Описание и технические характеристики мотоблоков МТЗ и навесного оборудования


Описание

Производством надёжной и выносливой сельскохозяйственной техники Минский завод занимается уже более 80 лет. Однако первый образец мобильного одноосного почвообрабатывающего инструмента увидел свет только в 1978 году, когда в обиходе ещё не употребляли слово «мотоблок». Предпосылкой к развитию ручной бензиновой техники стала потребность мелких аграрных хозяйств, а также коммунальных предприятий в мобильных тяговых агрегатах. Первый мотоблок Беларус (Беларусь МТЗ) призван был заменить ручной труд и тягловую лошадиную силу для работы на личных деревенских подворьях.

Типовой ряд

МТЗ выпускает несколько моделей для работы в трудных условиях. Однако все они основаны на опыте производства и эксплуатации самой первой конструкции, принятой к изготовлению в 1978 году – МТЗ-05. Линейка тяжёлой техники представлена модельным рядом из четырёх мотоблоков. Однако только три из них завод выпускает по настоящее время, хотя предыдущие можно встретить на вторичном рынке.

МТЗ-05

Первый белорусский мотокультиватор, ставший прародителем следующих моделей. В его основе заложен опыт выпуска тракторов и другой с/х техники. Производство его прекратили в 1992 году. Однако применяемые технологии и материалы сделали возможным использование агрегатов и сегодня. Рассчитан мотоблок МТЗ-05 для работы на лёгких грунтах, а настраиваемая колея позволяет быстро приспособить технику к нужной ширине междурядий. Технические характеристики агрегата приведены в таблице.

Таблица. Рабочие параметры МТЗ-05

НаименованиеХарактеристика
Двигатель УД-15 – 4-тактный карбюраторный с одним цилиндром или УД-25 – аналогичный, но 2-цилиндрового типа
Рабочая температура -10 – 30 °C
Ширина колеи 45/60/70 см
Трансмиссия Механическая коробка передач с 6 скоростями, 2 из которых – реверсные
Максимальная скорость 9,6 км/ч
Мощность 5 л.с.
Колеса 5,9 х 13 дюйма
Вес 135 кг
Объём бензобака 5 л
Расход топлива 340 г кВт/ч
ВОМ Зависимый, с частотой вращения до 1000 об/мин (при максимальных оборотах коленвала)

МТЗ-06

Агрегат, конструкция которого основана на предыдущей версии. Однако в нём производитель учёл и исправил все недостатки предшественника. Кроме того, в новой модели установили бензиновый мотор СК-6 Петропавловского завода малолитражных двигателей. При том же расходе топлива он выдаёт несколько большую мощность – 5,5 л. с. Уменьшение габаритов мотоблока позволило сэкономить пространство в боксе для хранения как самого тягового устройства, так и навесного оборудования.

МТЗ-09

Многофункциональный представитель бренда «МТЗ-Белорус» (Белорусь). Его производство начали после завершения выпуска более ранних моделей (в 1992 году). Основное новшество – модернизация моторной части и трансмиссии. Теперь мотоблок получил двигатель мощностью 6,6 л. с. За счёт этого увеличилась масса конструкции до 176 кг и транспортная скорость – до 11,4 км/ч. Кроме того, увеличение частоты вращения ВОМ (1200 об/мин) позволило использовать стационарные адаптеры – корморезки, насосные насадки и другие механизмы.

К сведению!

Среди фермеров спросом пользуются мотоболоки с японским двигателем «Хонда» GX270. Такие ДВС менее шумные, более экологичные и долговечные.

МТЗ-12

Самый мощный представитель линейки тяжёлых одноосных мотоблоков. Разработан для работы на участках более 5 га, а также выполнения агротехнических и муниципальных задач. Оснащают МТЗ-12 флагманским бензиновым мотором из серии СК-12, мощностью 11 л. с. Аппарат легко обрабатывает целинные земли, тяжёлые и влажные почвы. Кроме того, большая масса мотоблока исключает необходимость применения утяжелителей и грунтозацепов. Мотоблок использует при работе только штатные колёса.

