Конструктивные нюансы стрелы
Эта часть крана по форме напоминает параллельное сечение. Грузоподъемность — определяющий фактор при выборе долговечного оборудования.
Система выдвижения стрелы по принципу телескопа сделана в форме секций, которые смещаются или в произвольном, или в последовательном порядке. При выборе важно уделить внимание таким величинам, как ширина и длина площадки, а также используемым аутригерам. От этих технических средств зависит безопасность и то количество груза, которое способен поднять кран.
Это интересно: Как получить права на манипулятор (КМУ): категории, удостоверения, разрешения
Шасси
Вид шасси для определяется сферой применения крана-манипулятора и решаемыми задачами. По виду используемого ходового устройства манипуляторы разделяются на:
- автомобильные манипуляторы;
- пневмоколесные;
- гусеничные;
- на специальном шасси автомобильного типа;
- короткобазовые;
- на шасси колесного или гусеничного трактора;
- рельсовые – на опорной платформе, перемещаемой по рельсам на колесах;
- железнодорожные – на ж/д платформах;
- переставные;
- прицепные, в т.ч. на санном шасси;
- самоустанавливающиеся;
- устанавливаемые стационарно на фундаменте (например, на технологических площадках);
- устанавливаемые на плавучих платформах, катерах и т.п.
Приведенная информация поможет Вам сориентироваться на рынке и сделать правильный выбор, если Вы решили купить КМУ или уже готовый кран-манипулятор.
Преимущества
Главным достоинством такого типа спецтехники является его универсальность, позволяющая проводить при помощи КМУ погрузочно-разгрузочные работы с грузами различного назначения (в том числе загрузке и перевозке контейнеров, бытовок, сыпучих грузов, эвакуации автотранспорта и т.д.), а также осуществлять их транспортировку в нужное место на собственной грузовой платформе. Некоторые модификации данной техники позволяют устанавливать на КМУ дополнительное оборудование (монтажную люльку, экскаваторный ковш и пр.) для проведения различных ремонтно-строительных работ, что еще более расширяет ее функциональные возможности.
В зависимости от условий эксплуатации и характера перевозимого груза крановый манипуляторный механизм может устанавливаться практические на любые модели грузового автотранспорта с колесным или гусеничным шасси, а также на другие виды самоходной спецтехники. Для работы в городских условиях такие установки обычно устанавливаются на грузовики небольшой или средней грузоподъемности, обладающие достаточно высокой маневренностью на городских магистралях и экономичностью в эксплуатации.
К дополнительным преимуществам, которыми обладает кран манипулятор, также относятся:
- небольшой вес и габариты установленного на технике кранового механизма;
- небольшая себестоимость проведения крановых работ и транспортировки различных грузов;
- подключение КМУ к основному двигателю автотранспортного средства через коробку отбора мощности;
- возможность применения данной спецтехники для проведения различных видов работ.
В состав данного устройства обычно входят следующие основные элементы:
- опорная рама КМУ, закрепляемая на базовом шасси транспортного средства;
- грузовая платформа открытого типа;
- крановый механизм секционного или телескопического вида;
- привод КМУ от основного двигателя через специальную коробку отбора мощности;
- пульт оператора для управления работой установки.
Терминология
Кран-манипулятор – это машина для подъема груза, состоящая из краноманипуляторной установки (КМУ), установленной на ходовом устройстве или стационарно.
В свою очередь краноманипуляторной установкой называется подъемное устройство, которое включает стреловое рабочее оборудование, грузозахватные органы (обычно крюковая подвеска), систему управления и опорную раму. Чаще всего к рабочему органу гидравлического привода не имеют.
Гидроманипулятор напротив представляет грузоподъемный механизм, работающий с гидравлическими орудиями (грейферами, захватами и др.). Как правило, данный термин используют, когда говорят о лесовозах, металловозах, мусоровозах и другой специализированной технике, где рабочее оборудование используется для перевалки материалов.
Конструктивно у стрелы гидроманипулятора первая секция длинная, а вторая короткая, с телескопической частью. Это не позволяет размещать их в транспортном положении в сложенном виде за кабиной. Обычно при транспортировке они устанавливаются на специальной опоре повернутыми вперед или назад, вдоль направления движения.
