Основные характеристики гидравлических кранов-манипуляторов

Выбирать такую технику нужно, опираясь на основные характеристики. Главные из них — это грузоподъемность и грузовой момент, причем грузоподъемность будет отличаться на максимальном и минимальном вылете стрелы.

Так, если вы выберете для себя итальянскую спецтехнику Amco Veba, то сможете заказать КМУ следующих серий: мини, легкий, малогабаритный, средний, тяжелый. Такие крано-манипуляторные установки работают за счет гидравлического привода. Секции складных Z-образных стрел также выдвигаются гидроцилиндрами.

При подборе конкретной модели в рамках выбранной серии рекомендуем ориентироваться на грузовысотные характеристики.

КМУ, что это за техника

Кран манипулятор – это спецтехника, представляющая собой грузоподъёмный механизм устанавливаемый на транспортное средство. За счёт своей универсальности это оборудование имеет ещё несколько названий – гидроманипулятор, воровайка, краново-манипуляторная установка и др.

КМУ – это аббревиатура, которая расшифровывается как краново-манипуляторная установка. Конструктивно устройство КМУ представляет собой конструкцию, состоящую из:

  • опорно-поворотного устройства;
  • выдвижных опор или аутригеров;
  • основной и дополнительной стрелы, иногда с удлинителем (гуськом);
  • грузозахватного приспособления;
  • исполнительных гидроцилиндров;
  • поста управления, в некоторых случаях добавляется ДУ.

Поскольку чаще всего краново-манипуляторную установку ставят на автомобильное шасси, иногда их путают с автокраном. Однако хочется обратить внимание, что КМУ отличается от автомобильного крана очень существенно. Это разные виды техники, предназначенные для выполнения различных задач.

Основные отличия крана-манипулятора от автокрана:

  1. Стрела. У КМУ первые две три секции (в зависимости от типа конструкции) имеют коленчатое соединение и только затем идёт телескопическая часть. У автокрана стрела телескопическая начиная с первой секции.
  2. Работа оператора. Оператор автокрана, как правило, работает из обустроенной закрытой кабины, в то время как управление краново-манипуляторной установкой осуществляется с земли при помощи рычагов, установленных на каркасе или с ПДУ.
  3. Длина стрелы. Как правило, вылет стрелы КМУ меньше чем у автокрана.
  4. Кран-манипулятор не имеет противовеса и его грузовысотные характеристики обусловлены опорным контуром.

В названии скрыт и принцип работы КМУ – оператор осуществляет манипуляции крановой установкой. Наиболее часто её привод осуществляется от гидросистемы транспорта, на который она смонтирована. Однако это не всегда возможна такая схема. Тогда кран-манипулятор может быть оснащён собственным электромотором.

Портал газовиков

Классификация и технические характеристики грузоподъемных кранов

Грузоподъемным краном называется грузоподъемная машина, оснащенная стационарно установленными грузоподъемными механизмами, предназначенная для подъема и перемещения груза.

По конструктивному исполнению краны делят на группы:

  • мостового типа, к которым относят мостовые, козловые и мостовые перегружатели,
  • стрелового типа, к которым относятся башенные, портальные, железнодорожные и другие краны у которых, стреловое оборудование размещено на ходовом устройстве (автомобильный, пневмоколесный, на специальном шасси, гусеничный, тракторный);
  • кабельного типа — кабельные и мостокабельные;
  • краны — штабелеры — мостовые и стеллажные с машинным приводом.

По конструкции грузозахватного устройства краны разделяют на: крюковые, предназначенные для работы с различными штучными грузами; грейферные — для работы с сыпучими материалами; магнитные — для перемещения стальных и чугунных грузов; клещевые — для ящиков, бочек, мешков и т.п.; траверсные, оборудованные например, вакуумными захватами, клещами; краны с автоматическими захватами – спредерами, для транспортирования контейнеров.

По виду перемещения грузоподъемные краны бывают стационарные и передвижные.

По конструкции ходового устройства разделяют на: рельсовые, пневмоколесные, автомобильные, колесные, катковые, на специальном шасси, на короткобазовом шасси и гусеничные, тракторные.

Параметры стреловых самоходных кранов К – колея, Вк – база крана, Во – продольное расстояние между опорами, Ко – поперечное расстояние между опорами, l – длина стрелы, Н – высота подъема крюка, h – глубина опускания крюка, r — габарит поворотной части крана.
По виду приводов механизма краны бывают с электрическим, механическим и гидравлическим приводами.

По степени поворота стрелы краны разделяют: полноповоротные, неполноповоротные, неповоротные.

По способу опирания на крановый путь краны бывают опорные и подвесные.

К основным техническим характеристикам грузоподъемных кранов относятся: грузоподъемность, грузовой момент, длина стрелы, вылет и высота подъема крюка, скорости подъема и посадки груза, передвижения крана, передвижения грузовой тележки и др.

Грузоподъемность — наибольшая допустимая масса рабочего груза на подъём, которого рассчитан кран в заданных условиях эксплуатации. В величину грузоподъемности включается вес съёмных грузозахватных приспособлений, устанавливаемых на кране.

