СИСТЕМА ОБОЗНАЧЕНИЯ ТРАКТОРОВ СЕРИИ Б10М
1 2 3 4 5 6 7
принадлежность к семейству тракторов типа Т10М (модернизированный) | |
буквенные индексы: | Б – болотоходный, для работы на грунтах с пониженной несущей способностью |
индекс дизеля: | 0 – двигатель Д180 мощностью 180 л.с. |
1 – двигатель Д180 мощностью 170 л.с. | |
2 – двигатель Д180 мощностью 140 л.с. | |
5 – М11-С () | |
6 – ЯМЗ-236Н-3 | |
индекс типа трансмиссии: | 0 – гидромеханическая |
1 – механическая | |
индекс ходовой системы: | 0 – 6 опорных катков |
1 – 5 опорных катков | |
2 – 7 опорных катков | |
индекс системы пуска дизеля: | 0 – электростартерная (система предпусковой тепловой подготовки – по заказу) |
1 – пусковой двигатель (система предпусковой тепловой подготовки или дополнительный масляный отопитель кабины – по заказу) | |
2 – пусковой двигатель, система предпусковой тепловой подготовки, дополнительный масляный отопитель кабины | |
индекс назначения: | 0 (не проставляется) – без прицепного устройства, приспособлен под установку буль-дозерного и рыхлительного оборудования |
1 – с жестким прицепным устройством, приспособлен под установку бульдозерного оборудования | |
2 – с маятниковым прицепным устройством, приспособлен под установку бульдозерного оборудования | |
5 – базовый трактор крана-трубоукладчика | |
9 – базовый трактор погрузчика | |
11 – болотоходный трактор с шестискоростной механической трансмиссией, с маятниковым прицепным устройством, не приспособлен под установку бульдозерного оборудования | |
12 – с жестким прицепным устройством, с валом отбора мощности, приспособлен под установку бульдозерного оборудования | |
14 – базовый трактор прицепного крана КП-25 | |
15 – базовый трактор под установку лебедки тяговой и бульдозерного оборудования | |
16 – базовый трактор кран-трубоукладчик с бульдозерным оборудованием | |
22 – с маятниковым прицепным устройством, с валом отбора мощности, приспособлен под установку бульдозерного оборудования |
ОБЩИЕ ДАННЫЕ
Тип Класс тяги Дорожный просвет с непогруженными грунтозацепами, мм Наименьший радиус поворота, м, не более Максимальная преодолеваемая крутизна, градус:подъем (спуск)– без прицепа – с прицепом склон– без прицепа Глубина преодолеваемого брода, м, не более Максимальная масса буксируемого колесного прицепа, т, не более:– при движении по горизонтальной поверхности – при преодолении подъема (спуска) крутизной не менее 20 градусов
гусеничный промышленный общего назначения |
10 |
435 ± 5 |
2,5 |
30 |
20 |
20 |
0,8 (0,6 – при установленном подогревателе жидкостном дизельном (ПЖД)) |
26,5 |
21 |
ДВИГАТЕЛЬ БУЛЬДОЗЕРА Б10М
Тип Число цилиндров Диаметр цилиндра, мм Ход поршня, мм Рабочий объем цилиндров, л Номинальный запас крутящего момента, %, не менее Относительный расход масла в процентах от расхода топлива:– общий, не более – на угар Система пуска Электростартерная система пускаМодель стартера Мощность, кВт Рабочее напряжение, В Пусковой двигательМодель Тип Мощность номинальная при стандартных атмосферных условиях, кВт (л.с.), не менее Частота вращения коленчатого вала при номинальной мощности, обмин Число цилиндров Диаметр цилиндра, мм Ход поршня, мм Рабочий объем цилиндров, л Система пуска
четырехтактный рядный многотопливный дизель жидкостного охлаждения, с турбонаддувом |
4 |
150 |
205 |
14,48 |
25 |
1,2 |
0,2+0,3 |
электростартерная или пусковой двигатель |
251.3708 |
8,2 |
24 |
П-23У |
бензиновый, карбюраторный, четырехтактный рядный, жидкостного охлаждения |
13,25 (18) |
2400 ± 100 |
2 |
92 |
102 |
1,36 |
электростартерная |
ТРАНСМИССИЯ БУЛЬДОЗЕРА Б10М
Тип Гидромеханическая трансмиссияГидротрансформатор Коробка передач Главная передача Механизм поворота Остановочный и стояночный тормоза Бортовые редукторы Механическая трансмиссияМуфта сцепления Коробка передач
гидромеханическая или механическая |
трехколесный одноступенчатый |
планетарная, реверсивная, трехскоростная, с переключением на ходу |
коническая с круговым зубом |
постоянно замкнутые бортовые фрикционы сухого трения с гидросервированным приводом выключения |