Существуют также модели обратной Z-образной конструкции, в которой верхняя стрела расположена сверху, а грузозахват оказывается наверху. Это позволяет компактно разместить гидроманипулятор в сложенном виде за кабиной, но малый грузовой момент ограничивает их применение. В различных источниках авторы строгой терминологии не придерживаются, и хотя с технической точки зрения это не всегда корректно, понятия краноманипуляторной установки и гидроманипулятора зачастую отождествляются.
Южнокорейские манипуляторы
У всех разновидностей кранов-манипуляторов, произведенных в Южной Корее, отличное соотношение «цена – качество». Они составляют серьезную конкуренцию японским аналогам.
Компания Kanglim выпускает все виды манипуляторных установок, включая тяжелые. В производстве используются гидравлические цилиндры собственной конструкции.
Манипулятор Kanglim
В крановых манипуляторах Dong Yang используются дополнительные задние опоры, широкие балансиры, что делает кран устойчивым к опрокидыванию.
Не менее востребованы все виды продукции относительно молодых фирм CS Machinery и Soosan.
Конструктивные нюансы стрелы
Эта часть крана по форме напоминает параллельное сечение. Грузоподъемность — определяющий фактор при выборе долговечного оборудования.
Система выдвижения стрелы по принципу телескопа сделана в форме секций, которые смещаются или в произвольном, или в последовательном порядке. При выборе важно уделить внимание таким величинам, как ширина и длина площадки, а также используемым аутригерам. От этих технических средств зависит безопасность и то количество груза, которое способен поднять кран.
Характеристики КМУ
Ниже перечислены самые основные характеристики, которые характеризуют кран и определяют его стоимость:
- предельный и наименьший вылет стрелы;
- грузоподъемность при наибольшем и наименьшем вылете;
- грузовой момент стрелы, также устанавливаемый при наибольшем и наименьшем варианте вылета стрелы крана;
- высот подъёма и его отпускание груза;
- меньший радиус крановой установки;
- реализация подвески.
Конструкция стрелы играет немаловажную роль:
- форма параллельного сечения. Чем больше граней, тем она прочнее. Поэтому необходимо выбирать её с большим количеством граней;
- образ системы телескопического выдвижения. Такие секции могут смещаться как в последовательном порядке, так и в произвольном;
- грузоподъемность немаловажный элемент;
- длина и сама ширина площадки, применяемые аутригеры. От них будет зависеть грузоподъемность крана и безвредность работы.
Обратите внимание, что при выборе манипулятора необходимо смотреть на грузовысотную диаграмму, которая является важным элементом, от которого зависит обзор.
Это интересно: Манипулятор на базе КамАЗа: модели и характеристики
Правила выбора
Чтобы арендовать манипулятор без неприятных последствий для заказчика, в первую очередь, потребуется обратить внимание на:
- Тоннаж транспортного средства, с учетом работоспособности стрелы. Масса груза не должна превышать допустимую нагрузку на манипулятор.
- Функциональность стрелы. Конкретно важны параметры вылета, мощность подъема и маневренность.
- Характеристики автомобиля. Габаритные значения платформы КМУ должны не только соответствовать заявленным требованиям арендатора, но и параметрам объекта перевозки.
- Оператор КМУ. Независимо от функциональных характеристик профессионализм водителя транспорта с подъемной стрелой довольно важен.
При оформлении заявки на выбранный манипулятор рекомендуется обратить внимание на документацию, которую предоставляет организация — перевозчик.
Классификация по грузоподъемности и грузовому моменту
В зависимости от грузоподъемности КМУ условно разделяют на следующие 3 класса:
- до 1 тонны (к этому классу относятся машины, называемые не иначе как краны-микроманипуляторы);
- от 1 до 10 тонн (краны средней грузоподъемности);
- более 10 тонн (тяжелые краны-манипуляторы).
Однако грузоподъемность является в некоторой степени субъективным показателем, так как ее значение не отражает зависимость реального максимального веса поднимаемого груза от вылета стрелы. Поэтому более верно будет вести речь о грузовом моменте. Этот параметр представляет собой произведение двух сомножителей: вылета стрелы и грузоподъемности КМУ. Единицами измерения данного показателя являются кНм (килоньютон на метр) и тм (тонна на метр). Как таковой общепринятой классификации КМУ по данному параметру не существует. По данной причине здесь можно положиться на опыт предприятий-разработчиков. Например, производитель из Австрии Palfinger классифицирует собственные машины на 3 группы:
- легкий класс (грузовой момент не более 3,9 тм);
- средний класс (грузовой момент в пределах от 4 до 29,9 тм);
- тяжелый класс (грузовой момент в диапазоне от 30 до 150 тм).