Устройство мотоблоков «МТЗ»

Мотоблоки от белорусского бренда «МТЗ» имеют классическую конструкцию, которую составляют:

  1. мотор;
  2. силовой блок: муфта сцепления; дифференциал; ВОМ; коробка передач;
  3. бензобак;
  4. рулевая штанга с совмещенными органами управления: топливоподачей; дифференциалом; скоростным режимом; валом отбора мощности;
  5. шина;
  6. грузило;
  7. выдвижная опора.

Типоряд моторов и трансмиссия

Модели мотоблоков оснащали своими силовыми установками. Основные ДВС, устанавливаемые на ручную технику МТЗ:

  1. УД-15 (25). Линейка многоцелевых малолитражных, четырёхтактных карбюраторных двигателей, производимых Ульяновским моторным заводом. За основу конструкции был взят ДВС от малолитражки «Запорожец» ЗАЗ-965. В моторе была реализована верхнеклапанная система впрыска топлива и выпуска отработанных газов. Охлаждение – воздушное.
  2. СК-6 (12). Одно- или двух цилиндровый двигатели, выпускаемые в Казахстане в городе Петропавловск. Моторы имеют верхнее расположение клапанов и воздушное охлаждение. У мотоблоков МТЗ-06 модификация с двигателем китайского производителя WEIMA 177F. Последний оснащён более удобной конструкцией газораспределительного механизма и простой системой пуска.
  3. «Хонда» GX270. Представитель японского рынка бензиновой и дизельной техники, который устанавливают на популярный аппарат – МТЗ-09. Этот двигатель имеет OHV-строение с двумя клапанами, сложную систему воздухозаборника и многокамерную выхлопную систему. Это позволяет снизить токсичность выхлопных газов и уменьшить воздействие на оператора шума/вибрации.
  4. Кроме японского агрегата, модель МТЗ-09 комплектовалась сходными по характеристикам двигателями Lifan LF177 и Kipor KG280 (оба Китай), белорусским мотором ДК-7, имеющим меньшую цену, и не получившим широкого распространения – Motor Jikov GH 1509 (Чехия).

Крутящий момент на трансмиссию передаётся посредством постоянно замкнутой дисковой муфты, находящейся в масляной ванне. Мотоблок имеет коробку скоростей с 4 передачами вперёд и 2 назад. Такая вариативность способствует к подбору оптимальных режимов работы аппарата. Главная передача оснащена дифференциалом для облегчения выполнения разворотов.

Дополнительное оборудование

Навесные инструменты, которые крепят к передней или задней сцепке существенно расширяют возможности тягового аппарата. Навесное оборудование позволяет обрабатывать землю, проводить посев/посадку или сбор урожая, обслуживать прилежащую территорию. Все они разнятся по форме рабочего органа, характеру его движения и по принципу приведения его в действие.

К сведению!

Правильно настроенный мотоблок обработает землю не хуже, чем трактор, работающий на дизеле. Однако одновременно с этим не уплотнит почву после себя.

Распространённая группа дополнительного оборудования – инструменты для обработки почвы. В этот класс включены:

  1. Плуг. В некоторых моделях мотоблоков он входит в стандартную комплектацию. Плуг нужен для вспашки целины и глубинной обработки почв. Опытные пользователи этим механизмом нарезают канавки для посадки картофеля либо других растительных культур.
  2. Окучник. По своей конструкции напоминает плуг, однако выполнен он в виде двух симметрично расположенных механизмов. Оборудование нужно для окучивания посевов на грядках.
  3. Роторный плуг. Более сложная модификация штатного инструмента. Обработку почвы выполняет горизонтальный вращающийся диск. На последнем закреплено 2-4 изогнутых лемеха. Диск получает вращение от двигателя от ВОМ. Роторный плуг имеет большую устойчивость и высокую производительность.
  4. Почвофреза. Для навески на мотоблок тяжёлой серии применяют инструмент с отдельным приводом от ВОМ. Такие фрезы хорошо рыхлят почву, измельчают растения и их корни, создавая однородную питательную массу.
  5. Борона. Этим инструментом обрабатывают почву перед проведением посевных работ. Борона разравнивает грядки, разбивает крупные комья грунта.
  6. Картофелекопалка/сажалка. Сложные механизмы для посадки картофеля или сбора клубней. Предприятия, производящие технику для фермерских хозяйств, предлагают различные модификации, однако принцип действия у них один. Рабочий орган подрывает землю, извлекая клубни на механизм очистки их от грунта и перемещения картофеля в накопительный бункер.