Грузовой момент — произведение вылета грузозахватного органа на грузоподъемность крана

M = R * Q,

где: М — грузовой момент; R — вылет, м; Q — грузоподъемность, т.

Длина стрелы — расстояние от центра пяты стрелы до оси головного блока.

Вылет крюка или другого грузозахватного органа — расстояние по горизонтали от оси вращения поворотной части крана до оси крюка или другого грузозахватного органа крана.

Высота подъема крюка — расстояние от уровня кранового пути или уровня стоянки крана до центра зева крюка, находящегося в верхнем рабочем положении.

Колея стрелового крана — горизонтальное расстояние между осями рельсов или осями пути качения крана.

Определяющей характеристикой для безопасной работы стреловых кранов является устойчивость против опрокидывания. Различают грузовую устойчивость, т. е. способность крана при работе противостоять действию всех нагрузок, стремящихся опрокинуть его вперед — в сторону стрелы, и собственную устойчивость, т. е. устойчивость крана в нерабочем состоянии при отсутствии полезных нагрузок и возможном опрокидывании назад — в сторону противоположную стреле.

Одно из главных условий безопасной работы на автомобильных кранах — грузовая и собственная устойчивость от опрокидывания, которая зависит от веса крана и размеров его опорного контура. При работе крана на выносных опорах опорный контур образуется центрами их опорных поверхностей (рис.а), а без выносных опор — центрами поверхностей контакта передних и задних колес с поверхностью площадки (рис. б) Прямая линия, соединяющая центры контакта опорных поверхностей контура, является ребром опрокидывания крана.

Грузовая, т.е. в рабочем положении, устойчивость крана характеризуется коэффициентом грузовой устойчивости, а в нерабочем положении — коэффициентом собственной устойчивости.

Схемы расчета устойчивости крана: а— грузовой, б — собственной
Коэффициент грузовой устойчивости — отношение момента (Gb), создаваемого весом всех частей крана, с учетом ветровой нагрузки и уклона рабочей площадки (а = 3°), к моменту (Qа), создаваемому весом рабочего груза относительно опрокидывания. Он не должен быть меньше 1,15 Коэффициент грузовой устойчивости, рассчитанный без учета ветровой нагрузки и уклона рабочей площадки, должен быть не менее 1,4.

Коэффициент собственной устойчивости, который также не должен быть менее 1,15,— отношение момента (Gс), создаваемого весом всех частей крана с учетом уклона рабочей площадки в сторону опрокидывания, к моменту, создаваемому ветровой нагрузкой относительно ребра опрокидывания.

Грузовая характеристика — зависимость грузоподъемности крана от вылета. Для каждой марки крана существует своя грузовая характеристика. Краны, грузоподъемность которых изменяется с изменением вылета, должны быть снабжены указателями грузоподъемности, соответствующей установленному вылету.

График грузоподъемности (а) и зона работы (б) крана КС – 4571: 1 – 3 грузоподъемность крана с длинами стрел 9,75; 15,75 и 21,75 м на выносных опорах, 4 – грузоподъемность крана с длиной стрелы 9,75 м без выносных опор
Краны мостового типа

Краны мостового типа предназначены для обслуживания в основном площадок прямоугольной формы. Наиболее распространенными кранами мостового типа являются мостовые, козловые и мостовые перегружатели.

Мостовые краны (рис.) представляют собой конструкцию из балок, опирающихся на ходовые тележки, которые передвигаются по рельсовым путям. Механизмы подъема груза и передвижения тележки мостового крана располагаются на самой тележке. По конструкции различают мостовые краны: одно и двух балочные, ручным и электрическим приводом с кабиной управления с пола или пульта. По числу пролетов они могут быть однопролетные и многопролетные.

Наибольшее применение нашли мостовые краны общего назначения с электрическим приводом грузоподъемностью 5 — 50 т, высотой подъема груза 12,5 м и с длиной пролета 10,5 — 34,5 м. Для перемещения грузов большой массы применяют мостовые краны грузоподъемностью главного механизма от 80 до 630 т, вспомогательного 20 — 80 т и высотой подъема груза до 34 м.

Мостовой кран 1 – мост крана, 2 – крановая тележка, 3 – подкрановая балка, 4 – крюковая подвеска основного подъема, 5 – крюковая подвеска вспомогательного подъема, 6 — кабина
Грузоподъемность мостовых кранов обозначают целым или дробным числом: в числителе указывают грузоподъемность главного, а в знаменателе — вспомогательного механизма подъема (например, 20/5, 32/5, 50/12,5).

Козловые краны (рис.) состоят из ригеля, тельфера или крановой тележки с механизмом подъема груза и передвижения тележки и двух опор опирающихся на ходовые тележки крана. По конструкции эти краны не имеют существенных отличий. Различаются между собой следующими показателями: назначением, пролетом, наличием консолей, грузозахватными приспособлениями.

На мостовых и козловых кранах общего назначения устанавливаются следующие приборы и устройства безопасности: ограничители хода крана и крановой тележки; ограничитель подъема крюковой подвески; звуковой сигнал; прибор по защите от обрыва одной из фаз. Этот прибор при отключении электродвигателя подъема груза снимает напряжение с катушек электромагнита тормоза или обмоток двигателя.