Иную классификацию моделей КМУ предлагает шведский производитель спецтехники HIAB, подразделяя свои машины следующим образом:
- легкий класс (грузовой момент менее 10 тм);
- средний класс (грузовой момент от 10 до 22 тм);
- тяжелый класс (грузовой момент – 22 тм и более).
Итоги
Кран — манипулятор, аренда которого обходится достаточно дорого, по сравнению с обычными грузовиками, является практически универсальной техникой для погрузки и разгрузки грузов различного типа. Оформление разрешения на транспортировку негабаритных грузов на платформе КМУ — процесс кропотливый и затратный как по времени, так и финансово. Поэтому, прежде, чем заказывать в транспортной организации транспортное средство с подъемной стрелой, стоит тщательно проверить сроки действия всех сопроводительных документов. Контроль даже самых мелких нюансов снизит риск происхождения неприятных ситуаций, последствий, а также денежные расходы на их устранение. Взвешенное решение выбора транпорта для перевозки значит многое как для исполнителя, так для получателя.
Особенности перевозки различных видов строительных материалов автомобильным транспортом.
Смотрели: 8 336
Система управления
Система управления в машинах этого типа обычно бывает представлена набором рычагов, каждый из которых отвечает за какое-либо определенное действие, будь то поднимание стрелы, выдвижение аутригеров, подъем либо опускание троса и др. Часто органы управления располагаются у основания стрелы по обеим сторонам основания КМУ.
Однако нередко производители размещают эти рычаги в верхней части основания стрелы, где находится кресло оператора. Выпускаемые сегодня модели кранов-манипуляторов нередко оборудуются дистанционными пультами управления, которые позволяют руководить функционированием КМУ на расстоянии.
Аутригеры
Аутригерами называются выдвижные опоры, которые при выполнении погрузочно-разгрузочных работ устанавливаются на грунт, обеспечивая тем самым необходимую устойчивость базовой машины. На кранах-манипуляторах используются аутригеры, отличающиеся по способу выдвижения, который может быть механическим и гидравлическим.
В первом случае выдвижение аутригеров осуществляется вручную. После установки на грунт аутригеры фиксируются в нужном положении.
Гидравлический метод выдвижения аутригеров предполагает использование компактных гидроцилиндров с приводом от гидромотора крано-манипуляторной установки. Аутригерами этого типа оборудуются краны-манипуляторы, обладающие высокой грузоподъемностью.
Классификация кранов манипуляторов
Исходя из вида применяемой подвески, существуют краны-манипуляторы со стрелой на жесткой подвеске (шарнирное исполнение) и со стрелой на гибкой подвеске (канатное исполнение). В последнем случае груз захватывается с помощью грузового крюка, расположенного в конце лебедки. Если подвеска жесткая, то место дислокации крюка шарнирное, на оголовке стрелы.
Исходя из того, как складывается стрела, КМУ делят на три вида:
- Z-образное;
- L-образное;
- телескопические.
Когда стрелы сложены, они напоминают формой именно эти буквы латиницы. Телескопические выдвигаются друг из друга — стрела меньшего диаметра — из стрелы большего диаметра.
Виды авто-манипуляторов:
- малотоннажные (легки в управлении и обслуживании, имеют небольшой вес, хорошую гибкость благодаря двум коленам и грузоподъемность до семи тонн, монтируются на грузовики небольшого размера, выдвижные опоры работают от гидропривода);
- среднетоннажные (переносят грузы весом до 25 тонн, длина вылета стрелы — 20 метров, монтируются на большие грузовики);
- крупнотоннажные (переносят грузы до 80 тонн, монтируются на сверхтяжелых грузовиках, на полуприцепах).
Виды КМУ на КАМАЗы
На грузовик Камаз можно установить любой вид крана-манипулятора. Одно условие — манипулятор не должен весить больше 15 % от веса Камаза. Хорошо себя зарекомендовали в рамках установки на КамАЗ модели кранов-манипуляторов производства Южной Кореи и Японии.
Виды манипуляторов-роботов:
- используемые в горном деле. Представляет собой буровую каретку, перемещающую в призабойном пространстве;
- используемые в металлургической промышленности для выполнения вспомогательных манипуляций во время обработки металлов давлением. Существуют ковочный и прокатный вид. Такой тип кранов, как подвесные, применяют в прокатных и кузнечных цехах;
- используемые в ядерной технике для работы с радиоактивными веществами;
- используемые в океанографических работах на большой глубине. Ими оборудуются гидростаты.
