Техническое обслуживание и диагностирование ходовой части и рулевого управления трактора МТЗ-80.


Двигатель трактора МТЗ-80

Устройство трактора МТЗ-80 продумано буквально до мелочей. Основой его конструкции служит мотор, расположенный в передней части агрегата. Высокая мощность двигателя позволяет отнести трактор к тяговому классу 1,4. Мотор агрегата состоит из 4 цилиндров, такого же количества контактов и полураздельной камеры сгорания. Работу двигателя под высокими нагрузками контролирует эффективная жидкостная система охлаждения. Некоторые более современные модели тракторов МТЗ также дополнительно комплектовались надежным предпусковым обогревателем, наличие которого позволяло плавно завести двигатель в сильные морозы.

Первые модели МТЗ-80 обладали сравнительно невысокой мощностью, однако позже в комплектацию агрегатов начали поступать более мощные моторы, объемом 4,75 л. За запуск двигателя, в зависимости от модификации трактора, отвечает работающий от аккумулятора стартер, или отдельный пусковой мотор.

Как сделать своими руками

Если у вас нет дополнительных денежных средств для приобретения навесного оборудования, то вполне возможно сделать все самостоятельно. О том как выглядит Т 70с, можно увидеть из статьи.

Если вам необходим плуг, то сделать его можно, используя старые конные плуги. Конечно, размеры будут немного отличаться, однако такие приспособления также отличаются своей эффективной работой.

На видео – навесное оборудование на мтз 82 своими руками:

Для производства поперечных граблей для сена можно использовать грабли и угольщик заводского типа. Их прикрепить к раме. К поперченной трубе приварены ступица и колеса. Посредине установлен швеллер, а на нем гидроцилиндр. Именно он и будет производить подъем и опускание граблей.

О том как выглядит модель Челленджер, указано в данной ссылке.

Навесное оборудование – это необходимая в хозяйстве вещь. Чтобы трактор смог полноценно выполнять поставленные перед ним задачи, необходимо максимально комфортно организовать весь процесс работ. Порой, чтобы справиться с возникшей проблемой и используют навесное оборудование различного типа. Кроме этого, совсем не обязательно его приобретать, ведь сегодня все можно сделать своими руками, используя подручные средства. В других наших статьях вы можете ознакомится с самоходным опрыскивателем.

А какое навесное оборудование для МТЗ 82 используете вы?

Коробка передач трактора МТЗ 80

Для переключения скоростного режима в комплектации моделей Беларусь МТЗ-80 предусмотрена 9-ступенчатая 2-диапазонная коробка переключения передач, оборудованная высококачественным понижающим редуктором. Наличие такой КПП позволяет трактору передвигаться на любой из 18 передних и 4 задних скоростей.

При необходимости агрегат можно оборудовать ходоуменьшителем. Задний мост управляется, в зависимости от модификации трактора, механическим или гидравлическим приводом. Модели тракторов, сошедшие с конвейера в последние годы выпуска, комплектуются гидравлической коробкой переключения передач.

Ходовая трактора МТЗ-82: основные элементы и их назначение

В конструктивном плане ходовая часть данной модели выполнена в виде тележки, состоящей из сборочных единиц, узлов, механизмов и отдельных деталей, предназначенных для передвижения сельхозтехники: колесная база, неведущий мост, остов (основание, где собраны все элементы конструкции).

С передней части остов оснащен цилиндрическими пружинами, которые находятся в шкворнях переднего моста. Полурама состоит из 2-х лонжеронов и прочного металлического бруса, зафиксированного болтами. К задней части лонжеронов с помощью сварки прикреплены кронштейны, соединяющие данную конструкцию с корпусом механизма сцепления. Передний брус служит для установки жалюзи силового агрегата, ГРУ колес, опоры двс, масляного и водяного радиаторов.

Приспособление переднего привода от коробки переключения передач подсоединяется к переднему мосту. Это дает возможность обеспечить синхронное вращение всех колес независимо от скорости движения техники.

Неведущий передний мост МТЗ-82 является опорой передней части сельхозтехники и вместе с механизмом РУ (рулевое управление) обеспечивает направленное движение трактора через передние колеса.

Рассматривая устройство трактора Беларусь, более подробно следует остановиться на конструкции переднего моста, состоящей из таких элементов:

  • Трубы.
  • Тарельчатые пружины.
  • Штифт стопорный;
  • Втулки и вал поворотной цапфы.
  • Ось качания.
  • Диск.
  • Ступица.
  • Обод.
  • Брус полурамы.
  • Пружины подвески.
  • Козырек (защитный).
  • Балка моста.
  • Полуось.
  • Клеммные болты;
  • Кронштейны.
  • Масленка ступицы.
  • Вкладыши.
  • Пробка с резьбой.
  • Чехол.
  • Шайба опорная.
  • Втулка.
  • Колпак.
  • Подшипник упорный.
  • Палец шаровой.
  • Крепежные элементы.

