Трактор Т-16 — необычное самоходное шасси передним грузовым отсеком

Более 30 лет, с 1961 по 1995 год, Харьковский завод тракторных самоходных шасси выпускал трактор Т-16. Его и в наши дни активно используют фермеры: применяют как экскаватор, погрузчик, бульдозер, для косьбы, окучивания картофеля и овощей, перевозки грузов и даже вспашки. В отличие от обычных сельскохозяйственных тракторов, на Т-16 двигатель и трансмиссия расположены сзади, а передняя часть представляет собой открытую трубчатую раму, предназначенную для установки навесных орудий. Эта конструкция позволяет трактористу со своего места хорошо видеть междурядья рабочие органы навесных орудий.

Компактность, хорошая проходимость, маневренность и простота конструкции привели к тому, что сегодня владельцы техники продолжают самостоятельно модернизировать эту машину. Например, крепят плуг, пропашной культиватор, сеялку, картофелекопалку. Умельцы устанавливают на Т-16 передний ведущий мост, механическую лебедку, проходимость трактора еще повышается.

Основой конструкции трактора Т-16 послужили самоходные шасси ДСШ-14, которые выпускали на Харьковском заводе тракторных самоходных шасси (Украина) с 1961 по 1967 год, здесь же стали производить и трактор. Таких машин было выпущено почти 600 тысяч. До сих пор сельские жители применяют Т-16 для заготовительных и приусадебных работ, и он пользуется большим спросом.

Технические подробности

Трактор оснащен дизельным двигателем внутреннего сгорания, с воспламенением от сжатия, марки Д21, четырехтактным, двухцилиндровым, мощностью 16 л. с., с 7-ступенчатой коробкой передач. На дизеле применен топливный насос распределительного типа НД-21/2 с неравномерным чередованием рабочих ходов (через 180° и 540°), что необходимо для двухцилиндровых двигателей с однорядным расположением цилиндров и с кривошипами коленчатого вала, расположенными под углом 180°.

На топливном насосе высокого давления установлены: топливоподкачивающий насос с ручным насосом и малогабаритный центробежный всережимный регулятор с корректором подачи топлива. Фильтрация топлива обеспечена фильтрами предварительной очистки пластинчатощелевого типа и тонкой очистки со сменными бумажными фильтрующими элементами. На дизеле использован воздухоочиститель с инерционным элементом и автоматическим удалением пыли (первая ступень) и с контактно-масляным элементом (вторая ступень).

Фильтрация масла производится полнопоточной реактивной масляной центрифугой. Охлаждение осуществляется воздухом, подаваемым осевым вентилятором. Пуск двигателя происходит с помощью электростартера мощностью 2,8 л. с., который питается от аккумуляторной батареи напряжением 12 В и емкостью 135 а. ч. Для облегчения пуска применены свечи накаливания СН-150.

Коробка передач трехвальная, с поперечно расположенными валами, но не имеет полного реверсирования передач. Обеспечивает семь передач переднего (из которых одна замедленная) и одну — заднего хода. Находится в общем картере трансмиссии. Изолированная от проникновения масла внутренняя полость корпуса трансмиссии является картером муфты сцепления, к которому консульно прикрепляется двигатель самоходного шасси.

Конструкция рамы ходовой части

Рама шасси Т-16 состоит из переднего и заднего брусьев и боковых труб, к которым снизу приварены планки с отверстиями. Вместе со специальными площадками при ходовой части трактора и отверстиями переднего бруса рамы планки используют для крепления навесных машин и орудий.

Внутри литой полости заднего бруса две перегородки. В их отверстия запрессованы втулки поперечного вала рулевого управления. Внутренняя полость заднего бруса используется и в качестве масляной емкости гидросистемы. К левой трубе рамы приварены кронштейны крепления гидрораспределителя и опоры аккумуляторных батарей. Передний брус имеет вилкообразный прилив для соединения с балансиром переднего моста.

Шасси трактора Т-16

Универсальное самоходное шасси является разновидностью колесного пропашного трактора. От обыкновенного трактора самоходное шасси отличается компоновкой: мотор компактно расположен позади кабины, а перед ней находится открытая рама и передний мост. Рама обычно двухбалочная, реже однобалочная. На нее крепится различное навесное сельскохозяйственное или специальное оборудование, в базовой комплектации — кузов-самосвал.

Благодаря тому что оборудование находится перед кабиной, оно хорошо видно и его работой легко управлять. Как правило, его можно быстро смонтировать и снять. Управление навесными орудиями производится с помощью гидравлической системы. Обычно значительная часть узлов и деталей самоходного шасси унифицирована с близким по характеристикам колесным универсально-пропашным трактором.

