за них нужно за 6 лет. «Двигатель стандарта „Евро-5“ экологически чистый, показал себя с хорошей стороны, в целом у данного автобуса много преимуществ. По сравнению с дизельным он примерно в 2 раза экономичнее», — говорит Исхаков и добавляет, что единственная проблема — это крайне низкое число заправок. — В Казани сейчас четыре заправочные станции. Я думаю, что с учетом увеличения общего количества газовых автобусов в городе в будущем необходимо рассматривать вопрос увеличения заправочных станций». Ожидается, что пятую, на улице Васильченко, сдадут к лету 2021 года. В целом же одной заправки достаточно на 100 тыс. населения. Получается, что столица Татарстана нуждается как минимум в 10 заправках.
Водитель Николай Семенов говорит, что из-за нехватки станций ближе к вечеру на заправках собираются часовые очереди. «Заправляемся на „Оргсинтезе“, где нам ближе. А ездить к РКБ, IKEA или где Константиновка — далеко. Большие очереди, бывает, и полтора часа стоим. Нам желательно, чтобы около ПАТП у Левченко построили», — отмечает Семенов. Что касается самого автобуса, водитель приобретением доволен: «Мне нравится. Одна печка добавлена, салон не продувает. Кнопки немного перенесли, обновили фары и перед».
«Сами же автобусы существенно экономят затраты, несмотря на то, что выходят дороже, чем дизельные»
Ситуация с заправками улучшается, но она еще не настолько идеальна, как хотелось бы ее видеть, говорит директор по рекламе и маркетингу автогиганта Ашот Арутюнян. По его словам, определенные инвестиции со своей стороны несет республика, «Газпром» и другие , — рассказал Арутюнян «БИЗНЕС Online». Сами же автобусы существенно экономят затраты, несмотря на то, что выходят дороже, чем дизельные. «Надо считать не только сам автобус, а стоимость владения. Автобус окупается через 7–8 лет, он становится дешевле, чем дизельный, потому что экономия на заправке, — говорит директор по рекламе и маркетингу КАМАЗа. — Шутка-шуткой, но многие водители, когда технику стали переводить на газ, уволились, потому что бензин можно сливать, а газ не сольешь».
Об опыте эксплуатации газобусов с 2022 года рассказал директор МУП «ПАТП-2» Альберт Мухаметшин. «Вопросы были, но они решались совместно с предприятием, — поделился мнением собеседник. — Не могу сказать, что в конструкцию новой машины внесли глобальные изменения. Конечно, автобус требует вложений в инфраструктуру, пожарную безопасность. Много нюансов, которые нельзя игнорировать при ремонте. Как бы то ни было, машина нам нравится. Лизинговые платежи приемлемые, по экономике мы можем. Теперь главное, не допустить вторую волну эпидемии, иначе никакая экономика не сложится. Сейчас пассажиропоток восстанавливается, загружены на 75–80 процентов».
И все же вопросы к качеству газовых «НЕФАЗов» у казанских перевозчиков были. Например, зимой 2018–2019 годов возникли проблемы с отоплением салонов. По гарантии авто]заменил[/anchor] штатные алюминиевые отопители на медно-латунные с большей теплоотдачей. Кроме этого, ПАТП №4 для поддержания комфортной температуры в салонах установило дополнительные отопители.
В декабре 2022 года в Казани сгорел новенький газобус НЕФАЗа. По версии экспертов следствия, причиной стали неисправности электрооборудования. На КАМАЗе, чьей «дочкой» является Нефтекамский автозавод, посчитали, что очаг был в гараже. Разбирательство продолжается в Арбитражном суде РТ, где казанский перевозчик ООО «Агромир» потребовал с АО «Лизинговая компания „КАМАЗ“» и ПАО «НЕФАЗ» возмещения ущерба в 9,7 млн рублей.
Покупка казанскими транспортниками вместительных «НЕФАЗов» происходит спустя чуть более полугода с момента, когда полумиллионные Челны этих же «НЕФАЗов» со скандалом лишились Фото: «БИЗНЕС Online»
ВСЯ РАЗНИЦА — В ДВИГАТЕЛЕ
Покупка казанскими транспортниками вместительных «НЕФАЗов» происходит спустя чуть более полугода с момента, когда полумиллионные Челны этих же «НЕФАЗов» со скандалом лишились. 190 автобусов город вынужден был вернуть автогиганту из-за того, что не смог больше платить по лизинговым платежам. Долг под миллиард рублей в итоге так и остался, а транспорт был возвращен в весьма плачевном состоянии. По нашим данным, пока КАМАЗ так и не нашел покупателей на данные автобусы.
