Бульдозер Б11: спецтехника челябинских машиностроителей

Версия для печати

Бульдозер Б11 (Б-11) тягового класса 10 с гидромеханической трансмиссией — это бульдозер с новыми инновационными системами, обеспечивающими существенное повышение технического уровня и надежности узлов машины, улучшенными условиями труда оператора и новым дизайном (соответствует европейскому стандарту ).

Категории грунта без рыхления: I-III. Категория грунта с предварительным рыхлением: свыше III.

Бульдозер Б11 имеет Сертификат соответствия «Директиве Совета ЕС 98/37/ЕС Машины и машинное оборудование» ()
Информационный буклет бульдозера Б11 в формате pdf (открыть)

Производительность бульдозера находится на уровне лучших отечественных и мировых аналогов при существенно меньшей первоначальной стоимости. В конструкции Б-11 внедрен комплекс мероприятий, который обеспечил улучшение условий труда оператора и повысил надежность наиболее ответственных узлов. Внедрены планетарные бортовые редукторы и вынесенные оси качания ходовых тележек. Капот выполнен в виде отдельной капсулы для снижения шума в кабине. Откидные боковые створки капота из стеклопластика с шумопоглощающим слоем. Топливная система оборудована фильтром грубой очистки Separ, с водоотделителем и подогревом топлива во время работы трактора. Существует комплектация трактора с промежуточной колеей — 2080 мм, с шириной башмака гусеницы 690 мм.

Каркасная шестигранная кабина

Кабина выполнена со съемной крышей из стеклопластика и вклеенными стеклопакетами, улучшенными шумо-тепло-вибро-изоляционными свойствами. Два стеклоочистителя пантографного типа на дверях и два на переднем и заднем стеклах. Место для установки радиофона с динамиками и встроенными ящиками для укладки личных вещей оператора. Щиток приборов выполнен в виде герметичной монопанели со стрелочными указателями и лампочными сигнализаторами.

Имеется штатное место для установки кондиционера в задней части крыши. В верхней части кабины имеется вентиляционно-эвакуационный люк. Кабина, рабочее место и ROPS откидываются назад на 35 град. с помощью ручного гидроподъемника.

Особенности бульдозера Б-11

В частности, сюда можно отнести внедрение планетарных бортовых редукторов и вынесение осей качания ходовых тележек. Капот был сделан в виде отдельной капсулы, что снижает шумо- и вибронагрузку на кабину.

Откидные боковые створки капота выполнены из стеклопластика и снабжены шумопоглощающими слоями. Топливную систему оборудовали фильтром грубой очистки Separ, оснащённым водоотделителем и подогревом дизтоплива. Имеется комплектация трактора с промежуточной колеей – 2,080 м, и с шириной башмака гусеницы в 69 см.

Без рыхления бульдозер Б-11 работает с грунтами I-III категорий. И лишь для работы с грунтами IV категории требуется предварительное рыхление.

Предприятием-изготовителем данная модель спецтехники позиционируется как «многостаночник». Бульдозеры Б-11 предназначаются для работ в строительной и дорожной сферах; в мелиорации земель и горнорудной отрасли, и, конечно же, в ключевом для современной России нефтегазовом секторе. Эти машины не остаются неизменными с момента начала их производства в 2000-х годах. Они не раз подвергались различным улучшениям и модернизациям. В частности, было введено современное джойстиковое управление самим трактором и его навесным оборудованием. Все точки диагностики были выведены на одной панели в кормовой части трактора.

Конструкция

В конструкции бульдозера используют материалы из низкоуглеродистых, легированных сталей, что значительно продлевает срок службы, как отдельных деталей, так и всего агрегата в целом. Помимо всех технических и конструкционных достоинств, бульдозер комфортен и удобен для оператора, а кабина имеет современный дизайн, который соответствует европейским стандартам СЕ. Следует отметить, что Б-11 значительно дешевле своих зарубежных аналогов, при этом он ничем не уступает им в качестве, долговечности и производительности.