Балка моста расположена между 2-х проушин бруса полурамы и соединяется с ним через ось качения. Также она соединена с трубками поворотных цапф направляющих колес и рулевой трапеции.

Трубы вставляются в балки переднего моста, а к ним приварены 2 кронштейна. Трубы зажаты двумя болтами клеммного зажима (каждая). Особенностью конструкции труб является наличие в них 6-ти сквозных отверстий, которые расположены в 50-ти миллиметрах одно от другого. Они используются для размещения штифта, регулирующего ширину колеи. Осуществляется посредством перемещения выдвижной трубы по отношению к балке.

Шарнирное соединение дает возможность балке моста осуществлять вертикальное качание (в пределах 10 градусов) и благодаря этому дает возможность передним колесам приспособиться к особенностям рельефа, а также значительно смягчить воздействие неровностей дороги на остов трактора. Ось качения для предотвращения изменения положения и проворачиваний стопорят штифтом.

Конструктивными элементами поворотной цапфы являются полуось и шкворень. Последний запрессован в соответствующее отверстие на полуоси, а снизу еще и приварен. Вал проворачивается на 2-х втулках, которые находятся в кронштейне кулачка. Нижняя втулка размещена в отверстии кронштейна и прикручена двумя болтами, а верхняя запрессовывается в него.

Передача вертикальных нагрузок техники на поверхность грунта осуществляется через колеса с шинами. Кроме этого, ведущие колеса преобразуют мощность силового агрегата, передаваемую на них через трансмиссию, в поступательное движение, выполняя таким образом роль движителя.

Конструктивно колесо состоит из неразъемного стального обода и жестко прикрепленных диска и резиновой шины, наполненной воздухом или жидкостью. Последняя фиксируется на ободе колеса, который выполняет роль основания. Крепление колеса к ступице выполняется с использованием диска.

Ступица вылита из чугуна и выполнена в форме отливки, с расточкой для установки подшипников и фланцем, в который запрессованы болты, предназначенные для фиксации колесного диска. Вращение ступицы осуществляется на 2-х конических подшипниках (роликовые). Наружные обоймы запрессованы в расточки, а внутренние размещены на полуоси. Фиксация подшипников производится с помощью гайки, которая накручена на полуось (резьбовое соединение). Чтобы не допустить проворачивание шайбы на полуоси и отвинчивание гайки, между ней и подшипником устанавливают специальную шайбу с усиком, который входит в паз.

Нагрузка с остова на переднее колесо передается через пружину и кронштейн, сначала на шарикоподшипник, а затем через шайбу и вал поворотной цапфы.

В МТЗ-82 к дискам задних колес, там где они крепятся к ступице, приваривают кольцо. Благодаря этому повышается их прочность и усиливается конструкция. Крепление дисков передних колес осуществляется с помощью болтов, которыми они прикручиваются к приваренному (к ободу) кронштейну.

Ходовая часть трактора МТЗ-80

Агрегат МТЗ-80 может быть колесным или гусеничным. Колесный трактор МТЗ-80 оборудован задними ведущими колесами, получаемыми создаваемой мотором усилие посредством трансмиссии. В конструкцию модификации МТЗ-82 ведущим выступает передний мост, который приводится в движение от трансмиссии и раздаточной коробки.

Трактора МТЗ-80, в чью комплектацию входят гусеницы, обладают лучшей устойчивость при передвижении на рыхлом грунте, и могут легко преодолевать препятствия в виде оврагов, заболоченных участков или скользкого ледяного покрытия.

Детали гусеничной цепи

У звена гусеничной цепи изнашиваются отверстия проушин, беговые дорожки, почвозацепы, цевки в местах соприкосновения с зубьями ведущего колеса. Деформированные звенья правят на гидравлическом прессе, небольшие трещины заваривают.

Износ проушин допускается до толщины стенки 3 мм, а износ цевки — до 7 мм. Изношенные пальцы заменяют новыми.

При восстановлении звеньев гусениц тракторов класса тяги 3 наибольшее распространение получили способы пластического деформирования (обжатие), заливка жидким металлом, элекгро-дуговая наплавка. Наилучшие показатели качества обеспечивает способ пластического деформирования многосекционными пуансонами на специализированных линиях.