Кроме штатного навесного оборудования, фермеры применяют механизмы для облегчения садовых работ или уборки придомовой территории. Вспомогательный инструмент:

  1. Косилки. Оборудование применяют для заготовки сена на корм животным либо стрижки газонов. Косилки бывают двух типов: роторные и сегментные. Первые имеют высокую производительность, а вторые более манёвренные, они нужны для работы между деревьев и кустов.
  2. Ворошилки. Механизмы с большими проволочными дисками предназначены для того, чтобы переворачивать сено, ускоряя его высушивание.
  3. Сеялки. Комбинированные агрегаты, проводящие одновременную подготовку грядки, заделку семян и последующее выравнивание почвы.
  4. Доминаторы для газона. Вертикальные фрезы одновременно проделывают три операции: разрыхляют почву ножами, высевают семена, выравнивают и уплотняют поверхность будущей лужайки.
  5. Грузовые прицепы. Предназначены для перемещения тяжёлых предметов. Фабричные модели оснащают световыми указателями, тормозами и удобным сиденьем для водителя.
  6. Щётки для подметания или расчистки снега. Вращающиеся «ёршики» способны убрать территорию от мусора.
  7. Шнеко-роторный снегоуборщик. Предназначен для расчистки глубоких снежных сугробов. Удаляемый материал захватывается винтовыми шнеками, попадает на вращающиеся с большой скоростью лопасти, которые отбрасывают его за пределы действия агрегата.

К сведению!

Широкий ассортимент навесного оборудования для мотоблока МТЗ предлагает тракторный завод. На официальном сайте предприятия представлены механизмы, которые облегчат вспашку, культивацию, покос травы, перемещение грузов и сбор урожая.

Нюансы использования

Чтобы обслуживание мотоблока не принесло фермеру лишь хлопоты, подбор его параметров выполняют перед покупкой. Если мототехника нужна только для работы на грядках (вспашка, культивация, окучивание), стоит использовать облегчённые слабосильные модели. Работая с такими МБ, оператор будет меньше уставать, а затраты на горюче-смазочные и расходные материалы будут минимальными.

В случае если фермер планирует задействовать технику в уборке территории, очистке снега или заготовке корма для животных, лучше применить для этого более мощные модели. Они способны скосить траву с большой площади за короткий промежуток времени. Кроме того, для зимнего применения для уборки снега применяют мотоблоки серии Беларус-09Н (08Н) – их двигатель способен работать при температуре окружающего воздуха до -20 °C.

Сравнение МТЗ и Мотор Сич

Сложно ответить, какой мотоблок лучше, но если опираться на стоимость и количество положительных отзывов о работе того и другого агрегата, то отчетливо видно схожесть. На фото даже внешний вид похож.

  • Возможность устанавливать величину колеи у Мотор Сичи больше, целых 4 размера.
  • Дорожный просвет у Мотор Сичи меньше, соответственно 24 и 30 у МТЗ.
  • Мотоблоки Сморгонского завода комплектуются импортными моторами со способностью развивать скорость до 12 км/ч, а на Мотор Сич устанавливают моторы собственного производства, который способны разгоняться до 16 км/ч.
  • Запорожские мотоблоки выносливей, потому что способны поднимать навеску тяжелее, чем сморгонские.
  • Из-за возможности работать с тяжелым навесным оборудованием украинским производителям пришлось увеличить вес мотоблока до 220кг, что не может сказаться на сложности его эксплуатации без адаптера.


Мотоблок МТЗ-09Н


Мотоблок Мотор Сич МБ-9Е

Обслуживание

Своевременное техническое обслуживание и осмотры – основные каноны, соблюдение которых позволит максимально долго пользоваться бензотехникой без ремонта и замены комплектующих деталей. Подробные инструкции производитель указывает в сопроводительной документации, а в общем случае, перед работой проверяют:

  1. Количество масла в картере двигателя, коробке скоростей, корпусе муфты сцепления.
  2. Отсутствие раскрученных резьбовых соединений.
  3. Наличие защитных устройств, механизмов.
  4. Состояние покрышек и давление воздуха в них.

