Больше не бывает
Этому самосвалу нет равных по грузоподъёмности в мире. Специалисты Белорусского автозавода намного превзошли своих коллег – производителей сверхтяжёлой техники из Германии и США, создав гигантский БелАЗ-75710. Грузоподъёмность данной модели составляет 450 тонн. В начале 2014 года БелАЗ-75710 установил абсолютный рекорд, когда провёз по испытательному полигону груз массой в 503 с половиной тонны. Представляем Вашему вниманию полный обзор этого уникального карьерного самосвала.
Сразу стоит отметить, что БелАЗ-75710 – это не просто выставочный образец, как можно подумать сначала. И не единственный в своём роде «грузовик-рекордсмен», этакая «рекламная витрина» Белорусского автозавода. Разумеется, Жодинское предприятие давно в рекламе не нуждается. Это – серийная модель!
Первый же экземпляр самого большого на планете грузовика вскоре после своего появления на публике (осенью 2013 года, на 65-м дне рождения завода БелАЗ), уже отправился трудиться на угольном разрезе «Черниговец», что в городе Берёзовском, на Кузбассе. Вслед за ним было построено ещё несколько этих уникальных автомобилей, также поставленных в Кемеровскую область.
Особенности данной модели
БелАЗ-75600 стал дебютом завода в применении электромеханической трансмиссии переменного тока на основе модульных электронных блоков преобразования пускорегулирующей системы, электронной системы контроля и диагностики работы систем, с использованием телеметрической системы обзора заднего вида.
Самосвал оборудован дизельным силовым агрегатом мощностью 2610 кВт (3500 л.с.), который соответствует экологичности нормам Tier II; трансмиссией переменного тока, шинами типоразмером 55/80R6З. БелАЗ-75600 отличается высокими тягово-динамическими характеристиками, позволяющими ему развивать скорость до 64 км/час.
В 2006 году грузовик БелАЗ-75600 пустили в эксплуатацию на Бачатском угольном разрезе в Кемеровской области. Впоследствии к нему прибавились и другие машины этой модели.
Бачатский угольный разрез – один из крупнейших в Кузбассе. Его годовая добыча превышает 8,7 миллионов тонн угля. Отсюда поставляется топливо для энергетической и металлургической индустрии Российской Федерации и многих стран мира.
БелАЗ-75600 долгое время был самым большим карьерным самосвалом на этом угольном разрезе – грузоподъёмность 320 тонн, полная масса 560 тонн. Такие машины, на каждую из которых приходится по четыре водителя, эксплуатировались здесь круглосуточно, с перерывами на техобслуживание через каждые 250 часов.
За 12-ти часовую смену самосвал БелАЗ проходит примерно 150 км, перевозит 5–7 тыс. тонн породы и сжигает 2–2,5 тонны дизтоплива. В общей сложности за год каждая машина наматывает около 100 тысяч километров, а её ресурс до списания составляет 600 тысяч километров.
Практическое применение и рабочие моменты
Главной причиной появления этого сверхтяжёлого самосвала стала не гигантомания его создателей и не их стремление к рекордам, а обыкновенный экономический расчёт. Потому как, в конечном итоге, один такой 450-тонник даёт ощутимую экономию в эксплуатации, по сравнению с двумя-тремя карьерными самосвалами меньшей грузоподъёмности. Несмотря на свою практически «ручную» сборку и дорогостоящее техобслуживание. БелАЗ-75710 обеспечивает не только рекордную грузоподъёмность, но и самую низкую себестоимость перевозки одной тонны породы в мире.
Каким бы ни был коммерческий автомобиль: малым, большим или сверхбольшим, самыми важными вопросами для его потенциальных покупателей были и остаются сроки эксплуатации данной техники и расход топлива, который она демонстрирует. Рабочий ресурс карьерных самосвалов невелик: в среднем они работают в полном режиме примерно 5-6 лет. И сверхмощный 450-тонник БелАЗ-75710 не является исключением из этого правила.
Что касается расхода горючего, то он составляет, по максимуму, около 470 литров дизтоплива в час (для полностью гружёного автомобиля БелАЗ-75710). Для самосвала, едущего «порожняком», данный показатель в несколько раз меньше. Расход огромный. Но всё же гораздо более выгодный, по сравнению с одновременным использованием 2-3 грузовиков меньшей грузоподъёмности.
