Модификации и особенности
Основой для трактора Т-180 стала модель Т-140, производства Челябинского тракторного завода. Двигатели были использованы изначально также челябинские: 6КДМ-50, шестицилиндровые атмосферные дизельные моторы, созданные на базе четырёхцилидровых КДМ-46, мощностью 140 л.с.
С 1966 года был начат выпуск модификации трактора Т-180Г, который отличался от трактора базовой модели наличием гидравлической системы для управления бульдозерным отвалом и прочим навесным и прицепным оборудованием. В 70-х годах она была заменена усовершенствованной модификацией Т-180Г2, которая и выпускалась массово до 1987 года, когда Министерство автомобильной промышленности СССР вынесло решение об остановке выпуска гусеничных тракторов и спецмашин на Брянском автозаводе.
Тем не менее, спрос на данную продукцию оставался серьёзным. Поэтому промышленные трактора Т-180Г2 ещё продолжали собирать в Брянске, по составленным с потребителями «прямым договорам», до 1992 года включительно. А производство комплектующих и запасных частей для бульдозеров Т-180Г2 продолжался вплоть до середины 90-х.
Серийные модификации:
- Т-180Г – бульдозер с гидравлическим механизмом для позиционных и силовых регулировок. Внешний вид данного варианта отличается от базовой версии наклоном передней части капота (облицовки моторного отсека). Сбоку были расположены крышки для установки гидравлических цилиндров. Вес данной модели трактора Т-180 был больше на 830 килограммов.
- Т-180С – специальная модификация для северных районов, с дополнительным утеплением. Трактор оснащён специальным кожухом капотной зоны / моторного отсека; обогревателем, который работал от охлаждающей системы двигателя, усовершенствованной теплоизоляцией и остеклением двойными стёклами.
- Т-180КС – специальный карьерный вариант для северных регионов – с усиленной рамой увеличенной толщины. Дорожный просвет данного трактора был увеличен на 50 мм. Данная модификация также характеризовалась дополнительным утеплением.
- Д-804ПГ – фронтальный погрузчик на базе трактора Т-180.
- Д-804М – трубоукладчик на базе трактора Т-180.
Промышленный трактор Т-180 можно охарактеризовать как один из наиболее удачных бульдозеров советской индустрии. Сильные стороны данной модели – это простота и надёжность конструкции, доступность всех её основных элементов, неприхотливость и ремонтопригодность техники. Естественно, по современным меркам уровень комфорта в кабине механизатора любой из модификаций Т-180 являлся далёким от идеала, но он позволял эффективно выполнять все свои функции.
Двигатель
В Т-180 установлен 6-цилиндровый, дизельный, 4-тактный агрегат Д-180, отличающийся предкамерным смесеобразованием, закрытой жидкостной системой охлаждения, вертикальным расположением цилиндров и нераздельной камерой сгорания. Запуск двигателя в тракторе осуществляется от пускового мотора П-23. При минусовых температурах для облегчения начального пуска применяется 2-ступенчатый декомпрессор (декомпрессия возникает в 6 или 3 цилиндрах). Мощность двигателя составляет 175 (132) л.с. (кВт).
Органы управления запуском агрегата расположены в кабине оператора. В их состав входят кнопка остановки пускового двигателя, педаль электростартера, рычаг декомпрессора и рычаги бендикса и муфты.
О предприятии-изготовителе бульдозера Т-180
Брянский автомобильный завод является производителем колёсных шасси и тягачей высокой проходимости грузоподъёмностью от 14 до 40 тонн, которые применяются главным образом для военных нужд.
Брянский автозавод был основан в июне 1958 года, первоначально в качестве филиала столичного ЗИЛа, изготавливающего для него комплектующие: ведущие мосты, лебёдки, раздаточные коробки, элементы подвески и прочие детали для грузовиков ЗИЛ-131. Затем в Брянске было налажено производство армейской автомобильной спецтехники.
Наряду с основной продукцией военного назначения, завод проектировал и производил промышленные гусеничные тракторы для нужд народного хозяйства, а также для монтажа трубоукладочного оборудования нефтегазовой отрасли страны. Их производство было свёрнуто в конце 80-х.
В настоящее время Брянский автозавод продолжает выпускать армейские автомобили высокой проходимости, шасси которых применяется для установки разнообразных ракетных систем. Самая известная военная продукция – это седельные тягачи БАЗ-64022, применяемые в составе ЗРК С-400 «Триумф».
С 2015 года БАЗ входит в состав Концерна ВКО «Алмаз – Антей». Что касается его гражданской продукции, то это двух-, трёх- четырёх- и пятиосные шасси для установки кранов грузоподъёмностью от 25-ти до 100 тонн, седельные тягачи и трубовозы.