Козловые краны: а- двух балочный; б – однобалочный; 1 – механизм передвижения; 2 – кабина управления; 3 – тележка, 4 – опора; 5 мост (ригель) 6 — электроталь.
На мостовых кранах кроме перечисленных выше, дополнительно устанавливаются приборы и устройства безопасности:

  • ограничитель грузоподъемности (если не исключена его перегрузка по условиям производства)
  • устройства электроблокировки (блокировки входа в кабину крана с посадочной площадки и крышки люка выхода на настил моста);
  • блокировочные устройства для автоматического снятия напряжения с крана при открывании дверей (люков), при входе в кабину управления и выходе на галерею моста;
  • опорные детали, устанавливаемые на случай поломки осей ходовых колес.

На козловых кранах дополнительно устанавливаются:

  • противоугонные устройства для предупреждения угона крана ветром (при наличии автоматических устройств должны быть предусмотрены ручные);
  • анемометр, устанавливается на козловых кранах с длиной пролета более 16м. В случае достижения скорости ветра предельного состояния включается звуковой сигнал.
  • захваты — для предотвращения угона крана при стоянке. По окончании работы крановщик обязан установить все ручные захваты.

Башенные краны
Башенные краны а – с поворотной башней и маневровой стрелой КБ-60; б – с неповоротной башней и грузовой тележкой перемещающейся по балочной стреле КБ-674: 1 – ходовые тележки; 2 – балласт; 3 – монтажная мачта; 4 – башня; 5 – распорка; 6 – противовес; 7 – грузовая лебедка; 8 – оголовок; 9 – кабина; 10 – стрела; 11 – грузовая тележка; 12 – крюковая подвеска; 13 — опорно-поворотное устройство; 14 – портал; 15 – ходовая рама.
Башенным называется кран поворотный со стрелой, закрепленной в верхней части вертикально расположенной башни. Башенные краны подразделяются: передвижные, движущиеся по наземным крановым путям; приставные с башней прикрепляемой к возводимому сооружению; самоподъемные, опирающиеся на каркас сооружения.

По конструктивному исполнению башенные краны делятся на краны с поворотной и неповоротной башнями.

По способу изменения вылета крюка различают башенные краны (рис.) с управляемой (маневровой) стрелой и краны с грузовой тележкой перемещающейся по балочной стреле.

В кранах с поворотной башней опорно-поворотное устройство, как правило, размещено внизу, непосредственно на ходовой части крана.

В кранах с неповоротной башней опорно-поворотное устройство размещено на верху башни. Управление всеми осуществляется машинистом из кабины, которая обычно находится на верху башни. Груз поднимается с помощью грузовой лебедки, грузового каната и крюковой подвески. Изменение вылета крюка осуществляется либо путем изменения угла наклона стрелы, либо путем перемещения грузовой тележки.

Обозначение марок крана включает в себя следующие характеристики: назначение; размерная группа; порядковый номер базовой модели крана; обозначение очередной модернизации; климатическое исполнение. Башенным кранам присваивают различные буквенные обозначения, например: МСК — мобильный складывающийся кран, БК — башенный кран, АБКС — автомобильный башенный кран для сельского строительства. Цифрами указывают грузоподъемность (например, АБКС-5), грузоподъемность и вылет (МСК-10-20) или грузовой момент (БК-1000).

Раздел 2.12 Правил устанавливает требования к установке на башенных кранах приборов и устройств безопасности.

Башенные краны должны быть оборудованы ограничителями рабочих движений для автоматической остановки:

  • механизма подъема грузозахватного органа;
  • механизма изменения вылета;
  • механизма передвижения крана и его грузовых тележек.

Ограничители механизмов передвижения должны обеспечивать отключение двигателей механизмов на расстоянии до упора не менее полного пути торможения.

Башенные краны должны быть оборудованы ограничителями грузоподъемности (грузового момента), автоматически отключающим механизмы подъема груза и вылета в случае подъема груза, масса которого превышает грузоподъемность крана для данного вылета. После срабатывания ограничителя грузоподъемности должно быть, возможно, опускание груза или включение других механизмов для уменьшения грузового момента.

Башенные краны грузоподъемностью более 5 т должны быть оборудованы регистраторами параметров их работы.

Краны с высотой до верха оголовка более 15 м должны быть снабжены анемометром, автоматически включающим звуковой сигнал при достижении скорости ветра, указанной в паспорте для рабочего состояния крана.

Краны и грузовые тележки, передвигающиеся по крановому пути, должны быть снабжены опорными деталями на случай поломки колес и осей ходовых устройств.

Кроме того, башенные краны должны иметь защиту от падения груза и стрелы при обрыве любой из трех фаз, противоугонные устройства, ограничитель выдвижения башни, молниеотвод и габаритную световую сигнализацию, звуковой сигнал, а для кранов с изменяемым вылетом стрелы, устройство, предотвращающее запрокидывание стрелы.

Стреловые краны

Кран поворотный, у которого стрела или башенно-стреловое оборудование укреплены на поворотной платформе, размещенной непосредственно на ходовом устройстве (автомобильном, пневмоколесном, на специальном шасси, гусеничном, тракторном и др.) называется стреловым краном.