ленточные сухого трения |
двухступенчатые с самоустанавливающейся ведомой шестерней |
сухого трения постоянно замкнутая с гидросервированным управлением |
восьмискоростная или шестискоростная |
ХОДОВАЯ СИСТЕМА БУЛЬДОЗЕРА Б10М
Тип Подвеска тележек Механизм натяжения гусениц
тележечная |
полужесткая, 3-х точечная, с жесткой балансирной балкой и микроподрессориванием |
гидравлический |
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ
Тип Номинальное напряжение, В Генератор 966.3701 или Г1000В Аккумуляторные батареи: – количество – напряжение одной батареи, В
однопроводное, с подключением «минуса» аккумуляторных батарей к корпусу («массе») трактора |
24 |
переменного тока, мощностью 1 кВт, с выпрямителем и электронным регулятором напряжения. Номинальное напряжение 28 В |
6СТ-182ЭМС для тракторов с ЭССП 6СТ-75ТМ для тракторов с пусковым двигателем |
2 |
12 |
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ НАВЕСНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ БУЛЬДОЗЕРА Б10М
Тип Гидронасос Максимальное давление жидкости в гидросистеме (давление настройки предохранительного клапана), МПа Распределитель Фильтр
гидравлическая универсальная раздельно-агрегатная |
шестеренного типа НШ-100А-3Л |
20 |
трехзолотниковый, четырехпозиционный типа Р160 |
полнопоточный на трассе слива с фильтрующими элементами с тонкостью очистки 25 мкм |
Назначение
Спецтехника востребована на предприятиях нефтяной, газовой, горной, лесной промышленности. Бульдозер часто можно встретить на стройплощадках или при проведении мелиоративных мероприятий.
Без предварительного рыхления аппарат может справиться с грунтами I-III категории. Машина уверенно работает с песком, гравием, суглинком любой плотности или лёгкой глиной.
При использовании рыхлителя возможно послойное копание грунта IV категории (промёрзшая почва любого состава). Кроме этого, машину задействуют при расчистке снежных завалов — предельная температура эксплуатации составляет -50 °C.
Преимущества и недостатки
К числу преимуществ спецтехники Т-130 пользователи относят следующие характеристики:
- Солидная производительность.
- Многофункциональность.
- Высокая степень надежности.
- Простота конструкции.
- Хорошее тяговое усилие.
- Простой ремонт, доступные запчасти, продолжительный ресурс эксплуатации.
- Приемлемая стоимость.
Электрическая схема бульдозера Т-130
Однако присущи трактору и определенные недостатки. Машину достаточно сложно заводить при сильном морозе, если она не укомплектована предпусковым нагревателем. Силовое оборудование вызывает слишком громкий уровень вибрации и шума. Установка поворачивает рывками, нередко появляются следы воды в масле.
У бульдозера нередко ломаются бортовые фрикционы и водители не могут понять, по какой причине пропала задняя передача. Также к числу отрицательных качеств стоит причислить большой вес этого трактора.
Рабочие параметры
Отдельного хочу рассказать про техническую сторону оснащения бульдозера. Тяговые, прочностные и эргономичные параметры делают его востребованным в своем классе.
Таблица №1. Технические характеристики
Параметр | Значение |
Мотор | Д-180 ЯМЗ-236Н-3 |
Мощность (ярославского мотора), л. с. (кВт) | 190 (139,7) |
Скорость, км/ч | Вперёд 0-8,78; назад 0-10,91 |
Клиренс, мм | 435 |
Распределённое давление на грунт, кПа | 55 |
Вместительность бака для горючего, л | 320 |
Силовой блок
Возможна комплектация бульдозера двумя вариантами двигателей. Базовую модель оснащают силовым агрегатом Д-180. Это рядный четырёхцилиндровый мотор с турбонаддувом. Охлаждается он жидкостью. Механизаторы отмечают его неприхотливость, надежность и высокую ремонтопригодность.
Параметры Д-180:
- Обороты коленвала — 1250 об/мин.
- Объём цилиндров —14,45 л.
- Запас по крутящему моменту — 25 %.
- Средний показатель расхода топлива — 218 г/кВт∙час (160 г/л. с.∙час).
- Диаметр цилиндра х ход поршня, мм — 150 х 205.
- Соответствие экологическим нормам — ЕВРО-2.
Нюанс штатного двигателя: он может работать на дизтопливе, керосине или газовом конденсате.