Фильтрация масла производится полнопоточной реактивной масляной центрифугой. Охлаждение осуществляется воздухом, подаваемым осевым вентилятором. Пуск двигателя происходит с помощью электростартера мощностью 2,8 л. с., который питается от аккумуляторной батареи напряжением 12 В и емкостью 135 а.ч.

Для облегчения пуска применены свечи накаливания СН-150. Коробка передач трехвальная, с поперечно расположенными валами, но не имеет полного реверсирования передач. Обеспечивает семь передач переднего (из которых одна замедленная) и одну — заднего хода. Находится в общем картере трансмиссии. Изолированная от проникновения масла внутренняя полость корпуса трансмиссии является картером муфты сцепления, к которому консульно прикрепляется двигатель самоходного шасси.

ТРАКТОРА Т-16, Т-150, ЮМЗ, К-701, ЛТЗ, ХТЗ | Автор топика: ТРАКТОРА

Мужики, как правильно собрать коробку на К 701, и проверить??

Simion (Olen) как собрать это надо знать в двух словах не объяснишь а проверить просто — карданом присоеденил к ВОМ МТЗ и крутишь смотришь давление на всех режимах как переключается нету ли рывков скачках давления короче ЭЛЕМЕНТАРНО ВАТСОН

Евгений (Zante) Спасибо

Евгений (Zante) А если воздухом проверить?

Simion (Olen) не получиться воздух выходит в самые узкие пространства и не добиться давления в 8-9 атм. масло при этом давит на резиновые уплотнения и закрывает все щели

Евгений (Zante) Это панятно, веть видно будет работает пакет или нет

Simion (Olen) диски конечно будут смещаться но буксует или нет не понять

Евгений (Zante) А на первую передачу диск видомый добовляеш?

Евгений (Zante) Скажи ещё пожалуста, если диски буксуют, что надо делать?

Simion (Olen) просто менять диски

Евгений (Zante) А если все новые паставил и буксуют, или нет довления?

Simion (Olen) закрути клапан на пол оборота

Евгений (Zante) Спасибо

Simion (Olen) 

Вакиф (Janette) Лучше не берись без опытного наставника или слесаря, лучше на станции и опресовать после сборки.

евгений (Leosia) бустерный вал ремонтировать в гараже очень сложно даже в спец мастерских после ремонта вал ходит не очень долго ну а подтёки если аккуратно положить фильтр и новые резинки на вал то проблем не будет

Наталья (Delisa) Тема К 701 эксплуатация и ремонт КПП на сайте фермер. ру.

Евгений (Zante) Спасибо

Возможности Т-16

Открытое, без кабины и навеса, рабочее место тракториста расположено сзади, впереди на раме — крепление для дополнительного оборудования. Благодаря нестандартной компоновке самоходное шасси Т-16 может работать с разнообразнейшими сельскохозяйственными приспособлениями и агрегатами: плугом, пропашным культиватором, сеялкой, картофелекопалкой, окучником, грузовой самосвальной платформой, погрузчиками различных типов, мотопилой, грейдерной лопатой, щеткой для чистки дорог (устанавливается под рамой), экскаватором, компрессорной станциеи, стогометателем, сенокосилкой, опрыскивателем и др. На самоходных шасси Т-16 крепят передний ведущий мост и устанавливают механическую лебедку, тем самым увеличивая проходимость машины.

Устройство Т 16

Кабина для защиты водителя ставится на каркас при помощи шести резиновых амортизаторов. Каркас варился из труб прямоугольной формы, которые скреплялись болтами. Вентиляция осуществлялась при фиксации крыши в приподнятое положение. Внешняя часть кабины оснащается осветительными фарами, стеклоочистителями, зеркалами. Кресло водителя сделано с дополнительной рессорой, с возможностью регулировки относительно роста и веса оператора. Чтобы провести настройку требовалось переставлять чашу. Сиденье имеет твердую спинку и боковые подлокотники. В левое крыло вмонтирован ящик для хранения инструментов. Навесное оборудования для трактора Т 16 заказывается в дилерском центре за отдельную плату с учетом индивидуальных потребностей. К агрегату присоединяются такие элементы:

  • Плуг, сеялка, культиватор, которыми обрабатываются сельскохозяйственные культуры;
  • Приспособления, помогающие садить и убирать картофель;
  • Транспортная платформа, полуприцеп;
  • Механизмы, заготавливающие корм;
  • Бензопилы для лесозаготовок;
  • Щетки уборки улиц.

Самоходное шасси Т 16 сделано с задним расположением трансмиссии и двигателя. Навесные механизмы располагаются спереди кабины. Центр тяжести шасси смещен ближе к задним колесам, что дает отличное сцепление с грунтом.