По исполнению подвески стрелового оборудования самоходные краны делятся на краны с гибкой подвеской, у которых стрела и удерживается и изменяет угол наклона с помощью канатов, и на краны с жесткой подвеской, у которых стрела удерживается и изменяет угол наклона с помощью гидроцилиндров или винтовых механизмов.

Стреловым кранам присваивается индекс, в большинстве случаев состоящих из двух букв и четырех цифр. Буквы КС означают «Кран-стреловой общего назначения». Цифры, которые пишутся после букв, характеризуют основные данные крана:

  • первая цифра указывает его грузоподъемность(1-4т; 2-6,3т; 3-10 т; 4-16 т; 5-25 т; 6-40 т; 7-63 т; 8-100 т);
  • вторая цифра указывает ходовое устройство крана (1 — гусеничное, 2 -гусеничное с увеличенной поверхностью, 3 – пневмоколесное, 4 — на специальном шасси автомобильного типа, 5 — шасси грузового автомобиля, 6 — трактор, 7 — прицепное ходовое устройство);
  • третья цифра указывает исполнение подвески стрелового оборудования (6 — подвеска стрелы гибкая, 7 – подвеска стрелы жесткая, 8 — телескопическая стрела);
  • четвертая цифра указывает порядковый номер модели крана.

Например, кран марки КС-4362 расшифровывается так: кран грузоподъемностью 16 т, пневмоколесный, подвеска стрелы гибкая, порядковый номер модели 2.

Иногда после цифр в индексе указывают буквы, которые обозначают модернизацию крана (А, Б, В и т. д.) и климатическое использование (ХЛ — северное, Т — тропики, ТВ — тропики влажные).

Специальные стреловые самоходные краны или изготовленные совместно с зарубежными фирмами могут иметь другую индексацию.

Автомобильные краны КТС-ЗГ (а) и АБК-4А (б) с башенно-стреловым оборудованием
Стреловые краны на автомобильном шасси

Краны монтируются на шасси стандартных автомобилей (рис.) и состоят из неповоротной и поворотной частей, связанных между собой опорно-поворотным устройством, которое обеспечивает возможность вращения поворотной части относительно неповоротной.

Автомобильный кран КС — 3574 1 – крюковая подвеска; 2 – стрела; 3 – шасси базового автомобиля; 4 – стойка стрелы; 5 – гидробак; 6 – запасное колесо; 7 – кабина машиниста; 8 – поворотная рама; 9 – подкладка; 10 – подпятник; 11 – опорно-поворотное устройство; 12 – опорная рама; 13 – механизм блокировки (стабилизатор); 14 – облицовка; 15 – выносная опора.
Для ограничения нагрузок на шасси и для обеспечения устойчивости при работе, краны оборудуют выносными опорами и механизмами блокировки (стабилизаторами) колес заднего моста. Автомобильные краны имеют высокую скорость передвижения, что позволяет использовать их на участках с небольшими объемами работ, находящимися на значительном удалении друг от друга.

Автомобильные краны должны быть оборудованы приборами и устройствами безопасности в соответствии с разделом 2.12. Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.

1. Ограничители рабочих движений для автоматической остановки:

  • механизма подъема грузозахватного органа в его в верхнем и нижнем положениях;
  • механизма изменения вылета стрелы;
  • механизма поворота поворотной рамы крана;
  • механизма выдвижения телескопической стрелы.

2. Ограничители грузоподъемности (нагрузки) крана, автоматически отключающим механизмы подъема груза и изменения вылета в случае подъема груза, масса которого превышает грузоподъемность для данного вылета более чем на 10 %. У кранов, имеющих две или более грузовые характеристики, ограничитель должен иметь устройство для переключения его на выбранную характеристику.

После срабатывания ограничителя должно быть, возможно опускание груза или включение других механизмов для уменьшения грузового момента.

3. Координатная защита, предотвращающая столкновения с препятствиями при работе крана в стесненных условиях.

4. Указатель грузоподъемности соответствующий вылету. Он должен быть отчетливо виден с рабочего места крановщика.

В современных микропроцессорных ограничителях (ОНК-140, ОНК-160 и др.) функции координатной защиты и указателя грузоподъемности выполняет электронный блок.

5. Указатели угла наклона крана (креномеры, сигнализаторы)

6. Сигнализаторы опасного напряжения и устройства для автоматического отключения механизмов подъема, поворота и выдвижения стрелы на безопасном расстоянии от крана до проводов линии электропередачи.

7. Регистратор параметров работы крана.

8. Звуковой сигнал.

Пневмоколесные краны

Применяются для производства строительных и монтажных работ. Имеют ходовое устройство в виде специального шасси, ширина которого больше, чем у автомобильных кранов. На выносные опоры кран устанавливают с помощью гидравлических цилиндров двойного действия. На поворотной части крана размещены механизмы передвижения крана (дизель-электрический многомоторный привод), поворота стрелы, изменения вылета, подъема и опускания груза. Выпускают краны грузоподъемность 16 — 100 т. и стрелами длиной 12,5; 17,5; 22,5 и 27,5 м. Пневмоколесные краны оборудованы приборами и устройствами безопасности, как автомобильный кран.