Второй вариант силовой установки — мотор ЯМЗ-236Н-3, который собирают на заводе, расположенном в Ярославле.
Это шестицилиндровый V-образный дизель с механической системой подачи топлива и непосредственным впрыском. Охлаждение у двигателя жидкостное, а для повышения мощности предусмотрен турбонаддув.
Характеристики мотора:
- Обороты коленвала — 2100 об/мин.
- Объём цилиндров — 11,15 л.
- Крутящий момент — 882 Н∙м (при 1300 об/мин).
- Потребление горючего — 215 г/кВт∙час (159 г/л. с.∙час).
- Диаметр цилиндра х ход поршня, мм — 130 х 140.
- Соответствие экологическим нормам — 1 класс — ГОСТ Р 41.96-2005, Евро-2.
Силовая передача, ходовая
За передачу крутящего момента отвечает механическая или гидромеханическая трансмиссия. Первая представлена 8-скоростной коробкой передач и гидросервером для управления поворотным механизмом.
В аппаратах последних годов выпуска отказались от муфты сцепления, гидротрансфоматора в пользу карданного вала. Такая конфигурация повышает КПД бульдозера и снижает потребление горючего.
Второй тип трансмиссии — гидромеханическая. Она состоит из трёхколёсного одноступенчатого гидротрансформатора, планетарной 3-скоростной реверсивной КПП, бортовых редукторов.
Для такой конфигурации характерны эффективность, плавность и эргономичность работы. Механизатор прилагает меньше усилий для управления техникой, навесным оборудованием. Кроме того, возможен быстрый реверс и оперативная смена ступени без разрыва крутящего момента.
Тележка ходовой имеет трёхточечную подвеску и микроподрессоренную балансирную балку. Вес базового аппарата воспринимают 6 опорных катков, болотоход (отдельную модификацию) удерживают 7. Гусеницы собирают из башмаков шириной 0,5 м.
Шарнирное соединение элементов оснащено уплотнением Duo Con, которое защищает трущиеся поверхности от попадания грязи. Приводная звёздочка сегментирована: съёмные детали обеспечивают длительный ресурс и лёгкость ремонта.
За маневрирование отвечают бортовые фрикционы, установленные перед конечными редукторами. Это постоянно замкнутые муфты с износостойкими металлокерамическими дисками.
Их активацию выполняет гидравлический сервопривод. Помогают при совершении разворотов ленточные тормоза, которые останавливают привод.
Гидравлическая система
Бульдозер оснастили раздельно-агрегатной гидросистемой. Её питает шестерёнчатый насос НШ-100А-3Л. При частоте вращения 1823 об/мин он выдаёт 180 литров в минуту рабочей жидкости, давление которой ограничивает предохранительный клапан на уровне 20 МПа.
Управляет потоками гидромасла трёхзолотниковый распределитель на четыре позиции.
Подъём ножа осуществляет длинноходный цилиндр диаметром 100 мм, перекос отвала и позиционирование рыхлителя выполняют исполнительные механизмы с сечением 160 мм.
Модификации бульдозера Б10М
На данный момент распространены всего две модификации рассматриваемого бульдозера. Одна является стандартной, вторая же применяется в условиях повышенной влажности, на болотах. Отличаются они не только внешним видом, но и компоновкой и ходовой частью. Маркируются данные модели следующим образом:
- Б10М.0111-1Е – стандартная базовая модификация;
- Б10МБ.0121-2В4 – модификация для произведения работ на болотах.
Б10М.0111-1Е имеет следующие рабочие характеристики:
- устанавливается двигатель Д-180;
- трансмиссия – механическая;
- количество катков – 5;
- пуск двигателя осуществляется при помощи специального пускового мотора – П-23У;
- применяется навесное оборудование, устанавливаемое в задней части шасси;
- переднее навесное оборудование – полусферический отвала класса «E».
Базовая модификация — Б10М.0111-1Е
Болотная модификация имеет некоторые существенные отличия, которые касаются в первую очередь компоновки.
Модель Б10МБ.0121-2В4 имеет следующие особенности:
- двигатель — ЯМЗ-326Н-3 (требуется более мощный агрегат по причине использования техники на слабых грунтах);
- трансмиссия применяется только механическая;
- суммарное количество катков опорных – 7 шт.;
- пуск двигателя производится при помощи электростартера;
- в задней части всегда используется маятниковое прицепное устройство;
- в передней части располагается навесной прямой неповоротный вал без гидроперекоса – типа «B».