Пакет стандартного оборудования и возможные дополнительные опции

В числе штатных типовых опций данной техники:

  • двойные стеклопакеты;
  • регулируемое и подрессоренное сиденье оператора;
  • солнцезащитная шторка на стекло в кабине;
  • катки опорные на подшипниках скольжения;
  • гусеница с шарниром уплотнённым и смазанным;
  • специальные защита двигателя и защита трансмиссии;
  • башмак шириной в 56 см;
  • крюки буксирные передние;
  • тормоз стояночный;
  • стеклоомыватели переднего и заднего стёкол;
  • сменные сегменты ведущего колеса;
  • антивандальная защита;
  • гидравлическое устройство механизма натяжения гусениц;
  • комплект инструментов в сумке;
  • щиток приборов с контрольно-измерительными устройствами;
  • электросчётчик моточасов;
  • указатель засоренности воздушного фильтра;
  • генератор переменного ток, 1 кВт;
  • система освещения из 4-х передних и 2-х задних фар;
  • звуковой сигнал плюс специальный прерывистый звуковой сигнал заднего хода;
  • розетка внешнего питания и пуска;
  • проблесковый маячок на крыше;
  • тахометр и датчик скорости;
  • заряженные аккумуляторные батареи.

Также челябинские бульдозеры данной модели комплектуются подогревателями и отопителями производства немецкой . Подогревателем «Гидроник-35» обеспечивается предпусковой подогрев мотора, с автоматическим поддержанием нужной температуры охлаждающей жидкости.

Дополнительно бульдозер Б-11 может быть укомплектован независимым от двигателя отопителем кабины «Айртроник-Д4», который позволяет в самые сжатые сроки обеспечить тепло и комфорт в салоне при экстремально низких температурах окружающей атмосферы. При помощи пульта дистанционного радиоуправления, данным отопителем можно управлять на расстоянии до 1000 метров.

В числе прочих дополнительных опций – установка защиты ходовой части с щитками от схода гусениц; асфальтоходных башмаков; ледоходных шпор; противоизносных накладок на отвал; решёток на задние стёкла трактора; сиденья с ремнями безопасности; утеплительного чехла капота; ящика на отвале для шанцевого инструмента.

Заказывая бульдозер Б-11, можно также при желании и необходимости выбрать ещё и другие некоторые дополнительные опции, направленные на улучшение условий работы оператора, его комфорта и безопасности; на облегчение обслуживания трактора; на улучшение запуска его дизельного двигателя при эксплуатации в условиях экстремально низких температур воздуха; на дополнительное оснащение ходовой системы трактора.

Гидравлическая система

Гидравлическая система бульдозера Б-11 – раздельно-агрегатная. Установлен гидравлический насос шестерённого типа, модели НШ-100А-3Л. Производительность гидронаноса составляет 180 литров в минуту (при оборотах 1800 об/мин и рабочем давлении в системе 20 Мпа)

Блок гидротрансформатора (для модификации с двигателем ЯМЗ-236Н3) оснащён редуктором приводов гидронасосов навесного оборудования и управления трансмиссией.

Гидрораспределитель установлен З-х золотниковый, 4-х позиционный, типа Р-160. Полнопоточный фильтр смонтирован на трассе слива с фильтрующими элементами, обеспечивающими тонкость очистки в 25 мкм.

Размеры гидравлических цилиндров – следующие: подъём отвала диаметр 100 мм / ход штока 1250 мм; перекос отвала диаметр 160 мм / ход штока 200 мм; рыхлитель диаметр 160 мм / ход штока 450 мм.

Навесные орудия

Производитель предусмотрел возможность расширения функционала техники за счёт применения дополнительных рабочих инструментов. Они нужны для эффективного применения бульдозера на стройплощадках, лесозаготовительной отрасли, других сферах народного хозяйствования.

Кроме отвалов и рыхлителя на гусеничное шасси можно навесить:

  1. Плуг. Его задействуют при организации противопожарных полос на полях, лугах, лесных массивах. Кроме того, возможна подготовка грунта для высадки деревьев.
  2. Корчеватель. Механизм применяют для извлечения из земли пней, больших камней, вырезания кустарников, молодых деревьев.
  3. Измельчитель. Оборудование позволяет переработать лесоматериалы диаметром не более 25 см до размера мелких щепок.