С помощью электрической дуги угольным электродом в стенке проушины со стороны наибольшего износа прожигают технологическое отверстие, в проушину вставляют технологический стержень и закупоривают ее с обеих сторон огнеупорной глиной. Металл расплавляют в тиглях или с помощью ТВЧ и заливают в проушины через технологические отверстия. Он заполняет полость проушины и, кристаллизуясь, образует вкладыш, удерживаемый за счет неравномерно изношенной поверхности проушины и металлом, застывшим в технологическом отверстии.

Проушины звеньев восстанавливают также кузнечно-сварочным способом. Изношенные проушины нагревают в горне до температуры 800-900°С, разрубают и обжимают на оправке молотком. Место стыка заваривают электродуговой сваркой и наплавляют слой металла для получения нормальной толщины стенки.

При ремонте гусеничной цепи трактора Т-130 изношенные втулки и пальцы не восстанавливают. Втулки и пальцы, имеющие односторонний износ, поворачивают на 180°, а при двустороннем — выбраковывают. При значительном износе отверстий под втулки и пальцы звенья заменяют. Беговую дорожку звена восстанавливают наплавкой. Изношенные почвозацепы башмаков наплавляют под слоем флюса в специальных приспособлениях. Разбирают и собирают гусеничную цепь с помощью гидравлического пресса.

У звеньев гусеничных цепей экскаваторов изнашиваются боковые дорожки, гребни и отверстия в проушинах.

Беговые дорожки, изношенные более чем на 6 мм, восстанавливают автоматической наплавкой под слоем флюса. Изношенные поверхности гребней звеньев наплавляют вручную по шаблонам электродами ОЗН-250У или ОЗН-ЗООУ. После наплавки зачищают гребни шлифовальным кругом. Звенья, имеющие значительный износ отверстий в проушинах, выбраковывают.

Тормозная система сельскохозяйственной машины

В качестве основного тормозного механизма в конструкции агрегата МТЗ-80 выступает дисковая тормозная система. Сухие тормоза предусмотрены в шестернях валов в правой и левой части переднего и заднего мостов.

Дополнительно для остановки трактора в его комплектацию входит стояночный тормоз. Он предназначен для удержания техники на участках, расположенных под наклоном. Также для длительной остановки на склонах и подъемах в конструкцию трактора входит вспомогательный тормозной механизм.

Кун для Беларус МТЗ-82

Советуем к прочтению другие наши статьи

  • Культиватор сплошной обработки
  • Культиватор Viking 585
  • Сеялка John Deere 455
  • Плуг ПЛН

Самым простым и распространенным видом специального навесного оборудования, безусловно, можно назвать КУН на МТЗ-82. КУН — это копновоз универсальный навесной, по сути являющийся тракторным фронтальным гидравлическим погрузчиком для перемещения, подъёма и опускания различных габаритных грузов. КУН на на тракторе МТЗ-82 используется не только для перемещения и складирования сена, но так же для транспортировки сыпучих и объемных грузов. Их модернизируют и изготавливают самостоятельно, ярким представителем тюнингованного КУНа является ковш.

Фото МТЗ 82 с КУНом

В качестве КУНа чаще всего на МТЗ — 82 навешивается устройство ПКУ — 0.8, основные технические характеристики следующие:

  1. масса поднимаемых грузов до 800 килограммов;
  2. высотный потолок подъёма до 3.5 метров;
  3. масса навесного погрузчика до 700 кг;
  4. максимальная скорость передвижения с грузом до 20 км/ч.

Кабина и интерьер агрегата

Трактор Беларусь МТЗ-80 оборудован просторной кабиной. Она крепится к силовой раме посредством резиновых амортизаторов, которые эффективно подавляют шум от работающей трансмиссии и мотора трактора. Удобное водительское сиденье можно регулировать по высоте.

Внутренние поверхности кабины агрегата МТЗ-80 отделаны термо- и шумопоглощающим материалом. На полу находятся резиновые коврики, предотвращающие соскальзывание ног водителя с педалей. Интерьер кабины трактора наглядно продемонстрируют фото.

Сварка и обкатка агрегатов ходовой части

Для сборки применяют специальные стенды и приспособления. Каретки тракторов класса тяги 3 собирают на том же стенде, на котором их разбирали (ОПР-1402М). Конические подшипники осей регулируют изменением толщины набора прокладок. При правильно отрегулированном зазоре в подшипниках ось туго вращается от руки. Опорные катки устанавливают попарно с учетом их фактических размеров. Это объясняется тем, что по диаметру катков установлены широкие отклонения. Установка их попарно с минимальной разницей в диаметре повышает ресурс ходовой части, поскольку дает возможность равномерно распределить нагрузку на опорные катки и тем самым уменьшить износ беговых дорожек опорных катков и звеньев гусениц.