БелАЗ‑75710 на испытательном полигоне.
Дизельных двигателей у БелАЗ-75710 два; каждый из них работает в паре со своим генератором; все системы, отвечающие за обеспечение работы моторов, у каждого из них независимые. В связи с этим некоторые утверждают, что без нагрузки БелАЗ-75710 движется, задействуя только один мотор, для экономии горючего, а оба мотора вместе включаются в работу только при перевозке груза.
На самом деле это не так. Конечно, такая схема работы двигателей гиганта теоретически возможна, но практически она ещё не реализована. Пока. Потому что такие планы у конструкторского бюро Белорусского автозавода есть. Ведь это действительно поможет сэкономить большое количество дизтоплива, ещё более повысив экономическую отдачу от эксплуатации сверхтяжёлого самосвала.
Планы эти уже близки к осуществлению, и скоро порожний БелАЗ-75710 будет передвигаться на одном дизеле, а у загруженного будет подключаться второй. Причём для равномерности износа левый и правый двигатели на холостом пробеге будут включаться поочередно. Пока же экономию топлива обеспечивает другое новое инженерное решение – применение одновременно двух дифференциалов – меж-осевого и меж-бортового.
Все условия для продажи, дальнейшей модернизации и развития у модели БелАЗ-75710 есть. Циклично повторяющиеся кризисы в мировой экономике способствовали появлению у производственников настойчивого стремления снижать расходы на добычу и транспортировку полезных ископаемых. Гигантский самосвал из Белоруссии как раз подходит для удовлетворения этих стремлений, когда речь идёт о промышленных разработках угля и руды в открытых карьерах. Поэтому современным экономическим реалиям БелАЗ-75710 соответствует.
Двигатель и траснмиссия самосвала БелАЗ-75600
Грузовик БелАЗ-75600 оборудован дизельным четырёхтактным 18-цилиндровым V-образным двигателем Cummins QSK 78-C с газотурбинным наддувом. Его рабочий объём равен 77,6 литров, а мощность составляет 261О кВт / З500 л. с., при числе оборотов 19ОО об/мин. Наибольший крутящий момент мотора Cummins QSK 78-C достигает 1З771 Н*м, при 15ОО об/мин. Диаметр цилиндра – 170 мм. Ход поршня – 190 мм. Топливный бак вмещает 4З6О литров дизельного топлива. Удельный расход топлива – 196 г/кВт*ч.
Силовая установка данного самосвала имеет электронное управление и отключаемую крыльчатку. Привод крыльчатки системы охлаждения – фрикционная электрогидравлическая муфта. Управление производится автоматически. Данная конструкция обеспечивает БелАЗу-75600 высокую мощность и топливную экономичность. Моторы оборудованы пневмостартерным пуском, трёхступенчатыми сухими воздушными фильтрами с индикаторами засоренности и автоматическим удалением пыли.
Выпуск отработавших газов производится через кузов и через глушители. Система смазки двигателя – циркуляционная, под давлением, с «мокрым» картером. Система охлаждения — жидкостная, с принудительной циркуляцией, двухконтурная. Охлаждение масла производится водомасляным теплообменником. Система предпускового подогрева – жидкостная. Система пуска двигателя – пневмостартерная.
Давление воздуха в системе пуска составляет 0,8-1,0 МПа. Напряжение в системе электрооборудования равняется 24-м Вольтам.
Трансмиссия у грузовика БелАЗ-75600 – электромеханическая, производства , включающая в себя тяговый генератор YJ177В, от и два тяговых электродвигателя 1TBЗОЗО-2GAОЗ, от ; двухрядные планетарные редукторы электромоторных колёс дифференциального типа, аппараты регулирования, контрольные приборы и микропроцессорную систему управления. Редуктор мотор-колеса — двухрядный, планетарный. Передаточное число составляет З9,З2.
Также, в других модификациях самосвалов БелАЗ серии 7530 могут использоваться тяговые электродвигатели постоянного тока ДК-724; ЭДП-800; ЭК-735А; тяговые генераторы СГТМ-1400; ГСТ-1600 – все отечественного производства.