Возможна комплектация машины решётками для задних стёкол. Такое оснащение востребовано в лесозаготовительном исполнении аппарата, чтобы защитить кабину от повреждения ветками.

Ходовая система трактора

Тележка ходовой части трактора имеет З-х точечную подвеску с микроподрессоренной балансирной балкой и с уплотнённым шарниром гусениц. Рабочий ресурс ходовой системы повышен благодаря использованию опорных катков с подшипниками скольжения и самоподжимных уплотнений Duo Cone, с резиновыми уплотнительными кольцами из фторсиликоновой резины и металлическими кольцами – которые обеспечивают работу опорных катков без протекания машинного масла.

Модульный планетарный бортовой редуктор и бортовые фрикционы с дисками из металлокерамики повышают надёжность трактора при его эксплуатации с повышенной тягой.

Опорные катки с подшипниками скольжения выполнены по проверенной классической схеме, предусматривающей использование бронзы в качестве антифрикционного материала.

Сегменты ведущих колес прикреплены к ступице колеса болтами и изготовлены штамповкой с термоулучшением и закалкой рабочих поверхностей. Это обеспечивает простоту их замены и высокий ресурс работы.

Башмак гусеницы выполнен из стали с высокими физико-механическими свойствами и креплением специальными болтами.

Количество катков опорных – 6 штук; количество катков поддерживающих – 2 штука. База трактора составляет 2880 мм. Ширина гусеницы – 50 или 69 см. Ширина колеи – 1880 или 2080 мм. Минимальный дорожный просвет равен 435 мм. Максимальная преодолеваемая бульдозером Б-11 крутизна (подъём /спуск): 30 градусов. Глубина преодолеваемого брода – 750 мм.

Удельное давление на грунт трактора в базовом исполнении составляет всего 0,055 Мпа. Эксплуатационная масса трактора Т11.5000 составляет 15 700 кг; трактора Т11.6000 – 15 760 кг; бульдозера в сборе – до 21 тонны (в зависимости от типа используемого навесного оборудования).

В то время как на тракторах Т10 балансирная балка или рессора свободно опирались на тележки гусениц, то на тракторах серий Т11 и Т14 балансирная балка стала шарнирно соединяться с тележками, связывая их в единую систему. Это повысило надёжность составных частей, а также осей качания тележек.

Прокачка тележек относительно осей, вынесенных из зоны бортовых редукторов, исключила передачу на них нагрузок от навесного оборудования при копании и перемещении грунтов, повысила надёжность этих ключевых узлов трансмиссии. Бортовые редукторы, выполненные в виде самостоятельного узла (модуля), делают возможным устанавливать его на трактор целиком. Это двухступенчатые механизмы, 1-я ступень которых представляет собой цилиндрическую пара шестерён, а вторая – планетарный ряд.

Повышенное до 19,63 передаточное число бортовых редукторов позволило обеспечить повышение тягового усилия при параллельном снижении нагрузок, действующих на все элементы силовой передачи. В том числе – на бортовые фрикционы и на тормоза, на коническую передачу и прочее.

Катки обновлённой конструкции, с подшипниками скольжения, стали выдерживать более значительные нагрузки. Бронза, использованная в качестве антифрикционного материала, повысила надёжность и ресурс работы подшипников и уплотнений. Новое уплотнение обеспечило работу опорных катков до полного износа без необходимости смазки при эксплуатации в разнообразных грунтовых условиях.

Увеличен был и общий ресурс работы гусениц, по сравнению с выпускаемыми ЧТЗ ранее. Гусеницы на данный бульдозер ставятся со смазанным шарниром и оригинальным уплотнением, гарантирующим снижение потерь на трение при их работе. Звенья гусеницы подвергают объёмной закалке, а беговая дорожка звена термообрабатывается электротоками высокой частоты. Башмак гусеницы выполнен из стали с высокими физико-механическими свойствами и крепится специальными болтами.