После сборки и заправки смазкой каретки обкатывают для выявления дефектов сборки и приработки уплотнительных колец и других деталей в течение 15 мин при частоте вращения катков 150 мин-1. Во время обкатки проверяют отсутствие течи масла, надежность креплений деталей.

Тележки гусениц тракторов Т-4, Т-100М и Т-130 собирают на специальной подставке или стенде. Сборку начинают со сборки рамы, установки амортизатора рессоры и опорных катков. У тележек тракторов Т-100М и Т-130 однобортные катки устанавливают по краям и в середине, между ними — двубортные. У тележек трактора Т-4 первым, третьим и пятым по ходу трактора должны быть установлены двубортные катки, а вторым, четвертым и шестым — однобортные. После монтажа опорных катков на их беговые дорожки накладывают линейку (рейку). Зазор между линейкой и минимальным по диаметру катком не должен превышать 1,5 мм. Допускается установка прокладок под ось катка в местах ее крепления. Смещение катков относительно продольной оси тележки не должно превышать 1,5 мм. После сборки тележки обкатывают на специальном стенде. Гусеницы тракторов класса тяги 3 в условиях мастерских хозяйств собирают вручную на специальных подставках. Соединительные пальцы устанавливают головками на наружную сторону звеньев. С противоположной стороны — шайбы и шплинты. На специализированных предприятиях для сборки гусеничных цепей используют гидрофицированный стенд ОР-7748, обеспечивающий запрессовку (выпрессовку) пальцев и дискретное перемещение гусеницы на один шаг.

При сборке гусениц тракторов Т-4, Т-100М и Т-130 используют пресс ПБ-002 и специальное приспособление. Втулки пальцев гусениц после напрессовки звеньев должны выступать на 6 мм. Втулки замыкающих пальцев выступают над наружными торцами звеньев на 0,5 мм. Моменты затяжки болтов гаек башмаков должны быть 140-150 Нм.

Трактор МТЗ-80 – технические характеристики и области применения

Грамотно продуманная конструкция и хорошая сбалансированность агрегата Беларусь МТЗ-80 позволила агрегату обрести отличные технические характеристики. В их число входит:

  • мощность – 80 л. с.;
  • рабочий объем цилиндра – 4,75 л;
  • количество скоростей – 18 передних/4 задних;
  • минимальный дорожный просвет – 47 см;
  • расход горючего под средними нагрузками – 230 гкВТ/ч;
  • вес – 3,77 т.

Габариты трактора МТЗ-80 достаточно скромные. Длина агрегата составляет 3,93, ширина – 1,07 и высота – 2,74 м.

Высокая мощность сельскохозяйственного агрегата позволяет использовать его для выполнения следующих задач:

  • для работы с плугом в целях эффективной вспашки целины и тяжелых глинистых грунтов;
  • для боронования и подготовка рядов перед посадкой;
  • для посадки клубневых культур и посева семян;
  • для окучивания грядок, полива, распределения удобрений и сборки урожая;
  • для уборки огорода после сбора урожая – скашивания травы, заготовки сена, культивирования почвы перед зимним сезоном;
  • для перевозки урожая;
  • для расчистки придомовой территории от снега и льда, а также подметания проезжей части.

Очень часто на фабриках и складах в паре с этим популярным агрегатом используется кун, что позволяет эксплуатировать трактор в качестве универсального погрузчика.

Описание модели Беларус

Простота + надежность – основные качества, необходимые для техники любого назначения, как нельзя лучше воплощены в тракторе Беларус МТЗ-80. Машина разработана в характерной системе полурамной конструкции –переднее расположение мотора, ведущие задние колеса большего диаметра, чем передние.


МТЗ-80.1

Технические характеристики трактора Беларус 80.1

Двигатель
Типдизель без турбонаддува, с непосредственным впрыском топлива
Мощность, л.с./кВт81,6/60
МодельД-243
Номинальная частота вращения коленчатого вала, об./мин.2200
Число цилиндров, шт.4
Диаметр цилиндров/ход поршня, мм110 х 125
Рабочий объем, л4,75
Максимальный крутящий момент, Н·м298
Коэффициент запаса крутящего момента, %15
Емкость топливных баков, л130
Трансмиссия
Коробка передачмеханическая, ступенчатая
Муфта сцеплениясухая, однодисковая
Число передач вперед/назад18/4
Скорость движения, км/ч: вперед/назад1,9–34,3/4,09–9,22
Задний ВОМ:
независимый I, об./мин.540
независимый II, об./мин.1000
синхронный, об./м пути3,4