Модификации
В линейке БелАЗ-75600 присутствуют еще две модификации, которые отличаются двигателями и грузоподъемностью. Далее приведен краткий обзор каждой из них:
- Модель 75601. Грузовик способен транспортировать до 360 тонн груза, оснащен силовой установкой MTU 20V400. Мощность – 2,8 тысячи кВт, генератор вращающего типа Kato. Связка двигателя с колесами происходит через комбинацию электрического мотора и двухрядного планетарного редуктора. Системы встроены в задние колеса, оснащенные шинами размером 59/80 R63. Полный вес самосвала дотягивает до 610 тысяч кг, объем груза – 218 кубических метров. Максимальный разгон авто – 64 км/ч.
- Вариант 75602. Самый большой самосвал из рассматриваемой серии может перевозить груз весом 360 тонн, в нем установлен дизель 1 TB330-2GA03, который позволяет транспортировать увеличенный вес. Разработчикам, кроме того, удалось снизить расход горючего до 198 г/кВт в час.
Подвеска и ходовая часть; рулевое управление и тормоза; гидравлика БелАЗ-75600
Рама у тяжёлого самосвала данной модели – сварная, изготовленная из высокопрочной низколегированной стали. Продольные лонжероны – коробчатого сечения, переменной высоты, соединённые между собою поперечинами. В местах наибольших нагрузок применены для усиления литые элементы.
На БелАЗе-75600 применена зависимая подвеска с пневмогидравлическими цилиндрами (по два штука на переднюю ось и на ведущий задний мост), с продольными рычагами, центральными шарнирами и поперечными штангами. В пневмогидравлические цилиндры (масло и азот) встроены гидравлические амортизаторы, с ходом поршня цилиндра: переднего 200 мм, заднего – 170 мм.
Рулевое управление – гидрообъёмное, снабжённое аварийным контуром. В случаях отказов основной системы, или остановок мотора, к работе подключаются пневмогидравлические аккумуляторы. Имеющегося в них запаса энергии будет достаточно для того, чтобы совершить несколько маневров.
Гидравлика является объединённой для тормозной системы, опрокидывающего и рулевого механизмов. Её работа обеспечивается двухсекционным аксиально-поршневым масляным насосом переменной производительности, с регулятором давления. Цилиндры подъёма кузова у БелАЗ-75600 телескопические, двухступенчатые (одна из ступеней – двойного действия).
Общий объём масла, заправленного в гидравлическую систему БелАЗ-75600 – 600 литров. Его давление в рабочем контуре составляет 165 атмосфер.
Каждое из колёс автомобиля БелАЗ-75600 весит восемь тонн и сто́ит около миллиона рублей. Для шиномонтажа самосвалу требуется особый погрузчик-манипулятор. Шины установлены пневматические, бескамерные, радиальной конструкции, с посадочным диаметром 63″. Рисунок протектора шин самосвала – карьерный. Обозначение – 56/80R63; 59/80R63. Внутреннее давление составляет 0,6 МПа. Обозначение обода такое: 41.00-63/5,0; 44.00-63/5,0.
В составе тормозной системы карьерного самосвала – рабочий, стояночный, вспомогательный и запасной механизмы. Рабочие тормоза, установленные на валах тяговых электродвигателей передних и задних колёс, – сухие, дисковые с четырьмя тормозными механизмами (на передних колёсах), двухдисковые (на задних колёсах), и с автоматическим регулированием зазора. Привод – гидравлический, раздельный для передних и для задних колес.
Тормоз стояночный – постоянно-замкнутого типа, с двумя тормозными механизмами на сторону, постоянно-замкнутого типа, имеющий гидравлическое управление и пружинный привод. Как вспомогательная тормозная система, применяется электродинамическое торможение тяговыми электрическими двигателями в генераторном режиме (с принудительным охлаждением тормозных резисторов). Запасной тормозной системой задействуются стояночный тормоз и контур рабочих тормозов.
Тормозная система самосвала БелАЗ-75600 соответствует действующим международным нормам и требованиям по безопасности ИСО 3450. Тормозные резисторы от имеют мощность З760 кВт.