Стреловые краны на гусеничном ходовом устройстве

Краны этого типа применяют при монтаже сооружений, тяжеловесного оборудования, а также на погрузочно-разгрузочных работах. Краны обладают высокой проходимостью и не требуют строительства специальных дорог. На небольшие расстояния могут передвигаться со скоростью 3 км/час. Такие краны оснащаются электрическими и дизель-электрическими приводами. Передвигаются краны посредством двух гусеничных тележек. Выпускаются со стреловым и башенно-стреловым оборудованием. За счет применения стандартных секций кран можно оснащать удлиненной стрелой с гуськом. Краны оснащаются приборами и устройствами безопасности в соответствии с требованиями раздела 2.12. Правил.

Пневмоколесный (а)


Гусеничный (б) кран 1 – ходовая часть; 2 – противовес; 3 – поворотная часть; 4 – выносная опора; 5 – стрела; 6 – гусек; 7 – опорно-поворотное устройство; 8 стреловой полиспаст; 9 – крюковая подвеска.
Железнодорожные краны

Краны стрелового типа, смонтированные на специальной платформе передвигающейся по железнодорожному пути. Выпускаются грузоподъемностью от 6 до 100 т. Краны должны быть оборудованы приборами и устройствами безопасности, как стреловые самоходные краны, в том числе и регистраторами параметров их работы. Используются на погрузочно-разгрузочных работах преимущественно на прирельсовых складах и при выполнении монтажных, ремонтных и восстановительных работ.

Кабельные краны

Эти краны предназначены для обслуживания больших производственных площадей (лесных складов, бетонных заводов и др.)

Они состоят из двух башен с натянутым между ними несущим канатом, по которому передвигается грузовая тележка. По характеру выполняемой работы кабельные краны бывают стационарными и передвижными. Передвижные краны, у которых обе башни передвигаются по соседним путям, обслуживают площадки прямоугольной формы. Если одна башня является стационарной, а другая перемещается по кольцевому рельсу, то такой кран обслуживает площадь в виде сектора, и его называют радиальным. Кабельные краны, оборудованные крюковыми подвесками или грейферами, имеют грузоподъемность 3-25т, иногда 150т. Пролеты кранов составляют в основном 300-600 м, иногда 1000 м. Высота башен 25 –40 м, иногда 60-70 м. Высота подъема груза колеблется от 150 до 205 м и более. Управление кабельными кранами производиться из кабины, которую размещают на подвижной башне, на высоте 20-25 м от опорной поверхности. Кабельный кран представленный на рис. 3.10, имеет башни, передвигающиеся по параллельным крановым путям. Между башнями натянут несущий канат 1, по которому с помощью тягового каната 2, перемещается грузовая тележка 5. На тележке установлены блоки подъемного каната 4, один конец которого закреплен на грузовой тележке, а другой – на барабане механизма подъема груза. Механизм 9 подъема груза и передвижения тележки, кабина управления 8 установлены на одной из башен. Для ограничения провисания подъемного и тягового канатов предназначены поддержки 7, установленные на специальном канате 3. Кран оборудован крюковой подвеской 6.

Кабельный кран


Краны – штабелеры а – мостовой; Краны – штабелеры б — стеллажный
Краны – штабелеры

Краны — штабелеры делятся на мостовые (опорные и подвесные) и стеллажные. Они имеют исполнения: ОП – мостовой опорный, управляемый с пола, с установкой рельсовых путей на стеллажи или колонны здания; используются для транспортирования и переработки пакетированных на поддонах грузов, на складах: ОК – мостовой опорный, управляемый из кабины с установкой рельсовых путей на колонны здания; используется для транспортирования и переработки пакетированных грузов и металлопроката; ОКД – мостовой опорный, для длинномерных грузов, управляемый из кабины, с установкой рельсовых путей на колонны здания; используется для транспортирования и складирования в стеллажи металлопроката на специализированных складах; СА – стеллажный автоматический опорный, управляемый из кабины с установкой в зданиях, перекрытия которых поддерживаются стеллажами; используются на складах для транспортирования грузов, уложенных в стандартную тару. Грузоподъемность подвесных кранов – штабелеров – 5т, а опорных до 125 т.

Мостовой кран – штабелер (рис. а) представляет собой крановый мост 1, по которому перемещается тележка 2, несущая поворотную колонну. По ней с помощью канатного механизма подъема, установленного на тележке, перемещается грузоподъемник, имеющий грузозахватное устройство, выполненное, как правило, в виде вилочного захвата 4. На грузоподъемнике установлена кабина крановщика. Кран перемещается по рельсам 5, смонтированных на стеллажах 6 или колоннах здания.

Стеллажный кран – штебелер (рис. б) представляет собой тележку 7, которая передвигается по рельсам вдоль стеллажей. По вертикальным направляющим колонн 8 перемещается грузовая платформа 9 с кабиной оператора и выдвижным грузозахватом 10.

Краны – штабелеры должны иметь следующие устройства безопасности и блокировки.