Конструкция. Подвеска и ходовая часть трактора Т-180
На сварную раму, которая выполнена из деталей коробчатого сечения, установлены все основные элементы. Она также снабжена прицепным механизмом жёсткого типа и четырьмя кронштейнами, которые предназначены для монтажа навесного оборудования. Компоновкой модели предусмотрено переднее расположение мотора и заднее расположение кабины и трансмиссии. Сварной корпус включает в себя поперечные и передние брусья, а также балку.
Основой ходовой части является гусеничный движитель, который условным образом можно подразделить на несущий элемент и движущий блок. Эластичная торсионная подвеска трактора дополняется балансирными каретками. Это обеспечивает плавный ход трактора, в том числе и на повышенных скоростях. Ведущая шестерня движителя – двухрядного типа. Стержневая подвеска может блокировать передние каретки.
На гусеничном движителе основывается движущий блок, сформированный внутри цепи с шириной в 58 сантиметров. В состав каждой из цепей входят звенья (по 41 шт.). Шесть штук опорных катков попарным образом соединяются двухплечными балансирами. Катки верхней части базируются на опорах, которые приварены к продольным балкам трактора. Натяжение гусеничной цепи – кривошипное винтовое.
Двигатель бульдозера Т-180
Трактор Т-180 укомплектован четырёхтактным рядным шестицилиндровым дизельным двигателем Д-180 (ГОСТовское обозначение 6ЧН15/18). В конструкции этого мотора реализованы принципы вертикального расположения цилиндров, предкамерного смесеобразования, нераздельной камеры сгорания в поршне, закрытой жидкостной системы охлаждения. Запуск производится от специального пускового малого двигателя марки П-23.
Для облегчения запуска основного мотора в условиях низких температур предусмотрен двухступенчатый декомпрессор (процесс декомпрессии производится в трёх либо в шести цилиндрах). Мощность двигателя Д-180 составляет 175 лошадиных сил (или 132 кВт), при 1100 об/мин. Рабочий объём дизеля Д-180 составляет 20,28 литров. Диаметр цилиндра двигателя равен 140 мм, ход поршня – 205 мм. Запас по крутящему моменту – 25 процентов.
Двигатель Д-180 – многотопливный. Он может работать как на дизельном топливе, так и на керосине или газовом конденсате.
Топливный бак, вместимостью 325 литров, размещён прямо в кабине бульдозера, вдоль её задней стенки, а горловина выведена наружу. А на тракторах Т-180Г на наружной задней стенке кабины разместился ещё и масляный бак.
Технические характеристики
Т-180 весьма габаритный трактор.
- Длина техники составляет 5420 мм, высота – 2825 мм, ширина – 2740 мм.
- При массе в 14950 кг удельное давление на грунт было сравнительно некрупным – 0,05 (0,48) МПа (кгс/кв.см).
- Колесная база трактора составляет 3220 мм, а радиус поворота – 2040 мм.
- Продукт Брянского автомобильного завода оснащается двигателем мощностью в 175 л.с.
- Удельный расход топлива в тракторе составляет 238 (175) г/кВт в час (г/л.с. в час), а топливный бак вмещает до 325 литров горючего.
Трансмиссия Т-180
Трансмиссии трактора Т-180 – механическая либо гидромеханическая. Муфта сцепления –сухого, постоянно замкнутого типа, с двумя ведущими и двумя ведомыми дисками, с пневматическим сервомеханизмом. Механическая коробка перемены передач является четырёхходовой, с шестернями постоянного зацепления. Она оснащена 5-ю передачами вперёд и двумя – назад.
Механизм поворота – планетарного типа, одноступенчатый. Для управления механизмами поворота задействуются пневматические сервомеханизмы, и они существенным образом облегчают процесс управления трактором. Планетарный механизм производит плавным образом изменение скорости для каждой из гусениц (по отношению к противоположной гусенице). Это помогает делать повороты трактора по кривым самого разнообразного радиуса. Главная передача – коническая, со спиральными зубьями. Конечные передачи выполнены одноступенчатыми, с прямозубыми шестернями.
Разворот трактора в движении производится путём отсоединения гусеницы, в направлении которой планируется выполнить поворот, от силовой передачи. Данное действие производится за счёт одноступенчатого планетарного механизма ступенчатых колёс, который смонтирован за главной конусной передачей. Он обеспечивает плавную корректировку скорости гусеницы, в сравнении с другой гусеницей, с помощью чего и происходит смена направления движения.