Нюансы эксплуатации, плюсы модели

Бульдозер применяют для послойного копания и выемки грунта. Срезанный материал он может перемещать впереди себя на небольшие расстояния.

Малый вес машины не позволяет ей работать с плотными, мёрзлыми грунтами. Однако работа с почвой IV категории возможна с предварительным рыхлением соответствующим навесным орудием.

Производитель предусмотрел возможность эксплуатации в сложных климатических условиях, при повышенной влажности и запылённости. Различные модификации позволяют использовать машину практически во всех районах страны и за рубежом.

Среди других преимуществ могу указать:

  1. Установка эргономичной, комфортной кабины механизатора. Опционально её могут оборудовать двойным остеклением, кондиционером, производительным отопителем.
  2. Устойчивость к коррозии. Шасси изготовлено из марок сталей, менее подверженных окислению на воздухе и в агрессивной среде. Кроме того, несколько слоёв лакокрасочного покрытия дополнительно защищают металл.
  3. Проходимость. Гусеничное шасси с широкими башмаками равномерно распределяет нагрузку на грунт, позволяя бульдозеру перемещаться по поверхности со слабой несущей способностью.
  4. Манёвренность, мобильность. Компактный аппарат можно задействовать в городской черте, на ограниченных стройплощадках.

Трансмиссия бульдозера Б-11

Бульдозер Б-11 оборудован гидромеханической трансмиссией с З-х колёсным одноступенчатым гидротрансформатором и З-х скоростной коробкой переключения передач планетарного реверсивного типа.

Бортовой редуктор – двухступенчатый, с цилиндрическими шестернями и планетарным рядом на второй ступени, с общим передаточным числом – 19,63.

Ведущее колесо – со сменными зубчатыми сегментами и торцовым шлицевым креплениием к ступице.

Гидравлическая система трансмиссии приспособлена для монтажа аппаратуры диагностирования «Stauf». Все точки диагностики размещены на одной панели – в задней (кормовой) части трактора.

Гидромеханической передачей обеспечивается автоматическое регулирование скорости движения, в зависимости от действующих внешних нагрузок; переключение передач без разрыва потока мощности и быстрый реверс, а также понижение динамических нагрузок в силовой передаче.

Скорость передвижения трактора, при отсутствии буксования, составляет:

  • 1 передача: 3,88 км/ч вперёд и 4,83 км/ч назад;
  • 2 передача: 6,90 км/ч вперёд и 8,56 км/ч назад;
  • 3 передача: 10,86 км/ч вперёд и 13,48 км/ч назад.

Механизмы поворота представляют собою постоянно замкнутые бортовые фрикционы с металлокерамическими дисками и ленточные тормоза с высокой износостойкостью.

Бульдозерное и рыхлительное оборудование

Б-11 комплектуются бульдозерными отвалами:

  • Прямым В (ширина 3420 мм, высота 1310 мм, объём 4,28 м3, масса 2375 кг);
  • Поворотным Д (ширина 4280 мм, высота 1140 мм, объём 4 м3, масса 2540 кг);
  • Полусферическим Е (ширина 3310 мм, высота 1310 мм, объём 4,75 м3, масса 2510 кг);
  • Полусферическим Е1 (ширина 3310 мм, высота 1500 мм, объём 5,85 м3, масса 2610 кг);
  • Сферическим угольным К (ширина 4245 мм, высота 1510 мм, объём 9,7 м3, масса 3045 кг).

А также рыхлительным оборудованием:

  • Однозубым рыхлителем (подъём от грунта 780 мм, заглубление от грунта 650 мм, масса 1555 кг);
  • Трёхзубым рыхлителем (подъём от грунта 715 мм, заглубление от грунта 500 мм, масса 2245 кг.

Заднее прицепное устройство может быть жёстким (предназначенным для тяжёлых работ с реализацией полной силы тяги, развиваемой трактором), либо маятниковым, применяемым для работы с прицепным оборудованием.