Ограничитель грузоподъемности и слабины канатов; конечные выключатели ограничения крайних положений крана, грузоподъемника, тележки, грузозахватного органа; конечные выключатели для перехода с рабочих скоростей на установочные механизмы передвижения крана; аварийный выключатель верхнего положения грузоподъемника; блокировки, не допускающие включения механизмов, если сработал аварийный выключатель верхнего положения грузоподъемника, если не закрыта дверь кабины.

Вопросы для самоконтроля

1. Что называется грузоподъемным краном?

2. Как классифицируются грузоподъемные краны по устройству?

3. Что называется грузоподъемностью крана?

4. Какой размер определяет вылет стрелы крана?

5. Какие параметры крана определяют его грузовую характеристику?

6. Из каких основных частей состоит грузоподъемная установка автомобильного крана?

7. Какие параметры определяют индекс обозначения автомобильных кранов?

8. Какие факторы снижают устойчивость автомобильного крана против опрокидывания?

9. При каких условиях работ грузоподъемность автомобильного крана будет наибольшей?

10. Из каких основных частей и механизмов состоит башенный кран?

11. Как различаются башенные краны по конструкции башен и стрел?

12. Как осуществляется питание башенного и мостового кранов электрическим током?

13. Как подразделяются козловые краны по конструкции?

14. Из каких частей состоит козловой кран?

15. Как осуществляется питание мостовых и козловых кранов электричеством?

16. Как подразделяются мостовые краны по конструкции?

17. Из каких основных частей состоит мостовой кран?

18. Какие параметры входят в индексы кранов мостового типа?

19. Что означают понятия, коэффициенты грузовой и собственной устойчивости?

Виды кранов-манипуляторов

Основными критериями классификации КМУ являются тип базы для монтажа, конструкция стрелы и, естественно, грузоподъемность. Кроме того, кран-манипулятор может иметь различное навесное оборудование, например, грейферный захват для работы с лесом или люльку для подъёма людей.

Куда устанавливают манипуляторы

Крано-манипуляторная установка – это отдельное грузоподъёмное оборудование, надстройка. Гидравлический манипулятор можно разместить на различных базах. Самой востребованной для КМУ является автомобильное шасси.

Кроме того, манипулятор устанавливают на:

  • коммерческий транспорт, включая прицепы и полуприцепы;
  • специальных пневмоколёсных шасси;
  • железнодорожной платформе;
  • гусеничной базе;
  • тракторах и харвесторах;
  • стационарной технологической площадке;
  • гусеничных платформах;
  • плавучих баржах, речных и морских судах.

Конструкция стрелы КМУ

При выборе крано-манипуляторной установки важное значение имеет какие основные работы планируется выполнять с её помощью. Дело в том, что каждая из них имеет свои плюсы и минусы в работе.

Существует два основных вида стрелового оборудования КМУ: Z-образный (коленчатый, шарнирно-сочленённый) и L-образный (прямой). Первый более популярен в Европе, второй – в Азии (Японии, Корее).

Преимущества Z-образной стрелы:

  1. Компактное размещение в базе за счёт конструкции складывания.
  2. Эффективна при работе с крупными, габаритными и объёмными грузами.
  3. Гибкость при сложных условиях работы, например, может «обогнуть» препятствие.
  4. Универсальная в использовании.

Преимущества L-образной стрелы:

  1. Создаёт меньшую нагрузку на передний мост автомобильного шасси при размещении за кабиной.
  2. Быстрее разворачивается для работы на длинном плече и с тяжёлыми грузами.
  3. Высокая скорость работы на малом радиусе.

Обратите внимание!

Среди основных недостатков L-образной стрелы является ограничение по высоте загрузки кузова.

Классификация КМУ по грузоподъёмности

Грузоподъёмность является одним из основных показателей для кранов. Однако чёткой классификации крано-манипуляторных установок по этому показателю нет. К тому же, некоторые производители подразделяют КМУ по грузовому моменту – произведению максимальной грузоподъёмности на вылет стрелы. И даже в этом нет согласия, например, одни считают лёгкими манипуляторы до 4 тм, другие – до 10 тм.

Тем не менее, большинство пользователей и владельцев кранов-манипуляторов придерживаются следующей классификации:

  1. Малый манипуляторы – до 999 кг / 2,9 тм
  2. Лёгкие КМУ – до 2,9 тонн / 10 тм
  3. Средние КМУ – от 3 до 10 тонн / 29,9 тм
  4. Тяжёлые краны-манипуляторы – свыше 10 тонн / 30 тм

Эта классификация основана ещё и н требованиях Российского законодательства. В частности, нормативы Гостехнадзора относят механизмы с грузоподъёмностью до 3 тонн к манипуляторам, а свыше – к крановым установкам, требующим предоставление дополнительных документов для регистрации.

Терминологические основы

Что же такое вообще кран-манипулятор? Ответить на такой вопрос довольно-таки легко. Это такая машина, которая предназначена поднимать груз. Такая машина состоит из краноманипуляторной установки, которая установлена на ходовом устройстве либо же стационарно.

Краноманипуляторная установка – это такое подъёмное устройство, которое содержит стреловое снабжение, грузозахватные основы, систему управления, и, конечно же, опорную раму.