Подготовка трактора МТЗ-80 к работе – на заметку новичкам

С завода каждая модель тракторов МТЗ-80 выходит полностью укомплектованным для дальнейшей работы. К каждому агрегату прилагается полный набор запчастей, инструменты тракториста, подробная инструкция по эксплуатации и дополнительные принадлежности. Однако фермеру перед запуском трактора все же предстоит выполнить ряд процедур, направленных на облегчение запуска двигателя и других механизмов сельскохозяйственной машины. В их перечень входит:

  1. Перед запуском нужно тщательно вымыть трактор;
  2. После этого потребуется снять штатные аккумуляторы и привести их в рабочее состояние;
  3. Далее нужно снять защитные чехлы из поливинилхлорида;
  4. Затем на трактор потребуется установить спускные краники штатного блока цилиндров радиатора;
  5. В соответствии с таблицей смазки нужно смазать трущиеся узлы и механизмы трактора;
  6. Далее в топливный бак нужно залить отстоянное горючее;
  7. После этого в систему охлаждения мотора нужно залить чистую воду;
  8. Следом за этим необходимо проверить давление в шинах трактора, а также в трубках гидравлической системы;
  9. В конце потребуется установить заряженные аккумуляторы и расширить колею трактора до 140 см. Подготовку трактора Беларусь МТЗ-80 к работе наглядно продемонстрирует видео.

Выполнение всех перечисленных процедур перед каждым холодным запуском мотора продлит сроки эксплуатации трактора МТЗ-80 и исключит его поломки. Благодаря этому ремонт агрегата потребуется выполнять гораздо реже.

Проверка давления воздуха в шинах — важнейшая операция, влияющай на долговечность шины и на ее сцепление с почвой.

При работе шины с пониженным давлением воздуха средняя часть протектора (рис. 82, а) несколько разгружается, прогибаясь внутрь шины, отчего в крайних зонах протектора повышается напряжение материала. С течением времени нити корда внутреннего слоя отслаиваются от резины, что ведет к их разлохмачиванию и разрывам.

При работе с пониженным давлением уменьшается контакт почвозацепов с почвой, что, в свою очередь, увеличивает буксование и износ краев беговой дорожки (почвозацепов), в то время как средняя часть ее остается почти неизношенной.

Повышенное давление воздуха уменьшает деформацию шины (рис. 82,6) и соответственно площадь контакта ее с дорогой. В результате этого ускоряется изнашивание протектора (почвозацепов) в его средней зоне и увеличивается буксование колеса.

Рис. 82. Схема погружения в почву почвозацепов шин трактора при различном внутреннем давлении воздуха: а — недостаточном; б — избыточном; в — нормальном.

Кроме того, возрастает напряжение в нитях корда каркаса, что ускоряет процесс «усталости» корда и приводит к преждевременному разрыву каркаса.

При давлении воздуха в шине, соответствующем рекомендациям завода-изготовителя, почвозацепы более ровно входят в почву (рис. 82, в), шины изнашиваются равномернее и медленнее, что в значительной степени увеличивает их срок службы.

Для проверки давления очистите вентиль от грязи, отвинтите и снимите колпачок. Прижмите к вентилю наконечник шинного манометра и по его показанию определите давление в шинах. Если оно не соответствует норме, то доведите его до нужного.

Следует помнить, что для различных видов работ давление в шинах неодинаково и зависит также от машин-орудий, с которыми трактор работает.

Для этой цели поставьте трактор с машиной-орудием на весы так, как это показано на рисунке 83. Определите силу тяжести трактора, приходящуюся сначала на задние колеса, а затем (после перестановки трактора) на передние. Разделив полученные результаты на 2, получите значение давления, приходящегося на каждое колесо.

Определение износа почвозацепов и ребер пневматических шин. Для определения износа рисунка или почвозацепов протектора пневматической шины очистите протектор от пыли и грязи. Затем осмотрите беговую дорожку и на глаз выявите место с наибольшим износом, где следует начертить мелом площадку, на которой нужно будет провести измерение.

Рис. 83. Взвешивание трактора на автомобильных весах: 1— весы; 2 — трактор.

Рис. 84. Определение износов почвозацепов шин: а и г — места измерения; б — измерение штангенглубиномером; в — измерение приспособлением; 1 — глубиномер; 2 — приспособление.

С помощью глубиномера (рис. 84,6), обеспечивающего точность ± 0,1 мм, или специального приспособления (рис. 84, в) измерьте места наибольшего износа, кроме мест расположения полумостиков или уступов у основания рисунка протектора.

