Самосва́л
— грузовой саморазгружающийся автомобиль, прицеп или полуприцеп с кузовом (чаще бункерного типа), механически (как правило, гидравлически) наклоняемым для выгрузки груза или с принудительной разгрузкой (например, шнеком).
Также существуют самосвалы, для выгрузки которых применяется наклон всего автомобиля при помощи телескопических подъёмников.
Самосвалы применяются для перевозки навалочных, или сыпучих,или иных грузов, пригодных для такой выгрузки, которая производится посредством их опрокидыванияиз кузова.
Самосвалы классифицируются:
- По типу выгрузки (наклоном или принудительной)
- По направлению выгрузки (вбок, назад)
- По типу кузова (бункер, платформа, съезжающий бункер, съезжающая платформа)
Хотя грузоподъёмность самосвала меньше, чем у аналогичного грузовика с фиксированной грузовой платформой, тем не менее самосвалы выгодны из-за сокращения времени на разгрузку. Самосвалы различают по способу разгрузки — задняя, боковая, двусторонняя и универсальная разгрузка на все стороны. В России самосвалы производят компании КАМАЗ, УРАЛ, ГАЗ, Яровит.
Самосвалы для подземных работ[править | править код]
Основная статья: Подземный автосамосвал
Самосвалы для подземных работ предназначены для транспортирования и выгрузки взорванных или разрыхлённых механическим способом пород в стеснённых условиях подземных шахт, при добыче полезных ископаемых и строительстве тоннелей. Конструкция позволяет использовать их и на открытых разработках, но не столь эффективно.
Подземные самосвалы выпускают компании Atlas Copco, Caterpillar, DUX Machinery, Paus, Sandvik, БЕЛАЗ, МоАЗ
Самые грузоподъёмные модели:
Производитель | Модель | Грузоподъёмность, тонн | Собственная масса, тонн | Двигатель — Мощность л. с. | Колесная формула | Максимальная скорость, км/ч | Ссылка |
Sandvik | Supra 0012H | 80 | 58 | Detroit Diesel — 425лс | 10×8 | — | [41] |
Caterpillar | AD60 | 60 | 50 | Caterpillar — 805лс | 4×4 | 41 | |
Sandvik | TORO 60 | 60 | 48,5 | Cummins — 760лс | 6×4 | — | [42] |
Atlas Copco | MT6020 | 60 | 43,9 | Cummins — 760лс | 4×4 | — | [43] |
Caterpillar | AD55B | 55 | 47 | Caterpillar — 805лс | 4×4 | 41 | |
Sandvik | TORO 50 | 50 | 32,5 | Detroit Diesel — 525лс | 4×4 | — | [44] |
Atlas Copco | MT5020 | 50 | 42 | Cummins — 650лс | 4×4 | — | [45] |
Caterpillar | AD45B | 45 | 40 | Caterpillar — 587лс | 4×4 | 52 | |
DUX | TD45 | 41 | 39,4 | Detroit Diesel — 575лс | 4×4 | — | [46] |
Sandvik | TORO 40 | 40 | 30,7 | Detroit Diesel — 475лс | 4×4 | — | [47] |
БЕЛАЗ | 75800 | 40 | 35,5 | Cummins — 476лс | 4×4 | 40 | [48] |
МоАЗ | 7508 | 35 | 29 | ЯМЗ — 360лс | 6×4 | 40 |
Самосвалы для осуществления вывоза снега — это специализированная техника, предназначенная для транспортировки снега на снегоплавильные пункты.
Кузова автосамосвалов
Грузовые кузова самосвалов обычно изготавливают цельнометаллическими – сварными из листовой стали – и усиливают стойками. Иногда их делают из алюминиевых сплавов или армированных пластмасс, что позволяет уменьшить массу самосвала, повысить коррозионную стойкость кузова, снизить уровень шума при погрузке, улучшить очищаемость при разгрузке, а также за счет снижения полной массы самосвала уменьшить сопротивление качению и расход топлива.
В зависимости от типа и свойств перевозимого груза кузова самосвалов могут иметь различную форму (рис. 9): прямоугольную, корытообразную, полуэллиптическую, ковшовую, совковую. Кроме того кузова бывают с открывающимися в направлении разгрузки бортами (назад, вбок, на все стороны), без открывающихся бортов и без задних бортов (рис. 10).
Одним из наиболее простых по конструкции является кузов ковшового типа. Кузов самосвала КамАЗ (рис. 11) цельнометаллический, сварной, без открывающихся бортов, прямоугольного сечения. Он выполнен равномерно расширяющимся от передней части к задней, что обеспечивает его лучшую разгрузку при опрокидывании.