Гидроманипулятор – это грузоподъемный механизм, который работает с гидравлическими орудиями. Такое определение используется, когда заявляют о лесовозах, металловозах, мусоровозах и прочей конкретной технике, где оборудование применяется для перевалки материалов.

У стрелы гидроманипулятора 1-ая секция высокая, а 2-ая короткая, и она имеет телескопическую часть. Это не разрешает размещать их в транспортном положении в уложенном виде за кабиной. Они находятся на особой опоре.

Имеются модели обратной Z-образного устройства. Верхняя стрела размещена сверху, а грузозахват обнаруживается наверху. Это разрешает компактно поместить гидроманипулятор в уложенном виде за кабиной, но низкий грузовой момент иметь ограничение их использование.

Существует много авторов, которые не поддерживают точную терминологию, хотя это в какой-то степени необходимо.

Возможности кранов-манипуляторов

Кран-манипулятор позволяет загружать и выгружать груз, перемещать его (в случае монтажа оборудования на подвижной базе), монтировать различные конструкции. Установка различного рабочего оборудования на стрелу позволяет ещё больше расширить возможности КМУ.

В зависимости от задач, вместо грузоподъёмного крюка может быть установлена:

  1. Люлька для подъема работников.
  2. Захват для работы с контейнерами.
  3. Грейфер для сыпучих материалов.
  4. Захваты для металлолома, труб, леса.
  5. Специальные устройства для погрузоразгрузочный работ с бордюрным камнем.
  6. Оборудования для эвакуации машин.
  7. Вилы для паллет.
  8. Бурильное оборудование.

Дополнительная информация!

Если сечение стрелы — многоугольник, то прочность будет выше по сравнению с круглым сечением. Большее количество граней делает конструкцию более крепкой и надежной.

Манипуляторы могу применяться для:

  • погрузки, разгрузки грузовых автомобилей, маломерных судов, железнодорожных вагонов;
  • транспортировки инвентаря, оборудования, материалов и инструментов;
  • монтажа, демонтажа и перевозки различного оборудования (станков, трансформаторов, котлов, мини-электростанций) и металлоконструкций (рекламные щиты);
  • эвакуации автомобилей и прочей техники (катки, бульдозеры, экскаваторы и др.), в т. ч. находящейся в неисправном состоянии;
  • установки столбов, заборов, ограждений и даже посадки деревьев.

Всё это позволяет применять манипуляторы в различных областях и отраслях промышленности.

Основные сферы применения манипуляторов на 20 тонн

Грузоперевозки. Наши машины успешно справляются с транспортными задачами высокой сложности, поэтому могут использоваться для доставки грузов различного назначения на средние и дальние расстояния.

Промышленность. Спецтехника может применяться для перевозки крупного оборудования на промышленных объектах. Кинематика манипулятора позволяет эксплуатировать его в ограниченном пространстве, где обычный автокран малоэффективен.

Строительство. Машины из нашего автопарка способны одновременно перевозить до 20 тонн ЖБИ, металлоконструкций и тяжелого оборудования с базы поставщика на строительную площадку.

Где применяют КМУ

Самой популярной базой для установки кранов-манипуляторов являются автомобили. Машина с манипулятором это единственная ассоциация у большей части людей. Они применяются в логистике, строительной, нефтегазовой, лесозаготовительной отраслях, коммунальном хозяйстве, энергетическом комплексе и при работе с отходами. Но помимо этого, краны-манипуляторы получили широкой применение на железной дороге и в море.

КМУ для судов

Краново-манипуляторная установка занимает при монтаже не много место. Это преимущество КМУ используют на море, где важна компактность. Они применяются для загрузки судна, а также в рыболовном хозяйстве.

Установленный на судно кран-манипулятор выполняет не только погрузо-разгрузочные, но и монтажные работы. Их применяют для прокладки подводных кабелей, особенно на малых глубинах, очистки дна, транспортных работах.

Конечно, для эксплуатации на воде установки предварительно обрабатывают специальным антикоррозийным составом. К тому же, некоторые из них комплектуют электродвигателями для автономной работы.

Манипуляторы железной дороги

Благодаря своей гибкости, манипуляторы более эффективно работают вблизи ЛЭП. К тому же, они являются универсальным оборудованием, способным проводить не только погрузо-разгрузочные работы, но и работать со сменным оборудованием.

Установленные на железнодорожной платформе в составе ремонтных бригад, КМУ помогает менять рельсы, шпалы, проводить отсыпку путей, а также поднимать работников для ремонта и прокладки контактной сети.

Лесная промышленность

Трудятся манипуляторы в лесном хозяйстве и на лесозаготовке. Снабжённый грейферным захватом, КМУ легко осуществляет погрузо-разгрузочные работы, размещая заготовки на плетевозы. Специально оборудованное место оператора на первой секции стрелы позволяет ему контролировать процесс сверху, получая отличную обзорность.

Кроме того, с помощью манипулятора эффективней убирать повалившиеся деревья.

ЖКХ и работа с отходами

Важную роль играют КМУ в сфере ЖКХ и работе с отходами. Загрузка контейнеров-лодочек с отходами в машину осуществляется, как правило, крюковым захватом. Это устройство тоже является разновидностью КМУ.