Кроме осмотров, осматривают состояние воздушного фильтра, выполняют регулировку карбюратора и чистку свечей зажигания. Двигатель внутреннего сгорания очень требователен к качеству поступающей в цилиндры топливной смеси. Наличие в ней твёрдых частиц приводит к интенсивному износу рабочих поверхностей. Чтобы избежать негативного явления применяют воздушные фильтры, которые надёжно улавливают посторонние вещества. По мере накопления грязи в фильтрующем материале, его промывают в бензине либо меняют элемент на новый.

Дозирующую систему подачи топлива в цилиндры (карбюратор) настраивают ещё на заводе. Там выставляют правильный уровень бензина в рабочих камерах, а также устанавливают требуемые обороты холостого хода. Однако из-за некачественного топлива либо стороннего воздействия может понадобиться повторная регулировка. Если двигатель перестал развивать требуемую мощность либо стал глохнуть на холостых оборотах, выполняют повторную настройку системы или замену топливного фильтра.

К сведению!

Регулировка карбюратора по инструкции от сторонних производителей может привести к повреждению системы питания двигателя.

Во время эксплуатации постоянно контролируют количество смазочных материалов в картерах двигателя и трансмиссии. Марка, период замены заливаемого в мотор масла зависят от производителя ДВС. В коробке скоростей используют трансмиссионные смазки типа SAE 80W-90 и ему подобные. В редукторе меняют масло не реже, чем через 100 моточасов наработки под нагрузкой. Связано это с большими нагрузками в главной передаче и с ухудшением свойств смазки. Одновременно с заменой масла в трансмиссии, его меняют в муфте сцепления.

Подготовка мотоблока «МТЗ» к пахоте

Вспашка – кульминационный момент, ради которого приобретают любой мотоблок. Но для его реализации необходимо правильно подготовить, отрегулировать мотоблок, и лишь потом проверить его в работе.

Подготовительный комплекс работ представлен в видео ниже и включает:

  1. Сборку мотоблока согласно руководства пользователя;
  2. Затяжку всех резьбовых соединений;
  3. Наполнение резервуаров для моторной, трансмиссионной смазки и бензобака;
  4. Предварительный пуск мотора:
  • открываем краник топливного бачка и подкачиваем горючее в карбюратор;
  • прикрываем аэрозаслонку. Обратное проделываем с заслонкой дросселя, которая должна быть открыта на одну треть;
  • помещаем пусковой шнур в паз шкива;
  • после проворачивания коленвала до начала сжатия резко дергаем за тросик и запускаем мотор;
  • при успешном включении даем ему прогреться на малых оборотах в течение нескольких минут и переходим к работе;
  1. Обкатку – обязательный этап для всех новых мотоблоков «МТЗ»:
  • длительность – 50 ч;
  • требования – произведение легких транспортных работ под половинной нагрузкой;
  1. Агрегация навесками:

Мотоблоки «МТЗ» совместимы с разнообразным навесным оборудованием, которое можно условно разделить на 3 группы:

  1. только 1 или 2 передача:
  • Навесной плуг ПУ;
  • Фреза для почвы ФР;
  • Культиватор КТД-1,3;
  • Окучник ОУ;
  • Косилка КРМ-1;
  1. только 2 или 3 скорость:
  • Борона БТ-1,6;
  1. большие скорости (3-4) при повышенном давлении шин до 0,12 МПа:
  • Прицеп ПМ.
  1. Навешивание плуга для вспашки:
  • колею настраиваем на 60 см;
  • переводим сцепное устройства плуга в рабочий режим и стягиваем болтом;
  • ставим под левое колесо 16 см колодку;
  • послабляем болты плуга так, чтобы его стойка приняла вертикальную позицию;
  • берем ручку для установки глубины вспашки и проворачиваем против часовой стрелки, чтобы носок плуга стал выше на 1,5 см;
  • включаем блокировку дифференциала и начинаем культивацию на 1-й передаче;
  • доводим регулятором глубины пахоты ее до показателя 18 см;
  • постепенно переходим на 2-ю передачу;
  • в случае пробуксовки колес уменьшаем ширину захвата плугом.