Визуально модификации Б10М друг от друга отличаются только лишь наличием навесного оборудования, входящего в базовую комплектацию. Обычня модель Б10МБ.0121-2В4 выглядит следующим образом:
Болотная модификация — Б10МБ.0121-2В4
Чуть более редко встречаются модели Б10М2 и Б10М.6100. Модель Б10М2 имеет следующие отличительные черты:
- кабина с двойными стеклопакетами;
- регулировка скорости осуществляется в автоматическом режиме, непосредственно трансмиссией;
- внушительный ресурс трансмиссии обеспечивается подшипниками качения и уплотнениями DUO CON.
Б10М2 выглядит следующим образом:
Отличительной особенностью бульдозера Б10М.6100 является использование уникальной шестигранной кабиной. Именно это является главным его достоинством. Так как подобного типа форма позволяет максимально увеличить круговой обзор водителя. Также к особенностям стоит отнести:
- используются подшипники скольжения — благодаря чему ресурс ходовой системы увеличен;
- кабина изнутри покрыта толстым слоем шумопоглатительных материалов — потому работа в ней максимально комфортабельна.
Бульдозер Б10М.6100 выглядит следующим образом:
Нередко можно встретить в продаже модели Б10ПМБ.0121-1В4 и Б10ПМ.0101-ЕН. Первый используется для выполнения различных задач на болотистой местности. Второй же специально сконструирован для выполнения задач на полигонах.
Также при необходимости через специальных торговых представителей возможно будет заказать различные компоновки данного типа техники. Можно будет выбрать тип устанавливаемой кабины, системы её отопления.
Особое внимание при выборе следует уделить количеству опорных катков. От этого напрямую зависит проходимость конкретной модели.
Общая характеристика
Экстерьер бульдозера нельзя назвать изящным. Он скорее аскетичный. Кабина, моторный отсек имеют простые лаконичные формы. Но в них просматривается сила стальных конструкций, направленная на обеспечение тяговых характеристик.
Кроме того, аппарат оборудовали валом отбора мощности, необходимый для передачи вращения на тяговую лебёдку, расширяющую возможности машины в лесозаготовительной отрасли.
Размеры
Представитель 10 тягового класса по определению не может иметь выдающиеся габариты. Шасси получилось компактным. Однако кабина оказалась очень просторной.
Таблица №2. Размеры
Наименование | Значение |
Масса базового аппарата с рыхлителем, кг | 20965 |
Высота по крыше кабины, мм | 3250 |
Ширина по краям гусеничного полотна, мм | 2480 (2882 для болотохода) |
Габаритная длина (с отвалом, рыхлителем), мм | 67200 |
Длина шасси, мм | 4325 |
Ширина колеи, мм | 1880 |
Расстояние между осями приводной звёздочки и обводного колеса, мм | 2880 |
Рабочее место
Кабина представлена сварной металлической конструкцией с круговым обзором. Доступ в неё возможен с правого и левого бортов. В ней установлено водительское сиденье типа PILOT.
Кресло разместили на виброгасящих демпферах, его можно регулировать в нескольких плоскостях. Для комфорта механизатора предусмотрен монтаж нескольких типов отопителей.
Это автономные устройства, обогревающие салон даже при остановленном двигателе либо использующие тепло его охлаждающей жидкости.
Производитель может предложить опциональное оснащение кабины (возможен вариант поставки даже без неё). Для работы в условиях северных регионов возможна установка стеклопакетов и производительного калорифера. Южным исполнениям доступен монтаж кондиционера, а на стёкла нанесут тонировку.
Кроме того, кабину можно оборудовать компонентами ROPS (FOPS), призванными защитить водителя в случае опрокидывания машины или падения тяжёлых предметов на крышу.
Управление рабочими механизмами
Активацию навесных орудий механизатор выполняет непосредственно из кабины. Положение отвала регулирует соответствующий двухходовой рычаг, который поднимает или опускает конструкцию, а также изменяет наклон ножа в вертикальной плоскости. За работу гидроцилиндра рыхлителя отвечает отдельная рукоятка.
На шасси можно установить тяговую лебёдку, которая получает вращение через ВОМ бульдозера. Она решает сразу несколько задач:
- Выполняет буксировочные работы при прокладке коммуникаций в земле.
- Участвует в ликвидации различных завалов.
- Облегчает вырубку просек в лесозаготовительной отрасли.
- Помогает в восстановлении железнодорожного сообщения.
Активируют лебёдку с помощью установленных в кабине соответствующих рычагов. Гидропривод позволяет не прикладывать чрезмерных усилий при включении или отключении тягового устройства.