Двигатели бульдозеров Б-11

Модель трактора Т11.5000 оснащена китайским дизельным мотором Cummins QSB 6.7; Т11.6000 – ярославским двигателем ЯМЗ-236Н-3; Т11.8000 – китайским дизелем Weichai WD10G178E25 и китайской же гидромеханической трансмиссией Shantui.

Эксплуатационная мощность двигателя Камминз составляет 184 кВт / 250 л.с. Cummins QSB 6.7 – это рядный шестицилиндровый дизель, оснащённый электронной системой впрыска «Коммон Рэйл» и турбонаддувом.

  • Рабочий объём мотора – 6,7 литров.
  • Диаметр цилиндра – 107 мм, ход поршня – 124 мм.
  • Габаритные размеры двигателя: общая длина – 1264 мм (длина блока цилиндров 748 мм; ширина – 911 мм; высота – 857 мм.
  • Масса двигателя – 658 кг.

Эксплуатационная мощность мотора ЯМЗ-236Н-3 – 230 л.с. / 169,17 кВт, при частоте вращения 2100 об/мин.

Это тоже шестицилиндровый дизельный двигатель, но не с рядным, а с V-образным расположением цилиндров – четырёхтактный, с непосредственным впрыском дизтоплива, турбонаддувом и жидкостным охлаждением.

Система топливоподачи: разделенного типа, производства ЯЗДА (Ярославского завода дизельной аппаратуры). Топливный насос высокого давления – шестисекционный, плунжерный (рядный 604.5). Регулятор частоты вращения – центробежный, всережимный. Топливоподкачивающий насос – поршневой, с насосом ручной прокачки дизельного топлива.

Система охлаждения: жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости, оборудованная термостатическим устройством для автоматического поддержания теплового режима мотора. Водяной насос – центробежный, с приводом ременного типа. Жидкостно-масляный теплообменник – пластинчатого или трубчатого вида. Генератор переменного тока оборудован клиноременным приводом, с напряжением 28 Вольт. Пусковое устройство – электростартер, с номинальным напряжением 24 Вольт.

  • Рабочий объем двигателя ЯМЗ-236Н-3 – 11,15 л.
  • Диаметр цилиндра – 130 мм, ход поршня – 140 мм.
  • Максимальный крутящий момент (брутто) – 882 Н·м (90 кгс·м), при частоте оборотов 1200-1400 об/мин.
  • Удельный расход дизельного топлива при номинальной мощности составляет 215 г/(кВт·ч) / 159 г/(л.с.·ч).
  • Ресурс до капитального ремонта – не менее 10 тысяч часов.
  • Габаритные размеры двигателя – длина 990 мм, ширина 1045 мм, высота 1080 мм.
  • Масса двигателя ЯМЗ-236Н-3 – 980 кг.

Weichai WD10G178E25 – это четырёхтактный шестицилиндровый дизельный двигатель с рядным расположением цилиндров, турборнаддувом и жидкостным охлаждением. Его рабочий объём – 9,726 литров, эксплуатационная мощность равна 131 кВт / 178 л.с., при номинальном числе оборотов: 1850 об/мин. Наибольший крутящий момент равен 830 Н·м, при 1100-1200 об/мин. Диаметр цилиндра – 126 мм, ход поршня – 130 мм. Минимальный расход дизтоплива составляет 210 г/кВт.ч. Вес данного двигателя нетто – 940 кг; вес брутто – 1100 кг.

Стоимость нового, подержанного, аналогичные модели

Бульдозер только с конвейера можно купить за 4,6 млн. руб. Цена зависит от комплектации, установленного двигателя, сложности доставки, выбранного дилера. Машины с пробегом стоят примерно 1,8 млн. руб. Здесь нужно смотреть на техническое состояние, год выпуска, комплектацию.

Могу указать несколько аналогичных машин со схожими параметрами: Shantui SD16, YTO T140, «Комацу» D65, Yutong TL210B

Бульдозерную технику, выпускаемую «Челябинским тракторным заводом» можно назвать примером идеального сочетания качественной сборки и проектирования, красивого экстерьера, а также оптимально низкой цены.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]