Высоту почвозацепов измерьте по центру (рис. 84,г) или в местах, наименее удаленных от центра беговой дорожки, но не по уступам у основания почвозацепов и не по полумостикам.

В том случае, если трактор будет работать при скорости, меньшей 30 км/ч, нагрузку на шины можно увеличить до значений, указанных в таблице 29.

Предельным износом почвозацепа, после которого шина должна быть снята с трактора и направлена в ремонт, будет износ более 80%. При этом буксование ведущих колес увеличивается до 20…28%, производительность снижается на 10…12% и расход топлива возрастает на 6…8%.

После определения износов почвозацепов сравните степень износа шин правых и левых колес (разница не более 6%). В противном случае это может привести к нарушению соосности и деформации полуосей и дисков колес, а также нарушению углов установки передних колес. Эти отклонения следует выявлять и устранять.

Камеры тракторных колес заполняют жидкостью для увеличения сцепной силы.

В летнее время заливайте чистую воду на 3/4 объема камеры. При температуре окружающего воздуха ниже +5 °С применяйте раствор, состоящий из 25 частей (по массе) хлористого кальция (СаСЬ) и 75 частей воды. Такой раствор имеет температуру замерзания до —32 °С.

Если наливать жидкость, например, в колесо размером 12— 38 на 3/4 объема, то его сцепная сила увеличится на 1700 Н.

Чтобы налить жидкость в камеру, нужно поднять колесо (рис. 85, а) домкратом до отрыва его от грунта, соединить наконечник приспособления с воздушным вентилем и, открыв доступ жидкости, заполнить камеру. После этого следует накачать в шину воздух до требуемого давления.

Для удаления жидкости из камеры требуется поставить вентиль в нижнее положение, вынуть золотник и слить основную часть жидкости. Оставшуюся часть жидкости можно удалить следующим образом: накачать в шину воздух до давления 0,1…0,15 МПа, снять с вентиля втулку с золотником и на их место вставить в вентиль 2 (рис. 85,6) трубку с резиновым уплотнением. Жидкость при этом будет выдавливаться внутренним давлением воздуха в шине.

Рис. 85. Увеличение сцепной силы трактора: а — заполнение камер ведущих колес трактора; б — удаление жидкости из камеры; 1 — резиновое уплотнение; 2 — вентиль; 3 — трубка.

Рис. 87. Надевание и снятие покрышек с обода: а, б, в, г, д и е — последовательность выполнения операций.

Установка сдвоенных ведущих колес. Вовремя работы трактора на переувлажненных почвах и мелиорированных торфяниках для уменьшения буксования ведущих колес трактора желательно устанавливать сдвоенные колеса.

В качестве примера на рисунке 86 показано соединение сдвоенных колес на тракторах МТЗ-80 и МТЗ-100. Колеса следует устанавливать так, чтобы выпуклости дисков располагались против проставок.

Постановка шин на обод и снятие с него. Тщательно очистите обод колеса от грязи и коррозии и определите, какой стороной покрышка должна быть надета на обод, чтобы после постановки готового колеса на трактор направление его вращения совпало с имеющейся на покрышке стрелкой (рис. 87, а).

Заведите один борт покрышки ерез закраину обода, для чего вначале наденьте на обод часть борта, затем с помощью лопаток перетяните весь борт.

Припудрите сухую чистую камеру тонким слоем талька, вложите ее в покрышку (рис. 87,6), тщательно расправьте, а вентиль вставьте в отверстие обода.

Рис. 86. Установка сдвоенных ведущих колес трактора МТЗ-80: 1 — диски; 2 — проставка.

Заведите часть второго борта покрышки со стороны, противоположной вентилю (рис. 87, в), и, следя за правильным положением вентиля с помощью лопаток, перетяните остальную часть борта покрышки. Перетягивание заканчивайте у вентиля (рис. 87,г).

Накачайте шину воздухом до давления, превышающего норму на 50… 100 кПа для того, чтобы покрышка хорошо прилегла к ободу, а затем через золотник снизьте давление воздуха до нормы.

Для снятия покрышки выпустите воздух из камеры, для чего выверните из вентиля золотник.

Сдвиньте оба борта покрышки с полок обода в его углубление со стороны, противоположной расположению вентиля.

Вложите две монтажные лопатки между бортом покрышки и ободом по обеим сторонам вентиля на расстоянии 10 см и перетяните через закраину обода вначале часть борта у вентиля (рис. 87, д), а затем весь борт.

Протолкните вентиль внутрь обода, а затем выньте камеру из покрышки. Переверните колесо на 180°, сдвиньте в одну сторону углубления обода борта покрышки, а с другой стороны вставьте лопатки и выньте обод из покрышки (рис. 87, е).