Еще один вид параллельного манипулятора-робота — платформа Гью-Стюарта. Этот вид подразумевает использование октаэдральной компоновки стоек. С его помощью изготавливаются станки, активно применяется он в авиации, в подводных исследованиях, на летательных тренажерах, в телескопах, а также в ортопедии.
Виды КМУ по маркам:
- PALFINGER;
- FERRARI;
- XCMG;
- HIAB;
- PM;
- FASSI;
- EFFER;
- Синегорец;
- Epsilon Palfinger;
- KANGLIM;
- NANSEI;
- TADANO;
- KATO;
- UNIC.
Для каждого вида работ и для каждого автомобиля можно подобрать свой кран-манипулятор, который будет удовлетворять всем требованиям.
Стреловое оборудование
Существует два основных параметра: вид подвески и способ складывания стрелового оборудования.
- гибкая. Исполнение КМУ является канатным, для перемещения грузов используется лебедочный трос. Груз захватывается крюком, закрепленным на этом тросе;
- жесткая. КМУ с такой подвеской имеют грузозахватный механизм с гидравлическим управлением. Он закрепляется на стреле с помощью шарнирных соединений.
Способы складывания могут быть следующими.
L-образный
При такой конструкции стрела является прямой и выдвигается телескопически. В сложенном состоянии она располагается вдоль борта шасси в области кузова либо над кабиной водителя. Такое стреловое оборудование работает с использованием лебедки, что позволяет опускать и поднимать груз плавно и с высокой точностью. Еще одно достоинство — оптимальное распределение нагрузки (часть ее смещается на заднюю ось). Это увеличивает грузоподъемность оборудования.
Z-образный
При такой конструкции стрела состоит из нескольких колен, что позволяет компактно складывать ее за кабиной. «Коленчатая» конструкция также упрощает работу в сложных условиях, при наличии препятствий. С другой стороны, такое оборудование имеет сниженную грузоподъемность. Считается, что его целесообразно использовать для работы с грузами относительно небольшой массы.
По опыту , в Москве чаще востребована аренда манипулятора со стрелой L-образной конструкции — она более надежна и производительна, а кроме того, является более доступной.
Применение
Машина идеально справляется с механизацией погрузочно-разгрузочных работ, а потому может быть использована для подъема, погрузки и дальнейшей перевозки как одиночных предметов, так и грузов, расположенных на поддонах и паллетах, а также в контейнерах. С помощью этих машин можно успешно перевозить мелкокусковые грузы, станки, бытовки, стекло, бревна и другие длинномеры, металлический скрап и даже легковые автомобили, находящиеся в неисправном или аварийном состоянии. Кроме того, такие машины широко применяются в следующих случаях:
- при выполнении монтажных и высотных работ;
- в малоэтажном строительстве;
- в коммунальном хозяйстве;
- при выполнении работ ремонтно-восстановительного характера;
- при проведении работ в стесненных условиях.
Организация доставки
Все-таки большинство стандартных грузов перевозят при помощи обычных грузовых автомобилей. Транспортировка же негабаритных, объемных или тяжеловесных объектов требует предварительного рассмотрения и согласования с контролирующими органами.
Поэтому при составлении маршрута поездки, его необходимо проанализировать и предоставить на утверждение службам контроля за безопасностью движения на дорогах.
Подготовительные мероприятия проводятся с учетом следующих критериев:
- подробности осуществления погрузки и разгрузки транспортного средства;
- километраж перевозки;
- характеристики груза (длина, ширина, высота, объем и прочие значения);
- маркировка груза по классу опасности, если таковой имеется;
- точные координаты пунктов погрузки, разгрузки и перегруза;
- исправность дорожного полотна на всей протяженности маршрута;
- наличие сложных или узких мест прохождения КМУ с негабаритным грузом, пути объезда;
- надежность креплений схемы фиксации транспортируемого объекта на платформе манипулятора;
- грамотное расположение груза в кузове крана-манипулятора в соответствии с регламентом транспортировки негабарита;
- соответствующая маркировка транспортного средства и груза, предупреждающая других участников дорожного движения о типе перевозимого груза.
Также среди обязательных пунктов составления маршрута стоит отметить точность расположения контрольных точек для осмотра груза и ТС, а также их удаленность от населенных пунктов.