Рисунок 9 – Формы кузовов автомобилей-самосвалов
Рисунок 10 – Схемы открывания бортов грузовых кузовов и выгрузки самосвалов: а, б – прямоугольные с открывающимися в бок бортами; в – корытообразный без открывающихся бортов; г – полуэллиптический с открывающимся назад бортом; д – ковшовый без задних бортов; е – совковый без задних бортов
Рисунок 11 – Кузов (платформа) самосвала КамАЗ: 1 – боковина; 2 – козырек; 3, 6 – борта; 4, 7 – усилители; 5 – стойки; 8 – основание
Кузов состоит из основания 8 с продольными верхними и нижними усилителями 4 и 7, боковых бортов 6 со стойками 5, переднего борта 3 и козырька 2 с боковинами 1. В передней части кузова приварен кронштейн крепления верхней опоры гидроцилиндра подъемного механизма, а в задней части – кронштейны шарниров оси опрокидывания.
Достоинства ковшового кузова:
- простота конструкции;
- герметичность, прочность и жесткость конструкции;
- проще в эксплуатации (не нужно отрывать и закрывать борта). Недостатки ковшового кузова:
- необходимость большого угла подъема платформы и, как следствие, ухудшение продольной устойчивости самосвала;
- затрудненность разгрузки плохо сползающего груза (влажный песок, глина и др.);
- нерациональное использование объема.
В связи с указанными недостатками большее распространение получили кузова с открывающимися бортами.
Кузова с открывающимися бортами могут иметь верхнее или нижнее расположение шарниров, обеспечивающих соответствующее открывание бортов.
Способ открывания борта вбок существенно влияет на степень подсыпания груза под колеса самосвала (рис. 12). Наименьшее подсыпание груза под колеса наблюдается с фиксацией откидного борта под углом, равным углу подъема кузова (рис. 12 в).
Рисунок 12 – Влияние способа открывания борта на степень подсыпания груза под колеса
Рисунок 13 – Автосамосвалы с различным способом разгрузки
Программы покупки в компании SGM Group
Где купить качественную и недорогую большегрузную технику? Обратитесь в . На нашем сайте представлен широкий ассортимент крупногабаритной техники, которая подойдет для любого вида транспортных перевозок.
Купить самосвалы
в России в можно с помощью трех программ: кредита, лизинга или, оформления заказа нужной техники. Мы расскажем о преимуществах каждого такого предложения.
Кредит – денежный заем денег через кредитные организации. Лизинг – предоставление финансовой аренды на конкретные единицы техники. Обе эти программы существуют для облегчения получения техники в пользование. При получении техники в лизинг от «SGM Group» действуют выгодные условия:
- Авансовый платеж 0%;
- Снижение ставки на 25%;
- Экономия за счет возврата НДС;
- Снижение налога на прибыль.
Кроме того, мы представляем индивидуальный расчет покупки в лизинг, так как прекрасно понимаем, что у каждого предпринимателя могут быть разные финансовые возможности и разные пути реализации бизнеса.
Что выбрать: лизинг или кредит?
Ответ на этот вопрос в каждом случае может быть индивидуальным. Мы советуем рассчитать оба варианта и выбрать наиболее выгодный в Вашем конкретном случае.
Еще одно преимущество — это возможность заказать нужную единицу техники. В настоящее время приобрести нужную модель крупногабаритной техники очень проблематично, так как рынок автомобилей достаточно беден. Но наша компания имеет надежных зарубежных поставщиков (марки Вольво, Шмитц, Киппер и др), поэтому мы имеем возможность оформить заказ необходимой техники.
Преимущество приобретения бу техники
К приобретению бу техники в России сложилось очень неоднозначное отношение. С одной стороны, это неплохой способ сэкономить средства, а с другой – риск купить некачественный большегруз. Чтобы исключить возможность купить неисправный подержанный самосвал, важно приобретать технику только в проверенных компаниях.
Менеджеры «СГМ-ГРУПП» выделяют следующие преимущества покупки бу самосвалов через нашу компанию:
- Большой ассортимент разнообразных предложений;
- Доступная стоимость техники;
- Возможность пообщаться с бывшим владельцем самосвала;
- Удобная навигация по каталогу товаров.
Связаться с нами можно по телефону или заказать обратный звонок на сайте.
Внедорожные (карьерные) самосвалы[править | править код]
Карьерные (внедорожные) самосвалы используются на открытой разработке полезных ископаемых. Из-за их габаритов и веса эксплуатация на дорогах общего пользования не представляется возможной. Крупные модели доставляются до места работы по частям и собираются уже на месте.
Наиболее целесообразной для тяжёлых самосвалов признана схема с двумя осями с задним или полным приводом и разгрузкой кузова назад. В 1970-е годы пытались использовать трёхосные самосвалы, как например Terex Titan и WABCO 3200B, но такие схемы в карьерах не прижились. Компания Kress предлагает самосвалы с донной разгрузкой, но это требует использования специального разгрузочного комплекса.
На современных сверхтяжёлых самосвалах обычно применяется гибридная силовая установка — дизельный двигатель приводит в действие генератор переменного тока, который питает тяговые электродвигатели, вращающие колёса (см. Электрическая передача). Тормозная система — также совмещённое действие гидравлики и электромоторов, которые в режиме торможения вырабатывают энергию. Над созданием электропривода трудятся совместно General Atomics (Terex), General Electric (Komatsu, БЕЛАЗ), Siemens (Hitachi, Liebherr, БЕЛАЗ).