Проверка и регулировка подшипников передних колес универ-сально-пропашных тракторов. Затормозите задние колеса трактора стояночным (горным) тормозом и поднимите переднее колесо домкратом настолько, чтобы оно не касалось почвы.

Закрепите на цапфе переднего колеса головку индикатора так, чтобы его стержень, соприкоснулся с поверхностью ступицы колеса, и установите ноль шкалы против стрелки. Перемещая руками колесо вдоль оси цапфы, определите зазор в подшипниках. Предельно допускаемый зазор в подшипниках составляет 0,25 мм.

Рис. 88. Проверка подшипников передних колес (а) и регулировки направляющего (б) и ведущего (в) колес: 1 — гайка; 2 — колпак; 3 — шестерня; 4 — крышка; 5 — корпус; 6 — винты; 7 — регулировочные кольца.

Если нет индикатора, то проверьте зазор покачиванием колеса руками так, как это показано на рисунке 88,а. Если установлено, что в подшипниках повышен зазор, то следует их отрегулировать.

Регулировка подшипников колес трактора с колесной формулой 4К2. Снимите колпак (рис. 88,6) с прокладкой, после чего проверьте легкость вращения колеса. Если при вращении обнаружите заедания, то найдите и устраните причину, вызвавшую их.

Расшплинтуйте гайку и, поворачивая колесо (для правильного размещения роликов в обоймах), затягивайте ее до тех пор, пока усилие для вращения колеса за протектор не окажется около 45 Н (не более).

Зашплинтуйте гайку, поставьте на место колпак, опустите колесо и уберите домкрат.

В такой же последовательности проверьте и при необходимости отрегулируйте подшипники второго переднего колеса трактора.

Регулировка подшипников колес трактора с колесной формулой 4К4 (на примере трактора МТЗ-82). При правильной регулировке и эксплуатации трактора осевой зазор более 0,3 мм появляется в подшипниках после 5…6 тыс. ч работы, и его устраняют при ремонте трактора. Тем не менее если при проверке до указанного срока будет обнаружен зазор, превышающий норму, то устраните его в такой последовательности.

Отверните гайки и снимите диск вместе с пневматической шиной. Слейте масло из редуктора переднего колеса.

Отъедините от корпуса (рис. 88, в) редуктора крышку вместе с ведомой шестерней и подшипниками.

Подтяните до отказа винты. Если они поддаются подтяжке, это значит, что причина повышенного зазора — недостаточно затянутые винты. После этого поставьте снятую часть редуктора на место и вторично проверьте осевой зазор. Если зазор находится в пределах нормы, зафиксируйте винты 6 отгибной пластиной, поставьте на место снятые детали и залейте масло в редуктор.

Если после подтяжки винтов зазор в подшипниках будет превышать 0,2 мм, то вновь снимите крышку с ведомой шестерней и регулировочные кольца 7 и прошлифуйте наждачной бумагой торец одного из них до нужного значения. После сборки проверьте зазор, зафиксируйте винты 6 отгибной пластиной и залейте масло в редуктор.

Техническое обслуживание гусеницы с открытыми шарнирами.

При работе гусеничного трактора часть мощности двигателя затрачивается на трение в шарнирах гусеничных цепей и в зацеплениях цепей с ведущими звездочками. На это влияет степень натяжения гусениц. Излишне большое натяжение увеличивает трение, а также износ деталей. Недостаточное натяжение увеличивает потери мощности на биение гусениц, а в некоторых случаях приводит к их соскакиванию.

Рис. 89. Проверка состояния гусеничного полотна тракторов: а _ Т-74, ДТ-75М и Т-150; б — Т-54С и Т-70С.

Износ движителей гусеничного трактора зависит не только от степени натяжения гусениц, но в значительной степени от типа почвы, на которой работает трактор. Например, износы гусениц на песчаных почвах почти в 2 раза превышают износы на черноземах за один и тот же отрезок времени.

При износе деталей гусеницы увеличивается ее шаг, что ослабляет ее натяжение и в свою очередь вызывает повышенный износ ведущей звездочки.

Изношенные пальцы гусениц вызывают ускоренный износ проушин звеньев, а неравномерный износ правой и левой гусениц нарушает прямолинейность движения трактора, что в значительной степени утомляет тракториста.

Чтобы увеличить срок эксплуатации гусеницы, необходимо внимательно и своевременно следить за ее износом, а также за правильным ее натяжением.

Проверку гусениц тракторов Т-74, ДТ-75М и Т-150 выполняют на горизонтальной твердой площадке. Предварительно гусеницу надо тщательно очистить от грязи и промыть водой.