Также, некоторые модели комбинированных дорожных машин оснащаются манипуляторами или крюковыми захватами для установки сменного оборудования на шасси автомобиля.

Строительство и логистика

Манипулятор может эффективно работать на коттеджном строительстве, совмещая погрузку, перевозку и разгрузку кирпича, железобетонных плит и других стройматериалов. При этом отпадает необходимость заказывать услуги обычных автокранов.

При решении логистических задач с использованием автомобилей оборудованных КМУ отпадает необходимость применения погрузочной техники. Кран-манипулятор может не только привезти и снять груз на площадку, в некоторых случаях он может разместить его непосредственно в месте хранения или использования.

Выбор КМУ для грузовика

Предприятия, занимающиеся продажей, установкой и обслуживанием КМУ, предлагают различные варианты поставки. Они могут предоставить готовый вариант на желаемой платформе, а могут смонтировать оборудование на шасси клиента.

Краново-манипуляторные установки монтируются на отечественные автомобили – ГАЗель, ГАЗон, КамАЗ, МАЗ, а также практически на все иномарки. К тому же, востребованными на рынке остаются корейские и японские б/у «воровайки».

Выбирая КМУ, следует обратить внимание на:

  • собственный вес установки;
  • тип и вылет стрелы;
  • радиус работы и угол поворота;
  • грузоподъёмность;
  • грузовой момент;
  • высота подъёма.

Стоит помнить, что максимальная грузоподъёмность достигается при минимальном вылете стрелы. Поэтому внимательно изучите грузовысотные характеристики краново-манипуляторной установки.

Все КМУ – L- и Z-типов – оборудуются телескопической стрелой. В большинстве случаев это 3-х, 4-х или 5-секционные модели. При этом стрелы с одинаковым количеством секций, одной длины и сечения могут иметь разный грузовой момент. Во многих моделях краново-манипуляторных установок секции выдвигаются поочерёдно, но есть и такое оборудование, где выдвижение стрелы происходит пропорционально.

Важно!

Если стрела телескопируется пропорционально, т.е. все секции выдвигаются одновременно, грузовой момент будет ниже, чем у стрелы с последовательным выдвижением.

Работать с тяжёлыми грузами на манипуляторе с пропорциональным выдвижением не рекомендуется. Это связано с тем, что последняя внутренняя секция стрелы самая тонкая и предназначена для более лёгких грузов. Перевес на ней может привести к прогибу и, как результат, выходу КМУ из строя.

Стоит обратить внимание на профиль стрелы. Самыми распространёнными являются четырёх-, пяти- и шестигранные. Белее профилированные секции обеспечивают прямолинейность движения и позволяют более точно центрировать их при телескопировании.

Важное значение может иметь возможность установки дополнительного оборудования – гидравлического захвата для штучных грузов и контейнеров, грейфера для сыпучих и мелко кусковых материалов, люльки для подъёма людей. Широкий выбор сменного рабочего оборудования гидроманипулятора позволит диверсифицировать предлагаемые услуги и повысить доход КМУ.

Преимущества аренды манипулятора на 20 тонн в нашей компании

Высокое качество техники. Мы предоставляем технически исправные манипуляторы, оснащенные всеми необходимыми такелажными и грузозахватными приспособлениями.

Экономичность. Стоимость аренды спецтехники в оправдывает перевозку каждой тонны груза.

Широкая география работы. Вы можете взять в аренду манипулятор на 20 тонн не только в Москве или Подмосковье. При необходимости мы предоставим технику и для работы в регионах России.

Если вы хотите получить дополнительную информацию об или оставить заявку, воспользуйтесь формой обратной связи или позвоните в наш офис.

Грузоподъемность (измеряется в тоннах) обозначает максимальную массу груза, на которую рассчитан манипулятор. Грузовой момент (измеряется в тонно-метрах) показывает, на каком расстоянии от оси техники может быть размещен груз заданной массы.

Почему удобно работать кранами-манипуляторами

Машина с манипулятором это в первую очередь коммерческая техника. Следовательно, она должна приносить доход. Объединение функций крана и грузовика в одной спецтехнике позволяет экономить время и средства, а также дифференцировать риски.

Аренда КМУ, например, при строительстве коттеджа или малоэтажного дома позволит снизить расходы. Ведь чтобы привезти стройматериалы не нужно будет нанимать отдельно грузовой автомобиль для перевозки и бригаду грузчиков для их выгрузки. А ещё кран для подъёма. Все эти операции легко выполнит один человек на кране-манипуляторе.

Автор: Андрей Соломин
Поделиться

Зависимость грузоподъемности от вылета стрелы

Грузоподъемность манипуляторов обратно пропорциональна вылету стрелы. Чем дальше от машины находится перевозимый груз, тем меньше вес, который кран сможет поднять. В данном случае действует закон рычага. Например, если грузовик с манипулятором находится на расстоянии более 10 м от груза, заявленная грузоподъемность может сократиться примерно в 3 раза. При этом длина стрелы не зависит от вида техники по грузоподъемности: у легких моделей длина грузоподъемного органа может достигать 14 м, а у тяжелых составлять всего 9–10 м.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]