Технические параметры БелАЗ-75600 в цифрах
- Габаритные размеры: длина – 15,3 м; ширина – 9,7 м; высота – 7,67 м.
- Радиус поворота – 17,2 м.
- Габаритный диаметр поворота – 38 м.
- Угол поворота управляемых колёс – 39 градусов.
- Ширина колёсной базы – 6,8 м.
- Весовые характеристики: масса самосвала без груза – 240 тонн.
- Грузоподъёмность – 320 тонн.
- Полная масса автомобиля – 560 тонн.
- Процентное распределение массы самосвала по осям: без груза / с грузом – передняя 49% / 33%; задняя 51% / 61%.
- Геометрический объём кузова – 139 или 162,8 кубометра.
- Объём кузова «с шапкой» – 199 или 218 кубометров.
- Заправочные ёмкости: бак топливный – 4375 литров; система охлаждения двигателя – 860 литров; система смазки двигателя – 340 литров; гидравлическая система – 1410 литров; редукторы мотор-колёс – 300 литров (два по 150 л); цилиндры подвески передние – 130,8 литров (два по 65,4 л); цилиндры подвески задние – 127,6 литров (два по 63,8 л)
Сведения технического характера
БелАЗ-75600, технические характеристики которого просто нереально сравнивать с отечественными грузовиками, предназначен для транспортировки полезных ископаемых, карьерных выработок и прочих сыпучих грузов вне дорог общего пользования.
Основные данные автмобиля:
- Длина/ширина/высота (м) – 14,5/9,2/7,2.
- Масса (кг), полная/снаряженная – 5 600/2 400.
- Силовой агрегат – Cummins QSK.
- Генератор – Kato (2 536 киловатт).
- Электродвигатели – Siemens (2 по 1 200 кВт).
- Объем кузова (куб.м) – 140-200.
- Скорость по максимуму (км/ч) – 65.
- Радиус поворота (м) – 16,6.
- Грузоподъемность (кг) – 320 тысяч.
Кабина и кузов самосвала БелАЗ-75600
Автомобиль оборудуется двухместной кабиной с двумя дверями. Рабочее место водителя БелАЗ-75600 отвечает стандартам системы безопасности ROPS. Уровень шума в кабине находится на уровне не более 80 децибелл. Уровень локальной вибрации на человека не более 126 децибелл (А), а уровень общей вибрации — не более 115 децибелл (А). Рулевая колонка регулируется. Водительское кресло – пневмоподрессоренное, снабжённое различными регулировками. У дополнительного пассажирского сиденья таких опций нет.
Рабочее место водителя БелАЗ-75600 соответствует требованиям стандартов ЕН 474-1 и ЕН 474-6, которые устанавливают допустимые уровни внутреннего шума, вибрации, концентрации вредных веществ и запыленности воздуха. Данное водительское рабочее место полностью отвечает требованиям системы безопасности RОPS.
Кузов грузовика БелАЗ-75600 – сварной, оборудованный защитным козырьком, системой застопорения в поднятом положении, камнеотбойниками и камневыталкивателями. Днище кузова обогревается отработавшими газами дизельного двигателя.
- Время подъёма кузова – 31 секунда.
- Время опускания кузова – 20 секунд.
- Максимальное давление в гидравлической системе – 21 МПа.
- Максимальная производительность гидронасосов, при 1900 об/мин – 948 дм3/мин.
- Уровень фильтрации – 10 мкм.
В комплектации БелАЗ-75600
В стандартной базовой версии автомобиля данной модели предусматривается наличие систем контроля дизтоплива, загрузки и давления в шинах, предпускового подогревателя топлива и охлаждающей жидкости. Присутствует автоматическая система комбинированного пожаротушения, имеется боковой и задний видео обзор, централизованная система смазки, отопительно-кондиционерный блок, автоматическая система смазки, телеметрическая система контроля давления в шинах, система видео обзора и видео контроля «мёртвых зон», футеровка днища кузова. Всё это – комплектация «стандарт».
Как дополнительные опции, белорусским производителем предлагаются потенциальным покупателям: установка «продвинутого» кондиционера, магнитолы, зеркал с электрическим обогревом, сигнализации о приближении к высоковольтной линии электропередач, дополнительного отопителя, системы очистки воздуха в кабине.