Модернизированный вариант Т-16М

В 1967 году провели модернизацию самоходного шасси, которое получило дизельный двигатель воздушного охлаждения мощностью 25 л. с., новую коробку передач и обозначение Т-16М, на нем уже устанавливалась каркасная кабина.
На тракторе Т-16М применена двойная муфта сцепления с совмещенным управлением. Муфта сцепления самоходного шасси имеет особенность, в ней накладки ведомого диска главной муфты сцепления имеют большую площадь и больший радиус трения, чем накладки ведомого диска муфты привода ВОМ (вала отбора мощности). Поэтому муфта привода ВОМ обладает повышенными предохранительными функциями против воздействия динамических нагрузок.

Центральная передача трактора Т-16М состоит из ведущей цилиндрической шестерни, закрепленной на вторичном валу коробки передач, и ведомой шестерни, напрессованной на корпус дифференциала. Корпус дифференциала вращается в двух подшипниках, закрепленных в стаканах, установленных в боковых расточках корпуса трансмиссии. Дифференциал самоходного шасси Т-16М -закрытого типа. Блокировка производится зубчатой торцовой муфтой.

Конечная передача трактора представляет собой одноступенчатые передачи, смонтированные в двух отдельных литых картерах, которые посредством промежуточных рукавов тормозов соединяются с корпусом заднего моста. Основные детали этих конечных передач взаимозаменяемы, за исключением картера и его штампованного поддона.

Тормоза трактора простые, ленточные, установлены в рукавах полуосей дифференциала. Полурамный остов самоходного шасси Т-16М образован литым корпусом центральной сварной трубчатой полурамой. На самоходном шасси двигатель в сборе с муфтой сцепления крепится к корпусу главной передачи, а полурама остается открытой грузовой самосвальной платформы. За счет применения колес увеличенного типоразмера возросла грузоподъемность.

Усовершенствованная модель Т-16МГ

С 1986 года приступили к выпуску модернизированного самоходного шасси Т-16МГ, на котором установлена полноценная кабина и улучшенный дизельный двигатель Д-21 А1, мощность оставили прежнюю — 25 л. с. Улучшения коснулись многих узлов и механизмов, выросла надежность трактора. Серьезное преимущество этого колесного трактора — его универсальность при использовании на различных грунтах, так как колеса не наносят больших повреждений земляному покрытию сельскохозяйственных угодий, в отличие от металлических гусениц. В 1995 году выпуск трактора Т-16 был прекращен.

Модификации

На базе Т-16 начали выпускать две модернизированные модели: Т-16М и Т-16МГ. На них установили более мощный мотор (25 л.с.)

Обязательно почитайте: Мощность двигателя МТЗ 80 и другие технические характеристики

Трактор Т-16М оснащается кабиной в виде тента. За счет мощного двигателя скорость движения увеличилась до 24 км в час.

Трактор Т-16МГ имеет цельнометаллическую кабину, конструкторы переделали транспортировочную платформу. Грузовую тележку сделали самосвальной, а скорость передвижения увеличилась до уровня в 24 км/час.

Универсальный и неприхотливый

Многие фермеры и сельские жители признают, что трактор Т-16 — самый универсальный и полезный из всех тракторов небольшой мощности. Неприхотливый в использовании, удобный в ремонте и весьма надежный, трактор Т-16 завоевал всенародное признание и ласковые прозвища — «шассик», «дашечка», «попрошайка», «шайтан», «официант».

Сначала машину использовали для работы в овощеводстве, опрыскивания деревьев, перевозки небольших грузов в труднопроходимых местах. Также его применяли в малых строительных бригадах, для перевозки камней, песка, древесины, лебедок, пилорам, сварочных аппаратов и т. д. Затем он завоевал популярность и в других сферах: его стали применять автодорожные, коммунальные предприятия и организации, фермеры и сельские жители (в индивидуальном хозяйстве).

Подпишись на наш Telegram-канал

Аналог, цены

У шасси есть несколько конкурентов. Первый конкурент — шасси СШ-2540 производился на тракторном заводе в г.Владимир. Вторым аналогом является ВТЗ-30СШ, которые собирались на ВТЗ (г.Владимир) и ХТЗ (г.Харьков).

Т 16 не выпускается уже 50 лет, на автомобильном рынке встречаются только б/у модели. Стоимость на более ветхое шасси составляет 70 тысяч рублей. Ухоженная, отремонтированная модель может стоить и 200 тысяч.

Приобретая такое шасси проверяйте работоспособность каждого узла и механизма, уточните дату последнего капитального ремонта. Запчасти на трактор Т 16 выпускаются до сих пор, проблем с приобретением ЗИП комплекта не существует.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]