УСТРОЙСТВО Т 180
В основе бульдозера Т 180 лежит сварной корпус, сделанный из балки, 4 держателей, поперечных и передних брусьев. Для монтажа навесных устройств используется специальный жесткий механизм и кронштейны. Машина имеет стандартную схему компоновки с передним расположением двигателя и задним расположением кабины.
Ходовая часть базируется на эластичной торсионной подвеске с балансирными каретками, за счет чего достигается плавность хода независимо от типа операций и скорости движения. Гусеничный движитель (основной элемент ходовой части) заключен внутри цепи с пальцевой связью с головным колесом. 6 опорных катков соединены попарно с 2-плечными балансирами. Верхние катки имеют крепление к опорам, приваренным к продольным балкам шасси.
Параметры ходовой части:
- ширина колеи – 2040 мм;
- количество звеньев цепи – 41;
- ширина базового трака – 580 мм;
- высота грунтозацепа – 75 мм;
- удельное давление на грунт (твердый/мягкий) – 0,05/0,03 МПа.
На Т 180 устанавливается механическая 5-ступенчатая 4-ходовая коробка переключения передач. Для движения предусмотрены 5 скоростей вперед и 2 скорости назад. Главная передача – конического типа, конечные передачи – 1-ступенчатые с прямозубыми шестернями. В состав муфты сцепления сухого типа входит пневматический сервомеханизм (педаль сцепления находится справа).
Разворот бульдозера выполняется посредством отсоединения от силовой передачи гусеницы, в сторону которой планируется осуществить разворот. За данную функцию отвечает одноступенчатый планетарный механизм ступенчатых колес, расположенный за конусной передачей. Он адресует крутящий момент конечным передачам и обеспечивает плавную регулировку скорости гусениц относительно друг друга, что и позволяет менять направление движения. Предельная скорость движения техники достигает 12 км/час.
Тормозная система включает ленточные тормоза с двусторонним действием с ФГ 12Б, работающие в масляной ванне. Педаль тормоза располагается слева, после ее нажатия рычаги контроля механизмами поворота занимают заднюю позицию. Механический фиксатор, оставляющий педаль тормоза в нажатом положении и позволяющий не держать ногу на педали, служит в качестве стояночного тормоза.
Напряжение в электрической сети бульдозера составляет 12 В. Электрооборудование состоит из аккумулятора 6МТ-90МС, электромагнитного регулятора, генератора Г-304, пускателя и фар ФГ 12Б, позволяющих работать в темноте.
Кабина Т 180 рассчитана на 3 человек и оборудована 2 дверцами. Звуковая и тепловая изоляция вшиты в корпус кабины, что отчасти блокирует негативные воздействия извне. В салоне присутствует фильтрующий вентилятор, подающий внутрь воздух, очищенный от микрочастиц и пыли. Мощный отопитель позволяет работать даже в сильные морозы. Удобные сиденья оборудованы подлокотниками, эластичные спинки настраиваются по углу наклона. В верхней части салона расположен плафон-светильник. По уровню комфорта бульдозер сильно уступает современным аналогам.
Кабина трактора Т-180
Бульдозер Т-180 комплектуется большой стальной кабиной с двумя дверцами. Салон данной техники вмещает трёх человек, однако просторным его назвать нельзя. Условия внутри кабины, как и в любой старой технике, являются очень и очень спартанскими, комфорт – минимально возможный. Кабина трактора Т-180 оборудована звуковой и тепловой изоляцией, которая вшита в её металлический корпус. Она частично ликвидирует влияние звуковой и вибрационной нагрузки дизеля на рабочее место механизатора, хорошо держит тепло.
Мощный отопитель помогает механизатору не замёрзнуть в холодное время года. Внутри также смонтирован фильтрующий вентилятор, который подаёт в салон воздух, очищенный от мелких пылевых частиц. Отопитель позволяет не замерзнуть. Для освещения в салоне предусмотрен светильник. Сиденья оснащены подлокотниками и являются достаточно комфортными для техники данного. Спинки кресел можно отрегулировать по углам наклона.
Отзывы о бульдозерах Т-180
По отзывам эксплуатантов, главными недостатками данной техники считались: ненадёжный коленчатый вал двигателя (есть свидетельства о поломке данной детали вскоре после капитального ремонта двигателя), и уязвимость пневмосистемы (при замерзании конденсата в условиях минусовых температур трактор становился неработоспособным).
Объявлений о продаже подержанных брянских бульдозеров модели Т-180 уже не найти: даже самые новые из них уже перешагнули через тридцатилетний рубеж и давно отработали своё. Последние фото / видео работающих бульдозеров Т-180 относятся к началу 2000-х годов.