Первая проверка после ввода нового трактора в эксплуатацию назначается через 600…700 ч работы на песчаных почвах или через 1200…1400 ч работы на черноземах. Для этого измерьте длину 10 звеньев (обеих гусениц), расположенных под трактором (рис. 89, а). Длина 10 звеньев обеих гусениц должна быть одинаковой и не выше 1750… 1760 мм. Если размер находится в указанных пределах, но у разных гусениц отличается на 10 мм, то поменяйте их местами.

Вторая проверка — через 500 ч после первой при работе на песчаных почвах или через 1000 ч — на черноземах. Длина 10 звеньев не должна превышать 1810…1820 мм, но в этом случае нужно заменить пальцы гусениц новыми и, кроме того, поменять местами ведущие звездочки трактора.

При сквозном износе звеньев по цевкам необходимо гусеницы повернуть на 180° и поменять местами.

Проверка гусениц тракторов Т-54С и Т-70С. Порядок проверки степени износа такой же, как описано выше, с той лишь разницей, что для этих тракторов следует измерять длину пяти звеньев (рис. 89,6).

Для гусениц шириной 300 мм при увеличении длины пяти звеньев до 920…930 мм необходимо заменить пальцы новыми. Второй комплект пальцев необходимо ставить при возрастании длины до 930…940 мм и третий — до 940…950 мм.

Для гусениц шириной 200 мм при увеличении длины L пяти звеньев от 880 до 920 мм разрубите стопорные скобы, выбейте пальцы и выпрессуйте втулки. После этого поверните втулки на 180° и запрессуйте их на старые места. Паз втулки при этом должен располагаться в первоначальном положении. Соберите гусеницу. При распрессовке и запрессовке втулок и стопорении пальцев пользуйтесь специальными приспособлениями, состоящими из штыря, конусной направляющей втулки и оправки для стопорения пальцев, прилагаемыми к запчастям трактора.

После износа второй стороны втулок их следует заменить новыми.

Гусеничные цепи на трактор надевайте так, чтобы звенья на нижней ветви расположились стороной с двумя (для цепи шириной 200 мм) или тремя (для цепи шириной 300 мм) проушинами в сторону движения трактора вперед. При этом головки пальцев должны находиться снаружи трактора.

Проверка и натяжение гусениц. Очистите, промойте гусеницы и установите трактор на ровной твердой площадке так, чтобы пальцы гусениц находились над поддерживающими роликами (перед остановкой трактор должен двигаться только вперед, для того чтобы ослабить верхние ветви гусениц).

Положите рейку на почвозацепы гусеничной цепи и с помощью линейки измерьте расстояние в средней части между поддерживающими роликами или направляющим колесом и поддерживающим роликом (рис. 90, а).

Ослабьте контргайки (рис. 90,6), кроме трактора Т-150, и, вращая регулировочную гайку или корпус амортизатора или нагнетая масло рычажно-плунжерным шприцем, натяните гусеницы.

Закончив регулировку натяжения, затяните ослабленные контргайки и смажьте резьбу натяжного болта смазкой УС.

Если при натяжении гусеница трактора Т-150 очень сильно вытянулась и коленчатая ось натяжного колеса вошла в соприкосновение с упором, установленным на раме, и не в состоянии больше натянуть гусеницу до нужного размера, то дальнейшее нагнетание пластической смазки недопустимо, так как это может привести к поломке натяжителя. Выверните предохранительный клапан, передвиньте колесо назад (при этом пластическая смазка будет выдавливаться через отверстие, из которого вывернут клапан). Затем разъедините гусеницу, удалите из нее одно звено. Далее соедините гусеницу, поставьте на место клапан и, нагнетая пластическую смазку в гидроцилиндр, натяните гусеницу.

Рис. 90. Проверка (а) и натяжение (б) гусениц

Рис. 91. Схема перестановки кареток гусеничного трактора.

Перестановка кареток подвески. Через каждые 1900…2000 ч работы трактора переставляйте каретки подвески по перекрестной схеме (рис. 91), что способствует равномерному изнашиванию опорных катков кареток.

Технические характеристики

Система питания двигателя — непосредственный впрыск топлива в каждый цилиндр. Система питания трактора предназначена для точной подачи топлива в камеру двигателя.

Охлаждение – принудительное, жидкостное, замкнутого типа. Система газораспределения имеет нижнее расположение распредвала, но клапаны установлены в головке блока цилиндров.

Система смазки – комбинированная и служит для смазывания части узлов двигателя смазочными материалами под давлением для уменьшения износа трущихся частей двигателя. Привод всех систем и механизмов силовой установки осуществляется шестернями от коленчатого вала.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]