Напомним, что от этих самых газобусов пять лет назад отказались те же самые казанские перевозчики, недовольные как качеством комплектации, так и ценой. Тогда в связи с западными санкциями НЕФАЗ не смог приобрести мосты и коробки передач у западных производителей оборудования. А качество продукции других поставщиков казанцев не устроило. В частности, они потребовали заменить немецкие, но произведенные в Казани КПП Voith на импортные ZTF, «потому что устали этот Voith ремонтировать».
Нынешние же автобусы, поставленные казанским перевозчикам, отличаются от челнинских двигателями. На челнинских стояли двигатели Mercedes-Benz, казанские оснащены китайскими Weichai. Есть мнение, что во многом именно неграмотная эксплуатация немецких моторов и стала причиной нерабочего состояния автобусов. Об этом еще два года назад «БИЗНЕС Online» говорил экс-депутат горсовета Владимир Васев, когда челнинский МУП разместил заказ на ремонт машин на приличную сумму. Уже тогда эксплуатанты якобы хотели переоснастить автобусы китайскими моторами.
Руководитель пресс-службы КАМАЗа Олег Афанасьев на вопрос о том, не боится ли предприятие повторения челнинской ситуации в столице Татарстана, сказал: «Странный вопрос. Казань, как и многие города России, уже много лет эксплуатирует камазовские газомоторные автобусы и никаких серьезных проблем не испытывает».
Между тем в Челнах до сих пор ищут виноватых в провале транспортной реформы. В соцсетях челнинцы по-прежнему требуют от власти вернуть на линии вместительный транспорт, всячески критикуя работу частных перевозчиков. Буквально накануне во время открытия татарского драмтеатра из толпы зевак две женщины кричали выступавшему у парадного входа Наилю Магдееву: «Когда появятся автобусы?!» До этого в городе даже проходили пикеты мам с колясками, жительниц Замелекесья — одного из самых труднодоступных в транспортном плане районов автограда.
К слову, прокуратура Татарстана отреагировала на жалобы. Глава ведомства Илдус Нафиков поручил проверить информацию о ненадлежащей организации перевозок и в целом оценить своевременность принимаемых местными властями мер при оказании транспортных услуг.
Некоторые надежды возлагались на частников. Покупку 20 «МАЗов» анонсировали незадолго до пандемии. Однако сделка сорвалась. Гендиректор ООО «Пассажирские перевозки» Николай Тятюшкин рассказывал «БИЗНЕС Online» о том, почему челнинские перевозчики не могут последовать примеру казанских коллег. «На какие средства я должен автобусы брать? Чтобы закупить такие же машины, как в Казани, нужно заплатить за один 12 миллионов. По федеральной программе предусмотрено финансирование государства в размере 60 процентов от стоимости автобуса. Технику по ней можно взять только газомоторную и низкопольную — вне зависимости от модели. Получается, что перевозчику остается заплатить только 4,8 миллиона. Но одним автобусом мы проблему городских перевозок не решим. Надо 100 таких. Вот умножьте — получится уже 480 миллионов. Ни одного перевозчика в Челнах не найдется, готового такую сумму заплатить. Значит, нужен лизинг, потому что данная программа под кредитование не идет. Через какие бы лизинговые компании я автобусы ни брал — государственные или другие какие-то, — они делают наценку, но не с 4,8 миллиона рублей, а с полной стоимости — 12 миллионов. И наши 4,8 миллиона превращаются в 9 миллионов. Так кому государство оказывает услугу — перевозчику или лизинговой компании, через которую техника оформляется?» — приводил свой финансовый расклад Тятюшкин.
Отвечая на вопрос о том, почему в Казани смогли организовать перевозки большими автобусами, а в Челнах — нет, гендиректор ООО «Пассажирские перевозки» напомнил, что в столице республики в годы перестройки не развалили ремонтную зону транспортных предприятий, как это произошло в автограде.