Особняком стоит Caterpillar 797B, который обходится без лишних элементов (генератора и электродвигателей). Этому способствует самый большой в мире двигатель из тех, что устанавливаются на грузовики — CAT 3524B (два совмещённых CAT 3512B), 24 цилиндра, объёмом 117 литров, крутящий момент переваливает за 16000 Нм (запас 22 %). Машина имеет 7-ступенчатую гидромеханическую трансмиссию. Тормоза гидравлические. Однако в настоящее время компания готовит к производству новое поколение самосвалов, которые будут иметь дизель-электрический привод, разработанный совместно с Mitsubishi Electric.
Наибольшая эффективность подобных гигантов достигается при использовании в паре с гидравлическим или тросовым экскаватором, осуществляющим загрузку за 3-5 циклов. Уже есть экскаваторы, оборудованные ковшом, вмещающим более 76 кубометров породы (более 100 тонн), а 26 сентября 2013 года на испытательном полигоне Белорусского автомобильного завода был представлен самосвал БелАЗ-75710, который позволяет перевозить 450 т полезного груза.[1]
Сейчас выпуском карьерных самосвалов занимаются более 20 компаний. Основную часть рынка, более 95 %, составляют самосвалы грузоподъёмностью до 40 тонн.
В России разработкой карьерных самосвалов занимается , в 2018 году выпустившая 60-тонную версию.[источник не указан 292 дня
]
Самые грузоподъёмные модели ведущих производителей:
Производитель | Модель | Грузоподъёмность, тонн | Полная масса, тонн | Двигатель | Мощность, л. с. | Максимальная скорость, км/ч | Год выпуска | Ссылка |
БЕЛАЗ | 75710 | 450 | 810 | MTU / Siemens MMT 500 | 4600 | 64 | 2013 | [2][3][4] (недоступная ссылка) |
Caterpillar | 797F | 363 | 623 | Caterpillar | 4000 | 67 | 2009 | [5] |
Unit Rig (Terex) | MT 6300AC | 363 | 598 | MTU | 3750 | 64 | 2008 | [6] |
Liebherr | T 282 °C | 363 | 592 | MTU | 3755/4023 | 64 | 2010 | [7] |
Liebherr | T 282 B | 363 | 592 | MTU | 3650 | 64 | 2004 | [8] |
Komatsu | 980E | 363 | 625 | Komatsu | 3500 | 61 | 2016 | [9] |
БЕЛАЗ | 75601 | 360 | 610 | MTU | 2800/3807 | 64 | 2010 | [10] |
Caterpillar | 797В | 345 | 623 | Caterpillar | 3550 | 67 | 1998 | [11] |
Komatsu | 960E | 327 | 576 | Komatsu | 3500 | 65 | 2008 | [12] |
Unit Rig (Terex) | MT 5500 | 326 | 543 | MTU/Cummins | 2700 | 64 | 2006 | [13] |
БЕЛАЗ | 75600 | 320 | 560 | Cummins | 2610/3549 | 64 | 2006 | [14] |
Terex | 33-19 Titan | 317,5 | 550 | Electro-Motive | 3300 | 48 | 1974 | |
Caterpillar | 795F AC | 313 | 570 | Caterpillar | 3400 | 64 | 2009 | |
Euclid-Hitachi | EH 5000 | 286-315 | 528 | MTU | 2700 | 67 | ? | [15] |
Liebherr | TI 274 | 290 | ? | MTU | 3000 | 64 | 2007 | [16] |
Komatsu | 930E | 290 | 502 | Komatsu | 2700/3500 | 64 | 1996 | [17] |
Euclid-Hitachi | EH 4500 | 282 | 435 | MTU/Cummins | 2700 | 67 | ? | [18] |
Komatsu | 860E | 254 | ? | Komatsu | 2700 | 64 | 2008 | |
БЕЛАЗ | 75310 | 240 | 401 | Cummins | 1864/2535 | 64 | ? | [19] |
Euclid | R260 | 238 | 387 | Detroit Diesel | 2500 | 49 | 1997 | |
Caterpillar | 793F | 226,8 | 390 | Caterpillar | 2650 | 60 | 2009 | |
Komatsu | 830E | 222 | 385 | Komatsu | 2500 | 49 | ? | [20] |
БЕЛАЗ | 75307 | 220 | 376 | Cummins | 1715/2330 | 64 | ? | [21] |
БЕЛАЗ | 75306 | 220 | 376 | Cummins | 1715/2330 | 43 | ? | [22] |
БЕЛАЗ | 75302 | 220 | 376 | MTU | 1715/2330 | 43 | ? | [23] |
Kress | 200C | 220 | 342 | Caterpillar | 1700 | 73 | ? | [24] |
Unit Rig (Terex) | MT 4400AC | 218 | 392 | MTU/Cummins | 2700 | 64 | ? | [25] |
Liebherr | T 262 | 218 | 390 | MTU | 2500 | 51 | ? | [26] (недоступная ссылка) |
Caterpillar | 793В | 218 | 383 | Caterpillar | 2415 | 54 | ? | |
WABCO | 3200В | 214 | 383 | GM | 2475 | ? | 1978 |