Основные неисправности и их устранение

Некоторые пользователи столкнулись с отказами сложной бензиновой техники, связанными с работой двигателя либо трансмиссии. Наиболее частые проблемы, возникающие в работе мотора:

  1. Снижение мощности ДВС. Как правило, это происходит из-за засорения топливной системы, отложения копоти на стенках камеры сгорания, деградации двигателя и свечей зажигания. В первом случае проводят чистку фильтров, регулируют карбюратор. Чрезмерный износ поршневой группы устраняют заменой деталей либо установкой нового двигателя. Нагар на свечах и стенках камеры сгорания удаляют механической или химической очисткой.
  2. Трудности с запуском мотора. Это может быть следствием неисправности систем питания или зажигания. Проверяют поступление топлива в карбюратор, наличие и качество искры в свече зажигания. Выявленные дефекты устраняют самостоятельно либо с привлечением сотрудников сервисных центров.
  3. Нестабильная работа двигателя. Как правило, «плавающие» обороты или провалы мощности происходят из-за слабого контакта в высоковольтной цепи зажигания. В этом случае следует проверить все места коммутации и усилить проблемные места.

К прочим основным неисправностям относят нарушение в работе трансмиссии. К этому приводит износ дисков сцепления и ослабление пружин. Чтобы восстановить работоспособность, выполняют их полную замену. Кроме того, к этому могут привести обрыв тросика, деформированные фрикционные диски, грязное масло. Увеличение шумовых характеристик редуктора указывает на низкий уровень масла или слабое закрепление деталей. Стук и скрежет возникает из-за изношенности шестерен, при этом рекомендуется немедленная замена повреждённой детали (совместно с соседней) во избежание полного выхода из строя всего блока.

К сведению!

Перед ремонтом нужно внимательно изучить схему и принцип работы узла, вышедшего из строя. Поспешные действия могут привести к окончательной поломке агрегата.

Отзывы

Григорий, 42 года:

«4 года назад купил себе старый МТЗ-05 с неисправным двигателем. После установки нештатного автодизеля мощностью 7 л. с. надёжная конструкция белорусского производителя стала мне опорой на садовом участке. «Родная» ходовая, в которой ещё не менялись запчасти, даст фору многим аналогичным механизмам».

Виталий, 36 лет:

«Увидел у знакомого мотоблок МТЗ-09Н с хондовским движком на 9 л. с., которым он летом заготавливал сено на корм своим животным, а зимой легко убирал снег с большой территории, я «загорелся» купить такой же. Пользуюсь им пока только полгода и лишь для работы в огороде. За это время не случилось отказов, аппарат исправно заводится, двигатель хорошо держит обороты, а тяговое усилие оказалось выше моих ожиданий».

Мотоблоки Минского тракторного завода станут настоящими помощниками в работе на малом хозяйстве. Высокая прочность и широкая функциональная обеспеченность механизмов позволят выполнить весь спектр задач, стоящих перед фермером.

Мотоблок «МТЗ» 12

Самый мощный мотоблок от бренда «МТЗ-Беларус». Адаптирован под огромные площади (свыше 5 га), всевозможные агротехнические и муниципальные задачи. Оснащен штатным карбюраторным двигателем СК-12, потенциал которого составляет 11 л.с. Беспроблемно пашет целину, тяжелые и влагоемкие субстраты, на которых благодаря своему внушительному весу может обойтись без грунтозацепов и утяжелителей. Маневренный на поворотах и при транспортировке по проселочным дорогам, что обеспечивается блокировкой дифференциала через специальный рычаг.

Особенности:

  • пригодность для любых типов почв;
  • возможность переоснастки в минитрактор с помощью дополнительной приставки;
  • встроенная в рулевую штангу вибропоглощающая опора;
  • унифицированные запчасти;
  • работа с высокооктановым топливом марки АИ-92;
  • неприхотливость в обслуживании, которое с помощью понятной инструкции по эксплуатации выполнить своими руками.

Рабочие свойства:

  • Тяга – 8,1 кВт;
  • Дорожный просвет – 30 см;
  • Макс. глубина вспашки – 0,3 м;
  • Размеры – 188 х 85 х 101 см;
  • Вес – 148 кг.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]