Актуальные модели автобусов НЕФАЗ на 2022 год[ | ]
Автобусы большого класса | |||||||
Модель | Тип | Норма экологичности | Габаритные размеры Д*Ш*В, мм | Пассажировместимость общая/ мест для сидения | Двигатель | Тип КПП | Модель КПП |
Пассажирские автобусы НЕФАЗ на компримированном природном газе | |||||||
Городские автобусы | |||||||
5299-40-57 (Рестайлинг) | Низкопольный | Евро 5 | 12400*2550*3240 | 96 / 29+1(Инв) | Weichai | АКПП | ZF |
5299-30-57 | Полунизкопольный | Евро 5 | 12250*2550*3450 | 95 / 28+1(ИНВ) | Weichai | АКПП | ZF |
Пригородные автобусы | |||||||
5299-11-56 | Среднепольный | Евро 5 | 11885*2500*3495 | 80 / 44 | КАМАЗ | МКПП | ZF |
Пассажирские автобусы НЕФАЗ на сжиженном природном газе | |||||||
5299-40-57 (Рестайлинг) | Низкопольный | Евро 5 | 12400*2550*3010…3100 | 101 / 28+1(Инв) | Weichai | АКПП | ZF |
Пассажирские автобусы НЕФАЗ на дизельном топливе | |||||||
Городские автобусы | |||||||
5299-40-52 (Рестайлинг) | Низкопольный | Евро 5 | 12400*2550*2800…3090 | 111 / 29+1(Инв) | Cummins | АКПП | ZF |
5299-30-52 (Рестайлинг) | Полунизкопольный | Евро 5 | 12250*2550*3100…3300 | 100 / 29+1(Инв) | Cummins | АКПП | Voith / ZF |
Пригородные автобусы | |||||||
5299-11-52 | Среднепольный | Евро 5 | 11885*2500*3144…3250 | 80 / 44 | Cummins | МКПП / АКПП | ZF |
Междугородные автобусы | |||||||
5299-17-52 | Среднепольный | Евро 5 | 11885*2500*3174 | 73/ 44 | Cummins | МКПП / АКПП | ZF |
Автобусы для перевозки детей | |||||||
5299-11-52 | Среднепольный | Евро 5 | 11885*2500*3100…3280 | 36 / 34 дет. + 2 взр. 42 / 40 дет. + 2 взр. | Cummins | МКПП / АКПП | ZF |
Перронный автобус | |||||||
5299-40-52 | Низкопольный | Евро 5 | 12155*2500*3075 | 110 / 12 | Cummins | АКПП | ZF |
Электротранспорт | |||||||
Модель | Класс | Габаритные размеры Д*Ш*В, ММ | Пассажировместимость общая/ мест для сидения | Электродвигатель | |||
Электробус | |||||||
6282 | Большой | 12400*2550*3260 | 85/ 33+1(Инв) | Асинхронный | |||
Троллейбус | |||||||
62825 | Большой | 12400*2550*3350 (в сложенном состоянии токоприемника) | 85 / 33+1(Ина) | Асинхронный |
Галерея[ | ]
- НЕФАЗ в Белгороде
- НЕФАЗ на улицах Екатеринбурга
- Маршрутный автобус НЕФАЗ в Казани
- НЕФАЗ-5299 с двигателем на газовом топливе
- Городской автобус НЕФАЗ-5299 на выставке Иннопром-2013
- Салон НЕФАЗа-52994
- Вахтовый автобус НЕФАЗ-4208/4951
- Троллейбус НЕФАЗ-БТЗ-52765, созданный на базе кузова НЕФАЗ-5299Т
- Междугородный НЕФАЗ-5299-37-33, работающий на метане
- НЕФАЗ-52994
Продажа автобусов Нефаз по оптимальной стоимости в автосалоне
Наше предприятие носит звание зарегистрированного представителя автобренда NEFAZ на территории Российской Федерации, у нас можно приобрести автомодели исключительно оригинального производства и сборки. Цена на автобус Нефаз прямым образом зависит от выбранной модели и предъявляемым требованиям к функционалу, но она всегда конкурентоспособна и по карману бизнесу любого масштаба. Для размещения заказа и получения информации по заинтересовавшим автомоделям, обращайтесь к менеджерам клиентского отдела, которые оперативно помогут определиться с наиболее подходящим автовариантом.
Примечания[ | ]
- СП КАМАЗа и бразильской Marcopolo начало производство автобусов Bravis в Башкирии // ria.ru, 20.12.2012
- Электробус НЕФАЗ сертифицирован (неопр.)
(недоступная ссылка). Дата обращения: 19 сентября 2012. Архивировано 16 октября 2012 года. - СП КАМАЗа и бразильской Marcopolo начало производство автобусов Bravis в Башкирии. Риа-новости. 20.12.2012
- В России сертифицирован первый электробус (рус.). За рулём (16 октября 2012). Дата обращения: 6 ноября 2016.
- Заводская панорама нефаз. Пао нефаз (оао «нефтекамский автомобильный завод»)