Один из бульдозеров данной модели является частью монумента «Слава строителям КамАЗа!», который был установлен на высоком кургане в Набережных Челнах перед пуском главного конвейера, 16 февраля 1976 года. И стоит там по сей день вместе со скрепером МАЗ-529 (только вместо стёкол у них теперь приварены стальные листы). Причём это не единственный Т-180, поставленный в нашей стране на постамент.
Например, в самом Брянске данная техника была установлена на постамент в ознаменование 30-летнего юбилея со дня основания предприятия, в июне 1988-го года. Этот памятник напротив дирекции завода теперь служит практически единственным напоминанием том, что Брянский автомобильный завод (БАЗ) когда-то серийно выпускал гусеничные промышленные трактора.
Если не считать репродукции со старой картины, на которой изображён заводской корпус №4, в котором занимались производством этой техники. Последний Т-180 выехал из его ворот одновременно с распадом Советского Союза, в 1991 году.
Трактор Т-180Г(технические характеристики)
описание и технические характеристики
Гусеничный, класса тяги 150 кН (15 тс), предназначен для использования с навесными, полунавесными и прицепными гидрофицированными машинами на строительстве гидротехнических, мелиоративных и промышленных сооружений, шоссейных дорог и других объектов с большим объемом земляных работ. Является модификацией трактора Т-180 и отличается от него наличием гидросистемы для управления навесными и прицепными машинами. Изготовитель — Брянский автомобильный завод, начало серийного производства — с 1966 года. Техническая характеристика трактора Т-180Г Тип трактора | гусеничный, промышленный с гидросистемой для управления навесным рабочим оборудованием |
Номинальное тяговое усилие, кгс | 15000 |
Масса трактора конструктивная, кг | 15570 |
Удельная металлоемкость, кг/л.с. | 91,5 |
Число передач: | |
..вперед | 5 |
..назад | 2 |
Диапазон скоростей, км/ч: | |
..вперед | 2,86 — 11,96 |
..назад | 3,21 — 7,49 |
Колея, мм | 2040 |
База, мм | 2319 |
Дорожный просвет, мм | 428 |
Удельное давление на почву, кгс/см2 | 0,32 |
Марка двигателя | Д-180 |
Тип двигателя | 6-цилиндровый, четырехтактный с неразделенной камерой сгорания (в поршне) |
Номинальная мощность при 1100 об/мин, л.с. | 175 |
Запас крутящего момента, %, не менее | 8 |
Удельный расход топлива двигателя, г/э. л. с. ч. | 175 |
Диаметр цилиндра, мм | 145 |
Ход поршня, мм | 205 |
Рабочий объем цилиндров, л | 20,28 |
Масса двигателя, кг | 2600 |
Емкость топливного бака, л | 325 |
Пуск двигателя | пусковым двигателем П-23 с электростартером |
Трактор Д-804ПГ (технические характеристики) описание и технические характеристики |
Трактор Д-804ПГ предназначен для работы в агрегате с универсальным одноковшовым фронтальным погрузчиком. Изготовитель — Брянский автомобильный завод, начало серийного производства — с 1965 года. Техническая характеристика трактора Д-804ПГ Тип трактора | гусеничный, промышленный специального назначения |
Номинальное тяговое усилие, кгс | 15000 |
Масса трактора конструктивная, кг | 18780 |
Удельная металлоемкость, кг/л.с. | 110,4 |
Число передач: | |
..вперед | 3 |
..назад | 1 |
..дополнительных | 1 |
Диапазон скоростей, км/ч: | |
..вперед | 2,74 — 6,68 |
..назад | 3,08 |
..дополнительных | 2,09 |
Колея, мм | 2500 |
База, мм | 2580 |
Дорожный просвет, мм | 438 |
Удельное давление на почву, кгс/см2 | 0,46 |
Марка двигателя | Д-180 |
Тип двигателя | 6-цилиндровый, четырехтактный с неразделенной камерой сгорания (в поршне) |
Номинальная мощность при 1100 об/мин, л.с. | 175 |
Запас крутящего момента, %, не менее | 8 |
Удельный расход топлива двигателя, г/э. л. с. ч. | 175 |
Диаметр цилиндра, мм | 145 |
Ход поршня, мм | 205 |
Рабочий объем цилиндров, л | 20,28 |
Масса двигателя, кг | 2600 |
Емкость топливного бака, л | 325 |
Пуск двигателя | пусковым двигателем П-23 с электростартером |
содержание .. 11 12 14 ..