Как делают такие крупные грузовики, как БелАЗ-75600
На самом заводе БелАЗ в городе Жодино конечной сборки машин практически никогда не делается. Там она ведётся только в экспериментально-демонстрационных целях. На заводе изготавливают детали, узлы и агрегаты (не все).
Они грузятся в товарные вагоны и отправляются непосредственно потребителю. Некоторые детали, в том числе и дизельный двигатель от , вообще не завозятся на завод БелАЗ, а доставляются сразу же к месту конечной сборки, минуя и само предприятие, и Республику Беларусь.
Конечная сборка грузового автомобиля такого солидного «калибра» производится непосредственно на месте его будущей эксплуатации. Туда выезжает сборочно-гарантийная бригада с Белорусского автозавода, либо же сам эксплуатант самосвала имеет авторизованный сервис центр на месте его работы.
История создания модели и её ближайший по ТТХ аналог
Поскольку в карьерных разработках сложились определённые габаритные ограничения, связанные, в том числе, и с шириной технологических дорог, БелАЗу-75710 нужно, несмотря на свои исполинские размеры, им соответствовать, и по радиусу поворота/разворота быть сопоставимым с гораздо более компактными «собратьями».
Это потребовало от инженеров создания новой и весьма изощрённой схемы управления. Для такого гиганта, да ещё и с двухскатной передней ошиновкой, обыкновенный вариант, с передними поворачивающимися колёсами не подойдёт. Других вариантов только два: это шарнирно-сочленённая рама и поворотные мосты. Однако в первом случае узлу шарнирного сочленения нужно было бы испытывать ужасающие нагрузки, в связи с чем шарнир пришлось бы увеличить до невероятных размеров. Поэтому на вооружение взяли схему №2.
Конструкторы назвали механизм с поворотными мостами «экскаватором вверх ногами». Потому что в экскаваторе шасси неподвижно, а корпус вращается; а в гигантском БелАЗе неподвижным остаётся корпус, а поворачиваются расположенные под рамой мосты.
Наглядно: БелАЗ‑75710 и автомобиль «Волга».
Эта новая система, как и многое другое новое, является «хорошо забытым старым». Поскольку ещё в начале 70-х годов ХХ века специалисты Белорусского автозавода пытались разработать подобный грузовик – с двумя поворотными мостами на восьми шинах. На компонентах 42-тонного БелАЗа был построен специальный «экспериментально-передвижной стенд», на котором обкатывали и оттачивали данную схему управления.
В 1977-м году данное технологическое решение было, с переменным успехом, опробовано на более тяжёлой экспериментальной автомашине – БелАЗ‑7520. Этот самосвал грузоподъёмностью 110 тонн с поворотными мостами получился слишком высоким. Поэтому схема управления с поворотными мостами была отправлена «под сукно».
В 1990-м году тему возродили и разработали уже совершенно в новом качестве. Первым предшественником БелАЗ-75710 стал первый реально эксплуатируемый коммерческий сверхтяжёлый грузовик на восьми шинах – 280‑тонный БелАЗ‑75501. Он был рекордсменом по грузоподъёмности среди БелАЗов вплоть до 2005 года, когда был выпущен второй предшественник БелАЗ-75710 – 320-тонный БелАЗ‑75600, базирующийся на шести колёсах с размером шин 55/80R63.
Необходимо отметить, что возможности грузоподъёмности карьерных самосвалов напрямую зависели и зависят от возможностей шинной промышленности, и растут вместе с ней. Когда смогла предложить ещё более усиленные шины размером 59/80R63, в 2010 году, БелАЗ‑75600 смог «принимать на борт» уже не 320, а 360 тонн.
И сверхгигант БелАЗ-75710 тоже «встал» на эти шины. Только одна такая покрышка весит пять с половиной тонн! Кстати, «Бриджстоун»ами были укомплектованы только первые самосвалы. В последующем выпуск этой современной продукции освоили и на «БелШине».
Наиболее близким аналогом БелАЗ‑75501 среди иностранных конкурентов можно назвать немецкий тяжёлый карьерный самосвал Либхерр Т282-В (Liebherr). Он выпускается с 2004 года и имеет грузоподъёмность 363 тонны.