Конструктивные особенности
Бульдозер Б-10 является результатом плановой модернизации трактора Т10. В результате совершенствования конструкции и внедрения новых конструктивных элементов было достигнуто:
- снижение рабочего давления в гидравлической системе на 40% и повышение ее долговечности за счет внедрения длинноходовых гидроцилиндров;
- повышение точности и скорости перемещения отвала, снижение усилия, необходимого для его заглубления в грунт благодаря смещению точек крепления гидравлических цилиндров вперед;
- облегчение технического обслуживания двигателя за счет изменения компоновки моторного отсека;
- увеличение производительности при разработке грунта 1-3 группы за счет внедрения отвала полусферической формы.
Благодаря использованию в качестве базы трактора Т10 удалось унифицировать многие детали и запчасти. Бульдозер Б-10 может комплектоваться различным оборудованием, повышающим его функциональность и производительность.
Исполнения
В каталоге «Челябинского тракторного завода» значатся несколько модификаций базового аппарата «БМ 10», разработанные для применения в определённых условиях. Из популярных могу указать:
- Б10МБ — болотоходный вариант с увеличенной опорной поверхностью башмаков;
- Б10М2 — модифицированная версия базовой машины.
Кроме того, возможен выпуск исполнений с определённым предустановленным навесным оборудованием и двигателем.
В этом случае шасси присваивают четырёхзначный числовой индекс с литерой. Например, обозначение «0101Е» информирует, что на машину устанавливают дизель Д-180 и бульдозерное оборудование типа «Е».
Рыхлительное оборудование
Рыхлительное оборудование бульдозера Б10М
представляет собой рыхлительный агрегат, с закрепленной на ней стойкой рыхлителя и наконечника рыхлителя (клык). Рыхлитель применяется при рыхлении твердых пород и дорожных покрытий, а также может быть использовано для разработки мерзлых грунтов.
Характеристика рыхлительного оборудования | |
Тип | Однозубый |
Максимальное количество зубьев | 1 |
Количество положений зубьев (по вертикали) | 3 |
Максимальное заглубление, мм | 650 |
Угол рыхления: | |
— с коротким наконечником | 45° |
— с длинным наконечником | 30° |
Масса, кг | 1555 |
Плюсы, минусы
Челябинская спецтехника имеет несколько положительных сторон по сравнению с другими представителями этого класса машин.
Хочу отметить некоторые из них:
- Простота эксплуатации, обслуживания. Запчасти несложно достать как новые, так и с частично отработанным моторесурсом.
- Цена бульдозера и его ремонта.
- Навески рабочих орудий, предназначенных для узкого применения.
- Комфортабельная кабина, соответствующая действующим европейским стандартам в сфере эксплуатации спецтехники.
Однако пользователи машины озвучивают, что в конструкции есть проблемные узлы, поломка которых происходит относительно часто. Отказы связаны с гидросистемой: на морозе трескаются рукава высокого давления, подтекают сальники и уплотнения, сервоприводы начинают работать некорректно.
Кабина
Место оператора расположено в кабине с панорамным остеклением и усиленным каркасом, что обеспечивает безопасное пребывание человека внутри. Заводские конструкторы грамотно разработали место работы машиниста, скрупулезно продумав местоположение всех приборов и рычагов управления, чтобы оператору было комфортно выполнять поставленные задачи.
Система управления двигателем бульдозера Т-130
Кабина и рычаги управления Т-130
Кресло оснащено удобными регуляторами угла наклона и высоты, что обеспечивает придание такой позы у работника, при которой он испытывает комфорт при работе. Надежная изоляция от попадания внутрь пыли и шума достигнута использованием мягких резиновых уплотнителей. Помещение благодаря системе отопления быстро нагревается при морозах.
Аналоги
Когда речь идет об аналогах отечественного бульдозера этой модификации, то наличие их на просторах нашего государства достаточное. Наиболее приближенные технические показатели присущи трем моделям: ТМ-10, Caterpillar D6R и Б10М. Для них характерны следующие параметры:
Марка | Вес, т | Паспортная мощность силового агрегата, л.с | Заявленный расход топлива, г/кВт*ч | Заправочный бак для солярки, л |
ТМ-10 | 18,5 | 180 | 213 | 300 |
Caterpillar D6R | 18,2 | 175 | 215 | 420 |
Б10М | 15,3 | 190 | 218 | 320 |
Но именно модель ЧТЗ-130 стала наиболее ярким и емким представителем нашего отечественного машиностроения, поскольку впитала весь высокий производственный потенциал промышленности СССР, конструкторский гений советских инженеров.
Видео: бульдозер Т-130.